3 Марте 4939 г. № 39 (619)

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
		К ВЫСТАВКЕ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
	Рябушкина
	Первый
выпуск
	НА ОТЧЕТНОЙ ВЫСТАВКЕ КАРТИН
ХУДОЖНИКОВ-ЗАОЧНИКОВ
	Заочное обучение рисованию и MUBOMHe
си — дело новое и очень трудное.

Когда пять лет тому назад идея такого
обучения возникла во Всесоюзном доме
народного творчества, Наркомпрос отнесся
к новому начинанию весьма недоверчиво.
Поддержку оказали первым в мире заоч-
ным. курсам рисования и живописи наши
‘крупные художники, Художники  поня-
ли, какое большое значение может
приобрести заочное обучение для десят-
ков тысяя любителей искусства, живу-
щих в мелких районных городах и отда-
ленных от культурных центров селах.

Осенью 1934г. курсы открылись.

И вот прошло три года. У нас есть пер-
ный ‘выпуск. На отчетной выставке кур-
сантов-заочников, открывшейся в помеще-
нии кино «Ударник», есть много ценных
и интересных работ.

Выпускник Морозов (в прошлом кол-
хозник) при поступлении на курсы пы-
тался писать большие полотна. Ему при-
шлось упорно заняться учебой. Выпуск-
ная работа Морозова «Юный Ленин слу-
шает игру матери на рояле», показанная
на выставке «Ленин и Сталин в народ-
ном изобразительном искусстве», свиде-
тельствует о больших успехах художника.

Сейчас Морозов принят в члены горь-
ковского союза советских художников. Он
руководит изостудией в Муроме. Конечно,
OH, так же как и другие заочники, хочет
учиться дальше, :

В. В. Серов, один из наиболее одарен-
ных заочников, дал на отчетную выстав-
ку два больших полотна («Завтрак в кол-
хозной семье», «Товарищ Сталин среди
пионеров») и цикл. лирических пейзажей.

Картина диспетчера пожарной команды
Пегова «Выступление Ленина». — одно
из самых значительных произведений
первого выпуска. Связь народното вождя-
трибуна с  красноармейской массой,
тлубокая оосредоточенность, готовность К
революционному действию переданы ху+
дожником очень сильно.

Работам курсанта-заочника Каева рань-
ше были присущи некоторая пестрота и
слалцавость. Сейчас он подошел к созда’
нию серьезных композиций. В его неболь-
ших интерьерах чувствуется тонкая наб-
людательность. Он умеет выразительно
передать свои впечатления.

Интересно развивается Кравченко (в
прошлом приисковый рабочий, сейчас —
педагог). Темы его картин всегда своеоб-
разны, насыщены богатым жизненным
опытом. Образы ето правдивы. проникну-
ты теплым чувством («Наш первый депу-
тат»).

Антипин, поступая на курсы, прислал
приемной комиссии почти детские по сво-
ей наивности пейзажи: несколько доми-
ков, расположенных фронтально по линии
горизонта, и ромашки и колокольчики на
переднем плане.

ыпускная картина художника «Бригада
комбайна в поле» интересна, содержательь
на и построена с той эпической простотой,
которая невольно вызывает в памяти
фресковую роспись.

Черенков с подлинным пафосом покавы-
вает массивы колхозной ржи, нерасчле-
ненной межами, мапгины, везущие богатый
урожай («Дадим стране 7—8 миллиардов
пудов зерна»).

Свежи и искренни гуаши Семенова («За
работой», «Сенокос»). .

На заочных курсах занимается 1200 чв:
ловек. Почти наполовину — это сельская
интеллигенция и колхозники.

Основная задача заочных курсов — это
прежде всего помощь самодеятельным ху-
ложникам. Но потребность в художествен-
ных силах на периферии так велика, что
многих заочников уже на последних кур-
сах обучения привлекают к педагогичес-
кой работе. Выпускник Смирнов, в прош-
лом типографский рабочий, сейчас рабо-
тает как учитель рисования в школе. Са-
винков стал помощником художника в
театре. Некоторые учащиеся после 2—3
лет обучения поступают в художествен-
ные училища,

Несомненно, ‘что заочное обучение мо-
жет быть использовано еще шире и для
повышения квалификации  преподавате-.
лей рисования в школе, художников-пе-_
дагогов. и Т. д.

Вопрос этот заслуживает внимания изо-
управления Всесоюзного комитета по де-
	лам искусств.
Ф, РОГИНСКАЯ_
		РУЛИ ГА. ЕЯ
—ы—

«Иван Грозный» Репина
_ под запретом
	В архиве Академии художеств хранитоя
интересная переписка бывшего президента,
Академии художеств великого князя Вла-
димира и министра внутренних дел Дур-
ново по поводу картины Репина «Иван
Грозный и сын его Иван».

Известно письмо *Победоносцева к Алек-
сандру ПЬ от 15 февраля 1885 года, в ко-
тором он сообщал царю: «На Передвиж-
ной выставке выставлена картина, оскорб-
ляющая у многих правительственное чув-
ство: Иван Грозный с убитым сыном. Се-
годня я видел эту картину и не мог смот-
реть на нее без отвращенья... Удивитель-
ное ныне художество; без малейших иде-
алов. только с чувством голого реализма
и с тенденцией критики и обличения...»,

Этот доноо не остался безрезультатным.
Было создано «дело», которое незамедли-
тельно получило ход. Об этом повествует
неопубликованная переписка великого
князя Владимира с Дурново.

4 марта 1885 тода «августейший» пре-
зидент Академии художеств сообщает ми-
нистру внутренних дел:

«Ею Императорское Величество высочай-
ше повелеть соизволил, чтобы находящая-
ся ныне на ХШ передвижной выставке
картина Репина «Иван Грозный и сын его
Иван, 16 ноября 1581 г», по каталогу вы-
ставки № 208, по закрытии этой выстав-
ки, ни в Москве и нигде более и ни под
каким предлогом не была выставляема для
публики или распространяема в публике
какими-либо другими. способами».

В ответном письме министр ставит пре-
зидента в известность о том, что им «оде-
ланы соответствующие распоряжения 0
недозволении как выставки этой картины,
так и распространения ее в публике».

Переписка на этом не прекратилась. 16
мая того же года президент академии вы-
нужден был снова обратиться к министру:

«В статье № 126 газеты «Новости» на-
печатана статья В. Стасова, на которую я.
не могу не обратить серьезно внимание
	В этой статье под названием «По пово-
ду лекции профессора Ландцерта о кар-
тине Репина» Стасов не только позволяет
себе глумиться самым бесцеремонным об-
разом. в выражениях, переходящих вся-
кие границы терпимости, над Император-
ской Академией Художеств, но он, кроме
того, старается защищать картину неодо-
бренную и запрещенную...»

На это последовал ответ министра:

«Согласно указаниям Вашего Имнератор-
ского высочества редактору газеты «Ново-
сти» сделано, по распоряжению моему,
строгое внушение за напечатание ‹непри-
личной статьи о картине Репина.

При сем было об’яснено ему, что если
еще раз осмелится он выступить с одоб-
рительными отзывами 0б’означенной кар-
тине, утверждая, будто бы он не знал, —
так как высочайшее повеление не было
обнародовано, — о запрещении высказы-
вать о ней те или другие суждения, TO
это неуместное оправдание не оградит его
	от заслуженной кары».
И. А. БРОД.
	Картины
	Нельзя сказать, что Рябушкина в евое
время не ценили. Его имя принадлежало
к числу, правда, негромких, но отнюдь
не безвестных. Ему было всего девятнад-
цать лет, когда в 1880 г. на учениче-
ской выставке Московского училища живо-
писи сам Третьяков отметил и приобрел
одну из его работ. 0 Рябушкине с одобре
нием отзывались знатоки русской старины.
Его хвалили... и скоро забывали. Поемерт-
ная выставка 1912 г. заставила снова за-
говорить 06 этом замечательном, глубоко
национальном живописие,
	Сейчас, на выставке русской историче-
ской живописи, которая’ дает возможность
опровергнуть многие ходячие, хотя и устд-
релые, оценки и суждения, художествен.
ное наследие Рябушкина предстает. перед
нами каж бы в новом свете, во всей своей
похлинной значимости.
	Все подлинно народное было ему орга-
нически близко. независимо от того. на-
ходил он его в прошлом или в настоящем.
Он одинаково любил и глубоко чувство-
вал быт Москвы Х\УП века и современ-
ной ему деревни. Его равно привлекала и
бытовая и историческая живопись.
	В большом полотне «Сидение Михаила
Федоровича е боярами» наиболее  убеди-
тельны второстепенные фигуры. Картина
не была принята на Перелвижную выстав-
ку, хотя была не хуже многих других
исторических композиций того времени.
Репин ездил на квартиру к непризнанному
молодому художнику, в чье дарование ве-
рил, чтобы утешить его. Рябушкину не
было причины отчаиваться. Одновременно
© «Сидением». в том же 1893. г., были
написаны «Потешные Петра [ в кружале».
Здесь хухожник во многом уже нашел себя.
Правда, живопись этой картины еще одно-
образна и темна. Свет, пробивающийся
сквозь душный сумрак кабака, выхваты-
вает отдельные фигуры, сидящие вокруг
стола, столбы, подпирающие низкий пото-
лок. Вся сцена показана так, как будто её
подемотрели невзначай, застигли завсег-
датаев кружала врасплох. Перед нами жи-
вые люли петровского времени, подлинно
народные типы-— все эти молодцы и боро-
дачи, с любопытством, недоверием и не-
лоумением взирающие на курильщика.
	Рябушкина. так же как и Сурикова,
особенно привлекал русский ХУП век со
всем своеобразием его отетоявшегося бы-
	Ta, BO всей его необычной  красочности.
В «Семье купца ХУП века» он зумел co-
вершенно по-новому и в 10 же время иро-
нически трезво показать типичные обра-
зы людей прошлого. Нарушая пристрастие
исторических живописцев к сюжетной на-
сыщенности, он дал вне какой-либо бы-
товой мотивировки семейную группу. не-
посредственно позирующую хуложнику.
	Стремясь возможно полнее охватить
прошлое, Рябушкин отказался и от робкой
манеры показывать по преимуществу зам-
EHYTHH мир «комнатного быта». Увлечен-
ный примером Сурикова, он обратился К
шумным улицам, к народной массе. У не-
го не было той  археологической ярудиций,
которую накопил Аполлинарий Васнецов.
Но он не хуже его воскресил пейзаж Мо-
сквы Х\П века. Рябушкин умел насетить
старинную московскую улицу  живыма
людьми, то увязающими в весенней тря-
зи прохожими (показанными им на огром-
пом холсте). то стрелепким лозором, изо-
браженным в чудесной маленькой ахва-
рели «У Ильинских ворот».

На выставке представлена лучшая из
его уличных композиций — «Свадебный
поезд в Москве ХУП века». Эта картина
отличается редкой красочной выразитель-
ностью и необычайно удачным композици-
онным решением. 0собо следует отметить
	исключительный по  проникновенному
(злесь уместно будет сказать —= «леви-
тановскомт») чувству приролы — УлЛич-
	ный пейзаж, как будто выисканный Ря-
бушкиным где-то на окраине старинного
	провинциального города. Ауложник 3-33
угла, из проулка показал покрытую та-
THM снегом улицу с типичными для ста-
	рой Руси деревянными постройками, голые
березки, ясное небо ‹ дымом из труб,
красный закат, отразивигийся на убранной
кокошниками церковной маковке. В пред-
вечернюю тишину врывается шум наряд-
ного свадебного поезда, В плавном ритмич-
ном беге проносятся возок, всадники, пе-
шие. Отделившаяся от общего потока де-
вушка уходит в переулок. Ее фигурка,
скользящая влоль стены, — не только ве-
ликолепное красочное пятно, не только
преросходпый кусок живописи. Это живой
образ эпохи, схваченный во всей типич-
ности движений, позы, жеста, мимики.

В тругой, наиболее известной картине
Рябушкина «Едут» оживает  поллинная
уличная толна ХУП века, оттисвутая
стрельцами к стене дома. Художник в из-
вестной мере тяготеет здесь к монумен-
тально-лекоративным формам.
	В «Менщинах и девушках ХУП века»
красочное великолепие, причулливая у30р-
чатость нарялов и стенных росписей уже
почти целиком заполняют всю картину й
как бы растворяют в себе человеческие
лица. Художник здесь отдал  нёкоторуто
дань декоративному стилизаторству. Зато
в картине «Шуба с царского плеча» Ря-
бушкина богатая, несколько условно трак-
тованная. орнаментапия одежды, повторен-
ная в обрамлении картины, всецело под-
чинена пентральному образу.

Рябушкин родился в крестьянской семье.
в которой иконопись была привычным де-
лом. Ему знакомы были сиротская доля,
случайное покровительство купцов-меце-
натов, существование на нищенские сти-
пендии. В Московское училище живописи
OH попал в счастливую пору. Нестеров;
Левитан, Константин Коровин, Архипов
были его товарищами, а Перов — учите-
лем. Рябушкин воспринял лучиие тради-
	Картина учителя В. В, Серова (Муром, Горьков-
ской обпасти)’
			«Завтрак в колхозной семье»,
	Выставка А. Н. Варновицкой
		Г оряева
	ность художника бесспорна. Редкая ост,
та глаза, богатая выразительность графу
ческих приемов придают его вещам че
ты уверенного мастерства, Особенно зп
касается шаржей  Горяева. Характер
стремление к монументальности в парт
которым художник в большой мере обл
зан творчеству Домье, Но о чем говоря
монументальные шаржи Горяева? Их wy.
нументальность не оправдывается по ву
ществу ничем. Памфлет мыслим не толь
на страницах тазеты, но и на плоскости
стены, каламбур же, увеличенный до и
меров стены, производит странное виечат,
ление. Вот почему монументальные ши).
жи Горяева це имеют внутреннего опре
дания, в них нет необходимого дая 181%.
то жанра социального пафоса.
	Поэтому «камерные» шаржи Горяева м
раздо удачнее и убедительнее больших,
Иные из них —— шедевры этого жанра, (
исключительной остротой художник чув
BY€T чгротескное» в человеческом облив
и передает это с великолепной  вырмт
тельностью.
	10: та же склонность к гротеску делам
спорными ‘некоторые из иллюстраций [‘.
ряева. В течение ряда лет художник pe
ботал как иллюстратор преимущественно
западноевропейской и американской пы
реводной новеллы. В иных случаях, к.
да, (например, художник имел перед соб
тротеекную новеллу 0. Генри, мрачный
юмор Бирса или лукавое издевательств
Хашека, его рисунок хорошо  вязался и
текстом. В ‘ряде других случаев (Hover
лы Джесс Стюарт и др.) его привычны
манера оказывалась явно недостаточно,
более того, искажавшей характер прош»
ведения. Целый ряд новелл требовал по
каза психологического облика repocs м
всем богатстве и характерности инди»
дуальных черт, художник же огрании
вался общим наброском движения и
туации с гротескным подчеркиваниеу т
или иной детали. Надо, однако же, №
THTb, что в своих последних вещы, 1
кстати сказать, художник имел пер.
	бой советский материал (новеллы Moca
на и др.). у него намечается большее
	мание к образу, исчезает подчеркну
гротескность.

Горяев — художник еще не слоя
	шийся. Все, что он показывает нам 1
перь, он сам назовет когда-либо с
«лицейским периодом»,

То стремление к монументальности, 1
	торое художник хотел выразить в mi?
жах нашло свое законное место в пани
	Азербайджалтского павильона  Сельскот
зяйственной выставки, Художник неоу

ненно обладает дарованием декоратор»
монумепталиста,

Горяев обладает большой профес»
нальной культурой, его рисунки, даж
намболее спорные, так же как п 60 *
личные акварели, всегда отмечены в’
	сом и благородством.
Н ВЫШЕСЛАВЦЕВ
	раскрыт автором книги. Современная J
тература о «подсознании» огрома 1 №
всегда лишена‘ неириятного фрейлиоси
оттенка. Этого оттенка, разумеется, #7 в
книге Станиславского: но кое-ком Take
нечеткая терминология может, г0у® (+
воря, сбить в толку, тем более 910 и®
he приводит“ никаких свелений из тит
психологии, кроме аристотелевекого 183
ления психической жизни на ум, 97890
и волю, иди на способность пресоеые
ния, суждения и волечувства,
	В заключение необходимо ответить #8
вопрос: кем же был покойный Станисла”
ский как основатель огромного и и
творного движения на театре и кав 8810
ценнейшего трактата о подготовке agtepa!
	В одной из своих работ последаего пе
	риода гениальный знаток человеческого
мозга И. П. Павлов счел пеобхолимьы
остановиться на группе воров, «ft
	только недостаточно обработанных B Be
уке, но лаже не поставленных Buell, кз
они того заслуживают...». «Для ВХ, —
говорил он. —— только что приходит 080
	п
время». Это — вопросы научного и
	дожественного творчества,

«Жизнь. — заявляет Павлов, — 9
ливо указывает” на две категории пи:
художников и мыслителей... (ли —
ложники — во всех их родах: ma
лей, музыкантов, живописцев ит, № 3%
хватывают действительность ПВА
сплошь. сполна живую действительность
	без всякого лробления, без всякого pas Cit
нения. Другие — мыслители — 18
дробят ее, и тем как бы умерщвляют №
лелая из нее какой-то временный сели
и затем только постепенно, как бы 010%
собитают ее на части...»

‚ Эта точка эпения на особенности абиЯ
мозга художника и ученого высказава №№
вловым как бы мимохолом. Она нахо
свое подтвержление и в книге и в жи
Станиславского. Несомненно. что ¢
зие творческих приемов художника и №
слителя требует серьезного обсужлеты
специалистами науки и искусства,
мысль жлет сейчас. после смете si
двух великих людей, дальнейшей эко
риментальной проверки и разработки
участием не только актеров. режиссемй
писателей, но и ученых,
	Проф. Ю. ФРОЛОВ
	На-днях в МОССХ открылась выставка
двух художников; Ады Варновицкой и
В. Горяева.
	Здесь не место подымать старый спор
о том, считать ли акварель видом графи-
ческого искусства либо особой формой
живописи. Правильным, вероятно, будет
признать, что акварель может быть и гра-
фикой, когда художник рисует и раскра-
шивает, пользуясь цветом, как дополни-
тельным к рисуику элементом (Нарбут
и др.), и живописью, когда художник пи:
шет. акварельными красками, как всяким
другим живописным материалом (Ал. Ге-
расимов и др.). Акварели Варновицкой
относятся целиком к последнему виду.
Женский портрет—вот основная тема Вар-
новицкой Пейзаж и немногочисленные
иллюстрации отступают на второй план
перед целой галлереей портретов coBpe-
менниц, исполненных на небольших ли-
стах с нежностью и блеском, какие до-
ступны только акварели.
	Акварели художницы пленяют  чувст-
вом жизни, прелестью цветовых решений.
В этом любовании обликами советских
женщин, как носительниц прославленных
имен, так и рядовых девушек нашей
страны, заключен социальный смысл твор-
чества художницы... Перед некоторыми пор-
третами Варновицкой неслучайно вепо-
‘минаешь о Ренуаре. Дело, конечно, не
только в том, что какая-то доля приемов
Ренуара освоена художницей. Ее близость
к великому французскому мастеру —
прежле всего в чувстве ‘радостного прия-
THA ЖИЗНИ.
	Подавляющее больпгинство напгих аква-
	‘Телистов более подчиняется материалу, ие-
жели подчиняет его себе, спеша поставить
точку на удачном кистевом ударе, на
«вкусно» подсохшем затеке, довольствуясь
приблизительностью получившегося цвето-
	вого решения.
	ции перелвижников, их умение вематри-   Вашего Превосходительства,.
		ваться в окружающую жизнь, их любовь
к Человеческому образу.

Рябушкин долго и много ездил по
древним русским городам. изучая старину
и крестьянское искусство. Выйдя из кре-
стьянской среды, он оставалея ей верен,
часто работал в деревне, а последние годы
он почти безвыезлно жил в 6. Новгород-
ской губернии.

В 1903 году, за гол до смерти, им были
написаны лучший его пейзаж, лучшая
бытовая вещь «Чаепитие» и превосходный
исторический этюд «Девушка ХУП века»,
	находящийся в Русеком музее. Постепен-
но он приближался к задачам, сходным е
теми, которые встают сейчас перед совет-
ской исторической живописью. Он задумы-
вал сложные композиции  тгероико-эпиче-
ского характера. Последняя его работа изо-
бражала побелоносную битву русских с та-
	тарами. :
Л. РОЗЕНТАЛЬ
	От. подобного упрека не свободны и
работы Варновицкой. Она несомненно хо-

чет создать образ в своей портретной ра-
боте, но материал связывает ее, она не
решается упороствовать, ‚ добиваться = все
большей углубленности. Боясь потерять
свежесть работы, она довольствуется эс-
кизностью, первым впечатлением, усили-
вая черты внешней выразительности. От-
	сюда получается одностороннее, недоста-
точно углубленное решение образа, с
преувеличенной подчеркнутостью — одной-
	двух характернейших черт модели. Очень
смягченные черты «эстетизированного rpo-
теска» отличают иные, портреты художни-
цы.

Если элементы гротеска только намече-
ны в работах Варновицкой, усиливая ост-
роту характеристик, «приперчивая» эсте-
THOM жизнеощущения, то в творчестве
В. Горяева гротеск, является языком, кото-
рым художник владеет» охотнее и свобод-
нее всего.
	Полнее всего Горяев представлен как
иллюстратор и мастер шаржа. Onapen-
	низм, у него есть и отрицательные свой-
ства, проявляющиеся в тех случаях, когда
не требуется большого «размаха» лвиже-
ний, не требуется реальной борьбы с опас-
ностью, а когда имеются лишь эмоцио-
нально подобные состояния,

Адреналин и другие вновь открытые. ве-
щества, местом образования которых елу-
жит, между прочим, сама центральная
нервная система, выделяясь в кровь, вы-
зывают иногла чересчур заметное повы-
шение напряженности тонуса всей муску-
латуры тела актера и, в частности. мышц
лица и мышц гортани, обусловливая их
«зажим», как выражается Станиславский.

Вот почему неопытный актер, пусть и
хоропю знающий свою роль, выходя из-за
кулис. вдруг теряет свободу самооблалания
и, забывая ¢ тонкой «отделке» своих
движений, начинает делать какие-то х9-
	дульные жесты и говорить не своим. го-
ЛОСОМ.
		Выставка исторической живописи. К. В. Лебедев. «К боярину с изветом»
	«Об этом спросите ученых...»
	торая всегда отличает актеров, игравших
естеством. Не ждите от них никакой
цельности: их игра то сильна, то ела-
ба, то пылка, то холодна, то заурядна,
то возвышенна. Актер же, играющий 06-
думанно... всегда будет равно  соверше-
nen...» («Паралокс 0б актере»).
	Этим же в сущности вопросом 0 «есте-
стве» и разуме актера занимались и Саль-
вини. и Щепкин. п Ленский.
	(Станиславский в своей книге устанав-
ливает ‹овершенно новые отношения Me-
жду переживанием актера и  представляе-
MOH им на сцене ролью. Работа актера
над образом, согласно убеждению Отанис-
лавского, не выносит никакого Tanna,
она чужда воякого ремесла. Но она не име-
ет ничего общего и < игрой «нутром»,
как ее понимали прежние актеры.
	dam, чувства, взятые актером из его
жизненного опыта и перенесенные в роль,
дают жизнь пьесе и ее герою.
	Проработав полвека на сцене в качест-
ве актера и режиссера, Станиславский в
живой и общедоступной форме дал нам
ряд выработанных им празил подготовки
и тренировки актера; в целом ряде не-
забътваемых сцен он указал, как соере-
доточить и удержать внимание зрителя,
как использовать свое творческое вообра-
жение, как избегнуть нарочитой «тезт-
ральности», как найти  «еценическую
правду», как зафиксировать элементы, от-
мечающие «фарватер действия», как с03-
дать единство между актером и ето ро-
лью во время спектакля, какими срелет-
вами отделить первоначальный внутренний
«посыл», связанный с зарождением роли,
от элементов представления роли. Говоря
0 «зачатии» сценического образа, Стант-
славский пользуется при этом несколько
грубоватым, но доходчивым примером из
биологии зарождения организмов:

«Каждый сценический художественный
образ является единым,  неповторяемым
созданием, как и все в природе...».

«Я считаю, что для органического взра-
щивания роли нужен не меньший, а в
иных случаях значительно больший срок,
чем для создания и взращивания живого
человека». .
		Есть книги, которые, подобно гилро-
техническим сооружениям, вводят течение
человеческой мысли в новое русло. И
есть другие книги, которые, как  прор-
вавшиеся горные озера, сразу созлают де-
сятки водопадов, пробивают скалы, ©н9-
сят на своем пути все препятствия... Та-
кая книга-бомба брошена в театральную
литературу величайшим режиссером и
актером нашей эпохи — Константином
Сергеевичем Станиславским!.

В сущности, книга об актере предназ-
начена не только для актеров и театро-
ведов; всякий художник, писатель и му-
зыкант nponter ee с отромной для себя
пользой. Эту книгу читают сейчас и по-
STH и вообще все интересующиеся у6-
пехом культуры, ее историей и, наконец,
самыми основными вопросами  человече-
етого (а не только артистического) пере-
живания. Читают, из®чают ее, конечно,
и научные работники, обсуждая каждый
со своей точки зрения.

Попытаемся подойти в последнему
произведению №. С. Станиславского 0
стороны современного учения 9 мозге, с
точки зрения изучения сложной психики
актера на сцене.

Главная цель «искусства театра», как,
ео понимает Станиславский, состоит в
выражении внутренней жизни Человека
художественными средствами.

Но каковы эти. средства? Вопрос этот
ставится СОтаниславским не впервые в ис-
тории театрального дела.

Представители прогрессивной науки
ХУПГ века, энциклопедисты, в том числе
Дидро, интересужь историей  человече-
ского разума, обращалияеь для установ-
ления законов развития ума к естествен-
ной истории происхождения организмов,
в частности к изучению мозга. и вме-
сте с тем. как поклонники театра, уде-
ляли много внимания изучению мастер-
ства актера, его эмоциональных проявле-
ний.

«Меня укрепляет в моем мнении та
неровность. — говорит Дидро. — ко-
	вский. «Работа актера
«Художественная лите-
	1 К. С. Станиславский.
над с0б0й». Изд. «Худо
ратура», 1938 г,
	Для нас, людей, участвующих в строи-
тельстве новой науки, базирующейся на
признании мозга материальной основой
психики, особенно важна и интересна та
часть новой книги Станиславского, где
он TOBOPHT 9 внутренних элементах, не-
обходимых для развертывания творчества
актера (главы ПУ, У, IX q XII). ‹

В сущности самая глубокая основа «си
стемы» Станиславского заключается в том,
что всякое чувство, передаваемое на еце-
He, должно быть внутренно психологически
	оправдано, а это требует от актера зна-
ния всех оттенков человеческих эмоций,
знания работы своего собственного мозга,
& не только тренировки мимики, знания
грима... ит. д.

‚ Требование итти от себя, от своих пе-
реживаний к сценическому образу («ках
бы я поступал на месте изображаемого
лица») предполагает значительное углуб-
ление актера в развитие человеческих
чувств и эмоций (аффектов).

На чем основана огромная сила воз-
действия театрального зрелища на пеихи-
ву человека?

Благодаря  уставовившейся привычке
связывать восприятия органов чувств 6
эмоциями разного рода (например, блеск
луны на снегу и ощущение холода) мы,
по воле режиссера и художника,  пере-
живаем в театре внутреннюю эмоцию х0-
лола. Виля игру «зайчиков» на кулисах,
мы ощущаем близкое присутствие воды
и лучше верим словам актер» который
говорит нам о море, о водной стихии. Та-
ковы в сущности и знаменитые «хлопат-
щие калитки»   Станиславского в чеховских
пьесах.

Самая перспектива сцены, ‘установив-
шаяся со времен эпохи Возрождения, да-
ющая ощущение дали, основана на бес-
сознательном учете законов нашего глаза,
на привычке видеть более дальние пред-
меты менее значительными по величине
итх

Сильнейшие эмоции вызываются, как
известно, соединением лраматического дей-
ствия с музыкой. Но действие этой пос-
ледней также основаю на привычных
баюкающих или, наоборот, возбуждающих
звуках, на ритмах и т. д. В то же время
	надо заметить, что выработанный, приоб-
ретенный характер восприятия театраль-
ного действия вовсе не мешает, & наобо-
рот, предопределяет (е нашей точки зре-
ния) существование определенных законов
построения театрального действия.
	Эти-то законы и ищет Станиславский,  .
	HX-10 9н и раскрывает отчасти в своей
книге 9б актере.

Многие режиссеры и постановщики
стремились, фигурально выражаясь, «сло-
мать рампу», т. е. перенести действие в
зал, отожествить жизнь актера с жизнью
зрителя. Но из этого. как известно, ни-
чего не получилось.

Есть в «системе Станиславского» еще
	одна черта, которая представляет непосре-
ственный интерес для ученом. в част-
ности физиолога, черта, которая роднит
взгляды Станиславского с основными
установками современного учения 0б эм0-
циях. 90 — борьба против нарочитого
подчеркивания и против театрального
«наигрыпа», борьба за передачу сильных,
глубоких человеческих чувств простыми,
венасильственными приемами. СОтаниелав-
ский в своей книге учит, как освобождать
мышцы от. излишней напряженности, в ко-
TOPOH OH справедливо видел главную по-
меху в работе начинающего актера на
сцене. Да и только ли. начинающего?
Blech совершенно неожиданно режиссер
протянул руку современной Физиологии
мозга; раскрыл олну из важнейших cro-
пон изучения эмоции.
	Дело в том, что эмоциональное воэбуж-
ление вызывает не только физиологические
измененяя в мозгу аффективно настроенно-
го человека. Оно связано с появлением
совертенно опрелеленного химического ве-
щества в его крови, Появление этого ве-
щества — адреналина — связано с уси-
Ленной деятельностью определенных желез
внутренней секреции, Многие из внешних
проявлений гнева и Ipyrax эмоций связа-
ны именно © усиленным перехолом адре-
налина в кровь. как of этом свилетель-
ствуют опыты американского Физполога
Кеннона. Значительные количества алре-
налина обнаружены и в крови  спортеме-
нов, игравших в футбол, и — что еще

любопытнее — в крови зрителей, пере-
живавших все перипетии игры.
	Но, наряду с положительным, тонизи-
рующим действием алреналина на орта-
	В этой замечательной кните, странипы
которой так ярко отражают интеллектуаль-
ную силу и трепет эмоций самого Стани-
славского, выявляют основную «сверхза-
дачу» всей ето жизни, есть и некоторые
недостатки. Последние было бы несправед-
ливо обойти молчанием, тем более. что
автор книги интересовалея  об’ективным
освещением всей проблемы ея ak-
тера. ‘

Говоря 0 том, что «всякому искусству
нужна прежде веего непрерывная линия»,
он на вопрос ученика «Какая же это ли-
ния?» отвечает: «(6 atom спросите уче-
НЫХ».

Каковы же эти мелкие недостатки?

Сюла прежде всего относится не совсем
удачный термин «психотехника». который
в книге употребляется в смысле техники
передачи психических переживаний. Дело
В том, что в науке ‘этот термин — gen.
хотехника — имеет совершенно опреле-
ленпый смысл: это есть американская
ветвь практической психологии. возник-
Wat во время мировой войны в целях
ускоренного отбора рабочих и служащих
AIA выбора различных профессий. Ee oc-
новной прием, так называемый метот те-
стов, конечно, не имеет ничего общего с
тончайшими  хуложественными о приемами
школы Станиславского.

Друюй` ‘нехостаток помине
	PTE чих TCPMEH «llo1c03Ha-
тельное» (глава ХУ нелостаточнл caren