ray бивраля 1939 г. № 20 (600).
	ПЬЕСЫ ГРИБОБл.ОВА
HA CHEE
	 ; ловестно, цензура помешала Грибо-
	ee

ку при жизни. увидеть «Горе от ума»
2 столичной сцене; но это не значит
пон не знал радостей театрального ус:
их при свете огней рампы. Уже в
(815 т. 99 сентября, нз сцене петер-
(рового тезтра идет его комедия в од-
ри действии «Молодые супруги», причем
рииающий автор имеет удовольствие BE
а вру В этой пьесе выдающихея арти-
чз тимашней труппы — Семеновой, (С-

‘тео и Брянского.
	  og grpapa 1818 r. в Малом театре в
	избурге идет комедия в 3 действиях
(юм мя, пли замужняя невеста»,
виезяная совместно Грибоедовым, Ша-
уххих и Хмельницким; в ней были за-
лы Саядунова, Сосницкий, Валберхова
д. №063 три недели, 11 февраля, па
цене Родьшого театра представлена «Пра-
вушя неверность» — переработанная
—ибеювых и Жандром комедия Француз-
во драматурга Барза. 10 ноября 1819 г.
; exeguc Брянского шел водевиль Грибо-
низ «Проба интермедий»; 24 января
Hr. на московской сцене © большим
мешу играется «опера-водевиль» «Hiro
(ит, BTo сестра, или обман за обманом»,
илезнная Грибовдовым совместно © П. А.

зежким, другом Пушвина.
	(щшническая жизнь лучшего создания
 ибелова — «Горе от ума» — начинает-

р РУ Ч
	Ги 2 дкабря 1829 г., когда была
7 вые поставлена, и: ‘картина первого
		gderaua ва петербургской сцене, ech
и 5 февраля 1830 т. шло третье дей-
ие мой комедии, причем Чацкого иг-
ar Каратытгин, Фамусова — Рязанцев,
tuo — Семенова (младшая), Молчали-
в — Лю, Лизу — Монготье. Впервые
(eno шла эта комелия на петербург-
ний сене 26 яиваря 1831 г. в бенефис
инехото. На московской сцене она шла
mepswe B 4 aptax 27 ноября 1831 r.,
mex Фамусова играт Щепкин, а Чац-
у — Мочалов.
	  оначило ли это, что зрители, наконец,
‘выели и услышали «Горе от ума», 6
‚1805 г. запрещенное для сцены? Нет, так
и; па комедии Грибоедова была вынута
ул @ солость» п весь ее гнев против
фитозского общества. Целое десятилетие,
murs x0 1862 г. (издание Тиблена), в
витой редакции текста вместо: «Ла
и мастей не признает» читалось: «Он
ши не признает»; вместо: «Он хочет
manor, проповедать» — «Вот что он
	RUT QTR aT bP.
	«СОВЕТСКОЕ
	ИСКУССТВО,
	БЕССМЕРТНАЯ
 КОМЕЛИЯ
	А. С ПУШКИН

Слушал Чацкого, но только один раз и
не © тем вниманием, коего он достоин. Вот
что мёльком успел я заметить. Драмати-
ческото писателя должно судить по зако“
нам, им самим над собой признанным.
Следовательно. не осуждаю ни плана, ни
завязки. ни приличий комедии‘ Грибое-
	лова. Цель его — характеры ий резкая кар-
	тина нравов. В этом отношении, Фамусов
и Скалозуб превосходны. Софья начертана
неясно: не ‘то ww. не то’ московская ку-
зина. Молчалин не довольно резко подл;
не нужно ли было сделать из него и тру+
са? старая пружина—но штатский трус В
большом свете между Чацким и Скалозу*
бом мог быть очень забавен. Les propos
41 Ба, сплетни, рассказ Репетилова ©
клубе, Заторецкий. всеми от’явленный и
везде принятый, — вот черты истинно-ко>
мического тения... О стихах я’не говорю:
половина = должна войти в пословицу.

Покажи это Грибоедову. Может быть #
в ином ошибся. Слушая ето комедию, я
не критиковал, ‘& наслаждался. Эти заме-
чания пришли мне в голову после, когда
уже не мог я справиться. По ‘крайней ме-
ре, говорю я прямо, без обиняков, как
истинному таланту.
	(Из письма к А. А. Бестужеву,
25 янв. 1825 г.).
	Н. В. ГОГОЛЬ
	«ГОРЕ ОТ УМА» в МАЛОМ ТЕАТРЕ. На снимках
	(слева направо}: 1) Народный артист СССР М. М. Климов — Фамусов, 2) Бал у Фамусова. 3) М. И. Царев — Чацкий
	Александр Сергеевич Грибоедов,
его жизнь и гибель
	Его меланхолический характер, ero
озлобленный ум, его добродушие, са-
	мые слабости и пороки, неизбежные
спутники человечества. — все в нем
	было необыкновенно привлекательно.
А. ПУШЕИН
	Всадник в черном ехал по горному
	ущелью. KOH мчался резво, плащ разве-
валея по ветру, было хорошо. Три потока
с шумом и пеной низвергались © высокого
берега. Всадник переехал через реку. Два
вола, впряженные в арбу, подымалиеь по
крутой дороге. Несколько грузин сопрово-
ждали арбу. «Откуда вы?» — спросил
их ездок. — «Из Тегерана». — «Что вы
везете?» — «Грибоеда». Это было тело
убатого Грибоедова. которое препровождали
в Тифлис. Пушкин снял карфтуз, лицо его
омрачилось. Он любил этого человека. Как
странно: перед от’ездом в Персию Грибое-
дов говорил ему о зловещем предчуветвии,
и вот это предчувствие оправдалось. Фа-
натически настроенная толпа персов, метя
царским колонизаторам, разгромила посоль-
ство и перерезала Bch миссию. *
	«Щивой из Персии не вернусь», —
упорно повторял Грибоедов. Император
осыпал ето. милостями, ему дали орден,
деньги, высокое звание полномочного ми-
нистра, но поэт был угрюм и зол, он не
хотел ехать. «Все, чем я до сих пор за-
нималея, — для меня дела посторонние, —
писал Грибоедов другу своему Бегичеву.—
Голова моя полна, и я чувствую необхо-
лимую потребность писать». Но писать 110-
эту не давали; он должен был нести
государственную службу, и его заставляли
делать это против собственной воли.
	ить было невыносимо. Грибоедов писал
отчаянные письма: «Люди мелки, дела их
глупы, душа черствеет, рассудок затем-
няется и нравственность гибнет без поль-
зы ближнему, Я рожден для другого по-
прища» Но’ вместо этого высокого попри-
ша поэту навязывали мундир, ненавист-
ный мундир. «распытый и красивый».
	Кругом были чужие люди. Грибоедов
презирал всей силой своей озлобленной
души эту низкопробную светскую чернь,
он говорил другу: «Вчера я обедал co всею.
сволочью здешних императоров. Не. могу
пожаловаться — отовсюду коленопреклоне-
вие и фимиам, но вместе с ‘тем сытость,
ото их ‘дурачеств и сплетен, ‘их мишур-
ных талантов и мелких их душишек. Ка-
кой мир! Кем ‘населен! И какая это ду-
	рацкая история!»

Грибоедов мечтал вырваться из этого
«трясинного государства». Но приходилось
выполнять ненавистную службу; недоста-
вало сил раз и навсегда бросить все и
отдаться любимому делу.
	А. С. Грибоедов родился в старинной
барской ‹емье. Лом Грибоедовых в Мос-
кве в начале XIX века считался од-
HUM из самых высокочтимых, он принад-
лежал к тому небольшому кругу, который
составлял московский высший свет. Грибо-
едов мог < самого детства видеть вокруг
себя героев своей будущей комедии, ему
с пеленок проповедывалась мораль Фамусо-
ва и Молчалина. Всесильный дядюшка
Алексей Федорович Грибоедов ревностно
внушал чинопочитание И НиЗзкоПоклон-
ство, & дальний родственник екатеринин-
ский вельможа Новосильцев был в семье
таким же илеалом, каким являлся пля Фа-
	`мусова покойный дядя Максим Петрович.
	Чудом мальчик уберег себя от тлетвор-
ного влияния всех этих людей, Ум и спо-
собности юноши были поистине  феноме-
нальны: тринадцати лет от роду он по-
ступил в Московский университет, «знав-
ши уже <овершенно Французский, немец-
кий и английский языки и понимавший
своболно в оригинале всех латинских п0э-
тов; в дополнение к отому он имел He-
обыкновенную способвость в музыке, иг-
	Естественно, что многим хотелось ви-
деть «Торе от ума» на сцене, но про-
браться через цензорекие рогатки было не-
мыслимо.
	Грибоедов еще сильнее озлился, бросил
столицу и уехал в Ёрым. Ш№ и тут его
  донимали те самые люли, от которых он
спасался. покидая Петербург, и раздоса-
дованный поэт’ писал: «Фу, злодейство!
Да, мне не весело, скучно, отвратительно,
несносно... Чудесно всю жизнь свою про-
катиться на четырех колесах, кровь вол-
нуется, высокие мысли бродят и мчат за
обыкновенные прелелы нелепых опытов...»
	Б том же мрачном состоянии духа Гри-
боедов приехал на Кавказ. Шли бои © че-
ченцами. Чтобы как-нибудь, заглуптить т0-
ску, поэт отправлялся на линию огня и
бесстратено раз`езжал под пулями, В эти
же дни он писал отчаянные письма дру-
гу: «Мне так скучно, так трустно, —
писал он, — скажи мне что-нибудь в от-
раду: я с Некоторых пор мрачен до край-
ности, пора умереть. Сделай одолжение,
nora совет, чем мне избавить себя от
сумасшествия или пистолета, а я чувет-
вую, что то или другое у меня впереди».

Опасение было в одном творчестве. но
и творить можно было только в. уедине-
нии. Только в уединении, скрывшись от
аракчеевских шпионов, можно было чи-
тать такие стихи:

0 люди! Кто назвал людьми исчадье

зла,
_ Которых от кровей утробных

Судьба на то произвела,

Чтоб были гибелью, бичом себе

полобных!
	Это строфа из недописанной предемерт-
ной трагедии Грибоедова. В ней женщина
из народа клеймит князей, ее устами то-
ворит сам поэт, проклинающий власти-
телей... Печатать. трагедию было невоз-
можно. Поэт все” что писал, прятал в
ящик стола. Дни тянулись тоскливо ‘и 0д-
нообразно. Но вдруг все изменилось: из
Петербурга прискакал фельд’егерь © coob-
шением о необычайном событии. соверигив-
шемся на Сенатской площади четырнад-
цатого декабря. Грибоедов сжал кулаки,
улыбнулея и пробормотал: «Вот теперь в
Петербурге идет кутерьма. Чем-то кончит-
ся». Через несколько месяцев автору «Горя
от ума» было сказано; «Александр Сергее-
вич, воля государя императора, чтобы Bat
арестовать».

Арестанта посадили в полицейскую ка-
рету и повезли через всю Россию на до-
прос в генеральный штаб. В следственной
комиссии по делу декабристов Грибоедов
написал: «В затоворе я не участвовал, но
затоворщиков всех знал и умысел мне их
был известен...». Тогда стоявший рядом
© ним доброжелатель схватил ето за РУБУ
и шепнул: «Что вы пишете! Пишите —
знать не знаю, велать не ведаю». Гри-
боедов послушался, Через несколько меся-
цев, в результате усиленных хлопот вли-
ятельных лиц. поэта выпустили на CBO-
боду. Грибоедов избежал есылки. Офици-
ально ето признали непричастным в де-
кабрьскому движению. Но разумом и серд-
цем своим он во многом был © ними, Ге-
рой поэта громко, со всем пылом своей
души ‹ провозглашает идеалы тражданст-
венности и патриотизма, его разум пыт-
лив и воинственен, и потому с такой си-
лой Чацкий обрущтивается на подлый мир
стяжательства и лицемерия. Миллион тер-
заний у него в сердце, но когда герой по-
кидает фамусовский дом, он уходит побе-
дителем. Победу ему принесла история.

Трагедия 0 личности, посмевшей сво-
бодно и честно думать, звучит в наши
дни торжественным тимном правдивому и
дерзкому уму.

Свободный народ освободил  человече-
скую мысль от терзаний и тнета, и теперь
к творению Грибоедова,  озатлавленному
словами «Горе уму!», можно поставить
эпиграфом пушкинский стих:

Ла здравствует разум!
	Г. БОЯДЖИЕВ
	o
К 10-летию СО ДНЯ СМЕРТИ
		ВЕЛИКОГО
	ПИСАТЕЛЯ
	Комедия Грибоедова выставила болезни
от дурно-понятото просвещения, от при
HATHA глупых еветских мелочей на место
главного, словом — взяла Донкипютсвую
сторону. нашего европейского образования,
не связавшуюся смесь обычаев, сделав“
пую русских не русскими, но ‘иностран-
пами.
	в г БЕЛИНСКИЙ
	В то время когда вся русская. литера-  ных дел, как его отправили в липломати-
	ческую миссию на Вавказ. Начались дни
тоскливого одиночества. Он писал из Тиф-
лиса» другу своему Кюхельбекеру: «Теперь
в поэтических своих занятиях доверяюсь
одним стенам. Им кое-что читаю изредкз
свое или Чужое, & людям ничего: нико-
му». Грибоедов дописывал «Горе от ума».
Была осень 1822 года, ero окружали «из-
балованные дети тучности и пищеваре-
ния», а он уходил в мир евоих героев,
запиралея у себя в комнате и целыми но-
чами шалролет писал. Поэт вверял свои
мысли и чувства юному Александру Анире-
евичу Чацкому, тому вовому еще для рус-
ского общества человеку, подчинившему в
cede огойстические побуждения идеалам
тражданетвенности и свободомыелия. Десят-
ки живых людей стояли перед Грибоедовым,
когда. он создавал. своего героя, и
чаще, чем 0 других друзьях, он, может
быть, творя, вепоминал вдохновенного бун-
rapa Кюхельбекера и мудрого скептика
Чаадаева.
	Слишком много злобы накопилось в AY-
ше, надо было все это выплеснуть, нель-
зя было жить с окружающими, не унич-
тожая их, не нанося им смертельных ран.
Й Грибоедов разил в самое сердце своим
ядовитым пером этот ненавистный ему
мир: вельмож, «грабительством богатых,
аракчеевоких гвардионцев, задающих В
обществе тон, низкопоклонников и льсте-
пов .е их девизом «умеренность и акку-
ратность»; безмозглых краснобаев, мошен-
ников и шулеров, ютящихея под сенью
высоких  покровительств, — весь этот
сброд; всю эту отвратительную светскую
чернь! :
	тура раболепно копировала Корнеля м Ра-
сина» Грибоедов очень яено видел вею сте-
снительность французских классических
правил, мешавитих свободному и полному
развитию художественного — творчества.
Юный студент в своих взглядах был на-
столько решительным, что не побоялся на-
писать злую пародию «Дмитрий Дрян-
ской», высменвая насквозь ’фальшивую

скучую . тратехию Озерова «Дмитрий
а, написанную по ложному образ-
цу французских произведений, Сам он 3a-
читывалея «Фаустом» Гете и знал многое
наизусть из Шекспира, Шиллера и Байро-
на. Любимым комедиографом был веселый
и злой Жан-Батист Поклен. Именно na
этой почве зрел талант реаляста и сати-
рика, смутно представлявшего уже cede
ситуации й характеры будущего «Горя ot
ума,» .
	Но Алекоандр Грибоедов не был ученым
книжником и педантом. Как всякий чело-
век крупного дарования, он не мог стоять
поодаль от общественной жизни своего
времени. Страна переживала величествен-
ные годы отечественной войны. Был
1812 год. Гопбоедов прямо ©0 студен-
ческой скамъи пошел добровольцем в гу-
сарский полк. Но французы повсюду уже
отступали, и молодому человеку не уда-
лось показать своей удали. Зато Грибоедов
многое разузнал о войне, о тех людях, ко-
торые © дрекольем в руках уничтожали мо-
	тущественные полки Наполеона, с тем что-
бы, вернувшись к себе в деревню, снова
ощутить у себя на спине. «милость» спа-
сенных имипомещиков. Юный поэт” заду=
мал написать трателию на, необыкновенную
	тему. Его тероем должен был стать крепо-  ° Сегодня еще поэт читал комедию сте-
	стной мужик,  совершавигий героические
	полвиги на ‘полях сражения. Ничтожные
	BOCHANGIBHARA €PO YOPHO He saMelain i
отпустили домой «с отеческим» наетавле-
нием к «покорности и воздержанию». Дра-
ма кончается тем, что герой, вернувшись
после. войны к своему помещику, не вы-
держмвает позора телесных наказаний й
вешается. Трагедия о 1812 тоде написана
Грибоедовым не была, остался только пред-
варительный план & ней, но уже и 10
этому плану видно, насколько остро ху-
ложник умел вглядываться в жизнь, на-
	сколько хоропю ему удавалось отыскивать
типические обстоятельства, находить глав-
ные общественные конфликты и открыто,
резко выражать свои симпатии и антипа-
тии.
	3a время пребывания в полку Грибое-
дов сблизилея © кн. Шаховским, извест-
ным Театроманом, TOT его пристрастил к
тезтру. И Грибоедов стал шутя пописы-
вать для младых актрис бойкие водевили
на французекий лад. Написал он вместе ¢
Шаховским и Хмельницким веселую коме-
дию «Своя семья», перевел с Жандром
«Притворную ‘неверность», одним словом,
в короткое время он стал «почетный гра-
жланин кулис» и настолько увлекся своей
	новой ролью, что даже дрался на дуэли
	из-за Истоминой.
Но веселая петербургская жизнь скоро
	нам своей одинокой комнаты, а завтра уж
дерзекие стихи гремели по всей России.
	  Успех «Горя от ума» был совершенно не-
	обычен. О напечатании комедии не могло
быть и речи. Только через три года поя-
вились небольшие отрывки в журнале
«Руеская Талия», но вся молодая Росоая
зачитывалась гениальным творением Гри-
	боедова.
	Комедия Грибоедова есть истинная
diving comedia! Это совсем не смешной
анекдотец, переложенный на/ разговоры, —
не такая комедия, где действующие лица
нарицаются Добряковыми, Плутоватиными,
Обираловыми и проч.; ея персонажи даз-
но были вам известны в натуре. вы виде»
ли, знали их еше до прочтения «Горе от
ума», и, однажо-ж, вы удивляетесь им,
как явлениям совершенно новым для вас]
вот высочайшая истина поэтического вы*
мыела! Лица, созданные Грибоедовым, не
выдуманы, а сняты с натуры во весь
рост, почерпнуты сео дна действительной
жизни; у них не написано на лбах их
добродетелей и пороков, но они заклей-
мены печатью своего ничтожества, заклей»
мены мстительной рукой палача-художни“
ка. Каждый стих Грибоедова есть сарказм,
вырвавшийся из души художника в ПЫ-
лу негодования: его слог есть рат ехеепс6
	разговорный.
	...Кюнечно, это произведение не без не
достатков в отношении к своей целости,
но оно было первым опытом таланта Гри-
боедова, первою русскою комедией; даи
сверх того, каковы бы ни были эти недо“
статки. они не помешают ему быть образ-
TOBHM. тениальным произведением и HS
	в русской литературе, которая в Грибов»
	nope лишилась Шекспира комедии...
	И. А. ГОНЧАРОВ
	Читатель и зритель не должны были
пиь, что Фамусов «монашеским азвестен
mseemeu», что Скалозуб говорит «Да
и) чины добыть» и проч. Даже знаме-
eee ’

pram женщины — ура!
1в мэух чепчики бросали»
	8 ыло известно читателям №830—1850
ОВ,
	B их условиях говорить 06 образах,
иных RUMMY великими актерами’ в
тиетин Грибоедова, можно лишь условно.
Ha елкин, ки (амарин, ни Ленский,
щ Рыбаков, ни Южин — лучше Фаму-
зы MOCKOBCKOH сцены — не обладали
SINOREOCTLIO воплотить замыюел Грибое-
we полностью хотя их игра в этой
	` ил справедливо ‘считается классической.
	lyse обстояло дело. со сценическими
Чщении, Ни Каратыгин. ни Мочалов. не
злись значительными Чацкими, и впер-
We FY POM, создал тот же И. В. Сама-
И,

Ра талантливейших актеров русской
Щиы прошел через «Горе от ума», от
№ к [юли, как через одну из лучших
0 сценического реализма. В. И. Живо-
it, например, был и Репетиловым, #
умещкии, и Горичем; 0. В. Шумекий—
вии, и Репетиловым, и Загорецким;
  \. Ябючкина — и Софьей, и Хлесто-
#1, п Горичевой, Это же происходит celi-
щи на сцене МХАТ, на которой В. И;
залов был и Чацким, и Репетиловым, и
Ш снова стал Чацким, а М. М. Тарха-
a прежде чем стать Фамусовым, был
Чем.
	Шюзможно в небольшюй статье охва-
1 8 этапы и перевалы, через кото-
№ прошло «Горё от ума» за свою 109-
Зою сценическую жизнь. Ово прошло
Tune глубокие актерские характеристи-
и оювой, Еруоловой, Макеева, Са-
Изой, Давыдова, Мартынова, Асенко-
3, (авиной, Отрельской, Сазонова, Вар
La, Никулиной, Остужева, Леонидова,
евокого, Лужского (помимо названных
11), и через невежественные тюстанов-
И аурных «режиссеров» императорских
Gti, и через формалистические извраще-
Пыуличных «новаторов», и через глу-
 Ue понимание и любовь’ таких исклю-
тю культурных и одаренных поста
щиков, как В. И. Немировяч-Данчен-
\ певший рядом с собой замечательно-
> EcargaTeaa роли Фамусова-—Станислав-
ZN,

«ре от ума» вполне выдержало испы-
ав временем и, рялом с «Ревизором»,
	к
	Комедия «Горе от ума» держится каким»
	то особняком в литературе и отличается
моложавостью, свежестью и более крепкой
живучестью ‘от других произведений ©ло-
ва. Она, как ‘столетний старик, околд
которого все, отжив по очереди свою по-
ру, умирают и валятся. а он ходит, бод-
рый и свежий, между могилами старых
и колыбелями новых людей. И никому В
голову нё приходит, что настанет когда-
нибудь и его черед.

..Комедия «Горе от ума» есть и EAap-
тина нравов, и таллерея живых типов, и
вечно-оетрая, жтучая сатира и вместе с
тем и комедия, ‘и скажем сами за себя
— больше’ всего комедия — какая
едва ли найдется в других литера»
турах... Как картина она. без сомнения,
тромадна. Полотно ее захватывает длин-
ный период русской жизни — от Екате-
рины до императора Николая. В групиё
двалцати лиц отразилась. как луч света
в капле воды, вся прежняя Москва, ©
рисунок, тогдашний ее дух, исторический
момент и нравы. И это с такой художест-
венною, об’ективною законченностью,
какая далась у нас только Пушкину и Го-
	голю.
	«Ныне нет ни одного малого города, —
писал современник, — чет дома, где лю-
бят словесность, где бы не былю списка
сей комедии». На читателей онз произво-
дила огромное впечатление. Когда А. Бе-
стужеву попали в руки отрывки из «Гд-
ря от ума», он, прочтя их, был потряеея:
«Я поглотил эти отрывки, я трижды пере-
читал их. Вольность русского языка, прон-
зительное остроумие, оригинальность х8-
рактера и это блатородное негодование ко
всему низкому, эта гордая. смелость в ли-
пе Чацкого — проникла в меня до глу-
OHHH души».
	А светские шаркуны сочиняли на коме-
дию нижеследующие куплеты:

Не говори, что дважды два четыре,

Я «Горе от ума» тебе при сем пришлю,

Четыре акта в нем и ровно все четыре
	равны. не дважды двум, а одному нулю.
Интерес к комелии был всеобщим, «[Гро-
	В рукописных фондах. Литературного
музея хранится несколько списков коме-
дии «Горе от ума», сделанных при жЖиз-
ни автора. Особый интерес  вызываеу
«Званцевский» список, принадлежавитий
приятельнице Грибоедова Званцевой. Этот
список, сделанный, очевидно, с оригинала,
является одним из основных.
	Есть в музее и несколько подлинных
	писем А, С. Грибоедова; наиболее приме-
чательно письмо его к жене, написанное
24 декабря 1828 года из города Казвинз.
В этом письме Грибоедов пишет: «Завтра
	мы отправимся в Тейран» (Тегеран). Пи-
	съмо из Казвина было отправлено поэтом
	незадолго до трагической смерти. В пись-
	ме 1820 года к чиновнику Рышлевскому,
	жившему в Тифлисе, `Грибоедов расска-
	зывает о Персии.
	кончилась. Не успело Грибоедов сопреде-  му, шуму, восхищению, любопытству кон-
литься чиновником министерства иностран-  ца нет», — ‘писал Грибоедов.
	.. Лет двадцать назад в современной критике довольно упорно держалось
мнение, что «Горе от ума» — пьеса вообще мало‘ сценичная .и устарелая,
	что интерес к ней поддерживается
	благодаря примитивности фабулы, и
	только ее чудесными стихами. И не только актеры заботились прежде все-
го о том, как они будут произносить те или другие знаменитые стихи и
монологи, но и театралы, приходившие смотреть новых исполнителей, оце-
вивали их с той же точки зрения, вспоминая, как эти стихи произноси-
лись славными предшественниками новых актеров... Художественный театр
	прежде всего со стороны фабулы
	Вл. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО
	подошел к постановке «Горе от ума»
пьесы.
	Любопытны дипломатические докумен-
ты, подписанные Грибоедовым; среди них
служебное письмо к министру иностран-
ных  лел Неосельроле с подписью —
	«Полномочный министр А. С, Грибоедов»:
	‘ивтоя подлинной жемчужиной русско- рал отлично на Фортепиано и, если бы
	\ мабсического репертуара.

1 чыпе оно живет полной яизнью на
Tm сценах Советской страны.
	посвятил себя только этому искусству, то,
конечно, сделался бы первоклассным ар-
тистом» (0. Бегичев). }
	М. Тарханов — Фамусов. 2) Бап у Фамусова, 3) Засл. артистка РСФСР_А. И, Степанова. — Софья, народный артист СССР
Андровская — Лиза. 4) Народный артист СССР В. И. Качалов — Чацкий eo eee
	ОГО. На снимках (слева направо): 1) Народный артист СССР М.
В. И. Качалов — Чацкий и засл. артистка РСФСР 0, Л,
	‚ ГОРЕ ОТ УМА» в МХАТ СССР им. ГОРЬВ