18 марта 4939 ги № 34

РСФСР Б, А. Бабочки,
	Картины мололых
художников
	и в цвету является одним из наиболее
интересных на выставке этюдов производ-
ственного жанра.

Одним из самых удачных по живопио-
ности этюдов на выставке надо признать
этюд И. М. Гурвича «Девушка в красном».
Он впечатляет и живостью выражения и
настоящим живописным колоритом.
		Выставка молодых художников откры-
лась в знаменательные дни ХУШ с’езда
партии, подводящего итоги побед на всех
фронтах, в частности на фронте культуры,
Выставка является одним из ярких фак-
тов, характеризующих наши достижения в
Юбласти подтотовки новых кадров совет-
ских художников, как отряда художест-
венной интеллигенции.

Показателен самый факт открытия вы-
ставки в пантеоне русского искусства —
Третьяковской галлерее.

Если сопоставить это с тем, как при-
ходилось вступать в жизнь молодым -ху-
дожникам в дореволюционные годы, OT-
четливо вырисовывается разница буржуаз-
ного и социалистического уклада жизни.
Молодые художники старого времени Ha
могли мечтать о своих выставках. Они
входили в искусство редкими одиночка-
ми через узкие двери, скорее через щели,
какие открывались для них на выстав-
ках разных обществ и художественных ор-
танизаций, и находились на этих выстав-
ках в положении бесправных экспонен-
тов. Добывая средства к ‘существованию
писанием вывесок, икон и церковных рос-
писей у подрядчиков (а это было обычное
ванятие художественной молодежи до ре-
волюции). молодые живописцы не могли и
мечтать о тех широких возможностях, ка-
кие открыты перед ними в наши дни.

Надо, впрочем, сказать, что и выставка,
открывшаяся в Третьяковской галлерее, не
дает полного представления 0бо всех твор-
ческих достижениях советской художест-
венной молодежи. Дело не только в том,
что часть картин выставки размещена в
залах Центрального дома Красной Армии.
Дело в том, что за послелние три года мо-
лодые художники, особенно московские,
напряженно работали для выставок
«ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота»
и «Индустрия социализма». Там фигуриру-
ют композиционные работы Ромадина, До-
рохова, Антонова, Штанге и др., предотав-
ленных на молодежной выставке лишь
портретами и пейзажами. Там же показа-
ны картины художников Бубнова, Гапо-
енко, Лукомского, Нисского и других, ко-
торые на молодежной выставке совсем не
участвуют.

Только принимая вб внимание всё эти
работы, рассеянные по разным выставкам,
можно получить полное представление об.
успехах ‘наших молодых живописцев, 0
серьезных сдвигах в их художественном.

воопитании.
п
	Оргкомитет выставки поручил довольно
многочисленной группе молодых художни-
ков, главным образом москвичей, написать
серию портретов знатных людей советской
молодежи.

Советский человёк скромен. Советекому
портретисту не приходится отыгрываться
на аксессуарах, обстановке. Центр тяжести
его ‘работы переносится на углубленный
показ характера ‘изображаемого лица.
	Обращаясь к произведениям художников,
наш зритель интересуется не только тем,
что написал художник и как он напи-
cal, HO и тем, для чего он писал; что
именно полюбилось художнику и что его
тронуло в теме, каково его отношение к
изображаемому. Наш зритель почувствует,
если художник остается внутренне холоден
и пассивен к изображаемому.
	Работа Н. М. Ромадина «Портрет бале-
рины 0. В. Лепешинской» уже успела вны-
звать различные толки. Самый этот факт
	примечателен.
	Большинство композиционных полотен
на выставке принадлежит, главным обра-
зом, дипломантам, Ленинградской Акаде-
мии художеств. И надо сказать, что кар-
	тины эти коренным образом отличаются
	от «конкурсных программ», как в старой
академии назызались дипломные работы.
	В предреволюционные тоды студенты
Академии художеств целиком ориентиро-
вались на мифологические сюжеты, дазва-
ли на одной и той же отчетной выставке
по нескольку «Самсонов и Далил». Сту-
денты Ленинградской Академии темой сво-
их картин берут нашу социалистическую
действительность и историю русского на-
рода. я

Из работ дипломантов внимание посети-
телей выставки естественно привлечет ра-
бота А. И. Лактионова «Герой Советского
Союза Н. В. Юдин в гостях у комсомоль-
цев-танкистов». О ней будут много гово-
рить и спорить. Действительно, в картине
имеется ряд впечатляющих моментов —
	пышный интерьер, блики солнца на ковре,
	солнечные дали городского пеизажа. в ок-
нах, молодые, веселые лица командиров.
У Лактионова солидная выучка, получен-
ная у И. И. Бродского, высокий уровень
профессионального умения и безусловная
одаренность. Но именно эти данные за-
ставляют пожалеть о том, что, выступая .со
своей первой картиной, художник пошел
по пути чисто внешних эффектов и по-
	верхностной характеристики.
	нар,
	Печковский, композитор И. И, Дзержинский,
	Kt. Печковский, RUMNVGRIVP 48. 2, ово
артистка СОСР В, А. Мичурина-Самойлова.
	Работники искусств Ленинграда: нар. арт. ОССР П 3. Андреев, нар. арт. РСФСР ПН.
	награжденные орденом „Ленина; народная
	Награждение театров и работников искусств Ленингр
	ветской театральной культуры Rarpaay
ны орденом Трудового Красного Знает
художественный руководитель театра, у.
служенный артист РСФСР Л. 0, Виза
народный артист РОФСР Б, А. Горин
ряинов, заслуженный деятель искус
Е И. Тиме, заслуженные артисты РСф
А. Ф Грибунина, М. П. Домашева, Я, (
	Указом Президиума Верховного Совета
CCCP ва выдающиеся! заслуги в развитии
оперного и балетного искусства и воспи-
тание мастеров музыкальной культуры
Ленинградский государственный академи-
ческий театр оперы и балета имени С. М.
Кирова награжден орденом Ленина.

За выдающиеся з&%®луги в развитии
	О eee С ГЕ 9

оперного и балетного. искусства награжде-   Малютин, К. В. Скоробогалов; орден
ны орденом Ленина народный артист   «Знак почета» — заслуженные артить
РСФСР `П. 3. Андреев и заслуженный ар-   РСФСР. Ф. П. Богданов, Н, Н. Bpoxzes

. +r i ae, ee . ns
	Е. М. Вольф-Израэль, В. И. Воронов, В. [
Кожич, П. И. Лешков, А. С. Любош, Е 0
Рашевская, заместитель директора тату
Т.И. Бережной, режиссер А, М. Го
помощник заведующего постановочной ч.
стью М. А. Филипиов, артисты К. И, Адь
шевский, А. Ф. Борисов, Е. Т, Жихин
Е. П. Карякина, В. 9. Крюгер, А, П, Нем,
дов, А. Н. Парамонова, Г. И.Соловьев; \
далью «За трудовое отличие» — гриме
С. В. Алексеев, Е. Г. Семенова, машини
сцены П. Н. Максимов, артист Г. Е; (и.
пенко, портниха А, Г. Павлова, работниц
гардероба А. Д. Харкевич-Дурова, дну»
тор театрального музея Il, Н, Ш
консультант осветительной части В,
	Щеголев.
	Указом Президиума Верховного (овец
CCCP народным артистам, РОФСР 1, 3
Андрееву и В. А. Мичуриной- Самойлов <.
	тист РСФСР Н. В. Нечковокий; орденом
Трудового Красного Знамени — заслужен-
ные деятели искусств Е, В.  Вольф-Изра-
эль и П. М. Журавленко, заслуженные ар-
тисты РСФСР Е. М. Люком, С. И. Murad,
народный артист УССР А. М. Пазовский,
артисты Г. М. Нэлепи, С. П. Преображен-
ская, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани;
орденом «Знак почета» — директор теат-
ра Ф. П. Бондаренко, заслуженные ap-
тисты РСФСР Г. А. Боссэ, Д. И. Похито-
нов, художники С. А. Евсеев, М. П. Зан-
дин, В. М. Ходасевич, балетмейстер В. И.
Вайнонен, художественный руководитель
балета Л, М. Лавровокий, дирижер Е. А.
Мравинский, композитор 0, С. Чишко, ре-
жиосер И. Г. Дворищин, артисты Ф, .
ВБалабина, В. М. Вербицкая, Т. М. Ве-
чеслова, Н. М. Дудинская, М. А. Дудко,
0. Г. Иордан, 0. А, Кашеварова,` А. И.
Кобзарева, Л. С. Леонтьев, А. В. Лопухов,
	В. И. Пономарев, К. М. Сергеев, Н. Н. Се-   присвоено звание народного = apmin 44
реда, Б. М. Фрейдков, А. А. Халилеева;   СССР. Aq
медалью ‘«За трудовое отличие» — афти-  .
	Указом Президиума Верховного Сми
СССР: за уснешную деятельность в’ разн.
тии советской театральной культуры, 1
связи © 20-летним юбилеем Ленингр,
ского Большого драматическом тета

им. А, М. Горького, награждены орден!

Лекина художественный руководитель т»
атра народный артист РСФСР Б, А. №,
бочкин; орденом Трудового Красного Эн»
мени заслуженный деятель искусств В, 1.
Софронов, заслуженные ‘артисты Р0$
0; Г. Казико, А. И. Лариков; орден
«Знак почета» — заслуженные артист
РСФСР Л.’ А. Кровицкий В Н №
китина, А. Б. Никритина, артисты Md
Массин, В. П. Полицеймако, В. Н. Чи
ков, осветитель Н, П. Бойцов, гример 0,
Маковецкий, директор театра Е. М, Ри
медалью «За трудовое отличие» — коту
мерша Е, А. Кравченко, артист Н, П. №.
нецов, швея П. С. ‘Тихомирова, cyhiy
А. Н, Чечнева,

: Е у хх Хх

© 5 м мч мон ньыь-ы-.
	Указом Президиума Верховного С
СССР. за`выдающиеся заслуги в развита’
советской театральной культуры натикдь!
ны орденом Трудового Красного drat
художественный руководитель Театра 1
медии Н, П. Акимов, заслуженный д
тель искусств художественный руково
тель Театра юного зрителя А. А, Би
цев, заслуженный деятель искусств худ
жественный руководитель театра ин
Леноблисполкома П, П. Гайдебуров, №
служенная ‘`‘артистка РСФСР арт
Лентосэстрады Е. М. Грановская, att.
женный артист. РСФСР художественный
руководитель Новою ТЮЗ ВБ. В 3t,
заслуженный артист РСФСР художеств
ный руководитель театра С. 9. Рад
заслуженный деятель искусств худож”
венный руководитель Нового театра и №
атрального училища Б. М. Сушкевих №
деном «Знак почета» — заслуженный
тист РСФСР художник Тетра, юного sph
теля В. И,. Беер, артист Театра комеди
А. Д. Бениаминов, заслуженный ут
РОФСР ‘артист Нового ТЮЗ Б, В. Бли®
артист Театра комедии А, М. Бонди, №
тистка Театра музыкальной комедия Д.1
Гамалей, заслуженный артист РСФСР в
тиет Театра музыкальной комедии Г. №

Герман-Кундт, заслуженный ApTHt а
РСФСР художественный руководит у

Кукольного театра Е, „С. Деммени, арт
Театра комедии В. `Г/ Киселев, заслуже
ный артист PCDCP ancrues 9

ныи артист РСФСР артист я ря
ТЮЗ Л. Ф. Макарьев, артистка. балета №
атра музыкальной комедии Нл В. Пельщр
Чумакова, артист Театра музыкальной =
медии В. И. Свидерский, зртисг тетя
под. руководством  Радлова Б. А. Сыну
тлавный режиссер театра имени Ленинск»
го Комсомола М. В Чежегов, заслуженияй
артист РСФСР артист Театра музыкальй
комедии Н. Я. Янет,
х хх

Указом Президиума Верховного (08
РСФСР присвоены звания народного #1
ста РОФСР П. М. Журавленко, С, И. №
гаю, Н. К. Печковскому, С. П. Преобрази
ской, Н. К. Черкасову, Н. К. Симов
А, А. Брянцеву; заслуженного деятеля 1
кусств` — В. И. Касторскому, В. К №
ловской, Д. И. Похитонову, Н, П. Аким
Л, Ф. Макарьеву, И. П. Чужому: заслуж
ного артиста РСФСР — Ф. И. Балабй
Н. Д. Болотиной, М. Н. Буянов
В. И. Вайнонен, П. П, Вантроба, Т. М. №
чесловой, М. А. Дудко, Н. М. Дуднной
Н. А. Зубковскому. Р JL Haryp, 0. Ido
	сты xopa Д. Т. Агафонов, А. В, Корнило-
ва, солисты оркестра В. В. Кузнецов,
М. Ф. Шоллар, работница гардероба М. В.
Беляева, руководительница костюмерной
мастерской Н. А. Ивановская, концертмей-
стер М. П. Карпов, костюмерша А. Ф. Пав-
лова, мастер-гример Д. А. Сергеев, заве-
дующий гардеробом Д. Д. Смирнов, порт-
ниха А. В. Фивейская и маляр П. Г. Щег-
	ль *
Указом Президиума Верховиою Совета
	CCCP за выдающиеся заслуги в создании
советской оперы, в овязи с 20-летним юби-
леем, Ленинградский государственный ака-
демический Малый оперный театр. награж-
ден орденом Ленина,

За выдающиеся заслуги в развитии со-
ветской оперы, в связи с 20-летним юби-
леем Ленинградского государственного ака-
демического Малого ‘оперного театра, Har
траждены орденом Ленина композитор
И. И. Дзержинский; орденом Трудового
Красного Знамени — заслуженные арти-
сты РСФСР Н. Л. Вельтер, И. А. Нечаев,
художественный руководитель театра, за-
служенный артист РОФОР Ъ. Э. Хайкин,
заслуженный деятель искусств М, А. Ро-
стовцев, композитор .В. В. Желобинский,
артисты С. В. Балашев и Г. Н, Орлов;
орденом «Знак почета» — заслуженные ар-
тисты. РСФСР И. М. Лившиц, А. А. Ор-
лов, артисты 3. Я. Аббакумов, ВБ. 0. Гефт,
Г. Н. Кириллова, заведующий репертуар-
ной частью театра В. Е. Иохельсон, ди-
рижер А. М. Коган, заведующий постано-
вочной частью Г. В. Павлов, директор
театра Г. Я. Тарасенко; медалью ‘«За
трудовое отличие» — заведующий гардеро-
бом К. П. Арсеньев, артист оркестра А. Е.
Ключ, осветитель В. С. Николаев, секре-
тарь партийного комитета театра Я. В.
Олесич, артист хора И. И. Подохин, ра-
	ботница гардероба А. М. Сергеева:
Г хх хх хх
СССР за выдающиеся заслуги в развитии
русской театральной культуры, воспита:
ние талантливых артистов советской сце-
ны Ленинградский государственный акаде-
мический театр драмы им. А. О. Пушки-

на награжден орденом Трудового Красно-
го Знамени.
	За’ выдающиеся заслуги в развитии со-
	5-летию сценической
деятельности
	Замечательные артисты
	Указы Верховного Совета СССР и Вер-
ховного Совет» РСФСР от 11 марта
1939 года, гласящие о награждение орде-
нами СОСР целого ряда ленинградских дея-
телей театрального, музыкального и хоре-
графического искусства, о ‘присвоении
этим артистам почетных званий, & также
© натоаждении орденами Союза трех
ленинградских театров, являются еще
одним озидетельством того, каких успехов
могут достигать художники, окруженные
любовью и вниманием ео стороны всего
советского народа, согретые сталинской
заботой, сталинской лаской,

Натраждение трех ленянградеких теат-
ов и значительной группы ленинградских
Бомтозиторов, оперных, балетных, драмати-
чесвих и эстрадных артистов и режиссе-
ров в высокой степени знаменательно. Так
же, как‘и Москза (а в условиях дорево-
люционных даже в еще большей мере),
Ленинград явилея подлинным очагом pa3-
вития русской художественной культуры.
В старом Петербурге были основаны заме-
чательные русские оперный и   драматиче-
ский театры (ныне Государственный акаде-
мический театр оперы и балета имени
С. М. Кирова и Ленинградский . госудат-
ственный академический театр драмы
имени А. С. Пушкина): в Петербурте бы-
ло оснозано первое в России театральное
(теперь балетное) училище, свыше двух
столетий подготовлявшее мастеров русской
сцены: в Петербурге была основана пер-
вая русская консерватория, давшая мару
немало гениальных композитороз, исполни-
телей-инструменталистов, оперных ‘певцов.

Таким 9бразом. старый Петербург. по-
	добно Москве, являлся колыбелью русского
	искусства. Б еще большей степени вырос-
ло его значение после Великой Октябрь-
ской социалистической революции, Совет-
ская страна впразе: гордиться театральны-
ми коллективами города Ленина,

3 годы советской власти ленинградекий
ГАТОВ вззрастил уже не одно поколение
первоклассных — артистов, — являющихся
	украшением COBETCKOM оперной и балет-.
	зюй сцены. Именно там выросло поэтиче-
©кое дарование Г. С. Улановой.- мощный
стихийный талант В. М Чабукиани, вир-
туозное мастерство Н. М, Дудинской. Та-
кие мастера оперного искусства, как Н. К.
Печкозокий или С. П. Преображенская,
являются блестящими продолжателями
славных традиций корифеев русской опер-
ной сцены.  влохновенными создателями
образов в операх советских композиторов.

В Ленинграде работают такие выдаю-
щиеся артисты старшего поколения, как
П. 3. Андреев, С. И. Мигай и П. М. №у-
равленко, такая талантливая молодежь,
как, скажем, Б. М. Фрейдков или Г. М.
Нэлепи,   :

Характерно, что одновременно с награж-
дением старейших ленинградских театров
тюлучил орден Ленина только что отпразд-
новавший свое 20-летие ленингралекий
государственный ‘академический ° Малый
оперный театр.

Малегот давно и по празу заслужил
тючетное наименование лаборатории с0-
ветской оперы. Возглавляемый сначала
(. А. Самосутлом, а ныне В. 9. Хайкиным.
	ласти создания не только советского OTMD-
ного спектакля, но и самой @оветской -ате-
ры. Havens в Малегот. началась превос-
ходная традиция совместной работы опер-
ного театра © композитором, продолженная
затем в ГАТОБ им. С; М. Кирова. И- не
случайно в числе музыкантов, награжден-
ных По этим театрам, мы встречаем доро-
тие нам всем имена композиторов: И; И.
Дзержинского, В, В. ЗЖелобинекого, 0. С.
Чишко. В работе над произведениями ©0-
ветских композиторов развернулись такие
прекрасные дарования, как Н. 41. Вельтер,
И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов и целый фяд
других превосходных артистов. -
История награжденного орденом Трудо-
вого Красного Знамени театра им. Пушки-
на отразила все богатство и многообразие
	‘русского театрального искусства. Этот театр
	хранит в своих летописях память о Вара-
тыгине, © Мартынове, © Варламове, 0
Давыдове.., Великая социалистическая ре-
волюция избавила замечательный театр
от бюрократического покровительства цар-
ских чиновников, от третьесортной дра-
матургии, против воли артистов наводняв-
шей репертуар, дала театру лучшего в
мире советского зрителя. Сейчас на его
подмостках выступают хранитель романии-
ческих традиций Ю. М. - Юрьев, неподра-
жаемые мастера реалистической цены:
Е. П. Корчагина Алексанлровокая, В; А.
Мичурина-Самойлова, Б.А. Горин-Горяи-
нов, М. П. Домашева, представители моло-
дого советского актерского поколения:
Н, К. Симонов, Н, В; Черкасов, Е. П.
Карякина и многие, многие другие талант-
ливейшие мастера.

Ipyrot крупнейший ленинградский
театр — Большой драматический театр им.
А.М. Горького создан з нашу, советскую
эпоху. У колыбели этого театра стоял’ ве-
лакий Горький, завещавший ему высокие
творческие: принципы.

_ Сейчас коллектив театра насчитывает
в своих рядах таких мастеров, как Б. А.
Бабочкин, В. Я. Софронов, А. И. Лариков,
0. Г. Вазико.

Искусстзо Ленинтрада гордится не толь-
ко такима корифеями, как тватр. им. Пуш-
кина и театр им. Кирова, но и coBceM
молодыми ` театрами, окреппими в TOT
первой и второй пятилеток. Превосходная
работа театра под руководством С. 9. Рад-
лова над шекспировской драматуртией, ра-
бота Театра имени Ленинского комсомола
Hal современной  советекой - тематикой,
яркие комедийные спектакли Театра коме-
дии нашли всеобщее признание.

В первых рядах театральных работни-
ков Ленанграла и прекрасные мастера лвух
театров ювого зрителя. Их превосходная
художественная работа по заслугам оцене-
на правительством,

Среди награжденных орденами Союза мы
находим ‘имя инициатора передвижных
театров JI, П. Гайлебурова, талавтливей-
шего мастера оперетты ‘и эстрады Е. М.
Гозновской, создателя Кукольного театра
Е. С. Деммени а многих других энтузиас-.
тов Театрального искусства.

Под солнцем Сталинской Конституции
расцветает. великая советская культура,
растет и крепнет советское искусство.
				Но углубленному подходу к теме, по жи-
вописности самая сильная работа ленин-
традских выпускников — картина Г. В.
Павловского «Политических ведут». Худож-
нику надо поставить в заслугу его жела-
ние итти в решении картины от традиций
такого мастера, как Суриков. Павловский
достигает выразительной и разнообразной
характеристики.
	Картина «Митинг в селе в 1917 году»
написана И. Д. Калашниковым без настоя-
щего цветового и пластического ощущения
натуры. Автор хочет следовать Сурикову,
но, в отличие от Павловского, Калашников
не чувствует основных качеств Сурикова
как живописца. В этом отношении еще
более показательна работа А. А. Казанце-
ва «Степан Разин». Создавая свою ком-
позицию, навеянную в отдельных момен-
Тах «Ермаком» Сурикова, Казанцев 10-
верхностно, а порой и безвкусно тракту-
ет натуру; бутафория заменяет у него под-
линное историческое чутье;
	Очень трудную ‘задачу, заставляющую
вопомнить аналогичные решения покойно-
го Грекова, положил в основу овоей кар-
тины «Поход Таманской армии» П. А.
Кривоногов. Видна серьезная работа ху-
дожника, в упрек можно поставить лишь
некоторую слащавость колорита.

Показательны работы молодых художни-
ков национальных республик — Грузии,
Армении и др. Если студенты Тбилисской
Академии художеств подражают Нико Пи-
росманишвили, то та же национальная
молодежь,  соприкоснувшаяся в. стенах
Ленинградской Академии с русской худо-
жественной культурой, дает в своих ра-
ботах более непосредственное ощущение
жизни, В полотне А. Г. Сукиасяна «Стриж-
ка овец в животноводческом колхозе», не-
смотря на некоторую незаконченность кар-
тины, подкупает живое реалистическое
восприятие.
	Обращают на себя внимание хороший
этюд к картине Асламазян,  ереванекие
этюды К. С. Симоняна (‹Арарат», «Пио-
нерский лагерь» и др.). Художник изучает
лучшие традиции барбизонцев и импрес-
сионистов. В этом смысле работы Симоня-
на сильно отличающя от условного деко-
ративизма, до сих пор характеризовавшего
многих молодых художников Закавказья.
	Большинство работ учащихся средней
художественной школы Академии худо-
жеств показывает, что юные живописцы
в своем творчестве опираются непосредет-
венно на жизненные наблюдения. Нрепо-
даватели развивают в учениках творческое
начало, композиционное мышление. Надо
выделить такие вещи, как «Собрание в
колхозе» А, А. Кириллова, этюды Соколо-
ва, эскизы В. В. Богаткина, «Петровские
корабли» П. А. Чернова (гуашь), «Посад-
ка на пароход» А. Г. Еремина, «Волоча-
евокие дни» Н. М. Махровского и многие
		Указание на то, что в этом портрете
звучат отголоски мирискуснического эстет-
ства, музейной ретроспекции, справедливо.
	Можно также отметить несколько сбитый
	рисунок. Но нельзя не оценить своеобразие
Ромадина, свойственное ему чувство пла-
стичности. Пластичность понимается здесь
как 0с0бое и самое ценное свойство в
восприятии художника, в его умении жи-
	вописно реализовать виденное. Ромадин
сумел дать в этом портрете опоэтизиро-
ванный женский образ, передать лириче-
ское, музыкальное звучание ‘образа. В пор-
трете есть свойственная художнику цель-
ность сдержанной красочной гаммы.
	В работе В. Г. Дорохова, написавшего
ранее ряд очень хороших детских порт-
ретов, попрежнему заметно стремление к
острому психологическому наблюдению
(портреты девушки-националки и балери-
ны Тихомирновой). В живописном отноше-
нии картины Дорохова значительно более
цельны: в прежних его вещах была неко-
торая разорванность, несколько напряжен-
ный цвет (‹телесность»). У Дорохова хоро-
ши также пейзажи, в которых он разра-
батывает пространственно-световые задачи.

На выставке много портретов молодых
советских музыкантов—лауреатов всесоюз-
ных и международных конкурсов. Но, по
моему мнению, лишь одному М. Т. Хаза-
нову удалось в «Портрете Лизы Гимельс»
передаль волевое и творческое напряжение
играющего музыканта. Лизе Гилельс ху-
дожник не мешает сосредоточиться — она
погружена в Музыку.
	Нортрет мастера спорта легкоатлетки
Н. Петуховой является успехом В. И. Пряз-
тера. В портретном жанре он выступает
впервые. Художник, прежде увлекавшийся
внешним «живописным тримом», в этой
своей вещи‘подошел более углубленно в
решению цвета, света и характеристики
Картина Прагера «Подруги» ‘сделана, оче-
видно, наспех. Картина сильно отзывафтся
штампом фальшивой романтики: искусст-
венны по цвету небо и зелень, искусствен-
но движение трех фигур.
	У Л. 9. Танклевокого очень хорошо за-
думан портрет молодого советского уче-
ного. Однако интерьер химической лаборя-
гории исполнен на более высоком живо-
писном уровне, чем самый портрет. Химик
Шаврыгин показан недостаточно пласти-
чески выразительно; лицо его освещено
несколько условно по отношению к анту-
ражу.

И. В. Бржесская в последней своей ра-
боте («Портрет испанской комсомолки Кз-
мелии Гарсиа») пытается дать острую ха-
рактеристику образа, что вообще этой ху-
дожнице не свойственно.
	Желая обострить характеристику, худож-
ница дала напряженные локальные отно-
шения в окраске одежды, стены ит. д.
	Талантливой художнице И. В. Вилковир
начинает мешать предвзятая стущенность
темной палитры. Ее картины слишком
черны, дает ли она портрет. в комнате
(обаятельный портрет мальчика) или ком-
познционый пейзаж («Дети с козами»).
	М. В. Добросердов представил этюд «Де-
вочка» и очень хорошо написанный Aa-
тюрморт, В «Портрете чемпиона по
конькам Зои Холщевниковой» Добро:
сердов несколько сбивается на характер-
ные для его прежних работ условные цве-
товые отношения (землисто-зеленые тона).
	Помимо портретов, московские художни:
ки дали на выставку ряд интересных этю-
дов. Этюд А. В. Ванециана «Гильзовый
цех» по своей правдивости и убедительно-
сти. по серьезному отношению к рисунку
	Уполн. Главлита Б—-1430.
	Малегот проделал огромную работу в 06-! Честь и хвала ето лучшим мастерам!
	ь. ©. Борисов:
	Мы сидели у окна, выходящего в Пет-
ровские линии, и вспоминали, 31 год жи-
вет Борис Самойлович Борисов в этой
квартире. На столе лежали реликвии —
романсы, старые журналы с рецензиями,
выцветшие фотографии. Мы вспоминали.
Чаще начинал Борисов, а я доканчивал.
Иногда начинал я — подхватывал Бори-
сов,

Тринадцатилетним мальчиком, гимнази-
стом, Борисов впервые выступил на сце-
не, Это было в Екатеринославе в драмати-
ческой труппе Перлова. Шла пьеса «Трид-
цать лет, или жизнь игрока». Борисов хо-
рошо исполнил свою роль и получил за
выход... 8 рубля.

Затем Борисов — ему в то время шел
21-й год — служил у КропивницкоРо в
	Александровске, после в Бобруйске, Орен-.
	бурге, Виннице и Томеке.

Еще будучи студентом Харьковского
университета, Борисов вступил в драма-
тическую труппу Дюковой. Это была. од-
Ha из лучших провинциальных антреп-
риз. Здесь Борисов „сыграл множество
ролей, из которых особенно удалась ему
роль учителя Кулыгина в пьесе Чехова
«Три сестры».
	Berope Bb. С. Борисов получил пригла-
шение из Москвы от Ф. А, Корша...

Борисов — высоко одаренный от приро-
ды человек. Все. к чему бы он ни прика-
сался, отмечено подлинным. талантом, но
Борисов. не любил много работать над
своими. ролями. Отсюда его’ сценическим
образам ‘иногда нехватало необходимой от-
делки, шлифовки. _
	«Сезон в Томске подходил к концу. Я
занимал второе положение и. играл до-
вольно ответственные. роли, .=— читаем мы
в книге Борисова «История моего смеха»,
— но полного удовлетворения все же не
ощущал. Пьесы шли у нас с трех-четы-
рех репетиций. О том, ‘чтобы отделать
роль, не приходилось ‘и думать, Зачастую
	выходили на сцену, уповая на чудо и HA?
	суфлера».

Но вот Борисов уже известный москов-
ский’ актер, у которого ‘за плечами боль-
	шой сценический опыт и множество сыг-
ранных ролей.
	Каков же его творческий метод? Как ра-
ботает он над ролями?
	Московский изоинститут представлен да-
леко не достаточно. На выставке нет работ
Дубовик, Ишмамедова, Никича, мало ра-
бот Нечитайло, Кугача, Тегина, Беляевой.
По чисто живописному видению, по ощу-
щению красочного материала в этой пле-
яде особенно выделяется Н. Н. Горлов
(«Комната с открытым окном», «Натурщи-
ца под зонтиком» и др.). Хочется только
посоветовать, чтобы уже сейчас — в нед-
рах вуза — Горлов занялся композицией.

Из других студентов изоинститута надо
выделить М. А. Бирштейна и В. Г. Цып-
лакова. У первого хочется отметить остро
наблюденные и трепетные по ощущению
света этюды провинции (‹«Вязьма», «Ули-
ца в Вязьме» и др.). У Цыплакова в эс-
кизе «Партизаны» и в интерьере проскаль-
зывает музейная коричневатость гаммы,
	У В. В. Диффинэ заметно увлечение
кладкой мастехином. В этюдах М. В. Сазв-
ченковой привлекает удачная попытка обо-
стренной характеристики и настоящее пля-
стическое чувство, В «Коленьке с мате-
pw» ef удалось живописно передать ли-
ца матери и ребенка и хорошо показать
самую тему материнства. Помимо этото,’в
этюле есть тонкое решение света.
	Живописные этюды дали также студен-
ты И, В. Беляева, К. Д. Китайка, А. М
Руднев, Г. А. Малянтович и П. В. Прес-
няковя. -
	Давая общую характеристику работ Мос-
ковского изоинститута, надо сказать, что

студенты воспитываются в навыках реа-
листического мастерства, Однако они мало

уделяют внимания композиции. Между
тем на выставке показаны работы студен-
	тов 3—4-го курсов — тех, кому в бли-
жайшие годы надо будет выходить “на
конкурсы с дипломными работами.
	Выставка дает огромный материал для
оценки как достижений, так и серьезных
недостатков наших молодых художников,
Но уже и сейчас ясно, что в нашим
молодым кадрам художников вполне при-
менимы слова товарища Сталина из его
отчетного доклада на ХУШ с’езде партии:
«Они растут. и просвещаются до того бы-
стро, они прут вверх AO того стремитель-
но, что недалеко то время, когда они до-
TOHAT стариков, станут бок-0-бок с ними и
составят им достойную смену»,
	Художник Г. М. ШЕГАЛЬ
	‘
но, весело, смешно, Зупан в «Цыганском
бароне» — то же самое. Но вдруг — Гас-
пар в «Корневильских колоколах». Неза-
бываемый образ. Трагическая фигура, не-
дооцененная опереточной публикой, при-
шедшей посмеяться и посмотреть ‘своего
любимца Борисова, Разве можно забыть
Борисова’ — Гаспара в разорванной ру-
балке, с всклокоченными седыми воло-
сами, безумного Гаспара, поющего знаме-
нитые куплеты о королевских солдатах!
	Сказать про Борисова, что он комик, —
это значит не знать Борисова вовсе, У
Борисова нет амплуа, и подыскивать‘ тако-
вое’ для’ него было бы пустым занятием.
В эту «пятницу» Борисов играл Городни-
чего в «Ревизоре», а в следующую —
Грумио в «Укрощении строптивой». `Сегод-
	ви», „а завтра — Наполеона в «Мадам   ДАН, А. М, Кабанову, А. И. Кобзарем® *
Сан-Жен». В 8. часов вечера — Jlwonua С. Г. Корень, Л, М. Лавровскому, В. Л. 7% yy
Торцова в «Бедности не порок», ав 12  КОВУ, А, В, Лопухову, 0. Ф. Этан
часов ночи — в «Свадьбе. при Фонатат. ь   Г. М. Нэлепп- ИИ Пльновоо ЛИР.
	Г. М. Нэлепп, И. И. Плешакову, Д. Hl Pat
тер, Н. Н. Середе, В. Ф. Тихому, К. М. (8
гоеву, Г. С. Улановой, А, НВ. Ульяю
Б. М. Фрейдкову, В. М. Чабукиани, В.
Шаврову, Л. К. Александрову, 0 ВМ
	За 10 лет работы в театре Корша огром:
ный и многогранный талант Борисова рас:
цвел особенно ярко. В последующие годы,

mee rw eee ww...
	a ae ал: Борисов сн тд?   ПАШовВу, Б, И. Гефт, М. А Еливаро®
где бы ни работал Борисов, он неизмённо

А, Н. Коробейченко, А. Ю. Модести
оставался все тем же одаренным артистом. Блувштейн, В. А. Овчаренко, Г, H. Opal
Борисов никогда не ухаживал за слон   р . es en

Ps the
rw wine mee
	EE EEE Eee

Н. Г. Ольховскому, А. и. Порка: yw
ленко, Д В. Пряхину, М. Софрон
А, В. Факторович, ВТ. athe
Жуковскому, Е. Ц. Карякиной А. Е №
рамоновой, В. Р. Стрешневой, В

ксандровской, *В. Т. Кибардиной, м i.
сину, Г. М. Мичурину. В. П. Полицейма
	miss wate cw] pm of ASI GOD за своим
талантом, не берег его, Не было времени.

а
	‚2 о OO Net SEB BD TE
Он только. им пользовался © расточитель-
ностью богача, уверенного в своих запа-
сах. И «запасы» эти действительно оказа-
лись огромны. Недавно Борисов выступал
в редакции «Советского искусства» ¢ пе-
сенками Беранже, Й мы все в Олин го-

С
	+ wae ‘это Henoppropacun чз.  9. Й Янцат, Е TL. Альтус-Альтшиь

рошо, KAK CBE H HevRanaou: wane, oO [te Но Астафьеной АЛ Бенявминюи
		д Я и. ГИ ЗА ay, MAE! th
© TBATROM талант. Вр ТТ. С. Волковой.  М. М: Дыащкит. Д.М ДА
	никову, Г. И. Еремееву, И. П. Зарубии® Un
М, Злобину, И. В. Кедрову- Пи \
В, Г. Киселеву, Л. А. Колесниковой, BA ay
Лукину, Л. С, Любяшевскому (Je) в)
Е. М. Медведевой, В JI. Миа
А. А. Охитиной, В. В. Сашальской, №,
Стрельникову, ВБ. М Тенину. Ю, В.
бееву, ВЕ. А. Уваровой, В.Г. Фор i
Ф. А. Чагину, В. А. Чеснокову, М.Б. Ш
ману, Т, И. Якобсон.   я
нина
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ №
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусств = Tt

=
		«Работать над ролью, — пишет Бори-
сов в своей книге, — можно двояко: или
занимаясь чисто кабинетной работой, или
же на сцене, на репетициях. Я предпочи-
таю второй способ, я отделываю свои роли
только на репетиции...».

О Борисове-комике, Борисове-балагуре,
Борисове—исполнителе юмористических
рассказов написано очень много. Есть даже
его собственная книга «История моего
смеха». Но о Борисове—исполнитель лра-
матических ролей, о борисовской лирике, о
его «теплоте» известно очень мало, А меж-
ду тем сила воздействия борисовской дра-
мы весьма велика, Борисовские образы
старика `Ванюшина или музыканта Лемма
я не променяю на десятки его эстрадных
ариэток, даже в том случае, если автором
их был сам Беранже, которого Борисов
исполняет изумительно. .

За что бы ни брался Борисов, ему
обычно все удавалось, С легкостью и без-
заботностью перекочевывал он из- театра
в театр, менял жанры. Вот Борисов в опе-
ретте. Паша, в «Фатинице». Непринужден-
	Адрес редакции; Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием 06’
	Борис Самойлович _ Борисов
автором. целого ряда романсов

ческих куплетов, в свое вре:
известных. 7
	Я люблю Борисова на эстраде, на опе-
реточной сцене, люблю `Борисова—испол-
нителя песенок Беранже, Борисова—поэта
икомпозитора, но Борисов — артист драмы
мне всего ближе, милей и дороже. В исто.

wore < С о Еж
		ВИКТОР ЭРМАНС
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной. бульвар. 30.
	явлений: Петровка, 10, 2-й эт., пом. 53 тел, К 1-90-55.