М. ГАРТШТЕЙН
Гл. инженер Управления культурнобытового строительства Моссовета.
Б. БЛОХИН
Нач. проектной мастерской Треста блочного строительства.

Перспективы крупноблочного строительства

Здания из крупных блоков впервые начали строить в Москве в 1927 г. С 1934 по 1938 г. Трестом блочного строительства Моссовета выстроено 50 зданий, общим объемом в 705,5 тыс. м3. План 1939 г. преду
сматривает строительство 18 зданий, общим объемом около 400 тыс. м3.
В текущем году на Трест блочного строительства Моссоветом была возложена по
четная и ответственная задача - построить 7 крупноблочных шестиэтажных жилых домов из числа 24, строящихся поточно-скоро
стным методом. Весь коллектив крупноблочников с большим подъемом взялся за подготовку к выполнению этой задачи.
Трест блочного строительства получил средства на приобретение усовершенствованных металлических виброформ для внутренних блоков и железобетонных фигурных поддонов - для наружных. В резуль
тате этой первой небольшой помощи извне трест сумел добиться на постройке первого жилого дома (на Велозаводской улице) такого качества работ, которое, по всеобщему признанию, ставит этот дом во всяком слу
чае наравне с кирпичными домами, если не выше некоторых из них.
Осуществляя строительство этого дома, трест разрешил еще одну новую пробле
му - получение в заводских условиях готовой внутренней штукатурки на блоках, на
ряду с фасадной фактурой. Это достижение сводит почти на-нет мокрую штукатурку
для внутренней стороны наружных стен. Задача была разрешена благодаря новому способу формовки наружных блоков - фасадной фактурой вниз, - впервые применен
ному на практике при изготовлении блоков для дома на Велозаводской улице.
Новый способ формовки стал возможен по получении фигурных железобетонных поддонов с гладкой шлифованной поверхностью из мраморной крошки. Блок укладывается наружной фактурой прямо на поддон, а для нанесения внутренней штукатурки верхняя, открытая поверхность формуемого блока отделывается металлическими терками.
В архитектурном проекте дома на Велозаводской улице авторами проекта архитек
торами А. К. Буровым и Б. Н. Блохиным была принята разрезка здания в соответствии с конструктивными размерами бло
ков. Ряд архитекторов находит такую раз
резку слишком крупной (по высоте - 81 см), немасштабной для жилого дома. Но надо сказать, что авторы на такую разрезку по
шли вынужденно, так как заводы не смогли бы осуществить резкий переход от сравнительно примитивных блоков к блокам сложным как по своей конфигурации, так и по отделке декоративными швами, сокращающими конструктивный масштаб блоков.
Во всяком случае, опыт строительства школ 1938 г., а главным образом опыт постройки жилого дома по Велозаводской
Жилой дом Моссовета на
Велозаводской улице. Главный фасад. Проект арх. Б. Н. Блохина и А. К. Бурова.