44 апреля 1939 г., № 353 (619)
	и ПАРТИИ
	дом ВКП(б) устава партии — работаво
сомольских организаций театров, В тез
рах Сталинграда большинство молодежи
комсомольцы. В ТЮЗ,” например, 25 roy,
сомольцев, в числе их 20 аитеров. 19 оу,
сомольцев этого театра имеют специальни
образование. Комсомольцы ТЮЗ накопил

неплохой опыт работы, Но членов па},
тии здесь пока всего 4. Ротественно, чз)

именно через комсомольскую организаця
должны коммунисты осуществлять cay
влияние в театре. у
Партийным организациям’ Оталиград
надо ‘много поработать, чтобы Вопитть
уважение к художественной  ивтеллни
ции, Это. серьезная задача и для Ерум.
ского райкома ВКП(б), на территория №
торого находятся областной драму
ский театр, музыкальная комедия, т»
атр Юного ‘зрителя, филармония, карта
ная галлерея, художественные училища х
областной отдел ‘искусств, то-воть ку
	нейшие художественные организацин 1
	рода. Должного отношения к художьт
венной интеллитенции не проявляют em
ни областной исполнительный Roun,
ни городской совет, Примеров тому ить
жество. Для врачей, учителей, инженер
и техников построили большие дома, \
вот для работников искусств Управлен
ем зрелищных предприятий пять ды
строился дом, а сейчас он отбирает
«для других нужд».

В городе всего три учебных заведены
ло искусству: изоучилище, музыкально
училище, детская музыкальная школ
Ютятся они в одном здании, Тело
стразшная. Новый набор в изоучилище по]
угрозой срыва. А тород и область иопы
тывают острую нужду как раз В тех wa
рах, которые готовит изоучилище: пед
тах-живописцах и театральных худож
ках. У горсовета есть реальные возможно
сти для размещения художественных уч
ных заведений, HO, видимо, MOTTON
этих кадров считается задачей второй оч
	реди. 2
В Сталинграде много лет прожими
	скрипичный мастер РБанлурович. Ha Thr
	лиси, «Ленинграда, Иванова, Минска п
шут ему скрипачи письма-просьбы, Ба
дурович — мастер высокого класса, %
ловек, влюбленный в свою профессию. 99
клад, которым не всякий город раслоль
тает. Если по-настоящему ценить кадру,
надо бы создать лабораторию, мастерскую,
‘ученичество   скрипичното мастерства,
андурович лишен даже возможности pr
монтировать инструменты для филару
нии.
В облдрамтеатре сильны еще рецидив
махаевщины, и парторганизация проходи
мимо них, не дает им политической оцен
ки. Месяца полтора назад дирекция
театра издала приказ об увольнения во
оркестрантов ввиду сокращения  шта\,
Через несколько дней после приказа ды
трети музыкантов были восстановлены
Почему? Оказывается, ‘увольняя, дну»
ция предполагала договориться с филу
монией об. обслуживании ею театра, зы
тем подечитала и решила, что это вере
табельно, лучше восстановить свой op
кестр. Если бы работники театра pyro
водствовались подлинной заботой о к
рах, уважением. к ним, они, очевиди,
вначале подсчитали бы свои. ресурсы, 8
потом уже выносили приказы... Считает
ся. в порядке вещей одним росчерком пе
ра решать судьбу нескольких &ртистов,
	В драматическом тедтре, в ТЮЗ дост
точно подобных. примеров. И в больши
и в мелочах проявляется этакая небрех
ность, невежественность. Собирается №
родекое собрание работников  искусть
зал празднично украшен. Очень хорош
Но почему же в текстах лозунгов 0рф
трафические оптибки, почему предоедатель
ствующий т. Назаров (руководитель 0
кома союза) говорит «проходите с38ду»
ТЛИ «ВОПрос вытекает»? Разве не обязатель
ным элементом уважения к людам 16
кусства, с которыми работаешь, которых
призван воспитывать, является соботвен
ная культурность в’ обращении, в pel,
подтянутость. интеллигентность? Вопрос о
крутозоре, об идейно-теоретическом ур’
не коммунистов, приходящих на 1807
в театр, очень серьезен. 0б этом с 005
шой, настоящей тревогой говорила на Usp
тийно-комсомольском совещания в Epwar
	ском райкоме т. Денисова — заместитель о
	директора Театра музыкальной комедия
«Я пришла ‘сюда недавно, с партийной 1%
боты, — говорит она. — Никотда в прош
лом я’так He отставала теоретически, к
сейчас, Эа месяц ‘пребывания в” ТИ
	мною. почти ничего не прочитано, не 13;
чено».
	06 опасности отставания говорил и д
ректор ТЮЗ т. Безрученко.
	Руководство большинства театров обл)
	ся и самого отдела искусств обновлен
сравнительно недавно. Среди директор
и их заместителей есть выдвиженцы-1п8
тийные работники, комсомольцы,  хозяй
ственники, педагоги; Но этим ваще далек
не решается вопрос, Указания товарища
Сталина о, значении марксистско-ленинсв»
го, воспитания, кадров должны быть 01%
вой работы парторганизаций, имено ©
них должны помнить также руководителя
Ерманского райкома ВКП(б), воспитывий
командные ‘кадры работников искусства.
		«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

РУКОВОДСТВЕ
		«  Ay DeHC UsI»
	В дискуссии по поводу «Лауреноии» —]и вкус. Кордебалет, который в старых
	балетах служил лишь нарядным декора-
тивным фоном. для солистов, в произве-
дениях Чабукиани играет Самостоятель-
ную, а порой и ведущую роль, Banet-
мейстер ‘не обезличивает массу — он пре:
BOCKOAHO оттеняет индивидуальность каж.
дото исполнителя, все время ^ сообразуя
свои намерения с художественными в03-
можностями артиста. (Впрочем, это ваме-
чание целиком ‘относится и к сольным
танцам).

Финальный массовый танец 4-й карти-
ны--едва ли не самая значительная побе-
да балетмейстера. В этом танце громко про-
звучала основная тема спектакля — ге-
роизм испанских женщин, поднятых Лау-
ренсией на борьбу с феодалом-деспотом.
В танце нет ничего фальшивого и выс-
преннего, Все задумано ясно и просто, в
соответствии с психологическим и драма-
тическим замыслом темы.
	Превосходно и изобретательно ‹постав-
лен танец с кастаньетами и  цыганская
пляска «Фламенко» (3-я картина), в KO-
торых темперамент Чабукиани сочетает-
ся с ето высокой и разносторонней про-
фёсоиональной культурой балетмейстера.
Композиционная изощренность и ботатст-
во хореграфических приемов, тармониче-
ское построение рисунка танца — отличи-
тельные черты Чабукиани-балетмейстера.
Этими качествами отмечено и виртуозное
«большое. классическое na» (3-я картина),
и вариации Лауренсии и Цаскуалы, и
танец Лауренсии 6 четырьмя юношами,
и сцена об’яснения Лауренсии с Фрондо-
с0, И многие другие танцы. а
	Вахтанг Чабукиани правильно почувст-
вовал и верно передал испанский Kono.
рит. Он не пытался натуралистически
воспроизвести испанские танцы, он пре-

ломил их через свое художественное «я»,
он их театрализовал в лучшем значении

этого слова, А главное; Чабукиани сумел
необыкновенно ярко передать  темпера-
мент испавекого народа, его героический
оптимизм.
	‚ Танцовальная , стихия на протяжении
	всего спектакля буквально захлестывает
сцену. И, пожалуй, это чрезмерное изо-
билие танцовальных красок, их яркая та-
лантливость и насыщенность еще более
ослабляют и без того шаткую сюжетную
канву ‘спектакля; Конечно, очень хорошо,
что Вахтанг Чабукиани вернул ’ балету
ето танцовальность, но и злоупотреблять
танцем в.ущерб содержанию-—тоже край-
ность. Как бы ни были талантливы и
блестящи сами по себе танцы «Лаурен-
сии», они отвлекают внимание от сюже-
та, ослабляют развитие действия. «Сердце
тор» в этом отношении было органичнее.
	Мне думается, что балетмейстеру ° не
	удался финал спектакля. Показ жестокой
	расправы инкБиИзИиЦИи Сс населением BOC.
ставшей ‘деревни принижает сильные и
победные аккорды, прозвучавшие в герои-
ческой народной пляске. предшествовав-
шей картины. По сути дела балет закан-
чивается четвертой картиной, & пятая ка-
	п, М, Дудинская в роли Лауренсии
и В. М. Чабукиани в роли Фрондосо
	новой премьеры Ленинградского театра
оперы и балета им, Кирова — споры раз-
горелись вокруг. вопроса о том, в какой
мере балетному театру удалось. вопло-
THTb Ha своей сцене трагедию Лопе де:
Вега «Фуэнте Овехуна». Но хотя в основу
нового балеть действительно взяты о ©ю-
жетные мотивы и имена героев пьесы ве-
ликого испанского драматурга, мне ка-
жется, «Лдуренсию» правильнее paccmar-
ривать не как инсценировку «Фуэнтё Ове-
хуна», а как самостоятельное произведе-
ние балетной драматургии. Это, думает.
ся, тем правильнее, что сами методы и
приемы разрешения одной и той же те-
мы в балете и драме слишком различны,
	„Лично меня драматургия нового балета
(автор Е. Мандельберг) не удовлетворила»
Основная тема балета — трагедия Лау-
ренсии, завершающаяся восстанием ис-
паноких крестьян против  насильника-
командора — разработана либреттистом
вяло и схематично. Нет драматического
нарастания сюжета, действие развивается
	медленно, & иногда и просто останавли:
вается.
	Балету, вообще товоря, не везет с либ-
petro. Oro тот камень, о который мы вся-
кий раз спотыкаемся. Вместо того, чтобы
помотать балетмейстеру, вместо того, что-
бы вести его за ©000й, либреттисты, как
будто на зло, ставят на его пути одно
препятствие ва другим. Об’ясняется это
тем, что балетный театр до сих пор не
привлек к работе над либретто профес-
сиональных писателей, передоверив это
ответственнов дело дилетантам, Ведь по-
добной же болезнью страдала еще совсем
недавно и наша кинематография. Лишь
привлечение писателей к работе над сце-
нариями способствовало быстрому под’ёму
и расцвету советского киноискусства. Так
почему же балету не последовать этому
примеру? Советские писатели, талантливые
драматурги оказали бы нам огромную по-
мощь, тем более, что достоинство балет-
ного спектакля прежде всего зависит от
доброкачественности драматургического
материала. А’ пока ‘успех балетното спек-
такля зависит от. того, сумеет ли. балет-
мейстер преодолеть недостатки либретти-
CTR.

К сожалению, и «Лауренсия» в этом от-
ношении не исключение. Перед балетмей-
стером Вахтангом Чабукиани стояла труд-
нейшая задача — на рыхлой и примитив-
ной  драматургической основе создать
спектакль, который не только радовал бы
глаз богатством хореграфических красок,
но — что важнее—спектакль, который бу-
дил бы мысли и чувства, передавал ге-
роический патриотизм и тражданокий
пафос испанского народа в его борьбе в
угнетателями.
	Удалось ли это Вахтанту Чабукиани? В
	основном да. Секрет успеха балетов Ча-
букиани, их сила, их убедительность
прежде всего — в танце. В «Лауренсии»,
так же как и в своей прошлогодней ра-
боте «Сердце гор», Чабукиани отводит
танцу первое место. Пламенный энтузиаст
классического танца и сам. замечательный
классический танцовщик, Вахтанг Чабу-
киани своими балетами как бы берет ре-
ванш ва то, печальной памяти, время,
когда в погоне за мнимой  «осмыслен-
ностью» хореграфический опектакль был
низведен до уровня бескровной ритми-
ческой пантомимы. Чабукиани хорошо
знает силу художественного воздействия
танца, ето неисчерпаемые возможности
для передачи всей таммы человеческих
чувств, страстей, поступков. И Чабукиани
не жалеет сил и фантазии, чтобы образ-
ным и красочным языком танца раскрыть
перед врителем содержание балетной
пьесы.
	А балетмейстерский талант и темпера-
мент Чабукиани поистине  неукротимы,
Ведь в продолжение всего спектакля на
сцене безраздельно властвует танец. То
он представлен зажигалельными народны:
ми плясками, то виртуозными классиче-
скими дуэтами, квартетами,  секстетами,
то массовыми танцами, то сольными ва-
риациями. Трудно перечислить все мно-
гообразие хХореграфических приемов и
красок. которыми пользуется Чабукиани-
балетмейстер. Он тактично и умело извле-
кает из классического наследия все то,
что предотавляет непреложную художест-
венную ценность в наши дни, находчиво
сочетая старую балетную технику с но-
вой и непрестанно оботащая классический
танец соками народного искусства. Все
это придает танцам Чабукиани новое со
лержание, новые краски. На танцах Ча:
букиани лежит яркий индивидуальный
отпечаток, резко отличающий произведе-
ния Чабукизни от постановок других ба-
летмейстеров.

И — что особенно ценно— Вахтанг Чабу-
киани в совершенстве владеет компози-
цией массовых танцев, проявляя здесь
неистошимую изобретательность, выдумку
	«ел»
	‚ Премьера Ленинградского театра
оперы и балета им. С. М. Киров
	0. ТВОРЧЕСТВЕ
	В конце марта директор Камышинского
колхозно-совхозного театра был вызван
областным отделом по делам искусств В
Оталинград. На свою встречу © начальни-
ком отдела’ искусотв т, Беляниной дирек-
тор Камышинского театра возлагал боль-
wine надежды. Думалось: будет разговор
о творческой работе театра, ето репертуа-
ре, о воспитании актеров, о недавно со8-
данной партийной организации, Но такой
разговор не состоялся. Отдел искусств по-
интеребовалея только единственным BO-
просом — денежным. Как ‘«кассовые» де-
ла, на сколько процентов выполнен, фин-
план? Не было бы смысла рассказывать
06 этом эпизоде, если бы в нем, Kak B
фокусе, не отразился основной порок в
руководстве искусством Сталинграда.
	В Оталинграде очень мало заботятся о
существе театра, ‘об идейности репертуа-
ра, о художественном уровне  спектаж-
лей, ‘то-есть именно о том, что являет-
ся основой. основ театра, критерием для
оценки ето работы. Руководство отдела
искусств полагает, что для театра решаю-
щими являются вопросы организационно-
хозяйственные, и соответственно ориенти.
	  рует театры,
	жется ненужным довеском. Спектакль. не-
сомненно выиграл бы от сокращения этой
сцены, и тогда еще громче и убедительнее
прозвучала бы ведущая идея балеты —
героизм борьбы испанского народа.
	Убиеху спектакля, ‘ето украшению BO
многом способствует ‘и художник О. Вир-
	саладзе. Художник и балетмейстер удиви-.
	тельно тармонируют в своих творческих
устремлениях = склонность С. Вирсалад-
	  ве к яркости. красок, к нарочитой театра:
	лизации. во многом совпадает с характе-
pom балетмейстерското дара Чабукиани.
	Музыка А; ВКрейна, быть может, и не
слишком оригинальна, но она доходчива,
мелодична, под’емна. К числу бесспорных
достоинств музыки следует отнести уме-
JOS использование композитором `народ-
ных несен и плясок, безошибочное чувст-
BO танцовального ритма, ры
ное мастерство оркестровки,.
	В «Лауренсии» занята вся талантливая
молодежь нашего балета. Ей здесь пред-
ставляется блестящая возможность пок&-
зать свое. виртуозное, танцовальное мастер-
ство, свою превосходную технику, нако-
‘нец свои ‘актерские данные, Правда, 00-
разы основных персонажей лишены дра-
матической напряженности, артистам
слишком ‘часто приходится «выключать-
ся» из образа ради танцев. Отсюда не-
полноценность сценических характеров,
‘их схематичность.
	Лауренсия — большая творческая побе-
да Н. Дудинской, пожалуй, самая яркая
ее роль. Не говоря уже о чисто техниче-
ском мастерстве этой танцовщицы, Ду-
динская заметно выросла как актриса,
Образ пламенной дочери испанского Ha-
рода очерчен Дудинской умно и правди-
во. Артистка’ успешно преодолевает TOT
штамп, в плену которого она находилась.
Появилась свобода жеста, драматическая
выразительность. Что касается танцоваль-
ных сцен, то Дудинская проводит их
безукоризненно, особенно свои вариации.
Жаль только, что в заключительном тан-
це Лауренсии у Дудинской прорываются
неуместные истерические нотки,
	Т. Вечеслова играет веселую Паскуалу
со свойственным ей задором и комедий:
ным огоньком Она танцует вариацию лег.
	ко и непринужденно (особенно поражает
	замечательный 66 бег на пальцах), однако
	с излишним, на мой взгляд, манерным Ко-
кетством. Этот налет манерности снижает
	в общем интересно и правильно задуман-
ный образ.

С обычной мягкостью и искренностью
передает Е. Чикваидзе драму Хасииты,
проявляя настоящую человечность и ли-
ричность в. сцене с Менго.
	Роль Фрондосо исполняет Вахтанг Ча&-
букиани. На этот раз балетмейстер Ча-
	правдивые актерские штрихи нашел
М. Михайлов для образа простоватого, но
доброго и честного малого Менго, зато та-
лантливый М. Дудко. не. нашел еще до-
	статочно ярких красок для роли деспота-
Командора,
	В цыганской ‘пляске стильным и ори.
	гинальным рисунком, гибкоетью и строй-
	ностью выделяется Н. Стуколкина, кото-
рой удачно вторят А. Лопухов, С. Корень,
С. Падве и Е Федорова. Своей арти-
стичностью и благородетвом манеры’ ва-
поминается В. Иванова в танце 6 ка-
станьетами. В классической вариации от.
	личилея молодой и способный танцовщик
	Ю’ Гофман.
	В Таджикском павильоне Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки рабо-
тает группа художников-таджиков по
художественной росписи и оформле-
нию павильона национальным орна-
ментом. На фото: художники за ра-
ботой над эскизами орнамента
	о
	На партийном собрании в областном
драматическом ‘театре говорилось, напри-
Мер, о том, что; сочетая политическое _ру-
ководство с хозяйственным, парторгани-
зация должна заниматься вопросами об
актерских квартирах, о ремонте, об амор-
тизации театрального инвентаря, 0 борь-
бе с задолженностью, об экономии рекви-
вита и т. д. Разумеется, из поля зрения
партийной организации театра не долж-
ны ускользать и такие вопросы. Но
ведь не это тлавное!

31 марта было созвано собрание худо-
жественной интеллитенции алинграда.
Обсуждались итоги ХУШ ©’езда ВКП(б).
Секретарь Ерманского райкома ВКИ(б)
делегат парто’езда т, льяшенко BH-
ступал с отчетом. Доклад был очень хо-
роший: простой, искренний и проникно-
венный. В прениях выступили представи-
тели всех театров `— артисты, директора,
профработники, ‘парторги. о Говорили‘ 0б
итогах работ по принятым  предо’ездов-
ским обязательствам, Но даже здесь pe-
шающее место было отведено финплану.
Едва ли не каждый оратор начинал свою
речь 6 того, что «финансовый план те-
ATPOM выполнен Ha... процентов». Ho,
видимо, не каждый считал себя обязан-
ным доложить собранию o художествен-
ном качестве постановок,
	Около месяца назад директором
областното драматического театра HM.
Горького назначен т. Редкин. 4 апреля
т. Редкин докладывал на собрании кол-
лектива о положении театра и ero пер-
спективах. По существу, это было первое
программное выступление нового руково-
дителя, Накануне заседала партчасть те-
атра. Обсуждали мното вопросов, говори-
ли, в частности, и о предстоящем собра-
нии. Но никто не опросил директора о
том, какие проблемы он намерен поднять
в докладе. Короче говоря, перспективы те-
атра предварительно не были обсуждены
в партийном порядке, точку зрения пар-
тийной организации не выяснили.

Тов. Редкин докладывал так, как  сде-
лал бы это любой хозяйственник, К ис-
кусству не ‘имеющий отношения, так ска-
зать, без единого театрального «нюанса».
Речь шла о задолженности, дебете и кре-
дите, о переходящих ‘остатках, о нашем
«заказчике», «потребителе» (зрителе).

Театр. называют «делом», актера опре-
деляют по степени полезности «в деле».
А зедь здесь не только в терминологии
суть. Суть в том, что HA искусство
смотрят только как на коммерцию, меха-
нически, слепо перенося сюда методы ру-
ководства, приемлемые в промышленно-
сти, в торгово-кооперативной системе и
других отраслях хозяйства,
	Творческие задачи должны ‘стоять в
центре внимания всех художественных ор-
танизаций. Сталинграда. И здесь многое
зависит от первичных  парторганизаций.
Есть, к сожалению, примеры, когда по ко-
ренным вопросам жизни театра коммуни-
сты отмалчиваются. Так было в облдрам-
театре при обсуждении статьи «Непроду-
манный репертуар», опубликованной вга-
seve «Советское искусство» 26 декабря
1938 года, Неправильно ориентируемое
труппой работников театра собрание по-
пыталось замазать недостатки работы те-
атра, охмахнуться от самокритики, Ком-
мунисты же не высказали своей точки
	‘зрения. Надо отдать должное начальнику
	отдела искусств т. Беляниной: узнав о
собрании,  ознакомившиеь с характером
обсуждения, ‘она’ потребовала обсудить
статью вторично и раз’яснить коллективу
театра допущённую ошибку.

Но случай этот, помимо всего прочего,
свидетельствует 0 слабой связи партий-
ной организации с творческими работни-
	  ками театра. Партортанизация драмтеат-
	Ра по составу своему типична пока вще
для большинства театральных организа-
ций. Она малочисленна (8 человек), cpe-
ди коммунистов лишь ‘два актера. Руково-
дить театром трудно. Но среди творче-
ских работников ‘есть прекрасные совет-
ские интеллигенты, ‘энтузиасты театра.
Они охотно помогли бы партчасти, однако
коммунисты не нащупали еще. верных ме-
тодов привлечения беспартийных работни-
ков сцены к партработе, Конкретный при-
мер: талантливая актриса  Мязина —
очень‘ уважаемый в театре и в городе че-
ловек,  общественница член президиу-
ма обкома союза. работников искусств. А
вот у местной парторганизации т. Мязина
не в активе. Почему? Потому, что парт-
организация не может придумать никакой
«нагрузки», кроме читок газет, политбе-
сед ит. д. А к этому актриса еще не
готова. То-есть может быть И тотова, но
В себе до конца не уверена, не привыкла
выступать на политические темы ит. д.
Значит ли это, что тем самым снимается
вопрос о привлечении т. Мязиной к пар-
тийной работе? Отнюдь нет. Это только
значит, что актриса может в данное вре-
мя помогать парторганизации по другой
линии, по другим вопросам. В самом де-
ле, если бы, к примеру, в облдрамтеат-
ре проводились открытые партсобрания по
	SEED DG

“ Е ЧН .
обсуждению какой-либо ‘Пьесы, NOCTAHOB-
ки, разве не могла бы быть докладчиком
	та жет Мязина?
	коммунистов театра сложилось
	неправильное представление, будто партий-

Я
	HOG поручение может быть только агита-
ционно-пропагандистского, политического
порядка,

ень большое значение понобложадл
	чзУевь чаше  оначение приоб ретает
сейчас — в света принятого vie с’ра-
	Парторганивация Липецкого театра при-

ea wens 1
	На репетиции
оперы
«В бурю»
	  В оперном театре имени В. И, Немиро-
вича-Данченко режиссеры Марков и Зла-
тогоров, дирижер Акулов и художник
	Волков под общим руководством В. И. Не-
мировича-Данченко готовят оперу компо-
зитора Тихона Хренникова « бурю»
	(либретто Н. Вирта и А. Файко).
	Велика, сложна и ответственна задача
театра, берущегося за постановку такой
оперы. Много труда, творческой. энергии
и фантазии нужно для того, чтобы герои
романа Вирты жили и действовали на
оперной сцене. И надо отдать справедли-
вость композитору, либреттистам и ре-
жиссеру, работавшим под иепосредствен-
ным руководством В. И. Немировича-Дан-
ченко, — они дали актерам благодарный
материал. :

Недавно В. И. Немирович-Данченко про-
вел с артистами театра беседу, Roropas
длилась свыше трех часов. Владимир -
нович подробно разобрал итру каждого
исполнителя и дал им много ценных ука-
заний.

— Искусство Hamer театра по-настоя-
щему находит, себя в советской опере, —
сказал В. И. Немирович-Данченко. — Про-
исходит это потому, что в советской опере
мы имеем дело с подлинными, живыми,
яркими чувствами и переживаниями лю-
дей. Тем не менее, — говорит далее В. И.
Немирович-Данченко, — артистам, работа-
DIEM над новой оперой, предстоит еще
много сделать для того, чтобы  оконча-
тельно уйти от штампа, чтобы найти прав-
дивое самочувствие и живую выразитель-
ность в оперных формах.

Эту мысль В. И. Немирович-Данченко
поясняет примером. Вторая картина на-
чинается арией Аксиньи — матери, тоску-
ющей по своим детям:

Разлетелись соколы
В разные сторонушки.
Позабыли, бросили
Тнездышко родимое.
	В. И. Немирович-Дамченко рекомендует
режиссерам построить эту сцену ‘так: за-
навес открывается, Акоинья приближается
с улицы к воротам, останавливается, смо-
трит вдаль — туда, откуда мотут притти
ее любимые сыновья, ворот отходит
медленно, неохотно — жалко уходить. Не-
сет ведро, сгибаясь под его тяжестью, ста-
рая, уставшая, голодная женщина. Тяжело
опускается на лавку — руки падают 6e0-
сильно, как плети, При таком построении
вокальная Часть не только не страдает,
но даже выигрывает, — она становится
правдивее, жизненнее, теплее,

— Вам не трудно петь в таком положе-
нии? — спрашивает Владимир Иванович
иополнительницу роли Акоиньи. ‘``

Артистка пробует,

— Нет, не трудно, Владимир Иванович.

В. И. Немирович-Данченко продолжает
построение мизанецены. ‘

— Не следует забывать, —товорит он,—
Что музыка имеет эмоциональное содержа-
ние и движение, которое актер должен по-
нять и почувствовать, Только тогда он
будет петь свободно и легко, не думая о
нотах.

В. И. Немирович-Данченко учит арти-
стов находить правдивое самочувствие на
сцене. Он требует, чтобы все исполнители,
помимо овладения музыкальным материа-
лом, поняли и ощутили в себе внутрен-
нюю жизнь образа.

— Важно не только то, что говорят дей-

ствующие лица; еще важнее то, что они
В себе «носят».
_ Первый акт оперы «В бурю» начинается
песней, которую поют молодые парни и
девушки. Но ведь в этом же акте проис-
ходит эвакуация — к селу подступают
антоновцы. Как же совместить атмосферу
тревоги с веселой песней? В. И. Немиро-
вич-Данченко предлагает такое решение
мизансцены: в деревне атмосфера раете-
рянности. Этой растерянностью живет и
хор, исполняющий песню, но живет по-
своему. Девушки и парни не бегают, не
мечутся по сцене, они сидят  опокойно,
грызут подсолнухи и безразлично, больше
по привычке поют свою песню; Но не пес-
ней они заняты.
	— Они поют © потому, — говорит
В. И. Немирович-Данченко, — что знают
ее давно и наизусть. Разбудите их от сна,
попросите спеть, — они споют вам эту
песню заученно, как поют ее всетда. Вот
почему эту сцену следует оставить Так:
молодежь собралась на гулянку по при-
вычке, хочется петь, но не поется. Ноги
по привычке пошли в пляс — и переста-
ли. Время тревожное...

— Это небольшой, но очень показатель:
ный пример, — говорит далее В. И. Не-
мирович-Данченко. — Артистам надо най-
ти живое, идейно-правдивое настроение,
в котором поется песня.
	Затем наступает другой этап репетици-
онной работы, когда Владимир Иванович
уже не ограничивается словами, & стано-
вится на место исполнителя и вместе ©
ним отыскивает настоящее самочувствие и
выразительную мизансцену.

Указания В. И. Немировича-Данченко
обогащают творчество актеров. Они учат
их самому важному и основному — прав-
дивому, реалистическому отображению 00-
бытий, они учат их правде жизни.

Сейчас спектакль «В бурю» почти готов.
Новую оперу москвичи увидят в мае, пе-
	ред закрытием сезона.

Я. ШВАРЦ
		Но кто явился подлинным героем «Лау-
ренсии» — так это наш замечательный
кордебалет. Своим успехом новый балет
в немалой степени обязан талантливости
и дисциплинированности всего танцоваль-
ного ансамбля нашего театра, Массовые
танцы исполняются просто великолепно,
с огромным темпераментом и первокласо-
ным профессиональным мастерством.
	Спектакль «Лауренсия» тотовился 08-
летным театром-как подарок ХУШ с’езду
ВКП(б). Под’ем, с которым работал Bech
коллектив балета над «Лауренсией», под-
линный творческий энтузиазм всех его
	участников позволили театру в предельно
	короткий срок. осуществить постановку
этого замечательного спектакля, посвя-
щенного героической борьбе испанского
народа за свободу. И в этом заслуга не
только Вахтанга Чабукиани, не только ре-
жиссера 9. Каплана, художника, компози-
тора, но и всего балетного коллектива те-

атра им Кирова.
	ЕЛЕНА ЛЮКОМ
	еонова в Тульском театре
	тимизмом пьеса утверждает радость по-
строения «просторного, светлого дома»
новой жизни.

Постановщику М, М. Стриковскому уда-
лось зажечь весь молодой коллектив уча-
стников спектакля настоящей влюблен:
ностью в пьесу. Это сказывается во всем—
и в том, как бережно актеры подают вели:
колепный текст Леонова, и в том, что на
сцене не видишь ни пустых актерских
глаз, ни ремесленных актёрских штампов,
ни нажима ни переигрывания. Актёры
играют мягко, чисто, взволнованно.
	Наиболее трудная и наиболее сложная
роль — Луки Сандукова — идет у моло-
дого актера В. В. Туманова пока еше. не-
сколько неровно. Во 2-м действии Лука
не предстает перед зрителем таким, кажим
он показан у автора, — смертельно уств-
лым, затравленным, ищущим последнего
убежища и вместе с тем в отчаянии со-
знающим, что такого убежища нет для
него на земле. Зато в следующем, 8-м дей-
ствии, особенно в сцене с отцом, Туманов
играет д большой силой и выразительно-
стью, opom non Лаврентий (артист
М. Ф. Зимович), Приятно, без нажима, с
хорошей простотой играет` Остаеву Н. В.
Надеждина. Интереоны Магдалинин (А, А.
Сасс-Тиссовский) и Кукуев (Н, Н. Коло-
менский).

Постановка «Волка» в Тульском драм-
театре — трудный экзамен, с честью вы-
держанный не только театром, но и зри-
телем, Зритель смотрит и слушает спек-
такль в напряженной, настороженной ти-
шине. Зритель думает, & ведь того до-
стигают лалеко не все пьесы, илущие в
наших тевтрах, Пьеса Леонова волнует и
бередит мысль, она уходит за зрителем из
театра, она шагает с ним рядом по улице,
она садится с ним за стол. Она художе-
ственно убедительно раскрывает смысл. по-
нятий «враг», «бцительность», «новая, чи-
стая жизнь»; писать 0б этих вещах по-
верхностно, ремесленно и холодно после
	неповторим. и остро типичен, иначе гово-
ря, являет собой художественный образ
в подлинном значении слова,

Леонов выводит не одного «волка», я
целый выводок. Родоначальник его -—-
бывший пон Лаврентий, со звериной crpa-
стностью охраняющий своего любимого де-
теныша и с такой же звериной жесто-
костью преследующий нелюбимото сына.
Старый, матерый  волк-вожак, крупный
пион и диверсант Магдалинин, для ко-
торого его личина — «овечья шкура» —
настолько привычна, что он уже сам в
нее верит. н плачет слезами настоящего
человеческого горя над шифрованней Te-
леграммой, сообщающей о ‘неудачных ро-
дах его несуществующей дочери; он опе-
кает ‘людей, которых по-волчьи ненави-
дит. Только в минуты сильнейшего вол:
нения прорывается в речи Магдалинина
еле уловимый иностранный акцент. Как
герой замечательного ‘стихотворения В. Гу-
сева, «он вое позабыл, — и ветер, и язык
своей ‘дальней страны». Он свыкся © чу-
жой страной, материноки тепло его, волка,
вскормившей, и подло им, волком, преда-
ваемой на растерзание врагам. И, наконец,
еще волк — Лука Сандуков, показанный
издыхающим и потому особенно страш-
ным и опасным.

Волкам противостоят в`пьесе образы co-
ветских людей: ясная девочка Настя, na-
Иа Аграфена, трогательные Оста-
ева и Кукуев, прямая и смелая в чувстве
и мысли Елена, даже менее удавшийся
автору бледноватый Андрей Зев. 0
прямоту и смелость этих людей, о непре-
клонность их воли разбивается ненависть
волчьей стаи, — волки отступают в Gec-
порядке, уползают, омертельно раненные,
пожирающие в отчаянии друг друга,

Пьеса не только с огромной силой и
правдой показывает врага. Она ярко
вскрывает те недостатки нашей жизни,
которые создают благоприятную для вра-
гов обстановку. Неискренность, всяческая
нечистота и непрозрачность отношений —
вот та питательная среда, в которой, как
в грязи на теле или в жилище человека,
любят гнездиться отвратительные парази-
ты. С большим, отнюдь не казенным on-
	Нашим театрам нередко пред являют
упрек в недостаточной смелости. Спора
нет, многие из них этот упрек заслужи-
вают. Когда театр колеблется ‘между Ta
лантливой пьесой молодого и неизвестного
драматурга и уступающей ей по качеству
пьесой «автора с именем», то это — тру-
сость. Когда театр отказывается oT хоро-
шей пьесы потому, что она написана не
по канонам, и ставит заведомо плохую
пьесу, но обладающую полным набором
аппробированных штампов, то это — бед-
ность воображения. Когда же, наконец, те-
атр, приняв пьесу к постановке, медлит
© ео осуществлением, выжидая, не прова-
лится ли она в Москве; то это — и равно-
душие, и убожество воображения, и тру-
сость.

Тем радостнее инициатива Тульского
драмтеатра, который — первый в стране!
— показал на-днях премьеру пьесы Л. Ле-
онова «Волк». Рядовой советский театр не
пожелал дожидаться, пока пьесу расхва-
лит столичная печать, а молодой поста-
вовщик М. М. Стриковский не испугался
тех больших требований, которые пьеса
Леонова пред’являет к режиссеру и ак-
терам. В результате — хороший, ценный
спектакль, сделанный любовно, со вкусом
и во многом талантливо.

О замечательной пьесе Леонова можно
писать и вне всякой связи с постановкой
ее в том или другом театре, потому что
она прежде всего произведение большой
литературы. Герои пьесы как-будто старые
знакомцы:; ответственный работыик, не за-
мечающий около себя вражеского окруже-
ния, комсомолка, увлекающаяся планериз-
мом, старуха-колхозница, приехавшая н&
побывку к сыну. Все это — персонажи,
обязательно, с нудной назойливостью по-
вторяющиеся в последнее время во всякой
пьесе уважающего себя советского лрама-
турга. Но в пьесе Леонова ни один из
них не вызывает ассоциаций с прежними,
уже виденными и читанными. Все они
явно не выдуманы, не высосаны из скуд-
ной фантазии, а увидены автором, уви-
дены глазами большого художника. Они
полны правдой жизни, правдой искусства.
Поэтому каждый из них одновременно и
	Хочется сказаль 0 плохой помощ
Сталинграду Упразления по делам ие
кусств РОФСР. Драмтеатр и музкомедия-
этого для города в пятиботтысячным н
селением маловато. Куда пойти вечером
сталичтрадцу? Почти’ весь репертуар обл
драмтезтра уже известен, (Приятное 0
бытие последних дней — премьера «Вявд
зорские проказницых — хорошо сделае
ный спектакль). Театр музыкальной коме
дии — по единодушным отзывам зрителя
и областной прессы — не служит вос
танию подлинного художественного вк]
са. Вот и все! Филармония в стадии пол.
ного развала, Можно. было рассчитывать
что Управление по делам искусств РСФСР
поддержит город гастрольными концерта
ми. Но планирование концертов органи
вано безобразно, В течение последнем №
сяца в Сталинград приезжают только я
струменталисты (пнанисты, внолончелиеты)
и ни единого певпа, ни единого мастера х*
дожественного слова. Протесты отдела и
кусств остаются втуне. Концерты прот
дят в полупустых валах,
	Сталинграду — одному Ha крупнейших
	городов страны — должно оказываться #9
в пример больше внимания.
	Сталинграл.

М. КАНТЕР
		ах   НЯТ первичной парто ди
проработавшего   лат ВЕТ м р рганизацией в KAW

Tee wee) Ц. АД TT a
	Красной Армии
 ep (© ЛЯ,
	ни состоялся творческий BM
Иловайского, гле отмечалась
	пор ме ДЕ 2 ee MS

бол Ш
ъшая разносторонняя работа артист
		этой пьесы будет ‘уже нельзя. И в этом   ЧЯЛа в кандидаты ВВЦ{(б) артиста драмы

м ау ВН Ч:
	#
Старейший артист новосибирското театра
		едва лк не самая главная её заслута перед   Т. Масленькова-Сенокого,
театром и драматургией. на сцене 30 лет.
	театром. и драматургиен.
АЛЕКСАНДРА БРУШТЕЙН