ерамя 1939 г № 23 (603)
	  ДВАДЦАТЬ
  ЛЕТ
		«СОВЕТСКОЕ
	=

u

рерии

: 4 р .
стью и правливостью, -= столько в этом
	образе человеческом обаяния, блалородной
CKPOMHOCTH и простоты.

A вот роль совсем иного плана: Флора
Вразье в льесе Эмиля Фабра  «Провинци-
альная история» («Хищница») по роману
Бальзака. сновная тема Бальзака —
деньги развращают человеческую личность
— с замечательной убедительностью выра-
жена в художественном исполнении Вруб-
	  левской. В мастерских переходах от люб-
	ви к ненависти, от ярости к притворному
смирению, от комедийных сцен к драма-
тическим раскрывается сложный и проти-
воречивый образ Флоры Бразье. В роли
Мирандолины («Хозяйка гостиницы»)
Врублевская ‘очаровывает брызжущим ве
сельем, искрящимся темпераментом. Для
создания образа Виолы («Двенадцатая
ночь») она нашла нужную романтическую
приподнятость, собранность, большую внут-
реннюю силу.

К сожалению, мне не пришлось видеть
артиста’ К. К. Мюфке (теперь награжден-
ного орденом Трудового Красного Знаме-
ни) в роли Владимира Ильича Ленина в
спектакле «Человек в ружьем», но, судя
по отзывам тбилисской печати, он пере--
нес на сцену и развил в этом спектакле
	т, что было им так удачно найдено в ``.
	фильме «Великое зарево».

И в других ролях Мюфке также достиг
большой удачи. В «Анне Карениной» он
привлекает внимание зрителей к харах-
тернейшей физуре Стивы Облонского, а в
«Хозяйке тостиницы» — к интересному
образу rpada, Bi котором он подчеркивает
черты ‹парвеню»\

Не менее широк артистический диапазон
И. Н. Бодрова. .B «Анне Карениной»
внешняя отточенность созданного им обра-
за Алексея Каренина помогает раскрытию
его поихологического содержания, И персо-
наж, ничего общего © Карениным не име-
ющий, так же тонко разтадан Бодровым,
Это Шадрин в «Человеке с ружьем»: в
нем есть озлобленность фронтовика и. в то
же время душевность простото русского че-
ловека; пронизывающий вэгляд говорит о
пытливом уме этого «мужика», перед кото-
рым революция’ открывает широчайшие
перспективы. и

В настоящее время те&тр тотовит не“
сколько спектаклей, среди них «Горе от
ума», а также пьеса, Ш. Н. Дадиани «Ha
искры», посвященная революционной ра-
боте И. В. Сталина в Грузии в 1901—1905
тодах. Театр им. Грибоедова будет первым
	русским театром, который поставит эту
	mes  А. ФЕВРАЛЬСКИЙ

30 лет

азербайджанской

оперы
		f°

асом с периферии

Жудожники
— Одессы“
	Одесская художественная школа издав-
на славилась своими хорошими традиция:
ми. В ней преподавали’ выдающиеся
художники. Одним из наиболее значитель-
ных педагогов школы был художник Ки-
риак Конотантинович Костанди,

Его ученики (Костанди умер в 1921 т0-
ду) вспоминают о нем с исключительной
теплотой и любовью. Костанди принадле-
жал к числу последователей преподавания
Il. П, Чистякова, отдававшего все силы,
всего себя своим ученикам,
	Одесском художественном  мувее
(бывш. особняк трафа Потоцкого) висят
лучшие вещи Костанди, Художник этот
— подлинный поэт родного юта, где он,
сын ‘рыбака, родился, жил и ‘умер.

Его вещи можно смотреть часами. От-
дельные работы, как, например, «Старич-
ки» (эта картина получила медаль на од-
ной из всемирных выставок в Париже),
«Ранняя весна», «На балконе», полны тон.
кой лирики,

Начав выступать еще на выставках пе-
редвижников с вещами, родственными
ранним работам Левитана, Костанди в
дальнейшем создает картины, близкие
лучшим образцам европейского искусства
XTX века.
	И. В. Репин находился в дружеской
переписке с Костанди. Дочь художника
сохр&нила интересное  неопубликованное
письмо Репина к отцу, свидетельствуютщее
о чрезвычайном внимании великого peas
листа к живописи Костанди. Приводим
его здесъ:

«12 февраля 1910 года.

Дорогой и глубокоуважаемый Кириак
Константинович!
	Приношу вам свое несколько запоздалое
поздравление. Сочинял, тотовил телеграм-
мук 7-му и проворонил... о, старость! До-
садую крепко... Мысленно обнимаю вас с
самым открытым сердцем и всею душою
желаю вам всего самого лучшато:  здо-
ровья; бодрости, продуктивности. Всетда ©
особенным желанием видеть ваши редкие
и драгоценные труды, я стремлюсь на на-
ши симпатичные выставки, И ваши карти-
ны мёня всетда влекут первые и от них
веет таким теплом, жизнью и красотою.
Все, что вы ни изобразите, полно преле-
сти и технического очарования. С первого
взтляда — это скромное, бесконечно мя-
лое создание художника, Но стоит оста-
новиться, вглядеться, как эта небольшая
по обыкновению картина начинает увели-
чиваться в размерах, расцветает в преле-
стных тонких блестках колорита и вее
пластичнее и пластичнее‘ выступает фор-
ма всех организмов. Вот искусство! Cro-
ишь и не хочется фасотаться;  втяги-
ваешься в истинное созерцание природы,
ве той красоты, которую только видит ху-
дожник. Может быть видят другие? 0
изобразить — фиксировать навеки!! Bor
счастье и художника и зрителя. И здесь
	живописец — царь и нет ему равното на
земле! Никакое слово, никакая музыка не
дает мне счастья любоваться сутью при-
роды. Вот оно, скромное великое искус-
ство! Вот та частица бога живаго, кото-
рую он вкладывает изобразителям его лю-
бимого мира — его. красоту...

Я никотда не’ кончу,

Целую вас братски и дружески обни-
маю, с живейшим желанием видеть вапти
создания,

Ваш Илья Репин,
	Ни слова не сказал о восторгах ваших
учеников от вас как учителя — их хва-
тило бы на три листа самого убористого
письма»...

№
	Кице раз приходится удивляться тому,
	тересных работ одесской молодежи. Синиц-
кий, Шалюто, Постель много работают над
пейзажем Одессы, Они уже зарекомендо-
вали себя как хорошие живописцы. Си
ницкий, ученик Костанди, влюбленный. в
творчество своего учителя и находивитий-
‘ся под его влиянием, в последних работах
уже выходит на самостоятельный путь.
Особенно хороши ето пейзажи «Серый
день», «Фруктовый сад», небольшой этюд
«Туманное утро», .

удожник Шалюто несколько лет назад
окончил Одесскую художественную иптко-
лу. Общественность Москвы его знает по
пейзажам. показанным wa Всеукраинской
выставке, Шалюто характеризуют доброт-
ная живопись, смелое письмо, В портрете
он слабее, слишком этюден,

Очень способный рисовальщик Цимпа-
ков, Его наброски, эскизы, зарисовки
очень интересны, но жюри комсомольской
Рыставки справедливо отметило, что луч-
шие рисунки художника относятся к
1958—30 тг.; в дальнейшем что-то не вид-
но его роста,

Одаренными живописцами проявили 06-
бя Эрлих, Зайцев, Муцельмахер, Широков
и Нудельман,

Пока одесские молодые художники удз-
ляют больше внимания этюдам. Следует
не отраничиваться этюдами, переходить К
более сложным композиционным задачам,
	К. ДОРОХОВ, Л. ЗЕВИН.
	фура 3 Летинграде состоится торжест-
нд заседание юбилейного комитета 6
душем Советских, партийных и общест“
rat организаций, ‚посвященное 20-ле-
	ig Поннаградского Больцого драматиче-

rnarwnnanniv of лол ие
	  тора. С докладом «О творческом

ВДТ» выступит художественный ру-
увитеть театра народный артист
wc? Б. А. Вабочкии. Юбилейный вечер
sek показом отрывков из торьков-

о спектаклей театра: 4-го акта «Ме-
до и 3-10 BETS «Дачников»,

pocrane юбилейном комитета — на-
влик Театрального управления ВКИ! т.
риуовииков, начальлиися Театрального уп-
eit Комитета по делам искусств
cP т. Ральф, начальник отдела по
зву уста при  Леноовете т. Затур-
ни, лопутат Верховном Совета CCCP
илыих Байков, народная артистка СССР
уолича- Александровская, председатель
{рб т, Пашковский, народный ар:
чи РОФСР. Бабочки, заслуженный дея-
кр покусотвь Софронов и др.

Претдиум Ленсовета отпустил в pad:
пивеше дирекции театра 100 тысяч
ion на премирование работников те-
	‘tom о 20-летним юбилеем БДТ кол-
ии театра выступил © творческими от-
шпуз 18 крупнейших  Фабрично-завод-
д предприятиях города, в домах куль:
мет рабочих клубах,
	oO
«Нумансия»
	лышой драматический театр им. Горь’
	шо витючил в свой репертуар трагедию
то испанокого писателя Сервантеса
	Guincnm, B пьесе Сервантес воспел
нибедимость испанекого народа, затщи*
пущео свою страну от нашествия рим-
mm полчищ, Поэт-орденоносец Николай
чинов написал к трагедии Сервантеса
НЫ нтермедии,  ,

‘умансия» пойдет в переводе В. aor
‹; постановке художественного руково-
тия театра лародного артиста РОФСР
ГА Бабочкина,
	up обратился за консультацией к
нилекиы писателям Марии Терезе Леон
  РМазлю Альберти. Недавно дирекция
пита получила ответные письма из Мад-
pon т Марии Терезы Леон и Рафазля
иберти. Ниже приводим эти письма,

: вязн с постановкой «Нуманеии»
	Дорогие товарищи! Я получил письмо
этудииков вашего Большого театра ©
мюбой прислать мою переделку «Hyman.
ии» великолетной трагедия Митэля де-
ууваитеса. Сегодия имею удовольствие
титроволить вам один экземпляр ее вме-
и 0 нооколькими рисунками костюмов и
тиерным эскизом декорации, исполнен-
цу испанским театральным художником
ии премьеры в Мадриде.
	№ для вашего истолкования  пъесы
WRI сходство о испанской постановкой,
о ате мне об этом знать тотчас те, и
да вышлю вам весь необходимый ма.
Mead, отлично исполненный,
	Чера несколько дней вы получите, орке-
Monyn партитуру музыкальных иллю.
чиций, сочиненных опециально для этой
) ESCH,
  №нчая на этом мое письмо, привет“
mm всех сотрудников вашего тейтра,
Примите жизсйшее из явление дружбы от

РАФАЭЛЯ АЛЬБЕРТИ».

*

Мы получили ваше письмо и спешим
‘илмь вам экаемпляр трагедии Серван»
te «Нумансия» и некоторые материалы,
торые могут оказаться полезными для
1 BAS

Bure, wo ne wocnaem Compute фото-
‘ифий и кинокадров, Tak Kak у нас
ts ощущается недостаток в Ффотобума-
а Повлаю вам сценарий варианта, кото-
jut wer в Мадриде, Он вначительно от
eres от постановки, которая идет в
т цариже,

[юшу писать мне обо всех вопросах,
имущих лозникнуть у вас относительно
цемнозки. Костюмы действующих лиц
ти полностью соответствуют современ-
№ одежде каотилюских крестьян, & дей-
т, происходящее на сцене, призывает
тихому сопротивлению ненавистным
утелям,

Ray вашего ответа, чтобы. быть уверен.

1, чо вы все получили.
Шлю сердечный привет.
	  её от Альберти. ,
\ _М. ТЕРЕЗА ЛЕОН»
	«Дачники» М. Горького в
	Ленинградсном государственном Большом драмати-
	ческом тватре им, М. Горького, На фото: артистна Т. Н. Журавлева в ропи Сони
и народный артист РСФСР Б. А. Бабочкин в роли. Власа
		Внолончельные транскрипции
А.Т еоргиана
	В издательстве «Искусство» начали вы-
	ходить транскрипции для виолончели Ар-
мена Георгиана,
	Кроме уже вышедшего из печати сбор-
ника пяти пьес Разеля, Куперена, Скря-
бина и Аракишвили*, Георгианом сданы
в печать <Три старинных попанских тан-
ца» Горостнага и, подтотовлено еще не-
сколько пьес. в том числе большая кон+
	цертная фантазия на темы оперы «Кар-
мен».
	Для всех работ Георгиана характерно
знание возможностей виолончели. Он лю-
бит флажолеты и находит им интерес-
ное применение, особенно в «Вальсе» и
«Паванне» спящей красавицы из балета
«Сон Флорины» Равеля. Флажолетные
звучности хорошо гармонируют с фанта-
стическим характером музыки, рисующей
видения спящей красавицы, Оригинально
звучат флажолетные октавы в «Вальсе»,
Этот прием, кажется, еще никогда в вио-
лончельной литературе не ‘встречался.
	Обращает ma себя внимание искусное
применение приема пиццикато. В знаме-
нитом фокостроте Равеля «Файв о’клок>
после подвижной первой части очень све-
KO звучит первое проведение основного
мотива, изложенное пиццикато © вибра-
цией, Такого рода приемы есть и в фан-
	В каждой пьесе Георгиан находит xa-
рактер звучания, гармонирующий с музы-
кальным языком автора. ‘Поэтому  есте-
ственно, что в пьесах Равеля звучность до-
вольно изысканная, местами даже  не-
сколько вычурная. Но там, тде нужна
простота, например, в старинных испан“»
	* Издательство «Искусство», 1938 т.
	ских танцах Горостиага, виолончель трак-
тована как «поющий» мелодический инст
румент, выразительно передающий вели
чественные в своей простоте испанские
мелодии, «Испанские танцы» заслуживают
внимания как солистов-виртуозов, таки
учащихся. Несомненно, войдет в реперту-
ар и певучая грузинская мелодия Apa-
кишвили.

Все транскрипции очень удобны для ис-
	полнения, они родились под пальцами
	виолончелиста.
	Русский театр
e   6unncn
	Более пяти лет существует в Тбилиси
государственный драматический русский
театр ‘имени А. С. Грибоедова. За эти №:
ды театр завоевал расположение тбилис-
ской публики и приобрел авторитет у те-
атральных деятелей орденоносной Грузии,

Этот театр умеет совмещать ‘быстрые
темты работы с хорошим качеством выпу-
скаемых постановок. Культурная  поста-
новка дела обеспечивает условия для дей-
ствительно творческой работы. Некоторые
спектакли обращают на себя внимание от-
личным мастерством художника-декорато-
ра; это относится в первую очередь к та-
лантливой художнице Ир. Штенберг. За-
метим кстати, что ею написан находящий-

Фантазия на темы из оперы «Кармен»
— виртуозное произведение, очень выиг-
рытино звучащее на эстраде, Однако Геор-
тиан HO вполне справился с задачами
конструктивного порядка. — Построение
«Фантазии», чередование в ней тонально-
стей и темпов, не везде правильно рас-
считано азтором. Например, во всей иье-
се назойливо доминирует ре-мажор и ре-
минор, что создает некоторую  монотон-
ность. Георгиану следует еще поработать
над «Фантазией» до ве опубликования в
печати. Пьеса эта несомненно удачна в
виртуозном отношении и, если ‘устранить
указанные недостатки, ей обеспечено ме“
сто в репертуаре. виолончелиотов.
	Советские композиторы уделяют сравни-
тельно мало внимания виолончели. Поэто-
му работа Георгиана имеет несомненную
ценность, и ему следует продолжать ee.
Можно выразить пожелание, чтобы в сво-
их транскрипциях Георгиан больше ис-
пользовал произведения композиторов
братских республик. Его собственный опыт
обработки мелодии Аракишвили показы-
вает, что эта работа может быть весьма
плодотворной.
	КЛИМЕНТИЙ КОРЧМАРЕВ
	В феврале празднуется 30-летний юби-
лей азербайджанской оперы.

Первая азербайджанская опера «Лейли
и Меджнун» была написана композито-
pou Узеиром Гаджибековым в 1908 году.
о дня ее первой постановки, осущест“
вленной силами любителей, и ведется ис-
тория азербайджанской оперы. Заслути
автора’ первой азербайджанской оперы
высоко оценены Советской страной. Узеир
Гаджибеков удостоен ` звания народного
артиста СССР. и `натражден орденом
Ленина. Трудящиеся Нахичеванской АССР
избрали ¥3. Гаджибекова депутатом
Верховного Совета Союза ССР.

‚Азербайджанский государственный ор-
дена „Ленина театр оперы и балета им.
М. Ф. Ахундова отмечает юбилейную дату
новой постановкой оперы «Лейли и Мед-
жнун», переработанной автором.

Театр им. М. Ф, Ахундова проводит
юбилейный декадник, который даст на-
глядное представление 0 30-летнем пути
азербайджанской оперы,

Кроме «Лейли и Меджнун», театр пока“
mer «Аршин-мал-алан» и «Кер-отлы» 53,
Гаджибекова, «Шах Исмаил» и «Наргиз»
М. Магомаева и «Шах-Сенэм» Р, Глиэра,
Во дворцах культуры крупнейших нефтя.
ных ‘районов Баку будут проведены до-
клады и концерты, посвященные юбилею,

Театр организует большую выставку и
выпускает брошюру, посвященную  исто-
рии азербайджанской оперы. Ортанизуется
специальная радиопередача.

‚ Управлением по делам искусств при
СНК АССР образована юбилейная. комис-
сия под председательством Уз. Гаджи-
	бекова.

Д ГЛИКШТЕЙН
	_ Выставка картин художника
С. Чуйкова
	ни старой дореволюционной Киргизии. Co-
ветской Киргизии я посвятил остальные
свои работы.

Сейчао я пишу картину «Любовь табун-
шика» («Вечер в табуне»). Сделал более
10 эскизов,

Прошлым летом, живя в киргизском кол-
хозе «Кашка-Су», сделал больше 50 этю.

дов для картины: всадника в поле при за-
	Завтра в Клубе писателей открызваетфя
выставка произведений заслуженного дея-
теля искусства художника С. А, Чуйкова,
Выставка приурочена к приезду киргиз-
ских писателей и артистов, которые вы-
ступят в этот день в клубе.
	Из Фрунзе в Москву была перевезена
выставка картин С. А. Чуйкова, содержа-
щая около 300 работ. К сожалению, в

небольшом помещении клуба можно пока-
зать пе более 60 этюдов, эскизов и не-
	больших по размерам картин,
	Будут показаны «Женщина с овцой»,
«Охотник © беркутом», «Киргизка-кол.
хозница», «Сенокос в горах», эскиз к кар»
тине «На киргизской границе» (картина
находится на выставке «ХХ лет РККА и

Военно-Морского Флота») и ряд пейзажей.
4 i

— Привольные киргизские степи, аулы в

предгорьях Тянь-Шаня — е ними связаны
	мое детотво и моя юность, — товорит ху:
дожник. Я написал немало картин из жиз:
	«Анна Каренина» в Тбилиссном театре
русской драмы им. А. С. Грибоедова,

На фото: артист И. Н. Бодров в роли
Каренина
	moo
	ся в фойе театра портрет Грибоедова. Он
великолепен по краскам и замечательно

передает духовный облик тениального пи:
сателя.
	В театре. есть группа одаренных ведущих
артистов; к ним относятся JI. A. Bpy6-
	левская, К. В. Мюфке, И. Н. Бодров, В. Д.
Брагин, А. JI, Campana, А, А. Мюссаф,
Б. Г. Белецкая, К, А, Гарин.

Мастерство Л. А. Врублевской — ярко и
	разнообразно, Играя роли, далеко не сх0-
HUG по психологическому содержанию, по

эмоциональным харавтериетикам, по внеш-
нему рисунку, она всегда умеет верно
определить основное в персонаже, Умный
	и тонкий анализ роли соединяется у ней
с непосредотвенным чувством. Врублевская
	незабываема в ‹Анне Карениной», которую
она итрает с проникновенной  искоенно-
	‘кате. девушку, лошадей нри вечерием 06-   что в наших центральных музеях БКоотан-
	ди не представлен своими лучшими в6-
шами. В Третьяковской галлерее имеется
	вещении. ряд пейзажей, По этим материа-
	лам нишу картину,
	Одновременно работаю над другой. ком-   только одна из его ранних работ.
	В семье Костанди сохранилось много
тереснейших работ художника, Жаль,
	широкому
	Что они пока мало доступны
	позипией — «Возвращение с сенокоса»,
	В обеих темах мне хочется выразить
гармонию мощной, всегда юной природы в
	хочется выразить   интереснейших работ
	вольными. здоровыми, счастливыми совет:   зрителю. Думается, что организация вы-
	скими ЛЮДЬМИ.
	ставки этого интереснеишего живописца
	По заданию правительства Киргизии я  дала бы чрезвычайно много ценного совет-
в ближайшее время приступаю к работе   ской художественной молодежи.
	ивописные традиции лучших худож-
	над исторической темой — «Гоктогул среди
	народа». Токтогул — Популярнейший пе-  ников свовго города воспринимает моло
вец Киргизии, сосланный царским прави-   дежь Одессы. Не так давно жюри орга-
тельством в Сибирь за свои революцион-   низующейся всесоюзной выставки «20 лет
	ные песни.
	комсомола». отобрало на выставку ряд ин-
			Teal al
	ODbKEE
	ник Шекспира. Поставлена она была В
плане цирковой буффонады, в которой
шекспировокий пройдоха и плут должен
был выступать как носитель некиих де-
мократических понятий, чуть ли не’ как
народный герой. Само ‹0бой` разумеется,
что из этой нелепой и бессмысленной за=
тви вичего не вышло и выйти не могло.

В 1927 г. театр ставит «Разлом» Лав-
ренева, и этим спектаклем начинается
последовательная и напряженная борьба
театра, за советский спектакль, за совет-
скую тему, за советские образы. Велел за
Артемом Годуном, героем «Разлома», 4a
подмостках Вольшого лраматического теат=
ра создаются образы Яровой и Шванди в
«Любови Яровой», в репертуаре появлятют-
ея пьегы Билль-Белоперковекого, Глебова,
Файко. Никлтина, Катаева. He воегла
театр обнаруживает достаточный вкус и
требовательность в самом выборе пъес. но
это ни в какой мере не должно означать,
что усилия театра в деле создания ©0-
ветокого спектакля ‘были нелостаточны,
Выполнить свою задачу е полным успехом
театру мешало и не могло не мешать от-
сутетвие ясной положительной программы
в работе с траматургами. Нередко теато в
осуществлении постановок советских пьес
вылвигал на первый план чисто внеш-
ние задачи — так в стенах театра заро-
дилея лозунг «индустриализации» и «KH
нофикации театра» — киноаипарат стал
завсегдатаем спектаклей Большого драма-
тического театра. В одних случаях он вы-
полнял чисто натуралистические функции
— характерно в этом смысле было ие-
полИювание кино в спектакле «Человек ©
портфелем». Эпизоды пьесы, действие ко-
TODHX `‘происхолит в купе или в тамбуре
вагона, были превралены театром в He-
кий иллюзион — при помощи кинотроек-
ции, звукомонтажа, пробегающих световых
надписей станций театр достигал безуп-
речного натуралистического эффекта, pe-
пительно отвлекавшего зрителей от су-
щества и смысла всего происходящего В
пьесе. В других случаях — кинопроек-
ция созлавала некий отвлеченный свето-
	вить репертуарный фонд, чтобы получить
возможность для серьезной, ‘углубленной
работы над определением своего будущего,
В ‘конце прошлого сезона художественное
рувоводство театра возглавил народный
артист республики Б. А. Бабочкин, кото-
рый в первой же своей постановее опреде-
лил задачи театра, как о задачи театра
Горького.
	«Дачники» явились как бы первым ито-
том и плодом новой жизни Большого драма-
тического театра. Именно в том и 3a-
включается принципиальное значение этого
спектакля, что в нем со всей ясноетью вы-
рисовываютея сценические принцины, 38
которые хочет бороться театр и на кото-
вых он стремится об’елинить своих масте-
ров. Речь идет о том, что торьковокий ре-
ализм театр понимает, как, реализм острых
и ©роеобразных характеров, ках реализм
образной, многокрасочной, меткой и страст-
ной речи, как реализм очень ясных и 01=
ределенных конфликтов, Именно ‘на’ этих
принципах строится постановка «Лачни-
ков» в Большом драматическом театре,
именно эти принципы определяют в спек-
такле работу таких актеров, как Рабочкия
— Влас, Казико — Юлия, Панова —
Ольга Дудакова, Софронов — Суслов и
ряха других. Скрытая, но активная энер-
гия, мысль, страсть и благородство идеи
составляют основу основ торьковской лра-
‘матургии.  Драматурги, которые сумеют по-
нять все величие этих черт горьковской
драматургии, должны будут отказываться
от внептиих, недорото стоящих эффектов, от
всяческой дурной тватральщины в пост-
роении сюжета, в разработке характеров.
Точно так же режиссеры. и актеры, кото-
рые найдут в себе силы, чтоб следовать
этим законам горыковской драматургии в
своих спектаклях, в своих образах найлут
краски, линии и созвучия, выразительная
сила которых булет тем выше, чем полнее
й правдивее они будут воплощать живую
жизнь во всем ве многообразит.

Театр, носящий. славное имя великого
основоположника ^ социалистического  реа-
лизма, последней своей работой показывает,
что стоящие перед ним огромные, ответст-
веннейшие задачи он понимает и решает
	празильяю.

С. ЦИМБАЛ
	Bok don. По чистому торизонту плавали
огромные цветовые пятна, расползалиеь во
все’ стороны, растворялись одно в IDY-
ом, и на этом причудливом фоне развора-
чивалаеь сценическая игра. Приемы «кя-
нофикации», впрочем, не ограничивались
олним только применетием киноатпарата—
они нахолили себе место и в самой мизан-
спенировке и в материальном оформлении
спектаклей и в повторяющихся «кадрах»,
они грозили превратиться в своего рода
манию. театра, мешающую ему найти вер-
ный творческий путь.
	1932 г. происходит памятная IIA
Большого драматического театра встреча
его с Горьким-драматургом.  Постановке
«Егора Булычева», а впоследствии и
«Достигаева» суждено было стать значи-
тельнейшей вехой в жизни театра, опре-
лелившей его дальнейшую  репертуаряую
линию. Замечательное слово Горького, ето
удивительные по ‹в06ей сценической кон-
кретности, глубине и своеобразию хараж-
теры вдохнули новую жизнь в творческий
коллектив театра. Под знаком Торького
театр хтроит свои последующие реперту-
атные планы. На ето подмостках появ-
ляется пьеса Николая Погодина «Мой
друг», в которой А. Н. Лаврентьевым был
создан замечательный по своей жизнерало-
CTHOCTH, силе и цельности образ больше-
вика Гая, «Интервенция» Льва Славина,
«После. бала» Погодина с 0, Г, Казико—
Машей. Во всех этих и в ряде более позд-
них постановок театра по-новому раскры-
валотся индивидуальные данные его акте-
ров. Роль «руководящего лица» в «Моем
друге», работа нал образом Рябинина из
«Лоститаева» как бы заново открыли зри-
телям В. Я. Софронова, ранее искусствев-
но огратичивавшего свой диапазон невра-
стеническими. изломанными образами Ка-
валерова из «Затовора чувств» Олеши,
пли Ремарка из пьесы Заторского’ «На, 8а-
пале без перемен», Вылвинулея в театре
и тял молодых актеров, многие из KOTO-
рых впоследствии выросли в интересных
И зоелых мастеров. Замечательные образы
Горьковской драматургии, ясная и реали-
стическая манера, в которой были напи-
ганы пьесы Потолина. Славина и pata
	хрутих драматургов. пришедших 4 сцену
Большого драматического театра, помогли
	‘ему освободиться от «кинофикаторокой» и
всякой иной бутафории и начать борьбу
за подлинную’ реалистическую театраль-
ность, которую провозглашал великий про-
летарокий писатель основой и азбукой co-
циалистического театра. Отныне главным
своим художественным оружием театр при-
знал выразительность и яркость живых че-
ловеческих чувств, силу художественной
правлы, остроту и смелость реалистической
наблюдательности. Работа над «Булыче-
вым» и «Достигаевьи» подняла требования
театра к своим драматуртам, Многообраз-
ная, полная тончайших и выразительней-
ших интонационных оттенков игра слова,
стремление показывать новых и вместе с
тем очень типичных людей, поиски поллив-
вого‘ спенического ^налтряжения внутри
обычных и, казалось бы, повседневных си-
туапий, — вое это принесло сври большие
творческие результаты в превосходной. по
точности и тонкости режиесерского плана
работе над «Дачниками» Горьком, — по-
слелней работе театра,
	Влесь следует оговориться, В жизни
Большого драматического театра был пе-
риод. который на карте ето художествен-
ного пути лолжен быть обозначен зияющим
белым пятном. Речь идет о последних не-
СКОЛЬКИХ сезонах. в которые театр ORA-
зывалея в руках безответственных или
злонамеренных. горе-экепериментаторов, ко-
торые поочередно пытались превратить его
TO B «театр народно-героического зрелища»
в весьма неопределенными и путанымя
установками, то в площалку для студийно-
режиссерских опытов, в которых не нахо-
дилось и не могло найтись места, лля круп-
нейших актеров Большого. драматичезкото.
Иные из них ушли из театра, иные не-
сколько лет полрях ничего не играли.
	Прошлый сезон был для театра своего
pola «восстановительным периодом», по-
рой возрожления актерского коллектива и
определения репертуарных путей. Впервые
после нескольких лет «вынужденного про-
стоя» Большой драматический зажил на-
пряженной и разнообразной хуложественной
жизнью. За год театр подготовил ряд спек-
таклей, среди которых были более удач-
ные и менее удачные, но не было ни од-
ного поставленного впустую. Театру не0б-
холимо было срочным порядком подгото-
	На знамени о
	  №чекая история ВБольшюго’ драмати-
tino театра сложна и поучительна.
  (итный двадцать лет вазад пю ини-
Ша А, М. Горького, театр прожил
Приую, противоречивую эизнь, исполнен-
1 тоханий и борьбы,
15 февраля 1919 года состоялея пер-
ii ектакль театра — «Дон-Карлос»,
№5у же свопы спектаклем театр как
hi yepmiaz, что классики отнюдь не
Уталежат академическим архивам, #80
Ш хлзут и способны волновать самого
Ватического зрителя, что героический
ИУ, ‹ оружием в руках отетаивающий
Мзпонмюсть республики, поймет и полю-
щ создания и узнает в образах р0-
итических героев своих далеких собрать-
в 15 в лень своего открытия Большой
\Оатичекий театр провозглашал свою
toro nporpawyy, программу народного,
Пулческого искусства.
№еутар первых сезонов театра был
(им суыеле достаточно определенным.
\ «Т-Карлосом». последовал тмекспиров-
ml cMaxters и «Много шума из ниче-
№, «Разбойники» Шиллера,  «Рваный
™m Сем-Венелли. «Дантон» ° Левберга,
Фарутитель Иерусалима»  Иернефельла.
Мау слова последовал ряд шекспиров-
спектаклей == «Отелло», «Лир»,
tlitogs, «Двенадцатая ночь». В лаль-
 Мк театр ставит «Стугу ДВУХ ГОСПОХ»
Муни-спектакль и поныне живу
‘yueoryape театра, «Рюи Влаза» Гюто,
“anon птицу» Метерлинка. мольеровский
Паттль, плартовских «Близнецов», «06-
ых богатырей» Ибоена. За первые го-
М ятни тватра им была выполнена OT-
ная по своему об’ему, сложности м OT-
Уменнсти  ропертуарная программа.
тт постановками замыкается первый
м его истори, который можно» на3-
ET пернодом «бури и натиска». периодом
ANY намерений и пелостных замыслов.
Gerona за этим периох послужил
  муке к дальнейшим  «экстрессио-
tm сезонам». В 1922 году ен
ервая встреча тедтра с экопрессто-
Читой драматуугией — на ето афише

К 20-ЛЕТИЮ ЛЕНИНГРАДСКОГО
БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО
ТЕАТРА им. ГОРЬКОГО
<»
	появляется пьеса Г. Кайзера «Газ». На-
чинается серия. урбанистических Фпектак-
лей. в которых предается анафеме калтита-
листическая маптинерия, проклинается или
высмеивается «век всеобщей  механиза-
ции», культура и пафос матины, убиваю-
шей и порабошающей человека. Увлека-
ясь этим разоблачением «века MADINA»,
театр невольно предоставил. этим самым
маптинам, этим внелгним элементам мапги-
пизированного капиталистического  горола
слишком большое место в своих. спектак-
лях. На сцене воздвигались многоэтажные
станки. причудливо и нелепо громоздивши-
еся друг на лруге. сценические подмостки
были залиты светом электрических реклам,
своим блеском и митанием испытьзвавзтих
терпение зрителей, грохот звукомонтажа
превосходил по своей силе самый громкий
уличный шум. Так был поставлен «Бунт
машин» Толстого — вольный вариант на-
шумевщей в (‘©вое время пьесы Карела Ча-
tera «Вур», кайзеровский, «Газ» и РЖД
других спектаклей театра.

Уже тотда. когла в репертуаре театра
появились первые советские пьесы —
«Заговор императрицы» Толстого и Щего-
лева. «Мятеж» Лавренева, «Пурга» Щет-
лова.—= пристрастие ето к «тущенной. аб-
страгированной и обнаженной экопрессио-
нистекой художественной манере прохол-
жало лавать о себе знать. С новыми зала-
чами возвращается в этот период театр
к классике — на сцене ето появляется
стилизованная и. выхолощенная. постанов-
ка комедии Бомлрше «Женитьба Фигаро» и
«Сер Джон  Фальстаф» — Jo некоторой
степени бессмертный образчик Формалисти-
ческого извращения классиков. Пьеса
под таким названием появщтась в резуль-
тате обработки двух довматичесвих хро-