Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ПЯТНИЦА

` Год издания Х
		‚ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	 ВИОАНОВЕННОМ ИСКУССТВЕ.
И СУХОМ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВЕ
	° в меру восторженные люди начинают
	_ nee ee 1 о ОСЕР А-З

буквально душить эти таланты. в своих
об’ятиях.
	Можно судить, до чего доходит дело, ес-
ли старейшая наша консерватория (в Ле-
нинграде) преподнесла композитору Дзер-
жинскому диплом об окончании консерва-
тории. хотя он ее вовсе не’ кончил. Дип-
лом, так сказать, honoris causa, Meany
тем, именно Ленинградская консерватория,
воспитавшая целую плеяду выдающихся
русских музыкантов, обязана была сказать
т. Двержинскому: у вас огромный талант
и вы можете стать украшением и гордо-
стью родного искусства, но вы еще очень
мало знаете и потому обязаны много и
упорно учиться. Вместо этого старая
консерватория, ‹ раболепно HB0rHYBOIACh.
	поднесла композитору свидетельство о том,
что он все знает...
	Все сказанное здесь имеет прямое отно-
шение к вопросу о критике и роли крити-
ки в развитии советского искусства. Ведь
факты . этого рода были известны давно,
но критика о них молчала. Увы, побочные
соображения всякого рода нередко мешали
и мешают нашей критике видеть вещи TA-
кими, какие они есть. Преклонение перед
авторитетами, нежелание ссориться, «пор-
тить отношения», отсутствие смелости и
прямоты суждений — все это, конечно,
не могло не компрометировать . критику.
Тов. Фадеев в своей статье пишет, что
«критика сплошь и рядом не решается в
полный голос сказать настоящие, а не
рыбьи слова о хорошей работе тото или
иного деятеля искусств, если он в прош-
лом ошибался, подвергался серьезной об-
щественной критике со стороны болылой
прессы, а потом выправился». Это бесспор-
но правильно, и у нас имеется достаточно
фактов, подтверждающих это.
	Лишь немногие критики решились ска-
зать «настоящие, а не рыбьи» слова о
	превосходной работе Вс. Мейерхольда над
	«Маскарадом» в Ленинграде, далеко’ не
вое критики сказали такие же настоящие
слова 0 выдающейся пятой симфонии
Шостаковича, хотя никогда и никто не от-
рицал блестящей ‘талантливости обоих
этих художников и вФя критика их была
направлена именно на то, чтобы они, тя-
	жело опгибавииеся в прошлом, могли вы-
правиться.
	Любители подвепгивать ярлыки на веч-
ную носку имеются и среди критиков, и
среди писателей, драматургов и т. д.
	Тем самым товарищам, которые яростно
нападают на критиков за их грубость, не-
чуткость и прочие недостатки, не худо
бы на себя оборотиться. В искусстве ог-
лаживания по черепам  заезтательетва
	Напечатанные в «Правде» статьи т.т.[н
Bupta и Фадеева сильнейшим образом   6
меодновали массу работников  Искусства.   о
0, вполне естественно, так как обе ста-
	вии В особенности статья А. Фадеева
	«коммунистическое воспитание трудящих-
ми советское искусство» содержат в се-
 р43бор самых острых, самых жизнен-
ны: вопросов нашей художественной
зулмуры. Более того, не боясь преувели-
чения, можно сказать, что статья А. Фа-
дева формулирует ответ па очень мно-
rig насущные запросы нашей художест-
инной интеллигенции. Этим и об’ясняется
о, что выступление Фадеева встретило та-
sot горячий отклик в самых различных
слоях советских работников искусства.
	В самом деле, нельзя представить се-
fo, что наши актеры, музыканты, скульп-
юры попрежнему замкнуты в узком кру-
1у своих профессиональных интересов, что
он безразличны ко всему тому, что вы-
уодит за пределы их собственной специ:
альности. Если бы это было так, мы ни-
хода не сумели бы одержать художествен-
ные победы, выдвинувшие наше искус-
во на первое место в мире. Ибо точно
пк же, как в любой другой отрасли на-
met общественной жизни, в искусстве
мдры решают все,
	Но сообразно в великой ролью искусства
, доле воспитания трудящихся огромное,
ишающее значение приобретает коммуни-
((1чеокое воспитание самих работников
искусства. Как ни замечательны наши до-
мнжения, как ни глубоки изменения в
‹нании, в психологии людей искусства,
ui не вправе игнорировать тот факт, что
ще немало осталось у нас`от старого, об-
зетталото, что еще цепко держатся от-
ольные предрассудки’ в ‘быту ив твор-
чостве художника, еще нередко проявляет
(бя и мелочной эгоизм, и зазнайство, и
боемное отношение к труду, и еще мно-
№ другое, недостойное советского pa-
ботника искусства,
	Тов, Фадеев выдвигает справедливое тре-
фвание: «Надо привить вкус к самокри-
тике среди работников искусств». Да, это
Действительно необходимо, потому что са-
мокритика не развита в нашей среде,
ра фактически почти полностью OTCYTCT-
вуз, Здесь речь идет не только о внима-
нии к критике со стороны профессиональ-
ных искусствоведов, но и об умении кри-
ковать самого себя, о чувстве самокри-
ring, бва которого немыслим ни один на-
иящий художник Нужно раз навсегда
понять что самокритика есть необходи-
ый и в высшей степеви важный эле-
мент творчества, творческого процесса. Мы
(3 труда можем убедиться в этом, изу-
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
		Цена 30 коп.
		апреля
1939 года
	№ 40 (620)
	  Работники искусств с огромным. пол’емом
	обсуждают итоги ХУ сезда ВК (6)
НА СОБРАНИИ —   Ha. СОБРАНИИ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ
	В филиале МХАТ СССР им. Горького
	16 апреля состоялось. многолюдное собра-
ние работников московских театров, по-
священное обсуждению итогов ХУШ сез-

да ВКП(б).
	За столом президиума — и. 0. предсе-
	дателя Комитета по делам искусств М. Б.
Храпченко, народные артисты Союза ССР
И. М. Москвин, А: А. Яблочкина, С. М.
Михоэлс, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов,
В. Н. Пашенная, М. М. Тарханов, Л.П.
Штейнберг, народные артисты РСФСР
И. Я. Судаков и А. Я Таиров, заслужен-
вый деятель искусства А. Д. Попов, за-
служенные артисты РСФСР Д. Н. Орлов,
М. С. Гольдина и. другие.
	Народная артистка СССР В. Н. Пашен-
	ная предлагает избрать в почетный прези-
	диум собрания товарищей Сталина,
Молотова, Ворошилова, Кагановича,
Калинина. Микояна. Андреева Жданова,
	Хрущева. Берия. Шверника, Хозе Диаса,
Долорес Ибяррури, Тельмана. Единодуш-
ными горячими аплодисментами pH
нимается это предложение.

Затем с докладом об итогах ХУШ с’езда
партии выступил член ЦК ВКП(б) акаде-
мик М. Б. Митин. Он рассказал  собрав-
шимся о работе и об, основных решениях
исторического с’езда,.
	Театральные деятели Москвы говорили
0 своей готовности отдать все силы, все
умение великому делу построения комму-
нистического общества.

— Мы, представители’ советской интел-
лигенции, — сказала В. Н. Пашенная, —
всегда ‘неустанно работали, отдавая свой
опыт и знания нашей прекрасной социа-
	Дорогие товарищи!

С трибуны ХУШ с’езда ВКП(б) про-
звучали слова о нашей стране, о всей на-
шей жизни, настолько всеоб’емлющие, что
каждому из нас становилось ясно — вот
это говорится 060 мне, это — о нашей
работе, о моих обязанностях перед страной.
И теперь наступило время не только по-
чувствовать сердцем, но и отчетливо 0с0-
знать, продумать детально, какой ответ
народу; партии, Сталину обязан дать
гражданин Советского Союза.

Естественно думать о том, что тебе бли-
же по опыту, по профессии, по складу
интересов и увлечений. Только в нашей
стране человек может со всей страстностью
и пылом отдаваться тому участку труда,
к’ которому -у‹ него врожденная склонность
и горячая любовь, именно всем существом
отдаваться любимому делу и в то же са-
мое время чувствовать себя’ не только уз-
ким специалистом, но-и узастником обще-
го громадного дела, которым живет и ды-
шит весь 170-миллионный народ.

В широком смысле мы все думаем о ме-
сте и долте всей советской интеллигенции.
В узком для нас смысле мы думаем о на-
шем советском искусстве,

Только недавно Художественный театр
отпраздновал 40-летний юбилей. Все мы
еще полны ощущением огромного счастья
от того, можно сказать, всенародного при-
вета и бурного признания, которым нас
одарила страна. Это был подлинный праз-
дник прекрасного реалистического искус-
ства, это было осуществление той мечты,
с которой началея наш театр, только во
сто крат превзошедшее наши ожидания.

Самодержавный строй ставил преграды
лучшей передовой художественной интел-
литенции. Она глубоко страдала от разоб-
щения искусства и народа. Наша партия,
великая партия Ленина—Сталина создала
все условия для уничтожения этой прок-
лятой преграды. Она, как никогда и нигде
в мире, подняла авторитет советского ин-
теллигента. Главная задача и цель наша,
	На трибуне — заслуженный ее wes

кусства А. Д. Попов.

— То, что чувствует своим сердцем
С. М. Михоэло, — сказал он, — чувствует
и большинство честных художников С0-
ветокой страны.
	Словами товарища Сталина партия 3а-
явила на ХУШ с’езде, что недалек. тот
день, когда все рабочие и крестьяне ста
нут культурными и образованными людьми.
Мы идем к этому гигантскими шагами,
толовокружительными темпами. И вот это-
то многие из нас не учитывают, не ощу-
щают до конца ответственности, которая
на нас ложится. Чем культурнее и, обра-
зованнее становится народ, тем глубже и
тоньше должно быть искусство. Оно. долж-
но быть насыщено теми чувствами и мые-
лями, которыми живет весь наш народ. ;
	О кровной связи советской  художесте
венной интеллигенции с ‘народом, ›о творче-
ском долге советского театра, ‘0 художест-
венной правде и смелости, о необходимо“
сти изжить в искусстве петами, лакировку,
беспринципность, явления  перестраховки
и карьеризма искренно и горячо говорил

заслуженный артист РСФСР С. В. Образ-
пов.
	Новым задачам работников искусств
посвятили свои выступления засл. артист
РСФСР Р. Г. Корф и артист Театра ре-
волюции В. П. Ключарев.

Взволнованную речь произнес народный
артист РСФСР И. Я. Судаков.

По предложению народного артиста Сою-
за ССР Л. М. Леонидова участники собра-
ния послали  пламенное приветствие

товаришу Сталину.
	Страны Советов и честность тех, кто по-
настоящему захвачен ее созидательным
порывом.
	Надо прямо сказать, что нам, старикам
театра, пронесшим его на себе сквозь де
сятилетия упорным трудом, особенно труд-
но мириться со всем, что не глубоко,
не выношено, скороспело и дешево!
	Цоэтому мы сами так требовательны и
строго относимся всегда в своей работе,
к работе товарищей, театров и к. произве-

дениям нашей драматургии, быстро ра-
стущей, но еще во многом несовершенной.
	Помню, как на предложение т. Луначар-
ского вскоре после Октябрьской револю-
ции, сейчас же непосредственно начать
играть в наших театрах HW революционные
пьесы, Станиславский ответил, что этого
делать пока не нужно, что актеры к это-
му еще не готовы, они не смогут сейчаю
так стихийно изобразить революцию, как
она происходит за стенами театра. Поэто-
му спектакль может ‘прозвучать оскор“
бительно для нашей настоящей, больше-
вистской революции.
	Для меня это пример величайшей чест-
ности художника по отношению к евое-
му искусству. И вы знаете, как впослед-
ствии, обогащенный революционным опы-
том, Художественный театр ставил пьесы
на советские темы.

Как же ответственны должны мы, това-
рищи, быть теперь, когда надо принести
на сцену жизнь величественной эпохи,
огромного накала, жизнь, полную героизма
простых и скромных людей! Будем пом-
нить одно. От нас ждут не слов, а дела,
и дела, достойного нашей великой эпохи,
нашей великой родины!

Нали долг — нести в своем искусства
призыв в бодрости, к радости жизни,
помогать строительству страны, ‘помогать
росту нового человека, неустанно звать его
к победам, имея перед собой, как путевод-
ную звезду, величайптие образы Ленина
и Сталина. (Апподисменты, все встают).
		«Литова»я П, Кириллова в
	Мордовском республикан-
ском театре драмы. Поста-
новка’ художественного ру-
ководителя театра В. Сы-
чова. Ha фото: артистка
Е. Тагушева в роли Литовы.
		С большой активностью прошло 16 ап-
реля собрание композиторов столицы. по-
евященное итогам ХУШ с’езда ВКП(б).
Открывая. собрание, В. И. Мурадели ука“
зал, что в ответ на решения с’езда компо-
зиторы должны создать яркие произведе-
ния. достойные напей эпохи.
	Бурными ‘аплодисментами встретили о0-
бравшиеся предложение избрать в Почет-
ный президиум членов Политбюро ЦК
ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным.

Докладчик П. Ф. Юдин подробно гово-
рил о работах и решениях с’езда, о зна-
чении исторического локлада товариц(а
Сталина; привел. много ярких цифр и фак-
тов, показывающих. расцвет страны ©0-
циализма, и в заключение остановился на
задачах, стоящих перед советскими ком-
позиторами.

Выступивигие на собрании композиторы
Р. Глиэр. И. Дзержинский, Л. Книпипер,
Д. Васильев-Буглай, В. Белый, Е Жар-
	ROPCKHHK указывали, на необходимость по-
	высить . требования к музыкальному ис-
кусству, призывали всех композиторов по-
кончить с групповщияой и стать в первые
ряды борцов ‘за коммунистическое воспи-
тание масс.
	— Доклад товарища Сталина и решения
с’езда, — сказал Р. М. Глиэр, — остави-
ли неизглалимый след в сознании работ-
ников искусств, в сознании всех граждан
нашей великой страны. С’езд: большеви-
	стской партии еще раз продемонстрировал
	всему миру нерушимую мощь Страны Co-
ветов. С’езд уделил большое внимание
вопросям роста социалистической культу-
ры. Мы должны всей силой своего искус-
ства помочь ‘партии в ее гигантской рабо-
те по ликвидации пережитков капитализ-
ма в сознании людей, по воспитанию но-
вого социалистического человека. Однако
часто вместо того, чтобы воспитывать то
чувство нового, о котором говорил товарищ
Сталин на с’езде, композиторы почивают
на лаврах, не видя, что уровень их
произведений, пользовавшихся еще вчера
популярностью, сегодня уже не отвечает
возросшим требованиям масс. В своем
творчестве мы обязаны  равнятьея Ha
сямое лучшее, на самое передовое, чем
богата наша замечательная страна. Мы
ни на одну минуту не должны остана-
вливаться на достигнутом.

Об условиях, спозобствующих  творче-
скому росту советской музыкальной куль-
туры, говорил И. И. Дзержинский.

— Советскими композиторами созданы
симфонические провзведения, оперы, мас-
	совые песни, но если сопоставить все это
	с колоссальными. задачами, лежащими ва
нас, придется признать, что нам предстоит
еще сделать значительно больше. Воспи-
тывая массы, мы должны заняться преж-
де всего’ собственным воспитанием, осво-
бодить Наше сознание от пережитков ста-
рой психологии. Союз советских компози-
торов должен быть дружной семьей, где
каждый болел бы за творчество другото.
Нужна тесная связь молодых композиторов
со старшим поколением мастеров. У на-
ших композиторов должно быть больше
творческих  дерзаний’ и горения, надо
	упорнее бороться за свежие, самобытные,,
	оригинальные произведения, отражающие
новую советскую жизнь и отвечающие
стилю нашей социалистической действи-
тельности,

— Высокое качество произведений, —
сказал в своем выступлении Л. К. Книп-
пер, — часто подменяется псевдопопуляр-
ностью, легкоусвояемостью. Наше время
требует горячего, крепкото, полноценного
отклика на великие дела страны социа-
лизма.

На собрании было выдвинуто предложе-
ние организовать социалистическое сорев-
нование композиторов.

С отромным воодушевлением собрание
композиторов праняло. приветствие
товарищу Сталину.
	«Отелло» в  Тбилисском

драматическом театре им.
Марджаниивили.  Постанов-
	ка К. А. Марджанишвили

(сезон 1932—33 г.). На фото:

народный артист Грузин-

ской ССР Шалва Гамбашид-
зе в роли Отелло.
	а
	листической родине. Мы всегда видели 34-
боту о нас партии, правительства, нашего

родного Сталина. ХУШ c ean ВКП(б)
поднимает значение советской интеллиген-

ции на новую огромную высоту и тем
самым обязывает нас еще строже, еще
серьезнее относиться к нашему искусству.

Задачам работников театра в связи ©
решениями партийного с’езда посвятил
свою речь И. М. Москвин. С блестящей
речью выступил С. М. Михоэлс:

— О моем народе плохо говорили в
прошлом. С моим народом и сейчас же-
стоко расправляются за рубежами на-
шей ‘страны. И неудивительно, что в
прошлом сыновья моего народа не хоте-
ли служить царскому правительству.
Неудивительно, что день призыва в ар-
мию был днем траура. Это понятно, ибо
не за что было отдавать жизнь, не за что
было проливать кровь,

А ‘теперь сыновья моего народа ви-
дят в любом другом народе нашей страны
народ братский. У’ моего народа есть свое,
еврейское искусство:

Строится коммунистическое общество,
где от каждого требуется по способностям
и каждому дается по потребностям.

Мы призваны выкорчевывать из искус-
ства схематизм и штампы, являющиеся в
наших условиях 0с0бой формой перестра-
ховки. Я призываю ‘вас, и себя в первую
очередь, — сказал в заключение т. Ми-
хоэле, — подчинить свое искусство огром-
ным требованиям невиданной, замеча-
тельной, потрясающей эпохи, великой
эпохи Сталинской Конституции, эпохи
братства народов, эпохи вступления в 066-
тованный мир торжества коммунизма.
	Ррчь ТОВ И. М МОСКВИНА
	в Том, чтобы беззаветно служить интере-
сам своего народа,‘ а народ у нас, това-
рищи, хороший пошел, особенный, доброт-
ный, жаждущий культуры, ‘науки и под-
линного искусства.

Выступая на с’езде, товарищ Сталин
сказал, что мы имеем многочисленную
новую народную социалистическую интел-
лигенцию, в корне отличающуюся от ста-
рой буржуазной интеллигенции и по сво-
ему составу и по социально-политическо-
му облику, и указал на необходимость
дружеского отношения к ней, заботы, ува-
жения и сотрудничества в`ней во имя ин-
тересов рабочего класса и крестьянства.

несколько выше товарищ Сталин гово-
рил о. мучительном процессе расслоения
старой интеллигенции, лучшие представи-
тели которой слились с сотнями тысяч
молодых интеллигентов советского поко-
ления для общей плодотворной работы.

Наша святая обязанность — отдавать
себя своему делу, почетнейшему высокому
делу, полностью, искренно, со всем своим
опытом и талантом.

И если мы хотим быть действительно
«инженерами человеческих душ», как и
писатели, мы не смеем лгать в своем ис-
кусстве, не смеем упрощать того, что
сложно. и в своей сложности величествен-
но. Мы не смеем рядиться в мишуру и
довольствоваться легким успехом, скользя
по поверхности. Наступила пора, когда в
советском искусстве не может быть ника-
кого, даже малейшего места для какой-то
схемы и безжизненных фраз, или наду-
манных положений, или всевозможных
спекуляций на актуальные темы ни на
экране, ни на сцене, ни на страницах
КНИГ. ,

Это сейчас не пройдет! Не пройдет так
же, как не прошли у нас разные форма-
листические ухишрения, как не прошли из-
девательства над великим’ классическим
наследием прошлого. Сама жизнь сме-

тет дешовку и  приспособленчество. Их
сметет бурная и цветущая жизнь молодой
	мя жизнь и творчество всех без ис- aviv ваши Я по черепам,  заезжательства

змичения тениальных художников. Бизе  И Т. п. они нисколько не уступают и
(спощадно уничтожил более двадцати   Даже заметно превосходят самых «крово-
	написанных им опер и оставил после себя
ют несколько произведений; но среди
ни; находилось такое несравненное чудо
ипусства, как «Кармен». Великий Чайков-
ций был непримиримым к ©ебе в сто раз
бльше, нежели самые яростные ето
уиители. Он отбрасывал, как негодный
114, целые партитуры, вполне закончен-
Не произведения, которые сделали бы
ч(ть любому другому композитору, HO
(ыли нелостойны гения Чайковского.
	Чернышевский писал о Гоголе, что он
fill одарен орлиным стремлением к не-
вмернмой высоте; ему все казалось мало

низко, чего достигал он или что 008-
ДаВАЛ ОН».
	Вит высокие образцы истинно подвиж-
ческого, героического отношения к’ сво-
‘uy Dey, и разве не чувствуем мы здесь
Иствительного, высокого уважения худож-
га к искусству и к самому себе, как
10борнику и служителю этого искусства?
	Почему же так часто случается у нас,
\№0 композитор или драматург тащит в
титр свое незрелое или просто неудачное
Произведение и, что хуже всего, всячески
‘ланзает его, невзирая на ето очевид-
ую слабость? Невозможно допустить,
\0бы, скажем, молодые композиторы Же-
побинский и Фарди, написавшие неудач-
1ые оперы, сами не ощущали недостат-
108 овоих произведений. Они просто’ не-
требовательны к себе, так же как нетре-
вательны к ним театры, ставящие их
произведения. Если же это не так, то мы
длжны предположить другое, а именно;
мутствие культуры.
	Еоть, однако, случаи, когда нетребова-
MIbHOCTh KR себе становится очевидной и
MIRO отсутствием чувства самокритики
KORG об’яснить факт появления ‘на сцене
	ии в печати плохого произведения. Чем.
угиу можно об’яснить, что выдающий-
я советский писатель, человек огромной
ультуры, допускает исполнение на теат-
№ произведения, слабость которого на-
полько очевидна, что ‘это даже не вызы-.
8 споров? Так именно обстоит дело с
Чортовым мостом» А. Н. Толстого. И чем
{руим можно об’яснить, что другой вид-
Heimat художник, А. Я. Таиров, защи-
Щает эту пьесу и такой же плохой, не-
Удавшийся спектакль?
	Как это не раз уже бывало, справед-
ивуЮ критику пытаются отвести теорети-
\ рованием на тему «художник имеет пра-
0 на ошибку». Но, во-первых, это очень
(ранное «право», и вряд ли есть нужда В
основании чьего бы то ни было «права
пибаться», а во-вторых, уж никак нель-
и признать право на отстаивание ошибки,
	TH
y замен ис
Ha пропаганду заблуждения в

НЫ.
	Чувство отромной ответственности, самая
Высокая требовательность к себе — эти
ойства должны быть присущи каждому
	VORETCROMY ХУЛОЖНИКУ.
	жадных» критиков. И если одни вообра-
жают себя чем-то вроде «Даниила во рве
львином», то другие попросту осыпают
критиков бранью. Защищая «право на
ошибку» для художников, они ‘не допус-
хают и мысли о таком же‘ праве для кри-
тиков, забывая о том, что настоящий кри-
тик — такой же художник, как и актер,
и музыкант, и драматург, и живописец.
С этим пора покончить репгительно и на-
всегда. Прямая и нелицеприятная критика
возможна лишь там, где господствует
взаимное и обоюдное уважение.
	Советская художественная — культура
должна отличаться богатством форм, ис-
ключительным разнообразием жанров. Это
один из жизненных принципов нашего
искусства. Нивелировка, унылая моното-
ния, однообразие противны ‘и чужды са-
мому духу  социалистического общества.
Вот почему мы так резко восстаем против
всяких попыток стандартизации искусства
по одному, хотя бы и самому высокому,
образцу.

Напротив, каждый театр и каждый от-
цельный художник должен иметь свой,
одному ему присущий, творческий облик.
Однако уже довольно давно у нас обнару-
жилось стремление во что бы то ни стало
все театры подгонять «под МХАТ». В ито-
те немало театров хотя и не стали похо-
жими на МХАТ, но свое лицо утратили
начисто. Бесспорная вина Комитета по
делам искусств в том, что он не сумел
противодействовать этой абсолютно непра-
вильной тенденции. :

Но, как это уже часто бывало, наш-
лись сейчас люди, которые придали co-
вершенно ложный, извращенный смысл за-
конному протесту против подражаний
MXATy.

Драматург Всеволод Вишневский, высту-
	пая 19 апреля на заседании в дожил
искусств, об’явил МХАТ хоть и уважае-
	иым, HO «старым, музеиным театром».
«Пускай он существует, и бог в ним», —
	добавил тов. Вишневский.
	По Советскому Союзу
	ГАСТРОЛИ ШЕКСПИРОВСКИЕ ДНИ В ХАРЬКОВЕ 25-ЛЕТИЕ

ТБИЛИССКОГО В овязи с 375-летием с0   ской драмы будут прочте- СВЕРДЛОВСКОЙ
ТЕАТРА дня рождения Шекспира   ны лекции: «Актер в шек- ОПЕРЫ
	областной отдел по делам
искусств подготовляет боль-
	пую выставку «Шекспир на
советской сцене». Театры
отмечают дату юбилейны-
ми постановками. Театр им.
Ленинского комсомола ста-
	„Летом 1939г. намечены
гастроли в Москве тбилис-
ского теалра им. Марджа-
НИШвВиИлИ.
	Театр этот основан 19 лет
назад выдающимся масте-
ром советского театрально-
то искусства К. А. Мард-
	Театральная  обществен-
ность Свердловской  обла-
сти готовится к 25-летнему
юбилею театра оперы и б8-
лета им, Луначарското.

Юбилейные торжества 00.
стоятся 27, 28 и 29 апреля.
27 ‘апреля в помещении
театра им. Луначарского бу-
дет проведено торжествен-
ное заседание, посвящен-
ное 25-летию Свердловской
оперы.

`В связи 6 подготовкой
к юбилею коллектив уст-
	спировском спектакле», «Ос-
новные черты драматургии
Шекспира» и др.

Местная филармония в
юбилейные дни устраивает
ряд концертов, в програм-
му которых включены луч-
шие произведения классв-
ков, написанные Ha шеко-
пировские темы. 23 апреля
в Государственном универ-
ситетёе им. Горького cocto-
ится большая научная кон-
	Вероятно, т. Бишневскии считает ©9205
срление смелым и новаторским. Напрас-
	заявление смелым и новаторским.
Ho! .
	Нитилистическое отношение к величай-
	птим созданиям Тусской художественной
	культуры никогда не UbliG pubes
большевикам. Мы никогда не переводили
в разряд музейных ценностей такие вели-
колепные, действенные, живые организмы,
как Московский Художественный театр.
Странно и оскорбительно слышать из уст
	советского драматурга эту высокомерно-
	пренебрежительную речь 06 одном из лю-
бимейших театров нашего народа, о луч-
птем театре в мире, о театре Чехова и
Горького, Станиславского и Немировича-
Данченко, Качалова и Москвина, Леонидо-
ва и Тарханова, о театре великих русских
драматургов, актеров и режиссеров. Пусть
кяажлый театр идет своим творческим пу-
	тем, никогда He копируя и никому He
подражая, но, право, не плохо, если и ак-
теры и театры будут учиться у МХАТа,
будут на своем пути и своими творчески-
ми средствами ‘достигать такой же худо-
	ественной Высоты.
	Еще не один раз мы будем возвращать-
ся к темам, волнующим сейчас работников
искусств. Юще множество сложнейших и
трудных вопросов’ должны репгить мы, и
как можно скорее. Одно ясно: только. непо-
осредственное и вдохновенное может жить
в нашем искусстве. Сухому ремесленному
расчету ‘в нем места’ нет.

Mn напомним здесь слова великого
	Белинского:
«Условие  непосредетвенности всякого
	явления есть вдохновенный порыв, ре-
зультят непосредственности всякого ЯВ-
ления есть-—ортанизация. Только вдохно-
венное может являться непосредственно,
только непосредственно-явившееся может
быть органическим, только’ ,ортаническое
может быть живым»,

Как многовначительно и. глубокомыслен-
чо звучат эти слова в наше великолепное
	время.
		жалишвили. Такме поста-   вит «Отелло» в украинском

новки, как «Уриэль Дко-   переводе писателя Гусака.
ста» К. Гуцкова «Ротор» Mase noseenth nnawi 92
	К. Каладзе, «Вваркваре .Ту-
radepu» П. Какабадзе, наи-
более полно выразили, твор-
ческие устремления театра.
	алтреля показывает «Меру за
меру» (постановка народ-
	ного артиста УССР А. Г.
	Особенно значительных
результатов коллектив до-
стиг за последние годы,
Постановка пьесы Ш. Да-
диани «Из искры» имеет
заслуженный успех,

Театр почти всецело пе-

Крамова). Во всех театрах   ференция ‘по шШекопирове-   раивает ряд выездов Ha

города оргамизуются для   дению. предприятия города.

артистов циклы лекций о Ник. НЕСТЕРОВ Бригада певцов и музы-

Шекспире. В театре pyc- Харьков кантов посетила на-днях
ooo цех № 2 Bepx-Hcercxoro

завода. В красном уголке
	цеха ‚был, устроен концерт
для  закончившей работу
вечерней. смены.
	Артисты театра выезжа-
ли также на «Уралэлектро-
машину» в клуб имени
Андреева, к студентам хи-
мического факультета Свер:
дловского индустриального
института, на другие пред-
приятия и в высшие учеб-
ные ваведения города.
	Вюллектив Свердловской
оперы организует товари-
щеские встречи с подшеф-
ными частями РККА.
	На юбилейные праздне-
ства приглашаются круп-
ные мастера искусства Мо-
сквы, Ленинграда и Кие-
ва, работавшие ранее в
театре им, Луначарского.
		реключился на  современ-
ные темы. Из пяти пьес
репертуара текущего сезо-
на — четыре на советекую
тематику.

Большим успехом поль-
зуется талантливая коме-
дия П. Какабадзе «Свадьба
колхозницы». в которой
изображается радостная и
веселая жизнь колхозников
Западной Грузии.

Театр собирается выехать
на гастроли в полном 00-
ставе — 180 человек и ве-
зет лучшие свои спектак-
ли: «Из искры», «Свадьба
колхозницы», «Сломанный
мост», «Затмение солнца в
Грузии», «Свадьба Фигаро»,
«Коварство и. любовь»,
«Георгий Саакадзе». :
	Я, М-СКИЙ
Тбилиси oe
	Казахский гобелен «Народный терой Амаянгельды», выт-

канный в артели «Ковровщица» по рисунку художника

Н. В. Цивчинского для Центрального музея Казахстана.
Размер гобелена == 20 квадратных метров.
	Но надо раз навсегда покончить © о
ральным прекраснодушием во всем, что
Юмоотся искусства. Дурное качество му-
ЗЫКАЛЬНОгО произведения, пъесы, скульп-
Туры, картины у нас нередко ПЫТАЮТСЯ
травдать чем угодно — молодостью ав-
р, актуальностью темы и т. д. Кстати
азать, молодость для некоторых товари-
Met стала понятием до крайности неопр”-

двленным. Есть «молодые художники», Ко”
рым перевалило за 40, но они как ни

В чем не бывало числятся в ранге моло-
дыт и подающих надежды, хотя, казалось
ы, давно пстекли все сроки для рейлтиза:
Ци этих надежд. Но даже и без таких
экстравагантностей, право же, иным това-
ищам должно бьть совестно, когда в пе:
	Oe OS NE NOE IE

Лермонтов, Гоголь, Моцарт, Шопен в И»
WI достигли уже расцвета даровакия и
мастерства,

Да, мы любим и ценим талантливых лю-
leh, мы создаем все условия ДлЯ м
блестящего их расцвета, но именно 00?

oe eAF ita
	Ать, КОГДА
	му мы должны резко протеслоз
	Т. Г. ШЕВЧЕНКО
В КАНЕВЕ
	Украинские согетские ху-
дожники готовят 14 боль-
ших панно, которые укра-
сят вестибюли и залы му-
зея Т. Г. Шевченко в Ка-
неве. Среди них — «В Си-
бирь» Добронравова, «Кре-
постное село» Светличногто,
«Восстание декабристов»
Беседина, «Солдатчина»
Борисенко, «Продажа кре-
постных» Вовченко.

40 графических рисунков,
иллюстрирующих эпоху и
произведения Шевченко,
сделали для музея худож-
ники Касьян, Борисенко,
Довгаль и ду.
	«ОТЕЛЛО»
В КАЗАХСКОМ
ТЕАТРЕ
	Казахский государствен.
ный академический театр
драмы тотовит в шекопи-
ровским .дням постановку
тратедии «Отелло». Это пер-
вая постановка Шекспира
на казахском языке. Премь-
ера состоится 23 апреля.
Ставит спектакль художе-
ственный руководитель те-
атра М. В. Соколовский.

роли Отелло выступит
народный артист КазССР
орденоносец Умурзаков.
Роль Дездемоны поручена
мололой казахской ‘актрисе
	Ипмагамбетовой.