Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	  COBETC
		Вопрос о взаимоотношениях между ком-
познтором и оперным театром так же
р как и само оперное искусство. Ав-
пры первых двух (появившихся в 1609
оду) опер, итальянские композиторы
Диулно Каччини и Джакопо Пери, были
одновременно и певцами — участниками
шрвых оперных представлений.

Такое совиадение лишь отчасти можно
прланать случайным. Одно из высших соз-
ний человеческого художественного ге:
ца — опера представляет собой моручий
(инте трех искусств — музыки, ноэвии
театра. Естественпо поэтому, что содру-
зато композитора и либреттиста с му-
зывальным театром стало необходимым 6
врвых же шагов развития оперного ис-
зусства.

Даже беглый взгляд, брошенный на oc-
звные этапы развития оперы, убеждает
6 В ТОМ, что самые блистательные ев
ираннцы относятся к временам, когда
(вязь композиторов © оперными театрами
сказывалась наиболее тесной, и, наоборот,
pepuoTht. когда общественные условия
золвигали между ними преграды, вместе
(Ted становились и периодами упадка
оперного искусства,

Историческая связь между композитора-
ии и оперными театрами отнюдь не ис-
уерпывалась тем, что театры ставили’ го-
вые оперные произведения.

Подобно великим драматургам, класси-
1 оперы всегда работали в расчете не
тлько на определенный театр, но и на
‹хвершенно определенных исполнителей,
Крупнейнгие оперные композиторы всег-
д были тесно связаны с исполнителями
своих опер. Известно, например, что М. И.
Глинка в первой своей опере «Иван Су-
нин› создавал образ Вани, сообразуясь
данными н возможностями совершенно
отределенной певицы — будущей созда-
тльницы этого образа А. Я. Воробье-
в0й-Петровой. Подготовляя’ «Сусанина»? к
постановке, Глинка не ограничивался тем,
что давал подробные указания ее первым
чополнителям. Он и сам учился у них
ин [аз возвращался к уже закончен-
EY страницам своей партитуры, чтобы
внести туда исправления, продиктованные
ытом живого общения с оперными ар-
тотами,
Точно так же и письма П. И. Чайков-
ог, особенно его обширная переписка
исполнителями, раскрывают поучитель-
ную картину того, как много работал
ReENOIATOP с создателями образов его
олер, как много почерпнул он от них та-
кого, з чем его оперный гений не’ смог
бы раскрыться во всем своем величии.
С друюой стороны, естественное содру-
RETRO композитора и оперного театра в
условиях буржуазного общества нередко
принимало формы нелепые и уродливые,
октельно отражавшиеся на творческом.
процессе и искалечившие немало талант-
ивы: композиторов. Близость автора к
тзатру сплошь и рядом. превращалась. в.
ибокую зависимость композитора от’ пош-
‘HT и низменных требований хозяев опер-
вы дел — антрепренеров; от бессмыслен-
Ныт капризов и прихотей оперных пре-
уыеров и примадонни.

В своей книге «Гендель» Ромэн Рол-
ин описывает, как в 1726 г. лондонские
оперные спектакли обратились в состяза-
	Hla двух гастролировавших в Лондоне
знаменитых итальянских певиц — Фау.
итны и Куццони, — «состязания. сопро-
	эждавмые воплями их враждующих сто-
рюнников». Великий Гендель вынужден
был унизиться до участия в этом состя-
ми ин написать специальную оперу
‹Авззапато» для артистической «дуэли»
\зду этими двумя звездами труппы, ис-
пллявшими партии двух героинь оперы
Известен рассказ об одном знаменитом
норе, требовавшем, чтобы во всех опе-
ег с его участием для него имелась бы
‘аециальная ария, которую он мог бы
ииолнять верхом на лошади с вершины
холма. И находились композиторы, кото:
те были вынуждены подчиняться этой
‘умасбродной претензии ошалевшей’ от
‘лавы знаменитости.

Но дело, разумеется, было не только в
Этих и подобных им анекдотических исто-
риях. Вся система буржуазного оцерно-
№ театра была направлена против инте-
ре0в композиторов, разделяла композито-
08 и тватры на два чуждых, а нерелко
п враждовавитих между с0бою лагеря. Пе-
№довые стремления великих оперных ре-
{Фрматоров неизменйо встречали в опер-
вых театров косное, рутинерское сопротив-
ление, Лучшие оперы, становившиеся за-
ем гордостью мирового музыкального HC-
Кусства, на протяжении долгих лет не мо-
i пробить себе дорогу на оперную сце-
у.

06 этом красноречиво свидетельствует
сценическая история значительнейпгих
проязведений русского оперного  искус-
СТВА,

Л. И. Шестакова рассказывает в Своих
опоминаниях, что, когда Глинке в 1855
ду довелось увидеть на петербургской
юмаенной сцене своего «Сусанина», он на
Пругой день заболел сильным нервным
расстройством. За 19 лет, прошедших CO
Дня премьеры оперы, «не было подновлено
НИУ6Г0; те же самые костюмы, те же де-
корации и польский бал освещался че-
Тырьмя свечами; брат на это заметил, что
оро будут освещать его двумя сальны-
NZ отарками. Ho что выделывал оркестр,
	какие брались темиы, ужас!» О другом
шедевре глинковского гения Отасов писал:
«Опера «Руслан и Людмила» настоящая
мученица между всеми произведениями
русского искусства: с самого появления НА
свет. ее постоянно преследуют такие не-
удачи, несчастия и гонения, которых ни-
когда не испытывало У нас ни одно дру-
гое художественное произведение».
‚ «Борис Годунов» Мусоргского был gam:
ды  забракован театрально-музыкальным
комитетом, вершившим тогда судьбы рус-
ской оперы на казенной сцене. Этот же
комитет почти единогласно решил, что
нельзя принимать на ецену «Хованщину>.
А сколько подобных же горьких минут
должны были пережить и Римский-Корсяа-
ков, и Чайковский, и целый ряд других
замечательных создателей русской оперы!
Только в Советской стране рухнули
преграды, отделяющие композитора от
оперного театра, Наш оперный театр яв-
	‚чяется для композитора ero верным дру-
	‘ом, учителем, творческим товарищем, по-
мощником. Все сколько нибудь значитель-
ное немедленно находит себе место на
нашей оперной ` сцене. Театры всячески
	стимулируют рост советского оперного
творчества.
	Работа оперных театров с композитора-
МИ — одно из замечательнейших явлений
	советской художественной культуры. На-
	пример, Малегот, празднующий свое 20-
летие, был в полном смысле этого слова
лабораторией советской оперы. В. совме-
стной работе с руководителями театра,
сначала С. А. Самосудом, потом B. 9.
Хайкиным, в творческом общении со всем
коллективом Малегота выросло и окрепло
оперное мастерство таких’ композиторов,
как И. Дзержинский J. Кабалевский,
В. Желобинский. Успех оперы «Тихий
Дон» был обусловлен не только личным
талантом Дзержинского, но и той. помо-
щью, которую оказал композитору. Мале-
тот, впервые осуществивший постановку
этой оперы. Точно так же успех «Подня-
той целины» во многом зависел от твор-
ческого энтузиазма, с которым работали
над, оперой коллективы Малегота и Боль-
moro театра СССР ‘во главе с C. A. Ca-
мосудом, продолжившим в ГАБТ начатую
им в Малеготе хорошую традицию сов-
местной творческой работы оперного те:
атра с композитором.

Оперное творчество В. Желобинского не-
разрывно ‘связано с Малеготом. Здесь
осуществились постановки созданных им
опер («Камаринский мужик», «Именины»,
«Мать»). Здесь композитор приобрел ма-
стерство, здесь он, по его словам, пре-
вратился из робкого ученика в опытного
мастера, могущего предлагать театру свои
творческие установки.

Примеры С. А. Самосуда и Б. 9. Хаи-
кина — не исключение. Композитор
Л. Степанов не раз говорил, какую отром-
ную творческую помощь оказал ему по-
ко#ный К. ©; Станиславский -в-работе ‘над
оперой «Дарвазское ущелье». Еще более
напряженная работа проводится в нацио-
нальных оперных театрах — в кКазах-
ском, узбекском, киргизском, таджикском,
где не только воспитываются отдельные
композиторы, но впервые в истории ху-
дожественной культуры этих народов coa-
дается и самое оперное искусство,

Трудно переоценить то большое дело,

которое проводят наши лучнгие оперные
театры. помогая советским композиторам.
Однако работа эта и по сей день стра-
лает рядом существенных недостатков. Да-
же некоторые ведущие советские опёрные
театры не проявляют должной  требова-
тельности к композиторам. Результатом
подобной невзыскательности была, напри-
мер, неудача с оперой «ГЦорс» Фарди в
ленинградском ГОТОБ им. Кирова. После
нескольких спектаклей оперу пришлось
снять с репертуара.
’ Нетребовательность театров приводит в
отдельных случаях к извращению самого
понятия творческой помощи. Некоторые
композиторы считают себя вправе нести в
театр не законченные, хотя бы вчерне,
оперные произведения, а свои первые на-
броски. Иной композитор едва напишет
какую-нибудь сцену будущей оперы. как
уже требует «творческой помощи» от те-
атра, а театры, вместо того чтобы дать
надлежащую оценку и отпор подобным
ижливенческим настроениям, всячески
ищут «выходов» и «компромиссов».
	Hpome того, принятие от композиторов
‹полуфабриката» вместо законченной опер-
HOH продукции порождает у театра стре-
мление к мелочной опеке над автором.
Некоторые театры считают себя вправе не
Только указывать композитору на недо-
четы либретто, но‘и навязывать своих ли-
бреттистов, фактически возрождая вред-
нейшую практику принудительного CO-
авторства и лишая композиторов права
на собственную творческую инливидуаль-
	ность,

Подлинная помощь театров композито-
рам не имеет ничего общего с этими из-
вращениями. Она должна выражаться В
деловой консультации, в создании твор-
ческой атмосферы для композиторов в
театре, в повседневной товарищеской
критике недостатков произведения.
	Это — единственно. правильный путь,
по которому должно направляться ‚ твор-
ческое содружество театров и комповито-
			ИСКУССТ
		Цена 20 коп.
	Ne 30 (610)
	марта
1939 года
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств

es   FF F SF FF в eet
	У мгр
	Товарищи Н. М. Шверник (у микрофона), И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов, М. И. Калинин, Л. М. Каганович на трибуне мавзолея во время
		траурного митинга
	Фото Д. ЧЕРНОВА (Фотохроника ТАСО)
	«На мою долю, говорила Надежла
стантиновна, выпало громадное счастье
быть членом нашей большевистской пар-
тии, работать под руководством товарища,
Ленина, работать под руководством
товарища. Сталина».

Последние минуты своей жизни Ona
жила мыслью о партии Ленина— Сталина,
о предстоящем ХУШЕ c eaae, на котором
будут подведены итоги величайших побед
социализма.

Светлый образ Надежды Константинов-
ны, революционера, борпа за коммунизм,
навсегда останется в памяти трузящихся
Натей родины.

Прощай, наш друг, прощай, азш вер-
ный боевой товарищ!

Победа коммунизма, за которую ты, под
руководством великой партии Ленина—
Сталина, боролась всю свою замечатель-
ную жизнь, окончательно восторжествует в
нашей стране, восторжествует во всеммире.
	ров. М. В. Водопьянов, В. С. Хользунов,
Г. Ф. Байдуков, И. Т. Спирин, С. П.. Де-
нисов. А. С. Сенаторов. П. Л. Осипенко.
	Б последние минуты © прахом старейше-
го большевика прощаются делегаты УП
Московской областной и УП городской 0б’-
единенной партийной конференции. .

16 часов 30 минут. Товарищи Н. А.
Булгания, М. М. Литвинов, Н. М. Швер-
ник. Е. Ярославский, М. М. Каганович,
Г. И. Петровский, 1. 3. Мехлие, С. М. Бу-
денный, А. Ф. Горкин, Г. И. Кулик, А. Д.
Локтионов поднимают катафалк с урной.

Траурную мелодию сменяют звуки «Интер-
национала».
	От Дома Союзов по всему Охотному ряду
выстроилея почетный воинский эскорт,
провожающий прах Н. К. Крупской в по-
следний путь. Впереди несут бесконечное
количество венков, портрет Надежды Кон-
стантиновны, ее ордена. Медленно BU
гается траурная процессия, направляясь
на Красную плошаль. к мавзолею Ленина.
	Улицы. прилегающие к Охотному ряду,
запружены народом. провожающим Надеж-
ду Константиновну. Ее портоеты alas
	зИДНЫ Нал рядами,
	AMY ока, победы социализма. Una
ненавидела предателей дела социализма,
врагов нашей родины.
  «Нам надо оберегать, говорила Надежда
Константиновна, как зеницу ока, победы
социализма в нашей стране. Самую острую
ненависть испытывает наш народ к тем,
кто борется против дела Ленина-— Сталина,
& тем; кто предает дело рабочего класса.
Глубокую ненависть и отвращение к троп-
кистеко-бухаринским шпионам и диверсан-
там испытывает наш’ народ. Другого чуз-
‚ства к врагам у нас быть не может».
Надежда Константиновна, воспитанная
нашей славной большевистской партией,
была неутомимым борпом за счастье на-
ролное, пламенной патриоткой своей социа-
листической родины. Каждый успех сопиа-
листического строительства в нашей стране
вызывал в ней чувство безграничной
гордости за свою родину, за свой народ, за
свою партию.

Прошла ‘ночь... Еще выше вырос холм
из живых цветов. На его вершине уста-
новлен траурный катафалк с урной, при-
	нявшей прах Належды Константиновны
Врупской. В цветах утопает большой порт-
рет друта ‘великого Ленина. обрамленный
красными ‘лентами и черным крепом. На
алых шелковых подушечках возложены
орден Ленина и орден Трудового Красного
Знамени, которыми была награждена
Н. В. Крупская за выдающуюся обще-
ственно-политическую леятельность.
	Часов утра снова открылись двери
Колонного зала. Вновь и вновь здесь про-
ходят тысячи людей в блатоговейном мол-
чании, обнажая толовы перед. прахом
славной дочери советского нарола.
	12 часов 35 минут. В почетный караул
встает делегация  трудящихея города
Ленина, которая только’ что возложила
венки от ленинградских областного и го-
родского. комитетов ВКИ(б) и Шенинград-
ского совета. В составе делегации — лепу-
тат Верховного Совета СССР А. Ф. Смир-
нова, депутат Верховного’ Совета РСФСР
Н: В. Егоров, прехставихели” партайных
организаций. рабочих. интеллигенции.
	$ праха неотлучно находятея ближай-
mre друзья Надежды  Константиновны,
товарищи по работе.
	В 15 часов 30 минут прекращается
лоступ для прощанья © прахом Н. К.
Крупской.
	БВ торжественной типгине зала беспузно
сменяется почетный караул.
	В последних сменах почетного караула
стояли т.т. М. М. Баганович, Е, Ярослав-
ский, Н. М. Шверник, 3. Г. Орджоникидзе,
А. Е. Балаев, В. В. Ульрих. ВБ. Н. Черно-
усов, Г. М. Попов, В. П. Шюнин, зам.
наркома обороны  команларм 1-го ранга
Г. И. Кулик. начальник Военно-Возлушных
	  сил РАВА командарм 2-го ранга А. Д. Цок-
	тионов. Герои Советского Союза А. № Се
	РЕЧЬ тов. А. С. ЩЕРБАКОВА
	Товатищи!
	Советский напол по лостоинетву пенит
	(От трудящихся Москвы и Московской области)
	Красную площадь заполнили делегации
трулящихея столицы. Величественная .ти-
тина.  Безмолвно прощается советский
народ со своей достойной дочерью. При-
спущены алые знамена, — окаймленные
траурными лентами. `
	17 часов. Траурный катафалк устанав-
ливается на постамент перед мавзолеем
Ленина. На трибуне мавзолея — товарищи
И. В. Сталин, В. М. Молотов Л. М,
Каганович, № ЕВ Ворошилов, М. И.
Калинин, А. И. Микоян, А. А. Андреев,
Н. М. Шверник, Н., А, Булганин. А. С.
Щербаков.
	Траурное собрание. посвященное памя-
ти Н. №. Крупской, открывает тов. А. Ф.
Гоэкия.
	Воммунистическая партия, трудяпиеся
нашей стравы понесли большую утрату.
Нет больше е нами старого большевика.
	партия, трудящиеся   Эту заслугу товарища Врупекой
	Надежда Константиновна была крупней-
шим педагогом. Она любила и прекрасно
	олижайшего друга и помощника великого   знала летей и свое большое сэрлце отлава-
	+
	енина — Надежды Вюнстантиновны Ёруп-
ской,

С глубокой скорбью встретили трудящи-

ея Москвы. как и весь советский народ.
эту печальную весть.
	Угасла прекрасная жизнь! Перестало
биться серлпе пламенного революционера,
отдавшего все ‘свои силы, всю CBO энер-
Гию, все строи. помыслы делу партии. делу
социалистической революции.

В эти траурные дни еще ярче встает
светлый 0бпаз ‘обаятельного человека. 0е-
волюшионера. борца.

50 лет назад товарищ Крупская нача-
ла свою революционную деятельность. В
девяностых годах Надежда Константиновна
ветупила в студенческий марксистекий
Кружок и с тех пор до последнего взлоха
безраздельно отдавала все свои силы и
энергию за интересы партий, рабочего
класса. за интересы трудящихея, показы-
вая пример  стойкостя в борьбе за дело
коммунизма.

Встретившись в 1893 году- в Влади-
упром Ильичем Лениным, Hatemza Кон-
стантивовна стала его ближайшим друтом
и помощником. Вместе е Лениным перено-
сила она невзгоды’ — аресты. ссылки,

зуиграцию, преследования парской охран-
КИ.
	В трудных условиях эмиграции она 06у-
ществляла связь © революционными орга-
низациями Россий, вела переписку с то-
варитцами. бывшими на нелегальной рабо-
те, налаживала доставку марксистской ли-
тературы в Россяю.
	Вместе с Лениным работала Належла
Константиновна в первых большевистских
газетах, в партийной школе. где nol py-
ководетвом Влалимира Ильича готовилиеь
	кадры профессиональных. революционеров.
участвовала в подготовке и работах пар-
	ТИИНЫХ ©’2310в и конференпий.
	После Великой Октябрьской сопиали-
стической революции т. Крупская выпол-
He? крупнейшую партяйную и государ-
ственную работу. (С первых дней cvmect-
вования Наркомпроса она член‘ Коллегии,
a затем заместитель наркома. @ неутоми-
мой энергаей налаживает она лело нарол-
ного просвещения и коммунистического
воспитания трудящихся Советской страны.
	Огромное внимание уделяла Належла
Константиновна организация  политико-
просветительной работы. Много сил ^вло-
жила она в лело созлания и распеирения
сети библиотек, клубов, изб-чатален. на-
родных Ломов.
	затем слово получает директор шко-
лы № 175 Свердловского района сто-
лицы, депутат Верховного Совета CCCP
тов. 0. Ф. Леонова, выступающая от имени
работников просвещения.

17 чаков 30 минут. Траурное собрание
скончилось. Товарищи И. В. Сталин. В. М.
Молютов, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов,
М. И. Калинин. А. И. Микоян. А. А,
Андреев, М. Ф Шкирятов. Емельян
Ярюславский, А. С. Щербаков и другие
бережно поднимают траурный катафале
	Ла заботе 00 их коммунистическом воспи-
тании.

Всю свою жизнь посвятила Надежда
Константиновна. нашей партии, вместе со
всей партией прошла она свой жизненный
путь.

Товарищ Крупская была непримирима к
врагам рабочего класса и партии. Надежда
Константиновна глубоко ненавидела  през-
ренных врагов народа,  троцкистско-буха-
ринеких шпионов, наймитов  фапшетских
разведок и призывала народ к беспощадной
борьбе с ними.

Горячая любовь товарища Крупской Е
народу привлекала к ней серлца трудяцеих-
ся. Е Надежде Конетантиновне шли за с9-
ветом, за помощью, делились с ней своими
радостями, рассказывали ей о своих успе-
хах. Она всегда находила время для. того,
чтобы беседовать в людьми. В этой связи
с народом, в простых, задущевных беседах
черпала она новые силы для работы.

Замечательная женщина нашего време-
ви — Надежда Константиновна — всегда
была активным борпом междунаротного ра-
бочего движения и одним из организаторов
и участников борьбы за освобождение жен-
щины во всем мире,

Прекрасна и  поучительна ЖИЗНЬ
Надежды Конетантиновны Крупской, верного
друга Ленина, старого большевика.

До самых последних дней своей жизни
неутомимо работала Надежла Константи-
новна. Только за день’ ло ‘ее’ емерти вся
	наша партия, вся наша страна отмечали
	славное ee 10-летие. Ee приветствовали
Центральный Комитет нашей партии. пра-
Бительство. друзья. товарищи, рабочие,
колхозники, интелтитенция, Всё налеялись,
что еще многие голы Належла Конетанти-
вовна будет плодотворно работать на благо
страны социализма, что вместе < ‘ними она
увидит еще больший распвет нашей po-
дины. Этого не случилось. Смерть вырвала
из нашей большевистекой семьи активного
борца. за. дело коммунизма.

Uepes несколько  лней откроется
ХУШ с’езд’ Всесоюзной Коммунистической
Партии большевиков. Большевики  надея-
лись видеть товарища Крупекую в числе
делегатов и вместе © ней обсуждать ве-
личественный план третьей пятилетки.
	Неумолимая смерть оборвала прекрасную
я КИЗНЬ.
	Надежда Константиновна навсегда ушла
от нас. HO ce образ. образ самоотверженно-
го, беззаветно преданного’ лелу Леяита—
	Сталина борпа за коммунизм. будет жить в
серлпах трутянтяхея.
	с урной и несут его к Кремлевекой стене,
которая через несколько минут навсегда
примет прах В. К. Крупской. Нал плошалью
раздаются скорбные мелодий.
	Склонены знамена. Урна 6 прахом
Надежлы Константиновны Крупской заму-
ровывается в нише древней стены. Разлает=
ся троекратный ружейный салют. На’ сме-
ну звукам траурного марша  разлается
мощный «Интернационал».

(ТАСС.
	РЕЧЬ тов. Н. М. ШВЕРНИКА
	Совета Народных Комиссаров СССР)
	решетками царских тюрем, в ссылке в да-
лекой Сибири, в эмиграции за гранипей.
Она своими руками шифрует указания
Владимира Ильича, переписывает листов-
ки, письма и организует доставку их пар-
тийным организациям.

Незабываема кипучая деятельность На-
дежды Константиновйы в качестве секре-
Tapa редакций большевистских газет:
«Искры», «Вперед» и «Пролетарий».

В имперяалистическую войну Надежда
Константиновна — пламенный борец за
проведение ленинских лозунгов о превра-
щении империалистической войны в вой-
ну гражданскую.
	После возвращения из эмиграции в
Россию в 1917 г. она ведет большую аги-
тационную работу среди рабочих, работнип,
молодежи, солдат, раз’ясняя лозунги нашеёй
партии, организует широкие массы на
борьбу за диктатуру рабочего класса,

После победы Великой Октябрьской
Социалистической революции  Належла
Вонстантиновна со всей страстью больше-
вика неутомимо работает ‘над организацией
новой, советской школы, над организапией
коммунистического воспитания Nace.
	Советское правительство за выдающиеся
заслуги в этом деле награждает Надежду
Конставтиновну орденами Ленина и Крас-
ного Трудового Знамени.
	Во всей своей большой работе она была
тесно связана с широкими массами трудя-
щихся. Тысячи рабочих и крестьян, работ-
ниц и крестьянок многонапионального Co-
ветекого Союза, учителя, работники библи-
отек, изб-читален, клубов были связаны
тесной дружбой с Надеждой Константинов-
ной, обращались к ней за советом и по-
мощью, В свой связи с широкими массами
она вклалывала любовь к советскому наро-
	AY, она пропагандировала великие идеи
енина и Сталина.

_ Особенно ‘трогательной была дружба
	Належды Кочстантиновны с нашей замеча-
тельной детворой. Надежда Константиновна
искренне любила детей, дети искренне
любили ее. В этой дружбе. с летьми она была
замечательным воспитателем будущих бор-
NOB за коммунизм в духе любви и предан-
вости родине, нашей партий, великому
Сталиву.
	Надежда Константиновна постоянно прт-
зывала широкие массы оберегать, как 3e-
	(От Центрального Комитета ВКП(б) и
	Товарищи! Большевистская партия,
трудящиеся массы нашей страны понесли
тяжелую утрату. От нас навсегда ушла
Належла Константиновна Врупская, ста-
рейший член великой партии Ленина—
Оталина. ближайший помощник Владимира
Ильича Ленина. член Центрального Коми-
тета Всесоюзной Коммунистической партий
большевиков, депутат Верховного Совета
ОССР.

Надежла Константиновна отдала всю
свою прекрасную жизнь служению наро-
ду, борьбе против оголтелого и злейщего
врага трулящихея — царского самодержа-
вия. против т6мноты и невежества, ‘раб-
ства и ‘угнетения.

Она была активным строителем социа-
лизма, счастливой и ралостной жизни
многомиллионного и’ многонационального
советского народа.

Ha царекие тюрьмы, ни ссылки. ни
эмиграция ве сломили боевого духа этой
замечательной женшины нашего времени.

Bes жизнь Надежды ‘Константиновны,
вся ее певолюционная деятельность нераз-
рывно связаны в историей большевистекой
партии.

Належла Константиновна прошла болъ-
шой и замечательный ‘путь бойца, рево-
люпионера большевика.
	Она начала’ свою славную революцион-
ную ‘деятельность почти 50 лет’ тому
назад.

`В тысяча восемьсот  девяностом  тоду
Надежда Константиновна — народная
учительница — становится пламенным
пропагандистом марксизма. В условиях
жесточайшего преслелования царизма, онз
пропагандирует марксизм среди рабочих
Невской заставы Петербурга, работая учи-
тельнипей вечерней рабочей школы ва
Шлиссельбургском тракте. Из этой школы
немало. вышдо пламенных революнионеров,
замечательных борпов за дело рабочего
класса.

Надежда Константиновна активно yua-
ствует в укреплении «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса», организо-
ванного Владимиром Ильичем. С этого мо-
мента она становится ближайшим помющ-
ником и другом великого Ленина.

Належда Константиновна мастерски 0р-
ганизует явки, ° конспиративные связи,
пересылку литературы, передачу директив
Влалимира Ильича, когда он находится за
	ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ КРАСКОЙ СТОЛИЦЕ
	Вчера, 1 марта, в коммунальном музее
Моссовета открылась выставка’ — «Моск-
88 от ХУИ к ХУШ с’езду ВКП(б)».
‚Выставка отражает ‘исторические пред-
Садовские дни в красной столице, высо-
Mil политический и производственный
полем, охвативший рабочих и интелли-
тенцию Москвы,

В основном разделе выставки-—«Сталин-
ий тенеральный план реконструкции
` Москвы в действии» — показаны с00ру-

жения Москвы за время 1934—1959 гг
канал Москва—Волта, гранитные набереж-
ные водной магистрали столицы, 11 но-
вых мостов, первая и вторая очереди луч-
шего в мире Метрополитена, распгиренные
и реконструированные магистрали и пло-
щади, гостиница «Москва», Дом Совнар-
кома, здания библиотеки им. Ленина и
военной академии РЕКА им. Фрунзе, до-
ма на улице Горького, 1-й Мещанской,
	Можайском шоссе и многое другое.
	К 195-ЛЕТИЮ 60 ДНЯ РОЖДЕНИЯ Т, Г. ШЕВЧЕНКО
	Государственный Исторический музей
Готовит к юбилею Т, Г. Шевченко интерес-
ную выставку, посвященную великому на-
родному поэту.

Выставка Имеет 4 раздела: «Шевченко в
крепостной неволе и ранняя пора твор-
чества», «Расцвет художественного твор-
чества и расширение революционной дея-
тельности», «В ссылке», «Последний 1е-
PHO. творчества и художественного Иа“
следства Шевченко в СССР».
	Музей располагает интереснейцгими ар-
хивными материалами. Будут выставлены
записки Федора Толстого, бывшего вице-
президента Академии художеств, добив-
шегося амнистии Шевченко, а также 33’
писки дочери Толстого, которая с боль-

ой теплотой вопоминает о встречах 0
	‘великим пбэтом.
Старинные литографии и гравюры ри-
‘суют Киев и Нижний Новгород Х[Х века,