ag пари 1939 г. № 34 (614)
	«СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО»

BEI ГС 1АВКА «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА» СЕ

*

*
	*

*
	«И, В. Стапин»; Работа скульптора’ Н; В. Дыдыкина
	Oc Ss
	7“

Зозрохдение картины
	Выставка «Индустрия социализма» —
уачительнейшее явление в жизни нашего
пибразительного искусства. Цело ие толь-
ив Количестве и качестве произведений,
юне метолах, которые были положены
‚ 1057 © организации: хуложники 1по-
(вали во всех концах страны, обогатили
к UCN набзюдениями, выбрали яр-
ще сюжеты, полсказанные нашей пре-
цислой дойствительностью, нашей заме-
‚тельной эпохой. Кроме’ того; художники
ти вооружены идейно, ибо перед ними
	AIG Задача —— овладеть MeTOROM comma-
wermueckoro =PCRIH3Ma. =~

рыба за реализм в русской живописи

цеет свою поучительную историю. Мы
WOMEN, как из-под крова российской им-
прзторской Академии художеств ушли
` 1} живописцев, об’явив войну академи-
yerol рутиие. Художлики, покинувшие
иземию, активно боролись за новое. со-
урхание, за новое; ! идейное направление
здивописи, Наивысшего расцвета русский
паи достиг в произведениях Репина
1 Сурикова. Но ранние вещи этих ма-
(пров пе были еще свободны от корич-
ватой гаммы цветов, отличающей стиль
задемии художеств.
	Чишь после того, как художники обра-
плеь к изучению живой природы, света
у модуха, русский реализм  насытился
оыщи, свежими красками, стал по-на-
амщему живопиеным. Репин, Серов,
(урххов сумели обогатить свою живопись,
щучая Мотод и технику, & также коло-
тические завоевания Французских ху-
ухников 60—80-х годов ХХ в. Насы-
ms свои полотна идейным содержанием,
мниальные русские художники достигли

юализма огромной силы.
	И

Надо изучать достижения старых ‘Ma-
изров, работы Рембрандта, Тициана, Ве-
mereca, непревзойденные по мощи и вы-
ризительности живописного языка. Совет-
иле художники должны — критически
лопользовать и достижения лучших’ коло-

1108 импрессионизма: Эдуарда Ману.
и Дега, Влода Моне.
	Произведения реалистического искусства
юажны быть произведениями большой
темы, глубокого идейного содержания. Они
шжны быть мастерски выполнены. Под-
msn живописец должен превосходно
маеть рисунком, уметь передавать мате-
римьные качества предметов, их форму.
Во так построить композицию картины,
чобы расположение действующих лиц и
ц №690 в пространстве’ выражало идею
тдожника, его отношение к действитеть-
нити. В идеале художественное произве-
ние холжно быть таким же лаконичным,
Чдержаельным и выразительным, как
отический язык Пушкина. я
	Художник должен правдиво и‘ глубоко
презвать внутренний мир, психологию
тибражаемых лип. Мосле Репина, Серова
x Cypaxona y пас ме было художников,
мтрые владели бы в совершенстве этим
иктусством. Господство формализма убило
1и1ерёс художника к’ проблеме изображе-
в виутрениего мира человека.

/
	Маке же произведения советских жи-
тисцев на выставке «Индустрия социа-
11а» можно назвать реалистическими,
ии принять во внимание все признаки
алистической живописи, о которой мы
озорили выше?
	Очень интересно выступиля как живо-
шы художники Кукрыниксы. В трех
муиинах (серия «Старые хозяева»), по-
‘зященных дореволюционному быту pa-
ини, Кукрыниксы остались верны свов-
У] сатирическому призванию, но избежали
рактерного для карикатуристов гипербо-
за, Они добились большой выразитель-
ти социального типажа, достигли вы-
‘того живописного качества,
	Очень интересна картина А. А. Пла-
мова «Колхозный праздник». Каждая де-
таль в вго картине написана с подлинным
знанием деревни, Ему удалось избежать
 Убальности. Все сидящие за столом люди
№ в08, что укралпает. этот стол — плоды,
№1, рыбы, — написано мастерски. Чув-
  Ивузся, что за колхозным о столом ху-
Юхник был не редким и не случайным
утех, что он хорошо знает быт совет-
(30 колхозной деревни. Однако бросается
	3 [183% некоторая неслаженность компо-
ции, пестрота,
	Следует отметить большую картину
С. В. Герасимова «Праздник в колхозе».
№4 прекрасно скомпанована, легко смот-
ится, превосходно нарисована, очень све-
54 п празднична по колориту. Некоторые
Тужники упрекают Герасимова в пла-
1атности его работы, в недоработанности
человеческих фигур и лиц. По-моему, толь-
	и
М левый край картины грептит нез
NeHHOCTDIO.
	18 выставке много хороших реалисти-
(ких произвелений. Мо, овладевая ма-
	соо
	стерством, художники не всегда идут по
правильному пути, На многих произведе-
ниях отразилиеь болезни роста. — эклек-
ТИЗМ, ЭПИгонСтВО, некритическое. отноше-
ние к старым мастерам, Художники, люли

mn ween, Ek
	$ Г ГА ТЕ ELISE EE ANE

одной страсти и привязанности, иногда
бессознательно вплетают в евои ‘пропзае-
	дения заимствованные мотивы, знакомые
вариации. Они не понимают, что, изобра-
aa нашу действительность, нельзя ее
трактовать, пусть превосходными, но чуж-
	г УТ а, р TE

хыми ей по существу методами и прие-
MAMI.
	Это. сказалось на картинах ряла“ моло-
	ALIX художников, ‘в частности молодого ‘и
талантливого живописца Ромадина. .Кар-
тина называется «Страна, Советов», В ней
художник порой подражает Делакруа. Это
подражание только» вредит картине, Имен-
но потому, что  Ромадин талантяив, надо
06 этом сказать, надо напомнить худож-
нику, что учиться у великих мастеров
можно и должно, но подражать им He
следует. Будем надеяться, что Ромалин
	OEE

БыЙдет на широкую. дорогу самостоятель-
Horo творчества.
	Второй очень показательный пример —
вартины С. Я. Адливанкина «Ha работу»,
«Премия» (в Донбассе). Этот художник
превосходно владеет композицией. он. ма-
	тер острой, современной темы.  Он умеет
	передавать психологию изображаемых ; ЛИЦ,
	подчеркнуть социальный тип. 06 этом еви-
	цетельствуют написанные им портреты,
Но и в них, как и в картине, предетав-
ленной на выставке, есть одно отрицатель-
ное свойство — заученная гамма так на-
зываемых «благородных» серых цветов, от
которой художник уже много лет не мо-
жет освободиться. Там, где он пишете
натуры, многообразие заотавляет его 3a-
ботиться о колорите. Но как только он
сталкивается с темой, требующей большю-
то воображения, вещи выходят серыми и
однообразными, Алдливанкину следует
всерьез. поработать над этюдами с натуры,
для того чтобы почувствовать, какие воз-
можности таит в себе лля живописца свет,
	  каблюдаемый в природе.
	В ночь под вернисаж
	Может быть, то было не совсем ночью...
Возможно/ что был’ вечер, а может быть,
даже день... Получив у любезной дирекции
пропуск, ‘я ходил по бесконечным залам
огромной художественной BEICTABRE «Ин-
дустрия социализма».
	Я ходил от картины к картине, снова
возвращался в тем, что цпепко задержива-
ли внимание, и каждый раз раскрывал все
новую и новую прелесть, таящуюся где-то
по ту сторону полотна. Еще и еще раз
сердилея у холодных, равнодушных кар-
тин. Олни картины ‘походили на огромные
окна. через которые вторгалея в тихий зал
свет, воздух, аромат и шум чудесного на-
шего времени, другие были лишь, увы,
нехитрой имитацией.

Я присел отдохнуть и разобраться во
воем многообразии возникших впечатлений,
во вдруг я увидел, что зал внезапно ярко
осветилея и вошла группа людей, пока-
завнихея мне ‘нбобычайно нарялными.
Юноши и девушки в легких, изящных,
простых костюмах с любопытетвом огля-
дывали стены. увешанные картинами. Мо-
лолых людей вел, как некогда дядька Чер-
номор своих богатырей, солидный человек
6 неведомыми мне орденами на куртке
строгого покроя. Он был, очевихно, эксвур-
COBOLOM выставки.
	— Сегодня, товарищи, мы’ посвятим
день BOT этому музею, — начал руково-
дитель.

«Почему музею? — подумал я. —
	Ведь это же художественная выставка, это
еще не музей».
	— Музей этот, товарищи, существует
	уже двести лет! В свое время это была
большая хуложественная выставка, Она
	открылась в 1989 тоду и сохранилась 10
налтего времени, как художественный му-
30H двух первых сталинских пятилеток.
	— До нае дошли, — сказал экокуроо-
вол, — прекрасно сохранившиеся облтир-
ные архивы революции, убедительнейтие
документы, тысячи фото, но глаз истинно-
о художника, привыюшего быть, честным
и искренним, видит в вещах, явлениях,
событиях и людях 10. что не может рах-
смотреть никакой самый точный об’ектив.
Своеобразие того времени, самый воздух
его, горение, срывы, радости, ошибки, во-
сторги, труд, героизм, горе, прозрение, гор-
дость людей, а особенно такой гранхиозной
эпохи, полной высоких чувств и величай-
ших мыслей, — все это может дать нам
почувствовать лишь истинный художник.
В этому и стремились живописцы и ваяте-
	‘ли, откликнувшиеся на призыв незабывае-
	мого Серго — запечатлеть в искусстве
образы социалистической инлустрии:
	Й понятно, что художникам захотелось,
чтобы образ этот жил непосредственно в
их картинах. Поэтому здесь вы видите
столько полотен и скульптур, посвящен-
ных товарищу Орлжоникидзе.

Вот превосходная скульптура, в то вре-
мя еще молодых ленинградских скульпто-
ров Ингала и Боголюбова. Страстно и му-
жественно звучит эта скульптура...

— Да, да, я не оговорилея, товарищи,
она именно звучит. этот певучий жест ру-
	RH подсказывает вам интонацию речи, ко-
	торую вы как будто бы только что слыша-
ЛИ.
	В картане художника  Ефанова «Неза-
бываемое»—Командарм индустрии среди со-
ветских женщин, энергичных подруг ин-
женеров и техников нашей промытитенно-
сти.
	...Гихо шуршали в залах приглушенные
шаги молодых экокуреянтов. Подолгу оета-
навливались они перед картинами.
Товарищи. Сталин, Молотов, Ворошилов,
Каганович смотрели на потомков с портре-
тов В. Ефанова, А. Герасимова. Киров, ве-
селый жизнерадостный Киров мчался wa
лыжах в группе молодежи на картине
Дормидонтова...

— Художники старались рассмотреть
жизнь 60 всех сторон, — говорил экокут-
совод. — Это им еще не ‘всегда удавалось
в то время. Они еще не всегла умели ви-
деть жизнь изнутри. Поэтому кое-что 1о-
кажется вам здесь поверхностным, не р85-
крытым до конца, не продуманным пол-
ностью, не прочувствованным до самого
сердца. Художники тото времени сами ‹0-
знавали все эти недостатки, но тем не ме-
нее они работали © жаром. они учились...
	Взгляните вот ‘на эту картину молодо-
	го в 10 время художника Евстигнеева
«Руководители партии и правительства на
Тушинском аэродроме». Мы должны побла-
толарить живописца, давшего нам почувст-
тювать BO всей свежести и непосредствен-
	ности олин из веенатолных праздников Boe
	ликой эпохи. Смотрите, какая сочная тра-
Ba, сколько света и шума, да, да, весело-
го шума в этой картине, и видно, ‘970
	человек. писавший эту картину, искренно
	любовалея и горлилея этим высоким небом
и парашютами. И трава у него, даже про-
стая трава аэродрома выглядит празднич-
но, и люди, окружившие Оталина, зап-
рокинувшие толовы, восторгающиеся само-
летами, — люди, любящие жизнь, воздух,
небо и свое замечательное время.
	И вы вилите. вовсе не обязательно, как
это думали многие художники, писать
громоздкие индустриальные интерьеры, ©
фотографической точностью воспроизводить
сложные. агрегаты цехов... .

Важнее было, как это поняли’ другие,
охватить черты  новой жизни, перестраива-
ющегося быта, дать ощущение простора
ЖИЗНИ, ‘НОВОГО, пролетарского гуманизма,
неограниченных возможностей обвобожден-
ного человека, — словом, того, ради чего
в ту сталинскую эпоху строились эти за-
воды-гиганты, эти исполинокие ледоколы
врубались в Арктику, лилась сталь для
самолетов и штыков, оберегавиих для бу-
дущего великолелный мир.

И поэтому картина художника В. Ва-
сильева «Сын родился», которая ‹егодня
кажется нам несколько сентиментальной. в
10 время рассказывала людям об укореня-
ющихея в быту ‹с0в6ем иных отношениях
К новому человеку, только что появивие-
муся на свет. И это тоже отражало воемя,

Взгляните на картину художника ПШла-
стова «Колхозный праздник»; на прекрас-
ный портрет испанской девочки Ефанова
«На новой родине», на множество других
полотен,—и вы увидите в них то непов-
торимое, присущее именно изображаемой
эпохе, ради ‘изучения которой и пришли
	мы сюда на выставку, ‘молодые ‹ мой
друзья.

— В первую очередь это относится в
рисункам, графике. Ритм времени, самую
квинтэссенцию событий, стремительный
ход жизни и смену явлений, возникнове-
ние новых характеров, очёвилно, легче бы-
ло схватить в карандаше, в туши, в ван-
гине... Недаром художники того времени
считали рисунки, выставленные здесь,
большой, ралостной удачей. Карандаш’ по-
спеват за жизнью и намерениями худож-
ника легче, чем кисть. Посмотрите на эти
мягкие и в 10 же время выразительные,
тлубокие и простые. проникнутые тонко

данным настроением, рисунки `Бойма, Ече-
HCTOBA и других,
	Интересны для нас и работы карикату-
ристов того времени.
	Довольно распространенная разновидность
обывателя, пытавшегося отравить. све-
Ku воздух того времени нелепейшими
сплетнями и слухами, показана в картине
Танфа «Трепачи». Взгляните на работы
одного из талантливейших советских Ra-
рикатуристов-— Каневского: «Воронье», «В
Черном море», «В поход». Высмеивая
неудачливых врагов Советской страны,
художник в выразительном рисунке с0че-
TAI злесь комическое со зловетим.
	Трио карикатуристов — Вукрыникоы
помогают понять всю неимоверную, дикую
тлупость, ограниченность и упрямство
врагов великой Сталинской Конституции,
Вукрыниксы дали серию ‘отличных порт-
ретов этих суб’еклов.
	_ Аорошю передают мечтания и помыслы
юной человеческой поросли той эпохи
яркие шаржи Ротова — совсем новый
жанр. в котором художник Ротов весело
	р
ветские ребята.
	Посмотрите на серию рисунков Храпков-
ского. Этот цикл рассказывает историю Of-
ного из гнуснейпих предательств — омер-
зительные дела троцкистеко-бухаринской
банды.

_Я вам показал, дорогие друзья, IMME
десятую, если не сотую, часть того, что
можно увидеть в музее. Мы должны притти
сюда еще не один раз, чтобы вниматель-
но посмотреть эти работы, вглядеться еще
раз в. то, что вам приглянулось в первый
раз, вомотреться вглубь времен... Этот му-
зей поможет вам понять и представить, ‹6-
бе величие величайшей эпохи человеческой
истории,

— Скажите, — спросила вдруг девуше
ка-экскурсантка, -— а тогда людям, ко-
торые жили в то время, им все эти кар-
тины и скультуры нравилиеь?.. Они не
	видели никаких недостатков В НИХ?
	«Депутат Верховного Совета СССР
	кузнец Александр Бусыгин». Работа
скульптора Н. В. Томского
		ОБРАЗ TEPON B CKYABITYPE
	Черты личного своеобразия и налтря-
женной действенности — необходимый
элемент нашего представления об идеаль-

ном человеке, о знатных людях нашего
времени.

Поэтому оттенок некое романтического
	напряжения сил, духовных и телесных,
	естоественен для социалистическото резлиз-
ма. Но высокая романтика, чувств в мону-
ментальной пластике—внутреннее качество
характера изображенното человека,
	Театральная аффектированность  стра-
стей, господствующих над человеком, над
разумной гармонией его целого, — ото
путь снижения силы и красоты образа ге-
роя нашего времени. Нам нужён романти-
ческий пафос, выражающий ясность и це-
лость образа в ясной скульптурной форме.

Подлинная романтика, которая характер-
на для советекого человека требует сдер-
жанности. в выражении, насыщенности
чувств, цельности образа. Между Лермон-
товым и Марлинским, между красотой и
красивостью нужно выбирать первое.
	В скульптуре «Серго Орджоникидзе» мо-
	лодые. мастера Боголюбов и Ингал стави-
ли себе целью передать всю яркую и
темперамента борца, отличавшую Серго.

его героически действенный оптимизм. un
пришли к монументализации образа не
через внешнее увеличение масштаба, не
	через упрощение формы, сводящееся обыч-
	Но к ее огрубению, а через выявление ге-
	роической сущности характера Орджони-
кидзе. Напряжение и цельность характера
показаны ясными и простыми средствами.
	Пленяет целостный и выразительный
силуэт фигуры, уверенная постановка слег-
ка откинувишегося назад тореа, живое,
полное выражения лицо и широкий раз-
мах правой руки, как бы будящий, зову-
щий к радости, к действию зрителей и
слушателей. Жизненность жеста, его идей-
ная насыщенность и пластическая вырази-
тельность должны быть 060бо отмечены,
ибо наша скульптура часто страдала бед-
ностью жеста. Как плохие актеры, не вла-
деющие своим телом, прибегают к штам-
пованным жестам, так и некоторые наши
©кульнторы наделяют свои «монументаль-
ные» образы якобы оживляющим их стан-
дартным жестом обычно правой руки. Не-
околько таких скульптур имбется и на
этой выставке. (То полусогнутые в локте,
то прямо протянутые вперед, то поднятые
над головой, сжатые в кулак руки вызы-
вают законный протест утомленного этим
однообразием зрителя — такова, напри-
мер, скульптура «Куйбышев» работы Ва-
силика). ;
	Там, где мастер изображает внешние
формы человека, а не выражает свое по-
нимание его внутренней природы, там не
будет ни скульптуры, ни жизни. Скульп-
тура не должна быть превращена в отли-
тую в бронзе монументальную фотогра-
фию.

Котда мы говорим об использовании на-
следия, мы, конечно, не имеем в виду вуль-
гаризированных копий Дорифора, несу-
щего вместо копья кочергу или отбойный
	молоток. Речь идет о необходимости освое-.
	ния наряду с чисто профессиовальными
сторонами мастерства классиков. их Me-
тода, их стремления выразить в правди-
вом ‘и вместе с тем высоко идеальном
образе своё представление о совершенном
человеке. р

Резко бросаются в глаза такие проявле-
ния недостаточного мастерства, как пла-
стическая бедность многих скульптурных
произведений рыставки.
	Пластическое разнообразие человеческо-
го тела передается в лучшем случае в
жесте, в движении основных ‘частей фи-
гуры, но поверхность тела, складки одеж-

ды изображаются с тяжеловесным схе-
матизмом, эстетически безжизненно.
	В работах советских скульпторов еще
много недостатков, но ростки социалисти-
ческото реализма уже заметны. Основные
художественные предпосылки этой‘ клас-
сической ‘зрелости == образное понимание
ботатства личности социалистического че-
ловека — уже складываются.

Надо помнить, что помимо технической
выучки. и общей ‘культуры необходимо
умение ‘пластически мыслить. Все богат-
ство духовной культуры человечества
должно питать образную силу художе-
ственного познания мира так же, как и
вся техника должна осваиваться He как
самостоятельная рецептура, & как сред-
ство раскрытия образа. Техническое ма-
стеретво и широта культурного кругозора
скульптора должны стоять на уровне вы-
	соких задач, поставленных перед ним че-
	ловечеством.
	Ю. КОЛПИНСКИЙ
	Велик успех советского искусства, су-
мевшего показать ‘на выставке,  посвя»
щенной индустрии социализма, господство
социалистического человека над машиной,
над природой. Советская художественная
культура и в области изобразительных ис-
кусств наминает отражать социалистиче-
ского человека во всем богатстве и много-
образии его личных качеств, видеть в
большой личности воплощение лучши
сторон народного характера. ‘

Человек—самая высокая ценность налште-
№ общества. Человеком и для человека
создана социалистическая индустрия под
руководством вождя всех трудящихся
товарища Сталина. Отобразить героическое
величие человека новой эпохи вот почет-
нейшая и основная задача советских худож-
ников. Именно на теме большого’ челове-
ка, на теме раскрытия величия его обли-
ка проверяется способность художника к
большим обобщениям, к. произведениям
большого политического и художественного,
значения. Особенно широки‘в этой области
возможности скульптуры-—5тото по самой
своей. природе монументального всенарод-
ного героического вида искусства.
	Основное, что необходимо понять, изо-
	бражая больших людей Сталинской эпохи,
— это то, что они представляют конкрет-
ное воплощение идеала социалистическото
человека. В их облике сочетаются черты
великой воли и мысли. Исключительное
гармоническое соединение этих качеств,
тлубокая человечность, непреклонное му-
жество, способность охватывать перспек-
тиву прошлого и будущего человечества—
таковы свойства этих болыцих людей. И
художники нащупывают пути к ‚передаче
величия и силы вождей средствами изо-
бразительного искусства

_ Tax,  скульцтор о Пинчук создавая
портрет Ленина, живо почувствовал необ-
ходимость крупного. масштаба в  про-
порциях и в скульнтурных ра» Пин-
чук показывает Ленина как борца-героя,
подчеркивает в характерном ленинском по-
вороте мощь его’ творческой энергии, ето
страстно напряженный порыв к будуще-
му. Это ‘не только Ленин-трибун, нон
Ленин-провидец, Поворот ‚ головы полон
слержанной силы. Молодой мастер стре-
	мится передать энергию живого взгляда
	Ленина, вылепить ‘ четкие, компактные,
полные напряженного движения, пераз-
мельченные скульптурные массы, под-
	черкнуть динамичность всех форм.

В лучших окульштурах выставки при
всем различии их масштабов обще’ то,
что гербическое величие не уничтожает
жизненноети образа. Герой не противопо-
ставляется масбе;, не изолирован от нев.
Как общее правило; искусство прошлого,
даже в самые свои великие эпохи, при-
давало образу совершенной личности или
оттенок гармонической  созерцательности
(древняя Греция) или сверхчеловеческой
патетической напряженности  (Возрожде-
ние). :
	па
	Пименов — мастер декоратавной живо-
писи. В его картинах интересны колорит и
композиция. Но форма предметов; их мате-
риальность, образы человека не досказаны.
Мне кажется, что Пименов, превосходно
владеющий колоритом, должен направить
все усилия к тому, чтобы передать образ во
всей его реалистической материальности.
	Нельзя не отметить неудачи художника
Н. Денисовского, не справившегося с боль-
шим. полотном «Вручение ордена Ленина,
товарищу Серго Орджоникидзе на заседа-
нии ЦИК СССР». Многие молодые хулож-
ники ‘переоценивают свои силы, берутся
за заказы, превышающие их возможности,
требующие большой предварительной ра-
боты над собой. Денисовский к тому же
как. будто умышленно усложнил свою 3A-
дачу. Его композицию освещают два источ-
ника света — дневной и вечерний. С пе-
редачей этого двойного света художник не
справился, не сумел показать его отраже-
ние на лицах, Пытаясь уловить этот евое-
образный свет, он невольно нарушил пор-
третное сходство.
	Надо подчеркнуть, что молодежь наша
в болынинстве своем училась в эпоху за-
силия формалистов. Формалисты сыграли
отрицательную роль, прививая молодежи
пренебрежительное отношение к рисунку,
уводя ве от наблюдения жизни. Молодым
художникам в последние годы пришлось
немало поработать над собой, чтобы освобо-
диТься от тяжелого груза формализма.
	В итоге упорного труда, непрерывно учась,
они многого добились. Некоторые из них
уже овладели большой темой, сумели со-
здать значительные резлистические про-

извеления.
	Прежде всего это относится к В. Ефз-
нову. Взяв большую, ответственную тему,
он Удачно е ней справился.  Мастереки
паписано им и небольшое полотно «На ч0-
вой родине». Этот прекрасный детский
портрет показывает, каких результатов
достиг художник и как много он 0бе-
шает в будущем.”

Молодые художники Бубнов, Гапоненко,
Федоров упорно учатея, работают над со-
бой, стремясь овладеть реалистичесвим ма-
стерством, Почти все картины этих -Xy-
дожников отличает одна особенность: их
произведения сюжетны, они рисуют вол-
нующие нас события, людей нашей po-
Дины,

Мы. присутствуем при новом рождении
картины, которая в нашем искусстве CO
времени Сурикова и Репина почти ис-
чезла. .

Б. ИОГАНСОН
		— Нет, — отвечал экскурсовод, —они
видели множество из’янов, но то, что нра-
ВИЛось им в этих картинах, воодущевляло
их, помогало им жить и гордиться своим
временем.

— Но ведь жизнь была ярче, сложнее,
чем изображено здесь? Здесь, мне кажет
ся, на многих картинах люди не живут,
& показываются... А Мы знавм, что ‘это
было время, когда люди жили огромной,
бурной, творческой, горячей жизнью.

— Дорогие мои товарищи. — сказал
экскурсовод. — это была лишь одна из
первых выставок, где  хулжники пыта-
лись ‘обобщить опыт своего времени. они
чувствовали еще‘ некоторую робость перед
	тем необозримым материалом, который они
намеревались использовать в своих ра60-
тах. Изобилие эпохи было так велико, 9то
у некоторых разбегались глаза... Хуложни-
ки искали... олесь мы видим их находки
и ощущаем их потери.

— Завтра я поведу pac зв музей
«Живопись мировой революции», и вы
увидите там, как художники обрели нуж-
ные краски, поняли, что самый лучший
й благодарный сюжет ничего не говорит,
если живопись картины беспомощна; вы
увидите, как созрели дарования всех этих
художников, картины которых мы только
что $ вами рассматривали.

..Но тут я проснулся, не хоглядев сна,
& жаль. Мне думается, что’ на выставке,
которую  сулил показать приснившийся
‚мудреп экскурсовод, созревшие художники
наших дней наверно лали бы масеу совер-
шенно замечательных работ. Порукой то-
му, что мы увидим в ближайшем будущем
эти картины ве во сне, а наяву, является
множество превосходных холстов, картонов,
травюр и зарисовок, которыми располагает
выставка «Индустрия социализма».
	Лев КАССИЛЬ
		за» (бой под Базоркино)
	в борьбе за освобождение Впадикавка
	А. К. Кутателадзе, «Серго Орджоникидз