14 февраля 1939 г. № 22 (602)
	COBETCKOR ИСКУССТВО»
	ким художников
	кхх
	Партийная жизнь
-_—<)—
		дить из возрастающих требований зрит,
ля, —— сказал В. В.  Куза.— Зритель требуе
отражения в Театре; происходящих в ила.
ни процессов. Мы бессильны рецщгить этот
вопрос без контакта с писательской обще.
ственностью. Необходимо провести партий.

06 собрание вместе с авторским активом.
	ь Пропатандист театра.т. Котан предложи.
ла; ряд добавлений к тезисам, По её инь
нию, необходимо построить панораму до,
стижений ‘социалиотического строительства,
чтобы трудящиеся имели возможность па.
	‘тлядно видеть успехи Советской стралы,
	Артист т. Миронов говорил 0 необходи,
мости повысить общекультурный и поли.
тический уровень творческих работников
театра, Он указывает, что роль партийной
организации в воспитании коллектива яз
но недостаточна,  партком не сумел при.
влечь беспартийных к работе парторгани.
зации.

06 отрыве партийной организации и
основной, маосы. творческих  работникоя
вынуждена была сказать и секретарь
парткома т. Шашкова, докладчик по тези.
сам товариша Жданова,
	Резкой критике подверглась на собр
нии работа парткома. Парторганизация ug
пользувтся в театре ввторитетом, В у
	пу сочувствующих в 1935 тоду ветупило
8 товарищей, С тех пор группа не растет
В парторганизации два кандидата партки
с вемилетним стажем. О. недостатках в ра.
боте парткома говорили тт. Баранов, Г
рюнов, Шилин и др,
	Партийное собрание театра им. Евг, Вах:
тангова прошло под знаком повышения
ответственности .за творческую работу те
атра,
	Ф. ЛЕВИТИН
	В парторганизации театра им. Вахтан-
ropa с большим под’емом прошло обсуж-
дение тезисов ‘докладов тт. Молотова и
Жданова. Жаль только, что присланный
Киевским райкомом ВКП(б) докладчик по
тезисам товарища Молотова т. Поляк бкуч-
но и бесцветно изложил тезисы, Вопросы
культурной революции докладчик совсем
обошел.

О небывалом росте: культуры в ГОДЫ
первой и второй пятилеток; о том, как, из-
менился весь культурный облик страны,
о культурной революции и создании HO-
вых кадров советской интеллигенции, 0
науке и технике, о литературе и искусстве
говорили выступавшие в прениях комму-
нисти тт. Рыжакин, Куза, Коган и др. *
	— Тезисы доклада товарища Молотова
рисуют перед нашим мысленным взором
контуры будущего коммуниотического об-
шества, = товорит директор театра Я. Ф.
Рыжакин. — (Задача искусства — удовле-
творить остетические запросы нового вы
росшего человека. Советское искусство в90-
обще, театр в частности, достигли огром-
ных успехов, прочно вошли в быт трудя:
щихся, В стране сейчас более 750 теат-
ров. из них 300—в колхозах и совхозах. В
1939 г. только по РСФСР будет создано 55
	новых тезтров.
	Macmepc
		@. В. Антонов
	Картины Ф. Антонова, впервые появив-
шиеся на выставках ‘лет семь тому назад,
сразу привлекли внимание, Они подкупа»
ли яркостью цвета, ясностью и простотой
композиции. К тому же самые темы моло.
ore художника вотречали живой отклик
у советекого зрителя. Эти картины («Лю-
бовь», «Юность» и др.) ярко рисовали
радостные досуги советской молодежи, ее
«частную жизнь». В них была какая-то
свежесть и поэтичность... Но первые до-
стижения Ф. Антонова были, так сказать,
лишь «пробой пера». В этих работах бы-
ло много недостатков.
	Антонов писал матические картины
без основательного \изучения натуры. В
тех «левых» кругах, где вращался Ф. Ан-
тонов после окончания Вхутеина. писание
	о натуры считалось делом сомнительным:
	дескать, для того чтобы создать картину,
достаточно знать абстрактные «законы ис-
кусства», иметь «общее представление» 0
природе и человеческой фигуре — осталь-
ное дополнят воображение и чувство фор-
мы художника. Этими положениями руко.
вводился и Антонов. И если при столь
неправильном, нереалистическом методе
ему все же удалось до известной степени
передать в своей картине «Юность» море,
полдневный зной, обнаженное тело, TO
это говорит о немалой его наблюдательно-
сти, В тогдашних работах Антонова было,
разумеется. много условной декоративно-
сти. Они напоминали скорее красивые. но
	Новерхностно сделанные панно, чем пол-
ноценную станковую живопись. Индиви-
дуальные черты образов человека Cou
стерты,

В последние тоды Антонов стал стре-
миться к более углубленному реэлистиче-
скому пониманию образов, Большую роль
сыграла двухлетняя работа над картиной
«Свадьба в рабочей семье» (для выставки
«Индустрия социализма»). К своей задаче
художник подошел серьезно, он написал
много портретных этюдов. В них Антонов
изучал индивидуальный характер, доби-
вался психологической выразительности.
В этих этюдах и в многочисленных ка-
рандашных рисунках — смеющиеся, ожив-
ленно беседующие, улыбающиеся, заду-
мавшиеся люди, но нет просто позирую-
щих с неподвижным, скучающим лицом.
Эти портреты — вовсе не черновые запи-
си художника, некоторые из них вполне
закончены. По замыслу художника, свадь-
ба происходит на даче, и все этюды взя-
ты на пленере; художник наблюдал отно-
шение лица к листве, освещенной солн-
цем, изображал цветовые рефлексы,
не впадая в импрессионистекую раздроб-
ленность. Одновременно с этим Антонов
написал ряд пейзажных этюдов .с натуры.
В них он гораздо ближе подошел к при-
роде, чем в своих прежних картинах, ра-
ботая над валерами, передачей атмосфе-
ры, солнечным светом, изучая формы де-
ревьев. В смысле цвета вое эти вещи на-
писаны скромно и сдержанно. Это понят:
но; художнику, очевидно, хотелось отде-
латься от прежней условной красивости.
Однако Антонову необходимо добиваться
более четкой  последовательности  прост-
ранственных планов. более напряженно
работать над передачей настроения.
	Правдивый показ людей и окружающей
их природы вовсе не исключает декора-
тивности. В «Свадьбе» ofa eta начала
уравновешены. Картина построена ритмич:
HO, многочисленные пирующие ‘искусно
разбиты на группы, фигурам даны разно-
образные ‘повороты и наклоны, компози-
THOHHO дополняющие друг друга и вместе
с тем имеющие психологичебкую значи-
мость. Сдержанная по цвету картина от-
личается цельностью колорита. Она’ при
этом проникнута еще более радостным ня-
строением, в ней еще отчетливее звучит
лейтмотив личного счастья, чем в ранних
вещах Антонова. Психологическая задача
во всяком случае поставлена гораздо глуб-
же прежнего. Хорошо написан натюрморт,
искусно передана атмосфера солнечного,
HO прохладного дня.
	Однако надо полагать, что эта картина—
лишь один из этапов на пути Антонова.
От одаренного художника . можно требо-
вать большей насыщенности цвета; боль-
шего разнообразия оттенков, большей вы*
разительности образов. Антонов, повиди-
мому, и не собирается ограничиться уже
достигнутым, Эти живописные задачи он
разрабатывает более углубленно в еше неё
	вполне законченной картине. где он и30-  щенности цвета, Зевин пишет обдуманно
	бражает девушку в лодке, Лркий женский
образ, хорошо переданы гладь воды, цвет-
ные отношения красного, розового и зеле-
Horo.
	Ф. Антонов работает также над серией
портретов мастеров советбкого спорта. Хо-
рошее впечатление производит живой, ве-
селый портрет Бориса Новикова, чемпиона
CCCP uo теннису, Он изображен на зали-
том солнцем стадионе; нриятен контраст
голубого полотенца и волотистого песка.
Гораздо значительнее, однако, и по ком-
позиции, и по раскрытию психологическо-
го образа портрет Паши Ковардак, В ее
лице выражены спокойствие, сосредоточен-
	ность, внутренняя сила.
		и методично, долго работает над неболь-
шими пейзажами, по нескольку раз воз-
вращаясь к тем же мотивам, Столь же
настойчиво работает он над натюрмортами.
В них он достиг материальности, четко-
сти формы, -звучности цвета. Зевин выпол.
нил и ряд интересных портретов. У него
есть и очень свежие этюды. написанные
в один сеанс (например, экспрессивный
портрет молодого биробиджанца), и чрез-
вычайно ‘законченные в смысле модели-
ровки композиции и колорита полотна
(автопортрет).

В пейзажах он берет скромные, простые
мотивы — опушка леса, дорога о несколь-
кими деревьями или домиками. Даже в
работах, написанных в Биробиджане, нет
никакой «экзотики». И на Дальнем Во-
стоке Зевин пленился тихими. интимными
уголками природы, а не грандиозностью
тайги или необ’ятностью сибирских рек.
До недавнего времени Зевин в пейзаже
был поглощен живописными проблемами,
поисками мастерства. Настроения природы
он передавал верно, но чрезвычайно сдер-
жанно. Влияние голландцев, барбизонцев,
впоследствии Левитана, чувствовалось Б
построении картины, в колорите, но не
было еще непосредственного, живого 06-
щения с природой, как у этих классиков
пейзажа. Однако в пейзажах последнего
года у Зевина стало больше эмоциональ-
ности, ему уже удается интимный пейзаж,
исполненный настроения.

Сотреты живым чувством жанровые ра-
боты Зевина, посвященные теме материн-
ства. детям. Зевин ‘заканчивает сейчас
картину «Купанье ребенка». Он придал
этому сюжету композиционную и поихоло.
гическую значительность, Интересно взята
фигура наклонившейся матери, отлично
натисана старуха © заботливым, доволь-
ным выражением лица, Однако картине
нужны еще серьезные поправки в смысле
формы и движения (фигуры ребенка м
матери) Зевин пишет также портрет екри-
пача Д. Ойстраха и работает над инте-
ресным эскизом к картине «Квартет»,
	А. ГЕРМАН

- П Я Зи
	Молодой художник Л. Зевин в свое вре-
мя еще сильнее, чем Ф. Антонов, увле-
кался  условно-декоративной трактовкой
темы. :

При взгляде на теперешние работы Se-
вина на отчетной выставке МОССХ труд-
но себе представить, что еще лет семь то-
му назад он писал плоскостные большие
композиции, где человек и природа трак-
товались весьма упрощенно и условно.
Этому «декоративному» периоду предше-
ствовала учеба у Р. Р. Фалька, Поворот к
станковой, рёзалистической композиции но-
сил у Зевина столь радикальный харак-
тер, что молодой художник уничтожил
многие из своих прежних работ. Уже ряд
лет Зевин упорно и успешно добивается
реалистического мастерства. Он пишет ве-
щи небольшого размера, иногда =— почти
миниатюры,

При таком формате ему, повидимому,
пока что легче достичь безупречной точ-
ности валеров, крепкой фактуры, насы*

В. В. Войнов. «Дерево». Офорт

Con
	19-я (ИебниЯ_
	15 февраля в 19 ч. по ст, им. Комин-
терна впервые исполняется новая (19-я)
симфония Н. Я, Мясковеокого. специаль-
но написанная им для духового орке-
	стра части, которой командует т, Кал-
мыков. Симфония будет исполнена етим
	духовым оркестром под управлением
дирижера И. В. Петрова.

Второе исполнение симфонии состо-
ится 18 февраля в клубе части в кон:
	и Военно-Морского Флота, Ниже
печатаем вступительное слово,
предпосланное автором первому. испол-
нению его симфонии,
‚ Исполняемая впервые 15 февраля сим-
Ффония для духового оркестра (по общему
счету моих симфоний 19-я) возникла под
впечатлением талантливо сделанного воен-
ным дирижером тов. И. В, Петровым пе-
реложения_для духового оркестра моей же
18-й симфонии, а также по настоятельно-
му предложению того же Петрова отметить
новым. специально написанным сочине-
нием приближающийся День Красной
Армии.

Симфония написана мной в 4-х частях
с соблюдением всех требований, пред’яв-
ляемых этим родом серьезной музыки, но
некоторая особенность задания вызвала
также изменение характера музыкального
языка и приемов письма в сторону боль-
шей их ясности и выпуклости.

1-я часть симфонии построена на Dpo-

оч посвященном ХХТ годовщине
РККА
мы
	тивопоставлении мотивов торжественных,  р
	плясовых и напевных; 2-я — в виде сим-
фонизированного вальса; 8-я-—созерцатель-
но-задумчивого настроения; 4-я —в стре-
мительном движении.

Если этой новой моей работой мне
удастся способствовать возбуждению в ши-
роких массах бойцов нашей доблестной
Красной Армии более углубленного инте:
реса к серьезной музыке. а вместе с тем
симфония окажется полезной для  повыше-
ния исполнительского уровня советских ду-
ховых оркестров, я буду чувствовать свою
задачу в значительной мере выполнен-
ной.

Особенно мне приятно отметить, что ис-
полнение новой моей симфонии принял
на себя, и в необычайно короткий срок—
около 2-х недель-—разучил тот же талант-
ливый музыкальный коллектив CO своим
руководителем тов. Петровым, который
обрадовал меня отличным исполнением
	13-й симфонии.

Н. МЯСКОВСКИЙ
Февраль 1939 г.
	АОГДА ЖЕ ОТКРОЕТСЯ
В МОСКВЕ СРЕДНЯЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА?
	Тысячи способных ребят обучаются в
изостудиях при Центральном доме худо-
жественного воспитания детей, при домах
пионеров и в районных студиях. Очень
многие из них по своим данным имеют
право учиться в средней художественной
школе для 06060 одаренных детей: о‘

Кроме знаний по общеобразовательным
предметам за десятилетку средняя художе-
ственная школа должна дать специальные
знания, необходимые для продолжения ху-
дожественного воспитания в вузе.

Таких школ в Советском Союзе только
две: в Ленинграде при Академии худо-
жеств и в Киеве при Художественном ин-
ституте.

Конечно, это ни в коей мере не может
удовлетворить огромную тягу нашей моло-
дежи к художественному образованию.

Давно назрела необходимость создания
такой школы в Москве. Из года втод этот
вопрос поднимается художественной обще-
ственностью, родителями одаренных детей,
HO до сих пор он упорно терялся в нед-
рах учреждений.

В ноябре представители художественной
общественности и группа родителей ода-
ренных детей обратились в Наркомпрос к
т. Тюркину с предложением — Наркомпро-
су совместно с Комитетом по делам ис-
кусств организовать среднюю художествен-
ную школу в Москве, Заместитель’ нарко-
ма т. Артюхин созвал по этому вопросу
специальное совещание, на котором  уча-
ствовали представители общественности и
мастера искусств.

Единогласно было решено открыть сред-
нюю художественную школу в Москве.
Комитетом по делам искусств были ассит-
нованы специальные средства и paspaco-
тан учебный план;

«Эта школа будет napRommpocosonotts, —
заявил т. Артюхин, обещая в ближайшее
время подыскать для нее помещение. Ка-
залось бы, что дело’ наконец решится   и
многострадальные родители увидят своих
детей счастливыми «художниками»,

Но... прошло два в лишним месяца. И
нет не только школы, нет никакой уверен-
ности, что она будет открыта в ближай-
шее время. Совсем недавно т. Тюркин за-
явил: «Теперь я считаю, что это дело Ко-
митета по делам искусств».

Что за кардинальная смена мнений?
Тов. Тюркину нужно было два месяца
только для того, чтобы перерешить вопрос
о том, кто будет организовывать школу.
А учебный год вновь сорван, и встает во-
прос — только ли год,

Это не просто крайняя нечеткость в ра-
боте; это—бюрократическое и безразличное
отношение к необходимейшему делу ху-
дожественного образования. Вопрос о кад-
рах — вопрос чрезвычайной важности.

Наркомпросу пора наконец отвести для
средней художественной школы здание и
дать кадры учителей по общему образо-
ванию, а Комитету по делам искусств —
по-настоящему организовать школу. Ня
Фот ни другой не должны больше ссы-
	латься друг на друга,
Д. С. МООР
	заспуженный деятель искусства
	Театр им. Вахтангова в таких спектак-
лях. как «Виринея». «Разлом», «Человек ©
ружьем», отразил борьбу советского наро-
да за завоевание власти. Но образ совре-
менного советского человека еще не нашел
достойного отображения на сцене нашего
театра. Этот пробел в творческой работе
необходимо восполнить. Надо вместе CO
всеми советскими лраматургами создать
	образ «героя нашего времени».
— План развития театра должен исхо-
		В ШАРТОРГАИИЗАЩИИ ГОСЕТ
	относятся к партийной труппе, советуюм
CH с ней, прислушиваются к ее заме
НИЯМ.

Партийно-комсомольское собрание вместе
с сочувствующими обсудило доклады ди
ректора и художественно руководителя
0б итогах сезона 1938 года и о перспех»
тивах в новом году.

В конце прошлого сезона по инициати
ве парторганизации была проведена творч
ческая конференция, обсудившая спек»
такль «Профессор Полежаев». Эта первая
поставленная театром русская переводная
пьеса ‘открыла перед театром новые твор:
ческие возможности. Нартийная организа
ция поступила совершенно правильно, по.
ставив имевно эту работу на широкое об.
щественное обсуждение,

Многие годы театр боролся за создание
своей высококвалифицированной режиссу»
ры. Но почти ни одна значительная по
становка прошлых лет не обходилась 66
приглашения режиссера «со стороны»
Лучшие мастера театра смело взялись 8
решение «режиссерской проблемы». Так
например, «Тевье-молочник», поставленный
народным артистом РОФСР С. Михоэлсом,
является крупнейшей режиссерской побн
дой театра. Коммунисты решили обобщить
богатейший опыт работы над этим спек
таклем, «Тевье-молочник» обсуждалоя 18
широком, совещании творческих работи,
ков ,

Производственно-творческий план пн.
нешнего годя очень интересен. Необходи
мо выпустить четыре новых постановки,
Парторганизация по-боевому включилась в
борьбу за осуществление художественно
производетвенного плана, Недавно Кох
мунисты вместе с сочувствующими 006ул»
дали работу над новой пьесой писателя.
орденоносца Переца Маркиша «Пир». Пол
робному анализу подвергли участники с
рания режиссерский план постановщик
заслуженного артиста РСФСР В. Зускика,
Выступая на собрания, т. Вускин отм
чал, что ‘парторганизация оказывает ху
конкретную помощь.

Недавно‘ парторганизация провела чит
ку и обсуждение новой пьесы еврейского
писателя Х. Гильдина «Катакомбы», 20
торую тватр’ предполатает принять к 10
становке. $
	По инициативе парторганизации в 164“
ре систематически устраиваются BOP,
ские конференции, производетвенные 00
вещания, обсуждение пъес и слектаклей,

При парторганизации театра создан
группа сочувствующих. Ведущие актеры,
члены группы сочувствующих заслужен
ные артисты PCOOP М Штейман, №,
Гольдблат, артист Я. Цыбулевский-—дея
тельно помогают коммунистам в политиче
ской работе,

В нынешнем roxy Госет празднует ¢308
двадцатилетие. ‚ В числе юбиляров: #1“
родный артист РСФСР С. Михоэле, 88.
луженный артист РСФСР Штейман, &р*
тисты. Карчмер, Эпштейн, Ром, Именито
ва и др. Это — прекрасные производет
венники и общественники, которыми 10
праву гордится коллектив,
		Всего несколько лет тому назад в. Го-
сударственном еврейском театре был один
коммунист. Трудно было говорить в то
время об ощутительном партийном влия-
нии на творческую жизнь тватра. Вдоба.
вок в дирекции долго орудовал враг,
который пытался использовать театр для
	фальсификации истории еврейского наро-
	да; В результате в репертуар проникли
такие постановки, как «Разбойник Бой-
тре» — пьеса, представляющая в уродли:
вом свете богатую революционную исто-
рию народа.
	Советская тематика в репертуар не до-
	пускалась. Прилагались все усилия к то-
	чтобы изгнать Из театра советских
	MY, чтооы изгнать Из
еврейских драматургов,
	Вражеские действия сказались и в по-
	пытках внести раздор и смуту в творчо:
ский коллектив, уУмалить и снизить роль
	скии коллектив, умалить и снизить роль
актера как центральной фигуры в театре.
Поллинная  пезестройка вое жизни
	Нодлинная перестройка всей жизни
театра, его под’ем и расцвет начались пос-
ле разоблачения и изгнания врага народа.
	Партийная организация в. тесном содру-
жестве с лучшими непартийными больше-
виками по-боевому принялась за дело.

Лживый спектакль «Разбойник, Бойтре»
сменили тероическме спектакли  «Сула-
мифь», «Бар-Кохба», «Профессор  Поле-
жаев», «Семья Овадис» и, наконец, шолом-
	алейхемовский «Тевье-молочник»,
Установлен тесный творческий контакт
с драматургами, композиторами, художни-
ками. Они находят здесь совет, дружескую
поддержку,
Небольшая партийная ортанизапия Го-
	сет, состоящая главным образом, из ад-
министративно-технических = работников,
	помогает художественному руководству в
	сложнейшем процессе создания. спектак-
лей.

Обсуждать вместе с коммунистами и
комсомольцами пьесы, режиссерокие пла-
ны, ‘спектакли стало уже традицией. Го-
сет.
	. Художественный . руководитель театра
	народный артист РСФСР С. М. Михоэлс,
режиссеры и актеры с большим доверием
	На большой дистанции, в отдельном
«Воспоминании» проходит. вступительное
песенное ‹анданте». Один из музыкальных
критиков подметил в нем лирико-герои-
ческие моменты, но это не так. Вступле-
ние овеяно элегичностью. В музыкальном
материале вступления ‹ (равно как и во
второй части) проступают характерные для
Прокофьева национально-русские. черты,
	Как «сонатная форма» вторая часть
концерта выполнена превосходно;  изложе-
ние «уплотненных», обобщенных  музы-
кальных тем не затемняется никакими роз
мантическими отступлениями. Композитор
избегает какого бы то ни было конструк-
тивного беспорядка; с большим мастер-
ством он. пользуется музыкальным мате-
риалом, создавая из тем и их отрезков
	сложное, но ясное по линиям ( сооруже-
ние. .
	Когда слушаешь это вонатное «аллегро»,
невольно вспоминается «средний» период
творчества Прокофьева с его характерны-
ми элементами. Их не нужно перечислять,
— их знает каждый, кто следил за твор-
ческим путём Прокофьева, 460 лирикой,
за его иронией, за его любовью К ‹«за-
клинанию», к завораживающей власти му-
зыки. Наиболее ‚устойчиво звучит вторая,
очень напевная, «русская» тема побочной
партии. «аллегро». К ней композитор воз-
вращается особенно охотно; но вот ‘втор:
гается тематика заключительной части.
	разрушает цельность этой «лейтмотивной»
темы и искажает ее очертания.
	Эскизность ваключительной части, ее
мелодическая и ритмическая бедность спо-
соботвуют неблагоприятному впечатлению
от концерта в его целом. Композитор ис-
кал. каких-то новых стилевых установок,
но еще не нашел их. И решился нас 03-
	накомить с результатами незаконченных
ПОИСКОВ,
	Нынешний Прокофьев еще не опреде-
лилоя как художественное явление, столь
же четкое, столь же индивидуально очер-
ченное, как «ранний» и «средний». Вио-
зончельный концерт свидетельствует об
этом. Его сильные стороны — в частях
ретроспективных, подытоживающих пред-
шествующие этапы творчества композито-
ра, но не в части перспективной, обра-
щенной вперед. Творческий кризис Про-
кофьева еще не разрешен, и вто разре-
шение не может притти без длительных,
сосредоточенных усилий.
	К. КУЗНЕЦОВ
			Портрет Паши Ковардак. Работа художника Ф, -В. Антонова
	«аметки о виолончельном концерте
	ники своих творческих исканий. В концер.
те радует отсутствие элементов «современ-
ничества», к сожалению, заметных в сюи-
те «Египетские ночи». Не менее радует
отсутствие «салонности», которая обильно
представлена в таких пьесах композито-
ра, как «Петя и Волк» или недавно из-
данная серия детских фортепианных ми-
ниатюр, Нет в концерте и искусственной,
не типичной для Прокофьева упрощенно-
сти «Песен наших дней». Виолончельный
концерт — это Прокофьев, максимально
серьезный и верный самому себе,
Виолончельный концерт последователь:
но воссоздает основные, существенные
этацы внутренней эволюции художника.
Это не панорама а обобщенная синте-
зированная картина. Композитор не слу-
чайно подчеркивает это, когда, например,
«вспоминает» про музыкальную тематику
далекого вступительного «анданте» среди
построений  заключительною  «аллегро»
Подчеркивает он это и в самом конце вто-
рой части, когда, уже после того как по-
явилась основная тема из следующей, за-
ключительной, части, снова возвращается
К одной из самых тлавных, быть может
К самой для него близкой и дорогой теме
(второй теме из побочной партии) — вов:

вращается, не буквально ее воспроизводя,
& в новом, эмоционально видоизмененном
виде,
	Под этим углом зрения виолончельный
концерт Прокофьева можно истолковать
как длительное «наедине с собой». Отею-
да — характер. использования сольного ин-
струмента-—главного носителя музыкаль
	ных идей композитора. АЛочетоя приме-
НИТЬ стилистическое определение, которое
	однажды (в отношении к симфонистам
начала ХУШ века) использовал австрий-
ский музыковед Гвидо Адлер: мелодика
© «изломами», т. е. с постоянной переда:
чей ее от одного инструмента к другому
Прокофьен такую передачу совершает охот.
но, излагая тему или ее отрезки то одним
инотрументом, то другим. В результате,
не получается назойливого выпячивания
или банального подчеркивания партии со-
лирующей виолончели. Но этим, конечно,
нисколько не уменьшаются ее исполнитель-
ские трудности. Истолкование виолончель:
ной партии требует очень тонкого и умно-
		Обсуждение  виолончельного концерта
Прокофьева на дискуссии об итотах дека-
ды советской музыки свелось к CYMMAD-
ным вкусовым оценкам, без попытки по-
нять глубже авторский замысел и особен-
ности его музыкального языка,
	Прокофьев еще в 1934 г. приступил к
работе над виолончельным концертом, но
не закончил тогда произведения. Редакция
	1938. г. по свидетельству т, А, Крейтнера
	(автора печатных пояснений к концерту),
использует не более половины первоначаль-
ного материала. Это — весьма важное ука-
зание. Очевидно, виолончельный концерт
не относится к числу произведений. кото-
	рые дались композитору легко. без боль-
шой внутренней ‘работы,
	И все же, когда внимательно знакомишь.
ся с этим концертом (ор, 58) Прокофьева,
приходишь к выводу, что, закончив кон-
церт к декаде советской музыки (ноябрь
19388 года), композитор, по существу, не
вполне его. доработал.
	В третьей, заключительной части вио-
лончельного концерта еще и теперь сказы.
вается эскизность. В вариациях заключи-
тельной части заметны следы спешки, от-
сутствие индивидуальности и того разно-
образия, которое присуще лучшим образ-
(aM вариационной формы, начиная от
вариаций лютнистов, гитаристов, вирджи-
налистов ХУ1-ХУП столетий и кончая
гигантекими по масштабу бетховенскими
вариациями на тему вальса Диабёлли.
	Структура вариаций в заключительной
части виолончельного концерта Прокофьева
дает странное ощущение; кажется, что
композитор хочет вернуть вариационное
искусство к его исходному пункту, K Ca-
мой примитивной, фигурационной стадии,
Конечно, полного тождества вдесь нет и
не может быть. Композитор ХУ! или ХУП
столетий не в сидах был бы так легко и
убедительно соединить «вариационную ра.
боту» солирующего инструмента с контра-
пунктическим использованием темы в ее
основном виде в оркестре, как это сделал
Прокофьев в третьей вариации, Но возь-
мите вторую вариацию: здесь как будто
ликвидирован весь творческий опыт столе.
тий в области вариационной формы и со-
вершен возврат к примитивной, бесцвет-
ной арабеске, прерываемой не менее бес-
цветным соло (каденцией) виолончели: это
соло переходит снова в арабеску, которая
под конец замирает в упорном повторении
	одной и Tol me фигуры в течение HeEC-
кольких тактов, при ‘полном молчании
скупо (и так же эскизно) использованного
оркестра.
	Структура виолончельного концерта Про-
кофьева своеобразна и интересна. Ком-
позитор не прибегает к обычной схеме: ‘со.
натное аллегро в первой части, лириче-
ское интермеццо: во второй, танцовальное
или квази-таниовальнов ваключение.
	Первая часть его концерта — анданте —
построена в простой песенной форме. Она
очень сжата, экономна по своему изложе-
нию ий может рассматриваться как неко-
торое самостоятельное вступление. «Глаз-
ные события» разыгрываются не здесь, а
во второй части, в аллегро, написанном в
сонатной форме и заключающем наиболее
существенные моменты всего произведе-
ния. Эти музыкальные «события» закан-
чиваются в конце второй час воввеще-
нием новой темы, которая положена в 05:
нову заключительной, третьей части кон:
церта (также аллегро). Третья часть —
тема с четырьмя варнациями, расчленен-
ными двумя «интерлюдиями».
	В конце третьей части композитор воз-
вращается к музыкальной тематике всту-
пительного «анданте», Он облегчает анализ
своей ремаркой «воспоминание» («тети
scenza»), Это ставит Как бы структурный
	«барьер», отделяя KORY концерта от
темы с вариациями, a 6 другой сто-
роны, служит эмоциональной  подтотов-
	KOH, после которой отчетливее выступает’
самая кода. Кода относится не только
в последней части, но служит самостоя-
тельным, хотя и сравнительно кратким
punastoM всего виолончельного концерта.
десь появляются новые мотивы, порою
совсем коротенькие, эмоционёльные наме-
КИ,

Из этого сплетения вырывается на во
лю солирующая виолончель — для того
чтобы подвести итог в длинных и моно-
тонных фигурациях. Она как будто стре-
MATCH вопреки скорбному фону коды
утвердить мажорность лада.
	Не случайно комповитор так долго «вы-
нашивал» концерт. Среди сочинений Про-
кофьева последних лет трудно назвать
	хотя бы одно, где он с такой последова:   ной партии
тельностью и правдивостью вскрыл бы тай.  то подхода.
	Прокоббьева
	На-днях коммунисты Tocer обсуждыя
тезисы докладов товарищей Молотова &
Жданова на ХУШ с’езде ВКПС@). бобра
ния проходили с исключительной актив»
ностью, Парторганизация целиком одобре
ла тезисы. Подробно говорили участники
собрания о выросших задачах театра, 0
необходимости поднять творческую работу
на большую высоту. Коммунисты отмеч.
ли также колоссальное вначение и 68068
о изменений, вносимых в у019

Отмена категорий при приеме, как п
Вильно отмечали партийцы театра, буди
способствовать вовлечению в ряды партий
лучших. представителей  художествениой
интеллигенции А их в  Государствелном
еврейском Teatpe немало Многие №
непартийных большевиков  госетовокою
коллектива достойны быть принятыми ®
ряды партии,

Убедительными Примерами доказывая
	коммунисты устарелость ряда  ПУНктоВ
ныне действующего устава ВКП(б.

парторганизации Tocer, например, ©
стоит т. Зверев, уже седьмой год являю“
щийся кандидатом партии. Вполне под
тотовлены к переводу из кандидатов В
члены партии тт. Халипский и Васин,
	_В театре есть прекрасные, monHTHNeCEE
воспитанные комсомольцы, = достойны
быть принятыми в партию.
	Двадцатилетие Государственного еврей
CKOro театра почти совпадает 6 замеча»
тельной датой созыва исторического ХУШ
безда великой партии большевиков. 9%
счастливое совпадение должно еще боль
ше вдохновить партийных и непартийны
болылевиков театра на борьбу за великую

социалистическую правду в искусстве,
	Р. ЗВЕРИНА