Пролетарии всех стран, соединяйтесь! .
	СРЕДА
		февраля
1939 года
	Год издания Х
	  Цена 20 коп.
		CkOR ИСКУССТВО
	ри Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	щины РККА и Военно-Морског
		Орган Комитета по делам искусств п
		г^^лудожественные
`’ радиопередачи
	Всесоюзный радиокомитёт отмечает XXI
годовщину Красной Армии и Военно-Мор-
ского Флота специальными передачами.
Уже состоялись передачи, посвященные
К. Е. Ворошилову героям Хасана, Военно-
Морскому. Флоту. егодня по радио транс.
лируются песни народов СССР о Красной
Армии и Военно-Морском Флоте. Вечером
состоится большой концерт, в котором
принимают ^ участие народная ‘артистка
CCCP Е. А. Степанова, заслуженная  ар-
тистка РСФСР М. П. Максакова, лауреат
всесоюзных и международных музыкаль-
ных конкурсов Д. Ойстрах и др.

Завтра, в 19 часов, будет передаваться
«Поэма о Сталине» Хачатуряна; вечером—
большой концерт; в программе «Героиче-
ская поэма» Крейна, «Красноармейская
рапсодия» ‚Василенко, отрывки ‘из новой
оперы «Праздник на заставе» Корчмарева.
Исполнители — оркестр. Всесоюзното радио-
комитета под’ управлением А. Орлова, .за-
служенные артисты РСФСР С, Я. Лемешев
и А, И. Алексеев, лауреат. всесоюзных и
международных конкурсов М. Фихтен-
гольц и др.

24 февраля, днем, по радио будет пере-
даваться концерт с участием мастеров
искусств и коллективов самодеятельности
Москвы и Ленинграда. ;
	Выставка
кустарных изделий
	Всесоюзный институт художественной
промышленности открыл’ в честь XXI ro-
довщины Красной Армии и  Военно-Мор-
ского Флота выставку кустарных художе-
ственных изделий на оборонные темы.
Известные артели живописцев Ивановской
области—Мстерская и Холуйская представ-
лены на выставке шкатулками из папье-
маше, расписанными художниками Косте-
риным и Котягиным.
	Кисловодская артель резьбы по кости
выставила скульптурную труппу «Празд-
ник джигитов на Северном Кавказе», Бо-
городская художественная школа — «Чапа-
евскую тачанку» (резьба по дереву), Бар-
нуковская и Кунтурская артели камнере-
вов — скульптуры «Пограничник», «Красно-
флотец»? и «Партизан».
	Обращает на себя внимание ковровый
портрет. маршала Советского Союза TOs.
К. Е. Ворошилова работы туркменских
	ковровщиц, кружевное панно «Ворошилов
на коне» работы елецких кружевниц.
Артель финифтяной живописи из Росто-
ва-Ярославского выставила портреты Чка.
лова и Громова. Холмогорские мастера
резьбы по кости прислали несколько ра-
	  бот, посвященных Чалпаеву.
	АДА
\VJOMECTBENNBIY
ПЕР
	( каждым днем возрастает в массах по-

блость посещать театры, слушать музы-
7, смотреть картины, наслаждаться все-
ya богатствами искусства,
	Советское правительство Не жалеет

mereta для удовлетворения растущих
слыурных потребностей своего народа.
	Предварительные. доет- GO развитии ИС»
гества в ближайшие годы говорят о том,
то в третьей пятилетке народная сокро-
ищница искусств еще больше обогатится.
	У нас и сейчас немало картинных гал-
лерей. По, всей стране — в Воронеже,
Перми, Киеве, Тбилиси, повсюду открыты
для народа собрания живописи и скуль-
иуры. 59 областных и республиканских
тудожественных музеев  насчитываются
«час, А через. четыре тода количество
к почти удвоится: 105 художественных
валерей будет в областях и республиках
(ССР! Уже в эфом тоду готовится откры-
ще Вартинных галлерей в Ростове-на-
Дону, в далеком городе юности — Комео-
зольске-на-Амуре, в Новочеркасске, музею
хоторого известный художник Дубовской
sancti CROW коллекцию ‘картин.
	(коло 20 миллионов рублей собирается
затратить государство в третьей пятилет-
18 лишь на приобретение новых картин И
(культур для наших музеев,
	G каждым годом возрастает роль худо-
лоствённых музеев в воспитании эстети-
ческих вкусов народа, в развитии социа-
листической куЛьтуры. И пора бы уже
подлять руководство этим важнейшим
“астком политико-просветительной  работы
	на уровень требований нашего времени.
Между тем художественные музеи до сих

пор работают неровно и нередко отстают
	` от жизни. Работа Третьяковской галлереи
	а последние TBA Tota  to популяризации
гудожественного наследия достойна похва-
лы. В самом деле, ее выставки, посвя-
ценные Репину, ‘Левитану, Сурикову,
ттренскому, протремели на весь Союз,
	подняли волну интереса к великим масте-
рау искусства, 750.000 зрителей побывали
	прошлом году в залах Третьяковки. А
вт ленинградский Русский музей, рас-
полающий также огромными творчески-
MY возможностями, за весь год посетило
aeeto 246.000 человек. Конечно, ленинград-
цв нельзя упрекнуть в равнодушии к
художественной пропатачде. Тот же Эрми-
пл, помещающийся неподалеку от Рус-
оо музея, пользуется огромной и за-
‘луженной популярностью.. Значит, руко-
зюдители Русского музея попросту прояви-
1 меньшую инициативу, ‘уподобились
простым хранителям богатств и забыли 9
WM, ITO NX прямая обязанность организо-
BT пропаганду искусства.

Изоуправление Комитета по делам ис-
ув и периферийные управления и
(тделы зачастую, к сожалению, забывают
$ узвят, относясь к ним, как к пасын-
RY. :
	Плоды такого несправедливото отноше’
Hig secbua присворбны. Кое-где  работ-
HIRE местных управлений по делам
искусств в своем пренебрежении к кар-
	ным галлереям доходят до самодур-
ив Нелавно начальник Управления по
	делам искусств Киргизской ССР Иванов
прихазал «в течение 2 часов» (!) свернуть
позинию художественного музея в го-
	№де Фрунзе и разместить -картины в 60°
вршенно непритодном по температурным
	условиям помещении. эдание же музея он
предложил немедленно предоставить  те-
атральных художникам для работы’ над
декорациями. И вот уже две недели как
зрители лишены возможности посещать
уузей. Такая унтер-прингибеевская  рас-
рава с культурными ценностями недо-

ПУСТИМ а.
	Государство расходует большие средства

нА пополнение фондов картинных галле-
ей, Новинок нетерпеливо ждут перифе:
рийные музеи,
	Однако закупочная комиссия Всесоюзно-

№ комитета по делам искусств не CO-
(маляет каталога закупаемых ценностей.
Работники местных музеев не знают, что
№ можно получить в комиссии. Комиссия
to своей стороны недостаточно ознаком*
iat с тем, что имеется в периферийных
Зеях,

До сих пор, как странный пережиток,
ютранилось пренебрежительное отношение
к музейным работникам, их нуждам и
потребностям. Это сказывается в системе
заработной платы научных работников
Музея, которые нередко получают оклады
вое меньшие, чем бухгалтера и хозяй-
отенники тех же учреждений. Это ска-
зывается и в отсутствии внимания К ис-
‘ледовательской работе музеев, Труды на
Учных работников не популяризируются,
eta н8 издаются, оставаясь в стенах
узеев, . ‘ и
	А ведь кадры искусствоведов и науч-
ных работников музеев крайне мизерны.
Их следует беречь и, главное, пополнять,
Между тем этого не происходит. Институт
философии, литературы и искусства
(ИФЛИ) выпускает весьма малое количест»
в искусствоведов. При Академии худо“
неств факультет искусствоведов создан
Ишь год назад, и выпуск будет. произве-
№1 не раньше чем через четыре года.

Казалось бы, что в такой обстановке
‘тедовало особенно заботливо относиться
К тем искусствоведам, которые. работают
час в музеях. Но, к сожалению, это
итается лишь в пределах желаемого, и
Некоторые научные работники музеев по-
Просту покидают музеи, где их работу не-
Достаточно ценят.
ь*

Гигантские задачи, стоящие перед co-
Мтоким искусством в третьей пятилетке,
дотжны, заставить организации, руководя-
Щи искусством, придать подлинно т0су-
Дарственный размах работе художеот-
иных музеев, призванных сыграть ог“
PND роль в культурном воспитании
	Macc. Отроительство новых картинных
	вллерей и приведение в образцовый 19°

eee att
	РТ Ру НЕ АА

док старых, подготовка кадров, музей-
ных работников-искусствоведов и создание
мех условий для их творческой работы,
утанизация птирокой пропаганды, несмет-
н0то” богатства искусств, хранящегося В
тих художественных ‚музеях, — BCe
мо требует неустанной и деятельной по-
мощи и руководства со стороны. Изоуправ-

ния Всесоюзного комитета по делам MO
СТВ.
	На концерте Д, Ойстраха и Л. Оборина в’ ЦДКА. На фото (слева): младший политрук т. Е. П. Крылов от имени при-
сутствующих в. зале бойцов и командиров Московского гарнизона благодарит Д. Ойстраха за выступление с творческим
	бойцы и командиры Московского
Фото А. Воротынского
	монии организует творческие отчеты ар:
тистов Памфилова, Гельфмана, Baptom-
Седенко, Зложинского, Аравина и др. Кро-
ме того, намечено провести три выездных
концерта для ‘красноармейцев.
	Большой театр даст два концерта —
«Красная Армия и драматургия». Будут
показаны отрывки из пьес «Чапаев», «Брс-
непоезд», «Девятнадцатый год».
	И. НАСОНОВ
	рапортом. Слева направо: Л. Оборин, Д. Ойстрах, В. Топилин, Е. Крылов. Справа:
		гарнизона слушают концерт Д. Ойстраха и Л. Оборина
		У работников искусств

гор. Москвы
	20 февраля в помещении Государствен-
ного ордена ‘Ленина академического Ма-
лого театра состоялся торжественный ве-
чер работников искусств г. Москвы, по-
священный ХХГ тодовщине РККА и Воен-
но-Морского Флота.

&
Поздно, за полночь, после спектакля
зал театра, заполнили актеры, музыканты,

живописцы. студенты художественных учи-
	‚лиш. представители военно-шефеких орга-
	низаций Москвы.

На сцене за столом президиума народ-
ные артисты СССР В. Барсова, М. Климов,
Е; Степанова, народные артисты РСФСР
Е. Турчанинова, В. Мейерхольд, А. Таиров,
заслуженные деятели искусства И. Bepce-
нев и А Мелик-Палиаев, заслуженные ар:
тисты РСФСР С. Бирман, С. Гиацинтова,
А. Горюнов, Д. Орлов, В. Хенкин,
М. Штраух, М. Янцгин, артисты Л. Свер-
длин, Л. Утесов, Н. Охлопков, ‘писатель:
орденоносец С. Михалков, композитор
В. Мурадели. председатель ЦК союза Ра:
бис А. Пашковский, председатель Мособл-
рабиса А. Покровский, представители Мо-
сковского комитета ВКП(б) и Московского
военного гарнизона и др.

С большим вниманием заслушали ра-
ботники искусств Москвы прекрасный до-
клал народного комиссара Воённо-Мор:
ского Флота командарма 1-го ранга тов.
Фриновского ‘о тероическом пути победо-
носной Рабоче-Крестьянской Красной Ар-
мии и Военно-Морского Флота.

После доклада состоялея концерт. Были
показаны отрывки из «Оптимистической
трагедии» Вс. Вишневского в исполнении
артистов Московского Камерного театра
и из «Чекистов» М. Козакова в исполне-
нии’ артистов Московского театра Jlenco.
BETS.
	Народная артистка РСФСР Е. Турчани-
нова прочла монолог матери из пьесы
В. Гусева «Слава», Заслуженный артист
РСФСР Н. Дорохин и артист-орденоносец
Л. Свердлин провели сцену из фильма
	<Волочаёвокие лни». С большим под’емом
	спел_ солист Большого театра Союза ССР
П. Киричек «Песню о Сталине» М. Блан-
тера.

Работники Искусств г. Москвы послалн
приветствия вождю народов, вдохнови-
телю побед  тероической, непобедимой
Красной Армии товарищу Сталину и
боевому сталинскому  наркому К. Е.
Ворошилову.
	Творческие отчеты артистов гор, Архангельска
	Работники искусств г. Архантельска 6
большим `под’емом готовятся к празднова-
нию ХХ! годовщины Красной Армии и
Военно-Морского Флота.

22 февраля в концертном зале Госфилар-

монии для тостей красноармейцев будет
дан концерт на.тему «Красная Армия в
музыке и песне».

25 февраля Большой драматический те-
атр показывает бойцам пьесу «Земля».

Военно-шефокая комиссия при филар.
	СМОТР. САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
	путь» поставит 28 аи «Дружбу» Гу-
севя.
	В первой половине марта будут пока-

заны спектакли: «Кочубей» (клуб им. Зуе-
ва). «Сыновья» (клуб Метростроя). «Меч-
	та» и «Бронепоезд» (клуб им. Кухмисте-
	рова), «Пограничники» (клуб им. Авиахи-
ма), «Любовь Яровая» (клуб  постройко-
ма), «Огни маяка» (клуб Электролампового
завода) ит. д.
	песни Пономарькова, «Под знаменем побед»
Коваля.
	ВБроме того, изданы оборонные песни
композиторов Кабалевского, Эшпай, Лаза-
рева, Кац, Иорданского, Половинкина, Ту-
ренкова, Хайт, походные марши для ду-
ховых оркестров Иванова-Радкевича, Дра-
ненко, Гутина и Карагичева,. :

Переизданы массовые оборонные песни
для хора с фортепиано композиторов
Дзержинского, Книппера, Листова, Милю.

тина, Покрасса, Блантера, Сабо и Пуш-
кова.
	В клубах и дворцах культуры столицы
начался смотр оборонного репертуара, кол-
лективов художественной. самодеятельно-
сти, посвященный ХХ! годовщине Крас-
ной Армии и Военно-Морского -. Флота.

Завтра в клубе им. Микеяна будет по-
казан театрализованный монтаж о собы-
тиях в районе озера. Хасан, 25 февраля
в клубе первой образцовой типографии
пойдет одноактная пьеса «Связист». Само-
деятельный коллектив клуба «Культурный
	А

K XXI годовщине РККА и Военно-Мор-
ского Флота отдел музыкальной литера-
туры издательства «Искусство» издал но-
вые песни советских композиторов, посвя-
щенные доблестным защитникам советских
рубежей. В это число входят: «Морская»
Жарковского, «Песня о винтовке» Покрас-
са, «Часовой» Сабо, «Песня о Чапаеве»
Мейтуса, «Белорусская-партизанская» Се-
дого, «Песня кубанских казаков» Борисо-
ва, «Письмо пограничника» Иванова-Рад-
кевича. Выпущены также пять песен о
Красной Армии — Шехтера, «Письмо
Ворошилову» Акуленко, «Потраничная-ка-
ракумская» Крейтнера, четыре оборонные
	ПЕСНИ О КРАСНОЙ АРМИИ
	фестиваль Красноармейской самодеятельности
	В ознаменование ХХТ годовщины Рабо-
че-Крестьянской Красной Армии и Воен-
но-Морского Флота в Харькове 22 февра-
ля начинается большой фестиваль крас-
ноармейской художественной самодеятелв-
ности. .

Фестиваль продлится три дня, в нем
примут участие около 300 исполнителей.
Недавно в’Окружном доме Красной Ар-
мии проводилась отборочная олимпиада.
Большим успехом пользовались выступле-
ния сборного национального азербайджан-
ского коллектива пляски, об’единенного
трузинского хора, руководимого замести-
телем политрука т. Квитай, и трио народ-
ных инструментов,
	Работники искусств Харькова, завоевав-
шие за образцовую военно-шефскую рабо-
ту переходящее красное знамя ЦК союзз
Рабис, встречают ХХТ годовщину Kpac-
ной Армии и Военно-Морского Флота но-
вым под’емом культурного шефства над
красноармейской самодеятельностью. Более
200 артистов, художников, скульпторов,
преподавателей и студентов консерватории,
музыкальных школ систематически оказы-
вают творческую помощь многочисленным
кружкам красноармейской самодеятельно-
сти.

Работники искусств участвуют в подго:
товке 4-Й окружной олимпиады красноар-
мейской художественной самодеятельности.
Режиссеры и артисты музкомедии, оперы
и балета и других театров помогают соз-
давать в ряде воинских частей ансамбли
красноармейской песни и пляски, прини-
мают участие в постановках самодеятель-
ными кружками оперных спектаклей.
Шефы-художники участвуют в организа-
ции большой выставки произведений ху-
	спектакли для бойцов и командиров
	Интересную и разнообразную. программу
приготовил к фестивалю широко извест-
ный в Харькове красноармейский ан-

самбль песни и пляски, руководимый т.
Поджаренко.
	Кружки красноармейской °самодеятель-
ности выступят на фестивале с’ большим
литературно-музыкальным монтажом «Мы
присягаем», написанным политруком Боту-
славским. Самодеятельный оперный Ron}
	лектив Окружного дома Красной Армии
покажет свою первую большую работу—
оперу «Сорочинская яруарка».
	И НЕСТЕРОВ
		Просмотр оперного спектакля.
«Иван Сусанин»
	Вчера в Государственном Академическом   ного героя, беспредельно любящего <вою
	диНгу, отлающего за нее свою жизнь,

Зрители тепло встретили также испол-
нителей ролей Антониды —— заслуженную
артистку РОФОР Г. В. Жуковскую, Ва-
ни — заслуженную артистку РСФСР
Б. Я. Златогорову и Сабинина — Г. Ф.
Большакова.   .

Ha общественном просмотре  присут-
ствовали товарищи М. И. Калинин,
К. Е. Ворошилов, М. М. Литвинов, знатные
люди столицы — Герой Советского Сотюза,
виднейшие мастера советского театра,
композиторы. писатели
	(ТАСС)
	Большом ордена Ленина театре состоялся
общественный просмотр оперного ‹спектак-
	ля «Иван Сусанин». *
Коллектив театра во тлаве-со своим ху-
дожественным руководителем народным
	артистом СССР С. А. Самосудом и поста-
новщиком заслуженным артистом РСФСР
Б. А. Морлвиновым создал подлинно на-
родный героический спектакль, отражаю-
щий величие и патриотизм русского на-
	рода.
Исполнитель главной роли’ Ивана Су-
	санина -— народный. артист СССР А. С.
Пирогов дал выразительный образ народ-
	«Человек с ружьем» Н. Погодина в
Государственном театре им. Г. Сунду-
	кяна в Ереване. Постановка заспужен“
ного деятеля искусства В. Вартаняна,
На фото: народный артист Армянской
ССР В. Вагаршян в роли В. И. Ленина
	и народный. артист Армянской ССР
А. Аветисян в роли Ивана Шадрина
	nog

КУРСЫ РЕЖИССЕРОВ
В ПРОСКУРОВЕ
	В г. Проскурове Каменец-Подольской
области УССР областным отделом ис-
кусств организованы курсы режиссеров
для районных самодеятельных театров и
драматических кружков. На курсах учит-
ся 33 человека, в том’ числе 58-летний кол.
хозник т, Ижевский, премированный на
областной олимпиаде за исполнение Ha-
	родных танцев. .
	дожников-самоучек частей Харьковского
военного округа.
	& AX! годовщине Красной Армии и Во-
енно-Морского Флота харьковские театры
покажут красноармейцам, командирам, по-
литработникам и их семьям свои лучшие
постановки. С творческими рапортами вы-
ступят студенты консерватории (опера
«Борис Годунов») и учащиеся театрального
училища (спектакль «Васса Железнова»
Горького). Организуются выездные  спек-
такли и концерты в частях` Красной Ар
мии. Театр юного зрителя и кукольные
театры устраивают специальные утренни-
ки для детей командиров и политработ“
	А. БЕСТУЖЕВ
		KOHKYPS драмкружков
	В ознаменование ХХГ тодовщины Краб-
ной Армии и Военно-Морского Флота в
Курской области проходит радиофестиваль
кружков художественной  самодеятельно-
сти. В фестивале принимают участие 36
драматических. коллективов, хоровых ан-
самблей, музыкальных кружков, оркестров
	с общим количеством участников около
2 тыс человек.
	Для премирования лучших коллективов
	и исполнителей создан премиальный фонд
В 27 тыс. рублей.
	В дни празднования славной тодовщины
в Курской области начнется конкурс драм-
кружков на лучшую постановку оборон+
	ной пьесы, р
М. ОЛЬГИН

Советскому Союзу
	ВЫСТАВКА КАРТИН
ПАВЛА РАДИМОВА
	В Калининекой картинной галлерее ор-
ганизована выставка работ художника Пав-
ла Радимова.

Предотавлено около 100 произведений,
среди них эокизы к картинам: «В. И.
Ленин и И. В. Оталин в Кремле». «Вы-
ступление В. И. Ленина на конгрессе
Коминтерна»,

На-днях состоялась творческая  вотреча,
П. Радимова с художниками г. Калинина.
	Художник рассказал о своем творческом.
	пути и поделился впечатлениями о своей
последней встрече с И. В. Репиным.
	Вартинной галлереей издан. иллюстриро-
ванный каталог выставки.
	oog
	век. Женские роли в пьесах исполняли
тает так как в кружке тогда была

то одна женщина — Ольга Васильевна
Миловидова. Она и по сей день работает
в драмкружке. Большую помощь оказал
кружку вернувшийся © фронта Василий
Гаврилович Гаврилов, работающий ныне
председателем сельсовета. Он до сих пор
активно участвует в постановках кружка.

Драмкружок сыграл большую роль в
организации и укреплении колхоза, ставя
пьесы на темы колхозного строительства и
воспитания нового человека.

В 1930 году, когда организовался кол»
хоз, число членов драмкружка дошло
до; 40.

За 20 лет байдеряковокий драмкружок
	поставил более 80 пьес. В репертуаре
	кружка—произведения Пушкина, Горького,
Островского, Чехова и других классиков
русской литературы в переводе на чуваш
	ский язык,
В. РЖАНОВ
	НОВЫЕ РАБОТЫ
АРХАНГЕЛЬСКИХ
ХУЛОЖНИКОВ
	Архангельские художники работают над
серией новых. картин. В. Кононов к тодов-
щине освобождения Севера от интервентов
готовит картину «Бегство белых из  художников Долгополова и Узбя-
кова, «Наша Рабоче-Крестьянская Красная
Армия, каки весь народ.» Дени и Дол-
торукова, «Если завтра война» Корецкого,
«Так было и будет так, если сунется врал»
Рачевского, «Привет зорким часовым мор=
ских границ СССР» Колли, «Привет му«&
жественным, бесстрашным  бойцам-пограм
ничникам» Зеленского. Изданы также. плач
каты: «Да здравствует наша родная, непо+
бедимая Красная Армия» художника En
кина, «Мы врага встречаем просто» Про-
рокова, «В каждом пропеллере дышит
спокойствие наших границ» Махалова, «ВЫ
не суйтесь, самураи» Дени и Долгоруко-
ва и «Будь Готов к санитарной оборонех
Корецкого. >” зы
		Удмуртским государственным тватром
в Ижевске поставлена пьеса. депутата
Верховного Совета Удмуртской АССР

драматурга И. Г. Гаврилова «Азин»,
	посвященная 8 легендарному = repo
В. Азину. На фото: артист К. А. Лок-
кин в роли Азина
	~~ 3