6 апроля 1939 г, 3 37 (Из
	.. ^^ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
		СОБРАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ГОРОДА киЕВА—
	товаринчу Сталину
		мунизма, чем. участие В ны от
ке человеческого счастья
Мы заверяем Bac, soporol Тин
Виссарионович, что все силы, вое слои,
ности мы’ отдадим делу парии, делу gy,
мунизма, Ваши прозорливые слова уу
нам путеводной звездой. Под испытании
руководством — Коммунистической nanny
Mi смело пойдем вперед в вершина ч
ловеческого ‘счастья, прокладывая” розу
пути, раскрывая новые горизонты, Рич
не остановит” налиего победного шаг!
Мы энаем. и помним,  дороой ин
Виссарионович, что мы живем в капятиль
стическом. окружении. ‚Мы знаем, чт &
шисты сегодня ках никогда готовятся в
пасть на нас. Но пусть только пом
эти посягатели войны попробовать вау
	шить наш покой! Их ждет сокрушительный
				удар на их же территории, кратно
народ в теснейшем союзе ©0 вееми ви,
ами великого ССОР сумеет надеть м зп.
«омирительные сорочки». Мы строп м
мунизм и мы ето построим!

Мы, интеллигенция, столицы цвету
Украины — Киева, горячо приветотвуы
Вах, дорогой’ Иосиф Виссарионович, т №
веряем, что неуклонно будем выпол
решения ХУПТ с’езда партии, Ваши мудуе»
указания, все силы отдадим nome
нию коммунизма, освобождению людей и
пережитков прошлого, всячески буден
действовать росту культуры, воотитани
человека. Вооружаясь повоедневно зелий
Маркса-—Энгельса—Ленина— Сталина, к
верно м плодотворно будем, служить ваше
му народу в его борьбе за коммунизм,

Да здравствует Великая Коммунлоть
ская партия большевиков и ев Цент»
ный Комитет!

Да здравствует творец ‘новом счёты,
нате знамя, отец, друг и учитель — и
тикий, мудрый Сталин!
	Дорогой Иосиф Виссарионович!

Грандиозные, великие перспективы 9Т-
oe nano, pawy XYIIL с’езл большевиет-
	ской партии.  ЕешШения › бе, о о,
иулптто укаватия мощным  прожектором
	мудрые указания
осветталот Ham ПУТЬ.
	ИСКУССТВО `В 193% ГОЛУ
	Первое заседание Художественного Совета при председателе Комитета по делам искусств
	4 апреля состоялось первое заседание Художественного совета при  председателе Комитета
	коме CAAT, ва Фото_группа участников заседания. Справа налево (в первом ряду): архитектор В. А. Веснин, заслуженный деятель
искусства композитор И. 0. Дунаевский, народный артист ОССР ©. А. Самосуд, народный артист СССР В. И. Немирович-Данченко,
народная артистка СОСР^ В. В. Барсова, народный артист “ОСОР композитор Р. М. Глиар. скульптор В. И ‘Мухина. Во втором рялу
		(справа налево): народный артист
	ва, народный артист лл’ композитор +. м. Глиар, скульптор В, И. Мухина, Во второ
ОР С, М. Михоэле, художник ВБ. В. Иогансон, заслуженный деятель искусства художник
	Герасимов, народный артист OCCP У. Гаджибеков, зам, председателя Комитета по делам искусств. при `Совнаркоме СССР И. Е. _Мар-

ЕН а За ВА ея ЗС ayes
	Б, Хранченко, народный артист
Фото С Шингарева
	Вопросам музыкального искусства пос-
вятили свои выступления В. В. Барсова,
И. 0. Дунаевский и У. Гаджибеков. Тов,
Дунаевский считает, что т. Храпченко не
совсем точно оценил успехи советских
композиторов в области оперной и симфо-
нической музыки. Он сообщил, что сем-
надцать ленинградских композиторов ра-
ботают сейчас над симфоническими про-
изведениями и двадцать шесть—над опе-
рами. Тов. Дунаевский резко ставит воп-
рос о недостатках советской массовой пес-
ни. Штами. серость характерны для мно-
гих массовых цесен, появившихся у нас
за последнее время, Е

В. В. Барсова указала на необходимость
обратить самое пристальное внимание на
повышение квалификации педагогов-вока-
листов, работа которых проходит вне конт-
роля Комитета по: делам искусств. Между
тем от качества этой работы зависит пра-
вильное воспитание молодых вокалистов.
	Вопрос о вульгаризации темы, 0б ис-
кусственном ограничении творческой фан:
тазии художника затронула В. И. Мухи:
на, Тов. Мухина рассказала о ряде слу-
чаев, когда заказчики вынуждают скульг-
тора отказываться от более интересного
творческого замысла, из боязни «как бы
чего не вышло». Не случайно, например,
систематически отметаются всякие попыт-
	ки скульпторов прибегнуть к аллегории,
	символу, олицетворению. Между тем эти
попытки тем более законны, что многие
темы нельзя решить ‘в плане узко пони-
маемого реализма. В результате вместо
социалистического реализма художники
скатываются к безудержному натурализму.
	О задачах нашего изобразительного ис-.
кусства говорили на заседании художники
А. М. Герасимов и В. В. Иоганеон.
		келов, исполняющий обязанности председателя Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР М.
		концепцию А. Н. Толстой  обосновывал,
главным образом. тем, что его пьеса «Чор-
тов мост» не вызвала откликов в нашей
печати.

О тенденциях стандартности и нивели-
ровки в искусстве говорил и С. М. Ми-
хоэлс. Его упрек драматургам весьма серь-
езен. «Наша эпоха отнюдь не слалщава, а
слова героев в наших пьесах слащавы.
Наша эпоха бурная и суровая, а в тексте
ваших авторов то и дело чувствуется какое-
то неприятное подмасливание. Даже чувст-
во патриотизма облекается нашими дра-
матургами в напыщенные, слова, даже лю-
бовь к народу и родине в нашей дра-
матургии невероятно засхематизирована.
Это в большой степени об’ясняется тем,
что авторы работают в отрыве от театра.
А когда появляется хорошая новая пьеса,
она вдруг включается одновременно в ре-
пертуар десятками театров. Поэтому, как
правило, театральный сезон у нас прохо-
дит под знаком какой-нибудь одной пье-
сы. Это обедняет репертуар, ограничивает
возможности театров, отражается на твор-
ческом росте драматуртов. Комитет по де-
лам искусств должен позаботиться не
только о проведении тех или иных орга-
низационных мероприятий, но и о творче-
ском самочувствии драматурга и театра,
повести решительную борьбу с упрощен-
чеством, со штампом, за искусство хоро-
шего вкуса,

На необходимости пересмотреть методы
театральной работы настаивает и А. А.
Хорава.

— Каждая эпоха создает новые формы
с новым содержанием. А мы все идем
по ‘проторенной дорожке и даже не де-
лаем попыток создать что-то новое, Но-
вые люди страны социализма иначе лю-
бят, иначе ненавидят, иначе живут, не-
жеёли любили, ненавидели, жили котда-то.
А мы, взяв для себя примером какого-ни-
будь крупного актера далекого прошлого,
стараемся копировать его мастерство, хотя
форма этого мастерства, может быть, дав-
но уже устарела и не подходит для но-
вых задач социалистического искусства.
Кто честно подходит к своим творческим
задачам, должен отказаться от „излишней
академичности, отбросить академическую
спесь для общего блата советского искус-
ства. :

Тов. Хорава замечает попутно, что приз-
нанный драматург не всегда пиитет толь-
ко хорошие советские пъесы, отвечающие
сеголняшним задачам нашего искусства.
Высокое положение автора еще не значит,
что он обязательно налисал замечатель-
ное произведение. Это не все понимают, и
может быть именно поэтому наши театры
так часто и напрасно ограничивают круг
своих авторов именитыми драматургами.
	COOP А. А, Хорава, заслуженный артист УССР А, М. Бучма
		венным образованием“ многие школы за-
крыты, существующие учебные заведения
не имеют материальной базы, наличная
сеть художественных школ не в состоянии
удовлетворить огромную потребность в ху:
дожественном образовании.

Большое внимание уделит Комитет в
1939 г. национальному искусству. В част-
ности, в Москве будут проведены декады
национального искусства Киргизской ССР
и Армянской ССР, а в начале 1940 г. де-
када белорусского искусства.
			  4 зпреля состоялось первое заседание
Художественного Совета при председателе
Комитета по делам искусств.

Заседание открыл и. 0.` председателя
Комитета по делам искусств тов. М. ВБ;
Храиченко, сделавший сообщение об 0с-
новных творческих мероприятиях, наме-
ченных Комитетом на 1989 год. ‘

Комитет по делам искусств ставит перед
собой задачу расширения и обогащения
театрального репертуара: С этой целью
крупнейшим нашим драматургам будут за:
казываться пьесы на актуальные совет-
ские темы. Комитет предполагает учредить
ежегодные премии за лучшую советскую
пьесу и за лучшую постановку советской
пьесы. Намечается также провести конкурс
на лучшую пьесу среди молодых драма-
тургов.

Крупным мероприятием явится всесоюз-
ная конференция режиссеров. Тов. Храп:
ченко подчеркнул, что в театрах 38
последнее время проявились тенденции
к нивелировке пьес и спектаклей, одно-
образию сценических приемов. ‘Многие
театральные деятели поняли задачу борь-
бы с формализмом, как отказ от всяких
творческих исканий. В результате театры
периферии часто слепо копируют поста-
новки московских театров. Нужно до-
биться, чтобы каждый творческий коллек-
тив стремился к оригинальности, имел
свое индивидуальное лицо, :

Для поощрения и выдвижения молодых
актерских кадров Комитет организует
смотр молодых исполнителей Это меро-
приятие имеет большое значение. Ведь не.
секрет, что молодые актеры обычно иг-
рают лишь в так называемых «вторых о0-
ставах» или вводяжя в роль в «пожар-
ном» порядке, когда основной исполни-
тель почему-либо не может принять уч&-
стия в спектакле. Это лишает молодые
актерские кадры необходимого‘ внимания
печати и общественности и не обеспечи-
вает благоприятных условий для их твор-
ческого роста, йе

Комитет наметил ряд мероприятий по
улучшению работы колхозных театров,
которые занимают очень большое Me-
сто в культурной жизни нашей страны,
В нынешнем году устраивается всесоюз-
ный смотр колхозных театров. Лучшие
колхозные театры каждой области или
края выступят в областных и краевых
центрах. Театры, добившиеся наилучших
показателей, примут, участие в последнем
туре смотра в Москве на Всесоюзной
‚ Сельско-Хозяйственной выставке.

Ряд мероприятий намечен Комитетом и
в области музыки. Советским композито-
рам будут даны заказы на оперную и
симфоническую музыку и на массовые
песни. Симфоническая музыка не получи-
ла еще широкого развития в творческой.
практике наших композиторов, а оперы
страдают излишней публицистичностью, их
тексты в большинстве случаев плохи.

Комитет проводит в этом тоду меро-
приятия по упорядочению концертной
жизни и в Частности эстрады, которая до
сих пор остается наиболее’ запущенным.
участком и с точки зрения организацион-
ной и особенно со стороны репертуара.
Тов. Храпченко подчеркивает, что Ha
эстраде мы годами встречаем имена одних.
и тех же исполнителей. выступающих с
одними и теми же номерами. Это свиде-
тельствует о творческом застое. Коми:
тет предполагает устроить конкуреы.
артистов эстрады по нескольким ведущим
жанрам, а также всесоюзную“ олимпиаду
исполнителей на народных ’ инструмен-
Tax. Фестиваль музыки в колхозах, по при-
меру РСФСР, ‘будет проведен в нынеш-
нем году во всех остальных‘ союзных рес-
публиках.

— В области‘ изобразительного искусет-
Ba, — заявил т Храпченко, — за прош-
лые ды было сделано меньше всего, Это
обязывает Комитет уделить сейчас особое
внимание изофронту. Комитетом разрабо-
тан большой план художественных вы-
ставок, в частности намечены выставка ху-
дожественных иллюстраций к  историн
ВКП(б). выставка портретов знатных лю-
дей нашей страны, выставка работ мо-
лодых архитекторов. Намечается также
организация крупных тематических вы-
ставок: «Молодежь сталинской эпохи» и
«Партия и народ в стране социализма»,

В области циркового искусства основ-
ными задачами Комитета на 1939 г. яв-
ляются создание нового репертуара, в Ча-
стности для разтоворного жанра, и даль-
нейшее развертывяние постоянных цирко-
вых коллективов вместо существовавше-
то до сих пор пресловутого «конвейера».

Кардинальной проблемой для всех ви-
дов искусства является подготовка новых
кадров, Она до сих пор была запущена.
Особенно плохо обстоит дело с художест-

‘тво ‘трудящихея. Под знаменем парти
Ленина-—СОтахина народы Советского
Союза творят ‘величественные дела. Они
охвачены единым стремлением, единой
волей.

В то время, когда на Западе, в стравах
фашизма господствует темнота, средневе-
ковое варварство, в 10 время, когда так
называемые демократические страны Nepe-
живают кризис, мы уверены в завтраш-
нем дне -—— перед нашей отчизной ярко
сияет знамя Сталинской, самой демократи-
ческой конституции, наш завтрашний день
ет быть еще лучщим, чем сегодняи-
НИЙ.

Ми одинадцять зводим прапор,

Як иепомльний  пралюр батьюащини,
	В братской семье народов _ Украина,
неот’емлемая часть великого СССР, строит
счастливую, радостную жизнь. Песни ра-
дости, песни свободного труда звучат на ее
полях, фабриках, шахтах, заводах.

На новые полвиги во имя коммунизма
идет в бой наш народ. Он Знает свое бу-
дущее, он верит в.силу ведущей его пар-
тии и он построит коммунизм.

Вапия слова о роли советской ‘интелли-
тенции в годы третьей пятилетки глубоко
запали нам в сердце. Мы знаем и ЧУВ-
ствуем ту огромную задачу, которая воз-
ложена на нас. Что может быть пточетиее
и прекраснее, чем содействие успеху ком-
			по делам искусств при Совнар-
	Обсуждение выставки молодых ХУДОЖНИК
	в Некоторых картинах удачны OTC TDR
моменты, Однако в этих картинах ул.
наблюдения действительности, многое в
тлядит надумавным. Иногда чувствует:
что темы недостаточно затронули худ.
ника, недостаточно им пережиты BEYT
не. Подчас неудачна композиция (нап
мер, у Лактионова), слабо пространстве
ное решение картин (у Асламазян),

Г. М. Шегаль в своем  выступлеи
остановился на работах портретного да
ра, составляющих, по его мнению, сви
уязвимое место на выставке,

С большой, интереоной речью 5 №1
ралиаме и формализме, о значении м
в живописи выступил художник i
Крымов.
	3 апреля состоялось второе обсуждение
работ молодых художников на выставке,
посвященной двадцатилетию ВЛКСМ. Вы-
ступали И. 9. Грабарь, Г. М. Шеталь,
Н, П. Крымов и Ф. С, Шурпин. Е
- Отмечая большое количество талантли“
вых произведений молодых художников,
И. 9. Грабарь говорил о серьезных недо-
сталках в ряде работ.

И. 9. Грабарь анализирует дипломные
работы Е. А. Зайцева («Чалаев»), А. А.
Казанцева («Степан Разин»), И. Д, _Ка-
лашникова («Митинг в селе»), А. И, Лак-
тионова («Герой Советского Союза Юдин
в гостях у танкистов»), Г. В. Павловского
(«Политических ведут») и др. Многие из
этих художников бесспорно талантливы,
	вы в:

В первом васедании Художественного
Совета, приняли участие члены Совета
В. В. Барсова, А. М. Бучма, В. А. Вес-
нин, А. М. Герасимов, Узеир Гаджибеков,
Р. М. Глиэр, И. 9. Грабарь, И. 0. Дунаев-
ский, Б. В. Иогансон, С. М. Михоэлс, В. И.
Мухина, Н. Я. Мясковский, В. И. Немиро-
вич-Данченко, Н. Ф. Погодин, С. А. Само-
суд. А. Н. Толстой, А. А, Хорава.

Прения носили несколько общий харак-
тер. Это, может быть, об’ясняется тем, что
Совет собрался вяервые. Однако в ряде
	выступлений были затронуты важные
творческие вопросы.
А Н, Толстой в своем выступлении
	энергично защищал необходимость разно-
образия тем и жанров в искусстве. — Мы
должны расценивать произведение, —
полчеркивает А. Н. Толстой. — oe точки
	зрения того, что. есть в нем нового и не-
	обычайного, ибо новое и необычайное —
черты, характерные для нашего времени,
для нашего народа,

— Мы должны культивировать творче-
ское дерзание. Дерзновение — это крылья
искусства, это его пафос. Надо дать ху-
дожнику возможность творить во всех об-
ластях, куда его бросит фантазия, — го-
ворит А. Н. Толетой. Эту часть его BH-
ступления, призывающую к борьбе с ‘ру-
тинерами от искусства, можно только при:
ветствовать Однако в чем же видит А. Н.
Толстой препятствие для свободного твор-
ческого роста драматурга? Оказывается! в
критике. «У нас существует огромный раз-
рыв между художественными потребностя-
ми наптего общества, его вкусами, ето ху-
Яожественными пожеланиями и критикой,
которая преподносит свои требования это-
му обществу». В критике, говорит А. Н.
Толстой, «парствуют самые тяжелые пере-
житки прошлого: личный вкус, анархия».
А, Н. Толстой считает, что советский дра-
матург. особенно дебютант, неизменно ока-
зывается «в положении человека, попав-
шего в клетку со_львами» Он якобы ни-
когда не встречает дружеското приема у
критики. Критика смотрит На драматур-
та, как на человека, совершившего госу-
дарственное преступление. Эту мрачную
	Вчера, 5 амреля, оостоялись заседания
секций Совета при председателе’ Комите-
та по делам искусств, В секции театра и
драматургии обсуждались мероприятия по
улучшению репертуара драматических
театров и вопрос о проведении всесоюз-
ной режиссерской конференции. В музы-
кальной секции были подверРнуты 06-
суждению. практические формы творческой
работы с композиторами, Секция изобрази-
тельных искусств обсудила план. темати-
ческих ‘выставок, организуемых Комитетом
по делам искусств в 1939—4989 тг,
	Члены ‚Художественного. Совета одобри-
ли разработанный Комитетом по делам
искусств план работы на 1939 год и до-‘
полнили его рядом практических предло-
	жений.

Д. КАЛЬМ

Италия. или Византия? — так ‘ота-
вил вопрос монах В своем тракта-
	те, и это был вопрос инквизитора. И он
отвечал: искусство итальянского Возрож-
дения — богом проклятое искусство. Рус-
ской церкви и обществу надо следовать
памятникам искусства византийского, но ©
ограничением — самого древнего его пе-
риода, где религиозная живопись GOBLIN

еще абстрактной и схематичной, почти без
признаков реализма.
	Автор этого трактата 0б иконописании,
по своему существу ниолне средневеково-
го, так, например, критиковал картину
Брюллова «Последний день Помпеи».

«На картине той матерь с детьми пред-
ставлена стоящею на коленях, со взором,
устремленным на небо, Хорошо! Но как
у матери, так и у дочерей руки обнаже-
	ны по самые плеча, Нельзя оказать, что
это случилось от суматохи, с просонков.
Но из истории первых веков христианства
известно, что нравы тогдашних христиан
были ‚столь строги, что христианские же-
ны и девы не только не обнажали своих
рук, на подобие язычниц, но даже не яв-
лялись открытыми без покрывала’ на ли-
Це...»
	Этот «искусствовед» ХХ века и в мыс-
лях не мог допустить, чтобы даже при
вулканических извержениях «жены и девы»
могли, спасая свои жизни, выскакивать
из домов с непокрытыми руками и лица-.
ми, чтобы такие случаи могли поколебать
древнее благочестие и иконографичёскую
символику древности, Этот монах боролся
не только с влияниями итальянской живо-
писи и с русскими академистами, но и
вообще с реализмом. «Рубенс,— писал он,—
не имел понятий, сообразных с истиной.
Рубенс. налример, в картине, изображаю-
щей отлучение от‘церкви императора Фео-
досия, не представил бы святото Амвро-
ия Медиоланского столь тучным и пад-
ВЕН если б знал, что вся сила свя-
тителей того времени состояла в молитве,
смирении и строгом последовании Иванге-
лию и правилам св. Церкви».
	«Поэтому, — протестовал монах, — нель-
зя священнослужителей изображать в ви-
де драбантов с обнаженными членами те-
Ла — живописцу надлежит помнить, что
святые мученики не были отчаянные ат-
леты с геркулесовскими формами...»
	Автор трактата ‹требовал «единообразия»
в лицах и одеждах. изображаемых на ико-
нах и картинах, Он восставал против «в0-
	С. В. Иванов. «Встреча князей в Любече». Деталь, Выставка русской истори
ческой живописи в Государственной: Третьяковской галлерее
	Но’ это движение не  отраНИЧиВое
	ображения», против «нечестивых люторов
и кальвинов» в живописи, он требовал
прекращения поисков новых сюжетов на
исторические темы. Монаху были враж-
дебны и колористические поиски русских
художников. Вообще он был против +«овет-
ловидной» живописи. Русская церковь ХХ
века значительно отличалась бт русской
церкви ХУ-ХУГ веков, признавшей Анд-
рея Рублева.

Идеологические воззрения этого монаха
не были примитивны, как это может по-
казаться с первого взгляда. Он сознатель-
но звал русских художников к религиов-
ному аскетизму и к мистической симво-
лике, Образом мира он предлагал худож-
никам считать только «церковь, видимую
и невидимую». Его предложения по суще:
ству не походили даже на некоторые по:
становления ‘об иконописании Стотглавого
	собора 1551 г.. созвавного при Иване Гроз-
ном. Стоглавый с0бор требовал от изогра-
Фов учиться у «пресловущего русского
мастера» троицкого о живописца Андрея
Рублева, но о великом русском художнике
Андрее Рублеве автор трактата «О ико-
нописании» «забыл» и забыл преднамерен-
но, Почему же в Этом трактате нет име-
ни Андрея Рублева?
	Монах был неплохим полемистом, но,
восставая против академического космопо-
литизма, он был равнодушен к сюжетам
русским. национальным. В академическом
космополитизме и в его стремлениях к
мифологическим и библейским сюжетам
он стремился разыскать прежде всего ка-
толицизм. «папизм». Эта «‹отнепалъная
ревность? монаха вполне понятна, но он
нигде не требовал от русских художников
писать картины на сюжеты из историк
русского налода, Таким образом абстрак-
ции раннего христианского искусства
только и были любезны его сердцу. Его
требования, будучи глубоко редкционны-
ми, были также и своеобразным проявле-
нием религиозного формализма,

Я вступил в тажой, казалось бы, тем-
ный круг вопросов, чтобы потом яснее
себе представить, как, вопреки мракобе-
	сию. и кликушеству церковников, подня-
лись к искусству Федотов, Репин, Сури-
ков, В. Васнецов. Вопрос немаловажный:
Kak лучшие русокие исторические живо-
писцы отвернулись от академического кос-
мополитизма: а также от влияний, увеще-
ваний и угроз русской церкви, как шла
русская историческая живопись к демо-
кратии, к народу. - !
	он требовал   только ХГХ веком: реалистические TPM
	ции русского искусства — традиции др»
ние. Мимо безличных схем, во
ми руководились многие древние и с
ринные наши изографы, огненной полой
проходит творчество Андрея Рублева (и%
рая половина XIV века) и московском
	живописца Симона Ушакова (вторая 1 1
	ловина ЛАУП века).
	Заметки об ‘исторической живописи
	1. В ПОИСКАХ ПРАВДЫ
	Выставка русской исторической живопи-
си, устроенная Третьяковской галлереей,
учит многому. В образах минувшего мы
чувствуем неровную поступь истории, ее
прерывистое дыхание. Мы видим историю
великого народа и его героев.
	Во многих картинах наших художников
виден живой образ самого народа — мно-
голикий. но единый, — народа свободолю-
бивото и мужественного.
	Выставка, в частности, дает возмож-
ность судить о развитии исторических
взглядов русских художников ХУШ, ХХ
и ХХ веков.
	Церковь, дворянско-буржуазная истори-
ческая наука. ложноклассическая школа В
ее теоретических канонах— все это сковы-
вало русскую историческую живопись.
Выставка воскрешает историю борьбы мно-
тих русоких художников с идеализмом, с
реакцией дворянско-полицейского государ-
ства, с религией, с застывиими штампами
и окаменелыми приемами. Выставка рус-
ской исторической живописи дает прощед-
шему возможность снова пройти перед
нами, и мы видим, что путь русских ху-
дожников — это трудный. порой мучи-
тельный, но славный путь к реализму и
к народности в искусстве.
	Как русский художник шел навстречу
истории, навстречу правде? Какие образы
минувшего волновали его? Какие ученые
ето учили — вдохновляли или, может
быть, смущали и отклоняли от верного
пути? Это очень широкая тема, она тре»
бует ограничения. Я остановлюсь вдесь
сначала на вопросе о некоторых влияниях
перкви на русскую историческую живо-
пись. Русская церковь смутила немало
русских художников, немало замечатель-
ных людей отравила она своим ядом.
Жизнь художника А. Иванова была по-
гублена русской церковью. Возле вели-
кого Гоголя в последний год его жизеи
стоял подлейший поп о. Матвей. Русская
перковь была заинтересована в 060б0м
паправлении нашей исторической живо-
писи.
	Один русский писатель ХУШ века, ав-
тор иконологического словаря, так пред-
лагал художникам изображать историю:
«Се—дева и ве представлять должно в ве-
личественном виде и в великолепном одея:
нии — в одной руке она держит книгу, &
в другой — перо, глазами смотрит назад,
для показания, что она описывает про-
шедшие дела...»
	Это был совет сторонника ложнокласси-
цизма, Многие художники академического
mal авления в русской живописи в кон:

УШ и в Х[ГХ веке покорно следова-
pa таким советам. Тогда появлялись кёр-
тины на «исторические сюжеты», с сохра:
нением «в оных приличия и законных
символов». На этих картинах изобража-
лась не сама история в ее правдивых и
драматических сценах, а только искажен:
ные представления о ней, написанные по

правилам теоретической символики лож-
ноклассицизма,.
	Русская церковь AIX века стремилась
сделать нашу историческую живопись
перковно-исторической и подчинить @е
древним правилам иконописания, причем
в самом реакционном их истолковании.
	- Любопытно, что именно соэтих пози-
ций некоторые «отцы русской церкви» се-
редины ХГХ века вели упорную борьбу с
ложноклассицизмом, Это, пожалуй, пара-
докс. Тогдашняя церковная «публици-
стика» борьбу вела и против реализма,
против искусства демократического. Рус-
ская церковь еще в. ХГХ веке звала ху-
дожников возвратиться к схемам древне-
христианского искусства. У русской церк:
ви. как известно, были не только свой
проповедники и писатели. были в ее «ло-
Hes историки; археологи, наконец, люди,
работавшие нал проблемами искусства
Они не могли допустить. чтобы русские
исторические живописцы создавали свои
произведения. повинуясь об’ективной прав-
де жизни и об’ективной истории. Эта
правда была враждебной русской империи
и церкви. «Мысль религиозная  опасает
мысль живописную». — провозтлашали в
середине ХПХ века ученые попы, Они трез
	бовали, чтобы художники  блатотовейно
прислушивались к наивному лепету древ-
нехристианского. символизма, И эта про-
паганда велась. в те годы, когда Россия
знала уже Белинского.
	«Отцы» древней церкви — Иустин, Гри-
горий Богослов, Иоанн Златоуст и др. —
создали догматы не только общецерков-
ные, но и для церковного иконописания.
Они определили «на веки», как следует
изображать спасителя, богоматерь, & Дио-
нисий Ареопагит налисал целый трактал,
где точно изобразил всю небесную иерар-
ХИЮ И «взаимодействие ее чинов».
	Таковы были штампы древнехристиан-
ской догматики. К ним-то снова ие Hoe
	BOH силой и обратились русские церков-
ники в середине ХПХ века для борьбы неё
	только против ложноклассицизма, но глав-
ным образом против демократических дви-
	жении в жизни тогдашней России и a}
	искусстве.
	Андрей Рублев воспринял лучшие 1
диции византийского искусства. Посмотри
те на его гениальную «Троицу», 18
«дымом писануюз, и вы почувствуете,
между Андреем Рублевым и лучшим
итальянскими художниками ХШ-Х
веков есть какая-то связь, какое-то 000%
ство. ОбхрАняя уважение к традиции
Андрей Рублев понимал, что жизнь от в
зантийских образцов ушла далеко вперй
что напги культуря и искусство станов”
ся самостоятельными Он творчески п
работал старое и’ создал шедевры men
русской живописи. Андрей Рублев в ХИ
веке смело отдавался работе над слой
композицией, Он стремимся к изобраяе
	ВРЕТ МРТ ВР

нию правды, но. типической и BOgBEITIt6 pi
	ной. Творчество Андрея Рублева, во. МЕ”
TOM еще условное? было ранним # №
лым голосом’ самой жизни в нашей дев
	ней живописи, головом, проникнутым 80%
нением:
	Симон Ушакор, несмотря нА в888”
мость от византийских канонов, от 1
отклонялся. Испытывая влияния западной
живописи, он подчинялся им неохот
Несмотря на то, что Симон Ушаков бы
царским живописцем, он в своих икоив
оставил. художникам новых поколений 1%
кой-то недосказанный вавет быть «8 1
жизни», не избегать национальных vert
даже в изображении того религиозном !
догматического, что часто приходилось At
лать русским живописцям.
	‚Икона — sro картина, написанная №
религиозную тему. В ней можно Balt
скрытые мысли тех древних ХУДОЖНИК
которые, подчиняясь требованиям WepNel
и государства, были душевно 0580008
не с ними, а с народом, Трудно 1

гадать эти загадки, но их пало 188%
дать. Творения мастеров древней руби
жизописи волнуют нас потому, что в Е
	мы иногда чувствуем. дыхание pycondn
	национальното ‘искусства в раннюю пой
	его жизни,

‚ Е ВЕЙСМАВ
	Вероятно, над тихим Келарским пру:
дом. в Сергиевом Посаде «у троицы в
академии», в одной из монастырских ке-
	Лии в 1845 году было написано сочинени
«0 иконописании».
	Автор этого сочинения своего имени на
нем не поставил. Он демонстративно
отдал дань древней традиции русского
иконописания по соображениям уже ре-
лигиозным и аскетическим. Многие древ-
ние изографы, закончив икону, не стави-
ли на доске своего имени, \

Возможно, что автор книги 0б иконо-
писании был монахом и несомненно ч6-
ловеком образованным. Он знал древние
языки—Рреческий и латинекий; разбирался
в языке итальянском; он цитировал труды
06 искусстве не только церковных. но и
светских писателей.

Неизвестный монах писал: «Западная
Европа в сем столэтии ревностно воспи:
тывала нечестие... Религиозную живопись
можно почитать отцветшею в сем веке на
Западе. Следуя духу времени, художество
час от часу более вдохновляется языче-
скими произведениями и гнусными греза-
ми мифологий»,