18 феврапя 1939 г. № 24 (604,
тн
		«Мишки», Работа  скупьптора
А. А. Арендт

оо
		«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	СОВЕШАНИЕ ДРАМАТУРГОВ:
	В АОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ
	Председатель Комитета по делам ис-
кусств при СНК СОСР тов. А. И. Наза-
ов принял 16 февраля представителей
юро секции драматургов союза советских
писателей. В совещании приняли участие
секретарь президиума союза советских пи-
сателей орденоносец А. А. Фадеев, члены
бюро секции драматургов орденоносец К. А.
 Тренев, А, Г. Глебов, М. №0. Левидов, А.Я
Бруштейн, А, М. Гурвич, И. В. Чекин.
и другие.
В беседе с тов. Назаровым драматурги.
	a NEN NE FEO VDI fees ype ak

поставили перед Комитетом по делам HO  4
кусств ряд организапионных и творческих

м Вр В а сы 5 о аа

`кусств ряд организационных и творческих.
вопросов. Много говорилось 0б усиленно
практикуемой нашими театрами гнилой.
системе наибольшего  благоприятствования.
«спокойным» пьесам, постановка которых.
не связана с каким-либо творческим рис:
ком. Эта трусливая инерция перестрахов-
ки приводит к тому, что театры охотно
ставят поверхностные, малохудожествен-
ные, по существу безыдейные пьесы, толь-
ко формально затрагивающие актуальные
темы. В то же время от всякой пьесы не-
привычного стиля, которая, казалось бы,
должна всех радовать своей  необыч-
ностью, новизной, как правило, рептитель-
но отмяхиваются театры; зачастую такая
пьеса встречается в штыки и Реперткомом.

Яркий пример такой многострадальной
судьбы оригинальной пьесы привел т. Фа-
деев: это — талантливая,  нешаблонная
пьеса Мих. Светлова «Сказка», до послед-
него времени находившаяся под угрозой.
Наконец, когда репгились ее ‘поставить в
Ленинграде, подошли к этой постановке
несерьезно и дискредитировали пьесу. А
на-днях эту же пьесу поставил Москов-
ский театр для детей — и получился, по
отзыву т. Фадеева, спектакль совершенно
необычайного очарования. :

Драматурги обращают внимание Комите-
Ta по делам искусств и на то обстоятель-
ство, что наши крупнейнгие театры неве-
роятно долго «мусолят» пьесы, прежде чем
выпустить. наконец, премьеру. В.. резуль-
тате одна часть аклеров этих театров чрез-
вычайно перегружена бесконечными репе-
тициями и спектаклями, — они прежде-
временно изналпиваются физически, опу-
отошаются творчески; другая часть труп-
пы — и в том числе очень талантливые
и ярБие актеры — тодами сидят без ро-
лей, тоскуют по творческой работе, теря-
ют квалификацию.

На совещании были выдвинуты также
вопросы оплаты драматургов детских теат-
ров и авторов репертуара для художест-
венной самодеятельности. Как известно,
существующая до сих пор оплата этой
труппы драматургов ни в какой мере не
стимулирует создания новых пьес.

Весьма резко высказывались драматур-
ги и о неудовлетворительном состоянии
нашей театральной критики, которая часто
дезориентирует театры и драматургов, вме-
сто того, чтобы помогать им.  Отмечалась
и неавторитетность и бездеятельность ре-
пертуарното ‘сектора Комитета по делам
искусств.

a. К.

Новый труд,
о грузинской
музыке
	Кабинет народного творчества при Уп-
равлении по делам искусств Грузии вы-
пустил обширную монографию профессора
Тбилисского университета,  орденоносца
И. Джавахишвили «Основные вопросы ис-
тории грузинской музыки» (на грузинском
языке, изд. «Федерация», Тбилиси, 1988).
Монография представляет собою результат
долголетнего изучения  древнегрузинской
музыкальной ‘культуры.

Привлекая обширный исторический ма-
териал, в том числе памятники устной и
письменной литературы, специальные тру-
ды о музыке как прошлые, так и совре-
менные, фольклорные данные и т. п., ав-
тор делает ряд интересных выводов. Весь
этот труд выгодно отличается от других
работ подобного рода широтой охвата по-
ставленных автором вопросов и четкой по-
следовательностью мысли, сообщающей
книге большую стройность.

В главе о вокальной музыке автор ус-
танавливает возможность происхождения
трузинского народного многоголосья как
чисто местного явления. К этой мысли он
приходит, детально разобрав этапы разви-
тия народного песенного творчества, начи-
ная от простейших одноголосных форм.
Ярко освещены в книге моменты упорной
борьбы между светской и церковной му-
зыкой. .

Большое место занимает в книге вопрос
грузинского инструментария. Здесь  ав-
тор дает ряд ценных справок 0б истории
каждого инструмента и. сообщает сведения
о его конструкции и исполнительских 0069-
бенностях.

Особенный интерео представляет глава
книги, посвященная музыкальной культу-
ре древней Грузии; Автор знакомит с дея-
тельностью ряда музыкантов, сыгравших в
свое время крупную роль в деле разви-
тия национального музыкального искуо-
ства.

До сих пор мы не имели столь деталь-
но разработанного научното труда по исто.
рии древней и средневековой трузинской
музыки. Книга И. Джавахишвили может
принести большую пользу не только ра-
ботникам, изучающим грузинский музы-
кальный фольклор, но и всем интересую-
щимся историей музыки. Очень желателен
перевод этого научного труда на русский
язык. Это дало бы возможность советским
‘историкам ориентироваться в музыкаль:
ных сокровищах наитей страны.
	: А. МШВЕЛИДЗЕ
—Q—
Концерт Н. Куклиной

Недавно в Пермском оперном театре co-
стоялся концерт лауреатки первого всесо-
юзного конкурса вокалистов молодой
	артистки театра Н. В. ВКуклиной. Это бы-
	ло первое выступление певицы перед
пермскими слушателями после возвраще-
ния из Москвы. Программа концерта в
	основном была составлена из произведе-
	ний, исполнявшихся артисткой Ha кон-
курсе.

_С особенным успехом спела Н. К. Кук-
лина арию Антониды из оперы «Иван
Сусанин» Глинки, арию Диноры из «Ди-
норы» Мейербера, «Тему с вариациями»
Проха. Пермяки горячо встречали певицу,
которую раньше знали лишь по оперным
выступлениям. Только сейчас, после кон-
курса, мы познакомились с Hel H Rak C
талантливой камерной исполнительницей.

С успехом выступал. в концерте также
‘солист Пермской ‚оперы, участник конкур-
са В. С. Глатолев.

Незаурядный художник-аккомпаниатор
В. П. Каретников умело и четко провел
в концерте партию фортепиано.
  ° A. f,
	1 Уполномоч. Главлита Б—1976.
	ПИСЬМА

rm д рт р.
	ЧИТАТЕЛЕЙ
	Когда же? .
	_В президиуме.
	ЦК Рабис
	Вчера на заседании президиума ЦК Ра-
бис обсуждался вопрос о ходе соцсорев-
нования, развернувшегося в московских
предприятиях искусства в связи с подго-
товкой к ХУШ с’езду ВКП(б).
	Члены президиума констатировали, что
созыв с’езда вызвал огромный энтузиазм
среди творческих работников театра и в
производственных цехах. Социалистичес-
кие обязательства, взятые театральными
коллективами, мобилизуют и актерский со-
став и режиссеров. Подготовка к с’езду
идет под лозунгом точного выполнения
производственных планов; в отдельных
	случаях театры выпускают новые поста-
новки досрочно и даже сверх производ-
ственного плана (например, молодежный
спектакль «Верность» в Малом театре).
	Большую горечь у артистов вызывают
случаи, когда осуществлению принятых
на себя творческих обязательств препят-

ствуют затруднения производственно-тех-
	  нического порядка. Малый театр, напри-
	мер, готовит к сезду два спектакля —
«Богдан Хмельницкий» и «Волк», но из-
за технических затруднений (недостатка
помещения для параллельных репетиций
и т. д.) будет показана, повидимому, толь-
	ко одна постановка; какая — выяснит-
ся на-днях,

Рабочие московского Скульптурно-ли-
	тейного комбината, несмотря на трудней-
шие условия (отсутствие достаточного ко-
личества подсобных рабочих и т. JL), ©
честью выполнили взятое в связи с под-
	  готовкой к сезду партии обязательство
	досрочно сдать грандиозные заказы для
советского павильона на Всемирной вы-
ставке в Нью-Йорке. Производственный эн-
тузиазм рабочих комбината позволяет на-
деяться, что они выполнят и другое взя-
тое на себя обязательство — закончить
квартальный план производства к 20
марта.
	Большой энтузиазм проявляют и. работ-
ники московской эстрады, подготовляю-
щие ко дню партийного с’езда специаль-
ный концерт в Колонном зале Дома ‘o-
ADB.
	Ряд обязательств приняли на себя. ра-
ботники Московской консерватории.
федра проф. Доливо обязалась, например,
составить в помощь художественной’ са-
модеятельности сборник вокальных ан-
самблей и закончить к 10 марта всю TOA:
готовку нотных материалов.
	Вместе с тем выборочное обеледование,
	проведенное ЦК Рабис, обнаружило и He-
мало недостатков в ходе’ предс’ездовского
соцсоревнования. В некоторых предприя-
тиях обязательства, принятые на общих
митингах, не записываются в’ докумен-
тах. Обязательства театральных коллек-
тивов выпустить спектакли подчас не
подтверждаются соответствующими обяза-
тельствами режиссеров и художественных
руководителей (таково, например,  поло-
жение в МХАТ).
	Слабо развернуто и принятие индиви-
дуальных обязательств. Такие явления,
как обязательство заведующего постано-
вочной частью филиала ГАБТ т. Мирского
значительно сократить постановочные рас-
ходы по опере «Мать» или обязательс?Р-
во артиста «Цирк на эстраде» т. Петрова
развернуть к с’езду работу трех. круж-
ков. составляют исключение.
	Плохо проверяется выполнение воцобя-
зательств, Многие стенгазеты театрально
зрелищных предприятий, на которые сей-
час падает огромная ответственность, сто-
ят в стороне от соцсоревнования. Исклю-
чение представляет” только Театр оперет-
ты, который в предс’ездовские дни вы-
пускает каждую пятидневку номер газеты
и контролирует на ее страницах всю ра-
	боту по подготовке премьеры «На берегу
Амура». с
	Фрадкиной к
	HO.
		17 февраля 1752 т. родился Фридрих
Максимилиан Клингер‘— выдающийся не-
мецкий писатель и драматург. В его ро-
мане «Жизнь Фауста» (1791 г.) дана одна
из интереснейших вариаций народной ле-
тенды о Фаусте, с сохранением многих ве
антицерковных и антифеодальных эпизо-
дов и сцен, не вошедших в знаменитую
трагедию Гете «Фауст» (1773—1831). Из
его многочисленных пьес наиболее извест-
на драма «Буря и натиск» («Эфатт und
гала»), давшая наименование ‚ целому
литературному направлению. Из осталь-
ных его пьес наиболее значительны: «От-
то», «Близнецы», «Страдающая женщина»
и «Стильпо и его сыновья».
	*

18 февраля 1788 г. родился С. П. Жи-
харев — выдающийся мемуарист, автор
	«Записок современника», состоявших Ho
«Дневника студента», «Дневника Чинов-
ника» и «Воспоминаний старого театрала».
Мемуары Жихарева являются одним из
самых значительных документов по исто-
рии ‘русского театра — в них проходят
почти вое выдающиеся деятели русской
сцены, от Дмитревского, Яковлева, Шахов-
ского до Семеновой и Брянского, & также
артисты французской и немецкой трупп
в Москве и Петербурге. Участник «Арза-
маса» под кличкой «Громобой», Жихарев
был в дружеских отношениях с Держави-
ным, Жуковским, братьями Тургеневыми
и другими писателями и общественными
деятелями его эпохи. Известен его перевод
тратедии Кребильона «Атрей», сделанный
для бенефиса А, С. Яковлева в 1811 г.
		В театральном училище им, народного
артиста РСФСР И A. Слонова (г. Capa-
тов) выпускникам почему-то не выдают
дипломов. Дипломов не получили выпуск-
ники 1936, 1937 и 1938 гг.

В 1938 году, когда выпускники уезжали
на гастроли вместе с областным театром
драмы в Москву, зам. председателя O6-
ластного отдела искусств т. Головацкий
сказал им: «На счет дипломов вы, то-
варищи, не беспокойтесь. Вышлем прямо
в Москву»,

Но ни в Москве, ни в Саратове этих
дипломов молодые артисты не получили. *

Когда же они их, наконец, получат?

М. ЛИСЮНОВА, Е, ФОМИНА, И. С0-
КОЛОВА, К, МАРКИНА.
	: Нарушают
трудовую дисциплину
	Башкирской республике всего одно
театральное училище, но и оно ютится
в тесном, грязном, совершенно неприспо-
собленном для занятий помещении. Хо-
лод, грязь. И учащиеся и педагоги на-
рушают трудовую дисциплину. За одно
только первое полугодие некоторые сту-
денты пропустили до 260 занятий. В учи-
лище существует странный порядок: сту-
денты имеют право посещать лекции по
	своему собственному выбору.
Наблюдаются случаи манкирования ва-
нятиями. Студентка ‘балетного отделения
	т. Фадеева, раздобыв бюллетень о болезни,
He посещала училища, а в то же время
работала в двух учреждениях в качестве
преподавательницы танцев. Некоторые
студенты, следуя примеру Фадеевой, взя-
лись за руководство танцовальными круж-
ками в клубах в часы занятий в учили-
ще. - - ‘

В результате зачетная сессия скомкана.
Расписание зачетных часов то и дело ме-
нялось. Зачеты в балетном отделении бы-
ли сорваны,

21 января была назначена зачетная. сес-
сия балетного отделения. Педагоги и сту-
денты явились во-время, как обычно, в
9 часов, однако, ни директора, ни завуча,
ни зав. балетным отделением не было,
Зав. учебной частью т. Шатов опоздал на
12 минут, а зав. отделением т. Матсон—
на 40 минут, Их опоздания не были да-
же зарегистрированы.

На последнем итоговом совещании педа-
готического совета т. Шатов не, счел, оче-
видно, нужным сообщить итогов посещае-
мости студентов и педаготов,  оттовари-
ваясь. тем, что сводки еще ‘не тотовы,

Помимо грубых нарушений производ-
ственной дисциплины в театральном учи-
лище имеет место зажим самокритики.

Отношение к молодым кадрам безобраз-
	ROE,

Ф. ГАСКАРОВ
ХВ Чи
	РИ,

20 лет Госет
	Издательство «Искусство» тотовит к пе-
чати оборник, посвященный 20-летнему
юбилею Государственного Еврейского теат-
ра.

В сборник войдут статьи — проф. И. Ну-
синова «Путь Госет», поэта орденоносца
П. Маркиша ‹«Михоэле», проф. А. Гурш:
тейна «Зускин», И. Добрушина и П. Мар-
киша «Путь актера» (творческое развитие
актеров Госет), И. Добрушина — «Актри-
сы Госёт», Н. Левина — «Актерская моло-
дежь Госет», С. Нельс — «На вершинах»
(образы короля Лира, Зайдла Овадиса и
Тевье-молочника в исполнении Михоэлса).
	Сборник выйдет под редакцией II. Map-
Киша.

Завод фарфоровых изделий имени Ло-

моносова в Ленинграде готовит к ХХ!

годовщине Рабоче-Крестьянской Крас-

ной Армии и Военно-Морского Флота

юбилейную вазу. На. фото: художница

завода Л. К. Блак за разрисовной
вазы
	г а №
	ОРГБЮРО ОБЩЕСТВА «ИСКУССТВО
	Создано оргбюро организуемото, по т,
становлению ВЦСПС, ‘всесоюзного стр
тивного добровольного общества «Искух,
во».

В состав оргбюро вошли тт, Титов п (,
винов (ЦК Рабис), Давид Ойстрах, заст
женный мастер спорта Аванесов (Ради,
комитет), Антонова (московский TOPRAY
художников), Иванов, Caneran (TAB,
Старкова, Троицкий и Деконский (1
союза кинофотоработников), Чистяков (т.
ком киноработников) и Соболевекий (\и,
фильм). :

В связи с созданием воесоюзното общь
ства ликвидируются все существуциу
областные спортивные общества работи.
ков искусств и кинофотоработников.

Областные, краевые и республякански
конференции общества «Искусство» pry
проведены в сентябре, а воесоюзная нь
ференция — в октябре 1939 года.

f
	—<_-

2-я ПРОГРАММА ТЕАТРА
ЭСТРАДЫ и МИНИАТЮР
	‘Сегодня в Государственном театре » ,

трады и миниатюр премьера второй пр
граммы,

‚ Будет показан водевиль 9. Скриба «При,
вдивый лжеп» в постановке засл, артист
РОФСР. Р; Г. Корфа. Роли исполнят —
засл. артист РСФСР Бельский, С. Я. У,
Н. А. Нурм, А. В, Петровский, М 4
Смирнова. Музыка написана  комлозлть
ром Ю. М. ` Слоновым. Оформление цу
дожницы Т. А. Луговской.
‹ В программу включена маленькая pee
тиминутная опера композитора Н, Boo
словского «Усы» (либретто В. Поляков
постановка Д. Г; Гутмана), Действие ол
ры разыгрывается в парикмахерской, }
опере заняты о Театра микизтор
Л. К. Горская, В. А. Кетат, А; С. Пе
дин и артисты театра им. К. С, би
славокого. — А, Д. Бедросян, Н. Д. Пе
чехин и В, И. Якушенко.

Пойдет также миниатюра 9. Герм

«2 медведя 2» из жизни цирка, Пост

\

новка В, Я. Типота, композитор—А, Е
Аксенов. Участвуют: артист эстрады эт
	коподражатель Ю. Б. Хржановский и 1}
тисты театра А. С. Король, А, И, Дуб
щева и Н: И. Отто.

Артисты балета Московского конце»
го об’единения А. Седлярова и А, (ух
ко исполнят танец «Расставание», па
янный мотивами фильма «Человек (
ружьем». Поставлен танец автором ent
фильма заслуженным“ деятелем искустн
орденоносцем С. Юткевичем совместно (
	режиссером-балетмейстером П. Е, Кр
вым. - os
Интермедии «По существу вопрос» 1
«У актерского под’езда» будут исполнены
Риной Зеленой и М. В. Мироновой, инт
медии «Лекция о западном танце» -
	Д. Л. Данильским. К участию в програ
ме привлечен лауреат всесоюзном конку
	C& чтецов артист Эммануил Каминка,
С новым репертуаром выступает Bare
Козин.
	‘Художник второй программы — M. 4
Виноградов. *
—_o-
	ADMIN
	‚\ 23. февраля в Художественном театре т»
Горького состоится генеральная  репетици
спектакля «Смерть Пазухина» Салтыкова Цех
фиг. Режиссер народный артист ООСР И. \

осквин; режси -ассистент заслуженный 8
тист. РСФОР А, И. Чебая. Премьера «Суеул
Пазухина» назначена на 26 февраля,

* 20 Февраля в Концертном зале с0юзз ©
ветоких композиторов состоится вечер клуги
ской музыки — встреча комповиторов 6 1
родными певцами-вкынами Киргизии,

Выставка картин заслуженного деятем
искусства Киргизской ОСР, художника 0, &
Чуйкова открылась вчера в Московском лу.
бе писателей,

Ж Председателем московомого товариществ
«Художник» иабран т, Н, А. Исаев,

%& Живописный сектор’ Московского вю
советских художников принял решение ор“
низовать в апреле выставку работ кандид®
тов в члены МОООХ,

№; Заместителем начальника Управленяя пи.
ков Комитета по делам искусств нааначея
т. А, Д. Дубровский,

\ Комитет по делам искусств при СНК 00
назначил директором Сочинского государогвеи
ного театра т, В, Н, Асланова,

\. На-днях в мастерской М, Д. Рындзюе
ской состоялся вечер воспоминаний, otek
щенный скульптору 0. Ф. Булаковекому, 0
воспоминаниями O скульпторе выступали Tt
Рындаюнская, Нис-Гольдман, Литера-Вулаков-
ская, Златовратокий, Терновен, Выдрин, Го
бунков. .

*Ж Завтра в концертном зале ЦДКА (3 0
мещении выставки) состоится обауждение вы
ставки работ художника П; В, Васильева, 00°
священной В, И, Ленину, .

\ Управление по делам ‘иокусстн при’ Мое
совете  об’явило благодарность коллективу
	строителеи пом ICKOBCRE атизе
ОА ещения Московского драм
	состав. режиссуры — Гобударотвеляою
оперного театра им. бы B rage
ore режиссера-ассистента вступил композитор
en ‘Книппер. ’Принятому в ‘труппу 1678
артисту Ташкентской оперы басу Няколау по.
ручены ‘партий дон` Базилио в «Серильскоу

Евгении Онегияе”,
	ee eee ee ee

В настоящее эре К ВА
р ролью Бориса я „Николау работает.
	nix, Открытие выставки оборонной BITRE
пии художников А, М.. Ермолаева и В В
	а4еглова
ле ЦДКА.

состоится вавтра в Концертном 8“
	На выставке женщин-художниц, отры“
вающейся 8 марта, будут экспонированы OF
дельные произведения известного скульгтой
Голубкиной Из Музея вв имени.
	Ж Государственный Исторический ‘музей 2%
чал проводить консультации o работникам

в РЗ ОСЕЛ ЛА ee

Госцентюза в. ‘связи с постановкой пьесы «Ло
MOHOCORS.
	® Редкую старопечатную книгу, изданную ?
Кракове в конце ХУЙ века, с гравюрами не
мецкого художника. Виоста “Аммана пробе
ла Всевоювная библиотека им, В, И. Jesu

* Orvprrrse выстазки «ХХ пет РККА 1
Военно-Морского Флота» и папорамы «Dry
Перекопа» в залах Государственного Русского
НА в Ленинграде состоится 21 февраля,
Состоялся вын ск молодых художникоР
пронаводетвенников оконных Художествеи
ное училище промкооперации им. М. И. №№
линина, ‚ Молодые. мастера. отправятся на 1

а мс
	риферию для помощи артелям художественной.
промышленности. pre уд
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, ИЗД-ВО «Искусство»
	пом. 53. rex, K 1-90-85. CJ
	О цирковом
имуществе
	До настоящего времени большая часть
циркового. имущества является частной
	‘собственностью отдельных артибтов цирка.
	Это часто создает ненормальные взаимоот-
ношения между Управлением цирков и
	артистами—владельцами номеров. Нередко
под видом выплаты амортизационных ис-
кусственно повышается заработная плата
артистов.

Комитет по делам искусств при СНК
CCCP предложил поэтому ‘производить
оформление всех новых крупных цирко-
вых номеров исключительно на средства
Управления цирков. Кроме того, в ближай-
шее время Управление цирков должно вы-
купить постановочное имущество, принал-
лежащее артистам цирков и представляю-
щее производственную ценность. В число
поступающего в собственность государства
циркового имущества войдут. крупные жи-
вотные, механическая аппаратура, предо-
хранительные средства — сетки, лонжи,
обеспечивающие безопасность артистов,
	ит. п.

Оценка выкупаемого, имущества будет
произведена по состоянию его на день
оценки, с учетом фактического износа и
производственной ценности. С момента
оценки прекращается и выплата аморти-
зации по выкупаемому имуществу.

Комитет по делам искусств предложил
Управлению цирков выделить специаль-
ных лиц, ответственных за ‘содержание,
текущий ремонт и сохранность всего по-
становочного имуществя данного номера.
Для изтотовления, ремонта и хранения
циркового постановочного имущества с03-
дается специальная материальная база.

С 1 марта прекращается выплата так
называемых «репертуарных» всем цир-
ковым артистам разговорного и музыкаль-
ного жанров. Эта группа артистов должна
быть обеспечена репертуаром за счет Уп-
равления цирков. К 10 марта Управление
должно закончить разработку проекта но-
вых тарифов оплаты артистов цирка.
		Юбилей
	Виталия Лазаренко
	16 февраля в Госцирке; после предотав-
ления. составленного по специальной про-
грамме, состоялось чествование заслужен-
ного артиста РСФСР В. Е. Лазаренко в
связи с 40-летием его артистической дея-
тельности.

кусств при СНК СССР тов. А. И. Назяров
в своем приветственном слове отметил
большие заслуги Лазаренко.

Юбиляра тепло приветствовали делега-
ции Камерного театра, Театра сатиры, цы-
тганского театра «Ромэн», Клуба мастеров
искусств. заслуженный артист УССР Илья
Набатов, артисты Громов и Милич и др.

Начальник Управления госцирками т, Бе-
лер огласил приказ Комитета по делам
искусств, в котором об’явлена благодар.
ность Виталию Лазаренко: комитет преми-
ровал т. Лазаренко 10.000 рублей.

Многочисленные зритёли, заполнившие
цирк, горячо приветствовали юбиляра.
		Художественное обслуживание
Сельскохозяйственной выставки
приступил к подготовке художественного
обслуживания предстоящей Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки театраль-
но-зрелищными мероприятиями и силами
художественной “самодеятельности колхо-
зов, совхозов и MTC,

Театральному, музыкальному, цирковому
и ИЗО управлениям Комитета по делам
искусств поручено разработать подробные
планы художественного обслуживания
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
ки коллективами, театрами и солистами,
8 также репертуарные планы. ‘`

План показа на Сельскохозяйственной
выставке колхозных и совхозных самоде-
ятельных коллективов поручено разрабо-
	и ПИ ГИ РЯ

тать Всесоюзному дому народного творче-
ства.
	На Строительный отдел Комитета по де-
лам. искусств возложены работы по обору-
дованию сцен зрелищных предприятийна
территории  Сельскохозяйственной ‹вы-
ставки. Все строительство и оборудование
должны быть закончены к 15 мая,

Уполномоченным Комитета по делам ис-
кусств при СНК СССР по организации
и проведению всей работы по художе-
ственному обслуживанию Всесоюзной сель-

скохозяйственной выставки — назначен
т. Б. М. Филиппов. -
	—<>—-
ПО СЛЕДАМ
НАШИХ МАТЕРИАЛОВ

«В СТОРОНЕ ОТ ТВОРЧЕСКОЙ
. РАБОТЫ»
	Собрание коммунистов Киевского театра
оперы и балета обсудило статью «В сторо-
HS OT творческой работы», опубликован-
ную в газете «Советское искусство» 96 ян-
	— о

ранние признало, что статья в основ-
ном правильно вскрыла недостатки рабо-
Th парткома, Секретарь партийного коми-
тета т. Злочевский освобожден от работы;
Секретарем парткома избран т. Завьялов,
Собрание утвердило детально разработам-
ный план партийной работы в Театре.
	тие исполнители. Пожалуй, игре Т. Гольл-
Фарб местами даже нехватало блеска и па-
тетики, бесспорно присущих творчеству
Листа. В частности, чрезмерно  созерца-
тельно прозвучала исполненная романтиче-
ского пафоса вторая часть концерта.
Первые две части концерта более всего
удались пианистке и оставили просто пре-
восходное впечатление. Что же касается
третьей части, то следует указать на из-
лишнюю материальность звучания, а в
четвертой хотелось бы больше силы.
Трудно по одному выступлению в сим-
фоническом концерте сделать решительные
выводы 06 эволюции исполнителя, кото-
рого до этого не довелось слушать почти
два года, И все же и Ез-дигный концерт
и, в еще большей мере, сыгранный на бис
«Ракоци-марш» Листа заставляют выска-
зать опасение, что в области выразитель-
ной Т, Гольдфарб сделала успехи гораздо
большие, чем в чисто технической. Пиз:
нистке местами явно недостает CHIH, в
«Ракоци-маритге» не все (особенно в ваклю-
	чительных октавах) было безукоризненным
с точки зрения виртуозности.
	Но ведь, если Т. Гольдфарб сумела сде-
лать большой шаг вперед. как музыкант,
TO нет сомнения, что при серьезной рабо-
те и. техническое мастерство не заставит
себя ждать, тем более, что несмотря на

указанные недочёты, Т. Гольдфарб техни-
чески, все же чрезвычайно сильна.
	0с0бо следует отметить, что в первых
двух частях «Манфреда» оркестр Москов-
ской ‘филармонии не оказался на доля
ной высоте. Очень нечистый строй у всех
групп, запаздывание деревянных духовых
(в скерцо) свидетельствуют о том, что ус-
цехи, достигнутые ва последние годы этим
оркестром, еще недостаточны.
	Д. РАБИНОВИЧ
	3-42-45. Понем _об’явлений:
	Всесоюзное совещание
по вокальному образованию
СССР постановил созвать в Москве в пер-
вом семестре 1939—40 учебного года все-
союзное совещание по вокальному образо-
ванию. Задачей совещания явится изуче-
ние опыта. передовых педагогов-вокалистов
и разработка мероприятий для коренного
	улучшения вокального образования в
СССР.
	Подготовка методических вопросов, под-
лежащих обсуждению на всесоюзном со-
	вещании по вокальному образованию, по-
	ручена специальной комиссии. В состав
комиссии, возглавляемой народным арти-
стом РОФСР проф. А. Б. Гольденвейзе-
ром, вошли: зам. начальника Главного уп-
равления учебных заведений Комитета по
делам искусств Р. Л. Блюман, народная
артистка СССР К. Г. Держинбкая, заслу-
женные артисты РСФСР Е. А. Кругликова
и И. С. Козловский, декан вокального фа-
культета Московской консерватории Е. А.
Милькович, декан вокального факультета,
Ленинградской консерватории И. Пол-
феров и научный сотрудник НауЧно-иссле-
довательского института театра и музыки
проф. С. В. Акимова,
	К 1 марта с. г руководству Комитета
по делам искусств должен быть представ-
лен план работ всесоюзного совещания по
вокальному образованию, & Также план
	предварительной методической работы в
связи с созывом совещания.
	иОНЦЕРТ
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ
ЭЛИАСБЕРГА
	Среди молодых советских дирижеров,
выдвинувшихся за последние годы, К. Эли-
асберту принадлежит несколько особое ме-
сто. Его. дарование, быть может, лишено
внепгнего блеска, но очень глубоко и, если
можно так сказать, фундаментально, Пре-
восходный музыкант, серьезный художник,
видимо. обладающий большой и разносто-
ронней культурой, Элиаеберг находит ce-
бя преимущественно в произведениях, от-
	чеченных печатью сосредоточенной и на-
пряженной мысли.
	В этом убеждают выступления дириже-
ра на всесоюзном дирижерском конкурсе
и в состоявшихся после конкурса концер-
тах его в Москве. Бах, первая часть сим-
фонии «Манфред» Чайковского, с-тоШная
симфония Танеева — вот то, что москов-
ская критика справедливо отмечала, как
лучшие достижения Элизсберга. Вместе ©
тем, не случайной была относительная. не-
удача молодого дирижера в исполнении
двух концертных вальсов Тлазунова.
	Последнее выступление Sanacbepra 8
Москве (12 февраля, Большой зал консер-
ватории) было посвящено творчеству Чай-
ковского («Манфред») и Листа (фортепи-
анный концерт Ез-@ит-—солистка Т.` Гольд-
фарб — и «Тассо».
	«Манфред» в исполнении Элиасберга —
бесспорно значительное событие московско-
	«Гайга». Эскиз . декорации художниц С. К. Вишневецкой и Е. М.
Nbece M. Cpetnonan cCOraawas. mn Mannunnrunu cancun, 2.
	го симфонического сезона. «Манфред» ред-
ко появляется на концертной эстраде. Еще
реже он находит себе сколько-нибудь до-
стойного толкователя. Можно и нужно спо-
рить с некоторыми частностями той трак-
TOBRE, которую дал «Манфреду» Элиас-
берг, но в целом это интерпретация худо-
жественно законченная, продуманная и
тонкая.
	И на этот раз, так же, как в дни ди-
рижерского конкурса, большое впечатле-
ние произвела первая часть симфонии.
Элиасбергу органически присуще чувство
формы, музыка в его исполнении пластич-
на, он отлично умеет соразмерять звуч-
ности отдельных оркестровых трупп. Но
все же, как ни отрадно в молодом испол-
нителе отсутствие излишней экзальтации,
благородная сдержанность трактовки Эли-
асберга моментами переходит в’ какую-то
акалемичность.
	‘Романтический элемент, присутствующий
в симфонии Чайковского (хотя, разумеется,
и в несравненно менышей степени, нежели
в поэме Байрона), слишком мало дал себя
почувствовать в исполнении Элиасберга.
От этого исполнения порой Beano холод-
ком. Например, в кульминациях первой
части «Манфреда» хотелось бы услышать
	больше страсти и романтического отчая-
НИЯ.
	нще более серьезных упреков заслужи-
вает толкование Элиасбергом второй’ ча-
сти «Манфреда». Отдельные места, в том
числе весь средний эпизод скерцо, про-
звучали обаятельно и тепло, Но как пе-
редать оркестровыми средствами романти-
ческий образ феи, возникающей среди ал-
мазных брызг альпийского водопада, если
звучность оркестра ваставляет вопомнить
	скорее бетховенские, чем  берлиозовские
скерпо?
		ветлова «Сказка» в Московском театре для детей
	Элиасберг обнаружил мастерское владе-
ние оркестром, безупречность вкуса, изя:
щество. Но как бы ни были хороши эти
качества, хотелось большего: романтиче-
ской таинственности, сверкающей прозрач-
ности, которая заставила бы вспомнить о
прообразе всех таких скерцо—берлиозов-
ском скерцо феи Маб.

В четвертой части «Манфреда», которую
Элиасберг провел в целом сильно и темпе-
раментно, кое-где нехватало остроты, ди-
намических контрастов.

Очень интересным и несколько неожи-
данным оказалось исполнение Татьяной
Гольдфарб Ез-дит’ного концерта Листа.
Т, Гольдфарб давно не выступала в Мо-
скве, — едва ли не с весны 1937 года,
когда пианистка играла в отчетном кон-
церте. лауреатов. вернувшихся с варшав-
ского шопеновского конкурса,

Судя по концерту 12 февраля, стиль ит-
ры Т. Гольдфарб за это время очень изме-
нился и изменился к лучшему. Два тода
назад, это была пианистка не слишком
глубокая,

Из ев тогдашнего ‘выступления более
другого запечатлелось в памяти блестящее
исполнение (е5-@иг’ного этюда Шопена (из
ор. 10), И когда афиши возвестили о пред-
стоящем исполнении ею Е5-Чиг’ного кон-
церта, невольно и с досадой вспомнилось,
что слишком многие пианисты продолжа-
ют видеть в листовском творчестве только
повод для демонстрации своих виртуозных
достижений. 7

И вот очень приятно отметить, что
Т. Гольдфарб «прочла» концерт Листа и
тонко и даже как-то по-новому. Она уви-
дела его лирическую сущность и сумела
показать, что вовсе уж не такая пропасть
отделяет этот концерт от А-аигного, что
Ез-Чиг’ный концерт отнюдь не виртуозный
кунстштюк, каким любят делать’ его мно-

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар,
	Петоовка, 10, 2-й эт.