здравствуют Габоче-Йрестьянская Красная Армия
	и /?оенно-Морской Флот?!
	Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Год издания Х
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Орган Комитета по
	делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств

Цена 20 коп.
		№ 27 (607)
		onene
	(егодня великий советокий народ празд-
yer ХХГ годовщину Рабоче-Крестьянекой
}расной Армин и Рабоче-Крестьянского
Меяно-Морского Флота. Сегодня от края
1 края необ’ятной советской земли тор-
	i

eoeomowea

:

moe

Rene wm

Ра

‹ хетвенно прозвучат гордые и вдохновен-
из слова военной присяги, принимаемой
maw Красной Армии и Красного Фло-
в, Везаветно преданные своей  отране,
ему народу, воины непобедимой армии
сцивлиама клятвенно подтвердят свою го-
твность защищать нашу родину «муже-
свеяно, умело, с достоинством и честью,
в щадя своей крови и самой жизни: для
дитижения полной победы над врагами».
(оодня, в день своей славной ХХГ го-
двщины, в день принятия священной
винной присяги,  Рабоче-Крестьянская
[иная Армия ‘и Рабоче-Крестьянский
фисный Флот о новой силой демонстри-
yor (BOD сплоченность под знаменами
(щиализма свою беспредельную предан-
воть великому делу Ленина—Сталина.
Врасная Армия родилась и окрепла в
тозовые годы гражданской войны, Kak
зрмня диктатуры пролетариата, как’ воору-

хенный авангард народа, борющегося за
(‹цЕализм.

Ленин и Сталин стояли у колыбели
Красной Армин, Ленин и’ Сталин любовно
пстовали и воспитывали ее. Ленин и
(адин превратили ее в могучую, несокру-
шнмую силу, в надежный оплот. воци-
злистической революции.

TD cere ceee ee ellie ЗА и

пакую VEY, B RV  онНлоГ   COMM:
влистической революции.

«В течение трех лет гражданской войны
юмрищу Сталину пришлось подолгу ра-
(тать на различных боевых фронтах. Не
было почти ни одного боевого . участка,
д бы не побывал или He работал
товарищ Сталин. А там, где военное поло-
зение становилось тяжелым, кризисным,
ty появлялся, как правило, обязательно.
Ленин отлично знал, что только Сталину
пд силу справиться с задачами, которые
зозникали в связи о опасностью. а иной
	13 ис грозившей катастрофой на фронте.
Ленин в этом ни разу не ошибся»
(Ворошилов).
	о-   Создавая могучие, боеспособные, хорошо
	м пазы

+   буенные к высокодисциплинированные

Красную Армию и Крясный Флот. боль-
  шевистская партия вела жестокую, непри-
	PHT mae я

{тв

eee OTe

$ ыы?

UVRS

Укрнмую борьбу с троцкистами, GyxapHe-
Шуи и иными предателями, выступавши-.
ук против создания регулярной армии,
прив ее классового характера, против во-

‘ШЕской дисциплины, против введения в

риши политических комиссаров. Ленин и
(тлин боролись за железную революцион-
ED дисциплину в армии, за укрепление.
Ти большевиков-комиссаров, за  куль-
турно-политическое воспитание каждого
Фа и. всемерное повышение его’ воен-
ВЫХ знаний.

Под руководством Ленина и Оталина
Кисная Армия победоносно закончила
патданскую войну, отразила интервенцию
типерналистических государств, раз-
Громила и изнала за пределы советской
HME полчища белогвардейцев, Но пар-
тя н советское правительство и после
оголчания гражданской войны с неослаб-
НЫМ вниманием заботились о дальнейщем
укреплении и техническом оснащении ча-
сей Красной Армии и Военно-Морского
fom, Партия большевиков устами
товарища Сталина дала великую клятву
зыполнить ленинский завет:

«Ленин не раз говорил нам, — сказал
товарищ Сталин, — что передышка, отвое-
зная нами у капиталистических госу-
арсть, может оказаться кратковременной.
Тин не раз указывал нам, что укре-
мение Красной Армии и улучшение ее
бтяния является одной из важнейших
дач нашей партии... Поклянемся же, то-
ирищи, что мы не пощадим сил для то-
Ю чтобы укрепить нашу Красную Ар-
um, tam Красный Флот».

Эта великая клятва вылолнена. Под. ру-
MOBONCTBOM  ленинско-сталинското — Цен-
Трального комитета, партия большевиков
разгромила шпионские гнезда троцкистско-
бдарииских и иных наемников фашизма,
пытавшихся подорвать изнутри боевую
№щь Красной Армик и Красного Флота.
(линские пятилетки дали Красной Ap-
\1 и Красному Флоту первоклассное
‘шическое вооружение, железные ряды
итих армии и флота пополнились новы-
\Е тысячами отважных бойцов — луч-
Ш сынов нашего народа, испытанных с0-
итоких патриотов, успешно’ овладевших
‘одной боевой техникой. Свою непобеди-
\0 мощь, свою решимость к победе,
0 преданность родине эти пламенные
триоты социалистической отчизны еще
1 еще раз блестяще доказали в боях.
мыми японскими самураями у озера
ан. С победным боевым кличем: «За
Тодину!», «Ва Сталина!», «За коммунизм!»
изные воины Красной Армии неудержи-
№ устремлялись вперед и вперед, разя и
Мращая в бегстьо врага.

Сыны народа — красноармейцы, крас-
офлотцы, командиры и политработники—
	ооо ооо ионов ооо лее
	Выставка «Ленин и Сталин в народн!
экспонат выставки — картина педаго
«Сталин отправляет хлеб в
	никогда и никому не позволят посягнуть
на священную советскую землю Грани
	о т ЧР BARRA EE BA LA

Союза Советских Социалистических Рес-

публик так же нер шимы, как нерушима

дружба народов СССР, как нерушима их
любовь м Кая А а РЕ
		вотская страна встречает XXI ronon-

_ мт ь
	  в © Зы ЕАК
щину РККА и Военно-Морского Флота в
условиях чрезвычайно напряженной  меж-
дународной обстановки. Германский, япон-
ский и итальянский фашизм ведет самую
откровенную захватническую войну за пе-
редел мира, за новые рынки. Захват фа-
шистами Абиссинии и Австрии, Восточно-
го Китая и испанских территорий озна-
	чает по существу развязывание новой им-
периалистической pottun  VTanwanerus
	итальянские и японские фашисты истош-
ным голосом вопят о необходимости Hepe-
дела мира, о захвате колоний, с наглой от-
	кровенностью заявляют о подготовке вой-
ны против СССР.
	«Всякая, даже небольшая война, нача-
я атрессорами, представляет опасность
	тая атрессорами, представляет опасность
для миролюбивых стран, & вторая импе-
риалистическая война, так «незаметно»
подкравшаяся к народам и охватившая
более полмиллиарда населения, — тем бо-
лее не может не быть серьезнейшей опах-
ностью для всех народов и, в первую
очередь, для СССР... Поэтому наша стра-
на, проводя свою мирную политику, раз-
вернула кместе с тем дальнейшее усиле-
ние обороноспособности наших границ и
боевой готовности Красной Армии и Крас-
	ного Флота» (История ВКП(б).
	Боевая мощь нашей Красной Армии и
	В Ре т

Красного Флота возрастает из года в тод.
Третья сталинская пятилетка, план кото-
	рой обсудит предстоящий ХУШ с’езд
ВКП(б), яьится пятилеткой нового мощ-
ного под’ема социалистической промыш-
ленности и сельского хозяйства, пятилет-
кой дальнейшего повышения обороноспо-
собности СССР, укрепления могущества
доблестных Красной Армии и Военно-
Морского Флота. Свято храня и всемерно
развивая славные боевые традиции, сло-
жившиеся в годы. гражданской войны, ов-
ладев в совершенстве ъсеми средствами
передовой военной техники, нерушимо со-.
блюдая присягу, воины наших Красной
Армии и Военно-Морского Флота отразят
любое военное нападение на СОСР и раз-
громят врага на его собственной террито-
рии.

«Красная Армия — единственная в ми-
ре армия, которая в момента своего за-
рождения и по сие время стаБила глав-
ную ставку в “деле укрепления своей бое:
способности на политическую  сознатель-
ность бойцов» (Ворошилов).
	Конечно, такую благородную цель не
	могла и не может ставить себе ни одна
из армий капиталистических государств.
Народная мудрость сохранила нам нема-
ло ярких — и горьких — характеристик
старой русской армии, положения русско-
го солдата в годы царизма. °
	Иное дело — Ёрасная Армия, являю-
	щаяся не только школой военной, но и
в полном смысле слова школой культу-
	ры, замечательным очагом прекрасного, та-
лантливого искусства, В отличие OT
	старой царской агмии, наша Красная
Армия воспитывает отнюдь не бессловес-
ных автоматов, а образованных, культур-
ных, сознательных людей. жадно усваива-
ющих все виды знания, активно приоб-
шающихся к вершинам искусства. С
	ощих все виды знания, активно приоб-
цающихся к вершинам искусства. С
особенной гордостью мы вспоминаем се-
годня, что наша героическая Красная
	Армия и многотысячная армия работни-
	ков советского искусства более 15 лет
связаны узами взаимного шефства. С
тодня и о том, что наши красноармейцы и
краснофлотцы — не только настоящие
ценители искусства, но. и его творцы. Мы
вспоминаем 0 замечательных красноар-
мейских и краснофлотских театрах о
музыкальных и танцовальных ансамблях,
созданных в воичских частях, о сотнях
самодеятельных художников Красной Ap-
мии и Красного Флота.
	Приложим все наши силы к тому, что-.
бы еше вдохновеннее воспеть в нашем
	искусстве героическую Красную Армию,
	ее боевую историю, ее великие дела
победы. Для советского художника нет
темы возвышенней и благородней, чем
тема Красной Армии, великая тема со-
ветского героизма. Воплотим эту тему в
картинах и песнях, в спектаклях и филь-
мах, в симфониях и поэмах. Вместе со
всей Советской страной воскликнем:
	Да здравствует могучая, непобедимая
Рабоче-Крестьянская Красная Армия! Да
здравствует могучий, непобедимый Ра-
боче-Крестьянский Военно-Морской Флот!
	УКАЗ
	НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДИРОВ, ПОЛИТРАБОТНИКОВ, ИНЖЕНЕРОВ,
ВРАЧЕЙ, ТЕХНИКОВ, МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ И КРАСНОАРМЕЙЦЕВ
РАРОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
	Указом Президиума Верховного Совета
СССР за образцовое выполнение специ-
альных заданий Правительства по укреп-
	лению оборонной мощи Советского Союза
и за выдающиеся успехи в боевой, поли-
	тической и технической подготовке соеди-
нений, частей и подразделений Рабоче-
Крестьянской Красной Армии награждены
654 командира, политработника, инженера,
врача, техника, младших командира, крас-
ноармейца, рабочих и служащих.

Орденом Ленина награждены 29 человек.
Среди них — старший лейтенант Башма-
ков П. Д., батальонный комиссар Богаты-
рев Ф. И., полковник Васильев А. В., ком-
бриг Володин П. С., капитан Глушенков
Н. 9., воентехник 1 ранга Дьячков М. И,,
майор Ильин А. М., старший лейтенант
Карпенко М. С., майор Ленчик И. Г., пол-
ковник Тхор Г. И. и ap.
	Орденом «Красное Знамя» награждены
	346 человек В их числе капитан 3 ранга
	Абрамов Н. И., старший лейтенант Авдеев
Т. Л.. политрук Алексеев Б. В., полковник
	Алферов И. П.. лейтенанты Андреев В. Д.,
	Анисимов В. А., Аниськин И. С., Арла-
шин И. В., Асаулов_С. П., Астахов П. А.,
	Бабкин С. В., капитан Багров В. В., воен-
инженер 2 ранга Батуров М. П., младший
командир Бирюков А. Ф., старший лей-
тенант Белоусов Н. В., старшина Богатые
рев А. Г., майор Богданов М. Г., капи-
тан Бондаренко В. И., старший лейтенант
Бойко Н. С., воентехник 2 ранга Боров-
ский 3. А., младший командир Брудниц-
кий М. Е.. политрук Бубенцов В. И. и др.
	Орденом «Красная Звезда» награждены
163 человека. Среди них — воентехник 2
ранга Александренко П. А., комдив Алек-
сеев П. А. полковник Алябушев Ф. Ф.,
капитан Андрусенко М. Я. младший
командир Бакута Г. К. воентехник 1 ран-
та Баринов П. И.. старшие лейтенанты
	Беликов М. Н., Белов М. Я., майор Белов
TL Д., воентехник 2 ранга Беляков В. А.
	младший командир Беляков Е, А., майор
Бережной С. И., полковник Бобарыкин
Я. И., майор Бондарев Г. Н. и др.
	54 человека награждены медалью «Ja
отвагу», 23 человека — медалью «За бое-
вые заслуги», 14 человек — медалью «За
трудовую доблесть» и 25 человек—медалью
«За трудовое” отличие»

(ТАСС).
	_  юбая советская пьеса, убедительно ото-
бражающая нашу ‹советокую действитель-
ность, находит свое место в репертуаре
театра.

Наши бойцы и командиры являются не
только защитниками первого в мире соци-
алистического государства, но и всей ми-
ровой культуры, защитниками идей под-
линного гуманизма.

Вот почему в Театре Красной Армии на-
ходят свое место пьесы В. Шекспира,
М. Горького.
	Репертуар театра, отражающий идейное
содержание его работы, подсказывает и
определяет творческий метод театра. Глу-
бокое раскрытие нашей действительности,
правдивое отображение исторического про-
шлого нашего народа и народов всего ми-
ра (классическая драматургия) возможны
только на основах реалистического искус-
ства. 1
	Обретение творческого метода в искус=
стве, и в частности в театре, для актера
и режиссера неразрывно связано © форми-
‘рованием ето мировоззрения как человека
и художника. Активное отношение худож-
ника к действительности, участие в рево-
люционном строительстве этой лействи-
тельности средствами искусства прежде все-
TO характеризуют крупного художника на-
шей эпохи. Поэтому творческий метод нуж-
но рассматривать прежде всего, как идей-
ное вооружение художника, & не только
технологическое. Отсюда вытекают оенов-
ные требования к режиссеру и актеру на-
mero театра — быть в органической тес=
нейшей связи с армией, с ее интересалги,
жизнью и бытом.
	Сеголня, в день принятия военной при-
cata Ирасной Армией, мы будем давать
торжественное и клятвенное обязательство
в <в0ей преданности родине. Эта клятва
еще больше усилит нате духовное един-
ство 6 великой Красной Армией,
	ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
0 ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
	КОМАНДИРАМ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНОКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
	oa образцовое выполнение специальных
аний Правительства по укреплению
	заданий Правительства по укреплению
оборонной мощи Советского Союза и 3
проявленное геройство присвоить  званче
Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина’.
			ВИЧУ,
	1. Майору Боровнову Оресту Николае-
	2.  Майору Гайдаренко Степану Степа-
	3. Майору Герасимову Николаю Семе-
	SHY.
4. Майору Грицевец Сергею Ивановичу.
5. Полковнику Губенко Антону  Алексее-
	6. Капитану 2 ранга Египко Николаю
	1. Старшему лейтенанту Звереву Васи-
	лию Васильевичу. о =
Председатель Президиума Верхов
	Москва, Кремль. 22 февраля 1999 г.
	8. Капитану Коробкову Павлу Терентье-
вичу.
9. Майору Кравченко Григорию Панте-
леевичу.

10. Младшему командиру  Марченкову
Марку Николаевичу.

11. Полковнику Нинелаенно Евгению
	Макаровичу.

12. Полковнику Осипенко Александру
Отепановичу.

13. Капитану Слюсареву Сидору Ва-
сильевичу.

14. Полковнику Сухову Ивану Степано-
Bray,

15. Капитану Селиванову Ивану Павло-
Bay.

16. Полковнику Xpronmny Тимофею Ta-
мофеевичу. .
ного Совета СССР — М. КАЛИНИН.
	героическая Красная У. паи!
что оптмиа паботние Павловичу
	Секретарь Президиума Верховного Совета CCCP — А. ГОРКИН.
	_Норжвествошшахл влятва
	Ал. ПОПОВ
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУСОТВА
	Главная актерская задача в нашем тв-
зтре — это создание образов бойпов и
	командиров Красной Армии. Передать их
	пламенную революпионную страстность, их
непоколебимую большевистскую волю —
такую цель мы всегда ставим перед co-
бой. когла имеем ‘дело с пьесами оборон-
ной лраматургии.
	Нечего. говорить, что репертуар нашего
театра, должен быть боевым и политически
актуальным.
	События на Дальнем Востоке мы отра-
жаем спектаклем «Падь Серебряная», уси-
ление политической боеспособности армии
получает свое отражение в новой пьесе
Прута о комиссаре.

Театр много поработал с драматургом и
сейчае усиленно репетирует пьесу. чтобы
показать ее в ближайшее же время. Про-
шлому великого русского народа, его ге-
ниальному воину Суворову посвящена
пьеса «Полководец Суворов» Рахтерева и
Разумовского. Нам кажется, что. молодые
драматурги справились с трудной задачей,
поставленной перед ними. Спектакль «Пол-
ководец Суворов» мы покажем к концу
этого сезона.
	Лля будущего года мы включили в свой
репертуар и пьесу о нашем славном Бал-
тийском Флоте «Море—наше». Еще пред-
стоит немалая работа с молодыми лрама-
тургами Блауштейном и Венепиановым, но
без совместной дружеской работы театра
с авторами мы вообще не мыслим ‹03да-
ния полноценной пьесы.
	Мы должны быть мастерской оборонной
драматургии, — в этом основной смыюл и
значение ЦТКА для всего советского .теат-
pa. Ho быть Театром Красной Amom -—
это не значит говорить только 0б армии.
Круг интересов и запросов людей нашей

аумии отромен,
	Каждый год в знаменательный день, 25
февраля, когда великая Красная Армия
празднует свой славный юбилей и когда
вся страна с любовью и Гордостью провоз-
глашает славу своей родной, непобедимой
защитнице, — каждый год в этот левь
Театр Красной Армии, естественно, хочет
подвести итоги своим работам и наметить
план для дальнейшего движения. вперед.
Хочется по-военному рапортовать ® своих
делах. к
Центральный театр Красной Армии за-
родился и рос в недрах самой армии. He-
посредственная близость коллектива < бой-
пами и командирами не могла не сказать-
	ся на его творческом облике, — и вэтом
	наше большое счастье, как советских ху-
ОЖНиИКоВ.
	Девять лет тому назад, когла театр толь-
	ко создавался, перел ним была пюставле-
Ha залача — показать в живых хуложест-
венных образах людей Красной Армии. их
тероическую оборонную работу и их уча-
стие в социалистическом строительстве.

ЦТКА стал одним из пионеров в созда-
нии оборонной драматургии для всего CO-
ветского театра. Авторы большинства пьес
оборонной тематики были связаны © рабо-
той Центрального театра Красной Армии.

В создании этих пьес в большей пли
меньшей степени принимал непосредствен-
ное творческое участие коллектив театра.
Так работал театр с  драматуртами
Вс. Ивановым и Н. Погодиным, пьесы ко-
торых «Голуби мира» и «Паль Серебря-
ная», как известно, посвящены Дальнему
Востоку.

И вот. когда в течение всего прошлого
года мы обслуживали части Особой Даль-
невосточной армии, мы внимательно изу-
чали и мирную и боевую жизнь героиче-
ских бойпов и командиров. Нам хотелось
познать и прочувствовать прошлое и на-
стоящее этого замечательного края, часа-
ми мы беседовали с бойцами-люгранични-
		ками, CO стариками-партизаналии, © коман-
дирами и политработниками. Глубоко в па-
мяти залегли отдельные рассказы, выраже-
ния, слова, надолго запечатлелись лица,
голоса, улыбки, на всю жизнь осталось
воспоминание о чудесных таежных пейза-
жах, грустных и величественных.

Й вот, когда мы © этими богатыми и
яркими впечатлениями о Дальнем Востоке
HO ег людях приступили в работе над
«Палью», то. конечно, нам легко было ор-
ганически войти в мир ее героев. Все это
было родным и знакомым, и знания наши
были не газетными. как часто бывает, а
подлинными, житейскими.

Пьеса «Падь Серебряная» делалась у

нас ‘У. всех на глазах. Мы знали дейст-
вительные факты, которые превратились в
события пьесы: мы были знакомы © де-
сятками людей, отдельные черты характе-
ров, Фразы и слова которых послужили
основой для создания драматургических 90-
разов.
’ В спектакле «Падь Серебряная» есть
сцена концерта. Когда мы ее ставили, то
в памяти вставали многие бытовые фак-
ты, которые удаваловь подметить в повсе-
дневной жизни пограничных застав. Betto-
миналясь десятки замечательных номеров
хутожественной Красноармейской самолея-
тельности. Например. дуэт Онегина и Лен-
ского, опетый красноармейцами, который
мы просто перенесли в наш спектакль.
Все эти живые летали быта прилали сце-
не свежесть непосредственно  совершаю-
щихся событий. Если доподлинно знаешь
жизнь армии, то это всегла убережет и
от ложного героизирования, в котором мно-
то пафоса, но мало жизненной правды, и
от тусклого  бытописательства, которое,
создавая иллюзию жизненности событий и
характеров, умерщвляет их внутренний
героизм.
	одном изобразительном искусстве». На снимке:
“эгога Московской области П, И. Меньшикова
	Репродукция

Г. Широкова (Фотохроника ТАСС).