13 ферамя 1939 г, № 27 (607)
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
	«!/ PEBOTA»
		Эф — город морской авиации. Здесь
ито блестящих серебряных птиц — бе-
покрытых гидроилалов, Они всегда на
роже, в любую мянуту тотовы дать вра-
гу сокруптитетьний отпор,

Я приехал сюда потому, что хочу ра-
brats Hat картиной «Морская авиация».
Задача трудная, почетная и ответственная,

$ ттабе-первый серьезный уров. Мие
пужески говорят; «Самолет на воде или
в pIsIYXe —- ATO еще не авиация и; по-
залуй, ив картина. He торопитесь © вы-
porn)»,

Целые дни, а WHOTIA MH HOTA # прово-
xy 5 oncsoll vacta, Muoro рисую. Подол-
{ сижу © альбомом Ha вышке, наблюдая
вает и посадку. Учусь определять тии
слолета № тулу моторов. Пишу десятки
июдов Фамолетов, моря, неба, стараясь
уловить всё тонкости цветовых и световых
омений, Много беселую © командита-
ми и краснофлотцами, внимательно  при-
сушиваясь в их замечаниям. Кратикуют
yer строго, не прощая ни одного забы-
гого винтика. Требуют, чтобы в этюлах и
укунках яигвопиеность и динамика образа
ухивалиеь с техняческой точностью.
	В часы отдыха — разтоворы O06 импрес-
сонистах, © советском искусстве и лите-
туре, Каждый новый день меня обога-
цает. Но до картины еще далеко. Этюды
млько помогалот художнику, но вопроса о
картине не решатют. Увеличенный этюд —
ne БартиНа.

Создание картины художником должно
(ыть внутренно оправдано. Если художник
в (80 искусстве ве умеет любить и не-
видеть, он неё художник, он только ре-
стра) фактов.
	„Мне разрелтили принять участие в
езои учении, Я получил полное обмун-
дзание для полетов, вплоть до пара»
пита, Влалеть всем этим надо научиться
в несколько дней. Парашют и спасатель-
НЫЙ ПОЯС доставили мне немало хлопот.

Сахолет оторвался от моря. Внизу как

бы «иакет» города и бухты. Вдали, в ту-
yatiol дымке — торы. Куре на северо-
злы, Я — в открытой кабине, наблю-
jo 3a приборами, Альбом на парашютном
ранце, как на мольберте. Высота 1.200
уетров, Впереди, справа, слева десятки са-
уолетов, и кажется, что машины эти не
летят, а, слегка покачиваясь Ha невили-
ых нитях, повисли в воздухе. Прибор
показывает огромную скорость. Эта нере-
альная для земли быстрота здесь неощу-
тиуа. Легкой акварелью подкрашена карта
побережья, Пространство кажется абстракт-
НЫ,
‚2.000 метров. Температура падает. На-
бираем высоту. 2.500 метров. Солнце све-
тит, да мало греет. Так бывает у нас в
уфе в яркий ветреный день.

3.000 метров. Далеко внизу пол нами
терламутровые облака. В разрывах —
ме. Идем на «уничтожение» кораблей
условном противника. Делаю в альбом бы-
стрые зарисовки,

3.900 метров. Холодно. Мерзнут руки и
ло, Расовать невозможно. Сильно кача-
е. Попадаем в воздушные ямы.

Идем на сближение с «неприятелех»,

2.500 метров, Мы обнаружены. Пролол-
жаем быстро снижаться. Под нами эскад-
pa. Корабли легли на циркуляцию и
встретили нас огнем зенитных орудий.
«Сбит» соседний © нами самолет. Еще не-
сколько «наших» машин «выбыли» 93
<троя.

Миг — и весь «страшный: груз» © на-
mero корабля «брошен вниз, в цель, По-
палание точное, На крейсере «пожар». За-
дание выполнело.

Здесь, в этом ‘первом «бою» одне толь-
Ko чувство владело мною. Была большая,
взволнованная тревога за «своих» по «бою»
	за всех тех, ком мы учились защищать
— 3&8 DOIHHY...
	«Бой» продолжался.

Сделали посалку на скрытом в солопча-
ках озере. Короткий отдых, почти без сна.
Раннее утро. Белый плотный туман. Ви-
диметь меньше метра. Связь не работает.
Условная «диверсия», Мы окружены и от-
резаны. Пока наш союзник — туман. 06°-
явлена тревога. Это не только боевой при-
каз, это большое чувство, охватывающее
всех. Это замечательное состояние, когда
боец ближе всего к героизму. Это внутрен-
няя мобилизация бойца—его влохновение.

Солнце и ветер разорвали туман.

И вдруг... молниеносный улар. Десятки
«вражеских» истребителей пронеслись над
нами, «бомбя» и «расстреливая» нас в
упор. Есть «жертвы». Спокойно, без па-
ники, учтены потери, оказана помощь. Че-
рез несколько минут мы уже преследова-
ли «противника» в воздухе. Не думая
0 картине, я ощущал ее живую ткань.
	EEE EE SE OES

Чувство боевой тревоги — замечательное
ЧУВСТВО.
	Тревога — вот содержание моей кар-
ТИНЫ,

Следующее утро застало нас недалеко
от границы. Было пасмурно, Холодный ве-
тер гнал из-за кордона тяжелые, иссиня-
черные тучи. Наши самолеты спрятаны в
тихой бухте, но там, в открытом море. не-
	ВЫСТАВКА
ОБОРОННОЙ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
	Оборонная тема — излюбленная в твор-
честве молодых иллюстраторов В. В. Щег-
лова и А. М. Ермолаева, Выставка их
работ, открывшаяся недавно в ЦДКА, ши-
роко и многосторонне показала, как вни-
мательно и любовно они изучают боевую
историю нашей Красной Армии, ее жизнь,
быт, учебу, отображая все это в книгах
для детей, альбомах, произведениях со-
ветских писателей, иллюстрациях к исто-
рии гражданской войны.
	Первые работы В. Щеглова характерны
нескоЛько плакатной манерой иллюстрирю-
вания. Условность места действия, 0ез-
различие к конкретной обстановке лиша-
ли рисунок. настроения, теплоты, близо-
ети к зрителю.
	В иллюстрации зияли странные пустые
участки, люди ходили по белой бумате;
не было ни земли, ни неба, герои жили
в пространстве, лишенном природы и в03-
духа. Это были образы декларативные,
хотя и не лишенные выигрышной теат-
ральности. Запомнить их, во всяком елу-
чае, было трудно. Видимо, художник это
понял, ибо в вещах более поздних такие
образы. встречаются реже. Щеглов успеш-
но переходит к рисунку более драматич-
ному, насыщенному, реалистическому, к
композиции сложной и более емкой (ко-
торую надо читать неспеша, вглядываясь,
отыскивая интересные детали, запоминая
черты времени, истории). Художник ищет
увлекательного раскрытия массовых спен,
интересных характеристик своих персона-
жей. Иллюстрация начинает приобретать
повествовательность. я
	Сырая, туманная сетка ночного дож-
дя, вязкая и топкая почва, по которой в
сумраке торопливо бегут кв трузовикам
вооруженные питерские рабочие; вся 0б-
становка рисунка — тревожная и гроз-
ная, —— захватывает, приобщает зрителя
к событиям той взволнованной историче-
ской ночи, когда «Красногвардейские от-
ряды вышли к Пулкову», чтоб защитить
от врага тород революции. Тут земля и
небо возникли, стали «разговаривать»,
сделали изображаемую ‹цену эмоциональ-
ной. Интересными получились у Щеглова
иллюстрации к книге  Новикова-Прибоя
«В бухте Отрада». Художник сумел вы-
брать для рисунка наиболее острые (по
интриге) моменты повествования, что при-
дало иллюстрациям большую выразитель-
ность и сделало их особенно интересными
лля ребенка-читателя,
	Менее удачен иллюстрированный Ще-
гловых цветной альбом для детей
«Красная Армия». Точность, вырисован-
ность изображения‘ как-то сковали худож-
ника, лишили живости картинки альбома.
Jama парашютиста, танкиста, артиллери-
ста до такой степени похожи друг на
друга, что если бы не различные виды
оружия и костюмов, их легко было бы
спутать. Из цветных иллюстраций гораз-
до приятнее серия, посвященная папанин-
цам. В них менее груб колорит, они ин-
тимней.
	Опособному, инициативному иллюстра“
Тору надо в дальнейшем евоем творчестве
освободиться от пебрежности, следов 1по-
спешной ‘работы, весьма ощутимых 8
отхельных рисунках. В иллюстрациях Е
«Броненосцу Потемкину» у офицера н&
палубе... растаяли ноги. Досадные ошиб-
ки, некоторая незаконченность в рисунке,
иногда намеренное избегание трудного —
‚5 сожалению, не единичны.

Из- иллюстраций А. М. Ермолаева наи-
более выразительны рисунки к книге
С. Метиеславского «Грач — птица весен-
няя». 1905 год и его бурные события
художник сумел отобразить взволнованно,
драматично. Серьезное и внимательное изу-
чение города. быта, костюма тех лет по-
могло, ему выигрышно и тонко передать
дух времени. Запоминается уверенная ком-
позиция «На Тверской»,  драматичная
«Стачка ткачей». Умело использует худож-
ник в своих рисунках обстановку, «игру»
вещей. В иллюстрации «Их превосходи-
тельство» одна из главных действующих
‘Деталей — кресло! Оно «играет» в рисун-
ке свою большую роль, подчеркивая рас=
стояние между генералом и теми невиди-
мыми, стоящими внизу лестницы, © кем
он пренебрежительно говорит. Неплохо ил=
люстрировал художник. «Рассказы о Чатае=
ве». Рисунки пером Ермолаева («Оборона
Царицына») более сухи, чем тоновые его
вещи.

Красная Армия — тема большая, 1по=
четная и благодарная.

Выставка молодых художников натляд-
но и ярко продемонстрировала, как много
интересного и ценного вынесли OHH, Hae

стойчиво и углубленно работая над ия
ной темой.
	Художник А. КАНЕВСКИЙ
аа
	Краснофлотский ансамбль песни и пляски Черноморского флота при Доме Красного Флота им. Шмидта, На фото: ук-
	раинская пляска в исполнении ансамбля.
ар
	iam, roe
рождаются
герои
	Фото Б. Фишмана (Фотохроника ТАСС)
ны
	Армии
	Мастера искусств—Красной
	THe беседы, в которых полные внимания
и любознательности вопросы героев Хаса-
на 06 искусстве перемежались с жадными
взволнованными расопросами налтих акте-
ров 0 подробностях боев на высоте 3а-
озерная.

Актеры побывали, конечно, и на сопке
Заозернал. Трудно передать те чувства
бесконечного волнения и благодарности ге-
роям хасановских событий, которые испы-
тали наши актеры, шагая по следам не-
давних боев ¢ самуралми.

Нам часто прихолитея играть спектак-
ли перед аудиторией, в которой чуть ли
не половина зрителей получила натрады
за доблесть, отвагу, преданность, мужест-
во. Соревнуяеь друг с другом в энергии,
отлаваемой работе, в горячем стремлении
быть предельно полезными нашим геро-
ическим краснознаменным дальневосточным
армиям, стационарный и передвижной кол-
лективы нашего театра сплоченной семьей
встречают празлник ХХГ головщины Kpac-
ной Армии и Военно-Морского Флота.
	E. 0. ЛЮБИМОВ-ЛАНСКОЙ,
народный артист РСФСР
	ХАБАРОВСЕ, 21 февраля. (По теле-
графу) я
	До скорой
встречи
	Ранним утром и глубокой ночью. в
дождь и пургу. поездом и на машинах, на
лодках через быстрые реки, ехали мы из
частая в часть давать наши спектакли для
бойцов,  команииров и’ политработников
Первой Краснознаменной армии. Позади —
много тысяч километров пути. Позащи —
огни легендарного (Слтасска, Лазо, отдален-
ные пограничные заставы. под’емы и спу-
ски очаровывающего своей дикой красо-
той Сухановского перевала, незабываемые
встречи с героями-орденоноспами 32-й
Краснознаменной дивизии, 40-й ордена
Ленина дивизии имени тов. Оряжоникилзе.
Сколько замечательных лиц. имен. вол-
нующих боевых эпизодов долго будет хра-
нить наша память!

Мы видели места исторических боев. гле
на весь мир были продемонстрированы
несокрушимая мощь советокого оружия,
беспримерная отвага и мужество Прасной
Армии. Мы всходили на сопку Заозерную,
на вершене которой развевается красное
знамя Страны Советов. И, глядя на него,
мы долго стояли. взволнованные, ечастли-
вые и гордые за свою страну, за могучий
наш народ, за великого и любимого
Оталина.

Выстро промелькнули три © половиной
	тесняет на второй план настроение cosep-
цания, сосредоточенности, характерное для
начала этой части.

Запоминается инструментовка в ряде
эпизодов анданте. Удачно, например, най-
ден оркестровый колорит в начале антанте
ие басы, корнеты и валтор-
НЫ).

Музыка финала чрезвычайно проста. Она
построена на живой (vivo) танцоваль-
ной — вроде тарантеллы — теме, чередую-
щейся с лирическими эпизодами. Живой,
жизнерадостный характер музыки финала
удачно контрастирует $ предыдущеми ча-
стями. возвращая слушателя к настроению
1-й части. Лирические эпизоды финала
несколько ослабляют остроту этого контра-
ста и слегка снижают тонус последней
части. Это в особенности относятся к пер-
вому лирическому эпизоду, гле ритмика
партии басов обобенно подчеркивает смену
активного движения — пассивным. Роль
дирижера злесь очень ответственна, его
задача — сохранить активность темпа, не
поддаваясь постоянной ошибке исполните-
ЛЯ — замедлять в лирических эпизодах.
	Девятнахцатая симфония, как и CKPH-
пичный концерт, была создана в очень ко-
роткий срок. В произведениях последних.
лет Н. Я. Мясковекай как будто вновь на-
хотлит «творческие секреты» классиков, у
которых изумительная «тисциплинировал-
ность» творческого труда была неотдели-
ма от вдохновения.
	1-я часть замечательного  скоипичного
концерта ор. 44 была написана в три ме-
сяца (композитор налряженню искал фор-
му произведения в новом для чего жанте),
2-я часть — в два дня! 3-я часть — в
в четыре дня!! Девятналцатая симфония
начата 5 января 1939 года и окончена в
клавире 13 января того же года. С 15 по
26 января была закончена полностью ее
инструментовка со всеми попразками и не-
олнократными перехелками.
	При этом нужно учесть, что самая 3а-
Дача написать ‘музыку. по выражению
	месяца напряженной таботы наттего кол-
лектива на Дальнем Востоке,

— До новой и счастливой встречи, то-
варищи артисты! — так говорили нам
после спектаклей славные защитники ру-
бежей Дальнего Востока.

— До новой и радостной встречи. на-
ши боевые товарищи! — говорим мы, про-
щаясь © лоблестной Первой Враснознамен-
	ной армией.
- Вл. РАСПОПОВ,

артист театра им. Моссовета
	В гости
к бойцам
	Композитор орхеноносец Дмитрий По-
красе — частый и дорогой гость бойцов
Н-ской части.

Бойцы ловольны, что под ето ру-
ководством они первые разучили «Пес-
НЮ 0 присяге» и стали  «запевалами»
этой песни для всей Красной Армии.

На-днях композитор снова посетил нае.
Вместе с ним прибыл другой наш era-
рый знакомый, солист железнодорожного
хжазоркестра, почетный  железнодорожник
И. Залевекий.

Зрительный зал нашего клуба быстро
заполнилея бойцами. Композитор сел за
рояль. Притихшие бойцы с восхищением
слушали бодрую, героическую новую пес-
ню, написанную братьями  Покрасе на
слова Василия ЛТебедева-Кумача.

Солист Залевекий красивым, сочным
баритоном спел первый куплет и припев
«Песни танкистов».

— А теперь споем вместе, — пред-
ложил композитор.

И мы начали разучивать песню. пов-
	TOPAA По нескольку раз каждую строфу
	первого куплета. Покрасе часто вскаки-
вал из-за рояля и делал указания пев-
цам, подчеркивая малейшие их ошибки.

Е концу занятий песня зазвучала мощ-
НО И IPYRHO. у
	С большим под емом поют красноармей-
цы припев:
Знайте, врати—на удар мы ответим
Tax, чтобы вам никогда не забыть!
Не было. нет и не будет на свете
Силы такой. чтобы нас победить!
Прощаясь © бойцами, композитор ска-
зал: «Спасибо за радушный прием, ко-
торый вы оказываете мне и моей песне.
В следующий выходной день мы опять &
вами встретимся, чтобы продолжить нашу
работу». .
Военком части т. Лебедев от имени бой-
пов торячо поблагодарил тт. Покрасса и
Залевского за их помощь в разучивании
боевых красноармейских песен.
	Красноармеец А. ВЕРХОЛЕТОВ
	М. И. Глинки. «равно доклалную знатокам
и простой публаке», и средства, находив-
шиеся в распоряжении композитора (огра-
ниченный состав оркестра М№-ской казчах-
ти, для которого писал он симфонию), были
для него новыми и, конечно, чрезвычайно
TPYINBIME,

Место девятналцатой симфонии в творче-
стве Н. Я. Мясковского определяется само
собой. Композитор последовательно стремит-
ся 5 наибольшей художественной простоте
средств музыкальной выразительности, наи-
большей правдивости отражения нашей
действительности. И практика показала,
что Н. Я. Мясковекий «ищет» не напрах-
но. Его 16-я и 18-я симфонии, скоипич-
	ный концерт и, наконец, только что закон-
ченная 19-я симфония являются хостаточ-
но убедительным свитетельством ‘этого.
		спокойно. Глухие отдаленные раскаты rpo-  Больше, чем когла бы то ни было. мы
	живем здесь, на Дальнем Востоке, ипте-
ресами нашей Красной Армии. Нас поко-
ряют беспредельная любовь и преданность
бойцов и командиров нашей замечательной
родине, мужество и упорство, которые они
проявляют `°в достижении поставленных
партией и правительством задач.

Овою последнюю постановку — «Про-
фессор Полежаев» Л. Рахманова — Театр
им., Моссовета посвятил славной ХХ го-
довщине Красной Армии. Кроме того, при
содействии, участии и консультации на-
шей режиссуры и актеров всех поколений
& этой дате будут выпущены спектакли,
отдельные сцены и концертные программы.
исполняемые силами участников красноар-
мейской самюделтельности. В чиеле втих
постановок: «Паль Серебряная»,  «Порт-
Артур», «Огни маяка», «Платон Кречет»,
«Жизнь зовет», «Бедность не порок»,
«Дети Ванюшина», отрывки из «Первой
Конной» и «Бронепоезда». Мы выпускаем
также новую концертную программу, мон-
Tam «Чапаев» ‘и новые скетчи — «Под-
руги» ИКвасницкого и «Свинарка» Ялу:
Hepa,
	№ ХХТ годовщине Рабоче-Крестьянской
	КАрасной Армии и Военно-Морского Флота
Театр им. Моссовета направляет также
концертную бритаду’ в отдаленные части
РЕКА и на погранзаставы.

_ Наша передвижная группа Ф‹ытрала за
4 месяца 18 шефоких спектаклей. Шеф-
окие спектакли превращаются всегда в
подлинный праздник, знаменующий едине-
ние красноармейской аудитории © актера-
ми. Навсегда останутся незабываемыми для
нас встречи с бойцами, командирами и
политработниками у озера Хасан, У под-
ножья сопки Ззозерная.

Нали театр оказался первым драматиче-
ским театром, приехавшим на эти, став-
шие историческими места. Это наполняло
участников спектаклей особым волнением.
	Спектакли прошли © гоомадным пот’емом
	И‘ воодушевлением. Гордые и счастливые,
что им улалось показать искусство тем,
кто © таким беспримерным мужеством от-
стайвал неприкосновенность рубежей на-
шей страны, актеры играли © огромным
TOT exon.

За отсутствием какой бы то ни было
сцены спектакли у озера Хасан MEI Ja-
вали в красном уголке. И в этой же ком-
нате сейчас же после спектакля участ-
ники его вместе со зрителями вели горя-
	ма приближались к нам,

Прилола как бы тревожно пасторожи-
лась. Вее прелвещало грозу. Этот суровый
взволнованный пейзаж удивительно гармо-
нировал с нащими переживаниями. Виден-
ное я запомнил на всю жизнь. Мы не
дали застать себя врасплох. Все были на-
чеку, каждую минуту ожилая приказа:
«по самолетам». И как только разведка
донесла о приближении «противника», мы
быстро поднялись в воздух.

«Врат» отетупил.

Тема моей картины выросла из жизни,
из тех моих наблюдений, которыми я 9бя-
зан нашему  героическому воздушному
флоту.

Не напихать этой картины я уже не
мог. Мне открылось самое драгоценное для
меня в искусстве — жизненная правда,
большая, взволнованная.

Через полтора гола для выставки «ХХ
лет РККА и Военно-Морского Флота» мною
была закончена картина «Тревога».
			Красноармейская художественная самодеятельность. На снимке; художники-са-
моучни, младшие командиры сверхерочной службы Н-ской части Северо-Кав-
казского военного округа Н. И. Борисенко (слева) и Н. Е. Евсеев у картины,

которую пишет тов. Евсеев. darn BR Рупттейна (Фотохооника ТАСС)
	Паступающую ХХТ годовщину РАБА и
Вюнео-Морского ‘Флота М-ская кавчасть,
ворой командует т. Калмыков. отметила
торжественным концертом духового орке-
тра пол управлением военного дирижера
 , [, В. Петрова. Программа концерта
Фемяла из произведений советских компо-
	зиторов. на привлекла вниматие не толь-
№ командования и бойцов части, но и
укогочисленных представителей музыкаль-
пой обществентюети Москвы. В концерте
ЗПервыю исполнялось новое произведение
Н. Я. Мясковскомо — симфовая для лухо-
зо оркестра ор. 46 Ез-@ит, написанная
B AXT гоювщине Красной Армии. Концерт
пошел с большим успехом, Автора ветре-
аи дружными овациями. Комиссар части
п предстаратель оркестра в теплых словах
тУетили растущую связь советской интел-
пиениии ¢ Рабоче-Крестьянокой Красной
Армией, примером чего явилось создание
ним из крупнейпих советских компози-
ров симфоний лля военного оркестра.
	(озлавая свою тевятнатнатую симфонию,
	ON ee OE ПРИ

Н. Я. Мясковский поставил перед собой
ЗАЧ Отметить годовщину нашей Крас-
НЙ Армии произведением, которое вызвало
бы в широких массах бойцов глубокий ин-
Tepec B серьезной музыке. Пример Н. Я.
Мясковокого заслуживает подражания.
	Сиуфония, написанная композитором для
Иухового оркестра, обладает всеми призна-
KAMA подлинно симфонического произведе-
вил как пю самой форме, так и по ВНУТ-
PONY принцитам развития музыкального
державия, Музыкальные образы симФо-
НИЙ возникают и развиваются естественно,
мгячно. Все прпоизвеление росптиичимается
EAR единое целое; деление на Части НВ
‘Любит» «го. & является внутренней необ-
	STUMCTLN, естественными цезурами,
	ГУТ МОР ЩЕ Е ВУ:

Н, Я. Мясковскому никогла нельзя было

а аа олцие WUIEIR ATE И
	Подарок композитора
	Новое произведение
	Н. Я. Мясковского
i <
	го развития, остроте симфонического мыш-
ления. Эта сильнейшая черта его творчест-
ва, однако. не всегла сочеталась с просто-
той и ясностью содержания музыки. Пора-
зительное мастерство. наппимер. тринал-
цатой симфонии или третьей фортепианной
сонаты нисколько ие облегчает слушателю
восприятие содержания этих произведений.
0 послелнем же произвелении Мясковекого
иожно сказать, что здесь оба эти каче-
ства гармонически слиты друг ¢ другом.

Торжественно-праздничньм эпиграфом
эвучит тема вступления к первой части
симфонии. Широкая русская мелодия в
мощном унисоннюм звучании всего оркестра,
невольно вызывает ассоциации ¢ темой
«славы», столь часто использующейся в
произведениях русских классиков. Эта
ассоциация обусловлена не столько инто-
напионной стороной темы. сколько обитим’
	характером музыки. Взятый композитором
с самого ‘начала симфонии праздничный,
прелоднятый тон находит свое естествен-
ное продолжение в темах всей части, —
в первой — подвижной и жизнерадостной,
во второй (связующей) — танповатьной и
третьей (побочной) — широкой, певучей.
Во всех темах ощущаются интонации рус-
ской наролной музыки, песни, танца. Раз-
работка этих тем чрезвычайно лаконачна,
хотя в первой части используются фазно-
образнейшие приемы ‘развития: имитации,
каноны, оплетение тем, развитае отдельных
характерных мелодических оборотов и т. д.
Темой «славы» (называя ее так условно)
заканчивается первая часть, пожалуй,
	цаиболее  «оимфоничная», динамически
напряженная.
	Вторая часть — уе 1е\е в сущности
	Не является танцем, в собственном. узком
смысле этого слова. Это лирическая пьеса
для оркестра. с отдельными драматически-
ми эпизодами. Черты  вальсообразноств
тридают второй части жанровую опреде-
ленность, конкретность. Во второй части
выделяетея по своей мелодичноста и ориги-
нальности гармонии наивная и грустная
первая тема, которую можно было бы на-
звать лейтмотивом второй части. Здесь имс-
ет место наложение двух разных тонально-
стей: мелодия дана в соль-миноре, акком-
панемент — в до-мажоре. Этот прием,
рстречающийся у ряда композиторов, как
Григ, Римский-Корсаков, = Стравинский
(«Петрушка»), в данном случае как бы
подчеркивает связь музыки valse lente
русской вародной песней, блатодаря упору
на субломинантовую гармонию (ло-мажор
по отношению к сюль-минору). Досалным
обстоятельством является ° недостаточная
убедительность в инструментовке первого
проведения этой темы, Оригинальность ее
теряется вследствие слишком грузного,
«материального», если так можно сказать,
звучания духовых инструментов. Вообще
же следует заметить. что музыка вальса,
несмотря на_ прозрачную и  колоритную
инструментовку. кажется скорее прелназ-
	наченной для симфонического оркестра, чем
хля духового. ,
	Третья часть —- Andante serioso m0 nan
строению как бы продолжает уа15е lente,
HO по содержанию она более глубока и м0-
жет быть даже выделяется несколько из
общего плама симфонии. Область сосрело-
точенного размышления, вероятно, ближе
всего психологии композитора. 06 этом сви-
детельствуют анданте его симфоний 8-Й,
11-й, 16-й, скрипичного концерта и, по-
жалуй, 19-й симфонии. В теме средней
части анданте слышитоя порыв человече-
ского живого чувства, которое как бы от-
	Необходимо отметить образцовую рабо-
ту военного дирижера т. И. В. Петрова и
оркестра. Буквально из-под пера компюзи-
тора листы партитуры тут же в конвейер-
ном порядке  расписывались по партиям,
В чрезвычайно короткий срок произведение
было разучено оркестром. 26 января Н. Я.
Мясковский закончил партитуру симфонии,
& 15 февраля она уже исполнялась в сту-
дии ралиокомитета, причем тов. Петров ди-
рижировал ее намзусть. Понятно, что даже
при. образцовой военной дисциплине это
было бы невозможно без подлинного энту-
зиазма и олатенности.
	Оценивая выступление оркестра на тор-
жественном вечере 18 февраля в клубе
№-ской части. следует отметить наряду ©
положительными моментами некоторую не-
ровность, точнее, нервозность, в. исполне-
нии симфонии Н. Я. Мясковекого. Это ка-
салось, главным образом, вальса (2-я
часть) и Финала (4-я часть), в которых
иногла не было необходимой точности ин-
тонирования ‘и певучести. Нет сомнения в
том. что в дальнейшем все эти нелочеты
	ее А. ИКОННИКОВ
	Нраснофпотцы-пограничники на досу-
ге (Н-ский Черноморский погранич-
ный отряд)
	Фото Б. Вдовецко