6 Марта 1939 г. № 31 (611)
	кое и высокое. И какие же варвары ну.
	жегородцы, — OHH знают Татаринов,
только как чиновника при компании, ст].
яшей железную дорогу...» (Дневник),
Сам Шевченко очень часто ‘восприниуз
оба искусства, музыкальное и живописное
слитно. Он называл великих музыкантов,
Моцарта, и Бетховена; «представителями
слышимой гармонии». Повидимому, Шез.
ченко думал’ при этом о неслыщимо
гармонии пластических искусств, В повь
сти «Близнецы» его интимная, любовь у
сравнению этих двух тармоний и как
бы усилению их одна другою проскальзы,
вает в замечательной фразе: «И только,
было, начал сравнивать линии и тонн
пейзажа. с могущественными аккордами

Tatiana...» Это место служит ключом ь
	разносторониости = Шевченко-художник,
счастливого сына народа, одаренного таз
	полно, так совершенно творческим дароу,
	что дар этот прорывается в нем и в
песня, и как поэма, и как рисунов у
	как скульптурный слепок, и как театраль,
	ная «я», — безудержно рвется на №
moc, на краску, на слово, на действия,
		‚СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	ГРИГОРЬЕВИЧ.
	ка обесновалась в этот вечер, сама не

зная отчего», — ‘рассказывает Шевченко и
добавляет; «Что значит: ‘костюм для. хо-
рошего актера». Впоследетвии он завязал
тесную глубокую дружбу со Щепкиным.
Пришлось ему на своем веку, уже поота-
ревшим человеком, по выезде из ссылки
нережить и. неразделенную любовь к Моло-
денькой актрисе Пиуновой, даже написать,
по ее просьбе. театральную ренензию. Эта
	рецензия, между прочим—Фдин из самых
	интересных документов здорового художе-
orneHHoro вкуса Шевченко и его большой,

чудесной внутренней чистоты и честности.
Любимая им актриса просит написать
о ней рецензию, уверенная, что Шевченко,
влюбленный без памяти, создаст дифирамб.
Поэт с готовностью соглашается и пишет
полную правду, совершенно то, что ду-
мает и чувствует: <..самые‘ успехи. ее
порождают и большие требованья. Сколь-
ко можно судить, г-жа Пиунова © 060-
	Чисто театральное мастерство этой ве-
щи так велико, знание законов сцены тах
глубоко, что невольно задаешь себе во-
прос: неужели Шевченко, кое-где драмати-
зовавший своих «Гайдамак в» и «Москале-
ву крининю», — ничего больше не писал,
не пытался написать специально для сце-
ны? Оказывается, писал. В перечне остав-
ленных им и отданных на хранение исто-
рику Н. Костомарову повестей и расска-
зов, писанных на русском языке упоми-
нается «отрывок драматического  сочине-
ния». Спустя двадцать пять лет после
смерти Шевченко, разобравши архив Ко-
стомарова, отыскали рукописи рассказов
и повестёй, но упомянутый отрывок не
был найден, если только речь не идет об
отрывке на русском языке трагедии «Ни-
кита Гайдай», переименованной позже В
драму «Невеста». На-днях, в пятом выпу-
ске «Записок отдела рукописей Ленинской
библиотеки». посвяшенном Шевченко, опу-
	BRUT IH KO
	Нихто не’ заплаче
По билому тилу,
По’ бурлачщькому....
	TAPAG
		Скобелева, давшего пощечину офицеру за
украденный у него перевод десяти руб-
лей и пошедшего за это на каторгу, Шев-
ченко описал потрясающе сильно, назвав
«певуньей-птицей из Украины» за чудес-
ное пение народных песен.
	‘’ Потребность в музыке была у Шевченко
	постоянной, Ей он посвящает самые пыл»
oun sanruwer pnp Anenunre: «GomecrpeHHnl
	Гайдн! божественная музыка.:?, “ори
‘несколько номеров из «Пророка» и «Гуге-
	‘нотов» Мейербера и вознес меня на, седь-
	мое небо». Познакомившись В ПОЛУ?
пьяной офицерской компании с виртуозом
	/Татариновым, которого и пригласили, на”
ре лишь на Часок для развлеченья,
Шевченко на следующий день «сделал
	визит» этому «вдохновенному виртуоз, з,
	0 котором в офицерском кружке, должно
быть. к утру уже позабыли: «И видел
	у него, чего я также не воображал уви`
		WHE нечаянности разом (т. е, музыка в
Живопись. — М, Ш.) наслаждение ред-
	Художник
	был воздух, пейзаж, чувство, социальная
воля к действию, — движенье пришло к
нему вместё с темой. Но поэтическая раз-
рядка до самой его смерти осталась как
бы тем ближайшим каналом, по которому
прорывалась эмоциональность Шевченко.
Мы имеем значительное 06 этом CBH-
детельство. Скрытный и неразговорчивый

по природе. Шевченко нежбо любил до
и был с ними простодушно-открытым.
	последние годы жизни судьба привела к
нему в мастерскую того самого мальчика,
с которого мы начали наш рассказ, Этот
мальчик (Суханов) три раза в неделю
приезжал к нему учиться рисовать, не по-
тому, что был талантлив (он никак в
живописи не проявился) & потому, что
мать его хотела деликатно помочь Тара-
су Григорьевичу материально. С ним про.
водил Шевченко сам-друг долгие часы ра-
боты, он писал при нем. портрет Кочубея,
«Днепровских русалок», делал  офорты,
был весь, как на ладони, перед свежим
детским восприятием, и мальчутан, всем
сердцем. полюбивший «лысого, ‹усатого
дядю с доброй и умной улыбкой», оста-
вил нам, когда вырос, сердечные восно-
минания — пожалуй лучшее, что есть в
мемуарной шевченковской литературе, Он
рассказал, как у старого Шевченко была
привычка разтоваривать во время работы
со своею картиной, давать ей нежно-ру-
тательные клички в случае удачи и `креп-
ко поругивать в случае неудачи, ак
упорно, упрямо работал он, бурча себе
что-то под нос. Фигура казака в «Днепров-
ских русалках» долго ему не давалась, он
соскабливал и начинал ее снова H CHO-
	ва, десятки раз, именуя «б1совою дити:
	HOD).

«Иногда же, — рассказывает Суханов,—
он садился к маленькому столику и начи-
нал Tuto, почти осторожно выводить на
первом попавшемся клочке бумаги какие-
то не то старческие, не то старинные ка-
ракули» и читал &хлопцу» «тихим доб-
рым голосом свои стихи», & мальчик, не
понимая, плакал, — «так уж жалостно,
припевисто-нежно выходили эти стихи из
уст кобзаря». Вирочем, Шевченко не ос-
тавлял мальчика непонимающим, он .го-
ворил ему о том, как тяжело живется
крестьянину, как безобразна доля царско-
го солдата, как его наказывают шпицру:-
	тенами... Так и в последние годы жизни
	Шевченко, в его занятия живописью вры-
валась песня.
	Еще мальчиком Шевченко жадно заби-
рал глазами и как бы складывал впрок в
	своей памяти множество зрительных впе-
чатлений, — детали архитектуры, гераль-
дику знамен, мельчайшие подробности ко-
стюмов. Юношей он часами просиживал
в музеях, рылся в архивах, записывал
все, что пленяло его в народном фоль-
клоре. Его исторические полотна GeayKo-
ризненны в смысле достоверности малей-
шей детали. Никто и никогда не’ бросал
упрека Шевченко в какой-либо неверно-
сти положенья или аксессуара его много-
	численных исторических картин. Это—ре-
	зультат огромной работы. Суханов расска-
зывает, как они с Шевченко обегали од-
нажды все лавки и лачужки Петербурга,
все аукционы и старьевщиков в поисках
нужной и верной исторически одежды
для натурщика, в поисках старых картин,
как волновался и хлопотал Шевченко, —
и все это из-за неприятного ему ‘и не
очень интересного портрета Кочубея.
	Так честно и добросовестно работал
Шевченко в исторической живописи. Сю-
жетную историческую тему, помогшую ему
впоследствии перейти к жанровому пей-
зажу, он разработал не по-брюлловски—
он, своеобразно ввел в нее не только .«об-
становку», но и пейзаж. Существует мне-
ние, что новое слово, как художник, Шев-
ченко сказал лишь в ссылке, повидав
мир, залитый ярким полуденным солнцем.
Это правда, что южное солнце совершен“
ствует каждое живописное дарование, обу-
	чает мастерству, четко выявляя, благода-
ря резким контрастам освещенных и те-
	невых плоскостей, фактуру пейзажа, горы,
	деревья, небо. Это правда, что Средняя
Азия, Крым, закаспийские и уральские
степи, Астрахань, Аральское море были
(и будут) таким же откровением для жи-
вописца, каким был Кавказ для поэзии
Пушкина и Лермонтова, для Л. Толстого.
	В киргизских стенях Шевченко вырос
как художник, и его акварели, привезен-
ные оттуда, неизмеримо выше академиче-
ских картин доссыльного периода. Но ‘на.
до оказать, что искорку, разгоревшуюся
под полуденным солнцем, Шевченко под-
хватил еще в украинских степях, откуда
он вынес любовь к светотени, противопо-
ставленье темной внутренности здания
яркому клочку природы в окне или в
двери, блестящее по-рембрандтовски раз-
решение световых задач, затененный по-
логом шляпы: взгляд на портрете.
	В конспекте своей лекции, прочитанной
для каприйской школы, Горький бро:
сает ‘интереснейшую догадку для искус-
ствоведов — о том, что Шевченко был
предшественником Федотова в жанре, По
всей вероятности Горький знакомился с
Шевченко по пражскому изданию «Коб-
заря» от 1876 г. (тде помещены, кста-
ти сказать, воспоминанья художника Ми-
кешина о Шевченко, а в них есть фра-
за о Шевченко-жанристе); это тем более
вероятно, что пражскому тому Кобзаря
предпосылается на титульном листе чет-
веростишие «Г день 1де..» бев обозначе-
ния даты написания. Это могло послужить
причиной тому, что, как известно, Горь-
кий отнес стихотворение «I день ines к

юношескому периоду творчества поэта, тогда
как оно написано за три месяца до его
смерти. Как бы то ни было, догадка
Горького ставит перед нами очень важ.
ную задачу — проследить более полно,
нежели это было сделано до бих пор,
пути возникновения русского жанра и по.
искать, нет ли документальных следов
	связи между Шевченко и Федотовым, ко.
торый начал ходить в академию, когда
	(Ф. Лазаревский, Киевская старина,
1899 г)).
	Любя и понимая народную песню, как
пожалуй HHEKTO Ha его современников, Шев-
‘ченко, просто страдал от. сусальных под-
‘ражаний ей и от слащавого городского
‘романса: «После... трогательной, простой
‚прелести наших песен что значат уродли-
‘вые создания современных нам романсов?
‘Kpome безнраветвенности, ничего более»
‚ (Цневник).
` В крепости  Новопетровской. он не спал
ночи, слушая пение ‘безымянного казака,
‘певего старинную песню «про Игната
‘Степанова, сына Булавина», и записал
первую строфу этой: песни, «Уральцы
большею частью’ народ бывалый в Мос-
кве и Петербурге и поют все модные неж-
‘ные романсы, захваченные йли в с8л0-
нах на Козихе, или в Мещанских и Под’-
яческих улицах. Так, я немало удивился,
услыхав этого отступника от законов мо-
	ды» (Дневник). Своего друга, рядового

х

Русское искусство знает немало ярчай-
ших дарований, вышедших из крепостных
или из народа (Тропинин, Шепкин, Шев-
ченко, «мужичок Top eit Manwmen», re-
ниальный архитектор). Все эти дарования
роднит одна черта, общая и у художни-
ка, и у актера, и у зодчего, и у бале-
рины, — сорершенство, достигнутое как
будто с необычайной легкостью. Зрителю
кажется, что безукоризненность образа,
глубина композиции, свежесть красок —
все это далось «ечастливцу» прямо нут-
ром, силою таланта, и сам он, творец
своего искусства, как дети, не знает пол-
ной цены тому, что создает: так, обычно,
подходили искусствоведы к творчеству
крепостных. И вот почему нигде (почти
нигде) не найдешь в обширнейшей ‘нау-
хе о Шевченко даже попытки поставить
вопрос о том, кан работал Шевченко, ка-
ков был его рабочий день или режим, что
за техника лежит в основе его мастерства,
Невероятно, но факт — исследбвалели про-
шли мимо этого вопроса!

Между тем, за совершенством «крелост-
ных дарований» скрывается невидимый,
молчаливый, упорный, напряженнейший
труд. словно «само собой разумеющийся»

для того, кто трудится, не открываемый
перед зрителем и отнюдь не бессозна-
	тельный, а, наоборот, связанный с огром-
ной работой пробудившегося сознания.
	В сороковых годах прошлого века, на
закате дворянско-помещичьей культуры,
была очень сильна среди дворян особого
рода художественная «самодеятельность»,
— всех видов дипетантизм, Чуть ли не
в каждом доме и усадьбе «пописывали»,
«помалёвывали», сочиняли музыку, «под-
правляя» иногда, как это делал, напри-
мер, помещик Г. Тарновский в своей зна-
менитой «Каченовке», бетховенскую пар-
титуру. Искусство для них не было про-
фессией, не было средством заработка, не
имело никаких социальных целей, оно
развлекало, им баловались, Когда талант-
ливый «барчук» Лев Жемчужников при-
шел к больному и почти умирающему
Брюллову за советом (он хотел бросить
пажеский корпус и стать художником), то
	Брюллов, лежа в постели, стал с жаром

его отговаривать. Он говорил о том, «как
упорно должен заниматься художник, са-
диться ва работу с восходом солнца и

кончать работу, ложась спать.. 0 том, что
начать рисовать надо с младенческого

возраста, чтобы приучить руку передавать
мысли и чувства, подобно тому как скри-
пач передает пальцами на скрипке тб,
что чувствует... Что же предстоит начав-
шему учиться так поздно? Ему предстоит
всю жизнь не быть удовлетворенным...»
(Воспоминания Л. Жемчужникова, ч..1-я).
Эти замечательные слова, где Брюллов с
большим тактом удерживает Жемчужнико-
ва от дилетантства в живописи, бросают
совет и на его отношение к молодому Шев-
ченко: не ва один только талант полюбил
Брюллов Шевченко и приблизил его к се-
бе больше, чем остальных учеников, &
вот за эту рабочую психологию, за тре-
нировку сызмальства, за приученную им
с детства к рисунку руку. Крепостные,
одаренные талантом. не «баловались», по
примеру своих господ, а проходили, ино-
гда зверокую, учебу. Жозяева стремились
сделать из них профессионалов для себя,
— таких, чтоб можно было ими щеголь-
нуть перед соседом, затмить другого вла-
дельца «талантов». Актрис, художников,
музыкантов, отмеченных тением, муштро-
вали, пороли, заставляли учиться до голо-
вокруженья. приучали к казарменной дис-
циплине, потому что искусство их было
лишней прибавочной стоимостью для roc-
под, если артист становился ‹оброчным»;
лишней экономией, если артист работал
«лля дома»,

Такую зверскую школу прошел и Шев-
ченко. Бывшему пастушонку нипочем бы-
10 вставать в петухами, сыну умершей
от «праци» матери естественным казался
длительный рабочий день, ученику маля»
пов и цеховых дел мастера пустяком бы-
ло войти в сложный мир изготовления.
красок. Легкость перехода Шевченко из.
класса рисунка в натурный, три полу-
ченные им медали, быстрое усвоенье при-
емов Врюллова — мелкого, тщательного
мазка, добротной доделанности деталей,
блестящее уменье схватывать портретное
сходство и в то же время по-брюллов-
ски облатгораживать оригинал — все это
шло не от «легкости», а от здоровой не-
растраченной крестьянской работоспособ-
ности. Брюллов учил своих учеников по-
нималь и любить натуру, никогда не от-
ходить от нее, но самого Брюллова можно
было бы назвать «метафизиком природы»:
он видел ее неподвижной, стоячей, пози-
рующей, Чтоб придать ей движенье, он
вводил манерность. условные повороты
толовы и рук, вызванные аллегорическим
толкованьем сюжета, а потом сам тщетно
боролся с этим «манером», понимая, что
он не нужен, что он отдаляет художника
от «натуры». Лошадиные копыта под его
амазонкой стыли в воздухе, не передавая
движенья, как деревянные или чугунные,
складки тканей развевались в пустом и
безветренном пространстве, он не видел
того истока, той силы, от которой прихо-
дит движенье, — и бросался в историче-
ские сюжеты, громоздил коней и всадни-
ков, ломал копья и колонны, но и тут
движенье как бы не имело третьего изме-
ренья, ‘заканчивалось на плоскости.

Долгое время Шевченко чувствовал се-
бя скованным по-брюлловски. Ленты на
толове его «Катерины» не хотели разве-
ваться, & стояли в воздухе, как металли-
ческие стружки.

Но вот, в великолепном окружении
брюлловских картин, в замечательной ето
мастерской, Шевченко вдруг запел, забро-
сал бумажные лоскутки каракульками сво-
их поэм и стихов, из него стихийно выр-
валась песня. Она пела о том потаенном,
что Шевченко принес с собой в стены
академии, о сыновней тоске по матери-
вемле, по ‚народу, скованному рабством,

о всех впечатленьях детства. В песнях
	В акждемической мастерской на тумбочке
сидит мальчик Суханов и рисует  «нату-
ру» = горшок с цветами. Его учитель, в
выиитой рубахе, забранной в широченные
щаровары, тихим голосом разговаривает
бам с с0бой, разбирая папку. Мальчику
он кажется чуть ли не дедкой — лысый,
морщинистый, о длинными усами кпизу.
Папка пропадала одиннадцать лет, а сей:
час неожиданно нашлась. Учитель, Тарао
Григорьевич Шевченко, один за другим
вытаскивает из нее пожелтелые рисунки
и вдруг крякнул — ‹«эгез» и приподнял
большой лист. Суханов увидел необычай-
ный портрет, юношу со свечой в правой
руке. Свег падает прямо в лицо юноше,
наклонившему лоб и выразительно, испод-
лобья, в упор взглядывающему на зрите-
ля. Пушистые брови как бы слились в
одну линию, большие глаза глубоки, кур-
носый нос короток, — свежее, безволосое,
открытое лицо, счастливое бесомертной мо.
ложавостью, овеянное кудрями, озаренное

будущим — лицо артиста,
	— А ведь.то я самый, хлопец, — 0%
ти недоверчиво сказал Шевченко и, по-
лойдя к зеркалу, долго, долго разглядывал
самого себя, сравнивая, с портретом. Из
ссылка вернулся другой ‘человек, облысе-
лый, поросший дремучим YcoM, с длинны.
ми волосинками в бровях, с пятнами скор-
бута на лице, с тяжелым, грузным телом,
с дыханьем эмфизематика. Артисты или до
конца не стареют или стареют раньше сво-
их лег
	Нам всем, желающим воссоздать образ
поэта не как выдуманную схему, a ©
предельной правдой, необходимо отбросить
гипноз того вечного батьки о запорожеки-
ми усами, в знаменитой мерлушковой шап-
ке и чуйке, какой сросся в нашем пред-
ставленьи с наружностью Шевченко. Нам
надо вспомнить, что поэт был молод, был
необыкновенно, обаятелен. его любили все,
с кем он сталкивался, в него влюблялись.
Нельзя далее рисовать образ человека без
острого внания и чувства его профиля, по.
тому что именно в профиле сказывается
характер, недаром медальонное искусство;
чеканка на медали, монументальный ба-
рельеф чаще всего изображают человека в
профиль. А у Шевченко был незауряд-
ный, очень резкий профиль — курносый
тонкий нос. выдающийся из-под нависше-
то, огромного. надлобъя. глубокие глазницы,
чудесный овал лица. Прекрасно передают
молодого Шевченко два альбомных рисун-
ка Глафиры Псиол от 1843 — 1844 года.
Именно о сороковыми годами, с моло-
достью Шевченко, © доссыльным его пери-
одом и связано стихийное проявление его
талантливости в самых различных обла-

стях.
Мы знаем Шевченко-поэта. Мы ‘начина-

ем узнавать его как художника, И мы по-
чти не слынтали о нем, как о драматурге,
певце, декламаторе. Между тем, он был
И знатоком театра и превосходным музы-
кантом редчайшего по чистоте и правиль-
ности вкуса.
	Из драматургии Шевченко до нас дошел
только «Назар Стодоля», выдержавший,
как и пьесы М. Ф. Ахундова, десятилетия
и не постаревший, не сошедший со сцены.
Я сравнила украинского классика с азер-
байджанским потому, что их роднит утра-
ченная нашим временем подлинная теат-
ральность, которую драматургам следова.
ло бы глубоко изучать на их образцах,
подобно тому как, изучают сейчас совет-
ские поэты, с пользой для себя. народную
поэзию. Искусство сцены десятки лет за-
валивалось чисто постановочным режиссер-
ским баластом, приучавшим драматургов
или писать слабые пьесы, в надежде, что
их вывезет постановка, или, еще хуже, за.
ранее писать не пьесу, а «постановку»,
выводя колоссальное количество лиц, тре-
буя множества картин, мапгин, бутафории,
словом всякого приклада и перенося имен-
Но в ЭТОТ «‹приклал» удельный вес пьесы. .
	«Назар Стодоля» возвращает нас к Тому
времени, когда от пьесы прежде всего
требовалась театральность, основанная на
характерах и драматическом конфликте.
Сотник, его дочь и его хитрая ключница;
Назар, его верный друг, и хозяйка избы,
где происходят вечерницы. — вот и все
лица пьесы. Простейший сюжет, но в
этом ‘маленьком мире он оказался всеоб’-
емлющим, помог развернуть перед зрите-
	лем народные обычаи,
	бликован хранящийся в библиотеке новый   VERRSIN пристрастием выоираер. ройи ной
antarnadh taara —. pmrrvorTnonenTe из «Ни:   Но-милых девушек. Слова нет: это лучшие
	киты Гайдая», Вот оно:
	Песня караульного у тюрьмы
Старый гордый воевода
	Ровно на четыре. года
‹ Ушел на войну,
И дубовыми дверями *
И тяжелыми замками
Запер он жену.
Старый, стало быть ревнивый, .
Бьется долго и ретиво.
Кончилась война.
И прошли четыре года,
Возвратился воевода,
А жена? Она
Погрустила и решила,
Окно в двери превратила
И, проходит год,
Пеленает сына Яна,
Да про старого про пана
Песенку поет:
Ой, баю-баю, сын мой Ян, мой милый,
Когда 6 воеводу татары убили,
Татары убили или волки с’ели,
Ой, баю-баю, на мягкой постели!
	Как и все русские стихи Шевченко, они
слабее его украинских; как и над всеми
русскими стихами Шевченко, над ними
властвует непреодоленное влиянье Пушки-
на («Поздно ночью из похода...»). Однако
же значение этой публикации огромно.
Не говоря уже о том, что она донесла до
нас отрывок «Никиты Гайдая», в нем Шев-
ченко дает любопытный образец  силла&-
бического строения стиха (не свойственно-
го русской, метрической поэзии), но дает
не как правило, а как редкое исключение,
в трех местах нарушая метрику (ушел на
войну, окно в двери превратила, татары
убили или волки с’ели). Советский пере-
водчик «Гайдамак1в», как известно, упо’
требил этот же прием силлабического сти-
ха, как попытку сохранить возможно точ-
нее текст поэта на русском языке,
	Было еще предложенье Шевченко напи-
сать оперу на сюжет «Мазепы». Исходило
оно от дилетанта в музыке и «маменьки-
ного сынка»` П. Селецкого, помещика,
чье имение было неподалеку от пирятин-
ского имения Репниных Яготина, где в
январе 1844 года гостил Шевченко, Се-
лецкий тогда только что` приехал из-за
границы; где он встречался с Францем
Листом, и был очень высокого ‘мнения’ о
своих «опусах>». Варвара Николаевна Реп:
нина, 35-летняя экзальтированная  Де-
вушка, страстно полюбившая поэта, пред-
ложила обоим гостям создать вместе опе-
ру. В. любопытнейших «Записках» Селец-
кого, писанных под влиянием Марлинско-
TO, 06 этом эпизоде рассказывается так:
«Варвара Николаевна предложила мне на-
писать оперу,’ либретто взялся составить
Шевченко, сюжетом избрали Мазепу... Но
в разработке драмы и в языке мы не сош-
лись». У поэта не могло быть особенных
иллюзий насчет качества музыки молодо-
то Селецкого, да и самого ето’ он крепко
не взлюбил.

С театром Шевченко поддерживал по-
стоянную связь. Еще учась в Академии
художеств, он ездит с Брюлловым на все
	театральные новинки, на все  гастро-
ЛИ приезжих знаменитостей, Как-то
Брюллов повел своего ученика задолго
	до спектакля в уборную Каратыгина
и сам. в присутствии Шевченко. одел
	ее роли; но она не должна забывать, что
в них же кроется однообразие и легкость,
которые ‘могут вредить ее таланту. Мы
искренно думаем, что она может смело
раснгирить свой репертуар; труда будет
больше и вдумываться в роли нужно Oy-
дет серьезнее; но зато талант развернется
шире... ще мы заметили в одном месте,
	именно в свиданьи с дочерью банкира, ко-
гда она приходит просить работы, не-
	правильность в дикции и позволяем себе
обратить ее внимание на этот предмет».
Рецензия была помещена 1 февраля 1858
тода в «Нижегородских губернских ведо-
мостях», и наивный большой человек сму-
щен отношением Пиуновой к его рецен-
зии: «Быть может, ей не понравилось мое
нельстивое рукоделье...» (Дневник). .
На закате жизни ему улыбнулась встре-
ча с великим актером-негром — Айра
Ольриджем. Ольридж привез в Петербург
шекспировский репертуар, и с первого же
спектакля Шевченко «обезумел», Поэт так
‘шумно вел себя в ложе помещицы Сухя-
новой, куда был приглашен, так громко
аплодировал, кричал, вывешивался из ло-
жи. что скандализованная помещица ва-
претила ему приходить на следующий
спектакль. Гр. Ф. Толоетой, в доме кото-
рого Шевченко бывал чуть ли не еже-
дневно, устроил вечер для Ольриджа, и
тут-то поэт и актер познакомились лич-
но. Есть забавный рассказ дочери Тол-
cToro (позлнее известной мемуариетки
Юнге), как они с сестрой едва поспеваля
переводить беседу обоих, тотчас же — не
зная ни английского языка (Шевченко),
ни русского (Ольридж) — тесно сдружив-
шихся, Десятки, даже сотни раз писа-
лось 0б этой дружбе, основанной на глу-
боком социальном сродстве положений:
негр был ‘парией ‘у себя на ` родине, его
соплеменники были рабами; Шевченко вы-
шел из крепостных, его сестры и братья
еще оставались крепостными. Но нужно
прибавить, что не только это связало их.
Шевченко глубоко чувствовал игру Оль-
риджа, актер понимал глубину и силу
оценки гениального поэта. Оба были сти:
хийно-непосредственны. «Почему ты ее не
задушил! — закричал поэт, ках только
увидел Ольриджа, сыгравшего’ Отелло. —
Почему ты ее по-настоящему не’ заду-
шил?!»› Этот возглас был актеру совершен:
но понятен, еф вызвала Топорная игра
бездарной актрисы —. Дездемоны,
Художник Микешин пошел с Шевченко
на «Короля Лира». В своих воспомина-
ниях он’ рассказывает: «Вот сижу я в
	Мариинском театре ни жив, ни мерть...
Театр молчит от избытка впечатлений...
Наконец, «не помня себя, пробрался за
кулисы и открыл двери уборной. Следу:
ющая картина поразила меня: в широком
кресле, развалясь от усталости, полуле-
жал «Король Лир», а на нем, буквально
на нем находился Тарас Григорьевич;
	‘слезы градом сыпались из его глаз, ог
	рывочные страстные слова рутани и лас-
ки сдавленным громким шопотом произ-
носил он, покрывая   поцелуями искрашен-
ное масляною краскою лицо, руки и пле-
чи великого актера...» Реакция тения на
игру гения! Даже в чтении обжигает и
поучает это место всех нас, работающих
в искусстве, Обычно знаменитые актеры
любимы, но не любят. Ольридж любил
Шевченко. Увидя’`у Микешина портрет
	Каратыгина для роли «Нищего», «Публи-  ‘ поэта, он его выпросил и увез с собой.

* р

и в чем сила Моцарта, высказав как-то
в дневнике, что увертюру к «Дон-Жуану»,
это «очаровательное  созданье», трудно
испортить дазке очень плохим исполнень-
ем. Это обличает в Шевченко чисто про-
фессиональное знание фактуры Моцарта,
ве внутренней логики, которая ‚сама за
себя говорит, которую трудно не передать,
даже плохо ее исполняя, потому что у
Моцарта, как у очень, немногих, осново-
полагающих, гениев в искусстве играет
н побеждает не краска, не колорит, не
звук, не поверхность, не выражение, не
наживные и условные придатки, a самый
	скелет музыки
Из опер Шевченко очень любил «Виль-
	гельма Телля», конечно и за его сюжет,
Еще живя у Брюллова, студентом акаде-
мии, Шевченко полюбил Глинку, & по
словам Микешина, даже «бототворил» ем
за поиски народности, за обращение к
‚народному мелосу. Tor же свидетель,
кстати сказать пустоватый и неглубо-
кий, но сердечный в своих воспомина-
ниях (которые совершенно зря выз-
вали раздражение украинских друзей
поэта, ибо в них нет ничего порочаще-
го память Шевченко), пишет: «Музыку он
любил страстно, особенно пение... Глубоко
почитал Даргомыжского. Познакомился с
HUM у меня и потом часто встречался
в семействе Гринберг... Любил и сам петь,
Tae «трацлялась» (случалась) гитара. Пел
неважно, хотя и с большим чувством:
толосу нехватало, да и аккомпаниман все
как-то не налаживался», Микешин слышал
Шевченко за два года до его смерти,
когда голос поэта уже был с «хрипотцей»
от эмфиземы (Тургенев тоже отметил эту
хрипотцу в его голосе), и конечно не
мог в полной мере оценить, да еще с
неналаженным, как он выражается, «ак-
компаниманом», Шевченко-певца, которого
собирались. затаив. дыханье, слушать и в
усадьбах на Полтавщине и Черниговщине
до ссылки поэта; и в домах Щепкина,
Аксакова, Толстого, Максимовичей, Кар-
ташевской по возвращении из ссылки; ив
самой ссылке, Как-то в Оренбурге его’ и
другого певца ссыльные слушали целый
вечер и плакали. Шевченко пропел не-
сколько любимых своих песен: неизменную
«З!роньку»   «Тяжко важко в свити жы-
ТЫ», НО 6 особенным чувством была им
исполнена песня:
	Забилилы CHHTEH,
Заболило тило
	Щей головонька,
	Музыкант
	И даже собираясь «рештувать вози в и в чем сила
	далекую дорогу», он предлагает — в 64
мом последнем предсмертном стихотворе-
	нии своем, — пением птицы в траве —
	Ночимчикуем спочивать..,
	. Надо оговориться, что и чтению вслух и
декламации он обучилея — правда само-
учкой — еще мальчиком у дьячка, посы-
лавшего Шевченко читать‘ псалтырь над
покойниками, 3% «кныш и копу» (хлеб
и полтину). Давали их мальчику охотно,
потому что, по мнению поселян, он чи-
тал «виразно» (выразительно). Эти беско-
вечные ночные чтения не только развили
и укрепили ему голос, но и были полез-
ны бессознательными стилистическими воз-
действиями на него стихов  псалтыря.
Позднее он несколько раз писал подра-
жания псалмам, придавая тексту их глу-
бокое революционное значение, — ипсал-
мы, кусочек гениальной бунтарской по-
эзии в библии, подобно эпизоду любви
к Суламифи, сколько ни суши и ни ка-
нонизуй их церковь, были и остают-
ся образцами народного поэтического
творчества, вываливающимися всем сво-
им здоровым художественным естеством
из теологии. К Брюллову юноша Шев-
ченко попал, поэтому, уже с окрепшим,
установившимся голосом, с умением по-
долгу громко читать,

Но это не был обычный голос. Это был
голос певца, красивый баритон с теноро-
выми нотами, и писатель Кулиш несколь-
ко раз говорит в своих воспоминаниях,
что «Шевченко был в то время лучшим
исполнителем украннских песен». Еще не
изучено, откуда и как возник и сложился
его безупречный музыкальный вкус, пря-
мо удивляющий нас в суждениях Шев-
ченко 0 музыке В «Варнаке», напи-
санном еще до ссылки, дается образ де-
вушки-воспитательницы в панском семей-
стве, которая научила мальчика-«кршака»
любить и понимать музыку. «Она проеи-
живала до полуночи за фортепьяно, варь-
	ируя чудные создания Бетговена , (это
был © любимый композитор, только
что явившийся в музыкальном  Mfa-
ре)... Музыку я полюбил страстно...
Через год с небольшим мы ‘с нею
	играли в 4 руки некоторые сонаты Мо-
царта и Бетговена» .(«Варнак»). Бетховен
был в то время еще новым, неосвоен-
ным музыкальным гением, его  стихий-
ность многим мешала полюбить и понять
его (даже Гете не смог, например, «пере-
варить» эту мощь, казавшуюся ему бес-
форменностью), — и преклонение Шев-
ченко перед Бетховеном говорит 0 боль-
шом пониманьи музыки. Ясно видел он
	поэт уже кончал ее. Интересно отметить
и огромный расцвет иллюстративномю но
кусства как раз в середине ХХ вы,
тоже толкавший художников к жанру, ~
особенно если мы вопомним, что Наль
страции давались к тексту, а первые жал.
ровые картины сопровождались текстом,
иногда стихотворным, как это любил де
	лать Федотов.
	Шевченко, будучи еще студентом зкадь
мии, иллюстрировал очень мною ИЗДАНИЙ,
	подчас роскошных, печатавшихея в Лон,
доне, — он дал серию портретов полку
водцев, иллюстрировал «Суворова-Рымниг.
ского» Н. Полевого, дал любопытнейший
рисунок «Знахаря» в сборник «Ни,
списанные с натуры русскими», СТВ
1841 г., монаха к рассказу  Надеждиа
«Сила воли». «Знахарь» хорош тем, ту
Шевченко дал его не трафаретно — cn,
риком колдуном, а скорей человеком ду»
мающим, пытливым, выше среды, уоли
быть знающим лекарственные травы т
начатки химии; это еще не старый, выс,
кий, красивый парень, идущий по pepe
венской улице и молчаливо  выносящи
любопытно-пугливые взгляды женщин,
	К жанру в coOcTBeHHOM смысле слом
Шевченко так и He пришел, хотя en
«Сельскую раду», превосходную по хара»
	терам и типам украннеких стариков, 0»
бравигихся перед хатой, можно назмть
попыткой сельского жанра во вкусе Ват
Остаде. Но он шел к реализму в искус
стве, шел к нему всей системой свом
ваглядов и настроений, всей излюбленной
тематикой рисунков и картин, он прин
и в свою живопись как в OED, ~
пейзаж, нравы и быт родной деревни, &
это подтверждает замечательную  дотадиу
Горького о его промежуточной роли в ис.
кусстве, Давая 0бзор одной из тогда
них выставок, «Современник» в 9—10 хак
те за 1361 год пишет:
	«Реализм... торжествует и MOACMEHRAET
CA над идеализмом... и литераторы, и ху.
дожники не стыдятся уже изучать народ.
ные нравы, изображать грязные дереве
ские лачуги, бедную русскую ‹ природу,
мужичка в лаптях И чиновника 8 вицмуЕ
дире о заплатами... Мы приветствуем ет
(искусства) обновление и от все CepT
ца радуемся, что и художники Hawa He
чинают, наконец, выходить из пошлой ру:
тины, вступают на реальный путь и про
никаются чувством современности. Пер.
вый показал им этот путь Федотов., 0
еще мало оценен у нас... До Федотова J
нас собственно не существовал манр, 0
наш первый жанрист, Его можно назвать
Гоголем живописи». «Современник», 0010
шийся за материализм в сознании и pee
лизм в искусстве, тут как бы перета
кается’ с Горьким, хотя и He назыв
имени Шевченко, Beate это именно поз?
начал первый «изображать лачуги», сеть
ский быт и т, д. И в 9710м смысле Bee
явление Шевченко действительно предш
ствовало Федотову и могло оказать #8
него решающее, хотя и косвенное, вия
ние.
	Не забудем, что и до, и во Время 1
по возвращении Шевченко из ссылки 2
ализм в русской живописи был очеть с!
лен. Его веяние шло из Европы, от 0
бека, главы мюнхенской школы, от сухо
и страстного Петера Корнелиуса, т ще”
ковника Генриха Гесса, расписывавшетю
под средневековый примитив мюнхенские
храмы (его, кстати оказать, путают у 1
с Петером  Гессом,  натуралистом-батале
стом). Власть мюнхенской школы 6 @ р
лигиозной тематикой была настолько 01ль
на, что она загубила не одно даров“
ние. А Шевченко еще юношей, еще в
лонах Брюллова и Жуковского, смело
ролся с заразой мюнхенцев, жестоко вы
смеивал и органически не переваривал =
идеализм. Четкость ето позиции ee!
стенах академии — ведь ето обществе
ный факт; он не мог не влиять #8 0*
ружающих, не мог не усиливать переде
вой фронт русского искусства,
	Под конец жизни. Шевченко задум
и на три четверти осуществил сатириче
скую серию рассказов о «Блудиом сы
не»; задумал и осуществил мечту св
стать хорошим гравером (он был пзбрак
академиком гравировального  яскуботв),
задумал и осуществил технические улу*
нения в гравировальном деле — и von

рёл более удобные иглы, придумал сл
поправлять офорт во время самого Tess
	танья, чего до него никогда не делаль

*

Остро переживая сценическое слово,
Шевченко и сам был замечательным дек-
ламатором. Карл Брюллов любил’ его чте-
ние вслух. И до последних дней Шев-
ченко не отучился от этой хорошей, куль-
турной привычки, непременной части
брюлловского быта. Даже оставаясь один,
он сам себе читал волух, даже думал не
тихо, а любил бормотать, разгуливая по
	мастерской. Но совершенно потрясающим
было чтение Тарасом Григорьевичем его
	собственных стихов: «он стихами своими
побеждал всех, он вызывал из глаз слу-
нающих его слезы умиления и сочув-
ствия, он увлекал за собою старых и мо-
лодых. холодных и пыялких. Читая див-
ные свои произведения, он делался обво-
рожительным; музыкальный голос его пе-
реливал в сердце слушателей все глубо-
кие чувства, которые тогда владычество-
вали над ним. Он одарен был больше,
чем талантом, ему дан был гений...». Так
восторженно рассказывает о его чтении
стихов Репнина в своей  автобиотря-
фической «Повести».

Когда и как родилась эта удивительная
его музыкальность? В детстве, пастушон-
ком, он заслушивалея унылыми звуками
«сопилки», пастушьей свирели, пел все ук-
раинские песни, какие певались в то вре-
мя, привык разбирать и отличать пение
и свист любой птички в траве, в ‘рощах,
наслаждался, слушая Днепр, как он «реве,
ревучий». Эти острые детские впечатле-
ния однотонных, повторяющихся, внутрен-
не аллитерирующих звуков природы, этот
усвоенный живой ритм языка зверей и
стихий одарили Шевченко своеобразной и
не имеющей себе равной в мире — ворку-
ющей (повторно нанизывающей однозвуча-
щие ритмы, однозвучные образы, внутрен-
ние рифмы) прелестью стиха, нигде и
	никогда не искусственной, совершенно на-
дной, действующей, как сама природа,
бычно к старости у поэтов, одаренных
такою способностью, OHA иссякает, стих
становится суше, надуманнее, ритм мерт-
веет, как будто и сосуды поэтической
ткани подвергаются склеротическому от
вердению, — так было даже с Гете, со
второй частью его «Фауста» Но Шевчен-
ко в этом смысле исключение. Последние
стихи его воркуют и поют, как первые

Тече вода край города,—

Вода ставом стала.

Прийшло д!вча воду брати:

Брало, засшвало. г

Вийшли з хати батько Й мат

В садок погуляти,

Порадитись, кого б то lv

Своти зятем звати.
	Мы дали говорить о поэте целому ря
свидетелей, — от, четырнадцатилетнето
` мальчугана до тридцатипятилетней деву
ки, и мальчик ‘нарисовал тихого, добро
дядю, а отареющая женщина — пылког,
обаятельного юношу. Какой же свидетель
передает основное ‘в Шевченко, кто ДМ
самое большое сходство? И какой портрет
из обширной иконографии поэта паиболее
полно и совершенно выражает это хо’
ство? Исть один, найменее известный 3%
популярный—автопортрет ссыльного 18
риода, где Шевченко в огромной кзадрё
ной бороде лопатой, с испитым лицом, @
пытливым ваглядом, как будто совсем #8
похож на обычного, на любимого, на бат
ку Тараса, на кобзаря. Но зато в 910%
портрете есть ‘удивительная черта — ®
во взгляде, и в бороде, и в положении
толовы он. напоминает типовой moprpet
человека эпохи Возрождения, еното,
астронома, мыслителя, мученика. Пройду!
лесятилетия, огромное наследство Шевчен-
ко будет изучено, раскопают, прочтут и
пустят в обращение его глубокие мысли
0б искусстве, о политике, о науке и при
роде, и это странное сходство «каторжно”
го портрета», как в шутку называл 60
сам Шевченко, с галлереей мужей-борцов,
поднявшихся на рубеж своего века и 88°
глянувших через него в век будущий,
оно уже не покажется ни натяжкой, ни
странностью.
	Мариэтта ШАГИНЯН
			Ув, SLAM, GAM, 1и, оронько, Та
вечрняяе... 1