18 Марта 1939 ть № MY trig
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» _
	BEHHAL
	*
	ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТ

«В. И. Ленин». Работа
	скульптора В. Б. Пинчука
	моей страны
	Вот «Порт Игарка» в широкой стюкой-
ной композиции молодого художника А. Ша-
хова. Вспоминаю, как года три назад туда
ездила бригада Малого театра. Так вот
она, Игарка! Старейший русский худож-
ник Нестеров выставил в этом павильоне
портрет Отто Юльевича Шмидта. Как из-
менилась творческая манера этото’ замеча-
тельного художника! Нет в этом портрете
ничего, что напоминало бы дореволюцион-
ные иконописные «лики» в элегических
композициях Нестерова. Я вижу здесь не
только портрет, но и чудеснейшую * из
трансформаций — перемену мироощуще-
ния, творческого стиля! крупного мастера
нашей страны.
	Иные мысли возникают перед картиной
художника  Дейкина «Покушение на
В. И. Ленина». Тема трактована худож-
ником как жанровый эпизод, а не как ог-
ромное трагическое событие. Это образчик
бескрылого натурализма.
	hak подлинные сатирические новеллы,
воспринимаются картины  Вукрыниксов:
«Молебен на закладке фабрики», «Ва-
тастрофа на шахте», «Бегство фабрикан-
та». Незабываемое вИечатление оставляет
выражение глаз сидящего рабочего и тру-
сливая, мерзкая фигура глядящего на не-
то фабриканта — на картине B. Иоган-
сона «На старом уральском заводе».
	Скульштурный портрет Ленина работы
Пинчука живо воскрешает в сознании об-
раз великого человека, вождя революции.
Вспоминаю выражение его лица, жести-
кулянию рук, звучный и проникновенный
голос, какими они мне запомнились на
всю жизнь © ‘осени 1919 года, когда
Владимир Ильич © балкона Моссовета про-
износил речь.
	Взволнованносеть художника  захватив-
шей его темой передается зрителю перед
картинами М. Тоидзе о рабочих ферро-мар-
ганцевого завода. Отличное чувство пей-
зажа, бодрое, светлое, есть и в картине
«Кировский апатитовый рудник» Бялы-
ницкого-Бирули.
	оамечательно, что®”в разделе выставки,
	посвященном нашему воздушному флоту,
большое место занимает советская женщи-
на -— парашютиства, Terma,

В. отделе «Жить’ стало лучше, жить
стало веселей» выставлено очень много
	сюжетно острого, красочного,  исключи-
тельно нового по тематике и сюжетам.
	Вот работницы, смотрящие спектакль в
колоритной картине (0. Яновской «В ложе
Большого театра», обаятельный облик «Де-
легатки» Ю. Пименова, «Праздник в кол-
хозе» С. Герасимова. Глубокое впечатление
оставляет спокойная лирика небольшой
картины А. Рылова «На Волге» — берега
реки, расцвеченный пароход:
	‚и, рабцосзовный поролуод.
Замечательная небольшая композиция мо-
		лодого художника В. Ефанова «На новой
родине», изображающая испанскую девоз-
Ky © белым кроликом в руках. Но. оеобый
интерес представляет его большая карти-
на «Незабываемое» (в настоящее время
представленная только неудачной копией.
Оригинал отправлен в Нью-Йорк для меж-
дународной выставки). Поражает легкость,
такичность красочной палитры художни-
ка, подчиненной основной задаче — пере-
даче на полотне художественной правды
нашей лействительности.
	В своих беглых заметках я ничего не
сказал о скульптуре и графике, экепони-
рованных на выставке. Не потому, что
они хуже живописи, и не потому, что
оставляют меньшее впечатление. Но 060
всем не скажешь в одной статье. Мне
хотелось подчеркнуть главное — TO, что
я ушел с выставки окрыленным, как бы
умудренным новым жизненным опытом и
новым знанием о людях, переделывающих
тицо моей страны, о новом липе моей
замечательной, счастливой родины,
	Народный артист Союза ССР
орденоносец А. ОСТУЖЕВ
	НА ПОДГЕМЕ _
	как «Праткий куре истории ВАШ(б)», на-
	ши художники борются за реализм в ис-
	hy OCTBE.

Выставка «Индустрия социализма», как
и ряд других предшествовавших ей вы-
ставок последнего времени (отчетная вы-
ставка московоких живописцев, выставка,
посвященная 20-летию ‹ ВЛЕСМ. ‘работы
	советских ‘художников для Нью-Йоркской
	выставки), показывает, что наши худож-
ники по достоинству оценили значение
Высокой техники, реалистического MacTep-
отва.

И еще одна характерная черта выставки
«Индустрия социализма». Доказана не
только возможность, но и преимущество
коллективной разработки данной . темы,
Этот коллективный метод ни в какой мере
не стирает индивидуальных черт каждого
мастера в почходе к композиционному раз-
решению темы и в технике письма. Боль-
ше ‘того, общая ‘работа, единство задач
обогатили каждого художника. Нужно от-
метить также, ‘что общий колорит этой
выставки, к которой художники тщатель-
но готовились, богаче, светлее и ярче по
сравнению с предыдущими выставками.

Все вто’ © несомненностью свидетельст-
вует о том, что наши художники бтиже
подходят к жизни, отметая ложные прие-
MEI, Боторыми щеголяли некоторые побор-
ники «культурной» живописи. Стало
наконец совершенно очевидным отмирание
фальшивого искусства, не отвечающего
потребностям и запросам. народа. Стала
	очевилной, следовательно, вредность вся-
кого искусства, которое гналось за запад-
			Замечательные темы
	сложными приемами добивается художн
	выразительности. Тень. он пишет тол
	& свет густым слом врасви, и последний
	oT этого делается сочным, ИНТОНОИВННу
	Добиваяеь естественности и простоты, (т
	избегает, примитивности в трактовке об
ва. Старик рабочий на втором плане нат,
сан так, что мы чуветвуем — вое зн.
мание здесь, тде столкнулись рабочий»
волюционер и грозный хозяин-экеллит
тор. Колорит вещи поразителен, axe в»
	рая краска, переливается, сверкает, узду».
		чает свет под кистью этого подлинного м,
crepa.

Мрачное прошлое старых заводов пби
рик показали Кукрыниксы в своей ет
«Отарые хозяева». Тупые, звердные т
фабрикантов ий шШахтовладельцев, пу у
ное безразличие к участи рабочих, ку,
стым катастрофам на предприятиях, yy,
сившим тысячи человеческих жизней, п,
казали художники. Вее картины эй
рии отличаются глубокой жизненной то,
	дой, мастерской характеристикой пемун,
	жей, тонко подмеченными деталями, }
своей живописи Кукрыниксы выютузии
уже не как карикатуристы, HO max cary.
	рики,   разоблачающие все мерзости te
	щество капитализма.

Но далеко не вее художники справи
с почетной задачей — показать новоточь
ловека co всей харавтерноотью, Day y
работы Налбандяяа, например, вы сыт
уэнаете добросовестно  переписанные н
холот, лишенные жизни dow
Неестественные, лозирующие люди пал
На Hac со многих картин. На выть
ке имеется немало картин (полотно [ь
рельмана, например), которые свидеет,
ствуют, что мы плохо, мало боры
натурализмом,

Очень часто наши недостатки рожи

#
	одним основным обстоятельством — т.
дожник не всегда умеет найти «свою» 1
му, которая захватила бы ero и
	KoTopol он мог бы выразить Bye 4,
что его волнует. Художник должен м
свою любимую тему.

В нашей замечательной стране зи
1ема встречается ежечасно.
	В подмосковном доме отдыха я вле
тил  девочку-испанку, в которй ма
нальный тип проступал обобенно лото, {
нашисал ее портрет. Меня как худож
бесконечно увлекла эта тема, яя
жилел наззать ее «На новой porn, ty
хотелось передать волнующую идею вх
родины, ‘нового счастья, новой жиз №
тей республиканекой Испании, вает
в нашей стране зёботливых  воспллатегей

Никогда художник, добросотестио паз
писывающий фотографии, не перета
вого человеческого образа, По come jm
графий можно только угадать вин
внелтнем. облика; Мне в м пи
«Незабываемое» пришлось, конечно, тол»
зоваться. фотографических матертали, 10
для того, чтобы, картина Gxt mame,
я на одном из совещаний в Медь ив
мательно ивучал внешность рухозудтьй
партии и правительства, Я влет тои
Отажина на спектакле в МХАТ, гид
помогло ‘очень сильно. Я присмзтолвали
к его манере держаться, ‘разговарнть, Я
ходил в приемную Михаила loam
Валицина для того, чтобы  внтальтя
присмотреться к чертам его лида, В
передать подлинную oberanosry wel
руководителей партии и правительств
общественницами тяжелой прочьшленяе
CTH, писал < натуры обсталовяу ее
ния. Подлинность, малериальность, ям
жизнь — без этих качеств не может fim
произведения искусства. Нам придекя je
вернуть серьезную самокритику, пубю
разобраться в наших недостатках, № &е.
ставке «Индустрия социализиа» 0208
художники показали большой творя
рост. Следующий этап их творчети —
создание больших монументальных 05
ных картин, Нам надо оботащать elt
знаниями, вооружаться не только мае .
ством, но и философией марксизие-яе
низма, социалистической эстетякой. Bam
искусство требует постоянного творчеви
	напряжения и неустанного труд,

Перед нами-—замечательные тез, №
ставка грузинокого искусства пая»
какие возможности для животииа Wt
историческая тематика, ном мл .
партии, история революционной boll
пролетариата. Долг советских худож.
— в ярких, реалистических пила.
ниях изобразить исторический путь № .
да и его вождей. В этом offs Be
нейших наших задач о из ли М.
творческой работы.
	Художник В, ЕФАНОВ
	«Индустрия социализма» -—— выставка»
посвященная грандиозной теме,  строи-
тельству социализма в нашей стране.
Перед советскими Художниками стояла
трудная и почетная задача — показать
лучших людей нашей родины, строителей
социализма. Страна пветет. Она озарена
не только огнями новых электростанций,
НО и счастьем народа, и мы, хуложники,
должны в каждом человеческом образе. по-
казать новую, советскую жизнь.

Справились ли советские художники ©
этой задачей? Передали ли они в своих
полотнах образы новых людей Страны (0-
ветов?

Мне хочется раньше всего остановить-
ся ua картине  Пластова «Колхозный
празаник». Какие яркие образы людей
новой деревни создал художник — пре-
красный знаток колхозной деревни. Как
тонко сумел он подметить характерные
бытовые детали, как мастерски налтисал
он явства, цветы, домашнюю утварь. Ра-
дует, что в кажлой картине Пластова Вит
	лен рост мастера, C каждым новым по-
лотном совершенствуется его техника, ху-
дожник ищет все новые и новые изобра-
зительные срелства для выражения своих
илей. Его картина на выставке «ХХ лет
РККА и Военно-Морского Флота» — «Ку-
панье коней» © ее’ крепкой композицией,
красивой и свежей живописью и его но-
вая блестящая работа для выставки Нар-
компищенрома (которую зритель о еще
не видел) говорят © большой одаренности
хуложника. И хочется, чтобы этот талант-
ливый художник для своей повой ‘работы
‘взял не частный энизод, как до сих пор,
но тему большого общественного и истори-
ческого значения, которая волновала бы
зрителей не только мастерством. живопич
си, но ‘и своим глубоким содержанием.

Выдающаяся картина выставки —-
«Праздник в колхозе» (С. Герасимова:
столько в ней солнца, радости, бодрости,
И вместе с тем досадно, что  этот большой
мастер так эекизно дает типаж в своей
картине.

Художники сумели показать’ много ин-
тересных явлений нашей новой жизни.
Вот картина Бубнова «Октябрины». В
центре, в кругу веселых, жизнерадостных
ростей — мать с ребенком. Сколько фадо-
сти доставило семье рождение первенца.
Те же чувства передает В. Васильев. Ero
картина «Сын родился», светлая, краси-
вая по цвету, о замечательно передает
праздничное. наетроенив.

Интересна работа Алехина «Провере-
на!». Несмотря на множество действую-
щих лиц и очень сложную композицию,
молодой художник хорошо справилея со
своей задачей.

Композиция ©. Невежина «Брат-преда-
тель» также трогает своей простотой. и
убедительностью, как и его работа «Ко-
миюсар» на ‘выставке «ХХ лет РАКА и
Военно-Морского Флота». Особенно замеча-
тельно лицо большевика, его выражение,
	Несмотря на кебольшие размеры кат-
тины «Руководители партии и правитель-
ства на Тушиноком аэродроме», Еветит-
	неев прекрасно передает нарялтую яркость
авиационного ‘праздника — раскрытые в
небе паралшоты, людей в праздничных
одеждах.

Воть на выставке произведение, по ко-
торому молодые художники будут учить-
ся живописному мастерству. Я товорю о
картине Б. В. Иогансона «На старом
уральском заводе». Один раз в пять лет
выступает художник со своими полотнами,
ий каждое из них — событие в истории
советокой живописи! Как и в прежних
своих, произведениях, художник выбрал
сложную психологическую тему. В цеху
старого уральского завода встретились
хозяин и рабочий — вожак, организатор
уральских ‘пролетариев. Подхалим приказ-
чик взглядом указывает хозяину на ©горб»
ленного, занятого работой  формовщика.
Рабочий сидит, он не бросил своей рабо-
Ты, он только поднял толову и уставился
глазами на хозяина. И один этот ‘вэгляд,
полный ненависти‘ и презрения, товорит
0 том, Что этот опорбленный человек, воль-
нолюбив, горд.

Восхищает в этой картине не только
тонкость трактовки образов, но и 66 чи-
CT? живописные достоинства. Baecrar
бобровый воротник, сияет золотой Tep-
стень на руке хозяина. Художник неё по-
боялся нарядить рабочего, что сидит на
переднем плане, в светлорозовую рубаху.
Это тонко разработанное в: колористиче-
ском отношении пятно чрезвычайно укра-
	какими
зав
	шает ‚ Картину. Только внимательно рас-
	тва в президи
Кремпе).
	 сматривая фактуру, понимаешь,
опа
	Люди нашей страны приходят на вы-
ставку, в театр, в кино не для того, что-
бы тешиться иллюзиями художественно
TO вымысла. Они требуют от искусства
отображения  героического пафоса наших
Дней, преображенного лица страны, н0-
вого психологического облика наших co-
	временников, мыслей и чувств великого
Hapoia. д
	Несколько часов я провел в залах вы-
	ставки «Индустрия социализма». Пафое
строительства социализма, героические дни
	нашей доблестной Красной Армии, портре-
	ты вождей нашей партии и правительства,
деятелей науки и искусства, стахановцев,
счастливая жизнь нашей детворы — вот
необычайно широкий круг тем, разрабо-
танных художниками, участниками вы-
ставки.

Меня глубоко ‘взволновал этот всеохва-
тывзющий образ счастливой, расцветаю-
щей страны моей, предетавшей передо
мной в залах выставки, ощущение твор-
ческого расцвета мастеров нашей живопи-
си и скульптуры — старых и молодых,
именитых и еше безымянных. Казалось,
будто некий чародей взял меня за руку
и провел через бескрайные просторы моей
социалистической родины, показав мне,
какой она стала за двадцать лет, преоб-
разованная творческой волей и мудростью
великой партии Ленина—Сталина.

Я не специалист по вопросам живописй,
и поэтому мои впечатления о виденном

_ на выставке не могут претендовать на 26-

солютную. верность оценки, на детальный
анализ выставленных картин и’ скульп-
тур; мои высказывания — это не крити-
ческие суждения о живописи и скульпту-
ре, это только первоначальные впечатле-
ния зрителя, обрадованного тем, что ему
пришлось увидеть. ^

детских. лет люди моего поколения
воспитывались на представлении oO том,
что области за Полярным крутом — недо-
‹ступны‘ освоению человеком. В самих сло-
вах «Арктика».  «оаполярные ‹траны»
слышалось нечто бесконечно суровое, гне-
тущее, пустынное. И вот, войдя в первый
зал выставки, носящий название «Аркти-
ка», я не узнаю той страны, безыеходная
пустынность которой отпугивала меня В
детские годы. Здесь люди, они изучают
природные условия, строят, охотятся. Здесь
величественный и `прекрасный ландшафт.
Это в подлинном смысле слова новая зем-
ля, которзя осваивается советеким наро-
дом. Восхищение мужеством ‘советских
завоевателей Арктики, радость ‘сурового,
но необычайно плодотворного труда — вот
чувства, навеянные на меня картинами
этого отдела. В большой композиции
В. Федорова «С. М. Киров в Хибиногор-
ске» дан облик одного из любимейших
руководителей нашей страны, так много
сделавшего для индустриализации наших
северных окраин. Сколько энергии в оду-
	хотворенном лице Сергея  Мироновича
Кирова! »

г Оо

Лак готовилась выставка
	Сетодня в 1 час дня (на Фрунзенской
набережной, 70) открывается Всесоюзная
художественная выставка «Индустрия co-
‘циализма». На ней собрано 1200 © лиш-
	ним произведений живописи, графики и.
	скульптуры, представляющих работы более
600 ’мастёров кисти и резца,
	Выставка расположена в 16 залах. Из
ярко освещенного вестибюля, в центре
которого находится большой бюст. В; И.
Ленина, укралпенный зеленью. и цветами,
широкая лестница ведет к вводному раз-
делу выставки «Избранники народа».
Здесь сосредоточены портрегы лучших
людей нашей страны: скульптурные бю-
сты руководителей партии и правитель-
ства, портреты депутатов Верховного
Совета СССР. .
	В центре — большой‘ барельеф, изобра.-
жающий Маркса, Энгельса, = Ленина,
Сталина; барельеф обрамлен знаменами
11 союзных республик.

Ближайший ва этим зал посвящен
завоеванию Арктики и освоению Севера.
	Тема соседнего зала — «Гражданская
война и оборона страны». Главное место
в этом разделе занимают картины. на,
исторические темы,
	Следующий зал в ряде пейзажей и
панорам показывает новое лицо страны.
Одна общая мысль об’единяет все рабо-
ты, выставленные здесь, — во всех угол-
ках Страны Советев идет гигантская со-
зидательная работа,
	Темы следующих разделов: «Большеви-
ки открыли богатства страны» и «СССР
стал металлическим».
	Выставка завершается рядом произведе-
ний на тему «Жить стало лучше, жить
стало веселей».
	большом отделе «Сатира — огонь
по врагам» сосредоточены работы круп-
нейпгих карикатуристов Советского: Сова,
	Переходы, связывающие центральные
большие залы, отведены произведениям
	графики. Здесь и литографии, и гравюры,
	НОЙ «МОДОЙ», искусства троков и фигляр-
ства. Стала очевидной вредность всей этой
жалкой формалистической ветоши, в кото-
рую рядится «идеология» умирающей
	буржуазии, Стало очевидным и Geccnop-
	HEM, Что такое искусство не в лицу м0-
лодому, жизнерахостному советскому нз-
роду.

Радуясь успехам нашего изобразитель-
HOTO искусства, мы He должны, олнако,
	забывать, что темпы нашей бурно кипящей
	жизни опережают наше творчество. И по-
этому выставку нужно рассматривать ках
этап, от которого мы должны итти, ориен-
тируяюь на лучшие произведения реали-
стического искусства пропелого, Я имею
в виду наших русских мастеров, & также
и Мастеров западного исвуюства периода
em распвета, При этом нужно всячески
избегать слепого подражания и стремиться
глубже, проникновеннее работать над
замыслом, всеми силами стремиться пре-
одолеть поверхностность в разрешении
	темы, которая еще присуша многим на-
	шим художникам. Нам предстоит развер-
нуть серьезную творческую дискуссию,
которая поможет нам разобратьея в на-
пгих достижениях и   недостатках.

В полотнах выставки получили художе-
ственное выражение успехи людей нашей
социалистической промышленности. став-
	шей столь мощной благодаря непосредст-
	венному руководству Центрального Воми=
	тета нашей партии и неустанным з860-
там великого Сталина.
	Заслуженный деятель искусства
А. М. ГЕРАСИМОВ
	й офорты, и рисунки, Эскпонирбван так-
же советский фарфор работы Ломоносов-
	ского, Дулевского и Дмитровского ваво-
дов, & также произведения мастеров
Палеха.
	Подготовка к этой огромной выставке
началась весной 1935 г. когда Серго
Орджоникидзе в ‘беседе с художниками
выдвинул идею — отразить успехи co-
	APIA yeh AUR ^^^ УТРАЗИТЬ :усПполи’ TOL ».
циалистической индустрии в произведе- на! Несмотря

я пт + пт
	ниях живописи, графики H скульптуры.
Эта беседа положила начало ‘организации
Всесоюзной художественной выставки
«Индустрия социализма».
	— Основное для нас на выставке, —
говорил художникам т. Орджоникидзе. —
	не машины, а люди — наиги замечателт,-
	ные кадры, воспитанные партией Ленина
Сталина, овладевшие техникой и поста»
вивитие машины на службу социализму.
	Для художников были организованы
две интереснейших поездки в Донбасс и
по Волге. Художники спускались в уголь-
ные макеевские шахты, наблюдали плав-
ку чугуна на новых домнах «Азовстали»,
любовались жемчужиной советской энер-
тетики — Днепрогасом, посетили гигант
крупного машиностроения — Ново-Крама-
TOPCKHH завод. им. Сталина. Они бесело-
	вали CO стахановцами, знакомились с их
работой и жизнью.
	С
Во время второй поездки художники
увидели новую Волгу, на берегах которой
выросли гиганты советской индустрии:
Горьковский автозавод им.. Молотова, Са:
ратовский завод комбайнов и KPeCRHAT-38-
	Во. РА: АР ьЬ
д, Сталинградекий тракторный и много

других.
	Выбрав темы, художники раз’ехались
затем по всей стране. Они побывали в
суровых просторах Арктики, посетили
полярные станции, бродили по пескам
Кара-Кумов и сопкам Дальнего Востока.
Многие подолгу гостили на предприятиях
тяжелой индустрии, встречая там исклюз
чительно. теплый и радушный прием. На
заводах им предоставляли специальные
мастерские и давали самые широкие воз-
можности для полноценной творческой par
боты.

Помимо заказанных работ, на выставку
был представлен ряд произведений, соз-
данных художниками по собственной
инициативе.

Так создавалась’ выставка «Индустрия
социализма», посвященная одной гран-
	диозной теме — строительству социализма
в нашей стране,
	К. Г. Дорохов. «Парашютистка»
	Выставка «Индустрия социализма» пред-
ставляет собой значительный этап в раз-
витии советской живописи, графики,
скульптуры на пути к социалистаческому
реализму.

Хуложники, готовившиеся в этой’ вы-
ставке в течение двух лет, в большинотве
своем проявили полное понимание возло-
женной на них задачи. Целый ряд работ
как в живописи, так и в графике и
скульптуре показывает достижения совет-
ского изобразительного искусства.

Эти достижения, несмотря ча ряд’ серь-
езных недостатков, все же говорят нам
о том, что художники активно стремятся

освоить на практике метод социалистиче-
ского реализма. На примере этой выставки
	МЫ наглялно вилим плоды исторического
	постановления ЦЬ ИН от 23 апреля
1932 г.
	В течение лет, прошедитих после апрель-
ского постановления, советское изобрази-
тельное искусство, руководясь яозунгом
социалистического реализма, неуклонно
двигалось вперед. Мы видим значительную
разницу между искусством нынешнего лня
и творческой практикой прежних лет, ‘ко-
гла многие художники еще’ находились под
влиянием формализма.

Мы теперь смело ‘Можем сказать, что у
нас уже имеются кадры художников как
ствршего, так и более молодого возраста,
которые, внимательно изучая окружающую
действительность, правдиво отражают ее
‘в своих произведениях. Горячо любя свою
родину, руководствуясь указаниями на-
mero любимого вождя товарища Сталина
	и Столь гучим теоретичесвим оружием,
	В. П, Ефанов, «Незабываемое». (Руководители партии и npapuTence
	промышленности В