ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОТОГРАФИИ
Из выступлений на открытии выставки мастеров фотоискусства 24 апреля и на творческом вечере 4 мая с. г.
П. Бляхин (председатель ЦК союза кино-фотоработников

На уровень большого искусства!

До сих пор многие считают, что фотография не является искусством, что фотография — это простая фиксация действительности, что для фото
художников нет никакого простора, что художник фотоискусства не имеет возможности показать действительность сквозь призму своего отношения к этой действительности.
Выставка московских мастеров показала, что наша фотография, советская фотография, стоит на большом уровне, на уровне настоящего искусства. Больше того. Если внимательно ознакомиться с экспонатами на этой выставке, то мож
но с достаточной твердостью сказать, что целый ряд смежных искусств и, в особенности, живопись, кое-чему может поучиться у фотографии.
Ряд художников и крупных деятелей искусства, успевших осмотреть настоящую выставку, указывает на огромное мастерство композиции в пред
ставленных на ней экспонатах. Можно также поучиться у мастеров фотоискусства умению обращаться со светом, тончайшему художественному вкусу, художественному изобретательству. На этой выставке можно заметить большое разнообразие жанров, и выставка в целом, по сравнению с 1927 г., представляет собой безусловно
доказательство огромного роста фотоискусства, роста не только со стороны мастерства, не толь
ко со стороны художественного качества, но и с идейной стороны.
Тематика нашей выставки — это тематика социалистического строительства, тематика, отражающая нашу культуру, наш быт во всем его многообразии. Пожалуй, нет ни одной большой со
ветской темы, которая так или иначе не была бы затронута, не была бы показана на этой выставке. Больше того, если сделать внимательный обзор выставки, то можно сказать, что фо
товыставке удалось показать общее настроение нашей страны — необычайную бодрость, необычайную жизнерадостность, ра
дость труда, радость творчества, радость социалистического строитель
ства. Здесь нельзя найти почти ни одного хмурого, слюнявого лица, здесь не заметно ни одной фальшиво звучащей ноты. Здесь все произ
ведения построены на высоких, бодрых тонах, здесь настоящая советская социалистическая страна. И это показывает, что наши мастера фотоискусства являются детьми нашей Советской страны, нашими мастерами, мастерами социалистической родины.
Советское фотоискусство, так же как и смежные искусства, развивалось в борьбе на два фронта: с одной стороны, борясь против формализма, приверженцы которого, увлекаясь формой, забывали и забывают о содержании, об идейной на
сыщенности произведения и, с другой стороны, против натурализма в фотоискусстве, против слепого, безыдейного ползучего эмпиризма, который также задерживал пути развития фотографии как искусства.
Выставка также может показать, что от этих вредных влияний, шедших с двух сторон, наши
советские мастера фотоискусства в значительной мере освободились. Эти прежние течения и группки разбиты, и мы сейчас можем уверенно сказать, что советское фотоискусство развивается в направлении социалистического реализма.
Правда, на этой выставке можно заметить пережитки формализма и некоторые остатки натура
листических тенденций, но основное характерное для этой выставки — это реализм,
это стремление овладеть методом социалистического реализма.
К 15-летнему юбилею фотоискусство, как и кино, становится безусловно признанным народ
ным массовым искусством. К сожалению, мы должны признаться, что с точки зрения обслу
живания интересов колхозной деревни, интересов армии, интересов широкого рабочего потреби
теля массовая фотография находится еще на достаточно низком уровне.
Газета «Правда» совершенно правильно и неоднократно сигнализировала об этом, указывая, что по линии развития и поднятия качества массовой фотографии сделано чрезвычайно мало. В этом отношении мы действительно еще до
статочно беспечны. Одной из причин отсталости массового фото и слабого развития самодеятельного фотоискусства является недостаток вни
мания со стороны нашей общественности к этому участку искусства, недостаток внимания со стороны печати, со стороны наших критиков. На
стоящих критических высказываний об искусстве фотографии мы еще не имеем. Видные писатели
и художники не уделяют внимания фотоискусству, настоящей фотографической литературы у нас нет, нет никаких пособий для рабочего фотолюбителя, не разработан ряд творческих про
блем, которые стоят перед фото так же, как и перед другими искусствами. Не приходится по
этому удивляться, что массовое фото отстает и требуется много усилий, чтобы подтянуть этот участок.
Мы надеемся, что газета «Правда» и вся наша печать на материале нашей выставки дадут толчок для мобилизации внимания критики и обществен
ности к вопросам фотоискусства. Это поможет нам консолидировать творческие силы фотоискусства, поможет нам закрепить и развить начавшийся в этой области подъем.
Эту выставку мы рассматриваем как подготовительный этап ко все
союзной выставке фотоискусства. Новый профсоюз кино-фотоработников будет не
устанно и настойчиво с помощью выставок и через ряд других мероприятий вести борьбу за повышение качества фотоискусства.
Под руководством нашей партии, рука об руку с другими искусствами, наша фотография сможет подняться — и уже в лучших своих образцах поднялась — на уровень большого настоящего ис
кусства, искусства, которое в арсенале нашей пропаганды является одним из самых мощных орудий социалистического наступления.