м
	18 марта 1939 г. № 34 (614
	образования и, В связи 6 этим, ка обет,
чение студенчества образцовыми учел,
ками,

Подготовка квалифицироразних та
рабочих по основным профессиям —
школах ФЗУ, на курсах тракторист», 1
феров и т. п. также продолжает ру
Эта подготовка должна дать за третью py
тилетку свыше 8 миллионов кзаляфит
рованных рабочих разных спепияльнм

Количество специалистов со сред
образованием к концу пятилетки ул,
чивается на 90 процентов,  Количеть
специалистов с законченным выстии и
разованием увеличивается © 750 тысяя »
1.290. тысяч, то-есть растет #3 72 ту,

пента.
	Растет сеть общих. театров и кт,
театров, клубов, библиотек, читален, т.
	мов культуры. Радиофикация и кипофта, 2
ция, особенно звуковое кино, perriss, 7
	лись в громадное БУультурное дело, my
ющее большое политическое значение,
	Растет сеть научных  учреждени.
третьей пятилетке для передовой cory,
ской’ науки открываются исключитела
благоприятные возможности,
	Мы не зря говорим, что у ва му»
следние годы произошла целая культури
революция; Действительно, созданы (у
шие кадры интеллигенции, которых в
недавно так нехватало,
	У нас сотни тысяч предприятий п у.
реждений, кроме того 240 тысяч rom
зов. Для всех этих организаций нухи
многочисленные руководящие кадры,
представленные мне начальником. [У
Госплана CCCP тов, Саутиным данные
численности руководящих кадров наши

учреждений, предприятий и колхоз:
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» ©
	ХИШ-й СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ  КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков).
	ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАЛА т. МОЛОТОВА.
	на борьба за высокую производительность
труда в наших предприятиях и учрежде-
ниях, во всех колхозах? Никто этого не
скажет.
	Интересен следующий факт, Har в
первой, так и во второй пятилетке произ-
водственный план по промышленности был
перевыполнен. Й первая и вторая пяти-
летки по промышленности были перевыпол-
нены, несмотря на то, что по’ строитель-
ству в обоих случаях план был недовыпол-
нен, Как это могло случиться? Это могло
выйти только в результате того, что на
деле производительность труда в обоих
пятилетках была выше, чем было в этих
планах  запроектировано. Следовательно,
несмотря на все недостатки организация
труда, рабочие добились  перевыполнения
планов по производительности труда и всем
нам доказали, что мы еще плохо знаем
настоящие резервы под’ема социалистиче-
ской промышленности. Посмотрите\ я на
слелующие факты. Вторая nereaevna Hae
метила под’ем произволительности труда в
промышленности на 63 процента, а факти-
чески она увеличилась на 82 пропента.
Известно также. что рост производитель-
ности труда в области строительства во
второй пятилетке был намечен в 75 про-
пентов, а Фактически производительность
труда в строительстве увеличилась за вто-
рую пятилетку на 83 процента. Ударни-
ки и стахановцы не посчитались с этими
наметками пятилеток. За их хорошую ра-
Gory, за перевыполнение ими планов по
производительности труда — честь им и
слава! (Аплодисменты).
	Наши планы 00 под’ему производитель-
ности труда во второй пятилетке потому
оказались перевыполненныма, что ви В
каком плане нельзя было предусмотреть
появление стахановского движения. А оно
не только появилось, но м разлилось по
лицу земли советской, перекинувиись из
города в деревню. Мы знаем и 0 том, что
переловики колхозов нередко не уступают
рабочим в успехах по поднятию. произво-
длительности труда. Разве мало прамеров,
что передовики в колхозах,  замечатель-
ные трактористы, комбайнеры и звенье-
вые, давали такие темпы роста произво-
дительности труда. о которых раньше ни-
кто и не думал. Разве не знает вся стра-
на имена замечательных людей второй пя-
тилетки, которым принадлежит роль за-
стрельщиков в поднятии производительно-
сти труда и в развертывания сопиалиств-
ческого соревнования? Разве не знает вся
страна имена таких людей, как Стаханов
и Дюканов, ткачихи Виноградовы, Никита
Изотов, кузнеп Бусыгин,  скорохоловеп
Сметанин, машинисты  Кривоное, Огнев,
металлург Чайковский, архангелеп Мусин-
ский, шахтеры Шашацкий и Гвозхырьков,
станкостроитель Гудов и многие другие?
Разве не знает весь наш народ имена та-
ких передовых людей сельского хозяйства,
как Мария Демченко. комбайнеры Колесов,
Борин. братья Оськины, трактористки Пз-
ша Ангелина и Паша Ковардак а многие
другие?

Мы будем руководствоваться в’ деле уси-
ления борьбы за увеличение производи-

тельности  трула указаниями товарища
	Сталина На совещании стахановцев:
	«Почему капитализм разбил и преодолел
феодализм? Потому, что он создал более
высокае нормы производительности труда,
он дал возможность обществу получать
несравненно больше продуктов, чем ATO
имело место при Феолальных порядках. По-
тому, что он сделал общество более бога-
тым. Почему может, должен и обязатель-
во победит сопиализм  капиталистическую
систему хозяйства? Потому. что он может
дать более высокие образпы труда. более
высокую производительность труда. чем
капиталистическая система хозяйства. По-
тому, что он может дать обществу больше
пролуктов и может сделать общество более
богатым; чем капиталастическая система
хозяйства».
	Все это означает, что если мы будем
по-настоящему воевать © бесхозяйствен-
ностью, по-большевистски поднимем ис-
пользование техники, булем дальше раз-
вивать стахановское движение и усилим
борьбу за повышение  производительности
труда и за внедрение не на словах, а на
деле научно-технических достижений во
все отрасли народного хозяйства, — мы
получим такой под’ем народного хозяйства,
под’ем промытшлевности,  под’ем сельского
хозяйства, под’ем транспорта и всех дру-
гих хозяйственных отраслей, какого мы
еще не видели, какой возможен только яз

базе окрепшего социалистического обще-

ства.
	4. Для этого мы должны не ослаблять,
а усиливать критику недостатков в работе
отдельных наших’ оргавизаций и работни-
ков. Нужно выемеивать мелко-буржуазное
хвастовство. которым мы страдаем. Torta
наши руководители не будут терять в те-
кущих делах руководящей большевистской
нити в работе и, е друтой стороны, ‘не
будут запускать тах называемых «мелких»
вопросов, забвение которых зачастую
сильно бъет по успехам всей работы. Без
большевистской. критики и самокритаки He
может ‘быть большевистских  руководите-
лей, Когла критика и самокритика исхо-
дят из желания лучше и быстрее решить
задачу, сломать бюрократические препоны
и мелко-буржуазные пережитки отсталых
людей, — тогла происходит не ослабле-
ние, а мобилизация сил лля победы, На-
д0 оживить наши хозяйственные активы,
поднять их работу всемерно.
	Миллионы людей в нашей странё за-
разились желанием итти вперед и уско-
рить решение основной экономической з8-
дачи СССР — в течение ближайшего пе-
риода догнать и перегнать наиболее раз-
витые капиталистические страны также и
в экономическом отнотенвм. План третьей
пятилетки дает очередные задания для. ре-
шения этой задачи в короткий срок. Чем
сознательнее все мы отнесемея к своим
обязанностям. чем требовательнее к себе
будут наши организаторы, наши руково-
дители — тем победоноснее будут наши
успехи. (Аплодисменты). : :
	средней школы, то в них уже теперь 05,
чается в 12 раз больше, чем в старое
время, а в 1942 тоду будет обучаться в
34 раза больше, чем до революции; (Апло-
дисменты). Теперь уже почти нет рабочей
семьи, где не было бы детей со средним
образованием. И все больше становится
таких семей. рабочих, служащих, а также
и крестьян, у которых дети получают
высшее образование,

Интересно, как растет число учатшихся
в начальной и средней школе по респуб-
ликам. По РСФСР, Украинской и Грузин-
ской ССР — на 25—35 процентов, по
Белорусской, Киргизской и Казахской CCP
— на 40-50 пропентов. по Азербайд-
жанской, Узбекской и Армянской ССРЫ—
на 55—70 процентов, по Туркменекой и
Таджикской ССР — на 90 процентов.
Й здесь мы. видим, что в тех республяках,
где в прошлом школа была почти нело-
ступна для трудящихся, положение круто
изменилось. При большом под’еме наролно-
го образования во всех республиках 0ез
исключения, особенную помощь в под’еме
школ получают наиболее отставшие нацио-
нальные районы,

При громадном количестве юношей и ле-
вушек. кончающих среднюю школу и иду-
щих в большинстве случаев на ту или
иную практическую работу, встает вопрос
9 том, чтобы перед окончанием средней
школы они уже получали хотя бы неко“
торую полготовку к будущей практической
работе. Это очень важный вопрос, кото-
рым должны заняться Наркомпросы, да и
не только Наркомпросы.

Контингент учащихся в вузах и втузах
в третьей пятилетке дойдет до 650 тысяч.
При этом главное внимание должно быть
обращено на повышение качества высшего
	IV. План дальнейшего подъема
материально-культурного уровня
трулящихся.
	У нас давно прошли времена ‘безрабо-.
типы, от которой так мучаются многие
миллионы рабочих при современном капи-
тализме. Давно прошли времена, когда В
наших сельских местностях было столько
деревень, не случайно прозванных Неуро-
жайками и Нееловками. Добрая треть кре-
стьян. а то и больше, постоянно, из года
в Год, недоедала, и не могла при старом
строе расчитывать на улучшение своего
материального положения. Сохранись ка-
питализи у нас до настоящего времени,
тогла и в нашей стране, как это имеет
место в других странах капитализма, был
бы сейчас не един миллион безработных
в городах, был бы сейчас не один десяток
миллионов голодных и полунищих в дерев-
нях, А теперь мы окончательно вышли из
такого положения и строим планы такого
дальнейшего под’ема народного благососто-
яния, 0 котором ни одна, лаже самая ‘00-
гатая и самая капиталистически развитая
страна, не может мечтать, и которые в
полной мере идут навстречу быстро расту-
щим запросам трудящихея города и де-
ревняи. :
	`Третий пятилетний план ставит задачу
повысить народное потребление в полто-
ра-дпва раза. Слыхали ли про что-нибудь
пюдобное в капиталистических странах?
Пусть бы хоть одна капиталистическая
страна взялась за выполнение задачи пол -
ема благосостояния своего народа, ну, ска-
жем. в половинном размере против нашего
плана. Пусть те, которые кичатея буржу-
азным прогрессом, богатством капитала и
прочим, попробуют взяться за такое дело.
Интересно бы ‘посмотреть на этих люлей.
Но их, как вы знаете,: не видно, Госпот-
ствующие классы в странах. капитала не
ролят таких смельчаков.
	В чем состоит наш план?
Начну ‹ рабочего’ класса.
	довольственных Товаров, в том числе HO
мясу, жирам, яйцам, идет еще быстрее,
чем по промышленным товарам. Но так
как потребление таких продуктов, как,
скажем, мука, хлеб, соль, хлебное вино,
не может, по понятным причинам, расти
такими же быстрыми темпами, то в пе-
лом рост рыночных фондов продовольет-
венных”. товаров получается несколько
меньше, чем рост рыночных фондов про-
мышленных товаров. Каждому понятно, что
это вполне соответствует интересам широ-
ких масс потребителей,

Следует еше добавить, что обществен-

ное питание по плану должно удвопться.
Наконец, рост товарооборота на колхозном
рынке определяется больше, чем в два
раза. .
В соответствии © этим должен быть
обеспечен рост розничной государственно-
кооперативной торговой сети и повышение
культурного уровня всего торгового дела.
Для. этого нужно, наконец, Наркомторгу
использовать его право на устройство тор-
товых помещений в нижних этажах но-
вых Домов. Необходимо также развернуть
строительство торговых баз и складов, хо-
лодильное хозяйство, правильно организо-
вать доставку и завоз товаров. В быетро
растущих сельско-хозяйственных районах
необходимо усиленно развивать сеть лавок.
И магазинов с товарами, обслуживающими
назревшие бытовые, ремонтные и строй-
тельные нужды крестьян.

Планом предусматривается, как по тем-
пам роста дохода, так и по темпам роста
товарооборота, что деревня пойдет несколь-
ко впереди города. Это находится в соот-
ветствии с проводимой советской властью
линией на постепенное сближение матв-
риального и культурного уровня жизни го-
ролекого и сельского населения. Это отве-
чает задаче осуществления помощи со
стороны ‘рабочего класса, как передового
класса нашего общества, крестьянству. ко-
торое в продолжение многих веков нахо-
дилось на более низком материальном
уровне жизни:

Нарялу с ‘этим значительно увеличива-
ются госуларственные расходы на куль-
турно-бытовое обслуживание трудящихся
горола и: деревни. ,

Расхолы по социальному страхованию
й затратам государства на просвещение,
здравоохранение, пособия многодетным ма-
терям и другие вилы культурно-бытового
обслуживания рабочих и служащих под-
нимаютея до 53 миллиардов рублей, что
означает рост за- третью пятилетку боль-
ше, чем в 1,7 раза. На мероприятия, не-
посредственно относящиеся к области улуч-
шения здравоохранения трудящихся, го-
сударственные затраты возрастают с 10.3
миллиарла рублей в 1937 году до 16.5
миллиарда рублей в 1942 году. За счет
увеличения этих государственных средств
	улучшается больничная помощь населению,
	расширяются санитарно-профилактические
мероприятия, поднимается лело оказания
помощи роженицам и строительство детских
больнин, поднимается охрана трула и ор-
ганизация рабочего отдыха и физкульту-
	ры. Число больничных коек по ` городам

Sr
	CCCP увеличивается на 30 процентов. Чи-
сло больничных коек в деревне увеличи-
вается: по РСФСР на 35 процентов, по
УССР на 43 процента, по’ Узбекской, Тал-
жикской, Казахской, Киргизской республи-
кам = почти в два раза, по Белорусской;
Азербайджанской и Грузинской республи-
кам — больше, чем в два раза, по ‘Ар-
мянской — больше, чем в три раза, по
Туркменской — больше, чем в пять раз.
Число. мет в постоянных яслях и детских
садах увеличивается за третью’ пятилет-
Ку до 4,0 миллиона против 1,8 миллио-
на в конце второй пятилетки. Число мест
в сезонных яслях и детских садах увели-
чивается с 65,7 миллмона yo 13,6 мил-
Лиона,

В целях борьбы с жилищной теснотой,
усиливается жилищное строительство в. го-
родах и рабочих поселках. За третью пя-
тилетку вводится в действие 35 `миллио-
нов квадратных метров новой жилой пло-
щади. Кроме того, предусматривается раз-
витие индивидуального жилищного строи-
тельства. в размере 10 миллионов квадрат-
ных метров. Мы ‘должны проследить 33
тем, чтобы этот план был безусловно
обеспечен выполнением. Нельзя ‘не сказать
06 одном начинании Моссовета. По ини-
циативе архитектора Мордвинова. Москов-
ским Советом. сверх обычного плана жил-
строительства. принят особый план по-
стройки в течение этого года 23 домов ©
количеством 1.610 квартир. Это строитель-
ство будет проведено с применением ско-
ростных методов работы и с широким при-
менением стандартных  стройдеталей, что
нужно. всячески поддержать. Успехи этого
опыта в Москве должны быть перенесены
в другие города,

По. плану городского строительства дол-
жна’ быть развернута большая работа по
благоустройству городов и промышленных
центров. Предусматривается постройка но-
вых водопроводов в 50 тородах, проведе-
ние канализации в 45 городах, трамвая—
в 8 городах. Необходимо значительно под-
нять недопустимо запущенное дело со стро-
ительством новых бань. Газификация го-
родекого хозяйства должна по-настоящему
двинуться вперед, & оставшуюся от прош-
лого практику громадного завоза дров в
тлавные города страны нужно решительто
свести к минимуму, а затем и вовсе рас-

,
	прощаться с ней, как © Вим пе-
режитком.
	Третий пятилетний план намечает боль».
	шую программу культурного строительства,

Поставлена задача осуществить всеоб-
шее среднее обучение в городе и завер-
шить всеобщее семилетнее обучение в де-
ревне и во всех национальных  республи-
ках. Количество учащихся в начальной и
срелней школе в городах и рабочих по-
селках должно увеличиться с 8,6 до 12.4
миллиона, а в сельских местностях с 20,8
до 27,7 миллиона. Таким образом, в концу
третьей пятилетки в наших начальтых и
срелних школах булет обучаться свыше
40 миллионов учащихся против 8
миллионов учащихся в дореволюционной
		мышленности, внедрение и укрепление
хозрасчета во всех наших предприятиях,
систематическое снижение  себестоимо-
сти, усиление  внутрипромышленного
накопления во всех без исключения от-
раслях промышленности».
	Эти указания товарища Сталина и сей-
чае имеют силу в полной мере. У нае ло
сих пор много бесхозяйственности, много
перерасходов, безобразно велики потери
сырья, растрачивается зря много топлива
и электроэнергии, безобразно велики про-
стои оборудования, а, значит, во многих
случаях нет настоящей борьбы за сниже-
ние себестоимости промышленной пролук-
ции, нет настоящей борьбы и 38а снижение
стоимости строительства.
	С этим надо покончить, усилив 00 BCe-
му фронту борьбу с бесхозяйственностью и
всякими потерями. Нужно на деле обеспе-
чить внимание к экономике, к стоимости
производимых продуктов. Нужно хорошо
знать, во что обходится государству ра-
бота каждого предприятия, каждой орга-
низации. Между тем, у нас и теперь най-
дутся такие хозяйственные руководители,
которые считают ниже своего достоинства
заглядывать в баланс, изучать  отчет-
ность, заботиться о хозрасчете. С этой без-
заботностью и экономической безграмотно-
стью надо решительно покончить, как с
антигосуларственной и антибольшевистской
практикой. Тогда у нас исчезнут многие
факты бесхозяйственности.
	Можно ли, например, мириться с таки-
ми позорными явлениями, как громадные
простои на водном транспорте? В 1937
тоду, когла вредители еще не были из-
гнаны из Наркомвода, эти простои дости-
тали совершенно возмутительных  разме-
ров. Вот факты. Во время ‘эксплоатацион-
ного периода работы водного транспорта,
то-есть не считая зимней стоянки и судо-
ремонта, буксиры сухогрузные  простаи-
вали 35 пропентов своего рабочего време-
ни; буксиры  нефтегрузовые — 33 про-
пента рабочего времени; буксиры плотовые
— 33 процента рабочего времени; сухо-
грузовые баржи — 71 пропент рабочего
времени; нефтеналивные баржи — 56
пропентов рабочего времени; морекой нз-
ливной флот — 29 процентов рабочего
времени. Ведь это значит, что водный
транспорт простаивал чуть-ли не полови-
ну. своего рабочего времени. Но и в 1938
тоду лело еще не улучшилось. Товарищи-
водники должны снять в себя это позор-
ное пятно, ликвидировать простои ий дать
пример лучшей работы на транспорте.
	Но пример © водным транспортом от-
	носится не только к транспортным орга-
низациям он в Такой же мере относится
	ко многим предприятиям промышленности,
Е с0вх0зам, к МТС. Мы должны добиться
того, чтобы все наши работники, от ма-
лых до больших, всегда помнили о своей
ответственности перед государством и наро-
дом, ‘всегда помнили 0 своей обязанности
беречь народное добро и обращаться с ним
по-хозяйски, соблюдать экономию в расхо-
дах и на деле беречь народную копеечку!
{Продолжительные аплодисменты).
	Не меньше этого мы должны беречь топ-
ливо. экономить расход сырья. беречь 0б0-
рудование, ухаживать за машинами, не
разбрасывать лес и стройматериалы.
	2. Нужно еще больше налечь на освое-
ние и на использование техники, KOT poll
у нас стало очень много. Правда, в ряде
отраслей промышленности мы в STON OT-
ношении уже показали замечательные пре-
имущества социалистического хозяйства
перед капиталистическим. Возьмите факты.
Первый пример. Наши электростанции ра-
ботают намного’ производительнее, с гораз-
Xo большим производственным эффектом,
чем электростанции любой другой страны.
Мы использовываем мощность электро-
станций в СССР. в два раза интенсивнее,
чем в буржуазных странах. Можно толь-
ко радоваться тому. что в такой стране,
хак СССР, электросвет уже вырвался из
сковывавших его рабских пут капитализ-
ма а обильно отпускает нам свои блага.
Это. < другой стороны, не снимает с нас
обязанности не допускать перенапряжения
и риска. Второй пример. Километр желез-
но-лорожного пути использовывается у нас
в два < лишним раза интенсивнее, чем,
скажем, в Соединенных Штатах Америки.
Й тут нельзя напряжение увеличивать до
бесконечности, но пускай g рельсы пора-
ботают для дела социализма интенсивнее и
лучше, чем для капитализма. (Шумные,
продолжительные аплодисменты). Известно
также, что тракторы в сельском хозяйстве
используются в СССР в три раза произ-
водительнее. чем в Соединенных Штатах
Америки и в Европе. И это при теперетш-
ней далеко не образцовой работе многих
МТС и совхозов. Но, если трактора уже
теперь работают у нас лучше, чем в Ев-
рюпе и Америке, скажем им за это спа-
coho и пожелаем: пускай работают еще
лучше! (Шумные аплодисменты).
	Но сколько у нас еще неиспользован-
ной техники, сколько еще прекраеного
оборудования простаивает много времени
втуне, без пользы для государства! 06
этом никак нельзя забывать, как нельзя
забывать и больших резервов от лучшего
использования изобретений и рапионализа-
торских мер. У нас откроются новые гро-
мадные резервы, как только проявим на-
стоящую заботу о наших многочисленных
изобретателях. рапионализаторах и их т-
мощниках. Нужно активно, материальными
и общественными мерами, поощрять и про-
двигать это дело, как учит этому товарищ
(Сталин. (Аплодисменты).
	3. Нужно усилить борьбу за дальнейшее
повышение производительности труда.
	Bee мы хорошо знаем, как Ленин го-
BOPET 0 TOM, FTO «произволительность
труда. это, в последнем счете, самое важ-
ное, самое главное для победы нового 0б-
шественного строя». Мы знаем и 0 том,
что эту мысль великого Ленина прекрас-
но поняли ударники и стахановцы вашей
промышленности и транспорта, что она
глубоко понятна и всем передовикам кол-
хозного хозяйства. Но можно ли сказать,
RTO у нас по-большевистеки организова-
	ЧИСЛЕННОСТЬ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ЯНВАРЬ 1937 г.
	1. Руководители административных учреждений, учреж-
	_ дений здравоохранения и культуры у. ..... 450 тыс, чел,
2. Директора и руководители  госпромпредприятий,

жехов и отделов и их заместители. . 2. 2 eee ww 350 ь в
3. Председатели и зам. председателей колхозов, зав, \

товарными фермами колхозов уфе еее нее 582» ь
4. Директора МТС, совхозов, зав. фермами совхозов › 19 » »
5. Руководители промкооперативных организаций ‚ « 40 ь »
6. Директора и заведующие магазинами ‚,...... 250 » ь

7. Директора и заведующие столовыми и др. пред-
приятиями общественного питания ...,.... 60 >» »
	ОТ Еее:
	План намечает увеличение численности
рабочих и служащих с 27 до 32 миллио-
нов человек, то-есть ва 5 миллионов че-
ловек. Средняя зарплата рабочих и слу-
жащих должна увеличиться за третью пя-
тилетку на 35 процентев. Общий Фовл
зарплаты рабочих и служащих толжен
возрасти больше, чем в 1,6 раза. Конеч-
но, у одних категорий рабочих и служа-
щих зарплата будет расти больше. у дру-
гих меньше. Тем, кто булет работать луч-
ше, обеспечено увеличение заработной
платы значительно выше срелнего уров-
ня. Рольшевики всегла отвергали уравни-
тельский подхол к зарплате, как чуждутю,
мелко-буржуазную тенденцию. Мы должны
еще  последовательнее. чем до’ сих пор,
проводить линию на материальное поош-
рение за высокую производительноеть тру-
да лучших работников из рабочих, масте-
ров, инженеров и ‘спепиалистов всех дру-
гих отраслей.

Теперь — о крестьянстве,

План намечает значительное увеличе-
ние доходов колхозников в третьей пяти-
летке. В результате принимаемых мер к
под’ему сельского хозяйства, ленежные 10-
ходы, получаемые колхозниками по тру-
долням и от реализации сельско-хозяйст-
венной продукции, должны увеличиться
больше, чем в 1,7 раза. Учитывая. кроме
того, увеличение доходов крестьянства от
дальнейшего роста кустарных промыслов
и других приработков, можно уверенно
сказать. что рост доходов в деревне будет
еще выше,

Из этого видно, что доходы рабочих,
крестьян и интеллигенции за годы треть-
ей пятилетки вырастут значительно боль-
ше, чем в полтора раза. Дело, следова-
тельно, за тем, в какой мере рост това-
ров на рынке будет отвечать этим расту-
щим доходам.

Ответ на этот вопрос дают следующие
лве таблицы. .

План третьей пятилетки намечает уве-
личение розничного товарооборота по про-
мышленных товарам на 72,5 процента.
По отдельным товарам это выглятит так’
	РОСТ РЫНОЧНЫХ ФОНДОВ ПО
ОСНОВНЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ

ТОВАРАМ.

1942 г.
Наименование товаров. B%% K
1937 г.
Xn.-OyM. TKAHA ела 160
liepctannie THAHH . we ee 236
а 182
вейные товары ...... ° 163
ОбУВЬ. Разная пира ыы, 160
Мебель о аа 975
	Из приведенной таблицы видно. что по
ряду самых важных товаров’ ширпотреба
рост рыночных фоняов илет не только на
	уровне роста доходов трудящихся, но и
выше этого уровня,
	По проловольственным товарам план
третьей пятилетки намечает увеличение
товарооборота на 53 процента. Шо отдель-
ным продовольственным товарам дело вы-
глядит следующим образом:
		1942 г,
В 0/04 к
	РОСТ РЫНОЧНЫХ
ФОНДОВ ПО ОСНОВНЫМ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ
ТОВАРАМ.
	Наименование товаров.
	Таким образом, можно считать, что чи-  они в названное число не входят, [№
	вильнее сказать, что эта цифра, 1.750 ть
яч — это только выспий и средний
ководящий состав в нашей стране,
Посмотрите теперь на кадры совет
интеллигенции в целом. Вот ее состав
	данным ЦУНХУ Госплана СОХР:
	‘сленность руководящих кадров в нашей
стране определяется не менее, чем в
1.750 тысяч. Фактически значительно
больше, так как к руководящим кадрам,
несомненно, надо отнести мастеров, руко-
водителей бригад, звеньевых и прочих, &
	СОСТАВ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА ЯНВАРЬ 1937 г.
(по специальностям).
1. Руководители предприятий, учреждений, цехов, сов-
	1.751 тыс. чех.
	A030B8, KOJXOSOB H OAPp.. «© » © © © оо вое
	2.
3.

SD Oe

10.
ll.

12,
14.

15,
16.

Инженеры и архитекторы (без руководителей пред-
TMPHATHH HW HEXOB). ра аа тео
Средний технический персонал (техники, прорабы,
лесничие, начальники ж.-д, станций и проч.) ....

ОНО оо

Прочий агротехнический персонал (землемеры, земле-
Ни агротехники, зоотехники).*......
аботники науки (профессора, преподаватели вузов

HAP). wc ce eae eee ee ese se eee ee eee
Учителя м! Рева, 8% ВИ Бр а
Культурно-просветительные работники (журналисты,
библиотекари, зав. клубами и пр.) „ео

„ работвики искусств: нее ине о cane

Bpaww А
Средний медицинский персонал (фельдшера, аку-
IMEPKH, MEMCECTPbl) . . se ee ee we обе
ЭКОНОМИСТЫ: CTATHCTHKH , . ew ee ee ee we ee

« Byxrantepa, CUETOBOAH «ww we et ee we te

Судебно-прокурорские работники (судьи, прокуроры,
следоватеня и! пр.) кии бон ера и
CryqenyectBo BY30B. . 1 et ee tee te te ee

Прочие группы интеллигенции (включая военную

HHTCNAHTEHILHIO). а ми

1.617

1.550
	ИТОГО . эро о 9.591 тыс, чел,
	рабочего класса до ‘уровни paloran!
инженерно-технического труда, bull
смешно думать, что такой пог’ем вм
ществим, Ой вполне осуществии в
ловиях ‹оветского строя, где pons
тельные силы страны освобождены ¢/
оков капитализма, где труд освобЕи
от гнета эксплоатации, где 7 №7
стоит рабочий класс и где м0 &
коление рабочего класса имеет всё №№
можности обеспечить себе достали
техническое образование, Her нии
оснований сомневаться в том, THN
ко такой культурно-технический гии
рабочего класса может подорвать ос
противопеложности между трудом 7
венным и трудом физическим, 10 1
ко он может обеспечить ту вит
производительность труда и 10 пэбий
предметов потребления, которые Heol
димы для того, чтобы начать перехой
социализма к коммунизму.
Отахановское движение знамениты
но в этой связи в том отношения,
оно содержит в себе первые пачаии
правда, еще слабые, но все же наче
такого именно культу рно-техкической
под’ема рабочего класса нашей стравы»,
	Для осуществления этой гигантской №

Li
В

дачи, задачи уничтожения проти“ e

ности межлу трулом vyprronmoyy т 1%
	“a
				ности межлу трудом умственных 1 1”
дом физическим, недостаточно, › кои
одной или двух пятилеток. Полное №1
ние этой залачи потребует нескольких
сятилетий, во мы успешно двисаеня 7
этому пути. План третьей пятилетки 0
нимет нас еще на одну ступеньку в №
шений этой великой задачи. —

Вы видите, что намеченные третьей 1!
тилеткой задачи дальнейшего быти
под’ема  материально-культурного у
трудящихся, © удовлетворением расту
разносторонних потребностей наролов Ut
соответствуют новой эпохе, эпохе TOT
пенного перехода от сопиализма к ВТ
низму, в которую вступил CCCP.

Смешными и жалкими выглядят а
геты буржуазного строя,  Исписаны 1
бумаги в доказательство того, что ©
ализм несет © собой нищету п 0610
что социализм — дело, нелостойное в?
турных людей, а только варваров. До
пор еще издаются груды книг и хил
тонн газетной бумаги тратятся на т, ®
	Ва То

бы распространять ложь © кому
а т ee
	Окончание доклада
г. Молотова см, на 5-й стр
	Вы видите, что кадры нашей интелли-
генции измеряются уже солидной величи-
ной в 9,6 миллиона человек. Если при-
HSTh BO внимание, что на наших пред-
приятиях многие квалифицированные pa-
бочие имеют уже среднее образование, то
мы должны цифру 9,6 миллиона значи-
тельно поднять, Но и 9,6 миллиона ин-
теллигентов и близких в ним групп ра-
ботников нашего советского государства, —
это цифра внушительная. С учетом членов
семей наша интеллигенция составит те»
	перь примерно 13—14 процентов насе-
	ления СССР. (Громкие аплодисменты). Она
покажет себя особенно тогда, когда ее
культурно-технический уровень и комму-
нистическая сознательность поднимется
так, как мы этого хотим добиться уже в
ближайшее время.

Как далеко ушел СОСР от старой, доре-
волюционной России — нетрудно  дога-
даться. Я приведу лишь олин пример. Вот
некоторые данные о составе и количестве
интеллигенции по Курской губерний в
1913 году и в 1937 году — тю Курской
области, которая размерами мало отличает-
ся от бывшей Курской губернии.

В 1913 году учителей начальных и
средних школ в Курской губернии было
3 тысячи, а в 1937 году в Курской об-
ласти — 24 тысячи; врачей было 274,
теперь-—941; среднего медицинского пер-
сонала — фельдшеров и акушерок было
636, а теперь — 2.357: агрономов было
70, a теперь — 2.279. Зато служителей
культа всех вероисповеданий было 3.189,
& тенерь — 859. По этой части сильное
сокращение. (Общий смех). С лрутой сто-
роны, в теперешней Курской области мно-
го интеллигенции работает в партийных,
советских, профсоюзных организапиях, ко-
торых раньше не было. Эти Факты не
нуждаются в комментариях.
	В свете этих фактов мы должны pac-
сматривать план третьей пятилетки в 0б-
ласти культурного строительства. Этот
план имеет одну основную задачу — ocy-
ществить крупный шаг вперед в истори-
ческом леле поднятия нультурно-техниче-
ского уровня рабочего мласса до уровня
работников — инженерно-техничесньго тру-
да. Чтобы осветить эначение этого дела,
	я напомню вам 0 том, что товорил

товарищ Сталин на с’езде  стахановцев.
Товарищ Сталин говорил:
	«Уничтожения противоположности ме-
жду трудом умственным и трудом физи-
	ческим . можно добиться лишь на базе
под`ема - БуЛЬТУрно-технического уровня
	Крупа .....
акароны ‚о. e
Maco .. es oe
и =
Колбасные изделия
Рыба и сельдь .

Масло животное „
Caxap. . 1 2 eee
Консервы .,....
Яйца. во.
Сыр ооо

ee@eeese*eeee#¢#e

ees #@e#e#ee##
© бо ооо
e e* ee eee € a ®
= ss 2 @ 8 . зо e ee
		Йз этой таблицы видно, что рост ры-   миллионов
	ночных фондов по ряду важнейших про-  России. Что же касается 8—10 классов