Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Год издания Xx
		СОВЕТСКОЕ ИСКУС
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК`профсоюза работников искусств
	«И. В. Стапин в подпольной
	Навстречу
ХИШ сезду ВКП(б)
		Художницы Москвы деятельно готовят-
ся к своей традиционной выставке, посвя-
щенной Международному коммунистиче.
скому женскому ‘дню — 8 марта. Эта вы-
ставка будет также рапортом московских
художниц открывающемуся в эти дни
ХУШ с’езду Всесоюзной коммунистиче-
ской партии (большевиков).

Около двухсот женщин — живописцы,
скульпторы, графики, оформители, теат-
ральные декораторы — примут участие в
выставке. Среди них и известные наши
художницы и дебютирующая молодежь.

В плане выставки, составленном по за-
явкам женщин-художников, преобладают
тематические картины и портреты. Над
картинами, посвященными социалистиче.
скому строительству, и над портретами
лучииих людей страны работает около 150
художниц. Худ. 0. Колмакова пишет кар-
тину «Выборы в Верховный Совет». Тема
полотна В. Фаворской — «На спектакле в
Большом театре». Пример интересного
творческого содружества ‘ представляет
грунна художниц (А. Петрова, Ф. Поли-
щук, М. Райская и Чертова), работающая
над картиной «Советская женщина в ис-
кусстве».
	Ауд. Бри-Брейн пишет плакат «Жиз-
ненный путь знатной летчицы П. Осипен-
Ko», Большие полотна готовят тт. Самой-
ловская, Яновская, Короткова, Рангина,
Кожевникова-Котова, Ромоденовская и др.
	(Обязательства
	В киностудиях Москвы, Ленинграда,
Киева, Тбилиси широко развернулось со-
циалистическое соревнование имени
ХУШ сёзла ВКП). На многочисленных
	митингах коллективы студий взяли Ha
себя конкретные обязательства достойно
встретить исторический с’езд, ознамено-
	вать его крупными производственными
успехами.
	обращении режиссеров, операторов,
артистов орденоносных студий Мосфильм
и Ленфильм ко всем. киноработникам Co-

ветского  Союза товорится:

«Больше пяти лет прошло со времени
XVII с’езда партии. Весь советский на-
род, идейно сплоченный вокруг больше-
вистской ‘партии, вокруг вождя  трудя-
щихся всего мира товарища Сталина, до-
	Цена 20 коп.

февраля
1939 года
	№ 21 (601)
	_ УЧЕБИО-БОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В ТЕАТРЕ
		Товарищ Сталин назвал советских писа-
лай инженерами человеческих душ. Эти
твниальные слова, простые, как все ге-
ннальное GO исчерпывающей — полнотой
выкрывают самую сущность писательского
труда и формулируют его высокие цели

На театре посредником между писате-
yeu п зрителем служит актер. Это. могу.
щественный и влиятельный = посредник:
именно от его мастерства, от его понима-
ния роли, от его творческой помощи авто-
ру зависит раскрытие драматургического
замысла, характеристика образа. Именно
он вызывает сочувствие, единомыслие или
ненависть зрителя по отношению к тому
или иному персонажу. Своей игрой, своей
трактовкой образа актер в силах внести
и значительные поправки в работу дра-
матурга. Нынешний, богатый премьерами,
театральный сезон знает немало примеров,
когда спектакль был больше обязан своим
успехом исполнителю, нежели драматургу.
Поэтому и актер, если это мыслящий и
талантливый художиик, вправе разделить
‹ писателем его звание «инженера чело-
веческих YI».

Каждый вечер в восьмистах театрах
оромной нашей страны раздвигаются за-
навесы, и советский актер выходит на-
встречу внимательному, чуткому, благо-
дарному, но и требовательному зрителю.

В тезисах доклада тов. Молотова на
ХУШ сезде ВКП(б) о третьем пятилет=
нем плане развития народного хозяйства
СССР подчеркивается, что «В нынешних
условиях, когда в СССР безраздельно гос-
полствуют социалистические формы хозяй-
ства, социалистическая собственность, со:
цпалистическая организация труда, когда
решающее значение для успеха нашего
дела приобретает коммунистическая созна-
тельность в работе на пользу нашего го-
сударства, народа и всех трудящихся, —
тигантоки поднимается роль советской ин-
теллигенции, умеющей по-большевистски
работать, по-большевистски бороться за
подем культурности и коммунистической
сознательности трудящихся»,
	Б огромной степени возрастает, следо-
вательно, в третьей пятилетке и роль со-
ветского актера, как воспитателя  зри-
тельской массы, как борца за культуру в
хоммунистическую сознательность трудя-
щихся,
	Организация повседневной учебно-воспи-
тательной работы с творческими кадрами
составляет сейчас одну из. важнейших за-
дач театров и органов искусства. В част-
HOCTH, B театрах эта работа находилась
до сих пор в запущенном состоянии.

Учебно-воспитательная работа в теат-
рах тормозилась и текучестью театральных
коллективов. Стационирование театров со-
вдает необходимые условия для повыше-
вия квалификации творческих кадров, &
постановление ЦК ВКП(б) «О постановке
партийной пропаганды в связи с выпу-
слом «Краткого курса истории ВКП(б)»
указывает большевистский метод органи:
зации идейно-воспитательной работы сре-
ди творческой интеллигенции. Учеба дол-
ина стать органической частью производ-
ственной жизни театра, одним из основ-
ных средств политического развития и под-

HATHA квалификации творческого коллек-
ТИВ.
	Борьба за идейную целеустремленность
опевтакля, за ансамбль, за единый реали-
сический стиль исполнения, против ано-
титичности, ‘ремесленничества, штампов,
фирмалистического и натуралистического
искажения действительности, — BOT что
Должно лежать в основе учебно-воспита-
тельной работы,
	Поднятие общекультурного и политиче-.
оо уровня и деловой квалификации
творческих работников театра необходимо
тено увязать с практической жизнью
театра,

Инструктивное письмо, разосланное на
места Управлением театров Комитета по
делам искусств при СНК СССР, указывает,
в каких направлениях может вестись эта
работа: организация самостоятельной уче-
бы творческих работников, учебные замя-
тия с творчевкой молодежью, учеба вокруг
н на основе репертуарного плана театра.
	Само собой разумеется, к организации
самостоятельной учебы надо подходить
диференцированно, помня, что в TeaTpax
работают люди с различной общекультур-
	HOH и театральной подготовкой, с различ“
Ным опытом и знаниями Наиболее под-
	товлвнные и имеющие навык К само-
стоятельной работе товарищи могут полу-
чить высшее образование без отрыва от
производства, подав заявление об экстер-
нате в Государственном институте. теат-
рального искусства им, Луначарского. Для
самостоятельной учебы могут быть ис-
	В вех уголках нашей необ’ятной po-
ДЛИНЫ Люди самых различных профессий
— рабочие, колхозники, бойцы и коман-
mon Красной Армии, педагоги, техники,
инженеры — с огромным творческим под’-
ехо\ работали над художественными пТо-
изведениями, стремясь запечатлеть в ис-
Кусстве образы любимых и мудрых Ha-
Млных вождей — Ленина и Сталина.

Работы эти украшают замечательную
выставку «Ленин и Сталин в народном
изобразительном искусстве»,  открываю-
	Щуюся сеголня в Музее изобразительных
	искусств им. А. ©, Пушкина.

После предварительных просмотров на
местах в Лом народного творчества им.
В. № Крупской было прислано около
тысяч художественных произведений oF

6 самолеятельных художников.
	«Тот факт, что мне, недавнему колхоз-
НИКу-Плотнику предоставлена возможность
проявить все свои творческие силы и го-
BOUT, языком, красок o Ленине и
Сталине, свидетельствует о том, что толь-
№ на родине трудящихся, только в 06-
ветскох Союзе, только в обществе людей,
стоящих социализм, возможно такое вни-
мание к проявлению творческих способно-
(тей простого трудящегося человека», —~
пишет один из участников выставки.
	Посвященная одной теме, BbICTADKS
ииеет несколько разделов, характеризую-
щих различные этапы жизни и деятель-
ности Ленина и Оталина: детские годы и
юность Ленина и Сталина; жизнь и дея-
тельность вожлей ло Великой Октябрьской
	Ленин
	Ццалистической революции;
	пользованы учебные планы и программы
театральных учебных заведений, утверж-
денные ГУУЗ Комитета по делам искусств.

Учитывая большую производственную
загрузку творческих работников перифе-
рийных театров, Управление театров в
своем инструктивном письме рекомендова-
	0 минимальный учебный план на
1939 год.
	План предусматривает изучение истории
ВКП(б) по «Краткому курсу» в соответ-
ствии с указаниями, имеющимися в поста-
новлении ЦК ВКЦ(б) «O постановке пар-
тийной пропаганды в связи с выпуском
«Краткого курса истории ВКП(б)», а также
изучение основных высказываний Ленина
и Сталина и решений партии и прави-
	тельства по вопросам культуры и ис-
кусства.
	занятия по этому разделу должны
явиться подготовкой к углубленному
	изучению марксистско.-ленинского искус-
отвознания.
	ae
Другие разделы плана посвящаются
изучению развития реализма в русском
театре и драматургии, изучению основ
мастерства актера и истории СССР. Ана-
логичные учебные планы по истории на-
ционального театра должны быть разра-
ботацы республиканскими управлениями
по делам искусств. ° ‘
	Введение раздела об основах актерского
мастерства отнюдь не преследует цели
учить актеров их профессии. Задача сво-
дится к повышению теоретических знаний
актеров до уровня их практического мас-
терства. Актер должен прежде всего глу-
боко изучить и усвоить ‘основные положе-
ния «системы Станиславского», являю-
щейся передовым и оправданным жизнью
методом театрального искусства. Основны-
ми пособиями ‘здесь. должны быть две
книги К. С. Станиславского: «Моя. жизнь
в искусстве» и «Работа актера над собой».
Большую пользу могли бы принести акте-
ру и соответствующие занятия практиче-
ского (точнее — тренировочного) порядка:
по технике речи, гриму, движению. Исто-
рию СССР рекомендуется изучать в об’еме
учебника под редакуичей проф. Шестакова.
	060бое значение приобретает  учебно-
воспитательная работа с театральной мо-
лодежью. Перед театрами стоит большая
и очень серьезная задача — выращивать
кадры` мастеров внутри театра, планомерно
готовить актерскую и режиссерскую еме-
ну. Без этого нельзя по-настоящему ре-
шить задачу стационирования театральных

трупп,
	В самостоятельной работе по повыше-
нию своего культурного уровня необходи-
мо призвать всю нашу творческую моло-
дежь. Понятно, к ней в полном об’еме от-
носится общая часть плана учебно-воспи-
тательной работы среди театральных кад-
ров. Но есть и особые, вполне оправдазв-
шие себя на практике, формы работы по
	повышению профессиональной квалифика-
	ций молодых артистов, которые необходи-
мо горячо рекомендовать. Это — творческие
встречи-беседы CO старыми мастерами,
учебная работа над ролями текущего pe-
пертуара (с последующим вводом в спек-
такль при положительных результатах), и,
наконец, молодежные спектакли.
	Во многих театрах практикуется ортгани-
зация лекций и бесед в связи с очеред-
ными, постановками, Такого рода лекции
и беседы, при серьезном к ним отношении,
являются чрезвычайно полезным средет-
вом повышения культуры работников
театра. Необходимо, чтобы такая учебно-
воспитательная работа вокруг репертуара
театра получила большое распространение
и проводилась регулярно.
	Комитет по делам искусств возложил
общее руководство и наблюдение за систе.
матической учебно-воспитательной работой
в театрах на местные управления и отде-
лы искусств, За учебно-воспитательную
работу в тёатре отвечают непосредственно
директор и художественный руководитель
	театра,
	Рапорт художниц столицы
	бился за эти В всемирно-исторических ‘esa фильмы «lope», «Страна род:
побед. «Всадник» и «Сорочинская ярмарка».
	Портреты пишут художницы — А. Мо-
торная («Герой Советского Союза М. Рас-
кова»), Вилковир («Скульптор В. Мухи-
на»), Радлова («Нар. арт. СССР 0. Книп-
пер-Чехова»), В. Варт-Патрикова («Писа-
тель-орденоносец Н. Погодин»).

Небольшая группа художниц-декорато-
ров выставит свои работы в зале Всерос-
сийского театрального общества.

Скульитор-орденоносец В. Мухина за-
канчивает для выставки «Челюскиниану»,
М. Рындзюнская работает над «Портретом
узбека», Белашева — над портретом Ча-
паева, Крепицкая дает два скульптурных
портрета — артистки Турчаниновой и поэ.
та, Багрицкого, Голумова — портрет В. Бе-
линского, Коварская — портрет Н. Гоголя,
Ракитина — портрет знатной трактористки
П. Ковардак.

Интересны заявки. скульпторов Белаше-
вой (две фаянсовые группы), Баженовой
(физкультурница). Лины По (смеющийоя
ребенок). Зеленской (эскиз с жеребенком),
Крандиевской (портрет девочки), Феокри-
товой (цыгане) и др.

Орткомитет выставки, куда входят
тт. А. Герасимов, Федоровский, Мухина,
Яновская, Линева, Иванова, Белашева, Ше-
валдышева, Севортьян, Короткова и др.,
провел обследование условий работы ряда
московских художниц. Многим оказана,
творческая помощь.
		киноработников
	‚Советские киноработники, окруженные
повседневными заботами’ и вниманием
партии, = правительства и товарища
Сталина, должны достойно встретить
ХУШ сезд ВКП(б)».

Коллективы студий обязались к с’езду
выполнить план первого квартала 25 мар-
та, снизить себестоимость картин, увели-
чить производительность труда (Студия
Мосфильм), выпустить фильмы «Ленин» и
«Полюшко-поле».
	Студия Ленфильм выпустит на экраны
первый полнометражный фильм,  состав-
ленный из лучших отрывков пьес, иду-
щих в театрах Москвы и Ленинграда,
лучших концертных, эстралных и цирко-
вых номеров — «Киноконцерт № № и
комедию «Хирургия», заснятую по’ рас-
сказу Чехова.

_ Киевская киностудия покажет в дни
с’езда фильмы «Щорс», «Страна родная»,
	типографии.
	902». Партина Г. Н. Аверина
	(Московская область), Выставка «Ленин и Сталин в народном изобразительном
искус стве»
	Лучшие
	Киносценарии
	ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОГО
КОНКУРСА
	Конкурс на лучший киносценарий, об’-
явленный Комитетом по делам кинемато-
трафии при Совнаркоме СССР, вызвал
живой отклик в стране. На рассмотрение
жюри поступило около 5,000 сценариев,
либретто, тематических предложений и
материалов. 226 работ написаны на язы-
ках братских республик. Жюри конкурса
в составе А. Фадеева (председатель),
С. Васильева, П. Павленко, М. Ромма,
А. Серафимовича, А. Толстого, К. Тренева,
М. Чиаурели, А. Шестакова, В. Ярослав-
ского признало достойным премирования
ряд сценариев.

На темы о социалистическом строитель-
стве в городе, деревне, в союзных и ав-
тономных республиках и о стахановском
движении премированы 4 сценария. Пер-
вая премия в 15.000 рублей присуждена
С. Герасимову (Ленинград)—автору ецена-
рия «Учитель», вторая премия в 10.000
рублей — автору сценария «Пторм» (де-
виз «Черное море»), две четвертых пре-
мии по 5.000 рублей — М. Кузнецову и
М. Культэ. (Москва) за сценарий «Ферма
чудес» и. В. Солнцеву (Москва) — сцена-
рий «Старик».

На темы о женщине и семье премирова,.
ны три сценария. Первая премия в 15.000
рублей присуждена М. Смирновой (Мо-
сква) — автору сценария «Бабы», третья
премия — в 7.000 рублей — Г. Ковтуно-
	ву (Одесса) — автору сценария «Сын»,
	четвертая премия — в 5.000 рублей при-
суждена Я. Джинджихашвили (Тбилиси)
за сценарий «Любовь в воздухе».

На оборонные темы, на темы о жизни
Красной Армии, Военно-Морского Флота и
пограничников премировано 6 сценариев.
Две вторые премии присуждены А. Фро-
лову (Москва) за сценарий «Наш друг
комиссар» и авторам сценария. «Четвертый
перископ» Г. Блауштейну и Г. Венециа-
нову (Ленинград). Две третьих премии
присуждены автору сценария «На даль-
ней заставе» (девиз «Героям погранични-
кам») и П. Целенко (Комсомольск-на-Аму-
ре)—азвтору сценария «Пограничники». Две
четвертые премии присуждены К, Гаврю-
шину (Москва) за сценарий «Маленькая
война» и Н. Панову (Москва) за оцена-
рий «Город в лесу>.

Премированы 4 сценария, написанные
на этнографические темы и темы о друж-
бе народов СССР. Третья нремия при-
суждена Е. Колдомасову (Москва) — ав-
тору либретто «Сахиб». Три четвертых
премии присуждены Г. Мусрепову и
К. Байсеитову (Алма-Ата) 3a сценарий
«Гаухар-Тасс». Ю. Кудрявцеву (ст. Сал-
тыковская, Дзержинской ж. д.) за сцена-
рий «Догнали» и Г. Фомину (Сталина-
бад) — автору сценария «Слава Taras».

На антифалнистокие темы и темы о
борьбе с атентурой международного фа
шизма также премированы 4 сценария.
Третья премия присуждена Н. Горобец
(Москва) за сценарий «Краболовы». Три
четвертых премии присуждены Н. Коста-
реву (Москва) — автору сценария «Ки-
тайская повесть», Д. Тарасову (Москва)—
автору киноновеллы «Хлеб, солдаты и пе-
тухи», Ф. Гоголю (Краматорск) — ва сце-
нарий «По новому пути».

Премированы 6 сценариев на спортив-
ные и бытовые темы. Первая премия при.
суждена В. Поташову (Ленинтрад)—автору
сценария «Личное дело». Две третьих
премии присуждены И. Бражнину (Ленин-
трад) за сценарий «Дружба», В. Бух (Мо-
сква) и Ш. Манагадзе (Тбилиси) — авто-
рам сценария «Пик молодости». Три чет-
вертых премии присуждены В. Фридману
(Ленинград) за сценарий «Золушка»,
3. Богдановой и М. Коваленко (Киев) —
авторам сценария «Песня жаворонка»,
А. Мхитарян (Тбилиси) зя ‘сценарий «Сту-
дентых.
	хюри признало также достойным пре-
мирования 25 произведений, которые MO-
гут быть: использовэны в качестве мате-
риала для написания оценариев. Кроме
того 24 авторов жюри рекомендовало Ко-
митету по делам кинематографии для
приваечения их к работе в области кино-

драматургии,
(TACC).
	_ COBET
ХАРЬКОВСКОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ
	`Комитет по делам‘ искусств при СНЕ
СОСР утвердил состав совета Харьковской
тосударственной консерватории.

‚ В состав совета вошли: директор кон-
серватории Н. Р. Дьяковская, зам. дирек-
тора проф.. С. С. Богатырев, помощники
директора доцент М. С. Хазановский и
Е. А. Леонтьев, деканы` факультетов —
проф. В. М. Гольдфельд и доценты А. Л.
Лунц и П. В. Голубов, заведующие ка-
федрами — проф. Л. И. Фаненштиль, дое
центы Л. Г. Саталов и В. А. Комаренко,
и. о. доцента Г. С. Гармаш и В. С. Толь-
ба, зав. кафедрой  социально-экономиче-
ских дисциплин  парторт ‘консерватории
Л. Г. Стрельцов, а также профессор ка-
федры сольного пения 3. В. Малютина,
руководитель оперного класса доцент И. Е.
Вейсенберт, зав. библиотекой 3. В. Сен-
чишкина, представитель месткома А. М.
Сироткин и секретарь комитет» ВЛКСМ
т Польская.
		В НАРОДНОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВ =
	Сегодня в 5 чав. вечера в Музее изо-
бразительных ‘искусств им. Пушкина co-
стоится открытие выставки «Ленин и
Сталин в народном изобразительном ис-
кусстве». На вернисаж приглашены депу-
	  таты Верховного Совета СОСР и нацио-
	нальных реслублик, Герои Советского Сою-
за, виднейшие художники, артисты, писа-
тели, музыканты, представители  обще-
ственных, партийных организаций и круп-
нейших предприятий столицы,

Выставка занимает четыре больших за-
ла. Первый зал посвящен юности Ленина
и Сталина, работе их до революции.

Во втором зале выставлены картины и
скульптуры, изображающие великих вож-
дей пролетариата Ленина и Сталина во
время Октябрьской революции и в годы
тгражданекой войны.
	Вачалу социалистического строительства
посвящены произведения, выставленные в
третьем зале, Четвертый зал отражает тор-
жество Сталинской Конституции, выборы
в Верховные Советы, расцвет культуры в
национальных тфеспубликах. В этом зале
показаны также картины, изображающие
события у озера Хасан.
	К педагогической и консультационной
работе должны быть привлечены все меет-
ные квалифицированные силы, а также
высококвалифицированные работники теат-
ра из республиканских центров. Организа-
ция выездов на места крупных мастеров
театра и высококвалифицированных  лек-
торов из Москвы возложена на Централь-
ный дом работников искусств СССР.
	Нет никаких сомнений в том что прак-
тическая реализация инструктивного пись-
ма Комитета по делам искусств «0б учеб-
но-воспитательной ‘работе в театрах» в
итоге даст потем во всей художественной
и илейно-воспитательной работе в театре.
	(талин в предоктябрьские дни, B ДНИ
Великого Октября; гражданская война,
социалистическое строительство; Оталин-
ская Конституция, защита родины. Худож-
ников различных творческих возможностей,
разного темперамента, самых различных
«почерков» 0б’единило одно стремление —
создать произведения, достойные великой
темы. Именно потому так убеждают и вол-
нуют многие работы, что в них чувствует-
ся большой, захвативший художника за-
мысел.

«Зимой 1988 года, — пишет Богданов
по поводу своей интересно задуманной
картины «И. В. Оталин в восточно-сибир-
ской ссылке в с. Новая Уда. 1903 r.», —
я спепиально побывал на месте ссылки
товарища Сталина, за 400 верст от Ир-
кутека, написал там ряд этюдов, собрал
богатые материалы. Старожилы рассказы-
nary. что любимым местом прогулок
	«В. И. Ленин в гимназические годы», Картина педагога М. П. Арцыбушева (Горьковская. область).  Выставка «Ленин и
Сталин в народном изобразительном искусстве»
	«На избирательном участке».  Ауложник
умеет © подлинной лиричностью раскрыть
каждый образ и вместе с тем связать всех
действующих лиц единым настроением,
умеет показать коллектив.

Чрезвычайно одаренным, темперамент-
ным живопислем является 18-летний
A. Джанаев, представивший картины «И. В.
(лалин на батумской демонстрации
1902 ‘r.» и «С. М. Киров на. Северном
Кавказе». Высокими живописными. качест-
вами обладает. полотно Г. Татарникова: «В. И,
Ленин, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов и
Ф. 9. Лзержинсвкий в октябрьские дни».
Романтична картина В. Жаркова «И. В.
(Сталин полготовляет демонстрацию в Ба-
туми. 1902 г.», так же, как и полотно
И. Чочиева «Герои-пулеметчики в б0ю у
озера Хасан. 1938 г.». Картины А. Кирча-
нова «В. И. Ленин и Н. К. Врупокая у
крестьян в Кашине» и «И, В. Сталин
вручает красное знамя Туганскому полку»
характеризуют автора как , художника-
лирика. ; /

На выставке немало произведений ба-
тального жанра. Особенный интерес среди
них ‘представляют картины фотографа
В. Кулина («И. В. Сталин и. В. Е.
Ворошилов в окопах на Южном фронте»),
рабочего К. Урбановича («И. В. Сталин и
К. Е. Вороптилов на Царицынском фронте» ‹
— рисунок тушью), рабочего И. Сафронова
(«И, В. Сталин и Ф. 9. Дзержинский на
Пермеком фронте. 1918 г.>»).

Влохновленные прекрасной темой худож-
ники сумели создать много запоминающих-
ся произведений.

Выставка пфказывает. совершенно ис-
ключительный рост и размах народного
изобразительного искусства,
	`Н. СОБОЛЕВСКИЙ
	Рабочий одного из ленинградских заво-
105 Н. Сергеев в картине «И. В. Сталин
в Туруханской свылке 1914—1916 rr.»
с замечательной теплотой и оригиналь-
ностью замысла изображает Сталина, бе-
седующетго < двумя фыбаками на берегу
широкой реки.

5Радостна вещь Б. Утрюмова — «В. И.
Ленин и И. В. Сталин в Горках. 1922. г.».
(‘всеобразно, несколько в стиле старых
примитивов полотно  колхозника-грузина
Ш. Марадишвили «Колхозники слушают
по радио траммзапись доклада товарища
Сталина на Чрезвычайном УПГ Всесоюзном
с’езле Советов. 1936 г.».

Широко представлены на выставке про-
изведения, в которых ‘сильно и образно
подчеркнута связь Ленина и Сталина ©
народом. По большей части это страстные,
динамические, мажорные по цвету много-
фигурные композиции. Художники с боль-
шим упорством добиваются композицонного
единства произведения — создания кар-
ТИНЫ,

«Я целиком погружался в разработку
излюбленной темы и с первом  фисунка
(первой мысли) старался последовательно
итти к работе над композицией (эскизы,
рисунки с натуры, наблюдения, литерату-
ta ит. д)», — пишет художник Т. Аве-
рин, работник одной из районных газет
Московской области. На выставке у Аве-
рина несколько картин: «И. В. Сталин в
подпольной типографии. 1902 т.», «da
(Сталина, за комхунизи!», «И. В. Сталин,
В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов среди
танкистов». Лучшими по композиции яв-
ляются две первые работы.

Превосходные картины представил та-
лантливый художник А. Морозов. Особенно
	следует отметить две из них: «В. И.
Ленин слушает игру матери ва рояле» и
		рет И. В. Сталина в этом тобелене), ху-
ложницы Прися  Иванен, М. Вульга,
0. Домброван, Маруся Шур и др. Гобелен
отличается тонким и нежным колоритом.
	Стремление создать монументальные 00-
	разы с особенной отчетливостью видно В
произведениях скульптуры. Многие из
народных ху дожников овладели такой вы-
сокой профессиональной культурой, что
смогли выполнить ряд высокохудожествен-
ных скульптурных групп

Олной из лучших скульптур выставки
является монументальная группа «И. В.
Сталин и К. Е. Ворошилов» работы бетон-
щика Петина.

Из других скульптур особенно интерес-
ны. пластичны, проникнуты романтикой
	портреты Ленива и Сталина в молодости `
	(работы братьев Жаржевеких), скульпту-
ра «В. И. Ленин за работой» колхозника
И. Пономарева. «И. В. Сталин и А. М.
	«АМИ МОУ ahs Ao
1903 тоду была ropa Киркай.
Целый день пробыл я на этой горе,
думывая сложную задачу — как мне на-
писать в картине образ пламенного рево-
люционера. решил показаль_ Сибирь
е ее огромными снежными просторами, су-
ревую ее  величественность и большого
человека. думающего о будущем»... Boraa-

ат, 56) as

te Ар

BAH, UO
Сталина В

Горький» — молодого рабочего А. Вругло-
ва и «В. И. Ленин и И., В. Сталин» Спи-
Waka.

Отличительная особенность этой BEI-
ставки — большое количество полотен,
очень прочувствованно изображающих

природу. Много портретов на фоне пей-
зажа. Пейзаж в них не ‘просто фон, а тот

а лам Я А ла АЛА «OH-
	безгра-
	NE

нов изобразил Сталина на фоне
af
	ПЗ ПЕНЬ

ничной снежной шири, как бы разгадыва-
ощего судьбы страны, которая перед ним
	расвинулась.
С большим вдохновением работали нал
упогометровым гобеленом «И. В. Сталин
	среди народов ССОР» мастер народного ис”

кусства Наталия

Вовк (исполнившая порт-
	радостный, солнечный мир, в котором жи-
вет и ‘ействует человек. Мы видим здесь
Ленина и Горького на Капри, Ленина —
ученика гимназии на скамье в саду и т. д.
	Среди этих вещей прежде всего необхо-
тимо назвать жизнералостную, лирическую,
живописную поэму 18-летнего А. Поздня-
кова «В. И. Ленин на охоте».