уда 1939 г. № 34 (641)
aT

TDS ТП
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
	УКРАИНСКОГО

Юму, например, сообщает поэт о своих за-
нятиях скульптурой после категорическо-
м запрещения писать и рисоваль.
	«Нашел я близ укрепления хорошую
глину и алебастр и теперь тоски ради
занимаюсь ‘скульптурой. Но, боже, жалко
я занимаюсь этим новым для меня искус-
ством: в казармах, где помещается целая
рота солдат, а про модель и говорить не-
чего. Бедное занятие!» (Из письма к С. С.
Артемовскому 15 июня 1853 в).
	Его же, как близкого друга, навещает
Т. Шевченко и по возвралцении из ссыл-
ки, на второй день по приезде в Петер-
бург. ,

«По снегу и слякоти пешком обегал я
половину города почти без надобности, —
заносит Т. Шевченко в своем «Днезнике»
от 28 марта 1358 тода, — В три часа воз-
вратился я домой и обнял моего задушев-
ного Семена Артемовского, & через пол:
часа я. был уже в его доме, как в своей
родной хате. Много и многое мы вспом-
нили и переговорили, & еще большего He
успели ни вспомнить, ни переговорить.
Два часа мелькнули быстрее одной ми-
нуты...>
	Здесь же, в доме друга, состоялось и
знакомство Т. Шевченко с Александрой
Ивановной  Гулак-Артемовской. Немало
строк посвящает поэт в «Дневнике» и
письмах этой «милейшей и очарователь-
ной женщине».
	«Очаровательная Александра Ивановна
Артемовская сегодня имянинница, — пи-
шет в юмористическом. тоне Т. Шевченко
в своем «Дневнике» под 18 мая 1858 г,
— М. Лазаревский купил для нее рос-
кошный букет цветов, а я отнес ей и
преподнес; и яв  барышах, и она He
	вправе сказать, что я поздравил ее с пу-
стыми руками. Й вежливо и дешево»,
	«Вчера (20 мая 1858 г, — И. Ф.) был у
Семена, и милейшая Александра Иванов-
на играла лучигие места из «Трубадура».
Очаровательно играла»,
	Вот этой-то пианистке и арфистке, же-
не своего близкого труда, и преподнес
Т. Шевченко чудесный офорт с собствен-
ным автопортретом и надписью,
		Ив. ФЕДОРОВ
	Повые автографы
	В юбилею Т. Г. Шевченко издается ряд
переводов «Кобзаря», публикуются новые
автографы великого украинского поэта.
	Много новых материалов приводится в
«Записках отдела рукописей Всесоюзной
библиотеки имёни В. И. Ленина», пятый
выпуск которых почти целиком посвя-
щен Т. Г. Шевченко,
	Наибольший интерес представляют не-
известные автографы Т. Шевченко: «Дум-
ка» на украинском языке (одно из пер
вых произведений великого поэта, четко
датированное самим автором 1838 годом)
и «Песня караульною у тюрьмы» из дра-
мы «Невеста» на русском языке. Это сти».

хотворение до сих пор было совершенно
неизвестно.

. Опубликованы также в «Записках» дар-
ственные автографы Т; Шевченко на кни-
тах и портретах, поднесенных им в свое
время разным лицам,

Среди них-—редчайший экземпляр «Коб-
заря», который автор подарил Ивану Мат-
веевичу Лазаревскому с надписью:

«Иванови Лазаревскому — ‘кобзарь Ta-
рас».

И. М. Лазаревский — один из тех «сим-
патичнейших и прекраснейших братьев»,
которого особенно ценил Шевченко.
	Несомненный интерес представляет и
автограф Т. Шевченко на его автопортре-
те:

«Александре Ивановне Гулак-Артемов-
ской Ha память. 4 декабря 1860 года.
Т. Шевченко».

А. И. Гулак-Артемовская, дочь дирек-
тора московских театров И. Н. Иванова, —
прекрасная пианистка и арфистка, вы-
шедшая замуж за Семена Степановича
Гулак-Артемовского, одного. из  ближай-
	тих друзей Т. Шевченко.
	Артист и оперный певец, автор знаме-
нитой. оперы «Запорожец за Дунаем»,
С... о Гулак-Артемовский находилея в
дружеских отношениях с Т. Шевченко;
эти отношения не прерывались и в годы
ссылки поэта. Имя С. С. Гулак-Артемов:
ского неоднократно встречается поэтому в
«Дневнике» ‘и в письмах Т. Шевченко.
	Т. Г. Шевченко. «На берегу Днепра». Офорт
ono
	ВЕЛИКИЙ TORRE
	.х
	-aqpon
	Гюэт и
	тудио назвать другого художника, чья
„зрьность Нашла бы в творчестве ши-
у родных Масо столь глубокий и
отли, какой имеет поэзия Шев-
wi, Ene труднее найти пример имен-
‘ музыкального резонанса такого рода.
8 изродные  музыхальные отклики
ушоы №2 «Кобларя» появились еще
воин великого украинского поэта-
имционера, Раньше всего вошли в на-
р музыкально-песенную практику
ши песни, Ка «Гяжко-важко в свт!
za рОИ без роду», «Думи мо!, думи
хо мен 8 вами», «Есть на сви!
a, 0x70 ‘Vi anaes, «Ой крикпули cipi
xi За ними последовали  «Плавай,
зы, зобедоньку, по синъому морю»,
‘ge won верияя», «Нащо мен! чорн!
way, «Реве та стогие Дн!ир широкий»...
	  которым из этих произведений на-
ng (ull, вероятно, сочинен самим поэтом,
‚уу мы находим неоднократные указа-
шв уемуарной литературе о нем, в
чех близких ему людей и в других
яюжах «Шевченко прочел наизусть
р поэму «Кавказ», «Сон» и др., про-
rs] СКОЛЬКО любимых своих песен —
лхехНуЮ «Зроньку», «Тяжко-важко в
‘у ити» ==чиТАем мы в воопоминаниях
	‚  Лазаревского о пребывании Шев-
в 1847 г. в Оренбурге, где он не.
	ур» время оставался перед отправкой
} юшскую Часть («Киевская старина»,
№ № стр. 158—154). Шевченко «‚.вы-
raved свои суждения о разных литера-
ризх и художественных знаменитостях,
впрунивал над «старым ледащо» — са-
ИУ ХОЗЯИНОМ --- и В заключение (приз-
и; хроме расположения духа) спел
ызлько любимых своих песен; «Вронь-
ур, «01 туси» и др.», — вспоминает
ый о вотрече с Шевченко в доме ху-
 хлкА Сошенко в Киева (Чалый М. К.,
Цинь и произведения Тараса Шевчен-
», стр. 147), Вполне вероятно, что. неко-
ны песни Шевченко так и вошли в на-
улур Хузыкальную практику © мелодией
НУР ПОЭТА,

[кю ка слова из «Кобзаря» можно
плышеть не только в селах и городах
Тушлны; ее поют ‘рабочие. Тулы или
Мыло  крестьяне-колхозники Да
эй Сибири. она звучит и в оренбург
их степях, и на Кавказе.. В конце 90-х
№: прошлого столетия одна из песен
ченко бытовала среди политических
мыолых в Минусинскв; это была «Така
Krosm 4a поэмы «Причинниа»,
	{ мях названиям можно прибавить
me pal стихотворений Шевченко, во-
иших в народный музыкальный быт,
ты «Виер в таем розмовляе», «В!тре
ши», «Зв думою дума», «Защебетав
зизоронок», «Кохайтеся, чорнобрив», «Ня
Мих коло броду», «На панщин{ muro
xp, «Ой вигострю товариша», «ОЙ
пд люль, «Ой одна я, одна», «Ой три
тии мирок, «По д!бров: в тер Bie»,
yma, crite, прощай, земле», «Садок
уичавий холо ХАТИ», «Тече вода в сине
	yo, «У таю, таю втру немае», «Лкби
nog
	  ТГ Шевченко. Автопортрет
	ский Фауст, стремящийся постичь

[№ полноту мира и, по словам Маркса,
 чамикой доказывающий истину своего
ления» — Фауст написал великие
 Ува; «в деянии Начало бытия».
	  ишколенного героя Tere вспоминаем
№ 1 случайно, думая о жизненном и
Муеском пути Тараса Шевченко. В ве-
Шу 10916 украинского народа жила не-
Мичуая, фаустовская жажда действия И
ня, преобразующего мир.

№ примиряться с окружающей дейст-
тъностью, & перестраивать ее, уничто-
№1 кв злое, все уродливое, лежалцее на
1: трудового человечества, — таков был
ный принцип Шевченко.

„А сколько отого зиого и уродливого. ви-
М Шевченко, половину. своей жизни пре-
“IMM non игом крепостничества, десять
\ проживший в жесточайших условиях
ль
И может, в мировой литературе нет
ее трагической биографии, чем, биотра-
1 Тараса ТПевченео.
	‘История моей жизни составляет часть

ли моей родины», — с полным осно
им утверждает в сноей автобиографии
ис Григорьевич Шевченко. В его тяго-
Coy пути отразилась судьба его роди-
№, Украины, находившейся под невыно-
 Wi тнетом самодержавия и крепост“
№ права,

К началу ХГХ века украинское дворян-
1 окончательно покорилось царизму,
Пино автономизм. Потомки властных
i NOR и козацких старшин TAH BeP-
идданными русского царя, «малороо-
Челми» помещиками, Украинская знать
Умеки выражала патриотическую A0f-
Ц по отношению к царю-крепостни-
  Виколяю Г Украинские, польекие И
кие папы-эхоплоатяторы  превращали
1 крепостного в беспросветную катор-
1 Кротьянские волнения, вопыхивавитие
№ есь, то там, жестоко подавлялись в0*
Уузенной силой. Эти волнения внушали
их юсподствующим классам, боявшим”
Ч крестьянской революции, Правитель“

ИУ возлатало належлы на помещика, Ча-
	т Третьего отделения Дуббельт и.о
Qt «Помещик самый надежный 0170
	_ Ч ОИ РРР

Мударя.. уничтожить „власть — Ha-

ni прет п нахлынет современем и ка
9% царя как то было не раз в ЧУ:
		\

*
	Мысли о скульптуре
		Скульитурой Шевченко впервые назал
заниматься в Новопетровской крепости,
тдв с особенным рвением следили за тём,
чтобы он как-нибудь не нарушил эжесто-
кого приговора Николая 1 запретившего
ему писать ‘и рисовать.
	«Шесть лет уже. прошло, — пишет поэт
своему другу С. С. Артемовекому 15 ию-
ня 1853 т. — как я мучусь 663 каранда+
ша и красок».

Вблизи крепости случайно налилась хо-
р тлина и алебастр. Это натолкнуло

евченко на мысль заняться скульшту-
рой.

Условия для работы были самые небла-
гоприятные, Темная, шумная казарма, в
которой он иногда не мог даже письма
налтисать, была мало подходящей мастер-
ской. «Про модель и товорить нечего», —
писал он, перечисляя трудности,  которые
ему приходилось преодолевать.
	А «модель», «натуру» он всегда ставил
в основу всех своих работ,
	Тем не менее, ‹от нудьти», как пишет
Шевченко, он все же эти ‘трудности со
свойственным ему упорством преодолевал.
	‘Он летил из глины множество отдельных
	фигур и групп, которые довольно охотно
раскупались офицерами, платившими ему
по рублю за штуку,
	«В Новопетровеком укреплении, — рас-
сказывает капитан К. Герн, давшяй Шев-
ченко приют в Оренбурте, — Тарас поны-
тался лепить. Первый опыт`были два ба-
рельефа: один изображал внутренность
киргизской кибитки, с двумя сидячими
фигурами — мужчиной и женщиной; дру-
той — молящегося спасителя; несколько
отливок этих барельефов он прислал орен-
бургоким своим друзьям; а мне — самые
формы их. К сожалению, я их не взял
© собою в Орду, & оставил у себя в ху-
торе; & то бы можно было на память

друзьям его отлить этих барельефов
сколько угодно. Впрочем, время на это

еще не ушло: когда-нибудь же бог даст
мне вернуться домой и вырваться из этой
мертвой пустынной Орды, в которую ве-
роятно за какие-нибудь тяжкие 1рехи мои
судьба меня засадила».
	Но словам одного из позднейших ис-
следователей, при нем в форте Александ-
ровском еще указывали на стоявших при
входе в дом коменданта двух львов, вы-
лепленных Шевченко.
	Надежда капитана Герна, высоко ценив-
шего Шевченко, к сожалению, не сбылась.
Формы, переданные ему  начивающим
скульптором, пропали, и таким образом
не сохранилось ни одной скульптурной
	работы Шевченко.
Сам художник находил свои первые
опыты в новом для него жанре настолько

неудовлетворительными, «що соромно по-
силати в столицю таку нкчемну pid.
	Судить о том, чего добивалея Шевчен-
ко, работая над своими ‚ скульптурными
произведениями, можно лишь по его вы-
сказываниям, скупо рассеянным в его
письмах (особенно о работах других Ma-
стеров). .

В отделении древней и новой екульпту-
ры Эрмитажа он очарован «умирающей
Душенькой» известного ‘итальянского
скульптора Пьетро -Тенерини, в работах
которого строгость стиля Торвальдсена
соединяется с мягкостью техники Кановы.
Здесь же ето «обидно разочаровал» своей
«неуклюжей русалкой» Ставассер, тот ca
мый Ставассер, который ему так понра-
вился в свое время статуей молодого ры-
бака. «Он, — пишет Шевченко в повести
«Художник». — исполнил круглую статую
молодого рыбака, и как исполнил! Просто
прелесть, особенно выражение лица: 38-
таивши дыхание, живое лицо следит ва
движением поплавка».
	„В Казани Шевченко останавливается пе-
ред памятником Державину, сооруженным
по проекту К. Тона, хотя фраза в днев-
нике (‹..полюбовавигись, вместе с рудою
‘коровою, статуею сплетатёеля торжествен-
ных од и иной гнуености») и звучит не-
которой иронией, но, повидимому, иро-
ния эта относится не столько к самому
монументу, сколько к Державину. Из т0-
го, что здесь же Шевченко рекомендует
перенести памятник в другое, более вы-
итрышное для него место на площади (что
и было исполнено в 1870 году), видно,
что само произведение, выполненное в
классическом стиле, ‘удовлетворяло его
художественным требованиям,
	родного восстания, в поэме «Кавказ» он
смело разоблачал хищническую колони-
	ЗЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ПАаризма.
		Совершенно отрицательный ‘отзыв 1п0“
эта вызвал памятник Крылову в Летнем‘
саду. Шевченко точно мотивирует, почему
он возмущен «беосовестными  тазетчика-
ми», прославившими памятник Крылову.
«Жалкий барон Клодт, — пишат он. —
Вместо величественного, старца он посадил
лакея в нанковом сюртуке с азбукой и
указкою в руках. Барон без умысла до-
стиг ‘цели, вылетивши такую жалкую ста»
тую и барельефы именно для цетей, но
никак не для взрослых. Бедный барон!
Оскорбил лы великого поэта и тоже без
умысла».
	В художественной критике высказывая
лось мнение что Шевченко отнесся &
этому памятнику пристрастно, на TOM
будто бы основании, что здесь скульптор
впервые, вместо шаблонных до этого ae
тичных тог, одел Крылова в его обычный
костюм. Между тем, это заслута Клодта,
которой Шевченко якобы не оценил, мо*
жет потому, что привык к поевдоклассич-
ным статуям.
	‚ Прежде всего, далеко не так уже 0еб-
Сорно. утверждение критики о «привыч“,
ке» Шевченко к псевдоклассицизму. А ва-.
тем и сама мотивировка, которой ПШевчен-
ко обосновывает свою характеристику это-
то памятника, доказывает, что он не соби-
рался одевать Крылова в классическую
TOry.

Его не удовлетворяет самая мысль изб-
бразить Крылова рассказывающим невин-
ные сказочки детям «с азбучкой в ру-
ках», Шевченко хотел видеть отлитым В
бронзу «величественного старца». сатири-
ка Крылова, под пером которого басни,
товорящие о животном мире, приобрета-
ли, как отметил еще Белинский, «жгучий
характер сатиры и памфлета». В лице
львов, медведей, волков и лисиц, в том
виде, в каком они показаны на барелье-
фах памятника, совершенно исчезло вло-
женное в них баснописцем обличение
«высшего» сословия дворян, бюрократов,
всякого рода больших и малых хищви-
ков.

Реалист в живописных своих работах
последних годов, Шевченко, очевидно, та»
кие же требования пред’являл и скульпто-
ру. Памятник Крылову Клодта натурали“
стичен, он далек от подлинного реализ“_
ма, и в этом причина сурового отноше-
ния к нему Шевченко,
	Вернувшись в Петербург из ссылки,
Шевченко, как известно, всецело посвя-
тил себя травированию и к скульыиурным
работам не возвращался.
	Мы неё имеем никаких данных для т0-
то, чтобы судить о его достижениях в
этом искусстве. Но даже немногочислен-
ные указания, сохранившиеся в воспоми-
нанйях и рассказах людей, видевших ра-
боты Шевченко, представляют для #20
бесспорный интерес, так как характери»
зуют исключительную многогранность ве-
ликого поэта и художника.
			Вл. БОЦЯНОВСКИЙ
	мен: черевики» и другие. Некоторые из
этих песен имеют по 5—10 текстовых и
музыкальных вариантов, иногда сильно
отличающихся друг от друга.

Среди стихотворений Шевченко в виде
песен, перешедигих в народное творчество,
наибольшее мбето занимают лирические
песни, Глубокая эмоциональная насыщен-
ность шевченковских лирических произ-
ведений, их тлубокая художественная
правдивость, соединенная с простотой вы-
ражения,. той мудрой простотой, которая
отличает и подлинно народное творчество,
— были сразу поняты народом. Поэт го-
ворил языком народа, выражал и думы
его и чувства. Народ понял сущность этой
лирики, рожденной глубокой драмой че-
ловеческой жизни, драмой, в основе ко-
Торой лежало социальное неравенство. Это
та лирика, которая исторгает из поруган-
ного сердца крики и стоны, крики зата-
енного протеста, вот-вот готового вылить-
ся наружу—и уже не в песне, а в каком.
то конкретном, активном действии. Это
лирика народного гнева. Это лирика «по-
критки», оскорбленной паном. это лирика
	сироты,   не имеющего места, где пре-
клонить голову, это лирика солдатки-ре-
крутки, мужа которой «забрил» тот же
	пан, это лирика матери, лелеющей мечту
о воле для своего сына.

Приемы музыкального оформления шев-
ченковской лирики в. народной песне
весьма различны, То под шевченковский
текст подставляется мелодия какой-либо
старой песни; то этот перенос проводится
частично; то в старый мелодический мате-
риал вносится нечто новое; то, наконец,
создается совершенно новый напев.

Вот, например, песня «Плавай, плаваи,
лебедоньку», Основная’ мелодия нам зна-
кома, она заимствована из песни «Болить
моя головонька до самого чола». Но в се-
редине знакомого напева звучит новый
мотив; его мы слышим в словах «гей, ро-
сти, рости». Этот новый мотив не только
оживляет старую мелодию, но и вносит в
нее нечте, новое: в лирическую напевную
струю вливается мотив эпичности, повест-
вовательности.

А вот песня «На панщин! жито жала»
(записана в селе ‘Остаповке, Лубенского
района, Полтавской области, в октябре
1938 г.). Текст шевченковского «Сна» под-
вергся значительным изменениям. Но об-
щий смысл, основной колорит ero Ha-
строения остался. В народной интерпрета-
ции песня имеет следующий текст:
	«На пантщин! жито жала,

Лягла спочивати..,

Втомилася, ‘не спочивать пила,
А снопи в’язати.

А дитина Шд снопами

Сповита’  кричала.

Розповила, нагодувала..,

Та И сама задр!мала».
	Идиллия сна, мечты матери о своем
свободном от работы на панщине сыне
здесь опущены, Но, при всем упрощении
шевченковского текста, мы чувствуем всю
глубину его содержания. Музыка допол-
няет, договаривает текст.

Чрезвычайно интересен факт создания
М революционной песни на текст

евченко из поэмы «Еретик» («ван
Гус»): .

«Кругом неправда 1 неволя,

Народ замучений мовчить,

А на росйському престол!

Кабан годований сидить,

Людською крою roprye,

Людей у рабство вддае,

Т на людей ус!х трудящих

Зал1ан! кайдани куе.

Розбники, людоди

Правду побороли,

Потоптали, змордували

Ва людсьв закони.

Та повстане свята правда,

I воля повстане, —

Т катюги у корон!

На земл! we стане»,
Песня эта записана от старого’ рабочего
Мерефянского стекольного завода П. К,
Поливанова (67 лет). По словам т. Поли:
взанова, харьковские рабочие пели ев на
политических демонстрациях в 1905 тоду.
В основу этой песни был положен напев
распространенной песни о Степане Pa-
вине.

Поэзия Шевченко близка народу и по
форме, и по художественным образам.
понятно, почему эти песни нашли такой
широкий отклик в народных массах.
	Проф. Н. ГРИНЧЕНКО
	Композиторы Украины к юбилею Шевченко
	Композитор М. И. Вериковский написал
оперу «Сотник», которая уже исполнялась
	по радио.
	издательством «Мистецтво», отобрала для
печати лучшие произведения на тексты
Шевченко. Кроме того, будут издаваться
лучшие произведения дореволюдионных
композиторов на тексты Шевченко: Му-
сортекого, Лысенко и др.
	«аповт» издается в нескольких Ba-
риантах: для двух- и четырехголосного хо-
ра с фортепиано (в обработке композито-
ра-орденоносца Ревуцкого), для смешанно-
то хора и большого симфонического ор-
кестра (в обработке Лятошинского), для
духового оркестра (обработка Юцевича) и
для оркестра народных инструментов (об-
работка В. М. Шевченко). .
		Ф. Е. Козицкий закончил симфонию па-
mara Шевченко. Первая часть ез рисует
образ поэта-борца, вторая часть является
воплощением мысли, заложенной в стихо-
творении «Оживут степи, озера», третья
часть рисует Украину наших, дней, как
бы предсказанных поэтом в «Зановт.

К. Ф. Данькевич написал симфониче-
скую поэму «Тарас Шевченко». °

На тексты Шевченко написано много во-
хальных произведений,

Комиссия, организованная украинским
	ваниматься любимым делом — рисова-
нием.
*
	о В феврале 1381 тода пан Энгельгардт
переехал в Петербург и отдал Шевченко
в обучение к живописных дел мастеру
Ширяеву. Случайно на талантливого юно-
шу обратили внимание влиятельные лю-
ди: поэт Жуковский, художники Брюллов,
Венецианов и другие, Они просили поме:
щика освободить Шевченко. Энгельгардт
запросил 2500 рублей за «душу» своего
крепостного. Знаменитый художник Брюл-
‘лов написал портрет Жуковского, и этот
‘портрет разыграли в лотерее. Таким o6-
разом выручили нужную сумму и внес-
ли её Энгельгардту. 22 апреля 1838 тода
Шевченко получил вольную от своего ба-
pura,

Перед ним открылись двери Академии
художеств. Брюллов предоставил в его
распоряжение книги своей богатой библи-
отеки. Шевченко зачитывался Пушкиным,
Жуковским и Готолем, Шиллером и Гете,
Гомером и Шекспиром. Он увлекался исто-
рией, физикой, философией. Он принялся
за изучение французского языка.
	В эти годы усиленной работы над о0-
бой, в эти тоды ученичества Шевченко на-
чал писать стихи.

В 1840 году вышла маленькая книжеч-
ка, озаглавленная «Кобзарь»,

„В своих ранних стихах поэт продолжал
традиции кобзарей, воспринял их инто-
национно-песенный стиль, систему их 0б-

разов. Шевченко писал о простых вещах:
о вербе и калине, о соловье, поющем на

ветке, о молодом козаке, уехавшем #3
войну в далекие края. Оживала в стихах
Шевченко несчастная порабощенная Укра-
ина. C тоской он вспоминал то’ время,
когда «запорожцы добывали и славу И
волю», }

«Кобзарь» произвел па Украине огром-
noe впечатление, Поэтические образы Шев-
ченко, его живой народный язык птироко
проникали в массы. «Кобзаря» зачитывя-
ли ло дыр. передавая из рук в PYRG.
Стихи Шевченко перекладывали на музы-
ку, Его песни ‘распевали кобзари. Темы
стихов Шевченко были близки народу.
Поэт думал о своем народе, придавленном
злой, деспотической волей. о родном язы-
ве который изгоняли из школ, из лите-
	‚ 0. Пастернак. «Ольридж и Шев-
ченко»
	Вместе © Герценом и Чернышевским
Шевченко «зовет Русь к топору», призы-
вает к вооруженному восстанию:
	..Добра не ожидай,

Не ожидай желанной воли:
Ее замучил Николай. -
Сама она не встанет боле.
Чтобы поднять и разбудить
Ее, больную, надо миром
Обух широкий закалить

И наточить острей секиру,
Да и скорей ее будить...
	В 1559 году Шевченко удалось в поб-
ледний раз побывать на Украине. Здесь
он увидел все ту же бедность, все тот же
тяюстный труд, все те же унижения. Его
родные были попрежнему в неволе. И
поэт, уже не сдерживая своего гнева, вел

смелые. беседы с крестьянами, заявляя,
что не нужно ни царя, ни панов, ни по*
пов.

Его снова арестовали и вернули в Пе-

тербург. Поддержанный кружком Черны-
шевского, поэт тотовил к печати новое

издание «Кобзаря». Слава его уже рас-
пространилась за пределы родины. В
	Лейпциге издали его запрещенные стихи,
	Но в Петербурге «Кобзарь» появился В
изуродованном цензурой виде. Это было
в 1860 году. А еще через год поэт умер,
вамученный. преследованиями, ссылкой,

соллатчиной, тюрьмами,
	Шевченко сперва похоронили в Четер-
бурте. Затем тело его привезли на Украи-
ну. Высоко над Днепром, неподалеку от
города Канева, схоронили певца Украины,
чье имя и после смерти вызывало страх
и ненависть у Царского правительства.
Произведения поэта запрещались и иска-
жались цензурой. В столетнюю тодовщину
со дня рождения Шевченко, в 1914 году,
чествование его памяти было запрещено.
	Народы Советокого Союза ценят вели-
кого поэта Украины Тараса Шевченко за
его высокий поэтический тений, за его
горячую любовь к родине, за то, что он,
по верному слову Добролюбова, «вышел
из народа, жил с народом, и неё только
мыслью, но обстоятельствами жизни был
6 ним крепко и кровно связан»,
	Мы ценим и любим Тараса Григорьеви-
ча Шевченко за то, что он, живя в чер-
ный крепостнический век, предвидел наше
великое ревслюционное дело и всю свою

жизнь, все свое творчество крепко-накреп-
ко связал с этим делом.
	Александр ДЕЙЧ
	ратуры; из живой речи, Когда Шевченко
	В 1843 году приехал к себе на родину, его
	покровительственно ‘вотретили в дворян-
ских тнездах Правобережья. Но креност-
никам не удалось сделать молодого Та-
paca Шевченко «своим человеком», `Онй
не вытравили из его сознания революци-
онно-демократических настроений, и оно
гордостью подобрал кличку «мужичий по-
эт», которую ему бросили реакционные
критики. «Пускай я буду мужичий поэт,
лишь бы только поэт», — писал Шевчен-

ко.
Поэт навсегда сохранил ненависть к

помещикам-утнетателям. Борьба с кре-
постничеством и царизмом становится 0с-
новной темой его поэзии.
	В первом большом произведении, в поэ-
ме «Гайдамаки» (1841), «мужичий поэт»
дал широкую картину крестьянской рево-
люции, жестокой, стихийной, незрелой, но
борющейся за справедливость, за правду,
ва лучшую долю крестьянства. Здесь поэт
прославил героев борьбы за мужицкую
правду и свободу и горевал © том, что
восстание это не принесло победы. Неуди-
вительно, что «Гайдамаки» получили враж-
дебную оценку дворян, что предводитель
дворянства Каневского уезда писал в
своем донесении по начальству, что сочи-
нения Шевченко, крайне опасны.

К середине сороковых годов родились
лучшие революционные произведения по-
эта. В поэме «Сон» Шевченко дал яркую
сатиру на Петербург Николая Т. Он пока-
зал, как муштруют солдат, как угнетают
народ, как эксплоатируют крестьянство.
Он проклял «царей-людоедов», «прокля-
тых палачей». поработивших его вольный
край.

Он понимал, что единственным  выхо-
дом из тяжелого положения народа’ может
быть вооруженное восстание. Он призывал
	& этому восстанию:
„.Поднимайтесь,
Цепи разорвите
И горячей вражьей кровью
Волю окропите,

Эти строки из замечательного «Эавеща-
ния» поэта повторялись в народе, зака-
ляли его волю к борьбе, укрепляли веру
в лучшее будущее. Слава и популярность
поэта росли с огромной быстротой.

Шевченко в ту пору уже был  поис-
тине передовым человеком своего времени.
В поэме «Еретик» он гневно нападал на
немецких захватчиков, предавших Чехию
разгрому и пожарам. В поэме «Холодный
ар» он предвещал близость нового #8
	Народный зений
	жих краях. Помещик есть самый верный,
недремлющий пес, охраняющий  государ-
	ство...» .
Семья Шевченко принадлежала одному
	из таких «‹недремлющих псов», помещику
	Энгельгардту.

Тарас Григорьевич Шевченко родился
9 марта 1814 года в селе Моринцы, но
детство свое провел в соседнем селе Ки-
рилловке. Он рано узнал, тяжесть подне-
вольного труда, почувствовал горе «бед-
ного неулыбающегося мужика», окружен-
ното великолепной, вечно  улыбающейся
природой Украины.

На девятом году жизни Шевченко поте-
pant мать. Юще через два года умер его
отеп. Мальчик остался круглым сиротой
И рос у чужих ‘людей из милости. Он
учился грамоте у пьяных ДЬячков, кото-
рые били его и заставляли выполнять
тяжелую работу; потом он был пастухом,
погонщиком волов у попа, подмастерьем у
маляра. Велика была страсть Тараса к
учению, к рисованию, к поэзии. Особенно
чуток он был к восприятию украинской
природы, Пейзажи родной земли — виш-
невые сады, ручейки, журчащие в доли-
не, широкий седой Днепр, степь с чернею-
щими В ней могилами-курганами —
глубоко волновали виечатлительного Tapa-
ca и впоследствии ожили в его поэзии.
ТППевченко увлекался в. детотве народны-
ми певцами — кобзарями, бандуристами,
лирниками, вспоминавшими тероическое
прошлое Украины. В долгие зимние вече-
ра дед поэта, Иван, рассказывал 0 том,
как козаки гнали польскую шляхту © Ук-
`ранны, 0б украинских тетманах Сатайдач-
ном и Хмельницком, о вождях великого
крестьянского восстания ХУШ века Желез-
vane a Гонте. Уже тогда в детском cOsHa-
нии будущего поэта зарождались образы
большой поэмы «Гайдамаки», & наблюде-
ния над жизнью, над крепостной действи-
тельностью, над унижениями женщины,
над ее безрадостным материнством и’ горь-
кой долей батрачки подтотовили создание
тяких поэм и стихов, как «Катерина» И
	«Наймичка».

Едва Тарасу исполнилось 15 лет, как он
попал в барский дом. Сначала он был по:
варенком на кухне & затем «казачком»
комнатным  слугой помещика. В каждую
свободную минуту Шевченко умудрялся
	5 апреля 1847 года Шевченко был ape-
стован жандармами. Николаю [ доложили,
970 поэт «сочинял стихи на малороссий-
ском языке самого возмутительного содер-
жания. В них он то выражал плач о мни-
MOM порабощении и бедствии Украины,
то с невероятной дерзостью проливал кле-
веты и желчь на 0соб императорского до-
		МАестоко поплатился поэт за свое рево-
люционное творчество: его отправили ря-
довым в оренбургские степи под строжай-
ий надзор, с запрещением писать и ри-

совать.
Десять лет провело Шевченко в ссыл-

ке. Несмотря на запреты и угрозы, они
писал, ‘и рисовал. В выжженной оренбург-
ской степи или на пустынном Кос-Арале
пламенный патриот Украины вспоминал
свою родину, грустил о том, что «везде
на славной’ Украине лукавые паны лю-
дей в ярмо запрягли», Он мечтал о бу:
дущем, когла удастся увидеть цветущие
села, веселых, счастливых людей. Такой
могла бы стать Украина, если бы и «еле-
ду панского там не оставалось».
	ненависть
	В ссылке росла и крепла
Шевченко к бамодержавию:
	Хоть головы бы поснимали
С парей тех, палачей людских...
	Велика была моральная стойкость и CH-
ла революционного духа Шевченко. Когда
в 1857 году этот, уже немолодой, иотер-
занный ссылкой человек был освобожден,
он написал в своем дневнике: «Мне ка-
жется, что я` точно тот же, что и был де-
сять лет назад. Ни одна черта в моем
внутреннем образе He изменилась. Хоро-
	шо ли это? Хорошо...».
По возвращении из, ссылки Шевченко
	ознакомился с идеями революционных де-

мократов-просветителей, и это сделало ‘его
поэзию еше более звучной и гневной.
	Когда Шевченко, наконец, разрешили
вернуться в Петербург, его восторженно
встретили ‘представители передовой интел-
лигенции. Он ожил в обществе культур-
ных людей, которые окружили его BHU:
манием и заботами. Чернышевский и До-
бролюбов высоко ставили поэзию Шевчен-
ко. Поэт Курочкин переводил его стихи
на русский язык. Шевченко много пишет
и рисует в эти roan.