20 февраля ‚1939 Г», №23 (я

ПО СТРАНИЦА
И
	M% Всероссийская академия  Худоли»
являющаяся шефом союза худож
Мордовии, оказывает большую ПОМОЩЬ
организации в Саранске картинной jy,
лереи, выделяя из музейных фл»
картины известных художников, (р,
ная Мордовия»).

3 На-днях впервые в Харьков в
исполнен «Реквием» Моцарта, В КОНЦЕ,
приняли участие симфонический орлы»
областной филармонии под руководеть,
проф. Московской консерватории Л, tis,
бурга, об’единенный хор укранноко
еврейской капелл. солисты Харьтонии,
театра. («В сти»), 1.

% В Гори` заканчивается стронтельиь
нового здания Театра со зрительным з,
лом на 500 человек, Следующий театр,
ный сезон Горийский ‘драматический т,
атр откроет в новом помещении, (и
Востока»).

3 Азербайджанское государственно »,
атральное училище им, М, Ф. Азии
в 1939 тоду вынускает 77 молодых ат,
стов. Студенты, окончившие азербайден,
скбе и армянское отделения, будут наи
лены в районные театры Азербайдяна
(«Бакинский рабочий»).

3% Центральный Дом народного mpy
ства Украины ‘выпустил К 125-летно и
дня оождения Т. Г. Шевченко новуз п
су драматурга Д. Бедзина «Тарасова пу
В пьесе использована народная лет
о якобы спрятанных в могиле поэт в.
жах, которыми вооружится украина
	‘народ для борьбы. против попов и п
	щиков. Пьеса рисует момент, котда уть
тенные крестьяне собрались у мт
	 ‘’поэта вокруг кобзаря, рассказывающегзу
	эту легенду, Воодушевленные коб
крестьяне восстают против помеци
(«Харьковский рабочий»).
	Л. Ф. ЛАЗАРЕВ
	17 Февраля после тяжелой продолеь
тельной болезни в Москве скончалея в
вестный периферийный режиссер, зал
женный артист РСФСР Л. Ф. Лазар,

Свою театральную деятельность Л. %
Лазарев начал в 1908 году в Одессе зы
честве драматического актера. Затем и
перешел на режиссуру,

В течение 30 лет Л, Ф. Лазарев рабу,
режиссером в Минске, Одессе, Киз
Казани, Ростове-на-Дону и’ в Саратова
областном драматическом театре ш
К. Маркса. Л. Ф. Лазарев первым па
Малого театра поставил в Ростове-на-Ди
пьесу К. Тренева «Любовь Яровая», №
становки Лазарева пользовались нелзиь
ным успехом и создали ему большое ви
среди периферийных режиссеров, Лаз
умел воспитывать актеров — из вотии,
ных ‘им молодых артистов многие
час уже занимают видное положи»

\
	на сцене,

—  Жрошшыва
	‘yw Ha выставке «Ленин и Сталин в Haye

HOM изобразительном искусстве» в выход
день — 18 4ювраля побывало свыше ? т
яч человек. 23 и 24 февраля на высева
остоятся массовые бесплатные экскурс 6%
nop и командиров Московского — тарнизь
Для остальных посетителей в эти дил №
ставка ‚будет закрыта.

% Выставка, посвященная Дворцу Cora
будет открыта’в здании  Политехнячеи
музея в дни ХУШ в’езда ВКП(б),

* Завтра в’ Доме культуры Армяне!
в Москве обстоится концерт лауреата м
\юзного конкурса исполнителей, заслужекя
деятеля искусства Армянской CCP Авет lit

излянл. В программе — Hesaps Франк,

ase, piiciinoon, ало. 7.

Вышел из печати rom редакцией 1$
НХ П. Кашина” бюллетень Литературного №
зея, в котором’ дано научное описание №
нящихся в музее рукописей А, ЦН. Острови
и Н. 0. Лескова,

* B связи с 500-й постановкой спезтич
«Галилей» дирекция московского Планет
об’явила благодарность режиссеру — Heh
женному артисту РСФОР Ц, Ильину, в
пьесы Д. Омолину и актерам, являющия
‘бёссменными исполнителями этого спектакли

x Отдел бытовой иллюстрации Poesy
ственного исторического музея начал конст

тировать артистов театра HM, Вахтанг,
работающих над, пьесой В, Соловья.
«181? гол», им,
	. & Завтра в Центральном доме Красной 4)
мии им, Фрунзе состоится творческий pant
учащихея Московской государственной x0
серватории. -

® B Ravane Mapra в студий Ленфильм ви
нутся с’емки второй серии Фильма «Велики
гражданин» Постановка = режиесера-орде»
Hocua Ф. Эрмлера. .

% B Mockoscrom театре оперетты в с
такль «Орфей в аду» введены новые ис
нитвли: Урбан (Рауль), Пустыниаа (repuot
ня), Волкова (Венера), Даминский и Хит
ницкий (Турнеф). .

\ 20 Февраля в Московеком доме худо
ственной самодеятельности состоится при?
и обсуждение работы оперного коллект
Дома художественной самодеятельности К”
нопресненекого парка культуры и отдыха, #
которым _шефотвуют заслуженные арт
РОФСР В, В, Макарова-Шевченко я В №
Небольсин. ^
‚ Ж Гослитиздат выпустил роман  Евмай
Ланна «Гвардия Мак Кунгала» на тему о
волюционном восстании ирландеких {8
в середине ХХ. века. Во качестве одно й
главных дёйствующих лиц в романе BHINE
драматический актер английского Tears!
Дублине, ирландец О’Греди. Роман выше
предисловием академика Г. Тарле,
		‚РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусство
	Государственное издательство
	«ИСКУССТВО»
ИЗВЕЩАЕТ
	ЧТО С 1 ФЕВРАЛЯ cr.
	«КНИГА-ПОЧТОЙ
	‘HOT bI-O4UTOM
ПЕРЕДАНЫ
	«ИЗОМУЗЛИТКНИГЕ» КОП
		ИСКУССТВО»
	«СОВЕТСКОВ
	ГРУСТНЫЕ ПИСЬМА
А
	1. ар звонок
	Наконец ‘прозвучал третий звонок. На-
стала неописуемая минута, знакомая каж-
дому театралу. Волнение, охватившее зал,
как бы передалось занавесу:. по нему
проходит тревожная зыбь. Сейчас, нере-
шительно качнувитись, занавес поплывет
вверх, и новый чудесный мир раскроется
перед зрителем. Но вместо этого раздается
четвертый звонок.

— Начинай сначала! — говорит кто-то
разочарованным голосом.

— Звони, звони! — добавляет другой
угрожающе. — Мы умеем считать и боль-
ше трех!

Но проверить свои математические спо-
собности ему не удалось: из-под ванавеса
вынырнул голосистый представитель Te-
атра и об’явил:

— Спектакль отменяется. Деньги за би-
леты можно получить в кассе,

Покамест озлобленные посетители вы-
страиваются в очередь у кассы, мы рас:
скажем вам, что же, собственно, прлизо-
шло сегодня в Петропавловском драмте-
атре (Казахстан). )

„.Пошатываясь, артисты К, А. Угаров
и К. В. Олев выходят на сцену.

— Опять пьяны, как стельки, — TWH-
	У: ежиссер.
от именно, — добродушно  под-
ат друзья. — Tak накачались,
	что играть нам уже не придется сегодня,

Пауза. Ее нарушает‘ Олев.

— Администратор! — кричит он. —
Сколько сегодня торговала касса?

Администратор докладывает. Тогда Олев
об`являет: .

— Покупаем спектакль. Скажите публи-
ке, чтобы расходилась!

Cum «меценаты» не раз уже «покупа-
Ли» таким образом спектакли. Самое уди-
вительное, что администрацию это вполне
устраивает: как же, ведь возвращенные
зрителям суммы удерживаются из‹ вар-
платы загулявших актеров,

В таких случаях из-под пера сама со-
бой вырывается фраза:

«За чем же смотрит отдел искусств?»

Но начальнику областного отдела ис-
кусств не до этого. Его Bony Dt творче:
ские проблемы драматургии. Недавно на
приеме спектакля «Власть тьмы» он спро-.
сил пренебрежительно:

— Кто написал эту пьеску? — и по-
журил ‘неонытного автора: — Не сумел
даже как следует изобразить кулака...
	2. ыы лицом
	Вы хотите изучить за 12 минут «исто-
рию, жизнь и искусство цыган»? Инте-
ресует ли вас «мелодрама», ватянувшаяся
на 50 минут? Может быть, ‘вас прельстит
концерт из 13 номеров, в котором высту-
пают ‹артисты-цыгане Ленинграда, Мо-
сквы и Ростова»?

Если да, то пишите в Ростов к Мо-
розову-Прилуцкому. Он руководит ансам-
блем, состоящим из «дисциплинирован-
ных, культурных артистов». „Ансамбль не
замедлит выехать, если ему будут гаран-
тированы зарплата, квартира, суточные,
амортизация, железнодорожные, почтово-
телеграфные и рекламные расходы плюс
650 рублей за концерт «при условии не
менее 7 рядовых концертов»...

Все эти перлы извлечены! из ‘реклам-
ного письма Морозова-Прилуцкого, ‘руко-
водителя хозрасчетного «Театрализованно-
го. ансамбля цыган». Они еще существу-
ют, эти дикие ансамбли, тотовые потра-
тить 12 минут на «идеологию» и полу-
чать одновременно” зарплату, суточные и
гонорар за выступления...

Мы не говорим о безграмотности соста-
вителей подобных рекламных писем (ведь
еще Стендаль указывал, что орфография
не делает гениев). Нас интересует стиль:
он с головой выдает их авторов — Ges3a-
стенчивых халтурщиков, рвачей, людей,
никакого отношения к искусству не име-
ющих и спекулирующих на любви Macc
к подлинному искусству.
	«Етанционный
а ИОТОИТеЛЬ
	16 января в Доме актера силами лите-
`ратурно-музыкального ансамбля, руководи-
мого К. Поповым, была исполнена опера
В. Н. Крюкова «Станционный смотритель»
(либретто М. Алигер по повести А. С.
Пушкина).

Композитору больше всего удалея :06-
раз Дуни, дочери станционного смотрите-
ля. В ее партии много ярких и волную-
щих музыкальных эпизодов, отличающих-
ся большой теплотой, наневностью. .

Запоминается и образ станционного смо-
трителя. Интонации его партин характер-
ны и выразительны. И хотя психологиче-
ская сложность этого образа кажется нам
местами преувеличенной, все же станци-
онный смотритель, как и Дуня, — об-
раз живой, реалистический.

Менее выразителен образ гусара Мин-
ского. Его музыкальная характеристика»
расплывчата и неопределенна. В начале
оперы композитор ограничивается немно-
тими скупыми и маловыразительными му-
зыкальными штрихами. В сцене прощания
с Дуней, где образ Минского можно было
показать исключительно ярко и развер-
нуто, композитор также не нашел для
него индивидуальной музыкальной харак.
теристики.

удачны характеристики второстепенных
mepeouamen — ямщика, доктора, цыганки.

«Станционном смотрителе» есть ряд
превосходных оркестровых отрывков (увер-
тюра, вступление к 4-му акту, оркестро-
вая картина во 2-м акте после побета
Дуни), музыка которых радует и волнует
даже в фортепианном изложении. Опера
изобилует законченными вокальными эпи-
водами — мужскими и женскими ариями,
песнями, романсами. Эти эпизоды сделаны
талантливо в музыкальном отношении, но
часто производят впечатление ‘«вставных»
номеров, не связанных непосредственно
со сценическим действием. Кроме тото,-
°вВ довольно многочисленных «романсовых»
эпизодах оперы композитор, видимо же-
лая воспроизвести музыкальный. стильи
характер эпохи, часто впадает в прямую
подражательность. 3

В, Н. Крюков в «Станционном смотри-
теле» тщательно избегает ансамблей—они
отсутствуют в опере, если не считать не-
большого и неразвитого дуэта во 9-м
акте. Эта ограниченность в использовании
оперных форм характерна, к сожалению,
для многих советских композиторов, Мяа-
ло в «Станционном смотрителе» и хоро-
вых эпизодов, притом они не принадле-
жат к лучшим по музыке местам оперы»

Следует приветствовать инициативу
Дома актера, систематически организующе-
TO показ новых оперных произведений со-
ветских композиторов, и ансамбля под

правлением К. Попова (артисты Ватажин,

апинос, Ильинский и др.), с большим
вкусом и художественной чуткостью осу-
ществившего показ «Станционного смотри-
теля».
i С КОРЕВ
	Уполномоч. Главлита Б_—1977
	Гр. ЛИТИНСКИЙ
—<— _
	Музыкальное
наследие

Огарева
	Интересные материалы из архива Ога-
рева хранятся в рукописном отделе Лите-
ратурного музея. Здесь собрано 425 авто-
графов стихотворений поэта и множество
писем, не очитая многочисленных доку-.
ментов, рисующих общественную деятель-
ность Огарева, его отношения © крестья-
нами и т. д.

Особый интерес вызывают 22 неопубли-
вованных нотных автографа Огарева. Ora-
рев страстно любил музыку и сам был
композитором-дилетантом. В кружке Гер-
цена было всеобщим увлечение Шубертом
и Гейне. Романсы Огарева на слова Гейне
встречались там с восторгом. Первая жена
поэта — Мария Львовна Отарева — дру-
жила с выдающимися музыкантами, пере-
писывалась с Листом (одно из писем Ли-
ста сохранилось в отаревском архиве).
Большое количество вальсов, переписан-
ных ее рукой, хранится в OFrapeBCKOM
фонде музея.
	Среди нотных автографов Огарева много
романсов на слова Лермонтова («Тучки
небесные...», «Есть речи...», «Русалка»),
романс на слова Пушкина «Воспоминание»
и др. Эти произведения относятся к 40-м
годам прошлого столетия.

Особенно интересно, что Огарев в свое
время повидимому собирался написать
оперу «Русалка» нз текст поэмы Пушки-
на, 0б этом свидетельствует «ария Сва-
тушки», автограф которой также имеется

в архиве.

Есть романсы Огарева. и на слова Гете
(«Песнь Миньоны»), Гейне, Шиллера и др.

Музыкальное наследие Отарева, в отли-
чие от литературного, почти нё изучено.
Оно ждет своего исследователя, который
найдет в огаревском архиве немало мате-
риалов, характеризующих не только твор-
ческую деятельность, но и музыкальные
вкусы Огарева. Здесь очень много‘ нот —
Шуберт, Бетховен, Моцарт. Среди нот, пе-
реписанных неизвестной рукой, можно
найти наброски к опере «Вадим». Кто ав-
тор этой оперы? Может. быть, это опыты

самого поэта?
Нужно издать музыкальное наследие

Отарева.
ЛР.

строительство нового областного оперного те-
атра на 1.200 мест, На постройку ассигнова-
но 7 млн, рублей.
	ЧЕЛЯБИНСК, В марте состоится праздновй“
ние 35-летнего юбилея сценической и общест-
венной деятельности актера ‘и ме Че.
лябинского театра оперетты А, О. Россова.
	РЫБИНОК. В Рыбинском дворце культуры
открылся музыкальный лекторий. Лекции чи-
тают профессора и преподаватели Московекой
консерватории.

ОРЕХОВО-ЗУЕВО. Городской драматический
театр готовит постановку пьес: «Двенадцатая.
ночь» Шекспира (реж, Ульянов), «Таланты»
К. Финна (реж. Домогаров) и «Мать» по
Горькому (реж. Гриппич). Принята к постанов-
кв» пьеса местного драматурга Готатырева
«Морозовская стачка», Детский самодеятельный
театральный коллектив Дрезненекого рабочего
клуба под руководством режиссера И, Логино-
ва ставит пьесу В. Шекспира «Сон в летнюю
ночь».

МАХАЧ-КАЛА. Дагестанский музей открыва-
ет выставку, посвященную ХхХТ годовщине
РККА и Военно-Морского Флота. На выставке
будут представлены фотоснимки, документы и
картины,  в которых отражена борьба трудя-
щихся Дагестана с белогвардейцами. {
	СВЕРДЛОВСК. Театр драмы ставит о пьесу
Шекспира «Отелло» (pexmecep Андронников).
Роль Отелло ‘играют заслуженный артист
РОФСР Ордынский и артист Афркадин, роль
Яго — Ильин, Дездемоны — Дальская. Нри-
нята к постановке новая’ пьеса Чижевского
«Генеральный бой». Премьеру «Генерального
боя» намечено показать в нынешнем _ сезоне,
В нынешнем же сезоне пойдет пьеса Лопе де
Вега «Собака на сене». Режиссер Сумбатов, ху.
дожник Кузьмин, музыка Бакалейникова, Роль
Лианы исполняют Малиновская и Скальская.
	АШХАБАД, С большим успехом прошла в
русском театре ‘премьера пьесы «Король Лир»
(постановка Федорова, художник Рындин),
	КОКАНД. Драматический театр 23 февраля
покажет «Оозвездие Гончих Поов» Паустовско-
го, В марте пойдет «Комедия оптибок» В. Шек-
спира (постановщик М, П. Верхацкий, режис-
сер-ассистент И. П. Полухаров). В репертуар
включен ‘ряд советских пьес, а также произве-
дения классиков“ — Горького,  Островокого,
Пушкина и др.

ХАРЬКОВ. Заслуженный деятель искусства
академик Самокиш работает над большой кар-
тиной «Бой у озера Хасан», заказанной ему
Управлением по делам искусств при CHK
УССР. К 125-летию со дня рождения великого
Украинского поэта T, Г. Шевченко Н; С; Са-
мокипт закончит иллюстрации на тему «Поэт
в ссылке». Работа эта ‘будет помещена в аль-
боме, выпускаемом к юбилею Шевченко,
	OHTEJIBC, Музыкальная оощественность
АССР немцев Поволжья  готовитея отметить
рядом концертов, лекций, бесед  100-летний
юбилей со дня рождения великого русского
композитора. М. П. „Мусоргского. Создана
юбилейная комиссия, В Управлении по делам
искусств ежедневно проводится консультация
о творчестве М. ИП. Мусоргокого для клубов
и кружков.
	Московский театр эстрады и миниа-
тюр. Интермедия Р. Зеленой иВ, По-
	лякова «По существу «вопроса», По-

становка В, Я. Типот. На фото: ар-

тистка Р. Зеленая в роли Розапинды
Лазуревской
	Фото Л. Блехерово
	Я:

Г. С. Верейский. «Гладильщица».
Офорт :

3 2 9
	АКТЕР, РОЛЬ,
СПЕКТАКЛЬ
	Актерская секция ВТО в ближайшее
время проводит ряд обсуждений, посвя-
щенных работе над созданием сценическо-
го образа. С просьбой поделиться опытом
в этой области бюро’ секции обратилось
к народному артисту СССР В. И, Немиро-
вичу-Данченко.  Намечены темы следую-
щих докладов, сообщений и диспутов:
«Работа актера над собой», «Работа акте-
ра над ролью», «Вопросы формы в твор-
честве актера», «Актер, драматург и кри-
	тик» и Ap.
Организуется также ряд дискуссий и
конференций, посвященных творческой
	дисциплине, взаимоотношениям актера и
режиссера, актерской этике ит. д.
	Секция проводит доклады и беседы о
чистоте сценической речи, искусстве гри-
ма, театральном костюме, технике сцениче-
ского движения.

Бригады мастеров, созданные актерской
секцией, будут систематически `просматри-
вать новые спектакли в московских и пе-
риферийных театрах и выносить ‘их на
обсуждение широкой театральной общест-
венности. Секция будет обсуждать наибо-
лее показательные актерские работы се-
зона, устраивать просмотры  эксперимен-
тальных работ, созданных т само-
стоятельно. .

Составлен план работы с актерской мо-
подежью. Решено продолжить доклады ня
темы: «Классическое наследие русского
реалистического актерского мастерства» и
«Творчество актера с точки зрения совре-
менной психологии и физиологии».  Будут
читаться также доклады 06 актерах ва-
падноевропейского театра.
		ИСКУССЛЬ
	20 февраля 1791 года в Вене родился
внаменитый пианист-педагог Карл Черни.
Ученик Бетховена. Черни уже с 15-летне-
то возраста приобрел популярность, как
превосходный фортепианный педагог. Сре.
ди. его многочисленных учеников были
Лист, Делер, Тальберг. Почти всю жизнь
Черни провел в Вене (где и умер в
1857 г.), занимаясь. педагогической  дея-
тельностью и композицией. Черни оста-
вил свыше тысячи произведений, в том
числе. мессы, оркестровые и камерные
пьесы. Однако наиболее важными оказа.
лись его труды в области . инструктив-
ной фортепианной литературы, направлен.
ные, главным образом, на развитие вирту-
озной техники. Ряд. фортепианных этюдов
Черни, как, например, «Школа беглости»
ор. 299, «Школа развития пальцев» ор.
740 и многие другие, до сих пор служат
основным пособием для учащихся музы-
кальных школ и училищ,
		Чествование скульптора А, Т,  Матвеева
	привил молодым скульпторам любовь к
человеку ‘и к натуре, Тов, Писаревский
охарактеризовал Матвеева, как верного
друга молодых скульпторов,
	От имени московского союза художников
А. Т. Матвеева горячо приветствовал за-
служенный деятель искусства А. М. Гера-
симов — сверстник юбиляра по Москов-

скому училищу живописи, ваяния и зод-
чества,
	- От имени союза советских архитекторов
А, Т. Матвевва приветствовал архитектор

проф. Г. Гольц. _

В многочисленных речах отмечались вы-
дающиеся качества А. Т. Матвеева, как, ма-
стера, педахога и общественного деятеля:

Весьма ‘тепло’ собравшиеся встретили
	предложение одного из скульпторов 06
организации в Москве выставки произ-
ведений А. Т. Матвеева;
	На-днях скульпторы, живописцы, ар-
хитекторы Москвы отметили 40-летие твор.
ческой ` и педагогической деятельности
А. Т. Матвеева — одного из выдающихся’
советских скульпторов.

Искусствовед Н.`Пунин в своем, вступи-
тельном слове охарактеризовал творчество.
А. Т. Матвеева.

Тов. Быков-отметил значение творчества
Матвеева в свете огромных задач, стоя-
щих перед нашим монументальным искус-
ством.

— Трудящиеся ценят вашу работу, —
сказал, обращаясь к юбиляру, т. Быков.—
Вы воспитали много молодых талантливых
скульпторов. Молодежь ценит А. Т. Мат-
веева, как большого мастера и чуткого пе-
дагога.

Один из учеников юбиляра—скульптор
Писаревский в прочувствованных выраже-
ниях благодарил учителя за то, что ‘он.
	Е. Е. Тейс. «На станции Комсомольская», Офорт
	20 февраля 1820 года родился выдаю-
щийся  скрипач-виртуоз Анри Вьетан;
9-ти лет он своим дарованием привлек вни:
мание знаменитого скрипача Берио, кото-
рый стал его учителем. Впервые выступив
публично в Париже в 1830 году, Вьъетан
начал интенсивную концертную деятель:
ность, параллельно © которой шли серьез-
ные занятия теорией музыки и компози-
цией. С 1845 года, в течение семи лет,
Вьетан жил в Петербурге, будучи солистом
императорских оркестров. Он неоднократ-
но выступал с концертами в обеих столи-
пах, Затем, об’ездив в концертных турне
всю. Европу и Америку, Вьетан стал про-
фесеором Брюссельской. консерватории.
Умер он в Алжире в.1881 году. Произве-
дения Вьетана пользуются большой попу-
лярностью у скрипачей; наиболее известны
его концерты, фантазии и другие пьесы
для скрипки. Кроме. скрипичных. произве-
дений, Въетану принадлежат два виолон-
чельных концерта, элегия и соната для
альта или виолончели, увертюра.и Т. д.
		НОВЫЕ ЗАКУПКИ
КАРТИН
	„Государственная закупочная комиссия
Комитета по делам искусств при СНК
CCCP приобрела, на 6-й живописной вы-
ставке московских художников 54 карти-
ны. Среди них — три пейзажа заслужен-
ного деятеля искусства В. Н. Вакшеева,
«Зима» Н. Крымова, «Вечер ранней весны»
и «Осенняя песня» Туржанского, 12 работ
Кукрыниксов, «Лето» и «Дом Тютчева»
Петровичева. Куплены также «Зимний
этюд» и «Начало мая» Кирсанова, «Горец»
и «Портрет товарища Сталина» Налбандя-
на, «В Гори» (комната товарища Сталина)
Тархова, «На Истре» *°Кокорина, осенние
пейзажи Устинова, «Улица в колхозе»
	Ржезникова и др.
——
	`ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА
’ МОСКОВСКИХ
ГРАФИКОВ
	Нриступило к работе жюри шестой вы-
ставки московских трафиков, которая от-
кроется в центральном выставочном поме-
щении Всекохудожника.

Просмотрено свыше 1000 произведений.
Приняты акварель «Колхозный праздник»
художника Ф. Бочкова и его же эскизы
к серии «Пугачев», иллюстрации к Баль-
заку художника В. Бехтеева,  акварель-
ный эскиз автолитографии «Похороны
В. И. Ленина» и литография «Интерьер
ЦДКА» 0. Бойма. На выставке будет
представлена серия рисунков «Залы Эр-
митажа» художника Л. Аронова, цветные
литографии на тему «Астрахань» засл. де-
ятеля искусства И. Н, Павлова, офорты
Н. Шевердяева (зарисовка строительства
	Дворца Советов), С, Строгановой, Л. Та-
раканова, А. Морозова-Лас и др.

ХУДОЖНИКИ
НА С-Х. ВЫСТАВКЕ
	На территории Всесоюзной сельскохозяй-
	ственной выставки будет организована,
выставка произведений московских ху-
ДОЖНИков. {
	броме того, решено провести конкуре
на лучшие зарисовки Сельскохозяйствен-
ной выставки.

МОССХ поручил проведение всех твор-
ческих мероприятий на Сельскохозяй-
ственной выставке комиссии в составе ху.
дожников: Ф. Федоровского, П. Д. Покар-
	жевского, Н. Денисовского и И. Гурвича.
	у
у
	Четыре. квартетных вечера
	предположить, что в этой, говоря условно,
оркестровой манере кроется основная 0со-
бенность игры ансамбля. Однако только они
начали играть Шуберта (квартет а-то!),
как это предположение рассеялось: если
в поисках оркестровой силы  табтовцы
добклись импонирующей выразительности,
то в сфере специфически камерной звуч-
ности они обнаружили обзятельность; их
Фразировка обладала единством, привле-
кательной мягкостью и, лишенная аффек-
тации, приобрела почти неуловимую и в
то же время очень выразительную кра-
соту, которая возможна тогда, когда че-
ловек говорит, не повышая голоса,

С такой же обаятельностью ансамбль

сыграл и квартет Шостаковича. Поставив
его в программе рядом с квартетом Шу:
берта, ансамбль проявил хороший вкус:
это’ соседство дало возможность. провести
параллели интересные и неожиданные:
OHO, BO всяком случае, не показалось
произвольным. Музыка квартета Шоста-
ковича прямым образом связана с ето 5-й
симфонией, но при веем том в одухотво-
ренной сдержанности квартета нашлось
много черт, роднящих его. и с лирикой
Шуберта.
‚ Самыми сильными сторонами в игре
«комитасовцев», пожалуй, является боль-
шой ‘темперамент и благородная фрази-
ровка. } }

Вероятно, каждый ансамбль имеет ка:
кой-то свой предел звука. «Комитасовцы»
несколько раз его переступили—и в квин-.
тете Bpawca и в финале {-то’ного квар-
тета Мясковского звук становился форси-
рованным и жестковатым: вообще же он
у них очень хороший и мягкий. Едва ли
не лучше всего сыграли участники Ез-диг.
ный квартет Мендельсона, где им удалось
сообщить увлекательный колорит романти-
ческой ясности; особенно в канцонетте
квартета эта ясность приобрела совершен-
ный характер.

Одно частное обстоятельство сообщает
нгре «комитасовцев»  хорсшую ровность:
обычно` тембровая окраска в квартете ме-
няется не только при переходе мелодии
от скрипок в альту или виолончели, но
	той офрганизованностью, которая является
признаком большого искусства,

При этом индивидуальные свойства ис-
полнителей не стерты, в иных случаях
они даже друг другу противостоят. Вооб-
ще это. очень сложная задача, которую ка-,
ждый ансамбль решает по-своему, —соче-
тать индивидуальную манеру игры с ис-
полнительским стилем всего ансамбля.

Первому скрипачу Д. М. Цыганову при:
сущи стремительность и слегка аффектиро-
ванная настойчивость в игре. Это, раву-
меется, накладывает отпечаток на общий
облик ансамбля. В такой настойчивости
есть привлекательные стороны, но иногда
она требует от слушателя неоправданного
напряжения. Наоборот, игре В. В. Бори-
совекого свойственен налет артистической
капризности и неторопливого любования
звуком, фразой, частным оттенком.

Случается, что музыкальная фраза, воз-
никнув в одном голосе, подвергается в
другом новому истолкованию. Иногда это
интересно: это похоже на находку, В
других же случаях музыка дробитея в
кое-что теряет в своем значении. В игре
«бетховенцев» бывает такое противопостав-
ление индивидуальностей Тем большего
уважения заслуживает редкая сыгранность
и высокая организованность   ансамбля.
«Бетховенцам» иногда не удается проник-
нуть в сокровенное существо музыки, но
благородные и строгие ев очертания квар-
тет им. Бетховена дает всегда.

Вместе с тем в его игре всегла нахо-
дятся эпизоды, где прекрасное внентнее
единство совпадает с внутренним. Они бы-
ли в квинтете Бородина и в квартетах.
Быть может, особенно ярким это совпаде-
ние оказалось в каноне «Ноктюрна» (2-й
квартет), где ансамбль обнаружил скром-
ную и  проникновенную простоту. Здесь
и звук не был напряженным и гибкость
фраз была почти идеальной.

поисках звукового разнообразия на-
ходится, очевидно, ` ансамбль им. ГАБТ.
Первому квартету Бородина ето участни-
ки пытались придать оркестровое звуча-
ние; омелые, широкиё штрихи, сила и
плотность. в моментах пол’ема позволяли

Квартетная деятельность как будто’ ожи-
вляется: на протяжении примерно пятнад-
цати дней прошли выступления пяти ‘ан-
самблей—им. Бетховена, им. Глизра, им.
ГАБТ, им. Комитас, им. Спендиарова; Ес-
ли добавить к этому работу квартетной
кафедры Московской консерватории и
цикл ее вечеров, картина может нока-
заться внушительной: ведь до последнего
времени систематически выступал только
квартет им. Бетховена, & остальные —
лишь от случая к случаю.
	Однако результаты долгого пренебреже-
ния этой работой болезненно отразились
на всех вечерах. Ни один из четырех про-
слушанных нами квартетов не собрал
полной аудитории. о
	В этом печальном и постыдном обстоя-
тельстве меньше всего повинны исполни-
тели; мы имеем дело с ансамблями сло-
жившимися, интересными и  артистически
полноценными Нельзя ссылаться и на
слушателей: они отзывчивы, HO их за
долгие годы не сумели приохотить к 6бо-
татотвам камерной музыки, Виноваты на-
ши концертные организации. До сих пор
они не проявили уважения к этой. области
музыки, любви к ней и заботы о том, что-

бы направить пытливость слущателей и
по этому пути, >
	Как бы то ни было, помещения на три
четверти пустовали. Но немногочисленная
аудитория большой симпатией и даже с
	горячностью отнеслась к выступлениям
ансамблей.
	«Глиэровцы» играли Дебюсси, Равеля и
квинтет Франка; «бетховенцы»—квартеты
и квинтет Бородина: «табтовцы» — квар-
теты Бородина, Шуберта и Шостаковича!
«комитасовцы»—Мендельсона, Мясковского
и квинтет Брамса, Программы разные,
сложные и интересные. .

В игре «бетховенцев»-—коллектива само-
TO «взрослого» по стажу — ‘очень радует
редкая слаженность. Она вызывает в па-
MATH представление о механизме, в кото-
ром части притерты одна к другой с поч-
ти идеальной точностью; нарастание зву-
ка, динамические изменения привлекают
	и при движении ее от первой скрипки ко
второй. Звук первой чаще всего обладает
большим блеском, он как бы полирован,
в то время как звук второй кажется ма-
товым. У «комитасовцев» этого нет—тембр
первой” и второй скрипки обладает един-
ством. Это—крупное достоинство квартета
	ин заслуга всего коллектива, в частности
второго скрипача Н. Балабаняна.
	О стиле игры «глиэровцев» трудно  су-
дить только по их последней программе,
потому что она была несколько односто-
ронней. Их игре присуща органическая
музыкальность, благородное чувство фра-
зы, очень хорошая звучность, ‘и однако
же по временам она безвольна; вернее,
она не проникнута общей волей. Можат
быть, это «тчасти связано о индивидуаль-
ностью первого скрипача ансамбля: С. Ка-

линовский — скрипач блестящий, но при
этом несколько пасейвный.

.
	Вообще индивидуальноств первого скри-
пача. заметным образом окрашивает. лю-
	бой ‘квартет, «Скрипичность» С. Калинов.
ского превосходна. В ней большая и. ал.
	‚конченная культура, но, нам кажется, она
	имеет самодовлеющий характер и пока не
подчинена еще общему замыслу и плану
исполнения, :

И все же мы имеем дело с ансамблем
первоклассным; в квинтете Франка, где
самая музыка точнее, строже и собран-
нее, исполнительская воля ансамбля по-
лучнла поддержку в. ней и сама стала
строже и’ собраннее. 1

Итак, ряд’ квартетов © бескорыстным
упорством работает. ная ‘raftan я.
	EES ОВР Рена

ансамблей была беспризорной. Всесоюзный
конкурс квартетов должен был внести. пё-
релом. Он отчасти и внес его: названия
ансамблей начинают чаще появляться Ha
афишах; теперь вряд ли кто посмеет ска-
зать, что работа и стремления их. ‘участ-
ников‘ остаются их личным делом В этом
	заинтересованы все— и. ‘концертные ортгани-

MATTTITD 3 cc о ni
	LEED AR ADENS NS Bee OEE ERS

зации, и Комитет по делам искусств и, в
первую очередь, слушатели.

0с. ЧЕРНЫЙ
		«ИЗОМУЗЛИТКНИГА»
КОГИЗа обязана обслуживат
заказчиков «Книга-почтой» 1
«Ноты-почтой» по индивиду’
апьным запросам на всю кни*
ную и нотную продукцию

изд-ва «ИСКУССТВО».

\ о
	ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАКАЗ»
«КНИГА - ПОЧТОЙ» и «НОТЫ:
ПОЧТОЙ» на все издания ИЗМ
«ИСКУССТВО» ПРОСИМ НАПРАВ:
ЛЯТЬ ПО АДРЕСУ: МОСКВА
Неглинная, 20, Изомузлиткниге,
			ВСВ ПРЕТЕНЗИИ к Торговому 0141
изд-ва’  ИОКУССТВО» по По
книжной и нотной продукция должны
быть пред’явлены ЛО 1 МАРТА 1991

ПО АДРЕСУ: МОСКВА, 31. Петровка Г
пом. 53, изд-во «ИСКУССТВО».
	После указанного срока никакие п
тензии приниматься He будут.

— >—

pow 82 wan К 100-85.

Тапография газеты «Индустрия», Москва, ИШветной бульвар,

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием обявлений.
	Четровка, 10, 2-Й. эт.. пом. 53 тел. К 1-90-85