№ 24 (604),
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	йная жизнь
	Парти
	На партсобрании
	в рольшом театре
	Парторганизация Большого. театра —
крупнейшая среди театральных коллекти-
BOB нашей страны В ее составе — соли-
сты оперы, режиссеры, артисты балета,
оркестра, хора.

На партсобрании ГАБТ, обсуждавшем
тезисы докладов товарищей Молотова И
	Жданова, итоги работы театра во второй
	пятилетке подвергались обстоятельной
оценке. Многие выступавшие справедливо
отмечали, что такие постановки, как «Ти-
хий Дон», «Поднятая пелина», «Броне-
‘носец «Потемкин», являются достижением
театра. Но этим еще далеко не исчерпы-
ваются задачи, стоящие перед крупней-
шим советским оперным Театром.
	Собрание с самого начала приняло де-
ловой, резко критический, но, может быть,
несколько «ограниченно-местный» харак-
тер. Критика шла в двух направлениях:
пе линии хозяйственно-творческих вопро-
сов театра и вопросов партийной жизни.
	Артист оркестра т. Атронский подробно
остановился на недочетах в, работе ГАБТ
Он отметил отсутствие плановости в ра-
боте, слабость социалистического соревно-
вания. У нас много лишнего времени и
средств, говорит т. Агронский, тратится
на постановки. Он предлагает театру на-
метить план работы на 5 лет и руковод-
ствоваться им в дальнейшем.

Деловым и содержательным было вы-
ступление художника т.. Макарова Он
подробно охарактеризовал состояние твор-
ческой и хозяйственной жизни театра.
Из-за бесплановости, говорит т; Макаров,
мы очень часто работаем вслепую. Нераз-
бериха ведет к затрате лишнего времени,
к перерасходу средств.
	Парторг балета т. Габович отметил сла-
бое влияние парткома в хозяйственной и
творческой жизни театра и также поддер.
жал предложение о разработке перспек-
тивного пятилетнего плана театра, по ко-
торому организовывалась бы и направля-
лась вся его Деятельность.
	Резкой критике подверг работу партко-
ма артист балета т, Цаплин. — В тези-
сах доклада товарища Молотова, — ro-
ворил он, — подчеркивается, что обеспе.
чение выполнения задач третьего пятилет-
него плана ‹..зависит, прежде всего, от
	нас — коммунистов и непартийных боль-
шевиков-руководителей, и особенно от
нашего умения организовать. труд и под-
нять коммунистическое воспитание трудя:
щихся». Секретарь же парткома ГАБТ
т. Булдаков ни словом не обмолвилея о
том, как театр, и в первую очередь парт-

организация. собирается ‘работать в тре-
	—Есть артисты, которые GB ABA Tone ty
разу не’выступали, есть и такие, которы
выступали всего лишь по два раза в м

Солист опёры т. Хромченко говорил у
высоких чувствах, которые испытывает о)
ветский народ, обсуждая исторические ty
зисы, Перспективы, намеченные в треть
пятилетнем плане, величественны, паз.

диозны:

Тов. Синицын указал HA  растлябу,
ность партийной дисциплины в парторн,
низации ГАБТ.

Вопрос об идейном вооружении комуу,
ниста занимает большое место в уста
партии, а повышение марксистско-лени.
ского уровня коммунистов является вади,
чей первичной организация, говори
г. Торгашов. Совершенно справедливо ут,
рекает он партком в слабом руководоть
изучением истории партии,
	Солист оперы т. Киричек поднял вопр
о ведущей роли коммуниста в тевтрал,
ном производстве.
	Резкой критике подвергла работу nappy
кома артистка балета т В. Кригер. Op
привёла факты бюрократического отнопь,
ния парткома, к отдельным коммунист,
рассказала, как она в течение ряда ди
не может перевестись Из кандидатов }
члены партии в значительной мере по вязь
секретаря парткома т. Булдакова и пу.
орга балета т. Габовича.
	Аналогичные факты приводила в 630
выступлении и т. Шаповаленко, котор
также уже семь лет состоит кандидату
партии.
	Серьезные недочеты в работе партком
отметила т. Сусликова. —= Партком нове
роятно медлителен. Чтобы оформить
парторганизации ГАБТ документы вет.
пающего в партию. требуется 3—4 мых
ца Сказывается формальное, бездушнь
отношение к коммунистам CoO стороны
парткома,

Парторг хозчасти т. Галкина указала и
отсутствие внимания к Teatpy CO сторо»
ны Свердловского райкома ВКП(б) и В,
митета по делам искусств.

К сожалению. самые важные пробле
мы третьего пятилетнего плана [№
вития народного хозяйства СССР, так я
как вопросы организационного строитель
ства нашей партии, He нашли достаточно
глубокого отражения в речах выступавших
товарищей. Собрание обсуждало по пре
муществу только «внутренние» дела, Та
кой характер. обсуждения сигнализирует о
крупных недочетах в работе парткома геят,
	М. МАЙОРОВ
	Артисты ленингра
тист РСФСР Б. А.
	пенинградского государственного Большого драматического театра им.
	Бабочкин, заспуженный деятель искусства В. Я. Софронов,
	, М. Горького. Слева направо: художественный руководитель театра народный ap-
заслуженная артистка РСФСР 0, Г. Казико, артист В. П. Полицеймако, артистка-
		орденоносец В,  , Пибардина, заслуженный артист РСФСР А. И. Лариков
ам
	ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
	Юбилей ленинградского Большого драматического

театра им. М. Горького
<
	Крупнейшую роль 8 развитии театра,
равно как и в развитии всей советской
драматургии, сыграл «Разлом» В. Лавре-
нева, Именно со сцены Большого драмати-
ческого театра «Разлом» начал свое три-
умфальное шествие по бесчисленным теат-
рам и самелеятельным коллективам стра-
НЫ, .
Большой удачей театра была и поста-
‘новка пьесы Н. Зархи «Джойстрит», изо-
бражавшей классовую борьбу пролетариата
в современной Англии. Спектакль вошел
в репертуар, как одна из немногих удач-
ных постановок советского театра на «за-
падную» тему.

В сентябре, 1932 rota состоялась
премьера пьесы М. Горького «Егхр Булы-
чев». Впервые за тринадцать лет суще-
ствования театр ставил произведение ве-
ликого пролетарского писателя.

Работа над «Егором Булычевым», неш-
средственное общение с А; М. Горьким
имели огромное значение для всего коллек-
тива. Театр значительно повысил свою
взыскательность в выборе дальнейшего ре-
пертуара. Вновь стали появляться поста-
новки классических пьес. Сильно повыеи-
лись требования, которые театр стал пред’-
являть и к советским драматургам.. Одним
из наиболее близких театру. драматургов
стал, в частности, Н. Погодин, давший те-
атру пьесы: «Мой друг», «После бала»,
«Аристократы» и в прошлом году—«Чело-
века с ружьем».
	Тот опыт, который коллектив театра
извлекал из поучительной работы Hal
«Егором Булычевым», сказалея на- второй
постановке горьковской пьесы — «Дости-
гаев и другие». Несмотря на все ухищре-
вия формалиста-постановщика, актеры 6у-
мели составить сплоченный ансамбль и в
общем правильно ‹ыграли вторую пьесу
гениальной трилогии пролетарского драма-
турга.

Настоящий поворот театра к’ задачам
большого социалистического искусства 0б-
значилея с третьей работы над Горьким,
© постановки пьесы «Мешане». Напряжен-
но работая над каждой ролью, углубляя
толкование образов, театр добился правиль-
ного сценического воплощения пьесы, 10-
билея ‘том. что «Мешане» стали олним
	из самых значительных спектаклей в его
репертуаре.
		  монументальные порталы придавали ©пек-
	таклю праздничный вид.

_В своей речи к труппе А. Блок так
определял творческую позицию нового те-
атра:

«Романтический театр служит удесяте-
ренному чувству жизни... Здесь нужна
особая читка, 060бый, повышенный тон,
однако не порывающий ¢ реализмом, так
кав истинный реализм, реализм великий,
реализм большого стиля, составляет са-
№06 сердце романтизма».

Зритель Большого драматического теат-
ра на спектаклях «Дон-Варлос» и «Раз-
бойники» воспринимал страстные призывы
маркиза Позы в свободе. бунтарские речя
Карла Моора, как настроения, переклика-
ющиеся ‹ геройкой революции и граждан-
ской войны. Театр, через Политуправление
Петроградского военного окрута, по не-
скольку раз в неделю организовывал эти
спектакли для красноармейских частей.
Зритель ‹егодня смотрел (может быть,
первый раз в жизни) большое праздничное
зрелище, а завтра шел на Фронт отражать
натиски белогвардейщины, посягавшей на
колыбель Великой Октябрьской социали-
стической революции,

Двадцатилетний путь Большого лрама-
тического театра не был ровным. Театр
знал и большие удачи и серьезные пора-
жения. Театр отдал дань погоне за лег-
кой «кассовой», пьесой в годы нэпа, пе-
режил болезни` формалистических экспрес-
CHOHECTCRUX и урбанистических постано-
Bon. Пробравшиеся к руководству театром
враги народа нанесли ему немалый ущерб.
Телтр шаталея, меркли былые краски, в
жертву подозрительной «моде» приноси-
лись подлинные художественные интере-
сы, талантливый коллектив. актеров дез-
ориентировался.

Слнако этот здоровый коллектив всегда
добизалея успеха, когда ему предлагалась
работа над полноценным произведением.
Энаменалельно, что наиболее яркими были
работы, в которых проявлялась борьба за
советский репертуар, за показ нового с0-
циалистическото человека.

Олной из первых советских пъее на
спене Большого тпаматического театра бы-
лз «Пурга» В. Щеглова, исполненная ре-
волюционного пафоса романтическая дра-
		«Необходимо научить людей уважать
истинно человеческое, и надо, чтобы они
умели, наконец, гордиться собою. Поэто-
му, на спене современного театра необхо-
дим герой в широком, истинном значении
понятия, нужно показать людям существо
идеальное, O котором весь мир. издревле
тоскует,

В наше время необходим тватр героиче-
ский. театр, который поставил бы целью
‘своей идеализацию личности,  возрождал
бы романтизм, поэтически раскрашивал бы
человека... Необходимо показать... челове-
ка-героя,  рыцарски  самюотверженного,
страстно влюбленного в свою идею, —
человека честного деяния, великого под-
виГа».

Для решения этих задач Максим Горь-
«ий с помощью А. Блока и А. В. Луна-
чарекого организовал в Петрограде «театр
романтической драмы, классической тра-
гедии, высокой комедии» — нынешний
Большой драматический театр.

15 февраля 1919 года впервые был
поднят занавес нового театра, первого из
созданных советской властью.

Премьера состоялась в зале  консервато-
риял. Любопытная деталь: спектакль начи-
налея в 6 часов вечера, потому что Пет-
роград ‘Suid на военном положении и в 11
часов вечера движение по улицам прекра-
щалось.

В этот вечер консерватория была, по-
жалуй, единственным зданием в огромном
тороде, гле температура поднималась зна-
чительно выше нуля. Союз коммун Ce-
верной области решил по-настоящему от-
праздновать такое выдающееся — событие,
как открытие первого советского театра. —

Первый спектакль — давался «Лон-
Карлос» Шиллера — имел громадный у6-
пех. Зритель принял новый театр востор-
Menno.

Большому драматическому rearpy mpea-
стояла трудная, но почетная задача: зна-
БоМиТЬ НОВОГО зрителя © лучшими образ-
пами мировой драматургии. Но не только
репертуар определял лицо нового театра,
& также и метол творческой работы.
	«Нужен театр, — говорил Горький, —
где бы борьба сильных страстей, героиче-
ские поступки служили школой и приме-
ром для строителей новой жизни». Приняв
горячее участие в организации такого те-
arpa, Алексей Максимович все время под-
держивал тесную связь с его творческим
коллективом и его зрителем.

(новная особенность постановок Боль-
MOTO драматического театра заключалась в
боевом пафосе, пронизывавшем и согревав-
шем их. Специально написанные занавесы.
	Постановкой «Дачников» (1939 г.) тв-
атр закрепил свои позиции в отношении
POPLEOBCKOH драматургии. С первых же
дней работы над этим спектаклем весь
коллектив театра — от ведущих мастеров
до рабочих сцены — с волнением и тре-
вогой следил за тем, как © каждым днем
отчетливее откристаллизовывались класси-
ческие -горьковские образы. Та удача, ко-
торую принесла постановка. была резуль-
татом работы всего коллектива театра.

Труппа Большюго драматического театра
пережила за 20 лет много изменений.‘ Ак-
теры-романтики, актеры шиллеровского де-
кламационно-патетического репертуара ус-
тупили место актерам иного, более рез-
листического плана. 910 — и плюс и ми-
нус теперешней труппы театра. Нужно
вернуть ей возможность исполнения «Мак-
бета». «Отелло», «Дон-Карлоса» — драм,
требующих от актера 060бой страстности
исполнения. Но нужно приветствовать б0-
лее строгие требования к жизненной прав-
де, простоте и естественности, которые жи-
вут в труппе сейчас и заметно отличают
ее от труппы первых лет существования
театра.

«Ревизор» - «Гроза», «Живой труп» —
ближайшие работы Большого драматическо-
го театра над русской классикой; «Винд-
зорекие проказницы» Шекопира и «Нуман-
сия» Сервантеса — работы над классикой
иностранной.

Исходя из указаний Горького и, глав-
Hoe, его богатейшего творческого опыта,
мы будем подходить и к произведениям 60-
ветской драматургии. Не всякая просто
хорошая пьеса приемлема для сцены Боль-
шого драматического театра им. Горького.
	()бразы советской комедии лолжны ‘быть   тьей пятилетке. Тов. Цаплин критикует
	глубоки, явления типичны, события харак-
терны. 910 должна быть высокая комедия.
Драма должна быть романтична, как ро-
мантична наша’ советская действительность.
когда мы в сегодняшнем дне видим вели-
чие и красоту нашего коммунистического
завтра. Наша романтическая драма должна
воспевать лучшие человеческие чувства.
Она должна воспитывать в зрителе благо-
родные Чувства советского патриотизма,
	интернационализма, революционной  бди-
тельности, развертывать широчайшие пере-
пективы нашего движения вперед.

С ошибрами H побелами `Большюй дра-
матический театр им. М. Горького прожил
лвадцать лет. Он сделал много, но. еще
больше предстоит ему сделать. :

Художественный руководитель Боль-
	шого драматического театра им.
М. Горького в. БАБОЧКИН
	играть героическую роль полковника Чи-
жова; но он берется за характерную роль
буфетчика Ерофеича, играет еее подлин-
вым блеском и темпераментом. Полицей-
мако — актер с большой выдумкой и фан-
тазией. он всегла стремится найти в роли
больше, чем налрисано драматургом. Но это
достоинство иногда оборачивается против
актера, вернее — против спектакля.
Ивогда актерские находки начинают адре-
соваться непосредственно зрителю. Иногда
Полицеймако забывает о партнере, «заиг-
рывает» ето.

Следует ли винить в BTOM актера? Ду-
мается. что меньше всего. ибо игра на
этой ‘сцене, за небольшими исключениями,
всегда строилась по принципу «каждый
сам за себя». Режиссерская работа Бабоч-
кина над «Кубанцами»—это первый в
последний период жизни ВДТ опыт созда-
ния подлинно  ансамблевого спектакля,
опыт, в котором поражений было, пожалуй,
не меньше, чем достижений. В «Дачниках»
это режиюссерское направление уже от-
празлновалю победу. «Дачники» — спек-
такль программный. перспективный, гово-
рящий о театре иных принцитов.

Театр располагает хорошами актерскними
силами. В его труппе—яркий, сочный ак-
тер Лариков; сильно выросшая за послед-
ние годы Александровская; хорошая лири-
ческая актриса Осокина; Панова, начина-
ющая избавляться от чрезмерного увлече-
ния формой. В его труппе—Янцат, у ко-
торого продуманность» и последовательность
образа всегда сочетаются с четким внеш-
ним рисунком; интересная и весьма свое-
образная актриса В. Кибардина. еще не
раскрывшая полностью своих  возможно-
стей; вовый для Ленинграда актер Меняй-
лов, удачно дебютировавший в БДТ.

Можно с большой надеждой смотреть на,
будущее этого коллектива. ~
	Л. МАЛЮГИН
	заслужен-
	Накануне ХАХГ годовщины РККА
Декада искусств для Красной Армии
	ми и командирами выступят народные 8
тисты СССР 0. Л. Книппер-Чехова, А, К
Тарасова. Н. П. Хмелев. народный артий
РОФСР В. Л. Ершов, заслуженные артисмн
РСФСР А. П. Кторов, В. Д. Бендина и д

В дни декады состоятся, творческие 1%
порты крупнейших мастеров Малого те.
ра. Народная ‘артистка СОСР А. А. Ябло+
кина выступит в части, которой команду
военком т. Маливанов. Народная артиста
СССР В. Н.»Пашенная даст концерт в Вс
енной академии химической защиты РЕКА
им. К, Е. Ворошилова. Народный артит
РСФСР М, Ф. Ленин выступит в чаи,
где военкомом т. Новиков.

Завтра в Центральном доме Красной Ат
	‚мии им. М. В. Фрунзе состоится TRODI
	ский рапорт лауреатов всесоюзных и мех,
дународных конкурсов JL. Ойстраха 8
Л. Оборина.

24 февраля все. московские театры даю
утренние спектакли для бойцов и кома
диров московского гарнизона. Большой те
атр предполагает показать оперу «Иван (у.
санинз, МХАТ — «Анну Каренину», №
лый — «Богдана Хмельницкого» и т.д.

Мастера искусств столицы в течение д*
кады проведут около 300 спектаклей Е
концертов для частей Московского во
ного округа.
	ОННЫе Песни
	Сегодня по всей стране начинается де-
када искусств. посвященная ХХТ годов-
щине Красной Армии и Военно-Морского
Флота. .

В течение, декады в красноармейские
клубы выедут артисты театров, филармо-
ний, цирков, которые продемонстрируют
свое искусство бэйцам, командирам и по-
литработникам.

Сегодня перед красноармейцами и
командирами ‘частей московского гарнизо-
н& и слушателями военных академий вы-
ступят с творческими рапортами артисты
Большого театра, театра им. Вахтангова.
Театра им. Станиславского, Камерного и
Еврейского театров, студии им. Шацкого,
& также Государственный хор Союза ССР,
Государственный симфонический оркестр
Союза ССР и Государственный оркестр на-
родных инструментов Союза ССР.

Коллектив Большого театра дает концер-
ты в красноармейских клубах также 19,
20, 22. 24 и 25 февраля. В них примут
участие народные артисты РСФСР Н. С.
Ханаев и В. Н. Лубенцов, заслуженные
артисты РСФСР И. С. Козловский, С. Я.
Лемешев, Г. В. Жуковская и др.

20, 21 и 25 февраля в частях Москов:
ского военного округа состоятся концерты
артистов МХАТ. им. Горького. Перед бойца-
	` ПоВЫе обор
	13 Февраля на очередном  зваседании
оборонной секцин союза советских компо-
зиторов совместно с представителями ре-
дакции газеты «Красный воин» были про-
смотрены новые оборонные песни совет:
ских композиторов: М. Блантера, Ю. Ми-
лютина, В. ручинина,” Ю.  Хайта,
Е. Жарковского, А. Гейфмана, А. Тито-
ва, А, Новикова, Акуленко, Д. Салимана-
Владимирова, В. Кочетова, а также компо-
зитора красноармейца т. Русанова.

Большое одобрение встретили ‘следую-
щие песни: «Казачья шуточная» Жарков-
ского на текст поэта Сельвинского, «Гра-
ната» Новикова на текст поэта Гусева,
«Краснофлотская» Блантера на текст поз-
та Лугина (из оперетты «На берегу Аму-
ра») и две песни «Бойцам Хасана» и
«Расставание» Русанова на тексты поэтов
Тулубьева и Спирина. .

Для  напечатания в газете «Красный
воин» отобраны также песни Кочетова
	20 февраля, Клуб мастеров искусств
организует в помещении Малого театра
торжественный вечер работников искусств
Москвы, посвященный XXI годовщине
РККА и Военно-Морского Флота. После
доклада состоится большой концерт. Для
коллектива  оформительской ‹ мастерской
Всекохудожника 21 февраля в клубе бу-
дет прочитан доклад «Партия большевиков
— вождь и организатор Красной Армии».
22 февраля в клубе читается доклад на
тему «Военная присяга Рабоче-Крестьян-
ской. Красной Армии и Военно-Морского
Флота».

23 февраля в Клубе мастеров искусств
будет проведен для коллектива фабрики
художественных знамен `Всекохудожника
вечер, посвященный XXI годовщине
	16 февраля в клубе им. Зуева начал-
ся смотр оборонного репертуара самодея-
тельных кружков столицы, организован-
ный Центральным домом художественной
самодеятельности в честь ХХ! тодовщины
Рабоче-Крестьянской Красной Армии и
Военно-Морского Флота.

Смотр ‘будет проходить в течение меся-
ца в клубах и домах культуры Москвы,
16 февраля выступали коллективы москов.
ского гарнизона, а также хор и ансамбль
	а а  ворс ФАЗЕ

автозавода, EM, Сталина, хор народной пес-
	Действующие лица
			страдающей. Ничего не прибавило актри-
се и исполнение роли Варьки в «Думе 9
Британке» Яновокого или Марты в пьесе
Тирсо де-Молина.

Зато в «Дачниках» Казико берет бле-
стящий реванш за неудачи последних лет.
Она °с большам тактом играет Юлию Фи-
липповну — женщину нарядную. веселую
шумливую и Вместе с тем подтачиваемую
тоской,

А. Б. Никритина дебютировала на сцене
БДТ почти одновременно с Казико (ее пе
вая роль—Зина в «Человеке с портфелем»),
но она завоевала зрительское признание
значительно позже. Никритина ‘раскрыла
свое дарование в сказке Ю. Олеши «Три
толстяка». где она играла Суок-девочку,
выросшую в цирке. Это была очень яркая
актерская работа, заверенная во всех де-
талях; блестящая форма сочеталась в ней
с подлинной теплотой и  человечностью
образа. В Никритиной радует poerm, отто-
ченность и завершенность формы, с ee
трактовкой образа можно спорить, we 60-
глаштаться. но никах нельзя обвинить ак-
трису в небрежности, надуманности роли.
Наиболее удачные ee работы-—Варвара
в «Егоре Булычеве», Сонька в «Аристо-
клатах».
	В. П. Полицеймако пришел в Большой
драматический театр аз Тюза. Полицеймако
— Ученик Вивьена. В Тюзе, куда он_по-
пал по окончании школы, молодой актер
работал под руководством Зона. Учителя
привили Полицеймако вкус к театрально-
сти. Полицеймако весьма разнообразный
актер. Он оказался незаменимым алтетом
на «положетельные. роли» — Вролекого в
	«Интервенции». Кости в «Аристократах»,
Мотылькова в «Славе». Но его тянет OTHO-
	временно и к комедийно-хартактерным po-
лям. Он отлично сыграл Елкина в «Моем
друге», Дудкина в «После бала». В «Друж-
бе» ему, казалось бы. выголнее было
	Несколько лет назад был выпущен сбор-   Суслов  в «Дачниках» — это все образы
ник литературных манифестов и деклара-   сочные, живые. У Софронова была и не-
	улачные работы, но характерно. что боль-
шинство этих неудач падает как раз на р9-
ли. требующие своеобразной  приподня-
тости, некоторой романтичности: Сальери,
Носов в «Думе о Британке», Чижов в
«Дружбе». Софронов — это очень земной
актер.

По-иному вошла на эту сцену Казико.
К моменту своего дебюта в БДТ она уже
была «любимицей публики», провинциаль-
ные рецензенты сравнивали ее © Комис-
саржевокой. Но Казико. как настоящий
художник, поняла’ что нельзя обаяние
превращать в ренту, нельзя жить в искус-
стве легким хлебом, Ее путь в БДТ был
трудным. извилистым. Ей всегла были
обеспечены зрительские симпатий, и тем
не менее онз испытала немало огорчений,
становясь жертвой самых затейливых pe-
жиссерских экспериментов.
	После дебюта в «Любови Яровой» Кази-
ко очень хорошо- сыграла Исенаю в «Рав-
ломе», затем Гогу в «Человеке с портфе-
лем», Валю в «Затоворе чуветв». Но по-
настоящему развернулось ее_ дарование в
роли Маши в погодинской пьесе. «После
бала», Роль ‘удивительно попала в тон
аттрисе. она наполнена лиризмом и юмо-
ром, & именно эти свойства наиболее ха-
ражтерны хля творчества Казеко. .

Затем Казико выступила в ролях ma-
матического плана. Она играла Ларису в
«Беспридалнице». В комнате, заставленной
загадочными никелированными стойками,
6 несчетным количеством кружевных. за-
навесей (один проницательный рецензент
писал, что «кружева здесь как бы опу-
THIRAIOT быт  обедневшей дворянской
семьи»), металась и страдала Лариса-—Ка-
зико, и чувствовалось, что это все нароч-
HO: H эта нелепая обстановка и Казико,
воторая не страдает, х только притворяется
	Артисты ленинградского
ная артистка РСФСР А. Б.
	ций. Этой книгой можаю пользоваться
только для справок, чатать ее невозможно.
Невозможно прежде всего по причине пол-
нейшей непоследовательности изложения:
одна декларация полемизирует или просто
зачеркивает другую. Путь Большого дра-
матического театра заставляет вспомнить
0б этой неизбежно противоречивой книге.
Сколько перебывало в этих ‘стенах DYRO-
водителей, режиссеров. которые начинали
овою деятельность с уничтожения  пред-
шественников. Они расценивали свой при-
ход, как начало театра, не желая считать-
ся ни < интересами коллектива, ни © ин-
дивидуальными особенностями актеров.

Но может быть не стоит вопоминать се-
годня авторов величественных деклараций?
В конце концов зритель. интересуясь по-
становщиком. все же начинает чтение ‘про-
траммы с перечня действующих лип: & кто
сегодня играет? Может быть уместнее п0-
говорить 0 тех. кто сегодня играет, оста-
вив все иные фамилии историкам театра?
	Почетное место на юбилейном праздни-
ке Ленинградского большого драматаческ-
то театра принадлежит бесспорно В. Я.
Софронову. Заслуги Софронова не ограни-
чиваютея, конечню. 20-летней добросовест-
ной работой в БДТ, этого еще слишком
мало для настоящего художника,
	Софронов в моменту вступления в труп-
HY WOBONO театра имел за плечами свыше
10 лет работы на епене, но он был ещё
малоизвестным актером. В труппе он зани-
мал весьма скромное положение. Почта
единодушно отмечали неудачу Софронова
в первых спектаклях театра, в романти-
ческом репертуаре. да и сам актер призна-
вался впоследствии: «Мы устали от трико
и здорово соскучились по штатекому ко-
CTIOMY; вот хоть бы раз походить по. еце-
He B пиджаке».

Большой драматический театр был 0с-
нован, как театр трагедии, романтической
драмы и высокой комедии. В сущности го-
воря, это была репертуарная, & не актер-
	ская программа  тватра. А. Блок это
почувствовал и охарактеризовал БАТ,
как «театр авторов по  преимущест-
	ву», 00 яоняя его успех «прежде всего ре-
пертуаром». В театре же сразу стала про-
являть себя другая школа, ‘психологиче-
ская, выразителями которой явились В, П.
Хохлов и вособенности А. Н. Лаврентьев,
воспитанник Художественного театра, (Со-
фронов скоро примюнул к этому течению.

После выхода на правильную дорогу
Софронову оставалось совершенствовать
свое мастерство. Левша в «Блохе». Кош-
кин в «Любови Яровой», Гай п Руководя-
Mee лицо в «Моем друге». Рябинин в
«Достигаеве», Перчихин в «Мещанах»,
	«Большевик Сергей Лазо» на текст пом
Турганова, Гейфмана «Песня © присяю
на текот поэта Лугина и В. Кручининь
«Песня о бойцах Хасана» также на токо!
поэта Лугина.

Выступавшие ‘на заседании подверми
критике работу поэтов, пишущих тексты
песен. Указывалось, что поэты epee
допускают прозаизмы, небрежно относя“
ся к вопросам метра, Вместе o тем отие
чалось жанровое разнообразие текстов
среди которых имеются и походные, #
кавалерийские, и веселые частушечиые,
и лирические песни,
		‹ 12 февраля в частях московского гар’
низона побывали композиторы: орденоно-
cen Дмитрий Покрасс, К. Листов, B. Ke
четов и Л. Книппер. Бойцы очень тепло
встретили композиторов и приняли активы
ное ‘участие в разучивании песен,
	РЕКА и Военно-Морского Флота, О докладом
выступит комбриг А, И. Шимонаев, Заем
будут исполнены песни,‘ написанные ©
ветскими композиторами о Красной Армия
и Военно-Морском Флоте. 24 февраля 1
клубе состоится встреча работников и
кусств с военными комиссарами и слу

телями Военно-политической академии име
ни Ленина.

Большой вечер, посвященный ХХ! №
довщине РККА и Военно-Морского Флоть
porPameacros 25 февраля в помещений

ольшого зала консерватории. На an!
вечер будут приглашены художники 1
	скульпторы Москвы, В клубе в этот день
состоится показ программы «Оборонная
тематика на эстраде»,
	ни клуба «Работница». 17 февраля в Це!
тральном доме Красной Армии выступвЯ
симфонический оркестр Центрального до
ма самодеятельности,

С 20 февраля начинается просмотр 6
модеятельных драматических спектакле
на оборонную тематику («Кочубей», «Сы
Hoppa», «Пограничники», «Очная ставка
H Ap). ~.

В заключение смотра лучшие коллект
	вы выступят в Колонном зале Дома 600
308.
	`В КЛУбе. мастеров искусств
	Смотр самодеятельных кружков
	государствен ного Большого драматического театра

Никритина, заслуженный артист РСФСР Л. А.
Е, Н. Никитина, артист В. И. Янцат, артист Г.
	з им, М, Горького. Слева направо:

Кравицкий, заслуженная артист
‚ И. Самойлов