14 февраля 1939 г., № 22 (609,
ет re

Правление союза совет(ких писала
редакция журнала «30 дней» ИЗВОЩИ,
внезапной смерти искусствоведа к зу,
ка, работника журнала «30 дней» (

ТЕТ Х ie
	Матвеевича Ромова.
	ИСКУССТВО»
	«СОВЕТСКОЕ
	ВЫСТАВКА РАБОТ
МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ
	Для проведения всесоюзной выставки
работ молодых архитекторов Комитетом по
делам искусств при СНК СССР создан вы-
ставочный комитет под председательством
доктора архитектуры проф. Г. Б. Бархина.
	В состав выставочного комитета вошли,
архитектор В. С. Зурабов (зам. председа-
теля), доктор архитектуры проф. Н. Я.
Колли. проф. И. В. Рыльский, проф. В. Д.
Кокорин, проф. Д. Е. Аркин, архитекторы
А. В. Власов, А. К. Чалдымов, А. Г. Бу
ров. А. В. Натальченко и В. Е. Констан-
тинов (ответственный секретарь).
	Выставочному комитету предложено раз-
работать положение об организации BEI
ставки и разослать его всем республикан-
ским управлениям по делам искусств и
отделениям союза советских архитекторов.
		ODEN
РР ИИ
	Исполнилось 25-летие эстрадно-сцениче-
кой деятельности еврейской артистки Cap-
ры Фибих. За последние годы она вы-
ступает только в эстрадных концертах, и
многие из современных зрителей не имеют
представления 06 ее удивительном не
ческом таланте,
	Свою первую, еще бессознательную тя-
гу к «игре» будущая актриса почувство-
вала в 8-летнем возрасте. Когда Cappe
	исполнилось 12 лет, она вступила в дра-
матическую секцию музыкально-литератур-
ного общества. В первые годы она пела
в хоре и выступала с декламацией, а
` через несколько лет уже дебютировала в
роли Эстер в знаменитой в свое время
пьесе «Интеллигент», принадлежащей пе-
py театрального новатора драматурга

. Гиршбейна. Исполнение этой роли про-
извело такое впечатление на зрителей, что
юную артистку прозвали «Эстер Фибих».
	Затем начинается бродячая жизнь акт-
рисы, уехавшей, вопреки воле семьи, ©
профессиональной труппой, колесившей по
городам и местечкам «черты оседлости».
Через несколько лет Фибих была пригла-
шена в самый культурный тотда’ еврей-
ский театр Зандберга в Лодзи. Там она
играла и В оперетте, и в комедии, и В
драме. Роли в ньесах Гиршбейна, Шолом-
Алейхема и Шолома Аша прочно вошли в

ее репертуар и доставили ей славу та-
	лантливой актрисы далеко за пределами
	«черты»,
	ИСКУССТВ
	14 февраля 1816 г. в Петербурге роди-
лась замечательная русская оперная певи-
ца Анна Яковлевна  Воробьева-Петрова
(жена знаменитого баса 0. Петрова). Окон-
чив петербургское театральное училище,
она в 1832 г. была принята на сцену им-
ператорской оперы в качестве хористки.
Однако исключительный толос (контраль-
то) и выдающаяся музыкальность Воробье-
вой скоро обратили на нее внимание глав-
ного капельмейстера оперы  К. Кавоса, и
певице был предоставлен дебют в роли
Арзаса в опере Россини «Семирамида»
{1835 г.) Воробьева явилась первой ис-
полнительницей партии Вани в «Иване
Сусанине» (Глинка специально дописал
для певицы сцену в монастыре) и Ратми-
ра в опере «Руслан и Людмила». К 00-
жалению, в 1845 г. замечательная арти-
стка была принуждена оставить сцену в
расцвете своего дарования: она подорвала
голос, взявшись по настоянию дирекции
за исполнение мужской партии в «Пури-
танах» Беллини. Воробьева-Петрова на-
писала интереснейшие воспоминания 0
Глинке (в связи с пятисотым представле-
нием «Ивана Сусанина»), напечатанные в
«Русской старине» за 1880 г. Умерла Пет-
рова-Воробьёва в 1901 г.
	от зат
Почему только 14? -
	Каждая выставка является не только
творческим отчетом художников, но дает
возможность пополнить наши музеи, гал-
лереи, общественные учреждения новыми
талантливыми произведениями искусства.
На шестой выставке союза московских ху-
дожников представлено 250. работ. Среди
них безусловно есть немало картин, до-
стойных быть приобретенными закупоч-
ными организациями.
	Странным кажется поэтому, что государ-
ственная закупочная комиссия Комитета

по делам искусств при СНК СССР при-
обрела с выставки всего 14 работ. По-

ражает и то, что куплены работы у очень
	  ограниченного числа художников.
		_ Закупочная комиссия приобрела ‘восемь
картин  Покаржевского, четыре картины
Шегаля, одну картину Денисовского и
	одну из двух, причем не лучшую, карти:
	ну Л. Зевина. Шесть прекрасных работ
Кукрыниксов приобрел Всекохудожник.
	Совершенно незаслуженно закупочная
	комиссия обошла своим вниманием про-
	изведения молодых талантливых худож-
ников (Бектеевой, Устинова и многих дру-
гих), прекрасный интерьер старого масте-
ра. Петровичева и т. д. Pp 3
	—<—
«Чортов Мост»
	13 ноября 1938 г. в Театре сатиры 60.
стоялась первая репетиция пьесы А. Н.
Толстого «Чортов мост». (Сейчас работа
над постановкой заканчивается. .
	Московское управление по делам ис:
кусств утвердило макет спектакля, изго-
товяенный заслуженным артистом РОФСР
художником В. Рындиным, Макет первой
картины «Чортова моста» изображает бен-
зиновую колонку около бара на автостра-
де одной из капиталистических стран, ма-
кет второй картины — покои королевы,
макет третьей картины — деловой’ каби-
нет королевы, макет четвертой картины —
ночной карнавал в королевском парке.
Технические цехи Театра сатиры сорев-
нуются между собою на срочное изготов-
ление деталей оформления спектакля. ко-
	торый будет выпущен к открытию. AVI
сезда ВКП(б).

Ставят «Чортов мост» народный артист
РСФСР Станицын и Крицберг, режиссер-
ассистент -Димант, художественное ``офор-
	мление — Рындина, музыка — Кабалев-
ского, балетмейстер — 9. Мей.
	На репетициях присутствовал автор пье-
сы А. Н. Толстой.
	В ночь на 12 февраля внезално, нь i
году жизни, скончался искусство
критик Сергей Матвеевич Ромов,
	Это был истинный художник, зна,
‘ценитель искусства. Вся его жизнь (.
посвящена искусству. i
	Сергею Матвеевичу Ромову принадл
ряд статей, написанных им по мно,
туальным вопросам советского избу
тельного искусства. 3
	Серьезно работал С. М. Ромов ну,
просами западноевропейского ложу
Смерть прервала, его работу над мо
фией о Греко. Выступал покойный ны
переводчик — в частности, с француж»
на русский язык он переводил квип
лина! «Путешествие на край ночи» ^

Последние пять лет Сергей Мать
заведывал редакцией журнала «30 л

Много времени посвящал Сергей   ,
веевич работе с молодыми Художника
молодыми писателями - новелл
Сколько любви, строгости и Ни»
вкладывал он в это дело! Он читал +,
конечное количество рукописей, & ти
терпеливо беседовал с авторами, nov;
им додумывать и улучшать свои рить
и рассказы.
	Смерть С. М. Ромова — большая ут
для советского искусства. Свою пи
ность социализму и любовь к яв,
людям он всегда сочетал с любовью py
шему замечательному искусству:

Н. Асвев, П. Антокольский, И, ty
симов, И. Бабель, Г. Балашов, И.
кетов, С. Бондарин, Е, Буруны
Е.  Босняцкий, А.  Варнознци
В. Важдаев, Е. Вейсман, С, Гор»
мов, С. Гехт, С. Городецкий, Вт
prep, JI. Длигач, Т. Еремина, В
бер, Ю. Норовин, П. Карачени
В. Кожевников, С, Кирсанов, Б,
пин, М. Лоскутов, Э. Мадара,  ,
сквин, А. Новиков-Прибой fi
лин, Ю. Олеша, С. Олендер, А, Пь
менный, Н. Плиско, С. Растуу
Л. Сойфертис, С.. Урнис, 3, Хи»
вин, Г. Шенгели, М. Юфит, Д.
ROBCKKA
	Л. Л. Трусковский
	Недавно скончался один из старт
педагогов Тбилисской  тосударствиы
консерватории профессор Люциан Ли
нович Трусковский.
	7. Л. Трусковский родился в 18 ь
ду. Музыкальное образование он полу
в бывш. Петербургской консерватории, г
торую окончил в 1895 г. С 1904 111
Трусковский работал преподавателем л
классу рояля в Тбилиси, а затем пу»
сором Тбилисской консерватории, одно»
менно выступая солистом в камерны:
симфонических концертах.
	За долгие тоды своей педатотички
деятельности проф. Трусковокий вот
ряд пианистов,—исполнителей и 1»
гов, — работающих в консерватория!
музыкальных училищах Грузии и ди
республик.

В лице проф. Л. Л.  Трусковскою
лисская консерватория потеряла пу
ного, человека, чуткого, отзывчивот ›
рища, превосходного музыканта и!
зиаста-педагога, отдававшего все и
знания, опыт и энергию делу восплил
музыкальных кадров.

Г. В. Кипадзе (директор Тбилиси
	гос. консерватории), П. В, Луч

зам. директора ТГК), професор
. С. Айсберг, А. И. Tynawenn
	А. Д. Вирсападзе, В. К. Kyran
Д. И. Аракишвипи, П. Б, Рязан»
М, Р. Ледник, К. А. Миньяр, 0,8
Бархударян, ‚О. А. Шульгина, Е, ^
Вронский, Д. И. Шведов, доцент
и абсистенты А. Сванидзе, М, Ё
тишвили, Г. Бубликов, В, Шнуюь
punk, М. Камоева, Т, Хабурзания 1
		Всесоюзное
клубное совещание
	Президиум ЦК Рабис постановил про-
вести с 10 по 27 мая семенар директоров
клубов работников искусств.
	В. учебный план семинара, кроме обще-
политических и искусствоведческих дис-
циплин, включены лекции о политической
работе в клубе, о работе клубных биб-
лиотек, о формах и методах клубной ра-
боты. 0б экскурсионной работе и т. д.
	По окончании семинара будет проведено
всесоюзное клубное совещание. В совеща-
нии примут участие заведующие культот-
делами областных, краевых и теспубли-
	  канских комитетов союза Рабис и предсе-
	латели культкомиссий лучших месткомов.
	Справедливая
критика
	Недавно в издательстве «Искусство» со-
стоялось широкое совецание художников.
	Участники совещания подвергли резкой
критике работу издательства,
	Художник Суворов ‘отметил. что трафи-
ки с нетерпением ждали созыва этого со-
вещания. Накопилось много острых, вол-
нующих вопросов. Пора разрешить пробле-
му подготовки. художественных кадров.
Издательство должно об’единить способных
молодых художников и предоставить им
возможность работать в нормальных про-
изводетвенных условиях
	Справедливо  упрекала издательство
т. Георгиева за то, что оно слишком мало
внимания уделяет такому исключительно
интересному и важному делу, как иллю-
стрирование «Краткого курса истории
ВКП(б)». р

С возмущением рассказывали художники
Пискарев и Добров о низком качестве ти-
пографской работы в издательстве. Необ-
ходим более тесный контакт художников с
производством. Графики не имеют возмож-
ности непосредственно следить за’ выпол-
нением их работы. Между тем небрежное
	отношение типографии нередко искажает
замысел художника.
	живописцы Рянгина и Налбандян пред-
лагали дополнить план изданием  репро-
дукций с произведений живописи. Эта об-
ласть работы почти совсем забыта. изда-
тельством
	— Горячность и резкость выступлений
участников совещания вполне обоснова-
ны, — заявил заслуженный деятель ис-
кусства А. М; Герасимов. — Нельзя до
бесконечности ссылаться на  скверную
практику прежнего руководства издатель-
ства: Новое руководство могло бы уже
себя проявить. Пока же практика показы-
вает, что у художников нет должного до-
верия к издательству. Принятые работы
печатаются мучительно долго. Рисунок
воспроизводится неточно.

В своем выступлении заведующий изоот-
делом издательства т. Лебедев признал
критику художников CHPABCATHEOR,   n
	Орехово-Зуевский городской драмати-
	ческий театр. «Огни маяка». Заслу-
женный артист Абхазской АССР В. И,

Домогаров в роли Кузьмы Якутина
	ooo

Праздник
народного
	искусства
	12 февраля в Государственном музее
изобразительных искусств им. А. С. Пуш-
кина открылась большая выставка «Ленин
и Сталин в народном изобразительном ис-
кусстве». В четырех залах музея собрано
около 300 разнообразных произведений,
принадлежащих художникам-самоучкам,

Выставку открыл зам. председателя Ко-

митета! по делам искусств при Совнаркоме
СССР тов. М. Б. Храпченко.

Председатель Московского союза совет-
ских художников заслуженный деятель
искусства А. М. Герасимов и директор
Центрального музея В. И. Ленина тов.
Пироков горячо поздравили участников и
организаторов выставки. Они отметили, что
эта выставка является подлинным празд-
ником наролного искусства. -
	—<-
Шефские спектакли
	Комитет по делам искусств при СНК
СССР и президиум ЦК Рабис дали указа-
ния местам, чтобы утренние шефские
спектакли для Красной Армии, Военно-
Морского Флота и частей Наркомвнудела
были перенесены на утро 24 февраля.
	Переное вызван тем, что днем 28 февра-
ля части Красной Армии, Военно-Морско-
го Флота‘и Наркомвнудела будут прини-
мать присягу. :

ре ВВ
	Театре
революции
	В дни ХУШ с’езда ВКП(б) Театр рево-
люции покажет премьеру пьесы «Таня» Ар-
бузова Постановщик А. Лобанов, режиссер
	..Ханов, художник М. Варпех, музы-
кальное оформление спектакля И. Мееро-
	`‘вича и 9. Голышева. Репетируют одновре-
	менно два состава исполнителей:  заслу-
женная артистка РСФСР Бабанова и Вол-
кова (Таня); Лукьянов, Переверзев, Co-
ловьев (инженер Герман Балашов, муж
Тани); Енютина, Просина (Шаманова —
начальник золотого прийска на Дальнем
Востоке); Ханов, Соловьев, Переверзев
(Соколов, охотник-колхозник): Tep-Ocaz-
пян, Терехина (Дуся, домработница).

Началась работа над тремя новыми пье-
сами: «Ключи Берлина» К. Финна и М. Гу-
	са. «Сын народа» Ю. Германа и «Дни
испытания» Е. Раймонд.
	«Ключи Берлина» ставит заслуженный
деятель искусства С. Юткевич, сопостанов-
щик—В. Ключарев, художник—В. Каплу-
новский. {

«Сын народа» ставит В. Власов, Спек-
такль будет показан в конце сезона.
	В ближайшие дни начнутся репетиции
«Дней испытания». Пьеса рисует первые
дни после прихода фашистов ‘к власти в
одной из западных капиталистических
стран. Это будет молодежный спектакль.
Премьера, состоится в конце 1939 года.
Ставит спектакль М. Лишин, pemuccep—
А. Белов, художник — В. Перко. `
		UU sy 000 08 Mm oo
	Опера композитора Аркаса «Катери-
на» по одноименной. поэме Т. Г. Шев-
‚ ченко в Ахтырском рабоче-колхозном
	’ театре украинской драмы. Артистка
А. И. Мартемьянова в роли Катерины

Рисунок художника Б. Ингора
оо

В КОМИТЕТЕ
	ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	Комитет по делам искусств при СНЕ
СССР утвердил инструктивное письмо Уп-
равления театров об организации. учебно-
воспитательной работы в театрах.
	Для. систематической методической по-
мощи театрам и отдельным творческим
работникам при Государственном институ-
‘те театрального искусства им. Луначар-
ского создаются методическое и консуль-
тационное бюро. , ‘
	В практику работы Государственной
‘театральной библиотеки, Государственного
‘центрального театрального музея им. Бах-
‘рушина и Государственного научно-иссле-
‚довательского института театра и музыки
Комитет по делам искусств предложил
‚ввести организацию и посылку на места
‚передвижных библиотечек, выставок ит, п.
материалов в помощь самообразованию.
	Комитет обязал учебные части и ка-
федры всех театральных учебных заведе.
ний своевременно отвечать на вопросы
творческих работников театров, связанные
с их самостоятельной работой по подня-
тию квалификации,
	Издательству «Искусство» предложено
разработать план выпуска литературы,
необходимой творческим работникам теат-
ра для самостоятельной работы по повы-

шению квалификации,
	Начальникам управлений по делам ис-
кусств при СНК союзных республик пред-
ложено провести в жизнь все мероприя-
тия. указанные в письме.
		В 1914 г. артистка начала заниматься
литературой — она перевела на еврейский
язык шекспировского «Гамлета», «Трак-
тирщицу» Гольдони, оперетту «Бокаччио»
для Клары Юнг.и другие пьесы. «Гамлет»
в переводе Фибих и поныне исполняется
крупнейшими зарубежными еврейскими
зктерами — Юлиусом Адлером и Рудоль-
фом Заславским.

_ С начала империалистической войны
Сар Фибих переехала в Россию, где про-
должала работать как драматическая акт-
риса в еврейских театрах. В 1921 г. она
вступила в труппу харьковского Tearpa
«Ham уголок», где под руководством М. М.
Тарханова сыграла роли Матды в «Роди-
н6» Зудермана, Дины в «Городе» Юшке-
вича и Мирандолины в «Трактирщице».

В конце того же года Сарра Фибих ор-
танизовала в Москве театр-студию им. Шо-
лом-Алейхема, куда в качестве режис-
серов и ‘преподавателей Фибих привлекла
мастеров МХАТ; В 1924 г по предложе-
нию Киевского: культотдела Губирофоове-
та она организовала ‘первый еврейский
театр малых форм и политической сати-
ры — «Безкер» («Метла»), с большим ус-
пехом гастролировавший несколько сезонов
в городах Украины и Белоруссии.
	Последний раз Фибих выступала на сце-
не в 1925 г. в спектакле «Сатана» (на
русском языке) совместно со Степаном
Кузнецовым, М. М. Блюменталь-Тамариной,
М. Радиным и др.
	С 1925 г. Сарра Фибих переходит исклю-
чительно на острадно-концертную работу.
В ее репертуар наряду с малоизвестными
еврейскими народными песнями (в соби-
рании которых артистка принимала боль-
шое участие) вошли стихи еврейских поэ-
тов, переложенные на музыку композито-
рами Лятошинским, Ревуцким, А. Крей:
ном, Веприком, Косенко, Шишовым и др.

последние годы артистка включила в
свой репертуар также’ украинские, бело-
русские и польские народные песни.
	15 февраля в концертном зале Дома
ученых состоится юбилейный концерт Сар-
ры Фибих, в котором примут участие
народный артист СССР Тарханов, народ-
ный артист РСФСР Михоэлс, заслуженные
артисты РСФСР Батурин. Зускин и Гольд-
блат. Анна Любошиц, Клара Юнг. 9. Ка-
минка и ряд вокальных и музыкальных
ансамблей, 3

Ц. п.
	о
Концерты
Кнарик Григорян
	Два вечера заслуженной артистки Азер-
байджанской ССР Кнарик Григорян (31
января и 5 февраля в Малом зале консер-
ватории) — незаурядное явление в нашей
концертной жизни.
	Григорян обладает, красивым, обая-
тельным голосом большой. силы и диа-
пазона. Безукоризненно ровная кантиле-
на, мягкая, безошибочно рассчитанная
филировка, точная интонация, наконец,
развитая, грациозная подвижность  голо-
са.—все эти качества позволяют говорить 3
том; что артистка свободно’ владеет  сво-
им вокальным аппаратом.
	Наши слушатели знают Кнарик Григо-
рян. как ‘одну из ведущих участниц
прошлогодней декады азербайджанского
искусства в Москве, как превосходного
интерпретатора азербайджанского оперно-
го творчества и азербайджанской народ-
ной песни. И в отчетных концертах пе-
вица с исключительно тонким  мастерст-
вом исполняла арии из опер «Кер-Оглы»
Гаджибекова и «Наргиз» Магомаева. Гро-
мадное впечатление производит исполне-
ние баллады из оперы  «Шах-Сенам»
Глиэра. Вряд ли кому-нибудь другому на
нашей концертной эстраде удавалось ‘с
такой глубиной, с таким тонким обаяни-
ем передать эту балладу.
	Не’меныний интерес представляло ис-
полнение певицей, образцов. творчества ар-
мянских композиторов Спендиарова. и
	Маиляна, особенно первого. Трогатель-
ное. впечатление произвело исполнение его
«Песни о розе».
	Наряду с этим Кнарик Григорян пока-
звала себя глубоким, вдумчивым художни-
ком и в исполнении русской классической.
камерно-вокальной музыки. Особо удались
певице романсы Чайковского (например,
романс «Он так меня любил») и Рахма-
нннова. Хуже прозвучали арии и роман-
сы Глинки, исполненные без особого во-
‘одушевления. а
	Современная‘ русская советская музыка
также находит должное место в широ-
ком кругу художественных интересов пе-
вицы. «Заклинание» Шапорина, «Тран-
шейная»  Шнеерсона, «Песнь Натащи»
Хренникова были исполнены концертант-
кой тепло и выразительно.
	Кнарик Григорян органически сочетзет
в своем искусстве большую музыкально-
драматическую одаренность оперной арти-
стки с тонким и глубоким талантом Ra.
мерного исполнителя—мастера. Такое со-
четание говорит о всестороннем  творче-
ском развитии артистки. Певица стоит на
правильном пути и при дальнейшей столь
же ° интенсивной работе, несомненно,
добьется еще. более: значительных творче-

Фких успехов.
  Е ] К. СЕМЕНОВ
	Совещание
в «Советском искусстве»
	11 Февраля в редакции «Советского ис-
кусства» состоялось совещание художни-
ков и изокритиков.

На повестке дня стояло обсуждение ста-
тей по вопросам советской живописи, по-
мещенных в газете в последнем квартале’
«Русь и степь» Е. Р. Вейсмана, «Путь к
картине» Н. Соколовой, «Выставка москов-
ских художников» К. Ермолаева.
	В прениях выступили художники TT.
Ф. В. Антонов, А. П. Бубнов, А. М. Гера.
симов, А. Д. Гончаров, Ф. А, Модоров,
Д А Налбандян. Ф И. Невежин, А. А.
	  Нластов. П. Д. Покаржевский. А. И. Ржез-
	ников, А. А. Суворов, К. Д. Федорченко
и ДО: Е. Р. Вейсман, т И.
Соколова, М. П . Сокольников, И Е . Хьой-
	ник. Вступительное слово сказал В. М.
Городинский.

Обсуждение вышло далеко за рамки
указанных статей: говорилось о советской
исторической картине, о монументальной
живописи, о значении и характере совет-
ского пейзажа, о больших задачах изокри-
тики итп
	Отдельные выступления будут опубли-
	кованы в ближайших номерах «Советско-
TO искусства».
		видеть в жене Пушкина сплошь одни не-
достатки. Образ жены Пушкина. до сих
пор такой неясный и таинственный. очень
увлек меня, и мне хотелось бы еще по-
работать над ним. Быть может, дальней-
шие искания «человеческого» В этом 9б-
разе помогут дать верный портрет.

В большой и яркой теме «Пушкин» ин-
тересно и живописно очень многое. По жи-
вопири меня интересовал Бенкендорф, этот
«злой демон» судьбы поэта. Интересен и
«корсар в отставке» Морали. < которым
Пушкин сблизился на Черном море. Бен-
кенторф умел следить своим оком из Пе-
тербурга за ежедневным времяпровожде-
нием поэта в ссылке. Морали умел по-
стоянно поддерживать в Пушкине отвагу,
задор; буйное чуветво жизни.

Отдельные мои пушкинские работы. ло-
веденные до конца, я показал на Всесотюз-
вой пушкинской выставке в Историческом
музее (теперь выставка — собственность
Государственного. Пушкинского музея).
Мвогое, и законченное и неоконченное, у
меня дома, в папках. Среди рисунков и
акварелей — «Пушкин © женой д воем
рабочем‘ кабинете», «Пушкин- няней в
Михайловском» (где поэт изображен насто-
роживиимея и прильнувшим к заинлевев-
шему окну, — OH как будто услышал
звуки колокольчика, а неподалеку от него,
в дверях показалась со свечой испуганная
няня); «Пушкин и Морали» — в фе-
юге, во время бури Ha Черном море:
«Встреча Пушкина © Пестелем и лекабри-
стами на юге»; ряд вариантов «Пушкин
при дворе». Ч :

-Ects y -MeHa также зарисовки к давно

интересующей теме «Пупкин и народ».
‚ Подготовляя пушкинские композиции,
припеюсь работать нал многообразным 10-
кументальным. материалом, советоваться с
пушкинистами, прочесть многие высказы-
вания современников поэта, _

Работа над Пушкиным постоянно патал-
кивает на новые варианты композиций, на
новые темы из пушкинской жизни. ``
	Заслуженный деятель искусства
Н. П. УЛЬЯНОВ

репетиции пьесы В. Ротко «Кубанць»,
посвящает спектакль ХУП сеэду ВК
премьера «Кубанцев» — 5 марта,
Центральный театр Красной Арх?
казывает 17 февраля в 80-Й раз ones
«Укрощение строптивой» в постановке 7
женного деятеля искусства А. Д. Потом,

*® Оегодня в Центральном доме Кри
Армии им. Фрунзе состоятся творческие №
порты заслуженных артистов РСФСР A
Алексеева, В. Я. Хенкина и солнетки Bost
го театра Г. Н. Немченко, в

*\ Государственный цыганский театр   !
MOH» приступает к работе над инсцениуе
рассказа М. Горького «Макар Чудра,

* Премьера народно-героического пред
ления «Тайга в огне» в Первом Por
назначена на 8 марта, iw

*\ Московский драматический театр им, у
мана параллельно со спектаклями BOF
скве’ показывает сейчае в Ленинграде п
«Кукольный дом» и «Фома Гордеев», Оше
ли в Ленинграде продлятся до 26 февр,

we 16 Чевраля начинается смотр оборо”
репертуара коллективов художественной #
	модеятельности _ столицы, Будут 104898
пьесы «Падь Серебряная», «Первая
и др.
	\ 16 Февраля в помещении Воекохудоя
состоится обсуждение 6-Й живописной вы.
ки московских художников. Докладчих Ё,
Шекотов,
® Доклад М. В. Алпатора «Натур,
европейской живописи ХХ века» corn
11 февраля в выставочном зале Веекоху
ника. и

*& Сегодня. в 8 часов вечера, состонтя
вая радиопередача Всесоюзного дома ыы
ного творчества им. Крупской В прот 2
концерт-показ лучших народных инету
тов, премированных на Всесоюзном конку!

Государственный литературный ит
товит к печати 8-ю книгу оборника «99
В сборнике будут опубликованы повые *
риалы о А. С. Грибоедове, дня

%& Портрет Герберта Уэлса работы Ю, it
кова (карандаш) приобретен Государстве?”\
литературным музеем. a

Ж Премьера ‘второй программы в Г
сотвенном театре эстрады и миниатюр
ся 18 bespang. pt

* Студия юздетфильм заканчивает №,
ту над фильмом «Шел солдат о Фит,
сценарию В, Катаева. Режиссер — В №
шин, оператор — Б. Монастырекий, В.)
ных ролях: Я Жеймо, А. Мельников, ®,
рогожекая. А. Конеовокий и др. а

*Ж Театр революции ввел в спектакаь ‘+
вел Греков» двух. новых исполнителей =
болотного на роль секретаря райкома ив
ва и Узнадзе — на роль Мир-Ахмедово м
вые исполнители выступят в одном и
жейших спектаклей «Павла Грекова», wf

ww Для обслуживания периферийных
ников’. искусств политической и худож a
ной литературой, имеющей 06060е aa
для повышения квалификации творчеки,
ботников, при Центральном nome padi
искусств организуется передвижная 0
тека.

% Сегодня, в 9 час. вечера, в поме
союза советских композиторов состоится ®.
ческое собрание исполнительской сек,
своими последними фортепианными a
дениями выступит композитор 0. ры
Профессор А. Доливо вместь в М. Ми
исполнит ряд произведений Mycopreso”
расскажет о своих принципах трактовкй ?
чества Мусоргского.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусст®
	Свой первый карандатный раркант кар-
тины «Пушкин с женой перед зеркалом»
я сделал летом 1916 года. Я помню этот
день очень ясно. Было холодно, mer
дожль, и, как бы согреваясь теплом пуш-
кинской темы, я: стал набрасывать свою
композишит. :
	Мой первый пушкинский сюжет долго
меня преследовал, заставляя нахолить ва-
риации, производить дополнения и поправ-
ки. обдумывать детали. Я делал варисов-
КИ © натуры, рисовал костюмы. выискивал
	специальных натурщиков для персонажей
моей композиции.
	Всегда меня тянуло к Пушкину. как к
источнику ‘сложного и радостного художе-
ственного волнения. Я стал втагиваться’
В работу и над лрутими мотивами из жиз-
ви Поэта, В конце концов накопилось до-
вольно много сюжетов, сделанных в_ 1аз-
ных манерах, красках, техниках. — и
мне уже мечталось, что из них можно бу-
Дет собрать альбом композиций, поовящен-
ных жизни Пушкина.

Работа в тватре часто obpurnama НИТЬ
моих «пушкивских» замыслов: Нос 1935
по 1937 г. включительно я целиком. от-
далея им, и ;образ Пупкина, стал пентраль-
ным в работе этих лет. _ a

Работа нал Пушкиным вызывала впечат-
ления детства: Впоминалась метель, снега.
Вабка © куделью у‹ тусклой лампы. Так
вставал передо мной «воображаемый порт-
рет».. пушкинской няни. ‚АА © поэте
расширялась.

Хотелось: ваглянуть в детство‘ и юность
поэта, ‘видеть’ емо в лицейском саду. в
CCHIRe, представить себе, как’ он встре-
тилея в Каменке с декабристами, узнать,
как он жил в Крыму, у моря, которое так
любил:

Еще’ острее волновали темы ©сылки в
Михайловское. ‘увлиненной в нем жизни’
	Н. П. Ульянов. «В садах лицея». Рисунок карандашом. Музей А. С. Пушкина
	потом Тригорское, Осипова ©0 своими ло-
черьми, встреча ‹ Пущиным. возвращение
из ссылки, увлечение Гончаровой.  женить-
ба поэта.
	И, наконец, интереснейший период био-
графии — жизнь в шумном свете, нена-
видимом поэтом, предчувствие гибели, на-
растание трагедии, дуэль с Дантесом. Мне
казалось, что в разнообразии и сложности

этих жизненных коллизий я вернее пойму
Пушкина,
	Если в ранний период своей биографии
Пушкин интересовал меня, как свободолю-
бивая личность, ‘поэт неукротимюй жиз-
ненной силы, то В последнем периоде, свя-
занном с высшим светом. он трогал уже
как личность трагически-обреченная. По-
следние годы жизни Пушкина казались нз-
столько богатьюги драматическими сюже-
тами, что давали возможность создать бес-
численное множество рисунков и картин.
Такие сюжеты могли вылиться в причуйли-
вых многофигурных композициях. Самая эта
обстановка «золотого зверинпа». дворцовых
интерьеров, придворных и военных мунди-
ров в контрасте с образом человека-ге-
ния созлавала трагетию.
	_Б процессе работы я все более и более
убеждался в чрезвычайной трудности лля
	художника интерпретировать образ Пуш-
кина. Это— величайшая ‘задача, требующая
	многих лет. В сущности, есть всего два
блестящих художественных документа из
	иконографии поэта. Это — портреты Тро-
пинина и Кипренского. Для одних они
неоспоримо верный синтез внешнего п вну-
треннего «я» Пушкина; в других они вы-
зывают некоторое чувство недоверия. Слов
вет, ofa портрета, и каждый по-своему,
замечательны. Быть может, в смысле жи-
тейской правхы подготовительный этюд
Тропинина ближе открывает нам образ
Пушкина; © этим этюдом нельзя не ечи-
таться современным художникам. Но нель-
зя забывать, что тогда было принято не-
сколько «крахмалить» образ. Эпоха требо-
вала некоторой пышности. приподнятости
изображения.

Художник нашего времени, пользующий-
ся историческими материалами по Пушки-
ну. должен учесть и это обстоятельство.
Он обязан помнить, что лишь очень немно-
гие современники поэта понимали траге-
дию Пушкина. Его сложный человеческий
образ заслонялея прежде всего образом
поэта = служителя Апполона,.

Болышие трудности возникли у меня,
когда я приступил к работе над образом
жены Пушкина. Вначале кажется. чо об-
лик Натальи Николаевны не сложен и
легко поллается художественному воспроиз-
ведению. Но это в действительности нё так.
Даже среди самих пушкиноведов сущест-
вует деление на две группы — «еторон-
ников» Натальи Николаевны и ее, так
сказать, «порицателей». Последние, — а
их подавляющее большинство. — готовы
		Уполномоч. Главлата Б-—1274.
		Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.
. a
		Адрес редакций: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием `об’явлений:
	RE

Петровка, 10, 2-й эт. пом. 53 тел. К 1.90.85, В