1 Виновным.
ными воротами и одновременно звонницей. Во втором эта же была любимая горница царя Алексея Михайловича. Башня эта прозвана Думской: в ней, вдали от Кремлевских палат, царь собирал на совет свою боярскую думу. С высокого балкона он часто наблюдал, как разгорались потешные кулачные бои или удалая борьба «холопа» с медведем. Тут же происходили казни— «причинным»1 людям отрубали головы — об этом сви
детельствуют недавно! найденные в тайном колодце башни черепа и кости.
По традиции, ведущейся от отца и деда, в горнице Думской башни Петр I собирал близких людей, а императрица Анна Ивановна — Сенат.
На взгорье стоит пятиглавый Покровский собор — примечательный памятник русского зодчества второй половины XVII века.
Хорошо сохранились расположенные напротив собора каменные ворота, за которыми был деревянный дворец Алексея Михайловича. На воротах помещались голланд
ской работы куранты с семью колоколами, а восьмой прозывался боевым, весом же «неведомо». Вторые ка
менные ворота стоят в другой половине острова, на выезде в Преображенскую сторону. Третьи легкие ворота были у самой Стромынки, отличавшиеся редким украшением, с виноградной кистью на арке — эмблемой цар
ской вотчины. Памятниками XVII столетия являются также остров и обширный Виноградный пруд, созданные руками крепостных людей.
Со стороны острова видны раскинутые по холму строения. Это и есть старинное село Измайлово. Появилось оно значительно раньше всех памятников. Измай
лово как вотчинное село известно еще со времен Ивана
Грозного. Проведенная в 1571 году перепись всех земельных владений в России свидетельствует, что в Васильцевом стане Московского уезда при речке Измайловке находится вотчинное село Измайлово. Владельцем неболь
шой вотчины, состоявшей всего из села и трех деревень — Меленки, Брюхово и Софроново, был боярин Никита Романович Юрьев, из рода Кобылиных.