22 февраля 1939 г., № 26 {5%
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

И. М. Рубанов. «Портрет»
nod
	ИСКУССТВ
	КУЛЬТУРА
МОЛОДОГО
АКТЕРА.
	Овладеть большой культурой, воспол-
нить пробелы в общем ‘и специальном об-
разовании — вот законное и естественное
желание каждого молодого актера. Но, к
сожалению, реализовать это стремление
нелегко.

Казалось бы, к моим услугам разнооб-
разные кружки и институт повышения
квалификации при театре, библиотеки,
театры, музеи, выставки. Однако в теат-
рах мне приходится бывать очень редко,
в особенности в тех, спектакли которых
хотелось бы посмотреть в первую очередь.
Уже прошла половина зимнего сезона, &
я до сих пор не видела «Горя от’ ума»
в Малом театре и МХАТ, «Достигаева» в
МХАТ, «Тевье-молочника» в. Госет, «Падь
Серебряную» в Театре Красной Армии,
«Джиоконду» в Театре сатиры. Нормаль-
но ли это? Нет. Но билетов на общест-
венные просмотры присылается крайне
мало. Они распределяются главным обра-
зом между ведущими актерами.

Актер должен читать. Я пробовала неод-
нократно составлять списки книг, с ко-
торыми хотела бы ознакомиться в тече-
ние ближайшего года. Но составить спи-
сок легко, а получить книги трудно. В
библиотеке Камерного театра эти книги,
в особенности если речь идет о литера-
турных новинках, всегда нарасхват. Уста-
навливается многомесячная” очередь. Прав-
да. в ВТО есть великолепная библиотека,
HO она не выдает книг ‘на дом. Я лишь
недавно прочитала «Сыновья» Л. Фейхт-
вангера, т. е. вторую часть трилогии об
Иосифе Флавии. Казалось бы, раньше сле-
довало прочитать «Иудейскую войну», но
до сих пор я не могу ни приобрести, ни
достать эту книгу ни в библиотеке, ни у
знакомых. $

Еше реже, чем театры, я к величайше-
му своему огорчению могу посещать кон-
церты.

Новинки кино я вижу в Доме актера.
Очень много дают мне творческие собе-
седования театральных мастеров старшего
поколения с актерской молодежью. К оо-
жалению, и туда доступ для меня, да и
для многих моих сверстников, не всегда
открыт. Билеты распределяются по како-
Му-то совершенно непонятному принципу.

Крайне важно для советского актера
знание иностранных языков. Одно время
при институте повышения квалификации
в Камерном театре существовали кружки
по изучению иностранных языков, но те-
перь они почему-то ликвидированы.

Хотелось бы высказать несколько поже-
ланий. Если бы их удалось осуществить,
это помогло бы многим молодым актерам
и режиссерам, находящимся в таком же
положении, каки я.

Следует восстановить традицию, доволь-
но прочно вошедшую в свое время в наш
театральный быт, но затем основательно
забытую: актерам надо предоставить воз-
можность получать билеты на интересую-
щие их спектакли московских театров по
контрамаркам или по льготным ценам, 0
том, как это сделать, должны подумать
Комитет по делам искусств и Управле-
ние по делам искусств. при Моссовете
При Доме актера необходимо  организо-
вать библиотеку. которая. выдавала бы
книги работникам театра на дом.

Надо бы установить систему  шефоства
театральных мастеров старшего поколения
над отдельными молодыми актерами и
режиссерами. Эти шефы научат самому
тлавному — умению систематически и
не разбрасываясь работать над собою. В
конечном счете это скажется и на повы-
шении нашей производственной квалифи-
кации.

Размышляя перед началом каждого но-
вого театрального года о своем «культур-
ном бюджете», я говорю себе: «Так боль-
ше продолжаться не может, так. нельзя».
Но проходят недели за неделями, меся-
цы за месяцами, и я убеждаюсь, что са-
ма, собственными силами ничего не могу
изменить. Только при организованной по-
мощи театра, Дома актера и представите-
лей старшего поколения—мастеров сцены
	мы, молодые актеры, сможем повышать
наш культурный уровень.
Л. ГОРЯЧИХ,

актриса Камерного театра
	-_-o—
«Михась
Подгорный»
	Первая белорусская опера
	С огромным энтузиазмом и подлинно
творческим волнением работает коллектив
Минского театра оперы и балета над по-
становкой первой оригинальной белорус-
ской оперы «Михась Подгорный» Е. Ти-
коцкого (либретто поэта-орденоносца
П. Бровки, постановка заслуженного ар-
тиста БССР Л. Литвинова, дирижер —
М. Шнейдерман, художник — Б. Матру-
HHH), :

Для оперы «Михась Подторный» харак-
терны глубокая искренность и неподдель-
ная взволнованность. Сюжетом служит ге-
роическая борьба белорусского народа под
руководством партии’ Ленина—Сталина
и при помощи братского русского народа
	ва создание своего. социалистического го-
	сударства. В опере показаны исторические
	события переломных в истории белорус-
ского народа лет — 1915—1918.
	Одновременно с показом исторических
событий дана и судьба героев: батрака
Михася Подгорного, дочери бедняка Ма-
рыси, солдатки Ганки и др.

Любовь Марыси и Михася, разорение
Михася кулаком Закревским и уход Ми-
хася на империалистическую войну, вы-
нужденный брак Марыси с сыном кула-
ка Змитроком и, наконец, уход ее от не-
навистного мужа — вся эта линия фабу:
лы отражает рост сознания этих лю-
цей в ‘процессе борьбы за новый уклад
жизни. Человечно, тепло и правдиво об-
рисованы большевик-подпольщик Аниш-
чук, Ганка, Мартин, Лукаш, Апочка. Ре-
алистически показаны и образы врагов—
кулаков Игната и Змитрока Закревских,
офицера Агрызки, Пясецкого, бабы-лапалу-
хи и др.

«Михась Подгорный» — монументальное
произведение, в котором органически сое-
диняются эпос и лирика,

Взаимно дополняя друг друга, компози-
тор и поэт создали оперу, глубоко трота-
ющую, человечную, правдивую.

Язык либретто отличается яркостью, с0ч-
ностью, поэтичностью. Музыка Тикоцкото
очень мелодична, народна и глубоко ис-
крення.

Конечно, и либретто, и музыка, и поста-
новка не лишены серьезных недостатков,
почти неизбежных в первом опыте соз-
дания белорусской оперы. Критика нашего
зрителя даст нам материал для дальней-
шей работы над оперой.

Удалось ли нам дать в опере достойное
воплощение великой темы — Октябрьская
социалистическая революция в Белорус-
сии, — покажет наш спектакль,
	ЛЕВ ЛИТВИНОВ,
заспуженный артист БССР
	Уполномоч: Главлита Б5—1278
	УСТАНОВЛЕНА
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОС.
ПАМЯТИ М, 6, ЩЕЛКНИ ©
	В ноябре 1988 года широко oryey;,
всей страной 150-летие со дня ролл»
великого русского актера Михаила Coy,
вича Щепкина, В дни юбилея Коми
по делам искусств при СНК С0р lis
) вынесено решение об установлении
лом театре мемориальной доски, п».
щенной памяти М. С. Щелкина, (4.
решение это реализовано, 20 фев,
4 часа дня, на площади Овердлова, о»

здания «Дома Щепкина», собрались ту
ставители Комитета по делам нору»
артисты и О Малого театра, т
ставители печати. задралироваяно »,
мориальной доски, прикрепленной К
Малого театра, выстроился Boennyy
кестр. На миниатюрной алой трибун ›
росшей на тротуаре, неподалеку и,
мятника А. Н. Островекому, поли»
начальник Управления театров Ком»
по делам искусств при СНК СССР \\
Солодовников, директор Малого ти
А. Я. Шумилин, главный pemuecey  :
то театр» народный артист PCOCP  :
Судаков, правнучки великого аптера-—
сательница, Т. Л. Щепкина-Куперних т»
тистка Малото театра Е. Н. Щелкни >
родный артист Союза ССР I Mt
ский. ©

Митинт, посвященный памяти
Щепкина, открыл директор Малото тег.
А. Я. Шумилин. Выступивший от к
Комитета по делам искусств тов,  }
Солодовников охарактеризовал ory,
значение Щепкина в истории руно
атра. О немеркнущих заслугах вла
основоположника сценического раде
товорили в своих выступлениях ге
ременные хранители шепкинских туз
ций в. Малом театре — народные amin,
РСФСР И. Я Судаков и Е. Д. Тур
нова и ‘празнучка М. С. Щепкин
стка Малого театра Е, Н. Щеткли
красную, яркую речь произнес я одну
постоянных авторов Малого ram.
писатель-орденоносец Л. М. Леона,

т
	По предложению т. Шумилина народ
артисты Союза ССР TL. M.  Canopesg,
В. Н. “Рыжова  отдернули поло

’“скрывавшее мемориальную доску, пт

собравшимися предстала укрепленная ;
стене. Малого театра изящно офорулет
	мраморная доска с тисненной золотом т

Великому актеру

Михаилу Семеновичу
ЩЕПКИНУ,
	ЩЕ и nny,
основоположнику реализна
на русской сцене
	на русской сцене

1788 — 1863.

«Дом Щепкина» — Малый театр.
` 17 ноября 1938 г,
	MS DMNA
	Творческий рапорт артистов МХАТ и.
	цам и командирам Московского гарнизона в
етоится 25 февраля в Центральном доме hs
ной Армии им. Фрунае,
	w Оегодня ‘в Доме актера состоится ип
посвященный ХХТ годовщине РККА и №
но-Морского Флота. На вечере выступят и
Советского Союза и поэты-орденоносцы,
	Всесоюзный дом народного твор
им. Крупской проводит 23, 24 и 25 dens
всесоюзное совещание работников. музыю
ной самодеятельности. Совещание pace:

воцросы подготовки кадров и основные м
чи музыкальной самодеятельности в 1

д - А алые А Дол Аль, ment Tones
	w 2 Февраля Московский театр Леня
показывает премьеру спектакля «Падь (1
ряная», Постановка режиссера Морском, 1
дожник. — Меньшутин, музыка Школы

*Ж В Центральном театре транспорта 17°
такль: «Любовь Яровая» введены новые
		\ В ПЦентральном театре транспорта 1°

такль, «Любовь Яровая» введены новы!
полнители: Т. А. Ве (Любовь 5
вая) TL A, `Павлов (Яровой), Г, ВП
(Кошкин).
	‚ Ж Государственный театр эстрады для
ваканчивает работу над эстрадным прет
лением. по мотивам ‘народных сказок,
представлений «Оказки Еремы и Фомы», Аи
— С. И. Преображенский, Ставит спели
В, Н, Ганшия, Музыка В. Н, Кочетова, 1
цы И. Е. Кретова. Художники — С. Ахвит
нии Н. Мацедонский.
	выставочном зале московского 0
художников развернута выставка [ОПИС
работ. В. Н. Руцая, 26 4евраля состоится 1
ческое обсуждение выставки: Докладчик.
Н. Г Машковцев.
	w 2 Февраля в выставочном зале wom!
ского союза художников открывается выс
произведений художников А. Варновиций.
В. Горяева, } у
	Московский Театр юного зрителя гот
одновременно две пьесы: «Илья Мур
П. А. Павленко и С А. Радзинского и В
героя» Л. А. Кассиля, Спектакль «Иль f
ромец» ставит главный режиссер театра 1
Кричко, ‘художник — А. В. Лентулов, мил
заслуженнюго деятеля искусства А. Ф. Г
	ж 25 Февраля актерская секция ВТО
низует доклад П. Новицкого на тему «1
и творчество А, А. Остужева»,
	*® Для семок фильма «Минин и Пожар
Государственный Исторический музей пе?
ставляет подлинные бытовые предметы 11

века — братины, ендовы и 5 тыс, старины
монет,

xe Государотвенный —Пилепалотяый ah
	Государственный Литературный и
приобрел ряд иллюстраций художниа 94
ных к произведениям Салтыкова-ШЩедрила,
% Всесоюзная библиотека им, В, И. 1
приобрела редкую книгу для детей, выпуши
ную в Лондоне в 1764 году. Это басни ДИ
	на ЦКиджла с гравюрами работы неизв”
художника. panm pavor
	московском Доме архитектора #77
состоится очередной вечер из цикла «И
налпей родины». Я. И. Линков сделает доз“
о воостании декабристов в 1825 г,
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусство
	УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ ПРИ СНК РСФСР
	с прискорбием сообщает о смерт
заслуженного артиста РСФСР -
	режиссера
Леонида Федоровича
	ЛАЗАРЕВА
		Больше заботы
 ХудОожниках-исполнителях
	(Из писем читателей)
	«Декораторы Большого театра недавно з8-
тронули на‘ страницах «Советского искус-
ства» вопрос о подготовке кадров худож-
ников-исполнителей. Они отмечали, что не-
достаток в специалистах этой отрасли ощу-
щается очень остро. Специальных школ
AIA театральных художников в Москве и
на периферии почти не существует. Неко-
торую подготовку молодые получают лишь
в процессе самой производственной работы
в мастерских театра. Такая подготовка яв-
но нелостаточна.

Художники ГАБТ отмечали, что испол-
нители почти повсюду лишены творческой
работы, совершенно не имеют возможно-
сти самостоятельно оформлять спектакли.

Письмо художников Большого театра вы-
звало много откликов. Художник Н. Лады-
гин из г. Иваново считает, что необходи-
мо организовать ‘специальные курсы ху-
пожников-исполнителей. В учебный план
таких курсов обязательно надо включить
вопросы постановочной работы, самостоя-
тельное задание по оформлению театраль-
ного. спектакля.

Е. Сабинина из Омска пишет, что во-
просы художественного образования, под-
нятые на страницах газеты, вызывают жи-
вейший интерес омских художников. Дей-
ствительно, многие театральные художники
имеют недостаточное образование. Нередко
это просто самоучки. К сожалению, опыт-
ные периферийные мастера не уделяют
внимания молодежи. «Хорошо бы, — пи-
шет Сабинина, — устраивать курсы повы-
шения квалификации театральных худож-
ников и работников технических цехов в
летние месяцы, когда мы более свобод-
ны». Автор письма указывает, что м0:
лодежь чрезвычайно’ нуждается в специ-
альной литературе по технике оформления
спектакля. Такие мастера сцены, как Ра-
бинович, Вильямс, Федоровский, Дмитриев,
должны поделиться своим опытом и зна-
ниями, написать книги о творческой дея-
тельности в театре.

Интересное предложение выдвигает в
своем письме художник М. Шипулин. Он
заявляет: «У нас с большим успехом 4H
	пользой проходили конкурс дирижеров,
музыкантов-исполнителей, вокалистов ит. д.
Художники театра тоже нуждаются
	в таких конкурсах по отдельным спектак-
лям. Мы не сомневаемся, что подобные ме-
роприятия выявят ряд новых интересных
дарований». Справедливо сетует автор
письма на то, что почти не организуются
выставки работ театральных художников.
«Получается так—пишет Шипулин— что
единственная выставка театрального ху-
дожника -— это сцена. Но’как же быть
тем, которые на сцеву еще! не попали (но
имеют ‘станковые работы, проекты поста
новок) и очень заинтересованы в совете и
критике? ».

С вопросами, поднятыми в письме Ши:
пулина, вполне солидарен и художник
А. М. Ястребков из театра им. Вахтангова.

Выставки живописных работ, эскизов,
рисунков. макетов, исполненных театраль-
	ными художниками, нужно устраивать за-.
ще. Товарищеские обсуждения во многом
помогут молодым кадрам.

Нужно надеяться, что предстоящая KOn-
ференция театральных художников помо-
жет обсулить эти назревигие вопросы.
	1-го акта. Работа худож-_
	«Евгения  ранде»
в Малом театре
	Познавательное и идейно-философское
значение творчества Бальзака настолько
велико, что вполне понятен интерес 00-
ветокого театра к бальзаковской драма-

тургии и к инсценировкам его романов.
	«Евгения Гранде» — одна из самых
гневных страниц обвинительного акта
Вальзака против власти денег в капита-
листическом обществе, которая чумной за-
разой поражает все человеческие чувет-
ва. Вместе с ‘«Отцом Горио» — «Евгения
Гранде» представляет собою заключитель-
ный этап борьбы за реалистическую ком-
позицию и реалистический образ в твор-
честве великого французского = писателя.
Оба эти произведения написаны Бальза-
ком в наиболее зрелый период его твор-
чества, когда реалистические тенденции
одержали верх над романтикой и сенти-
ментализмом юношеского периода. Скупец
Гранде, Евгения, матушка Гранде — это
живые, реальные люди. Изобразив с
исключительной глубиной и яркостью
судьбу этих героев, их взаимную борьбу,
Бальзак не превратил, однако, свое произ-
ведение в мелодраму. ‘

Яркий реализм aBropa  «Человеческой
комедии», где. по словам самого Бальза-
	ка. «изображена сама Мизнь в ее схвагке,
	с Желанием, основой всякой Страсти», не-
сомненно родственен реалистическому ис-
кусству Малого театра, и появление «Ёв-
тении Гранде» на ето сцене вполне 06б06-
нованно.

Автор сценической композиции романа
С. Даби бережно сохранил все ‘течение
событий, в которых развиваются взаимсот-
номения” действующих лиц. Пьеса обла-
дает качествами настоящего драматурти-
ческого произведения: подлинной дейст-
венностью, основанной не только на
внешних конфликтах, & на борьбе харак-
теров, на столкновениях бальзаковских
страстей.
	Актерский коллектив получил для ра-
боты необычайно блатгодарный материал.
В работе нал. спектаклем режиссура, вме-
сте с художественным руководством теат-
ра и исполнителями, стремится к одно-
му: быть близкими к Бальзаку, т. е., не
увлекаясь поверхностным использованием
ситуаций‘ (которые зачастую слишком эф-
фектны, чтобы не быть мелодраматичны-
ми), стараться проникнуть в глубину че-
ловеческих характеров и страстей, ими
ДВИЖУЩИХ. —
	Художник. спектакля В. И. Козлинский
вместе со всеми нами увлечен реалисти-
ческим воспроизведением эпохи Бальзака.
	Роль Феликса Гранде поручена засл. арт.
РСФОР С. Б. Межинскому, Евгении Гран-
де — засл. артистке Н. А. ‘Benenenoit,
матушки Гранде — народной артистке
РСФСР Е. Д. Турчаниновой, Шарля игра-
ют засл. артист РОФСР И. Г. Лепштейн
и А. А, Дубенекий, Нанету — Р.Р, Рей-
зен, нотариуса — засл. артист PCOOP
А. П. Грузинский, аббата — засл. артист
РСФСР А. В. Карцев, супругов де Грас-
сен — Н. 0. Григоровская и засл. артист
РОФСР Н. Н. Горич, Крюшо де Бонфон—
Е. П. Велихов, Адольфа — А. П. Корот-
	К. ЗУБОВ,
заслуженный артист РСФСР
	На репетиции пьесы Шандор Тергела и

О. Литовского «Мой сын» в театре Ленин-

ского комсомола, Артист В. Соловьев в роли

Пали Эстераг, заслуженная артистка РОФСР

О. Бирман в роли его матери и постанов-

щик спектакля заслуженный деятель ис-
кусства И. Берсенев
	Фото С. Шингарева
по
		«Руководители»
Полтавского театра
	Полтавский украинский театр им. Гого-
ля за три года своего существования три
раза подвергался реорганизации. За это
время сменилось несколько художествен-
ных руководителей.
	С сентября прошлого года на должность
главного режиссера и художественного. ру-
ководителя театра был прислан из Киева
Е. Т. Коханенко. До сих пор Коханенко
не работает в театре ни над одной поста-
новкой. Указания Коханенко поражают
своим убожеством. Обычно они сводятся
к тому, что актер должен «больше под-
мазать тлаза», «сделать покрупнее Нос»
HT. д: :

Театр до сих пор не имеет репертуар-
ного плана. Нет порядка и при фаспреде-
лении ролей: неизвестно, кто из актеров
и когда играёт ту или иную роль На
спектакли обычно вызываются и основные

исполнители и дублеры.
	Недавно на генеральной репетиции пье-
сы Карпенко-Карого  «Безталанна», при
выходе на сцену, столкнулись две испол-
нительницы роли Софии — Л. Левина и
Л. Иванченко. Оказывается, и той и дру-
той было сообщено, что она должна иг-
рать. Случай этот не единичен. ‘
	При Полтавском театре есть студия, но
занятия в ней ведутся из рук вон плохо.
Художественное руководство театра сту-
дией не интересуется.

Как-то заведующий студией т. Кутовой
предложил. Коханенко, как художествен-
ному руководителю, прочитать в студии
курс по мастерству актера.
	Воханенко рассмеялся и, отозвав в сто-
рону Кутового, сказал ему:
	— Что вы! что вы! Вы хотите, чтобы
меня завтра же выгнали из театра?!
	Этот эпизод получил широкую огласку
в театре и... никого не удивил: теорети-
ческий и общекультурный уровень худо-
жественного руководителя не вызывал ни
в ком сомнения.

На-днях ‘к директору театра С. К.
Перльштейну явились две студийки и по-
просили раз’яснить возникающее у’ них
недоумение. Оказалось, что В качестве
учебника Коханенко рекомендовал и лич-
но выдал студийкам писания остервене-
лых украинских шовинистов, давно ра-
зоблаченных как враги народа.
	Не случайным показалось после этого и
распоряжение Кохяненко, ° запрещающее
артистам и ` сотрудникам театра говорить
во время репетиций на русском языке.
	Общее собрание актеров уже давно вы-
несло пожелание о смене художественного
руководителя. Решение коллектива цели-
ком поддержали областной отдел ис-
кусств и обком союза Рабис.

Вопрос перешел на рассмотрение совет-
ских и партийных организаций Полтав-
ской области. И обком партии и оргкоми:
тет Верховного Совета УССР по Полтав-
ской области целиком присоединились к
требованию снять Коханенко с работы в
театре. Нос Управление по делам искусств
при СНК УССР и ео руководитель
т. Компаниец до сих ‘пор не считают нуж-
ным удовлетворить требование полтавских
организаций.

В дело должны вмешаться ЦК Рабис и
Комитет по делам искусств при СНК
	CCCP,

ПОЛТАВЕЦ

Ло худо
		20 февраля 1853 т. умер Я. Г. Брян-
ский — выдающийся актер петербургской
труппы. Он дебютировал на сцене 7 сен-
тября 1811 г. в переводной комедии
«Влюбленный  Шекспий, и с этого дня
почти ни один спектакль не обходился
без его участия. Под руководством А. А.
Шаховского Брянский создает яркие o6-
разы в. Песах «Казак-стихотворец»,
«Полубарские затеи», «Липецкие воды»,
«Мизантроп» и др. После смерти Яковлева
(1817) к Брянскому переходят его траги-
ческие роли, но с приходом Каратыгина
он играет преимущественно резонеров и
«благородных отцов>. Перу Брянского
принадлежит стихотворный перевод «Ри-
чарда Ш» Шекспира (1833), сделанный
им для своего бенефиса, — это была пер-
вая в России попытка играть не «переде-
ланного», а подлинного Шекспира. Пуш-
кин в своем отзыве 0 петербургской труп.
пе отнесся очень сурово к ‘дарованию
Брянского, хотя и писал, что «как коми-
ческий актер, он имеет преимущества и
даже истинное достоинство».
		23 февраля 1792 т, умер. английский ху-
дожник Джошуа Рейнольдс, видный ма-
стер портрета. Известны его работы «Пор-
трет Л. Стерна», «Портрет м-с Хардидж»
и др. Рейнольдс возглавлял английскую
академию, был ее фактическим основате-
лем и президентом. Событиями в жизни
английского искусства были знаменитые
академические ‘речи Рейнольдса, которые
сн произносил каждый год’ при торжест-
венной раздаче наград учащимся. Выступ-
ления художника были посвящены теории
и” практике изоискусства. (он говорил о
методе обучения живописи, о воспитании
художника, о стиле, о проблеме гения в

искусстве, о творчестве Рафаэля, Микель-
Анджело и т. д.).
	После смерти Рейнольдса эти ‘речи (с
1769 по 1790 г.) были ‘изданы отдельным
сборником.
	Несколько работ Рейнольдса имеется в
Эрмитаже, а в Музее изобразительных ис-
куеств имени Пушкина есть «Групповой
детский портрет» художника,
	—>_-
ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	DESOTBETCTBEHHOCTh
	Работник ЦК союза Рабис т. Ю. Любицп-
кий поместил в газете «Красная звезда»
заметку о начавшейся декаде искусств
для Красной `Армии, В этой заметке при-
мечательны следующие строки:

«Киевский театр оперы и балета

покажет бойцам и командирам оперу

» «Перекоп». Руководители театра —

режиссер Смолич и дирижер Дра-

‹нишников — прочтут в красноармей-

ских частях доклады: «Опера в про-
шлом» и «Советская опера»,
	Заметка 10. МЛюбицкого ‘опубликована
20 февраля, т. е. ровно через две недели
после смерти заслуженного артиста РСФСР
В. А. Дранишникова...

Трудно поверить, чтобы в ЦК союза
Рабис не знали о смерти такого крупного
артиста, каким являлся покойный В. А.
Дранишников, тем более что сообщение
o6 этом было опубликовано в печати.

Но как бы там ни было, Ю. Любицкий
самым безответственным образом обманул
газету «Красная звезда» и ее читателей.
		«Евгения Гранде» в Малом театре. Макет декорации
	ника В. И. Козлинского
		жественным выставкам
		ная живопись, смелое письмо придают по-
лотну особую силу. ,

Чуйкову лучше всего удаются неболь-

шие картины с несложной композицией.
Олна или несколько женских фигур с ов-
Цами на Фоне киргизского пейзажа или
небольшая детская группа, овеянная губто-
ультрамариновым  киргизеким небом, В
этих не перегруженных фигурами и дей-
ствием работах Чуйков показывает себя
одаренным, тонким колористом. К таким
работам нужно отнести «Киргизекую ле-
вушку с бараном», полную живопиеного
блеска и экспрессии. Силуэт. женщины,
бодрые, ласкающие краски картины на-
сыщены движением. Хороша также по вы-
ражению лиц, жестам и письму «Два кир-
гизских мальчика» (гуашь) и целый ряд
пейзажей. Среди маленьких пейзажей, на-
писанных с натуры, встречаются вещи,
пасыщенные лирикой и теплотой. Боль-
шие композиции вследствие  нелостатка,
места не могли быть показаны. Поэтому
сейчас зратель знакомится с Чуйковым как
мастером малых полотен. Портреты. как
правило, менее улаются художнику, мно-
гие из них вялы по рисунку и по цве-
TY, .
На выставке мало работ, показывающих
сегодняшнюю Киргизию. Нет ee велико-
лепных красных команларов и отважных
красноармейцев. энергичных рабочих и WAL
женеров, нет ее замечательной студенче-
ской молодежи. Показать эти образы. вос-
петь их с той же поэтической силой.. что
и ландшафты его родины, — ближайшая
запача C. А. Чуйкова.
	Надо надеяться, что на персональной
выставке художника ето творчество будет
показано более развернуто и всесторонне.
	Художник А. НЮРЕНБЕРГ
	Выставка В. Н, Руцая — одна из наи-
более интересных среди тех, что устраи-
вались МОССХ в этом сезоне,

Наряду с работами вполне’ законченные
ми, являющимися достижениями художни-
ка, он показал вещи сугубо дискуссион-
ные. Чтобы четко обрисовать десятилетний
творческий путь, он не утаил даже яв-
ных промахов. На выставке ярко отраже-
ны искания художника, пробы кисти, его
художественное кредо. Есть очень воздуш-
ные. даже расплывчатые импрессионист-
ские этюды, но есть и отлично ‘построен-
ные пейзажи; есть тщательно нарисован-
ный и мюделированный портрет‘ «Девуш=
ки», несколько вялый по цвету, и есть
одухотворенный этюд «Голова  мальчи-
ва». Экспрессионистекая картина «Расстрел
революционной демонстрации», условная по
Форме, фальшиво-«романтическая», подчер-
RHYTO динамичная, раздробленная. контра-
стирует ¢ более поздними полотнами, очень
спокойными и строго скомпанованными.

Большой и любопытный путь прошел
художник от дипломной работы 1929 года
и других ранних схематичных вещей до
«Семейного портрета». В лучших работах
чувствуется несомненный вкус художника
и понимание ритма. Ритмичность, столь ха-
рактерная для Руцая, конечно, качество
ценное. Ритмичность поз и движений у Ру-
цая — не налуманный прием: она выте-
кает из органического ощущения жизни и
пластического чувства. В этом чуветве рит-
ма источник того, что его лучшие пейзажи
— а пока что это наиболее удавшийся
художнику жанр — воспринимаются как
пейзажи-картины («Севан», «Деревья» и
др.). Это чувство ритма помогает хуложни-
ку построить очень тактично массовую
сцену, изображающую бойцов на ученье.
Олнако образы не раскрыты, однообразен
	цвет, и картина воспринимается как эс-
Киз, который художнику еще предстоит
разработать, довершить.

Весьма спорен «Семейный портрет».
Руцай` сделал попытку вернуть в стан-
ковую картину «ню». В этом дерзании
заслуга молодого художника. Возвращая
к жизни этот забытый жанр, Руцай. по-
старался обосновать его сюжетно. На пер-
вом плане’ картины — кормящая мать.
Художник, сидящий у раскрытого окна,
пишет ее со спины. И в позе самого
художника. и даже B СЛИШКОМ розовом
цвете тела женщины, в ее утрированной
позе есть. однако, что-то как бы вызы-
вающее, нарочитое, Лучший кусок карти-
ны — прекрасно написанный натюрморт.
	БИ Вт МТ ees

«Семейный портрет» — картина mon
	рового порядка; это чувствуется в трак-
товке Формы, в характеристике предметов,
в увлечении деталями, красиво поданными,
но кое-где слишком подчеркнутыми. Меж-
ду тем Руцаю не чуждо: стремление к gop-
ме простой и одухотворенной, Но ему нало
рептительно - освободиться от сладковалости
в цвете, от излишней манерности. и сме-
лев прорваться к большюй форме, к. болёе
глубокой трактовке’ человека и природы,
к той мужественности образов, которой
Braxeer А; Иванов, любимый художник Ру-
naa. Е

Влияние Сезанна Руцай творчески пре-
одолел. В лучших своих работах он добил-
ся правдивой и тонкой передачи природы,
	В ИНЫХ ИЗ НИХ — вемечательной закончен-
НОСТИ.
	Для данного этапа его пути этого, быть
может, достаточно. Но в будущем мы вира-
ве ожидать от него’ композиций более монт-
	ментального, подлинно реалистического ха-
	равтера,
Г. АЛЕКСАНДРОВ
	1. Чушеофю
	С. А. Чуйков вежно любит свою Вирги-
зяю. Во все его работы, даже в самые ми-
ниатюрные этюды вложена искренняя
любовь чуткого поэта. Чувствуется. что
и природа, и люди. им изображенные, ,хо-
рошо ему знакомы, близки. что он © ними
органически сросся. Это не живопись ху-
дожника-гастролера, попавшего в «свое-
образную» страну и опьяненного ее экзо-
тикой. Зрителю не надо делать над собой
усилий. чтобы поверить во все показан-
ное на выставке. Он охотно верит в
правдоподобие величественной и простой
Киргизии” с ее сияющим небом, голубы-
ми гористыми далями, с ее трудолюбивым,
поэтичным и музыкальным вародом. Ве-
рит Тому, что все, показанное Чуйковым,

лично им пережито и согрето теплым чув-
CTBOM.
	Чуйков, как и многие наши молотые
художники. принадлежит к последователям
французской школы; HO он никогда не
подражал внешним сторонам своих учите-
лей. Он творчески воспринял то лучшее,
что могла дать ему живописная культура
импрессионизма.
	Характерна в этом отношении его боль-
шая и очень интересная картина. Вариант
ее находитея на выставке. «ХХ лет РЕКА
и Военно-Морского ‚ Флота». Острая тема
	умно задумана и тонко. разрешена:  киргиз-
ская жентцина помогает  пограличнику в
поимке пнтиона.“ Несмотря ‘на небольшие
размеры. картина произволит монументаль-
ное впечатление и кажется просторной.
Тревожный колорит властвует над всем,
поглощая отдельные красочные пятна.
Внутреннее движение делает композицию
налряженной. В этой работе есть нечто
от романтики Жерико и вместе с тем она
глубоко своеобразна. Пастозная, чуветвен-
	В. Руща

Do

В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕ
	20 -ЛЕТНЕГО
ЮБИЛЕЯ
	КУЛБЫШЕ ВСКОГ
ДРАМАТИЧЕСКОГО
	< ых м —

им. А. М. ГОРЬКОГО
ДИРЕКЦИЯ ТЕАТРА ПРОСИ
ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ” МАТЕРИАЛЫ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАБОТЕ ТЕАТ.
РА, СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ. =
МАТЕРИАЛ ПРИНИМАЕТСЯ В
ПОДЛИННИКАХ И КОПИЯХ.
Вознаграждение по договоренност®
	АДРЕС; г. Куйбышев (областной
площадь Чапаева, драматически
театр им. А, М, Горького,

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.  Адрес ‘редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45. Прием об’явлений: Петровка, 10, 2-й эт. пом. 53 тел К 1.90.85. 0