27 апреля 1939 г., Roa (621)
	РЕПЛИКА
IO. TEPMAHY
	В № 19 «Литературной ravers Haney,
тана статья Ю. Германа, последний Paar
которой посвящен Moen критической  ,
Gore, Герман обвиняет меня в том, т,
работаю на-руку «театральным переть
ховщикам», занимаюсь шельмованием  ы
как налкисанных, так и не написанных

В свое время в «Советском BCKYcor
была напечатана моя статья 0 jy!
10, Германа «Сын’ народа», В этой су,
я высказывал недоумение по поводу т»
что руководители иных наших театров»
нимаются распределением ролей вещь
существующих пьесах, и упомянул у.
этом в числе прочих еще незакончен»
пьесу Ю. Н; Тынянова, Менее ` все, te
вумеется, я собирался опорочить буди
работу талантливого писателя Ю, Е 1,
нянова, Речь шла о вполне понятних ь
доверии к интервью руководителя тм,
ра им. Пущкина, который обещал лет,
вить в этом сезоне пьесы Лаврене, },
манова, Олешги, Казакова и мнотль т,
гие, но не поставил ни одной, Bea ти,
тика взаимоотношений театра им  ,
кина с авторами (порой она прими;
показательным” судебным процесса) ey
зывает сомнения не только у меня, п
у самого Ю. ‚Германа. Так почему у
Ю. Герман столь энергично нападь в
меня? Не потому ли, что ему диз,»
столь важно защитить Тынянова (пу
рый, кстати сказать, не подверталея
падению), сколько обрушиться на Bm.
ка, давшего отрицательный отзыв у (..
не народа»?

Ю. Герман очень убедительно Me §
том, что критика должна, быть Aospares,
тельна, В данном случае он выстуш,
роли, критика моей работы. Почему »
в ето статье, написанной в высоком
и чванливой манере, мет и тени этой wy
рожелательности?
	Л. МАЛЮГИ
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» _
	ФИА
	*% Комитет по делам искусств при ОНК СОСР,
ЦК ВЛКОМ и московский союз советских
скульпторов ‘организуют 27 апреля в 1 часов
вечера в союзе, скульпторов совещалие скульи-
торов на тему: «Скульптура на выетавке 20
лет ВЛКОМ»,

ж Комитет по делам искусств освободил.
т. Д‚ М. Даманина от работы директора ‘изда-
тельства «Искусство». И. o, директора _изда-
тельства, «Искусство» назначен т, Л. Я. Шехт-
мейстер, заместителем директора по редакци-
онной части — т. Г. И. ` Гоян,

% В Государственном театре им. Вахтантова
состоится 29 апреля генеральная репетиция
пьесы Ал. Толстого «Путь к победе».

* Комитет по делам искусств удовлетворил
просьбу т. Н. А. Лебедева об освобождении
его от работы. директора Государственного те-
атрального института им, Луначафского. И. о.
директора’ ГИТИО назначен т, К: И. Нар-
циссов,

& В Театре революции возобновились репе-
тиции спектакля «Ключи Берлина» К. Финна
и М. Гуса. Премьера будет показана в кон-
це нынешнего сезона.

& В спектакле Камерного театра «Генкон-
сул» на роль Шарафутдинова введен артист
В. В. Торстенсен, на роль Симы — артистка
Н. М. Горина,

\ В качестве ‘управляющхего труппой и ре-
жиссера Камерного театра приглашен А. 8.
Богатырев,

\ При московском союзе ‘советских худож-
ников-окульпторов создана секция мастеров-
техников, об’единяющая лучизих мраморциков,
лепщиков, форматоров. Опыт, уменье, художе-
ственная одаренноеть мастеров. этих профессий
нередко решают качество скульптурного про-
изведения, воспроизведенного в материале.
При помощи лучитих скульпторов  мастера-
техники будут практически работать над уг-
лублением -овоих знаний по скульптуре.
Скульпторы, в свою очередь под руковод-
ством‘ специалистов смогут в специальной ма-
стёрской овладевать технологией и практиче-
скими навыками работы в мраморе, камне, де-
реве, техникой литья в бронзе. Одна ote
новных задач секции — передача опыта ста-
‘рых мастеров новым кадрам.

_ % B Большом ‘театре Союза ССР идут ре-
петиции оперы 3. П. Палиаливили «Абесалом

и Этери», Постановка наф. арт. РСФСР Р. Н.
Симонова, художник засл. арт. РОФОР В. Ф.
Рындин, дирижер заслуженный деятель ие-
кусства А. Ш, Мелик-Палпаев,

& В театре им. Отаниславекото ведется ра-
бота над возобновлением оперы «Евгений
Онегин». Спектакль ставят засл. афт. РОФОР
М. Л. Мельцер и В. В. Залесская, Ю. Н. Ло-
фран, 9. 0. Борушек Дирижер М. Н. Жуков.

\& Московский театр сатиры заканчивает
31 мая зимний оезон и выезжает на гаотро-
ли в Харьков и’Киев, .

_ \ Театр Ленсовета принял к постановке
пьесу узбекского драматурга Фатхулина «Пре-
датели». Управление ‚ло делам искусств при

СНК Узбекской СОР’ решило оказать театру
Ленобвета помощь в постановке этой пьесы,

\& В Московском драматическом театре наза-
лись репетиции пьесы М, ‚Горького «На дне». `
Постановка — засл, арт. РОФСР Ф. Н. Каве-
рина. :
  ye Oopemanme московоких ‘театров, посвящен-
ное итогам 1938 г. и перспективам на 1939 г.,
Управление по делам искусетв при Моссовете
созывает 10 мая.

\ В Московском драматическом театре им.
Баумана ведутся репетиции «Комедии оптибок»
ПТекопира.

Управление по делам искусств при Мое-
совете. для передачи «Мосэстрады» Всесоюзно-
му концертно-эстрадному гастрольному об’еди-
нению выделило комиссию под председатель-
ством А. ‚И. Свитнева.

\ Симфонический оркестр ЦДКА вернулея
в Москву из гастрольной поездки по Дальне-
му Востоку и Забайкальскому военному ок-
ругу. :

* 2% anpens se EBerxovencxom sane Большого
театра состоялея творческий вечер 0. В. Гиа-
цинтовой и И. Н. Берсенева.

\ Драматург 0, 0. Разумовокий закончил
пьесу «Судья Гамелен» по роману А, Франса
«Боги жаждут», Сейчас драматург готовит
пьесу для театра «Ппанетарий».

\ Первый московский кукольный театр при-
ступил к работе над пьесой 0, FH. о.
посвященной жизни и деятельности Суворова.
Постановка фежисеера ВБ. А. Балабан, дож-
ник  заюл. деятель. мокусетва Н. П. `Аки-
мов. Одновременно театр. готовит драму Шил-
Л. «Вильгельм Телль». Отавит режиссер
Н. М. Савин, художник Ф, Ф, Кондратов,
музыка М. Робера.
  Пыганокий театр «Ромэн» показывает в
начале мая инсценировку рассказа Горького
«Макар Чудра».

*%& Всесоюзный радиокомитет готовит в кон-
цертном исполнении оперетты: «Карнавал в
Венеции» Штрауса и «Оотый тигр» Александ-

Маленький фельетон
	Вернись, -
я все прощу-у!..
	Спешим уведомить читателя, что н%этот
раз романсовый призыв вырвался не из
груди певца Вадима Козина, а, был истор-
гнут у товарища Баркановой, заместителя
директора ленинградского Дома журнали-
ста. ;

События развивались, примерно, в такой
последовательности,

В первых числах февраля к Баркановой
явился некто Лейтман и предложил устро-
ить вечер цыганских романсов Вадима
Козина с участием Аркадия Покрасса.
Groat это будет всего четыре тысячи ру-

лей... я

Казалось, руководитель клуба ленинград-
ских журналистов обязана была просто
указать на Дверь, этому спекулянту. Для
устройства гастролей артистов. существу-
ют государственные концертные организа-
ции, Всем работникам эстрады установле-
ны твердые ставки. В частности, за TA
кой вечер Козин и Покрасс должны полу-
чить 825 рублей. — .

Увы, Барканова He указала Лейтману
на дверь. В этот момент у нёй не наш-
лось всех тех гневных фраз, которых по-
том оказалось такое изобилие...

Она просто попыталась торговаться:

— Три тысячи.

— Четыре!

Барканова, пожала, плечами.

— По-моему, три тысячи хорошая цена.

— Четыре! .

— Ну, три тысячи триста...

Лейтман даже оскорбился,

— Я же вам не художественное чтение
предлагаю, &а такие романсы, что дух зах-
ватывает... .

Покончили на четырех. Дали «молнию»
Козину, так как он к э®му времени уже
уехал из Ленинграда и должен был вер-
нуться в ближайшие дни,

ответ пришла телеграмма Покрасса,
который признавая условия «приемлемы-
ми» (какой скромняга парень!), сообщал,
что к 13 февраля они «с Вадимом» еще
не вернутся... А вот если бы 25-го...

Но от двадцать пятого отказалась оби-
женная Барканова.

з
	Недели через две снова появился Лейт-.
	ман. Прерванные переговоры возобнови-
лись. Наконец, нашлась ‘и подходящая
mata — 24 марта. Подписали договор. За-
меститель директора ленинградского Дома
журналистов, забыв былую. обиду, теле-
трафно подтвердил и «творческий вечер»,
и все условия, и рваческие четыре тысячи
за концерт...
	Одним словом:
Вернис-сь!
Я все прощу-у,
Упреки. подозренья...
	На совещании скульпторов
	Против
стандарта
и пошлости
	23 апреля в редакции «Советского ис-
кусства» состоялось совещание скульптуэ-

ров,  осветившее ряд актуальных  твор-
ческих проблем и тесно с ними связанные

вопросы организации труда художника.
	В своем вступительном слове т. Горо-
динекий, а также выступавшие в прениях
скульпторы, отмечали, что статьи тт. Фа-
деева, Вирты и ряд других сталей, поя-
вившихся в нашей пресее, имеют прямое
отношение и к скульптуре. Против стан-
дарта. и попитости, которые. просачивают-
ся в наше изобразительное . искусство,
против ограниченного понимания реализ-
ма, против нивелировки, имеющей место
и в работе мастеров и в некоторых педа-
тогических системах, были направлены ре-
	чи скульпторов и искусствоведов.
	— И в нашей скульптуре, — товорил
т. Мотовилов, -— имеют хождение стан-
	Б. В. Асафьев.
goog
	дарты, шаблоны. Самое понятие реализма «Горцых» в Московском. Драматиче-
подчас обедняется и опошляется. Шаблон- ском театое Артист Свободин в роли
	ные пропорции, казенные улыбки — Tar _ Топа у

KOBE требования, выдаваемые за обяза- Ф ти
тельные признаки, реализма. Невежестван- oro С. Шингарева

ные ‹ работники торгующих организа“    соо
	ций, а порой ‘и иные работники Мособл-
лита (например, т. Кузнецов), насаждают
эти шаблоны, а многие скульпторы охотно
потрафляют таким требованиям. Отсюда
халтура, отравляющая вкус широких На-
родных масс. Скульпторы пытались проте-
стовать, но их ‘сигналам никто не внял, и
тот же Кузнецов продолжает плодить хал-
туру и порой отвергать хорошую, ориги-
нальную продукцию; он. произвольно от-
меняет решения даже такого авторитетно-
то органа, как художественная комиссия
при Музее Ленина.

Скульптор Валев отметил, что художе-
ственные советы работают плохо, часто
имеет место кон’юнктурщина. Тов. Валев
призывал скульпторов К мужественной
критике и самокритике. Однако, критикуя

Прелюдии ГОлиана Кпейна

19 атреля 1939 Toma  исполнительская
секция московского союза советских ком-
позиторов: устроила показ произведений
советских композиторов ‘в -исполне-
нии профессора Г. Г. Нейгауза: С при-
сущим ему чувством  высокохудожеет-
венного вкуса Г. Г. “Нейтауз сыграл ряд
произведений Мясковского, Шостаковича и
Прокофьева, Второе отделение целиком бы-
ло посвящено творчеству молодого KOMIO-
зитора Юлиана Крейна. Для нас бесопор-
но, что  Ю. Крейн—художник большой по-
этической одаренности. У этого превосход-
ного художника есть вполне законченный

ee gg. 5%
	слабую продукцию скульпторов, т. Валев
сам не репгился назвать ни одного имени.

‚ 0б упрощенном понимании социалисти-
ческого реализма говорил Фрих-Хар. На
художника, который чувствует по-своему,
оригинально, который хочет ввести в твор-
чество элементы фантастики, чиновники
от искусства ‘зачастую смотрят, как на
чудака, упрощенно понимают задачи ©0-
ветской скульптуры. *

— Her ничего вреднеё безразличной
критики, — сказал скульптор Кепинов.—
Многие из наших скульпторов еще не
поднялись выше уровня лепщиков, а их
работы нередко хвалят в прессе. Критики
	мир эмоций и образов. С большим мас-
терством сытранные Нейгаузом 7 пре-
	люлий Ю. Крейна — законченные 6 My-
	зыкальные произведения, совершенные по
	форме, глубокие и содержательные по
мысли, написанные © большим настрое-
нием и самобытные по фортепианному из-
	ложению. В этих миниатюрах композитор
	с предельной тонкостью и колоритом вы-
ражает свои переживания. ’ Чрезвычайно
	досадно, что ети замечательные прелюдии,
	написанные еще в 1956 г., до сих пор не
изданы,

Мы выражаем благодарность Г. Г. Ней-
таузу за то, что он дал общественности
	Обилей Б, В, АСАЩЬеВа.
	28 ‘алтреля. в зале Ленинградекой консер-
	ваторим состоится чествование народното
артиста РСФСР профессора-орденоносца
Б. В. Асафьева в связи с 25-летним юби-
леем ето творческой деятельности.

В. В. Асафьев (Игорь Глебов) — круп-
нейший музыковед, обогативший  совет-
окую музыковедческую литературу рядом
замечательных — научно-иселедовалельских
трудов. В- моследние годы ‚пгироко развер-
нулась композиторскаяе деятельность Б. В.
Асафьева. Ему принадлежит ряд балетов,
среди которых «Пламя Парижа», «Бахчи-
сарайсвкий фонтан», «Кавказский пленник»
и др. давно ‘заслужили симпатии совет-
ского. зрителя. :
	Одно из последних произведений Б. В.
`Асафьева—комическая: опера «Казначейша»
(на сюжет Лермонтова)—будет передавать-
ся московским телевизионным центром 27
апреля в 7 час. 30 мин. вечера.
		«ГДОВСКАЯ ‚ СТАРИНА

` Управление по делам’ искусств пря
совете в специальном приказе отуень
как выдающееся явление, показ в т
народного творчества спектакля «Глок
старина», осуществленного колхозни т
дожественной свмодеятельностью Лит.
градской — области.

— Показ «Гдовокой старины», — ль \
рится в приказе, — еще одно ярко съ
детельство роста. нашей колхозной me
ни. Эта постановка могла быть осуще
лена только в условиях советской дет
тельности, где создалкы. все BOBMORIT
для развития народных талантов,

Управление по. делам искусств при М
совете об’явило: благодарность всему и
лективу во тлаве’ю руководителем $, [
Савельевым.
	Об‘явлена также благодарность ва бт
шую работу по подготовке показа
ской старины» в столице директору Ты
ра народного творчества Чудновекому, г!
художественного руководителя Богатыри
администраторам Евелинову и №

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусств
	УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ при СНК РСФСР.
	ОБ НВДЯЕТ КОНКУР -
НАБОР ВОКАЛИСТО
	(ВСЕ ГОЛОСА)

В МАЛОМ. ТЕАТРЕ
	‘B день столетнего юбилея театральной
семьи Садовских, в Государственном ор-
дена Ленина академическом Малом теат-
ре с больши им успехом прошел спектакль
«Горе от \ума», поставленный народным
артистом СССР орденоносцем Провом Ми-
хайловичем Садовеоким. Зрители  торячо
приветствовали П. М. Садовского, — ис-
полнителя роли Фамусова и его племян-
ника — М. М. Садовского, игравшего в
этот вечер Молчалина.

В антракте перед четвертым, действивм
состоялось торжественное чествование юби:-
ляров.

В день юбилея выпущен специальный
номер газеты «Малый театр», в котором
опубликованы воспоминания Прова Ми-
хайловича Садовского, статьи народных
артистов СССР Л. Леонидова, А. Нежда-
новой, А. Яблочкиной, народных ‘артистов
РОФОР Й. Судакова, А, Гольденвей-
зера, ЕВ. Турчаниновой, В. Массалити-
новой, заслуженного артиста PCOCP
С. Алексеева, а также статьи В. А. Фи-
липпова и С. Н. Дурылина, посвященные
театральной семье Садовских.
		Но столь желанный исполнитель цытан-
ских романсов и его постоянный  музы-
кальный спутник ‘не вернулись. Напрасно
ленинградекие журналисты заполнили 24
марта зрительный зал, Они прождали до
10 часов и узнали, что концерт отменен
ввиду неявки исполнителей...

Откуда у Козина и Покрасса этакая
«премьерская» амбиция, что им-де можно
плевать на зрителя? Тем более, что хотя
амбиции у них на четыре тысячи, & аму-
ниции на грош...

Только после грубого срыва концерта
Барканова вдруг прозрела. Посынались
«упреки. подозренья». Она послала в Ко-
митет по делам искусств и в редакцию
нашей газеты письма, в которых клеймит
Козина и Покрасса, как «рвачей», «хал-
туршиков». «делят», действующих по прин-
	ципу «кто больше даст»...
	работы нередко хвалят в прессе. ИРИТиВи   возможность познакомиться с творчеством
предпочитают писать статьи юбилейные  Ю Крейна. Мы считаем, что музыкальная
	общественность, a тем более союз совет-
ских композиторов и в частности наши
исполнители, которые хотят итрать новые
вещи, должны обратить серьезное внима-
ние на этото одаренного музыканта. В
свою очередь мы обещаем исполнить не-
сколько произведений этого  первокласс-
ного композитора,
	Я, ФЛИЕР, 9, ГИЛЕЛЬС ©
-—@——-
	ЮБИЛЕЙ
г С ВЕРЕЙСКОГО
	Исполнилось 35 лет художественной де-
	Крити-   ятельности одного из лучших наших гра-
их яв-   фиков Г С. Верейского, занявшего в по-
	следние годы одно из виднеиших мест
среди советских офортистов. В связи с
	Манизера   этим юбилеем офортная студия им. Ни-
	винского устраивает выставку офортов Ве-
	рейского. Будет представлено около пяти:

десяти его гравюр.
Недавно юбиляр по поручению Комитета
по делам искусств исполнил аитографи-
	рованнйе портреты художников А. А. Ры-
лова и А. П. Остроумовой-Лебедевой. В
ближайшее время ему предстоит испол-
	нить портрет певца Ершова и других
представителей советского искусства.
	—<——

«В. НОГИНСКОМ
 ДРАМТЕАТРЕ»

В газете «Советское искусство» от 11
апреля с. г была помещена заметка «В
	Ногинском драматическом театре», где осу-
ждалась деятельность директора  тватра
	ждалась деятельность директора
П. Сертеева, .
	13 апреля с. г. Московское областное
	управление издало приказ, в котором го-
ворится: «Ц. Сергеева, не сумевшего спло-
тить коллектив, создать нормальные ус-
ловия для производственной работы, от
обязанностей врио ‘директора` Ногинекого
		гортеатра освободить».
	или статьи-прейискуранты.

‚ Скульптор Тенета призывал критиков
ближе подойти к творческому процессу,
больше интересоваться индивидуально-
стью художника, посещать мастерские,

Окульптор Андреев, как и мнотие дру-
гие, © возмущением товорил © том, что
ло сих пор не сдвинуто с места строи-
тельство выставочного помещения.

О неудовлетворительной организации ху-
ложественных советов, о третировании
художника, работающего на фабриках, го-
ворил` скульптор-керамиет Кожин.

О творчестве скульпто Шадра, Мер-
курова, Тенета, Янсон-Манизер и др., 0
задачах монументальной скульптуры T0-
ворил искусствовед Колпинский. Крити-
ха до сих пор не дала анализа таких яв-
лений, как скульптурное оформление стан-
ции метро «Площадь революции». А меж-
ду тем крупного ‘скульптора Манизера
здесь постигла неудача. На некоторых ве-
шах Янсон-Манизер лежит печать пош-
лости. С этим также надо бороться #8
менее активно, чём с натурализмом и
формализмом. Критика, как правило, 06-
ходит молчанием ‘работы Меркурова, &
между ними встречаются вещи,  отмечен-
ные штампом ремесленничества. .
`— При! попустительстве творческого сою-
за и Изоуправления,—заявила представи-
тельница горкома художников т. Ленева,—
создан список непотрешимых имен, между
которыми распределяются все заказы, в то
время’ как молодежи Изоуправление не
уделяет необходимого внимания.

Мы слишком обижаемся на критику, —
товорил скульптор Кранц. — Для разви-
тия художественной критики мы не с03-
дали нужных условий. Стоит художнику
или критику ошибиться, и вокруг них с03-
дается такая  нетоварищеская атмосфера,
что человек оказырается неё в состоянии
работать. . .

Искусствовед Нейман выступил. против
утвердившейся в среде скульпторов вред-
ной тенденции огульно порочить всю Ha
шу художественную критику. .

Он обратил внимание на обезличку, как
метод . воспитания молодежи мастерами.
„Ученики сплошь и рядом ничем не отли-
‚чаются от учителя кроме степени мастер-
ства, они слепо копируют худшие сторо-
ны творчества мэтров.

Тов. Исаев \(Всекохудожник) говорил 0
кон’юнктурности, которая обнаруживается
‘в художественном совете Всекохудожника,
.С другой стороны, Macca скульпторов,
„боясь испортить добрососедские отношения
‚© членами художественного совета, сквозь
пальцы смотрит на вопиющие недостатки
в работе совета. Моссовет не принимает
мер в строительству мастерских для
‚скульпторов. Изоуправление митета по
„делам искусств не помогает Всекохудож-
нику выправить работу.

‚ Скульптор Березовский указал на круп-
‚нейшие недостатки в организации труда
„скульпторов.

_ — Огромное количество скульптур ©08-
дается для Всесоюзной сельхозвыставки.
`Многие скульпторы делают заведомую хал-
туру, так как выполняют сложнейшие те-
мы в 1—2 месяца. Вся эта работа и
_кает бесконтрольно. Изоуправление Ко
тета целиком устранилось от сельхозвыс-
_тавки.

— Один из крупнейших наших дефек-
тов,—сказал скульптор Шварц, — заклю-
чается в том, что мы мало работаем над
‚собой. Мы пред’являем к себе ничтожные
требования, подчас мы наспех исполняем
заказы--и только. В свое время критика
вахваливала Фрих-Хара. Это--талантливый
скульптор. В нем есть непосредственность.
Но сейчас к искусству пред‘являются 60-
лее Зысокие требования. Фрих-Хару надо
много учиться, чтобы найти более глубо-
кий реалистический подход. к образу.

Тов. Нисаревский обратил внимание на
‘низкое качество массовой скульптуры. Но-
рый, более высокий этап в развитии 0-
циалистической культуры требует более
высокой художественной продукции.

Скульпторы › Павлова, Аскар-Сарыджа,
представитель горкома скульпторов Реч-
кина и др. указывали на необходимость
уделять больше внимания. молодым \ кад-
рам и скульпторам периферии.

Основные выводы, которые делали вы-
ступавшие в прениях скульпторы, своди-
лись к тому, чтобы мобилизовать все ху:
дожественные силы на борьбу за повыше“
ние качества скульптуры.
		ПОЛВЕКА НА СЦЕНЕ
	Исполнилосв. полвека артистической и
режиссерской ‘деятельности народного’ ар-
тиста ‘Азербайджанской CCP Александра
Александровича Тутанова. Москвич по ро-
ждению, Тутанов начал свою творческую
деятельность в конце 80-х годов прошло-
то столетия с участия в любительских
кружках.

Актерская юность’ Тутанова связана ©
московским, Театром Корша, тде он про-
служил десять’ сезонов — все девяностые
годы. Затем“он долго’ работает в провин-
ции. Туганов занимает первое положение
тероя-люббовника ‘и одновременно’ режиссе-
ра. С 1901 по 1911 г. Тутанов  высту-
пает в 2322 снектаклях, участвуя в 538
пъесах. С 1915 г. Туганов переезжает на
Кавказ, Он. служит. в Тбилиси, Ереване,
Грозном, Баку, работает вначале в русских
театрах, & после революции — в грузин-
ском, армянском и особенно азербайджан“
ском театре. Здесь он проявляет себя и
как педагог и как режиссер,

Весной 1936 г. Туганов ставит на азер-
байджанской драматической сцене шекспи-
ровского «Макбета», Этот спектакль явВ-
ляется одной из крупнейших побед те-
атрального Азербайджана. Весной того же
тода Туганову было присвоено звание на-
родного артиста Азербайджанской ССР.
	каждому музыкальному образу тонко ин-
дивидуальный ‘характер, окрасить его жи-
вым чуветвом. Это сделало исполнение
тлубоко ‘лиричным и эмоционально очень
своеобразным. Вдохновенный лиризм иг-
ры Гилельса при всей сосредоточенности и
	‘углубленности был лишен всякой рефлек-
	сии, В этом: секрет его обаяния и подчи-
няющей себе силы. «Полонез» Шопена, Ги-.
лельс сыграл со всей свойственной этому
произведению помпезностью и блеском; но
при этом обрадовало большое изящество
исполнения — качество, которое не всегда
раньше присутствовало у Гилельса,
ь :

*

Яков. Вак интерпретирует произведения
Шопена своеобразно и‘артистично. В ис-
полнении пианиста мы ощущаем проду-
манный и  прочувствованный образ «своего
Шопена». Зак играет этого композитора
поэтично, тонко и очень цельно по ва-
мыслу, но самый замысел, точнее, общее
понимание Эаком Шопена, представляется
мне не во всем верным. Конечно, можно
играть Шопена в тех темпах и тем аква-
рельным звуком, как это делает Зак, и
даже должно было бы так играть, если бы
музыка Шопена рассказывала, нам только
о чувствах элегических, о настроениях с0-
зерцательных. Но это ведь далеко не всег-
да так. Мы знаем бурный драматизм Шо-
пена, его страстный патетизм, взлеты
чрезвычайного эмоционального напряже-
ния. Грусть и трагическая скорбь — чув-
ства различного характера, и выражение
их требует различных художественных
средств. Если продолжить аналогичное со-
поставление ‘некоторых чувств, то у час
возникнут ясные ощущения двух
возможных эмоциональных  «тонально-
стей», и в исполнении Шопена Sar orpa-
ничивает себя первой из них, причем ог-
раничивает, совершенно очевидно, созна-
тельно.

Все сказанное в полной мере относится
к ЕтоШному концерту Шонена, которым
Зак открывал свое выступление с орке-
стром 12 апреля.

За концертом Шопена в программе слб-
довал концерт Брамса, одно из замечатель-
нейших и сложнейших произведений, ко-
торое можно, по существу, назвать симфо-
нией для фортепиано е оркестром. Следует
	Закончиласв подготовка спектакля
«Волк». Постановка художествённого руко-
водителя Малото театра, народного арти-
ста РСФСР И. Я. Судакова; художник
засл. артист РСФСР В. `Ф. Рындин. В
главных oe участвуют: народная ар-
THCTKA СР В. Н. Рыжова (Аграфена),
народная артистка РОФСР В. 0. Масса-
литинова (Кукуева), засл. артистка РСФСР
Д. В. Зеркалова (Елена), засл. артистка
РСФСР, С. Н.! Фадеева (Ксения), артистка
П. 3. Богатыренко (Настя), народный
артист РСФСР Н. А. Светловидов (поп
Лаврентий), засл. артист РОФСР Г. И. Ков-
ров (Лука Сандуков), засл. артист РОФСР
В. А. Владиславский (Малдалинин), ap-
тиот П. И. Леонтьев! (Рощин), засл. артист
РОФСР Н. А. Анненков (Остаев), _ засл.
арт. РСФСР М. И. Жаров (Кукуев). Премь-
ера состоится 7 мая,
		Bee aro, конечно, верно, но че к лицу
Баркановой сия запоздалая краска гнева.
Ведь именно она, Барканова, и ей подоб-
ные клубные директоры являютея. прямы-
ми пособниками рвачей и поощрителями
тастрольных спекуляций падких на деньгу
	халтурщиков...
Евг, БЕРМОНТ
	_В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
	МУЗЫКАЛЬНЫХ -
КОЛЛЕКТИВАХ
	В настоящее время В Ю.
порин заканчивает работу над сы
кантатой «На поле Куликовом». В ближай-
тие дни Государственный хор боюза ССР
приступает к разучиванию хоровой пар-
тии,

Государственный симфонический оркестр
Союза ОСР под управлением А. В. Гвука
в мае покажет фрагменты из «Кольца Ни-
белунгов» Вагнера. В показ войдут отрыв»
ки из «Золота, Рейна», «Зигфрида», «Валь-
кирий» и «Гибели богов».

Государственный ансамбль ‘народного
танца СССР выехал на гастроли в Алма»
Ата, Ташкент, Самарканд, Ствлинабад,
Коканд, Андижан, Фергану и Ашхабад.
	ту линии в рахманиновской композиции и
эмоциональную природу пышной рахмани-
новской орнаментики. Напряженная целе-
устремленность и монументальная четкость
формы отличают исполнение Флиером
третьего концерта, делая его не только од-
ним из лучших достижений пианиста, но
и одной из самых выдающихся трактовок
этого концерта вообще. Менее удовлетво-
рило первое отделение вечера, в котором
были исполнены «@тгап4е Ро]опа1зе БтШал-
4е» Шопена и концерт Шумана. Сыграв
анданте полонеза как-то внутренне несоб-
ранно, пианист не нашел нужных красок
и для последующего полонеза; за потока-
ми. пассажей не чувствовалось поэтической
мысли, отчего потускнел и их виртуозный
блеск. и звучали они бледнее, нежели мы
привыкли ждать от Флиера. Отдельные
эпизоды исполненного Флиером А-д\г’пого
концерта Листа, были сытраны с большой
силой и выразительностью, напоминавиги-
ми великолепное‘ исполнение этим пиани-
стом родственной А-Фиг’ному концерту со-
наты h-moll.
	Протрамма выступления Эмиля Гилель-
са — фортепианный концерт Шумана’ и
«Стапде Ро]опа1зе» Шопена -— показала,
что пианист с настоящим  артистическим
мужеством пробует себя в новом репертуа-
ре. и, не соблазняясь легкой для него до-
рогой внешнего успеха, идет в направле-
нии наиболее трудном, но и наиболее мно-
гообещающем. Поэтому особенно ‘радостно
поздравить Гилельса с большой художе-
ственной победой, которая, быть может,
для. иных слушателей неожиданно откры-
ла развитие новых сторон его яркого и
свежего дарования. Если до сих пор в ис-
полнении пианиста главенствоваля тема
могучего преодоления напряженной чело-
веческой волей противостоящих ей сти-
хийных препятствий, а отличительным ка-
чеством исполнения был пафос этой герои-
ческой борьбы, то в Шумане и отчасти
Шопене Гилельс как бы обратился к внут:
реннему миру человеческих переживаний,
к поэтическому волнёнию совершенно дру-
гого содержания и происхождения.
	Наряду с романтической взволнованно.
стью исполнение’ Гилельсом концерта Шу-
мана отличалось ‘стремлением придать
	на замещение вакантных мест в [у

дарственный Ансамбль песни и пляс

РОФСР (база пребывания  ановмбля 1
Ярославль).

Прием заявлений производится до м

мая с. г. в Отделе музыки Управлени
по делам искусств при CHK РОО?
	(МОСКВА, проезд — Художественном
Театра, 8-а)
	В корпусе «А» новых дом!
на yn, Горького
				QD TPO DP Ui  Tl
	  МАГАЗЕ
  COBETCKOI0
LWAMOAHCKO!
	BHHOTPAQHBIX Bi
	Главного управления
винодельческой промышление.
	сти Наркомпищепрома 060’
	БОЛЬШОЙ ВЫБ0?
советского }
	шампанского,
ВЫДЕРЖАННЫХ ВИ
	«МАССАНЛДРА’
H «ABPAY-]IOPCO:
				В спектакль «Евгения Гранде» вводятся
новые. исполнители: роль Евгении в- оче-
	редь с заслуженной артисткой РОФОР Бе-
левцевой будет”’играть засл. арт. РСФСР
Зеркалова, роль Шарля в очередь с засл.
арт. РОФСР Лепштейном исполняет артист
Царев. у

Осенью сцектакль «Евгения Гранде» бу-
дет перенесен на основную сцену.
	всячески приветствовать  серьезностБ и
смелость выбора, оделанного Заком. Дале-
ко не каждый даже очень одаренный пиа-
нист. имеет право на исполнение этого
концерта: ‘философская. глубина и муд-
рость страстной музыки Брамса пред’яв-
ляют к интерпретатору огромные требова-
ния. Прослушав Зака, мы можем сказать,
что он этим правом обладает. Быть может,
пианисту еще не удалось показать все
красоты и монументализм гениального за-
мысла композитора; форма была подчас
рыхлой, отдельные эпизоды недостаточно
выразительны, но в исполнении чувствова-
лось дыхание подлинно брамсовекого дра-
матизма; пианист правильно нашел пути,
которые должны со временем привести его
к полному пониманию этого замечатель-
ного. произведения мирового Мскусства,
Исполнение Заком второго концерта Рах-
манинова еще лишено своего «лица», ин-
дивидуальности. Пианисту не удалось по-
казать елушателю что-либо новое в этом
произведении; попытки отклонения от 06-
щих традиций интерпретации (например,
подчеркнуто. медленный temo Alla marcia
первой части. или слишком быстрый темп
«фуги» в третьей части, чуть -было нё
приведший к «аварии» в ансамбле с орке-
	стром)^ ‘не показались нам убедительными,
*
`` бборин. — ди из ‹  талантливейлпгих
	представителей советското исполнительско-
то искусства. В облике этого. художника
мы видим прекрасные черты русской шко-
лы пианизма, его исполнение всегда тра
диционно B лучшем смысле; всегда. акаде-
мически содержательно, ‚ безупречно... по
вкусу и закончено, Концерт ТШумана_был
сыгран, Обориным с присущим этому пиа-
ннсту обаянием, какой-то модартианской
душевной, ясностью и солнечностью, Трак.
товку Оборина отличают большое благород-
ство и продуманная стильность, ›_
Некоторые товарищи ждут, конечно; CO
поставлення интерпретации Оборина. с. ис-
полнением этого же. концерта, Гилельсом. на
предмет обязательноть вручения одному, из
них, ленты победителя. Должен ‚огорчить
их. — не всегда правила спорта имеют си-
лу.в искусстве’ в указанном творческом
соревновании. побежденного ме оказалось.
	А. КРАМСНОЙ `
	Четыре.
концерта
	Ряд наших выдающихся пианистов
(Флиер, Гилельс, Зак, Оборин) посвятил
свои последние выступления исполнению
концертов 6 оркестром. Интерес к крупной
форме, характерной для советских компо-
зиторов, присущ также и нашим исполни-
телям, Это понятно: величие идей, вол-
нующих каждого советского художника,
требует монументальных форм выражения.
В исполненных программах обрашает на
себя внимание и любовь напгих пианистов
к произведениям романтического характе-
ра: трижды ‚исполняется Шопен, дважды—
Шуман, дважды--Рахманинов, ‘один pas—
Лист и Брамс. Эмоциональная взволнован-
ность и действенная устремленность про-
изведений этих композиторов‘ отвечалот
повидимому художественным склонностям
большинства указанных пианистов.
	Но нужно отметить и другое: просматри-
вая общий список произведений, сыгран-
ных в отчетных выступлениях, мы, к CO-
жалению, не Видим в нем концертов Ber-
ховена и, что особенно странно, форте-
пианных концертов советских авторов. Мы
обращаемся с недоуменным вопросом не к
Оборину. которого знаем, как великолепно-
го исполнителя трех советских концертов,
но к Флиеру, Гилельсу, Заку: кто же, как
не передовая исполнительская молодежь,
должен быть самой активной силой в про-
паганде советской музыки?

*

Третий концерт Рахманинова ‘Флиер ит-
рает не впервые. Прослушав ero, нужно
вновь признать, что Флиер играет этот
концерт превосходно и теперь еще лучше,
нежели‘ прежде, с большей законченностью
и, что особенно важно, с большей просто-
той. Флиеру близок пафос Рахманинова,
его несколько хмурый колорит, его взвол-
нованная лирика; Пианист огромного. мас:
штаба, Флиер ‘прекраено чувствует широ-
	ОТБОРНЫХ
	основных винодельчесни’
трестов Союза ССР, =

ИМЕЮТСЯ В БОЛЬШОМ ВЫБОИЕ
КОРЗИНЫ (АССОРТИ
C HABOPOM Bil

и разнообразных фрукт0Р
	об’явлений: Петровка, 10, 2-й Эт. пом. 58, тел. К 1-90-85.

Уполн. Главлита Б—2983 ` Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30, ° ° Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон: 8-42-45, Приём