уни 1939 Fy Ne 80 (640),
		Шолом Алейхем
	по
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
	«Сказка» М. Сеетлоеа!е МТЮЗ
		ПО КОНЦЕРТАМ
	в очень далеком детстве, действовали на
нас сказки застенчивого датчанина Анхер-
сена. И мы, взрослые, слушавшие рассказ
поэта, воплощенный в спевические обрз-
зы, смеялись и подчас плакали так же
искренно, как и маленькие зрители —
дети.
	Передавать содержание пьесы — заня-
тие в значительной мере бесполезное. Это
— Поэзия. А в такого рода вещах то, что
труднее всего поддается пересказу, — это
и есть самое. главное. Настоящие вещи
создаются не для того, чтобы их слушать
¢ чужого голоса. Большая литература в
посредниках не нуждается.
	Пьеса Светлова современна в подлинном
значении этого слова, & нё в том паро-
лийном значении, которое пытаются при-
дать слову «современность» иные неда-
лекие ревнители советской драматургии,
	Задача советского искусства — воспита-
ние нового ‘человека, обладающего высо-
ким строем человеческих чувств, богатой
культурой, мужеством, честностью, TOTO
человека, который завершит создание ком-
мунистического общества. Ради этого но-
вого человека было шрюлито много крови,
перекесено много страданий, о нем меч-
тали лучшие люди человечества, он стоял,
как далекая цель перед глазами борцов
революции. И потому все, направленное на
воспитание этого человека, является вели-
кой ценностью для нашего времени. И в
	них участвует заслуженная капелла УССР
	«Думка», хоровые коллективы завода
«Большевик» и Юго-западной жел. доро-
ти, капелла государственной филармонии,
капелла бандуристов и виднейшие арти-
сты киевских театров. Во время декады
состоится вечер творчества белорусских
композиторов, сочинивших музыкальные
произведения на тексты `Т. Г. Шевченко.

В Киеве открывается общереспубликан-
	ская выставка, посвященная Шевченко.
	‚ Замечательную скульптуру «Шевченко у
дьяка в науке» вылепил тов. Гончар.‘ На
эту же тему написал картину художник
Сударик. Тов. Петрашевич заканчивает
статую «Обездоленная женщина». Над ком-
позицией «Шевченко-художник» работает
скульптор. Гевека, Интересный портрет
«Шевченко и Щепкин» готовит, художник
Ержековский. Трохименко пишет картину
«Шевченко и Энгельгардт». Лось и Вик-
жевская посвятили свои полотна теме
«Шевченко читает стихи в крестьянской
семье». Над картиной «Шевченко-пастух»
работает Носко.

Государственное издательство «Мистец-
тво» выпустило многокрасочные, двукра-
сочные и однотонные репродукции луч-
ших художественных произведений самого
Шевченко и советских авторов на шевчен-
	ковскую тематику.
Киев А. ЛЬВОВ
	первой темы — темы протеста и борьбы.
Это место соответствует. в CEHXOTROPCHHH
Шевченко строфе:
Схоронив меня, вставайте,
Цепи разорвите,
врагов злодейской кровью
‘Bom окропите.

После призывного, под’емного марша
следует кода, являющаяся как бы музы-
кальной иллюстрацией к следующим сти-
хам Шевченко:

И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте, помяните
Добрым, тихим словом,

— Заключение ato, — говорит’ Р. М.
Глиэр, — представляло для меня огром-
ный творческий интерес и в то же время
большие трудности. Особенно трудной ка-
залась попытка изобразить в музыке ве-
ликую вольную новую семью народов, о
которой мечтал гениальный украинский
поэт. Работая над кодой моего проиаведе-
ния, я думал о братстве народов Совет-
ското Союза, и в этом месте в музык?
моей звучат мелодии русской, украинской,
узбекской и азербайджанской песен.
	этом отношении пьеса Светлова очень с-
времевна. .

В ней нет фальши, хвастовства, лаки-
ровки, — всего сусальвюого розового блес-
ка, который так мил сердцам некоторых
«друзей» советского искусства — тех дру-
зей, о каких давно сказано:  «Избавьте
нас от таких друзей, а от врагов мы из-
бавимея сами».
	Театр понял автора. Светлову в этом
стношении повезло. Между замыслом авто-
р& и трактовкой этого замысла театром
нет разрыва. Поэтичность спектакля ни-
гле не ‘нарушена.
	В этом — большая заслуга постанов-
щиков. — Пыжовой и Бибикова, заслуга
всего молодого коллектива театра и худож-
ников — Вишневецкой и Фрадкиной. Пре-
красная молодежь играла прекрасную
пьесу о себе — таково точное впечатле-
ние от этого спектакля. Трудно выделить
кого-либо из исполнителей, — они все
по-своему хороши. Спектакль проникнут
духом настоящей коллективности, Хороши
и девушки -— Нестерова и Звягина, и
студенты —- Тобиаш, Петров, Сажин и
Салант, и замечательные сказочные ста-
рики — приискатели Стрепихеев и Гуд-
м и приискатель, рассказывающий bac-

НЮ Про” «карасин и чорта», и мальчики,
и начальник экспедиции Иван Анисимювич
(арт. Гушанский).

Музыка  Оранском —= спокойная, не

пытающаяся пересилить собой напряжение
	Н. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
	Н. IL Рождественская принадлежит к
числу обаятельнейних камерных певиц.
Она обладает голосом необычайно краси:
вым н оригинальным по тембру. Ее ис-
полнению свойственны большая музыкаль-
ность, безупречный вкус, культура. Репер-
туар артистки огромен; она поет букваль-
но все, начиная от Баха и Генделя и
вплоть до труднейших современных сочи-
нений советских ‘и  западноевропейских
авторов.
	Н. П. Рождественской присущ собствен-
ный исполнительский стиль, в котором
сдержанность сочетается с теплотой,
скромность с порывом. Иногда кажется,
что в пении Рождественской есть какой-
то холодок. Такое впечатление ложно, и
причины его следует искать в характер-
ном. для певицы стремлении иногда обра-
щаться в поисках выразительности ско-
рее к слову, чем к воплощающей его му-
зыкальной фразе. Артистка любит пользо-
ваться особым, как бы фальцетным пиа-
но, которое своим почти имматериальным
звучанием как бы нарушает плавное тече-
ние мелодического рисунка. Кроме того,
такое пиано не совпадает © обычным ме-
таллически звенящим звучанием голоса
Н. П. Рождественской. Но такие моменты
в пении Рождественской единичны. В це-
лом же каждое выступление артистки сви-
детельствует о громадном мастерстве, 9
подлинном вдохновении,
	В последнем своем концерте Н. П. Рож-
дественская исполнила произведения Гри-
га, Мусоргского и Чайковского. Концерт
явился большой творческой удачей арти-
стки Хотелось бы только большего тем-
	брового разнообразия, большей  «инетру
ментальности» в исполнении триговских

романсов.
	Превосходно, с исключительным мастер-
ством спела Рождественская песни Мусорг-
кого (из цикла «Детская»). Но более всего
удался певице Чайковский. Здесь ее та-
лант раскрылся с наибольшей полнотой.
Почти все романсы были сиеты с предель-
‘ной ваконченностью, тонкостью и прони-
кновенностью. Пожалуй, менее убедитель-
ными были «Колыбельная» и «Мой са-
лик», где стремление артистки придать
своему исполнению «детский» оттенок, не-
сколько повредило простоте и непосред-
ственности интерпретации.
	С большим вкусом провел фортепиан-
‘ную партию Г. ВБ. Орентлихер.
	Проф. В. НЕЧАЕВ
	спектакля, очень хорошо выделяет замеча-
тельный текст светловских песен. В спек-
такле есть песни совершенно классиче-
ские — пвапример, песни 0 старом сером
зайце, который набрел на золотую рос-
Chih и умер от голода, или старинная
песня приискателей.

Оформление спектакля столь же роман-
тично, как и содержание пьесы. Скульп-
турность деревьев в тайге, лесные дали,
глухие озера, легкая сказочная мгла над
легенларной целью молодой экспедиции —
Золотой долиной — все это придает
спектаклю впечатление свежести, необыч-
ности. А между тем сцена театра такова
(не сцена, а тесный чулан), что создание
на ней такого оформления является свое-
о рода подвигом.

У спектакля есть один недостаток —
некоторая замедленность. 06’ясняется это
совершенно неописузмым помещением, где
работает этот хороший театр. Сцена неимо-
верно тесна, и потому перемена декора-
ций превращается в мучительную акроба-
тическую работу. Откидные стулья в зри-
тельном зале скрипят и стреляют, как
винтовки. Зритель  экспансивен, поэтому
шум в зале заглушает слова актеров. Bo-
обще, помещение театра похоже на захо-
лустное кино. Оно старо, мало, неуютно,
из’едено крысами, выглядит  нищенски.
Молодой талантливый театр требует к се-
бе более бережного отношения.
	Константин ПАУСТОВСКИИ
	ГЕРЦ ЦОМЫК
	В 1931 году семнадцатилетний Герц
	Цомык -появился на большой  ссветской
эстраде в качестве участника «Академиче-
ских ансамблей» (ГААНИС) и с огромным
успехом концертировал по всему Союзу.
На первом всесоюзном конкурсе (1982 г.)
он получил первую премию, за немногие
годы успел вырасти в большого мастера и
занял бесспорное место в первом ряду
советского поколения музыкантов-испол-
нителей. ‘
	Программа отчетного концерта Г. Цомы-
ка заинтересовала прежде всего обилием
произведений советских композиторов, ко-
торым было отдано все второе отделение.
Иа них особенно следует отметить «Поход-
	ную» и «Пляску» Молодого композитора
Шанидзе, хорошо владеющего техникой
	виолончельного письма и в @ще большей
степени — подлинным национально-на-

родным стилем и колоритом; моментами
виолончель напоминала народную грузин
скую «чонгури».
	Нрекрасное впечатление произвели так-
же большая «Рапсодия» Зиновия Компа-
нейца, «Колыбельная» и «Аробная песня»
Тактакишвили и «Поэма» Давида Компа-
нейца. Слабее другнх оказался Власов как
	в своей мало оригинальной псевдо-клас-
сической «Мелодии», так и в обработке
эпизода из «Бахчисарайского фонтана»
Б. Асафьева. Но так или иначе — нали-
цо живой интерес советских композиторов
к трудному (для авторов) инструменту и
хороший уровень их творчества. Тщатель-
ная, любовная и талантливая проработка
советских виолончельных новинок Цомы-
ком — лучшая похвала молодому совет-

скому мастеру.
	Из классического репертуара первого
отделения нужно назвать великолепную
«Сонату» Тессарини, мастерски и благо-
родно исполненную Цомыком,  грациоз-
ное «Рондо» Боккерини, труднейшую об-
работу Пятигороким  с13-то’ного «Нок-

тюрна» Шопена, а также исполненную
на бис «Хабанеру» Равеля; во всех этих
пьесах Цомык показал лучшие cropo-
ны своего таланта: чудесный многообраз-
ный тон, блестящую технику,  благород-
ную и умную трактовку.
	Принимали Цомыка горячо, и он много
	бисировал. Пианист Леонид Файн-
штейн, прекрасный аккомпаниатор и

многолетний партнер Цомыка, разделил
	с ним заслуженный успех.
Арс. АВРААМОВ
	избы Сусанина заняла только часть сце-
ны. Сусанин и его семья были бы теснее
и органичнее связаны с0 всем миром, ©
люльми и пейзажем.
	Использовать все моменты, где можно
показать кровную связь Сусанина с окру-
жающим его миром, тем более важно, что
в апофеозе народ подан сугубо статически,
он попросту «вкомпанован» в декоративно:
пластическую схему мизансцены.
	«Сусанин» — большая победа театра.
Но можно ли, однако, сказать, что свои-
ми декорациями Вильяме нашел единствен-
но верный ключ к сердцу глинкинского
«Ивана Сусанина»? Безусловно, нет!

И невольно в памяти встают другие
образы: заиндевевшее окно тесной избы (a
не та огромная, во всю сцену, что дана
у Вильямса), мятежное тяжелое небо, глу-
бокий перезвон синих, черных, золотых
трагических великолепных красок, бога-
тырокая стать образов: в воображении ри-
	суется иной. суриковский вариант «Суса-
Нина».
	По нашему мнению, дальнейшая разра-
ботка спектакля должна итти по линии
усиления драматизма,  тратических спен
(что по контрасту еще более подчеркнет.
празлничность апофеоза), по пути освобож-
дения постановки от излишней перегрузки
изобразительными элементами. в апофеозе
(что сейчас идет в ущерб музыкальным
впечатлениям), по пути колористического
ее ттлубления.
	В «Иване Сусанине» Глинки заключа-
лись уже предпосылки, которые нашли
свое могучее развитие в «Борисе» Мусорг-
ского. В образной системе «Сусанина» co-
держались уже те элементы, которые мож-
но назвать суриковекой трактовкой исто-
рической народвой драмы.

Та постановка, которая будет столь же
смела, как эта, но которая положит в Ot-
нование оформления спектакля суриков-
ское понимание народных образов, — бу-
дет, по нашему мнению, наиболее совер-
шенной трактовкой бессмертной реалисти-
ческой оперы Глинки,
	Наталия СОКОЛОВА
	Старые сказки были сделаны из ото
неясного вещества, из какого создаются
сны, «Оказка» Михаила Светлова сдела-
На 3 TOO прозрачного вещества, ‘из ка-
KOM созданы своеобразие и красота на-
шей советской действительности. — из
	VINKTH, поэзии и незаметного для нас 6з-
мих героизма.
	Светлов написал прекрасную пьесу. В
ней много смелости и большой поэзии. Она
похожа на’ рассказ друга, столько в ней
мягких интонаций, улыбок и простоты,
трогалощей сердце. В тралиционное кресло
старого деда, рассказывающего детям за-
мечательные истории, к торячему очагу
сел советский поэт © прищуренными зор-
киуи глазами. Вокруг было все, что рас-
полагает нас к слушанию. сказок: из ча-
COB Ha стене выскакивала и куковала ку-
кушка, большие таинственные книги ле-
жали за спиной рассказчика на тяжелых
полках, был поздний вечер, советская мо-
Лодежь веселилась, окончив экзамены.
	Поэт начал рассказывать сказку, и не-
заметно для зрителей резкая черта, от-
деляющая ее от действительности, растая-
ла в свете рампы, Поэт рассказывал’ об
обыкновенном случае, каких бывает много
в нашей жизни, но случай этот казался
самой замечательной выдумкой. Произошло
это потому, что Светлову удалось пока-
зать подлинную поэзию нашей борьбы и
работы, а поэзия эта действует с такой
me неотразимой силой, с какой когда-то,
	Художественные организации Украины
готовятся к 125-летию CO DHA рождения
Т. Г. Шевченко,

Киевский государственный украинский
драматический театр им. Ив. Франка,
харьковский и николаевский театры, вин-
ницкий театр им. Шевченко и другие по-
кажут в юбилейные дни новую пьесу ук-
раинского поэта Голованивского «Доля по-
эта». 27 театров Украины работают над
постановкой произведений поэта: «Катери-
на», «Гайдамаки» и «Марина» В ряде
оперных театров пойдут «Сотник» Вери-
кивокого и «Марина» Жуковского — но-
вые укрЯинские оперы на тексты Шев-
ченко. Многие театры покажут литмонта-
жи, составленные из произведений поэта,

Киевский театр для детей им. Горько-
го, & также самодеятельные коллективы
ставят пьесу «Тарасова юность» Суходоль-
ского.

В колхозных театрах перед началом
спектаклей читаются лекции о жизни. и
деятельности Т. Г. Шевченко. Ряд театров
выделил специальные бритады актеров для
обслуживания колхозов, заводских. клубов
и домов культуры. В фойе театров орга-
низуются выставки, посвященные жизни и
творчеству поэта.

Киевская государственная филармония
организует в первую декаду марта ряд
концертов, посвященных памяти поэта. В
	К 125-летию со дня рождения Т. Г.
Шевченко народный артист Союза ССР
композитор Р. М. Глиэр закончил симфо-
ническую картину на тему известного сти-
хотворения поэта «Заповит». В беседе ©
сотрудником нашей тазеты Р. М. Глиэр
сказал:

— В обычных песенных вариантах «За-
повита» всего четыре куплета. Приступая
к работе над симфонической картиной, я
задумал полностью передать средствами
музыки все’ содержание «Заповита». Сим-
фоническая картина начинается вступле-
нием, в котором использована украинская
народная мелодия к «Заповиту». Затем в
оркестре звучит тема самого поэта — те-
ма пламенного протеста и призыва к
борьбе. Попутно возникает вторая тема—
любви к родине, к «Украине милой».
	Mak умру. похороните
Вы меня в могиле,
На кургане, над простором
Украины милой.
В изложении этой второй темы широко
использована украинская народная песня.
— В центре симфонической картины, —

говорит далее Р. М. Глиэр, — разработка
	Шевченковские лни
на Украине
	« SANOGIUM »

С. ‘Чуйков. «Женщина с бараном».
Выставка в московском Клубе писате-
лей
	о
	ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ
	В КОЛХОЗАХ
—_—<-
	ЛЕНИНГРАДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
	1 марта в 26  сельскохозяйственных
районах Ленинградской области одновре-
менно открылся первый колхозный те-
атральный фестиваль имени ХУШ с’езда
ВКП(б). Фестиваль продлится по 26 мар-
та, } Е

Все без исключения ленинградские те-
атры, филармония, союз композиторов, му-
зыкальные коллективы,  Ленгосэстрада,
лучшие коллективы и одиночки художе-
етвенной самодеятельности города и де-
ревни принимают участие в театральном
празднике колхозов Ленинградской обла-
сти.

С творческими отчетами в районах об-
ласти выступают: С. П. Преображенская,
Е П. Корчатина-Александровская, Н, К.
Печковский, Б. В. Асафьев, оркестр Лен-
филармонии во главе с главным дириже-
ром Е А. Мравинским, Н. К. Черкасов,
Мирон Полякин, Ю. М. Юрвев, Б. А. Го-
рин-Горяннов, Д. Д. Шостакович, Б. А.
Бабочкин, И. 0. Дунаевский, В. В. Же-
лобинский Г. С. Уланова, Вахтанг Ча-
букнани, В. А. Мичурина-Самойлова и
другие крупнейшие деятели искусств,

В репертуаре участников колхозного
театрального фестиваля— отрывки и сце-
ны из советских опер: «Горс», «Мать»,
«Тихий Дон», «Поднятая целина», клас-
сических произведений: «Евгений Онегин»,
«Борис Годунов», «Пиковая дама» и др.
Драматические театры покажут сцены из
	своих лучших спектаклей: «Маскарад»,
«Борис Годунов», «Дачники», «Мещане»,
«Очная ставка». «Без вины виноватые»,
	«Таланты и поклонники», «Кубанцы» и др.
	КАРЕЛЬСКАЯ
” АССР
	18 февраля в районном центре Петров-
ского района, Спасская туба, председатель
Совнаркома Карельской АССР депутат
Верховного Совета Союза ССР т. Соляков
открыл всекарельский фестиваль музыки
в колхозах,

Концерт начался выступлением кантеле-
ансамбля Карельской госфилармонии, ис-
полнившего «Карельскую песню о Сталине»
композитора Леви. Симфонический оркестр
под руководством Теплицкого исполнил
финал 1-й симфонии Калинникова,
вальс из балета «Лебединое озеро» Чай-
ковского. «Карельскую сюиту» Теплицкого
и др.

Фестиваль проходит с отромным успе-
хом. Он закончится 16 марта концертом в
петрозаводском Доме народного творчест-
	А, ШВАРЕВ

УДМУРТСКАЯ
АССР

С 10 февраля в колхозах и районах
Удмуртской республики идет ecru:
	Bab музыки, организованный 5Управлени-
ем по делам искусств при СНК АССР. В
фестивале участвуют: хор. симфонический
оркестр и солисты Удмуртской госфилат-
монии, артисты местных театров, коллек-
тивы художественной самодеятельности и
московские артисты. За 12 дней фестиваля
лано 69 концертов, на которых присутство-
вало более 20 тысяч колхозников и пред-
ставителей сельской интеллигенции.
	Большим успехом пользуется  удмурт-
ский государственный хор под управле-
нием А. В. Каторгина. В его репертуаре
произведения Даргомыжекого, Чайковского,
Мендельсона, Гречанинова, песни советских
композиторов и песни народов СССР.
	В г. Боткинске — на родине компози-
тора П. И. Чайковского — выступал сим-
фбнический оркестр Удмуртской  госфи-
лармонии. Большая часть программы кон-
церта была посвящена творчеству Чайков-
ского.

В padonnit поселок Уву и на лесопун-
RTH Увинского района выезжала русская
группа Театра кукол. За пять дней она
поставила одиннадцать спектаклей пьесы
«По щучьему велению» и столько же кон-
цертов. Удмуртская группа Театра кукол
дала пять концертов в Балезинском
районе.

В г Сарапуле состоялся концерт при
участии артистов местного театра, коллек-
тивов художественной самодеятельности и
учащихся музыкальной школы. На кон-
rept с’ехалось до 700 колхозников.
	В районном центре — селе АЯкшур-
Бодье А хор старых производет-
венников Ижстальзавода — крупнейший
	самодеятельный коллектив Ижевска. В с0-
ставе хора 70 человек.
	С исключительным успехом прошел в
Якшур-Бодье концерт заслуженного  ар-
тиста РОФСР Платона Цесевича.

В концерте принимали участие скрипач-
ка 0. Кофман, мастер художественного
слова Ю. Заостровский и пианист Г. Дом-
	баев.

В. КИРИЛЛОВ
	АРХАНГЕЛЬСКАЯ
ОБЛАСТЬ
	Коллективы Архангельской  государет-
венной филармонии деятельно готовятся
к предстоящему музыкальному фестивалю
в колхозах области. Фестиваль продлится
около месяца. В колхозы выезжают 9 кон-
цертных бригад. В составе бригад — ар-
тисты госфилармонии и слушатели во-
кальных курсов при отделе народного
творчества.

Коллектив филармонии включил в план
фестиваля специальные концерты, посвя-
щенные предстоящему ХУШ с езду ВКП(б).
Симфонический оркестр готовит програм-
му из произведений советских композито-
ров —«Песня о Сталине» Хачатуряна, Пер-
вая симфония Хренникова и др,

Слушатели вокальных курсов везут в
колхозы отрывки из опер советских компо-
	зиторов — «Кола Брюньон» Кабалевокого,
«Тихий Дон» Дзержинского и др.

И. МАЙСКИЙ
	 ) net cO дня рождения
`  [[олом-Алейхема
			} марта 1859 года на Украине, близ го-
wr Переяславля, родился великий ев-
phone писатель Шолом-Алейхем (настоя-
с 60 имя Шолом Рабинович) Литера-

Чар ‘др ,.. 2
	призя деятельность Шолом-Алейхема на-
аль в 89-х годах прошлого столетия.
[имотря на огромную славу, Шолом-Алей-

wy опытал все тягохы жизни  дорево-
	‚ионного писателя, зависимого OT пела
.й и постоянно терпящего нужду. В
4 оду Шолом-Алейхем переехал в Аме-
шунв 1916 году умер в Нью-Йорке.
	} начале своей литературной деятель-
км Шолом-Алейхем (в критических
ииьях и художественных произведениях)
юз протестует против бульварной ли-
вртуры, отвлекающей еврейские народ-
mie массы от реальной жизни. Шолом-
щейхем выступает, как поборник реализ-
и, требует правдивого отображения жиз-
п езрейского народа, Первый роман Шо-
ом-Алейхема «Сендер Бланк— роман без
тбви» (1987 г.) носит полемический ха-
метер и направлен против бульварщины
‚ еврейской литературе.

Настоящую славу народного писателя
дали Шолом-Алейхему, тлавным 06-
пом, во прекрасные юмористические
ззеллы, рассказы и монологи, в которых
тдожник правдиво отобразил социальные
пнфликты жизни еврейского народа. Шо-
оу-Алейхемом написаны: «Переписка
Менахем-Менделя и его жены» (1893—
14 1), циклы рассказов «Маленькие
minty (1899—1903 тг.), «Тевье-молочник»
(84—1914 тг,), «Мальчик Мотл» (1901—
98 м), «Записки коммивояжера»
(1110—1912 тг,) и многие другие рассказы.
} последние десять лет Шолом-Алейхем
зашел ряд романов: «Потоп» (о рево-
amy 1905 1), «Блуждающие звезды» и
(Кровавая шутка».
	В 1910 тоду по поводу первого русского
nesona Книги «Мальчик Мотл» А М.
	перевода книги «Мальчик Moras
ръкий писал Шолом-Алейхему:
	Искренно уважаемый собрат! Книгу
мшу получил, прочитал, смеялся и пла-
мл-чудесная книга! Перевод, мне ка-
вия, сделан умело и с любовью к ав-
у, хотя местами чувствуется, что на
хком языке трудно передать печаль-
щи сердечный юмор оригинала. Я го-
ую-—чувствуется. Книга мне. сильно
рвитя — еще раз скажу — превосход-
ная дни! Вся она искрится такой слав-
И, добротной и мудрой любовью кна-
Иду, & это чувство так редко в наши
Nah.
	Гкударственный еврейский театр неод-
нИзратно обращался к произведениям Шо-
1м-Алейхема. Первый шолом-алейхемов-
(ий спектакль состоял из 4-х инсцени-
вк новелл Шолом-Алейхема: «Агенты»,
Ложь», «Мазел-тов» и «Гет». В дальпей-
ву Госег поставил «200.000» и «Человек
недуха» (по циклу рассказов «Менахем-
Мендель»), Последняя постановка  теат-
№—«Тевьё-молочник» (инсценировка Доб-
шина и Ойслендера) является новым
изпом в сценической интерпретации Шо:
10МАлейхема_
	я
В связи с 80-летием со дня ЩЕ
Шолом-Алейхема, которое будет отмеча ia
м 15 апреля с. г, почти все еврейск

0-
мтры Союза ставят произведения Ш
10у-Алейхема.
		сепектавля
	эффектный героический монументальный
спектакль. создана опера большого стиля
— «Стап@ а». Эксперимент осуществлен
смело, оригинально и по-своему впечатля-
юще. И в этом огромная доля принадлежит
	ХУЛОЖНИКУ.
	Декорации
	В этом спектакле первые аплодисменты
теля обращены к художнику. Зритель
изествует каждую картину, каждый
iM, KOTOPHA как бы открывает своими
\Иектными декорациями художник. Про-
г пет на фоне алого полотнища, увен-
ИНОГО эмблемой — скрещенными мечом,
м, щитом и шлемом. Этот геральди-
АЙ образ, торжественный символ 00-
toh NOUN, и неподвижно стоящий хор
Митринимаются, как орнаментальная за-
‘ава в древней лицевой рукописи.

Пафическох по существу и крайне лако-
уно рисунке пролога заключается кае
Ы комментаруй в тексту оперы, про-
аууа того, как следует ее воспринимать.
Иазначение этого пролога в том, чтобы
	4стромть зригеля на возвышенный ‘Лад,
MIT его воображение, как это было в
REY CeTBe влассициама, — несколько непо-
PERE, nO безупречным величием TOD-
RUMeNHOrO п тилактическото образа.
	Эпилог развивает и доводит до высшего
пряжения элементы того патетического

Mero стиля, который только намечен
В заставке», Народ в апофеозе, как и В
логе, дается статично, как ‘элемент де-
Мратизной композиции всего этого ветико-
Temuoro зрелища. для которого художник
бнтизует (даже с избытком!) все вилы
тубризительного искусства. Когла в эпи-
6 взвизается декоративное панно и вЫ-
Иковывается знаменитый монумент Мар-
4 п за нии очертания Кремля, зритель
МИхищен всем атим красочным зрелищем.
тез всех искусств призван наиболее
Ибеулюще раскрыть идею величия ро-
ты, Москвы, отечества.

Тяннкинский «Сусанин» — историче-
tral эпизод борьбы русского народа 6
улками — развертывается между этими
3 классическом духе залуманными спенами.
епт народного героя, вставшего на 3а-
Питу рюлины, подан, как В роскошной
М\, в обрамлении пролога и &п0феоза.
(стовная особенность (и кстати — Н0-
Мторотво) постановки в том, что создан
	модерна — стиля B BOTODOM — дехора-
тивно-графическое начало преобладало над
ивописно-пластическим.
	Великолепно сделан бал у Сигизмунда,
Чванная и злобная польская шляхта несет-
ся в мазурке, но кажется, что все это —-
трагикомический маскарад, фантастическая
пляска смерти. Художник свободно компа-
нует элементы ХУП-—ХУШ веков, зло и
иронично обыгрывает импозантные ^ порт-
реты польских королей. Совершенно поры-
вая в этой сцене с натуралистической
передачей стиля эпохи, художник творче-
еки воссозлает этот стиль из тонких и
злых намеков.

Но Вильяме (так же, как и режиссура)
оказывается слабее там, где надо раскрыть
трагическую сторону оперы, где Hato
вскрыть национальные корни эпопеи. В
сцене гибели Сусанина художник не на-
холит достаточно глубоких живописных
	средств, чтобы передать весь потрясающий
трагизм ситуации. Вряд ли в оперной ли-
тературе найдется другая ария, по трагиз-
му и патриотическому пафосу равная пред-
смертному монологу  Сусавина.

Устами Сусанина народ поет скорбную
песню 0 высокой любви и героической
смерти Именно здесь («как страшно на
	Макет декорации к опере «Иван Суса
	декора-   пытке умирать») раскрывается вся 063-
	мерность и беззаветность жертвы Сусанина.
Как же разрешена эта сцена театром? 0т-
крываетея занавес, и зритель видит до-
бросовестно вычерченный лес и падающие
белые конфетти .— снежок. Эффект этот
развлекает и восхищает. Олнако нужен ли
он здесь, в этот страшный час, в этот

смертный час?

Только подлинно глубоким колоритом,
светотенью. пластически  трактованными
живописными массами можно добиться
здесь желаемого эффекта. Лес здесь должен
быть страшным и трагичным, Раскрашен-
ная графика этой декорации должна усту-
пить место живописи в подлинном смысле
слова. И тогла монолог Сусанина зазвучит
еще сильнее, обогащенный тем «сочувст-
вием», которым окружит его природа.

Хуложник во всех сценах почти не ис-
пользует глубины пространства. Действие

происходит на первом плане. Даль закры-
вается или живописным панно или архи-
	тектурными сооружениям. Третья картина
	значительно бы выиграла в идейно-худо-
жественном смысле. если бы внутренность
	Сусанин» в Большом театре СССР. Художник
П. В. Вильямс
	«Иван Сусанин»
	Зритель с начала до конца-—в. притод-
кятом настроении, Перед ним в ярких,
торжественных образах, как в новом празд-
ничном наряле, прелстает русская земля.
Ее ясный и строгий образ—и в прозрач-
нейтей музыке, и в сценическом вопло-
	щении, и в изящных, порою чуть-чуть ©7-
ховатого рисунка, декорациях П. В. Виль-

ямса.
	Как в музыке боевые торжественные м9-
‘ивы черелуются с лирикой, так и у. Виль-
	ПОНИ   СРР

ямса боевая эмблематика, гротеск (бал у
	Сигизмунда) чередуются © образами неж-
gy лит АРЛАЗРУРИТИХ @ TIOTOTCH Be-
	SRS PA SERRE OO о, ЕЕ. 7“

непианова, русских девушек, в их благо-
подных по цвету розово-желтых сарафанах
	и простых кокошниках.
	Вильяме — мастер композиции .и. Ри-
сунка. Можно спорить © замыслом пролога
и апофеоза, ибо реализм тлинкинской 9пе-
ры все же оказался оттесненным «napa-
дами» в начале и в конце спектакля, HO
лельзя стрицать; что в пределах ланного
режиессерского замысла обе чрезвычайно
сложные по рисунку сцены скомпанованы
блестяще. Вильямс сильнее там, где ему
надо вычертить архитектурный свод, пер-
спективу, нарисовать тонкую березку в
червонном золоте осенней листвы на 1ро-
зрачном и бледном небе, Вильяме сильнее
в тех сценах. где раскрывается оптими-
стическое начало оперы. Там его рисунки
безукоризненно точны, четки, нарядны, р9-
достны. Конечно, он сильно модернизиру-
ет древнюю архитектуру и живопись. В его
фресках и архитектуре (в последнем дей-
ствий тоже несколько приподнятой «на ко-
туоны»), к счастью, совершенно лишенных

А eee
	а ле МК с

привкуса псевдорусского СТИЛЯ, безусловно
чувствуется отголосок западноевропейского