16 февраля 1939г. № 23 (tay
		«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,»
	ПО СТРАНИЦАМ
	ГАЗЕТ
	КОНЦЕРТ.
	ГОСУДАРОТВЕННОГО
ДЖАЗА CCCP
	` Государственный джаз в большей оте-
пени, чем все остальные государственные
музыкальные коллективы, -=- начинание
экспериментальное. У этого коллектива
нет традиций, на которые он мог бы
опереться, нет опыта, из которого он MOT
бы извлечь необходимые выводы, нет, по
существу говоря, репертуара. Точнее ro-
воря, некоторый опыт и репертуар у на-
ших джазов есть линь в жанрах совет-
ской массовой песни и танцовальной му-
SHIKH.

Создание ‘нового репертуара ‘является
одной из основных задач Государетвён-
ного джаза. Некоторая неуверенность, об:
наруженная здесь руководством коллек-
тива, — естественна. Но она не должна
превращаться в излишнюю осторожность,
ибо успех атого интересного эксперимента
может решить только творческая смелость.

В программе, показанной 9 февраля,
Государственный джаз пытается @преде-
лить несколько своих репертуарных на-
правлений. Первое из них — массовая
песня. Государственный джаз не сделал
никаких открытий в этой области, но ис-
полняемые им песни в большинстве своем
написаны на хороший текст, музыка их
мелодична, инструментовка изобретатель-
на. Песни прекрасно доходят до аудито-
рии и очень тепло ею принимаются. Нуж-
но лишь (в который раз!) отметить одно-
образие приемов, которые используют
композиторы; одинаковые  мелодические
обороты повторяются’ в самых различных
песнях, гармонизация нередко весьма
примитивна.

Совершенно верно поступил джаз, обра-
тившись к Tak называемой «академиче-
ской» музыке. Неправы те, кто упрекает
художественное руководство джаза за
мнимую тенденцию ‘превращения коллек-
тива в подобие симфонического оркестра.
Дело лишь в правильном нахождении Ma-
териала, поддающегося такой транскрип-
ции, и в соблюдении нужной пропорция
«академического» репертуара в програм-
мах джаза, ,

В концерте 9 февраля Государственным
джазом были исполнены: прелюд cis-moll
и «Не пой, красавица» ‘Рахманинова, &
также «Сентиментальный вальс» Чайков-
ского. Этот же прелюд’Рахманинова мне
приходилось слышать в ‘исполнении ‘одного
из американских джазов (в граммзаписи).
Ничего общего, кроме’ нервых трех` вету-
пительных ‘нот, прелюд Рахманинова 6
исполненным этим джазом фокстротом не
имел. В. Кнушевицкий, инструментиро-
вавший этот прелюд для Государственно-
го джаза, пошел единственно правильным
путем. Вся музыка Рахманинова оставле-
на в неприкосновенности, неизбежные (как
в любом переложении фортепианной му-
зыки для оркестра) добавления сделаны
осторожно, с большим художественным
тактом.

Хорошо и тб, что Кнушевицкий не при-
бегнул к характерной для танцовальной
джазовой музыки ритмической орнаменти-
ровке, считающейся почему-то совершен-
но неот’емлемым атрибутом в любом ре-
пертуаре джаза. Отлично сделаны В. Кну-
шевицким транскрипции «Не. пой, кра-
савица» Рахманинова и «Сентиментальный
вальс» Чайковского.

Отмечая  удачность этих транскрипций
В, Кнушёвицкого, нельзя сказать того же
6 его обработках народных мелодий («Ук-
раинская рапсодия», «Еврейская рапео-
дия>). Кнушевицкий не стремится рас-
крыть характер’ этих мелодий: музыкаль-
ный образ, являющийся их содержанием,
оказывается вне его понимания; мелодии
служат лишь предлогом для демонстра-
ции яркой звуковой красочности и рит-
мической гибкости джаза. Внутренний
смысл и характер народной музыки при
этом неизбежно искажаются, теряется ее
национальный колорит.

Знаток инструментальных возможностей
джаза, В. Кнушевицкий злоупотребляет
своим уменьем извлекать из ансамбля
яркие и своеобразные тембровые сочета-
ния. Это часто создает ненужную пестро-
ту. В обилии ритмических украшений те-
ряется основная’ линия произведения, и
оно воспринимается, как монтаж отдель-
	ных звуковых «аттракционов». отой ма-
нере можно противопоставить характер
инструментовки  «Сюиты для. джаза»
	Д. Шостаковича.
Сюита — ‘трехчастна ‘(«Скерцо», Ножи
бельная», «Серенада»). Написанная про-
	сто и обаятельно, с живым юмором, она
	остроумна и безупречна по вкусу. Скупы-
ми средствами Шостакович доститает в ин-
струментовке максимальных о результатов:
джаз звучит легко и прозрачно. К co-
жалению, Государственный джаз исполнил
ее хуже других. номеров программы: как-
то ‘невнятно, без мысли, не поняв харак-
тера произведения,

Зрелищная сторона программы — самое
слабое в работе Государственного джаза.
Коллектив остановился где-то на полдоро-
те между строгим концертным выступле-
нием и эстрадной театрализацией. В ис-
полнении песен есть какие-то намеки на
мизансцены, причем очень банальные.
Певцы сопровождают свое пение жестами
какого-то ° «синеблузного» стиля. Чего
стоит хотя бы «пантомима» выхода
певцов. Выходя на эстраду эдакой развяз-
HOH походочкой и с «приветливой улыб-
Кой», они мимически спрашивают друг
друга: «Ну, чтож, споем, что ли?» — «Да
уж давай, пожалуй, и споем! Это —
безвкусица!

Несколько слов 0 музыкальной стороне
исполнения. Видна значительная и пло-
дотворная работа, но’ все же исполнение
не находится еще на должном уровне:
невыносимо резко фортиссимо труб и
тромбонов; отдельные группы оркестра не
всегда слушают друг друга, поэтому воз-
никают ритмические расхождения и т. д.
Помимо неудачи с сюитой Шостаковича,
о которой мы говорили выше, весьма
спорным было исполнение прелюда Рахма-
нинова — преувеличенное rubato ‘не в
характере произведения и потому неубе-
	дительно. А. КРАМСКОЙ
	В СОЮЗЕ
КОМПОЗИТОРОВ
	Композитор Юрий Милютин приступил к
работе над музыкальной комедией по пье-
се К. Финна «Таланты». Текст песен для
этой комедии пишет поэт Виктор Гусев.
` Ю. Милютин пишет также музыку для
сборонного морского фильма «Моряки» по
сценарию Зельцер и Абрамовича-Блэк.
Ставит фильм onecckad киностудия,

< Недавно в концертном Зале  москов-
ского союза советских композиторов лау-
реат всесоюзного конкурса исполнителей
скрипачка Галина Баринова исполнила но-
вое сочинение композитора Михаила Orta-
рокадомского — концерт для скрипки.
После исполнения концерта состоялось
	его обсуждение, ‘в котором приняли уча-
	стие композиторы Шебалин, Книппер, Бе-
лый, Кочетов, Шехтер, Спадавеккий и др.,
	давшие высокую оценку  скрипичному
концерту Старокадомского.
	Уполяомоч. Главлита B—1276.
	К, С. ПЕТРОВ-ВОДК
	В ночь на 15 февраля в Ленин
скончался крупнейший мастер из\ул
тельного искусства, засл, деятель пт
	ства и член  Ленинтрадекою ом
К. С. Петров-Водкин.

° Имя Петрова-Водкинв связано ¢ yy
поколением частью уже зрелых созети
художников, его бывших учеников,
ласти педагогики, как и Во всяком зи
он был глубоко принципиален, ropsy 1,
любовью отдавался делу. Как масте),
тров-Водкин сложился еще: до Велико
тябрьской социалистической революция
только в годы советской власти нии
подлинный расцвет eM = BOP WH

Уже с первых дней ими
Кузьма Сергеевич берется ва самые ит

альные, горячие советские темы-—ь
куссия», «После боя», «Смерть тому
ра» — и продолжает эту линию до ни
своих дней в работах: «Ленин a8 Tem
Пушкина», «Тревога», «Весна», dy
селье», «Пушкин» и зв последней pity
«Портрет ученого комсомольца проф, +
торовича».

елый. ряд крупнейших произвела
Петрова-Водкина со свойственной твор }
ву этого мастера глубиной затратыя
волнующую тему нового советского =
‘`изма. Эта тема отражена в картина {
сле боя», «Смерть комиссара», «Тре
и частично в картине «Новосель»,

Тема материнства, тема скромной, ь
ломудренной, как бы робкой любви,
же неоднократно привлекала мастер
нашла свое отражение в ряде ео мип

Натюрморт занимает в творчестве хт1

ника значительное место. Работу Hay}
тюрмортом Кузьма Сертеевич понимал ®
	собственному ‚выражению, как интуит
беседу с природой. Такое своеобразие и
ношение к натюрморту нашло ярко н
	ражение в очень большом количестве ии
стов, написанных мастером с бл
мастерством.

Петров-Водкин был не только худил
ком, но и писателем. Его автобиографии
ские книги «Хлыновск» и «Прости
Эвклида» характерны внимательны’
строгим отношением ко всем явил
жизни. Художник работал также ви
е. Им оформлен спектакль’ театра 1
ушкина «Свадьба Фигаро».
Петров-Водкин был первым пред
	лем ленинградского союза советских ит
ников и членом Ленингралекого ¢

чиков и членом ленинградского Co
последнего созыва. В лице К. С. Пет

Водкина наше искусство утратило и
из лучших советских художников, т
откликавшегося и кистью и словом п!

события в жизни Советской стран
жизни нашего искусства.

И. Э. Грабарь, Е. А. Кибрик A!
Крылов, П. Кузнецов, Е, Е, Лан
М. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, №
	Нестеров, А. Г. Пахомов, Е, Н. №
цов, А. Н. Самохвалов, В, Л, Ci
нов, И. А. Тарнягин, Н. П, Улын
А. Е. Царев, К. Ф. Юон,
		ДИСКУССИЯ
О СПЕКТАКЛЕ
	С понятием дискуссии всегда связано
представление о диаметрально противопо-
ложных точках зрения, об острой и злой
полемике ‘и уж, во всяком случае, о ве-
Wax, являющихся по меньшей мере...
спорными. Вот почему трудно назвать
дискуссией обсуждение нового спектакля
Театра революции «Павел Греков», прове-
денное 13 февраля секцией критиков и
театроведов ВТО: все выступавшие были
наредкость единодушны в своих оцен-
ках.

В вступительном слове И. Л. Альтман
отметил бесспорные достоинства пьесы:
она политически актуальна, в ней смело
и остро поставлены вопросы новой мора-
ли и коммунистической этики. Наряду с
	этим т Альтман отметил ряд серьезных”
	недочетов драматургического материала.
события, происходящие на сцене, воздей-
ствуют больше на эмоции, нежели на мы-
сли зрителя; пьеса кое-где грешит иллю-
стративностью — авторы часто берут по-
литический тезис и иллюстрируют его
средствами театра. Спектакль хорош глав-
ным образом там, где выпадают эти эле-

менты иллюстративности.

«Павел Греков», по мнению т. Гуса, —
спектакль большой внутренней честности.
Театр революции, который много порабо-
тал над пьесой, нашел ведущий образ
спектакля, и этот образ — жизнь.  «Па-
вел Греков» — спектакль актерский. Акте-
ры Театра революции играют в нем ио-
ключительно хорошо; Недостаток пъесы
т. Гус видит в отсутствии последователь-
ности, в некотором компромиссе, который
все же был допущен авторами при по-
становке острой и волнующей проблемы.
0б этом своеобразном  самоограничении
драматургов говорил в своем выступлении
и ‘т. Чичеров. Постановку пьесы «Павел
Греков» он считает большим событием в
жизни советского театра. До сих пор мно-
тие драматурти и театры не решались
приступать к работе над пьесами и спек-
таклями, затративающими злободневные
вопросы действительности. Пьеса тт. Вой-
техова и.Ленча публицистична в хорошем
смысле слова, но порой эта публицистич-
ность рвет художественную ткань спек-
такля (например, сцена об’яснения Греко-
ва с женой).

Артисты Театра революции М. Астан-
тов и 0. Абдулов говорили. о совершен-
но исключительной реакции зрительного
зала. -

*, .

К сожалению, ни один из выоступав-
ших не. говорил подробно о’ некоторых
исполнителях, забытых также. и в боль-
шинстве рецензий, — о Г. Белове (Рыдай),
М. Лишине (Сорокин), Утрюмовой (Звон-
кова) и многих других участниках этого
превосходного спектакля. :

Я. Ш.
	—_o—-
Композиторы-—
Красной. Армии
	Мы уже сообщали, что. московские ком-
позиторы активно включаются в работу по
творческой помощи красноармейской само-
деятельности. Помимо композиторов, упо-
мянутых в нашей заметке «Накануне ХХ!
тодовщины РККА и Военно-Морского Фло-
та» («С. И.» от.:10/), с музыкальной са-
модеятельностью частей московского тарни-
зона выразили желание работать также
композиторы Дан. Покрасс, В. Кручинии,
Ю Хайт. Ю. Милютин.
	Заслуженный артист РСФСР, орденоносец
Б. Чирков, исполнитель ` роли Максима в
фильмах «Юность Максима», «Возвращение
Максима» и «Выборгская сторона», на-днях
посетил кинотезтр «Художественный» и ос-
	мотрел выставку, посвященную кинотри-
логии o большевике Максиме. На фото:
Б. Чирков (слева) беседует с посетителями
выставеи т

Фото Е ВОЛКОВА
	вой, в каждой ее опереточной ариэтте пе-
ред слушателем вдруг возникает все пред-
ставление и невольно ищешь глазами
отсутствующих партнеров. Одним штрихом,
одним поворотом головы, одним движением
руки Клара Юнг рисует и воплощает. це-
лые куски пьесы. роли, спектакля...
	Удивительное мастерство! Вот у кото
надо учиться нашим молодым опереточным
актерам и ARTPECAN.

Актрису Добржанокую мы узнали лишь
нелавно, по спектаклям Театра Красной
Армии В этом сезоне. Лично я знаю ее
всего лишь по двум спектаклям — «Укро-
щению строптивой» и «Пали Серебряной».
Но без риска ошибиться можно смело ска-
зать, что московские эрители имеют в0з-
можность теперь видеть игру одной из
лучших советских актрис. Так сыграть
шекотировскую Катарину и погодинскую
Таню, так легко перейти от одной роли к
друтой, так перевоплотиться, всецело. без
остатка, может лишь артистка большого
плана, обширного диапазона, глубокого
чувствования и тонкого умения.

Нет нужды подымать здесь старый спор:
кто выше — актеры предельного  пере-
воплощения или актеры предельного само-
утверждения на сцене? Мочалов был ге-
нием второго типа, Садовский Пров —
первого, между ними стоял Щепкин, то-
поведывавший «уничтожение своего я» В
образе автора, но которого сразу можно
было узнать в любой из его ролей.
вопомнил 0б этом лишь потому, что даро-
вание Добржанской 1 типу и системе
явно шротивостоит, например,  ларованию
Бабановой, одной из суб’ективнейших на-
ших артисток. Между ее Джульеттой. По-
линой и. Анкой есть то родство, то совпа-
дение почерка, манеры, походки. которого
	ИСКУССТВ
	3% В Нахичеваноком  тородском театре
им. М. Ф. Ахундова с большим успехом
илет пьёса «Айрым», написанная молод

ТН О ah a.
	eve fh eS

драматургом депутатом Верховного Cone-
vs Нахичеванской АССР т. Курбановым
	(«Бакинский рабочий»).
	: 3№ Поэт-орденоносец rere Верховного
Совета Азербайджанской Р Самед Вур-
	гун Векилов сейчас работает над перево-
дом «Сасунци Давид» на азербайджан.
ский язык. Часть перевода (2.000 строк)
будет сдана в печать в марте этого года
(«Заря Востока»).
	№ В Саранск прибыла художественная
	бригада артистов Всесоюзного радиокоми”

И неа о ЗЫ а рыть
	тета при СНК СССР. Бритадь артистов
организует концерты по заявкам радио“
слушателей («Красная Мордовия»).
	ot ..Чудское озеро, Пасмурное небо. Над
озером -— грозные серые облажа. На льду

fae FONE
	идет `ожесточенный бой между храбрыми
русскими воинами и немецкими поами-
рыцарями. В морозном воздухе тускло по-
блескивает оружие. Русское войско нано-
	сит сокрушающий удар врагу. В центре,
на. боевом коне — Александр Невский.
Так. выглядит новая картина харьковской
художницы Р. К. Воронцовой-Тиле. Карти-
на написана для Харьковского и иче-
ского музея («Харьковский рабочий»).
	3& Государственный академический Ма-
лый оперный театр (Ленинград) возобнов-
ляет балет «Коппелия». Премьера — 24
февраля. Балетмейстер Ф. В. Лопухов («За
большевистский театр»).
	ЖФ
	%х Выставку «Ленин и Оталин в Народном
изобразительном искусстве» за первые три дня
посетило около 4000 человек, о
	3х Сегодня в клубе им. Зуева состоится
встреча красноармейской художественной са-
модеятельности с  самодеятельностью  пред-
приятий столицы, посвященная ХХГ годов-
щине Красной Армии и Военно-Морского Фло-
та. На вечере выступят хор и танцовальный
коллектив автозавода им. Оталина, хореграфи-
ческий коллектив Центрального клуба строи-
телей, хор народной песни клуба «Работница»,
красноармейский джаз и др. Младшие коман-
диры Горбунов и Савельев покажут монтаж
«Всегда на-чеку»,

*% Вавтра в клубе. писателей состоится ве-
чер, посвященный киргизской литературе и
искусству, на котором выступят приехавшие в
Москву киргизские афтисты и писатели,
	\Ж В Центральном театре Красной Армии
19 февраля состоится 200-й спектакль «Mema-
не», Бессменными исполнителями являются ар-
гисты Нечаев (Бессеменов), засл, apt, PCCP
Дмитриевская (Акулина `Ивановна), Алек-
сандров (Петр), Добржанская (Татьяна), Оси-
нов (Нил), Кузнецова (Степанида) и Мало-
киенко (доктор).
	\ 23 Февраля в клубе комбината «Правда»
оркестр Всесоюзного радиокомитета под упразв-
лением А. Орлова впервые исполнит увертюру
и фрагменты из новой оборонной оперы
«Праздник на заставе» композитора К. Корч-
марева. Народная артистка СОСР Е. А, Степа-
нова и заслуженный артист РСФОР А. И.
Алексеев исполнят арии из этой оперы,
	Сегодня. в Гоесцирке состоится торже-
ственный вечер, посвященный 40-летию ар-
тистической леятельности заслуженного арти-
	ста РСФСР Виталия Лазаренко. Театрализован-
ная программа отразит основные этапы его
творчества. В фойе открыта юбилейная вы-
ставка. .
	\ 13 Февраля ‘на общемосковоком собрании
членов группкома драматургов после обсужде-
ния годового отчета о работе группкома бы-
ли избраны делегатами на московскую област-
ную конференцию работников печати тт, Чер-
нышев и.Пазличенко. В состав пленума групи-
	кома дополнительно избраны тт. Славин,
Вишневский, Лебедев-Кумач, Погодин, Рома-
шов.
	* Начались работы по реэкспозиции в’ Го-
ом музее керамики и во дворце-
музее Х\УИТ века (Кусково).

%& Оетодня в Клубе мастеров искусств 60-
стоится диспут на тему «Образ советской жен-
шины в живописи, графике и скульптуре»,
	Секретариат московского союза художни-
ков принял решение организовать в. Колхо-
зах Московской области несколько передвиж-
ных выставок московских художников.
	* Всесоюзная библиотека им, В. И. Ленина
приобрела ценное английское иллюстрирован-
ное издание «Вой 1015» Чарльза Лемба и
Дугласа Джеральда с рисунками Обри Бердсе-
nest,

te Портрет А. 0. Грибоедова с известной
гравюры Уткина выпущен Государственным
	литературным . музеем тиражом 15 тысяч
экземпляров.

*\ Государственный литературный музей
приобрел картину художника Судковекого «Те-
рек». Эту картину предполагается показать на
предоетоящей юбилейной выставке, посвящен-
	ной М. Ю. Лермонтову.
	15 февраля 1784 г. родился Н. И. Гне-
дич — известный поэт им Переводчик
«Илиады» Гомера. В своем творчестве
Гнедич много внимания уделил театру.
Известны ero переводы ‘трагедий «Абю-
фар» Дюси, «Танкреда» Вольтера и «За-
говора Фиеско в Генуе» Шиллера. В
1307 г. на сцене Большого театра в Пе-
тербурге шла его переделка «Короля Ли-
ра» Шекспира под названием «Леар». В
ней, по ‘выражению Гнедича, «был остав-
лен Леару здравый рассудок». Гнедич но-
святил ряд стихотворений Даниловой,
Колосовой и другим артистам тогдашней
сцены. Он был выдающимся знатоком
сценической декламации. Его ученицей
была Семенова, трагическому тению кото-
рой посвящен ряд строк в статье Пушки-
на «Мои замечания 0 русском театре».
	15 февраля 1803 г. дебютировала на пе-
тербургской сцене Екатерина Семеновна
Семенова в роли Нанины в одноименной
комедии Вольтера. В следующем году она
играла Антигону в трагедии В. А. Озеро-
ва «Эдип в Афинах», и с этого времени
имя Семеновой стало рядом с именами ве-
личайших трагических актрис европейской
сцены. В 1809—1811 гг. происходили поч-
ти одновременно выступления Семеновой
и приехавшей в Россию на гастроли зна-
менитой французской актрисы Жорж в
одних и тех же ролях классического ре-
пертуара, и победа досталась Семеновой.
10 октября 1825 г. она с огромным уопе-
хом играла Зарему в «Керим-Гирее» —
инсценировка А. А. Шаховского поэмы
Пушкина «Бахчисарайский фонтан». В
1826 г. Семенова навсегда покинула сцену,
выйдя замуж за кн. И. А, Гагарина. В
1831 г Пушкин подарил ей экземпляр
только что вышедшего из печати «Бориса
Годунова» с надписью: «Княгине Екате-
рине Семеновне Гагариной от Пушкина,
Семеновой -— от сочинителя»,

*

16 февраля 1889 г. умер художник-бата-
Лист Александр  Евстафьевич  Коцебу.
Окончив кадетокий корпус, он был выпу-.
щен офицером Литовского полка. С
1837 г Коцебу начал посещать Академию
художеств, где занимался в классе про-
фессора Зауэрвейда. За шесть лет занятий
молодой баталист получил все академиче-
ские медали Целый ряд картин, посвя-
щенных эпизодам из военной жизни,
был написан Коцебу еще в ученические
годы. Затем он закончил три крупных по-
лотна: «Взятие крепости Шлиссельбург в
1702 тоду», «Взятие Нарвы». «Взятие Но-
тебурга».

В 1850 г., когда художник получил зва-
ние академика, ему было предложено
отобразить в живописи суворовские бата-
лии в Швейцарии и Италии. Коцебу
уехал обозревать места былых походов.
Восемь лет спустя он выставил свои из-
вестные работы: «Переход русских войск
через Чортов мост», «Сражение при Но-.
ви» и «Сражение в Мутенской долине».
Популярны и другие батальные картины
художника, посвященные войне со шве-
дами и На войне 1812 года.

17 февраля 1904 г. в миланоком театре
Ла Скала состоялась премьера оперы Пуч-
чини «М-м Бёттерфлей» («Чио-Чио-Сан»).
Либретто оперы написано постоянными
сотрудниками Пуччини — Иллика и Джи-
окоза по одноименной драме Давида Бе-
ласко, в свою очередь переделанной из
новеллы Джона Лютера Лонга. Яркий дра-
матический сюжет и прекрасная музыка
обеспечили «М-м Бёттерфлей» отромную
популярность. Однако на премьере опера
провалилась, Композитора, вышедшего к
публике на костылях (Пуччини незадолго
перед тем сломал ногу при автомобиль-
ной катастрофе), встретили свистками. Спу-
стя три месяца «М-м Бёттерфлей» в но-
вой трехактной редакции, поставленная в

театре в Брешии, имела отромный успех.
—~>—
	ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
РОСТ КОЛЛЕКТИВА
	8 февраля цыганский театр «Ромэн» по-
казал премьеру пьесы «Кровавая свадь-
ба», написанной испанским писателем Фе-
дерико Гарсиа Лорка.

‘правление по дёлам искусств при Мос-
совете отметило в специальном приказе
вдумчивое отношение руководителей теа-
тра к произведению, автором которого яв-
ляется один из лучших представителей
героического испанского народа.

В приказе об’является благодарность ди-
ректору театра т. Красовскому, его заме-
стителю т. Волкову, художественному ру-
ководителю театра т. Яншину, режиссеру
т. Зайкову, заведующему музыкальной
частью т. Бутачевскому, художнику т. Кор-
KHHOH, заведующему постановочной частью
т. Носакову, ° заведующему  хореграфиче-
ской частью т. Злобину, артистам — Ляле
Черной, Скворцовой, Ром-Лебедеву, Черка-
совой, Вербицкой и всему коллективу те-
атра, }

нет между Ватариной и Таней у Добржан-
ской. Это очень трудно передать слова-
ми, но 9710 ощущаешь помимо текста,
трактовок, грима и аксессуаров. Это не
значит, что у`Добржанской нет своей ак-
терской индивидуальности. но это значит,
что она каждый раз переливает ее в HO-
вую форму. подсказанную поэтом.

В этом смысле ее› Катарина, гордая,
своевольная, строптивая, ценящая лишь
равных себе по уму и силе мужчин и
В То же время очень нежная и тонко: чув-
ствующая, полностью отвечает если не
замыслу Шекспира, то нашему представ-
лению 06 идеальной Катарине: именно
так, а не иначе, она должна смеяться, хо-
дить. смотреть и слушать. Не знаю, на-
шел ли Погодин свою Таню в игре  Лобр-
жанекой, но другую Таню сейчас трудно
себе представить, настолько тонко и верно
передала артистка; ее простоту, и ее застен-
чивость, и ее испуг, и ее милую улыбку, и ее
очаровательное простодушие,

Хочется следить‘ за дарованием этой ак-
трисы. Не 060 многих это можно сказать.

” ae
	М. М. Штрауха, исполнившего роль Ва-
силия Шуйского в «Иване Болотникове»,
критика упрекала в том, что. он играет
ее якобы «под Плюшкина». Но неужели
этот талантливый и опытный артист
всерьез принял за Гоголя автора этой на-
ивно исторической пьесы? У нас уасто
критики ведут себя по отношению к акте-
рам, играющим неверно изображенный в
пьесе персонаж, как солдат. стоявший wa
часах в театре, который, увидя дупившего
Дездемону Отелло, воскликнул:

— Никто не посмеет сказать, чо в
моем присутствии убили белую женщину!

Й он выстрелил в Отелло. Актер упал,
раненный в руку. Лезлемона была спасв-
	Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, При
		Школьники — участники самодеятель-
ного оркестра колхоза им. Ворошилова
(Читинская область) Фото В. Гребнева
		К юбилею
Госет
	В празднованию своего 20-летия Госет
готовит специальную юбилейную выставку,
на которой будут экспонированы макеты
спектаклей театра. эскизы художников,
фотографии исполнителей, карты гастроль-
ных маршрутов театра по СССР и за гра-
ницей (Австрия, Германия, Голландия,
Франция, Бельгия), монографии об отдель-
ных актерах Госет и книги, посвященные
творческому пути театра на отдельных
эталах его развития.

В коллективе Госет работает несколько
актеров, которые прошли вместе с театром
весь его. 20-летний путь. Это. — художест-
венный руководитель театра народный ар-
тист РСФСР С. М. Михоэле, сыгравший
свою первую роль на открытии театра в
Ленинграде в 1919 году (тогда еще еврей-
ская театральная студия) в им самим на-
писанном «Прологе»; заслуженный артист
РСФСР М. Д. Штейман, актер И. С: Ро-
талер, актрисы Л. И. Ром, 9. И. Карчмер,
И. С. Абратам, Е Б. Эпштейн и Р. И.
Именитова, Юбиляром является также по-
мощник ‘заведующего  электроосветитель-
ным цехом Г. Б. Manes.
		ПИСЬМО
ПЕРИФЕРИЙНЫХ
РЕЖИССЕРОВ
	Недавно закончили свою работу кратко-
срочные курсы по повышению квалифика-
ции периферийных режиссеров, организо-
ванные Управлением по делам искусств
при СНК РСФСР.

30 режиссеров из разных городов с’еха-
лись на эти курсы. Мы все, слушатели
курсов, ясно сознавали те огромные труд-
ности, которые вставали перед’ нами в ов-
ладении в 3-месячный срок ‘обширной
учебной программой. Наши теоретические
и практические занятия по основным дис-
циплинам — режиссура, актерское  ма-
стерство — проводились под руковолет-
вом лучших ‘мастеров МХАТ им. Горь-
кого. Посещая спектакли’ и репетиции
МХАТ, Малого театра и- театра ‘им. Bax-
тантова, мы практически знакомились’ с
актерской и режиссерской работой наших
выдающихся мастеров сцены.

Мы приносим нашу сердечную благодар-
ность народным артистам СССР. В. И. Не-
мировичу-Данченко, И М. Москвину,
Л. М. Леонидову, народным артистам
РОФСР В. 9. Мейерхольду, В. Г. Сахнов-
скому, И. Я. Судакову, С. М. -Михоэлсу,
заслуженным деятелям искусства И. Н.
Берсеневу, М. Н. Кедрову, заслуженным
артистам РСФСР Е С. Телешевой, И. М.
Раппопорту, Б. А. Мордвинову, артистке
МХАТ А. В. Петровой, преподавателям:
профессору М. М. Морозову, М. С. Григорь-
еву, Е. Ф. Сарычевой, Т. А. Дынник, Г. Н.
Бояджиеву и Л. Р. Мейер, беседы и ва-
HATHA с коими дали нам очень многое.

Мы приносим благодарность дирекциям*
МХАТ, Малого театра, театра им. Вахтан-
ropa, Камерного театра, Театра революции,
ЦТКА, театра им. Ленинского комсомола и
цыганского театра «Ромэн», оказавшим
нам содействие в посещении репетиций и
просмотров в их театрах. 7

Трудно переоценить значение курсов для
нас, периферийных режиссеров. Сейчас мы
возвращаемся в свои театры, и каждый из
нас увозит значительный багаж практиче-
ских и теоретических познаний. Мы при-
ложим все силы к тому, чтобы с макси-
мальной пользой применить в нашей даль-
нейшей практической работе все, чему мы
научились в Москве.

Еще раз большое спасибо, товарищи!

По поручению слушателей курсов
	Старостат: ый
М. И. БРЕЛОВ, С. П. МАЙЕР
	ИЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ
< ВПЕЧАТЛЕНИР
	Я че видел Клару Юнг на сцене уже
несколько лет, и вот недавно‘ пришлось
снова увидеть ее грапиозное мастерство и
услышать ее лукавый смех на ее вече-
рах в помещении Театра эстрады и ми-
ниатюр.

Когда говоришь о такой большюй актри-
се, как Клара Юнг, то не страшно сказать
0 самом «страшном» для нее и других:
прошедшие тоды властно положили предел,
за который ей не следует  переступать.
Даже ев изошренная техника уже не м0-
жет дать нам иллюзии той буйной. игри-
вой и резвящейся молодости; которой бы-
ли наполнены когда-то ee образы в
«Джейкеле Блофер», «Ханче ин Америке»
п других пьесах ее репертуара. И в 069-
бенности не следует ей играть сейчас
«мужские» роли — искусство «травести»,
столь блестяще ею лемонстрировавшееся
14 лет тому назад, уже изменяет. ей’ сей-
чае; Не’ следует ей бросаться и в дру-
гую крайность и играть серъезно-драмати-
ческие «скетчи» — показанная ею ‘сцена
в ресторане ‘фашистской Германии явно не-
удачна драматургическиои не в средствах
й приемах артистки: у
	Остается одно: отромный запас, 30-
xOTOH фонд еврейских: народных песен оч

отрывки из старых оперетт, Разве это
не много?
	И делает она это превосходно, © огром-
BEIM юмором, неиссякаемым ‘мастерством,
с подлинной грацией. В каждой ее песен-
ке возникает 0браз, пленительный и жи-
		i ` ыы 3 *эЭ` =>
				\ 18 Февраля в Доме актера ВТО состоится
встреча мастеров московских театров с команд-
ным и начальствующим составом РККА и Во-
енно-Морского Флота. В большом ‘концертном
отделении примут участие детский симфониче-
ский оркестр Центральной музыкальной шко-
лы. детский ансамбль арфисток и скрипачей,
артисты МХАТ CCCP um. Горького. театр
Красной Армии, цыганский театр «Ромэн» 8
полном составе, артисты цирка и мастера мо-
сковекой эстрады, .

we Управлением искусств при Моссовете гоз-
дана специальная комиссия для разрешения
вопросв о реорганизации труппы и переомот-
ра ‘производственной деятельности государ-
ственного Камерного театра. В. состав комиссии
входят начальник Театрального отдела управ-
ления тов. Я. Гринберг (председатель), ин-
опектор Театрального отдела т. Ленский, дирек-
тор Камерного театра И. Зубцов и его заме-
ститель И. Нежный, Комиссия должна ва-
кончить свою работу к 21 февраля. :

Ж Сегодня в московском союзе советских
скульпторов состоится  вечёр-чествование за-
служенного деятеля искусства скульптора А. Т.
Матвеева в связи с 40-летием его творческой
и педагогической деятельности.
	на. 06 этом писал Стендаль, указывав-
ший даже месяц и тод, когда это случи.
лось; в августе 1822 тода, в Балтиморе.
	Штраух — действительно уничтожил,
«удушил» Василия Шуйского, как исторм-
ческую личность, но’ следует ли отсюда,
что надо ю этому случаю поднимать
стрельбу по актеру? Еще Белинский пи-
сал однажды: «Мочалов прекрасно сыграл
поплую роль Кина в пошлой пьесе Дюма».
Штраух — не Мочалов, и автор «Ивана
Болотникова» — не Дюма, но роль Шуй-
ского Штраух все же сыграл прекрасно,
оставаясь верным автору, & не нашему
представлению о Шуйском.
	Вонечно, Штраух, как художественный
руководитель театра, мог бы сказать дра-
матургу:

— Уважаемый коллега, ве будем кле-
ветать даже на Шуйского, поверим Пуш-
кину, писавшему про него: «он предста-
вляет в историм странную смесь смелости,
изворотливости и силы характера», не бу-
дем делать из него юродивого, маньяка
скупости, ханжу и изувера. Иначе ваша
пьеса не пойдет у нас в театре...
	Он этого не сказал, не знаю почему,
За это и надо его винить. Но как эктер
он сделал все, чтобы воплотить предель-
но именно такого Шуйского. Нельзя 3а-
быть ни этих жадных пальцев, судо-
рожно вцепившихся в золотую монету, ни
этих горящих, страстных взглядов при ви-
де дорогого перстня на руке у Ирины, ни
этих дрожащих, старческих, как бы вад-

треснутых, дребезжащих интонаций в сце-
не с патриархом,

Bee это сыграно поистине блестяще, с
огромной актерской  кульгурой слова’ в
	Движения.
		(«0 РАБОТЕ ФИЛАРМОНИИ
	30 августа 1938 г. «Советское искус
в передовой статье «О работе филу
НИЙ» указало, что дирижер филария
г. Сталино Г. Р. Ступпель (уволены!
то время с должности дирижера) д
симфонический оркестр этой филарии
до состояния развала. Дальнейшее 1”
дование не подтвердило фактов, 048
шихся в официальных материалах }1
кального управления Комитета по {4
искусств и послуживших основании А
упомянутой передовой.

Начальник управления по Jeni
кусств при СНК УССР т. Компании
менил предыдущий приказ об увольий
т. Г.Р. Ступцеля. Тов. Ступиель #9
новлен в должности главного дир
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Иснусие

E ge

Убитые горем мать и отец 0%
щают о скоропостижной смерти
	Машеньки ЛуУкьяновои.
	Кремация состоялась 15 февраляе +
	ГОСТИНИЦА
AHTY PHC!
	в г. Кисловодске
	на сезон 1939 гола (с №
	ВЫПУСКАЕ!
АБОНЕМЕНТЫ
	на ПИТАНИЕ и ПОМЕЩЕНИЕ:
	с предоставлением курсв лечен
о
	На продажу абонементов У

экспл. «Интурист» заключает №

говоры с организапиями.

Переговоры по адресу: Моск

ул. Горького, № 11, ком, №
тел. К 4.16.99.
	Навина воина оао наса носи нание виа оное
	ет
		Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.

см обявлений: Петровка, 10, 2-й эт., пом, 53. тел. К 1-90-85,