27 марта 1939 r.,
	«СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО»
	H. В. Гоголь

ee
	Впервые на сцениче-
ских подмостках Гоголь
‘увидел свое произведе-
ние за три года до по-
явления «Ревизора»: 9
января 1833 г. на сце
не петербургского Боль-
ого’ театра в бенефис
В. А; Каратытина Шла
инсценировка его «Ночи
перед рождеством» под
заглавием «Вечер *на ху-
торе близ Диканьки —
Малороссийская интер-
медия водном действии,
взятая из повестей сего
же названия пасичника
Рудого Панька, с при-
надлежащими к ней пе-
нием и танцами», Так
началась сценическая
жизнь многочисленных
тоголевских инсцениро-
вок. по обилию занима-
ющих первое место в
русском репертуаре —
их насчитывается свыше
150 и они приближают-
ся по количеству лишь
	к  инсценировкам на
сюжеты Пушкина.

19 апреля 1836 г. н&
	Александринской сцене
шел впервые «Ревизор»
и 9 декабря 1842 г. там
ке — «Женитьба». На
	К 130-летию со дня рождения
	Н. В. Гоголь. С картины Ал. Иванова
	NO Oooo 8 ^
	кИскус-
(6). oT-
	езд» был впервые сыгран в 1901 \
случайном спектакле в Мариинском те
pe, данном в пользу Суджинокой шо
имени Щепкина. «Автора пьесы» м
П. В. Самойлов, загримированный [у
лем.
	На советской сцене впервые итрали [№
голя 7 августа 1919 г, в Малом драмть
ческом театре в Петрограде. Шел Фь
зор» в постановке Н. В. Петрова, 39 в
тября того же года «Ревизор» был вх
новлен на’сцене московского Малого та
ра в постановке И, С. Платона,
	С этого времени начинается новая on
ха в сценической жизни. гоголевских py. \
изведений, Новый осоветокий зритель
числил Гоголя в число своих люб
драматургов, рядом © Пушкиным, ту»
ским и Горьким.
	\№ 31 марта общественность столицы тим
нует 20-летие Государственного еврейского в
атра. Юбилейный вечер начнется до

‘К 24 марта в Ленинграде было дторжествен-   народного артиста РОФОР 0. М, Михоэла
но отмечено 50-летие сценической деятель-   творческом пути Госета ва 20 лет, На вече
ности ава артиста Союза СОР Ю. М.   будут показаны ецены из пьес «Тевьелил
Юрьева, По окончании спектакля «Маскарад»   ник», «Бар-Кохба», «Семья Овадис» ил!

. й ожидается приезд делегаций из Виа
Минска, Биробиджана,

\ 25 марта в Государственном театре в
Вахтангова в спектакле «Человек © руль
в роли И. В. Оталина впервые выступив
вый исполнитель — артист К. Я. Мирона,

* В Государственном Эрмитаже недавно +
стоялась встреча 500 колхозников
района с научными работниками
Эрмитажном театре было устроено
совещание с докладом директора т
академика Орбели, рассказавшего тост
деятельности музея, который в прошло
ду посетило более миллиона человек, Ci}
тарь Мгинского райкома партии Пе
овощевод колхоза «Прогресс» Соловьев
тельница Васильковского сельсовета Д
кая сообщили. присутствующим 06 у
своего района и его дальнейших перопехтези,
Колхозники ознакомились с лучшими по
ведениями мирового искусства, имеющимии!
Эрмитаже, В воззвании ко воем работники
искусств и науки Ленинграда  колхозния
просили поддержать ценную инициативу Эру
тажа — устраивать в районах передвижлы
выставки, лекции, доклады,

Ж На художественном совете Водкохудожна
ка 27 марта в 6 часов вечера будут просмот
рены новые работы MOCKOBOKHX графике
заслуженного деятеля искусства И, Н, Пазл»
ва, художников. В. 0. Резникова, Поляковь
ТШахновской, Боровской. Чернецова и др,

® 28 марта в выставочном зале Всекохулоя
ника в 4 часа дня состоится открытие
ставки работ московских художниц по №
стилю, фарфору, игрушке, театральной ди».
рации. В выставке участвуют 80 художни
`Ж Совещание, посвященное шефютву ма
ров искусств над художественной самодеятел»
ностью, состоится 27 марта в Московском it
ме художественной самодеятельности,

\ Комитет по делам искусств назначил 1%
Я, А. Корнфельд ученым секретарем №№
союзной академии архитектуры,

*\ За успешную, доброкачественную табл
по организации выставки русской истори
ской живописи и выставки молодых иди.
ников ‘председатель Комитета по делах By
кусств при CHK OOOP тов, А. И, Нм
об явил благодарность коллективу научных
сотрудников, рабочих и служащих Год»
ственной Третьяковской галлереи. Директ
галлереи предложено премировать работняк®,
06060 отличившихся по подготовке выстази
_%& В здании Московского театра Tennent
комсомола открылась выставка работ студ
тов школы театральных художественнолеие

“OCKHX ‚кадров (yRomnuxn-Oyrabopn, may

ческих anes (художники-бутафоры, гри
aT. ДА: +

*\ Закупочная комисеия приобрела для №
сударственного Русского музея несколько и
изведений скульптора Марии Диллон, Эт 1
дожница явилась первой русской женщин
скульптором. В `1888 г. она окончила Ак
мию художеств. и получила волотую мол
и звание классного художника за KORKY HM?
работу «Андромеда». На заграничную комы!
ровку от Академии художеств женщины?
те годы не’имеёли права, Среди работ Диля

русскому математику Лобачевскому (пот

ленный в Казани в 18095 г.), бронзовая 9
туэтка ‘Петра Т и др.
		в Ленинтрадоком академическом театре драмы
им. Пушкина состоялось чествование тюби-
	им. Пушкина состоялось чествование юби-
ляра.
	w Московский областной драматический
театр принял к постановке впервые переведеч-
ную ‘Г. Меклер на русский язык комедию-
сатиру 9. Окриба «Мыльные пузыри» (поста-
новщик А, Я. Донатти, художник П. 3, Ла-
ленков).

*\® Московский драматический театр им.
Баумана отмечает 7 апреля 40-летие сцениче-
ской деятельности одного ив своих старейших
работников — артиста К, Ф. Баянова, В этот
день ’в театре идет «Олава» В. Гусева с уча-
стием юбиляра в роли профессора Черных.

* Ha  pose Гоглидзе в спектакле Камерного
театра «Генконсул» введен новый исполни-
тель — артист Г. Яниковский.

№ 29 марта В. В. Иогансон проведет в Клубе
мастеров искусств беседу © молодыми ху-
дожниками, .

\Ж Сегодня актерская секция ВТО проводит в
Доме актера творческий вечер народного ар-
тиста ОООСР М. М. Климова, О докладом о
творческом пути М. М. Климова выступит
П, И; Новицкий. Затем будут. показаны от-
рывки из спектаклей «Волки и овцы», «На
всякого мудреца довольно простоты» и «Горе
от ума».

*\ Государственный театр им, Вахтангова
приступает в ближайшие дни к работе над
пьесой «Дон-Кихот» по Оервантесу. Автор
инсценировки — Мих, Булгаков.

Директором Государственного оркестра на-
родных инструментов ОСОР. назначен тов,
А. А, Лашин.

К В. спектакле «Без вины виноватые» в те-
атре им, Вахтангова на роль Кручининой
введена новая исполнительница — заслужен-
ная артистка РОФОР Е, Г. Алексеева.

& Комитет по делам искусств утвердил
сметную стоимость постройки здания для му-
зыкального училища им. Гнесиных в 5,5 млн,
рублей. . :
Директором Музея нового западного искус-
ства назначен тов, А, И. Леонов, \
	зу
		 ЛЕРМОНТОВСКИЙ
СПЕКТАКЛЬ
	Ленинградский Большой драматический
театр им. А. М. Горького принял к поста-
новке пьесу Максима Дабутского «Печо-
рин».

Для обрисовки общества и среды, окру-
жавшей Печорина, автор использовал от-
дельные эпизоды и сцены из произведе-
ний М. Ю. Лермонтова: «Княгиня Лигов-
ская», «Два брата», «Странный человек»
и др.

Большой драматический театр предно-
лагает показать спектакль «Печорин» в
конце 1939 года, приурочив его к празд-
нованию 125-летия со дня рождения
М. Ю. Лермонтова,
	РАБОТЫ СКУЛЬПТОРОВ
САРАТОВА
	Около здания Саратовского тосудар-
ственного университета стоит памятник —
бюст Н. Г. Чернышевского работы скульп.
тора Дундука. ‘

Недавно скульптор закончил. барельефы
Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. “Ба-
рельефы установлены в клубе Саратовско-
го энергокомбината. В этом же клубе ‹бу-
дут помещены статуи «Пловец»: и ‚«Плов-
чиха» (скульпторы Дундук и Ильин).

Молодой скульптор Хаханова сделала  .
барельефы, изображающие Н. В. Гоголя и
писателя-орденоносца Николая: Островско-
	Окульптор Пилипенко закончил ‚работу
над барельефами Л. Н. Толстого. М. Ю.
	„Лермонтова и Тараса Шевченко {эта пос-
	ледняя скульптура принята к массовому
производству саратовским кооперативным
товариществом «Художник»),
		  сколькими памятниками. Бригада в cocts-
	ва архитектора Карпова и скульпторов

— _
	—Ундука, дахановой, Нилипенко,

Ситдыкова работает над проектом памят-
	ника Ф. 9. Дзержинскому, Саратовские
скульпторы работают также над проекта-
	ми памятника великому летчику нашего
времени В. П. Чкалову,
	Л. ЛОДГАУЗ
	СОВЕТ ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ
	КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	При председателе Комитета по делам ис-
кусств создан в качестве совещательного
органа Художественный совет. Художест-
венный совет состоит из трех секций: сек-
ции Театра и драматургии, секции музы-
ки и секции изобразительных искусств.

В состав секции театра и драматургий.
Художественного совета вошли: В. И. Не-
мирович-Данченко, Б. В. Щукин, А. А.
Хорава. С. М. Михоэлс, А. М. Бучма, К. А.
Тренев, А. Н. Толстой и Н. Ф. Погодин;
в состав секции музыки — С. А. Самосуд,
Р. М. Глиер, У. Гаджибеков, И. 0. Дунаев-
ский, Н. Я. Мясковокий и В. В. Барсова.
В состав секции изобразительных искусств
вошли: А, М. Герасимов, В. И. Мухина,
Б. В. Иогансон, И. 9. Грабарь и В.,А. Вес-
НИН,.
	ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ
МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ.
	25 марта в Центральном доме Врасной
Армии началось обсуждение выставки м0-
лодых художников, посвященной 20-летию
ВЛКСМ.

После вступительного слова представи-
теля Комитета по делам искусств при
СНЕ СССР от Рябинкина выступили ху“
	дожники А, М. Герасимов, Б. В. Иотан-
‘сон, Б. Д. Королев, Г, Г. Ряжский, Д. С.
	‚Моор, -Н. Г.. Машковцев. 50
‘произнес т, Ем, Ярославский.
	_ Обсуждение выставки привлекло около
600 художников. В ближайшие дни 606то-
	На партийном
собрании в 60036
СКУЛЬПТОРОВ
	#

На партийном собрании MOCKOBCKHX
скульпторов принимали ‘в ряды‘ партии
представителей трех поколений художе-
ственной интеллигенции.

Среди них мастер старшего поколения
скульптор С. Алешин, скульптор Д. Шварц
и комсомолец, скульптор Л. Писаревский.

Это событие в жизни творческого союза
собрало многочисленную аудиторию. На со-
брание пришли не только коммунисты, но
и многие беспартийные.

Внимательно знакомились они с биогра-
фией кандидатов, задавали вопросы, про-
являли большой интерес к личности каж-
дото художника, вступающего в партию.

Биография скульптора Сергея Семено-
вича Алешина — это рассказ о жизни и
борьбе тех немногих талантливых предота-
вителей народа; которым путем тяже-
лых лишений удавалось при царизме про-
биться в ряды художников,

В 1900 г. крестьянин Алешин из дерев-
ни Зайцево, Калужской губернии, отвез
13-летнего Сережу в Москву для обучения
столярному ремеслу. Способный, пытли-
вый мальчик работает Много и упорнб.
Свободные дни он проводит в воскресных
бесплатных классах ^Строгановского худо-
жественного училища. Одаренному юноше
удалось через 3 года поступить-на скуль-
птурное отделение „училища. За 8 лет
обучения С. Алешин испытал всю тяжесть
			Премьера в Московском театре Ленинского комсомола
	С. Г. Бирман в роли Марии и В. Р.
Соловьев в роли Пали Эстерага
	Фото С. Шингарева
	Московский театр Ленинского комсомо-
ма показал в дни ХУШ партс’езда свою
новую работу — премьеру пьесы Ш. Гер-
теля и 0. Литовского «Мой сын». Тема
пьесы чрезвычайно значительна и акту-
альна: в ней рассказывается о героиче-
ской революционной борьбе венгерских
коммунистов в условиях фашистской дик-
талуры,

Действие происходит в наши дни, Ком-
мунист-подпольщик Пали Эетераг, много
лет назад заочно приговоренный к рас-
стрелу, попадает в руки фалистской по-
улиции. Но он отказывается назвать себя,
и полиция ‚6 может установить личность
неизвестноГо. В газетах появляется фото-
графия арестованного, опознавшим пред-
лагается сообщить полиции ето имя. Га-
зета попадает к мужу сестры Эостерата,
Иозефу Ковачу. Инспектор королевских же-
лезных дорог Ковач украдкой читает в ка-
фе либеральные газеты, фашисты подозре-
вают его даже в «симпатиях к евреям».
Но истинный смысл его жизни в ином:
25 лет он ограничивал себя в расходах,
отказывал себе во всем, чтобы выплатить
банку стоимость комфортабельного  с0б-
ственного домика. Он искренне гордится
своим званием «зарегистрированного
иттабс-калитана», он мечтает о вступлении
в фашистский «союз рыцарей». Однако
«рыцари» не торопятся принять Ковача
в свой союз. В их главах Ковача компро-
метирует, его родство с коммунистом Эсте-
ратом, ему надлежит доказать, что он пор-
вал связь со своим «преступным» шури-
ном в дни Венгерской коммуны,
	И вот пришел день испытания: ©
тазетного листа смотрят на Ковача глаза
Пали Эстерага, и фашистские власти пред-
латают «будущему рыцарю» ‚опознать пре-
ступника. Страх и мелкое честолюбие по-
буждают будущего «рыцаря» донести на
Пали Эстерага.

Другая сюжетная линия ньесы — взаи-
	моотнотпения матери Пали — Марии осте-.
	раг и ее сына. Образ нежной матери, то-
скующей по сыну и тревожащейся за его
судьбу. вырастает в конце пьесы в вели-
чавый образ мужественной матери героя,
решительной, несгибающейся, всем серд-
цем преданной идее. ради торжества ко-
торой ее сын отдает свою жизнь.
	Сюжет этот заимствован из рассказа
«Герой», опубликованного два года назад в
журнале «Знамя» одним из авторов пъе-
сы, известным  вентероким писателем
Шандором Гергелем. Ш. Гергель, ныне
живущий в СССР, сам был свидетелем и
непосредственным участником борьбы
вентерских коммунистов против фашист-
ской реакции. Это и придало льесе «Мой
сын» какую-то особую теплоту и нешо-
средственность в подходе к теме.
	Тем не менее драматургический малте-
риал, к которому обратился театр Ленин-
ского комебмола, не свободен от суще-
ственных недостатков. В пьесе есть от-
дельные персонажи, целые эпизоды, кото-
рые никак не развивают действия.
	В трех картинах из семи на сцене по-
является журналист Бобори — фигура
целиком декоративная, никак не влияю-
щая на ход событий. В сцене в доме Ко-
вача есть замечательно эффектный Mo-
мент, когла старая Мария ‘Эстераг вдруг
угрожает своему зятю-доносчику: она, мол,
сообщит полиции, что исчезнувшие из до-
ма детские фотографии Пали она якобы
передала по приказу Ковача’ посланцу
	последнего (на самом деле она тайком пе-
	редала их коммунисту Домановичу, това-
рищу Пали, чтобы по этим фотографиям
полиция не смогла установить личность
Пали). Здесь, казалось бы, ‘заложена но-
вая сюжетная пружина, которая заставит
действие развиваться в совершенно новом
направлении. Но нет, этот драматургиче-
ский заряд остается неиспользованным.
	Действие пьесы Фактически исчерпы-
вается уже в пятой картине: Пали Эсте-
раг опознан, он не отвечает на вопросы
следователя, он отказывается предать ин-
тересы партии. Смертный приговор’ неми-
нуемо должен быть приведен в исполне-
ние. Но за сим следуют еще две картины,
которые ничего не прибавляют и не из-
меняют сложившейся ситуации. Они явно
рассчитаны лишь на усиление мелодрама-
тического эффекта. . i
	Таковы недостатки пьесы, которые театр
Ленинского комсомола все же довольно
успешно преодолел, создав яркий спек-
такль, прекрасно поставленный и сыгран-
ный. Несмотря на то, что в спектакле за-
няты актеры. выросшие и сложившиеся
в нескольких совершенно различных по
своей художественной формации театрах,
постановщику И. Н. Берсеневу удалось
добиться стилевого ‘единства в: исполне-
нии. Театр внес некоторые коррективы в
авторский текст и проявил большой вкус
в его сценическом прочтении Театр чрез-
вычайно облагородил пьесу, построенную
на весьма неубедительной ситуации: Эсте-
par упорно отказывается назвать себя и
признать мать До самото момента казни,
- хотя он давно уже опознан и Ковачем, и
свидетелями, и у полиции нет на этот
счет ни малейших сомнений. Постановщик
не увлекся несколько детективной сторо-
ной драматургического материала, Kak
это часто бывает в наших театрах, а oy-
мел создать спектакль, в котором глав-
ными действующими силами являются
большие, глубокие человеческие чувства:
любовь, гордость, нежность, мужество,
бесстрашие, преданность революционному
долгу. Постановка отличается  слажен-
ностью и законченностью, которые харак-
терны для режиссерского мастерства Бер-
сенева.. .
	Большим художественным достижением
является исполнение С. Г. Бирман роли
матери Пали, старой Марии Эстераг. Зри-
тель давно уже не видел эту талантли-
вую актрису и, пожалуй, никогда до сих
пор не видел ее в Такой трагической,
и вместе с тем мягкой по рисунку, Ha-
полненной большим идейным содержанием
роли. За последние годы Бирман больше
выступала как режиссер, как педагог или
как автор статей и наша актерская мо-
лодежь многим обязана ей Сейчас Бир-
ман лает новый творческий урок молоде-
	жи своей эктерской практикой. Она раз-.
	вертывает перед зрителем огромное богат-
ство разнообразных. средств сценической
выразительности, которыми она владеет
свободно, легко, мастерски.
	Огромную тоску, нежнейшую материн-
скую любовь Марии Эстераг ошущаешь не
только, когда она решает пойти в тюрь-
му, чтобы, спасая сына, «не узнать» его
на очной ставке, или когда измученная
мать проникновенно произносит слова:
«За что, за ITO ‘A должна сказать своему
	Пали. моему мальчику, Которого нет луч-
	ше, которого нет прекрасней, что он не
мой сын». Может быть даже еще выра-
зительнее едва заметный жест, когда ста-
рая Мария Эстераг молчаливо прижимает-
ся щекой к плашу неизвестного коммуни-
ста, — единственного вестника из друго-
то, далекого и дорогого мира, к которому
принадлежит ее Пали. Или ее молчаливая
улыбка в труднейшей, напряженнейшей,
© точки зрения актерской задачи, сцене
	Yoon, Главлита Б—1293,
	и горёчь полуголодного существования’ до-   ИТся Продолжение обсуждения выставки
	революционного студента. Квартира — дДе-
	шевый угол у хозяев: обед — хлеб да
	квас; грошевый доход. с уроков — един-
ственное средство к существованию.

Крестьянский парень ‘Сергей Алешия
оказался в числе лучших выпускников
Строгановского художественного училища
и был зачислен по’ окончании педагогом.

О С. Алешине-педагоге — чутком това-
рище и добром друте, тепло рассказывали
на собрании. союза скульиторов бывшие
ученики Строгановокого художественного
училиша скульпторы Фокин, Меньшов
и др.

С первых дней. революции С. Алешин
в числе немногих представителей худо-
жественной интеллигенции откликнулся на
призыв молодой республики защищать
завоевания Октября.

В дни. когда Советская страна героиче-
ски отбивала интервентов, Ленин выдви-
нул знаменитый план монументальной
пропаганды.

В 1919 г. молодому скульптору С. Але-
шину, участнику первого конкурса, об’яв-
ленного советской властью, присуждается
первая премия за проект памятника Е
честь Парижской коммуны.

‚1 мая 1950 т. в присутствии В. И.
Ленина была произведена торжественная
закладка памятника Марксу по премиро-
ванному проекту окульнтора Алешина. .

Создать произведения, показывающие 06-
разы великого Ленина и его соратников,
стало заветной творческой мечтой худож-
ника. ‘

Алешин неутомимо. трудится над выпол-
нением этой ответственной и почетной за-
дачи. Этот немолодой человек полон ки-
пучей энергии. С раннего утра он уже в
своей мастерской, по вечерам — на общест-
венной ‘работе.

С; С: Алешин является председателем

московского союза скульпторов.

С большим волнением говорит Алептия
о счастье быть принятым в партию. Всю
свою жизнь без остатка обещает он по-
святить великому делу борьбы за оконча-
тельное торжество коммунизма.

Скульштор Д. Шварц получил образова-
ние в советском вузе. Он является вдум-
чивым, серьезным художником, скромным,
отзывчивым товарищем.

Собрание также высоко оценило обще-
ственную работу одного из активнейцих
членов правления союза скульпторов ком-
сомольца Писвфевского, вступающего в
кандидаты ВКИ(б).
	Партийное собрание московских скульш-
торов единогласно постановило: принять
в кандидаты ВКП(б) С. Алешина, Д. Швар-
ца и Л. Писаревского.

Парторганизация союза скульпторов, по-
полняя свои ряды за счет лучшей части
художественной интеллигенции, должна
уделить большее внимание марксистско-
	ленинскому воспитанию молодых комму.
HHCTOR. Р. ЗВЕРИНА
	молодых художников
	a

К ЮБИЛЕЮ _
М.П. МУСОРГСКОГО.
	98, 29 nw 30 марта в крупнейших кон-
	‚‘пертных залах Москвы — Большом зале
	консерватории и Колонном зале Дома
союзов состоятся концерты, посвященные
100-летию с0 дня рождения М. П. Мусорг-
ското.. Будут исполнены: отрывки из’ опер
Мусоргского «Борис. Годунов», «Сорочин-
	ская ярмалка» и «Хованщина?, симфони-
	ческие произведения — «Ночь на Лысой
горе», «Картинки с выставки» (в инстру-
ментовке Равеля). ‘три пьесы для оркест-
	ра (интермеццо, скерцо и марш).

Музыкальным издательством к юбилею

. П. Мусоргского выпущены записи на-
родных песен. сделанные композитором и
использованные им впоследствии в операх
«Хованщина», «Сорочинская ярмарка» ив
других произведениях. Этот сборник яв-
ляется очередным томом академического
издания сочинений М. П. Мусоргского, ко-
торое было начато еще в 1927 году. Вы-
шел также сборник избранных романсов.
В ближайшее время выйдут из печати
партитура «Пляски персидок», фортепиан-
ные сочинения, впервые публикуемый кла-
вир неоконченной оперы «Саламбо», кла-
вир оперы «Борис Годунов» в редакции
Римского-Корсакова и сборник хоров
(«Царь Эдип», «Поражение Сеннахериба»
и «Иисус Навин»),
	_ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ©
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	На-днях состоялось тпасширенное засе-
дание президиума ЦК союза Рабис, по-
священное предстоящему открытию Цен:
трального дома работников искусств
CCCP, :

Перед заседанием члены президиума и
приглашенные гости осмотрели дом, стро-
ительство которого в основном закончено.
Торжественное открытие дома намечается
на 11 апреля.

На капитальное переоборудование клуба
коммунальников (Пушечная ул. 9), в по-
мещении /которого открывается Централь-
ный дом работников искусств, затрачено
более 1,5 миллиона рублей.

В доме имеется два зрительных зала:
большой двухеветный (на 500 человек) со
сценой для спектаклей, симфонических
концертов, киносеанеов, массовых лекций,
докладов и т. д. и малый ‘зал (на 150
человек) с эстрадой-раковиной для камер-
ных концертов, диспутов, вечеров худо-
кественного слова ит. д,

Директо Teun ао дома работников
искусств илиппов сделал на пре-
onan ме ыы о намечаемой програм-

ом явится всесоюзным центром по-
AUTUKO-IpocbeTHTeAPROw работы профсоюза
Рабис и местом культурного отдыха ра-
ботников искусств.
		‚ ма $99 — кадр
Короткевич в роли
Фото Л. Горного
	в тюрьме, когда Мария ОЭотераг, увидев
сына, должна «не узнать» его.

Однако при всей яркости сценических
красок, при всем выдающемся актерском
мастерстве, Бирман не всюду удалось. из-
бегнуть слишком внешнего показа, неко-
торой мелодраматичности. Это особенно
заметно в сцене, где Мария Эстерал целу-
ет фотографии сына или... баюкает газету
с его портретом.

Артист В. Р: Соловьев очень сильно
играет роль Пали. У него почти нет тек-
ста. Вэтляд. поворот головы, походка --
вот все, что оставляет в его распоряжении
напряженная сценическая ситуация. Но
и этими средствами он пользуется искус-
но. Его взгляд заставляет вскрикнуть до-
носчика Ковача и внушает бодрость и
непреклонность престарелой матери. Ею
крупный. решительный, твердый шаг, с0-
провождаемый ритмическим звоном воло-
чащихся кандалов, впечатляет, как образ
	больного, бесстрашного человека, которого.
	‚ни кандалы, ни пытки, ни даже самая
‘смерть не в силах заставить ототупить от
цели.

_ Наиболее обширная роль в пьесе при-
надлежит Иозефу Ксвачу. Она явно недо-
писана. Авторы как бы не позаботились
о конечной судьбе этого интересного пер-
сонажа, и вся его сложность, его психо-
логическая  раздвоенность остаются н6-
разрешенными. Видимо, это ограничило и
возможности исполнителя роли. Актер
А. ТГ. Вовси играет ее добросовестно, на
хорошем профессиональном уровне. Он уме-
л0 показывает и слезливую  совестли-
вость «либерального» доносчика, и его
хватку буржуазного карьериста, будуще-
го «рыцаря». Несколько гротесково, но
остро играет военного следователя Ф. 0.
Заславский. Образ Анны — жены Кова-
ча — мог бы оказаться гораздо более со-
держательным и интересным, если бы
актриса Н. А. Делекторская попыталась
показать Анну в не столь однообразно-
ъкарикатурном плане. Очень приятный,
	МЯГКИЙ рисунок налила для роли прислу-
	ra Юльчи Л. Н. Рюмина,

Три основных черты отличают новую
постановку Московского театра Ленинского
комсомола и придают ей особую принци-
пиальную ценность. Пьеса Ш. Гергеля и
0. Литовского увеличивает наш еще
очень недостаточный фонд антифашист-
ской драматургии. Внешняя фабульность,
так часто ослепляющая иных постановщи-
ков, в данном случае не помешала теат-
ру подчеркнуть наиболее глубокие, психо-
логически значимые стороны спектакля,
оттенить чувства. которыми движимы ге-
рои пьесы. Наконец, в этом спектакле мы
встречаем большую трагическую женскую
роль, которой давно не было в нашем
репертуаре, и ее с блеском ведет одна ‘из
талантливейших актрис советской сцены.
	Д. КАЛЬМ
	ПОВОСИБИРСКИЕ
ВЫСТАВКИ
	В Новосибирском клубе архитекторов и
художников открылась выставка акварели
и графики,

Двадцать новых работ показал худож:

ник А. Силич (цикл алтайских пейза-
жей). 4

С зарисовками и акварелями выступи-
ли художники И. Тютиков и Г Ликман.
В произведениях Тютикова — старая кан-

дальная Сибирь. эпизоды гражданской
войны.

Григорий Ликман работает над больши-
ми картинами «Побег товарища Сталина
из Нарымской ссылки» и «Маевка в На-
рыме с участием В. Куйбышева». На вы-
ставке представлены подготовительные
этюды, эскизы (зарисовки старого Нары-
ма и др.).

Акварельные портреты шахтерок. и кол-
хозниц показал Ал. Иванов. Портреты. ра-
бочих Колыванской шлифовальной фаб-
рики сделал Ананьин, ‘ряд. городеких
пейзажей выставил Н. Хомков,

w
	*.

В Новосибирском доме Красной Армии
	открылась. ‘окружная самодеятельная xy-
дожественная выставка.
	Художники — командиры и красноар-
мейцы Сибирского военного округа выста-
вили несколько неплохих копий с картин
старых мастеров и современных художни-
ков. Из оригинальных работ выделяются
картины младшего’ командира Помазкина
«Разлив», красноармейца Битнера «Учени-
КИ».
	На этой выставке широко представлена
и художественная , вышивка, сделанная
женами командиров.

Б. МИРКОВИЧ
	КЛУБ АКТЕРА
В ХАРЬКОВЕ
	Работники искусств Харьковской обла-
сти получают замечательный подарок —
клуб актера. “Клубу отведено прекрасное
помещение. Клуб будет центром творче-
ской и политико-воспитательной работы
артистов. При обкоме Рабис создается ко-

митет по организации клуба, “oH
	московской сцене «ДЖе-
нитьба» шла в бенефис Щепкина впервые
5 февраля 1842 г. В тот же вечер были
представлены «Игроки». Первыми Кочка-
ревым и Подколесиным на петербургской
сцене были Сосницкий и Мартынов, на
московской—Тиволини и Щепкин. В даль-
нейшем. последние поменялись ролями.
Роль свахи впервые играли в Петербурге—
Гусева, а в Москве — Кавалерова. За-
прещенная для сцены «Тяжба» усилиями
Щепкина была впервые показана в 1844 г.
Играли ее Щепкин и Мартынов. После
смерти Гоголя отрывки из его неосуще-
ствленной комедии «Владимир 3-Й степе-
ни» шли на сцене Александринского те-
атра: «Собачкин» — в 1860 г.; «Лакей-
ская» — в 1863 г. и «Утро делового че-
ловека» — в 1871 г.

«Развязка Ревизора» была запрещена
еще при жизни Гоголя. «Театральный раз’-
	\\ Выставка изданий издательства «И‹
ство». посвященная ХУПТ сезду ВКП(б),
	крыта в Клубе ‘мастеров искусств.
		скончалея композ
лович Дианов.

„РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
’ ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусство
	` АБОНЕМЕНТЫ
	кисловолской
ГОСТИНИЦЫ
MMTY PHOT
	(питание, помещение, ° лечение
на АПРЕЛЬ — МАЙ
	продаются гостиницами,
МЕТРОПОЛЬ (тел: К 4-20-00)

НАЦИОНАЛЬ (тел, К 4-25-00
САВОЙ (тел, КО-08-50)
	Управление эксплойтации «Инту.
рист». ‚МОСКВА, ул, Горько.о, 1,
тел. К 4-25-00. доб. 39.
		«Сорочинская. ярмарка» по Н. В. Гоголю. Режиссер Н, В. Экк. На фото —
	в
	Параси. и артист
	НОВЫЕ
ЗАСЛУЖЕННЫЕ
АРТИСТЫ
	Президиум Верховного Совета Крымекой
АССР за успехи и достижения в области
развития советского театрального искус-
ства в Крыму присвоил звания заслужен-
ного артиста Крымской АССР артистам
Крымского государственного театра ИМ.
М. Горького: Я. Б. Смоленокому — испол-
нителю роли Ленина в пьесе «Человек, ©
ружьем». А. И. Добкевичу — исполнителю
роли Шадрина в пьесе «Человек с ру-
жьем». Л. Н. Риттеру — исполнителю
роли Павла Корчагина в пьесе «Как
закалялась сталь», А. И® Малаксиановой—
исполнительнице роли матери Павла Кор-
чагина в пьесе «Как закалялась сталь»,
Н. А. Барышеву — художнику Театра,
оформившему спектакли. «Человек, с ружь-
ем» и «Как закалялась сталь»,
	из фильма. Артистка Ивашева в роли
Грицьна.
	КОНЦЕРТЫ
КАРЕЛЬСКИХ _
КОМПОЗИТОРОВ
	В апреле Московская филармония орга
низует в Москве два концерта из произ-
ведений карельских композиторов.

В программе первого концерта — сим:
фонические произведения композиторов
К. Раутио («Овадьба», ‘«Новое березовое
кантеле»), Л. Иоусинена (сюита на темы
карельских песен), Р. Пергамента (семь
карельских песен в переложении для хора
и оркестра и симфоническая сюита «Ай-
но» на сюжет из «Калевалы»), Л. Теп-
лицкого (сюита на темы карельских пе-
сен).

Дирижер концерта — Л. П. Штейнберг.

Карельский госиздат выпускает к кон-
пертам 16 камерных произведений Теп-
лицкого, Иоусинена, Пергамента, Вишка-
рева и Раутио.

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар. 30. Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-49-45. Прием об’