1 мая 1939 г, № 42 (527
	В БОЯХ ПРОТИО
	OAM Tih
	Революционные советские песни стала
песнями широчайших масс в Западной
Европе. Они радуют, ободряют, важита
массы. Крупные произведения  coperrny
	массы. Крупные произведения — советклу
композиторов исполняются в странах ко
	питализма не таб часто, как Нам stony
хотелось бы. Но они существуют, и эл
является для Западной Европы факту
огромного значения, ибо западноевроней.
ские музыканты знают, что есть страна
где художники могут свободно творить
свои вдохновенные песни. А между тв
для народов капиталистического мира эту
является пока только мечтой. Революци.
онная советская музыка  воодушевяе
сейчас весь антифашистский мир.
Лучшие музыканты Западной Espory
вступают сейчас в Goto фашизмом, }.
рядах антифашистов находятся внамент
тейшие музыканты Франции. Характер,
что передовые английские музыканты пол,
держивают Международное общество сх
временной музыки, которое раз в год mH
	ть 1-я

бирает всех музыкантов демократически \
стран для демонстрации их сочинений
	стран для демонстрации их сочинений,
Фестивали общества современной музым
представляют своеобразную манифестали
музыкального искусства против фашизии,
И недаром фашистские страны катеюри
чески запрещают своим подданным принт,
мать участие в этих фестивалях,
Чешские музыканты всегда стояли }
первых рядах борцов против danny
Теперь, после оккупации Чехословаки
фашистской Германией, когда Tam romp
ляется каждое свободное слово, музым
будет играль особенно большую роль. Чен,
ский народ переживал уже такие периоды
истории, когда слова заменяла  музым,
Это была речь, которую нё понимал уе.
татель, но которую понимал и понимам
порабощенный теперь чешский народ,
	Характерно, что фашистские  OkRyNay
ты, вторгаясь в чужие страны, пред
всего захватывают радио и оттуда пере
дают свою музыку. Но какая это грубы,
пустая музыка! Онё подобна  фашиаму
Это какой-то звериный рев. Можно п.
удивляться тому, что лучшие, переловы
музыканты бегут. из фашистских стра
И не только бегут, но и становятся в 1.
вые ряды борцов против фашизма, Ни
более крупного музыканта сейчас, чем Tp
сканини. Но Тосканини не только не ь
вет у себя на родине, но и никогда в
выступает там, Не выстулает он ив [№
мании с тех пор, как там воцарился а.
шизм, А сколько усилий прилагала Ty
мания, чтобы заполучить К себе amo
лучшего в наши дни дирижера,

А Казальо! Этот знаменитый мт
стоит в передовой шеренге борцов пре.
тив фашизма, Он никогда не игры у
	фалистоких странах, Он никогда не ут.
зится до того, чтобы итрать фашнему
В дни героической борьбы испанского #4.
рода он стоял на стороне республиканский
Испании,

Многие испанские музыканты ср
лись на фронтах в рядах армий республь
канской Испании, «Теперь мы должны д,
лать другую музыку», — сказал мне ка»
то один из испанских музыкантов в №№.
риде, указывая на свою винтовку. В 0%
пах на гвадаррамском фронте ‘мне при
лось подружиться с целым рядом и
ских артистов, переменивших орудия OH
его искусства на военное оружие.
	Германские фашисты делают вид, ®
они превозносят Вахнера. Но как и
фальшиво и убого! Рихард  Ватнер — 51}
книги «Искусство и революция», бич
щей те «принципы», на которые опии
ется фашизм, зовущей массы к Gopplet
ними, Рихарл Вагнер — автор «Ком
Нибелунгов», Рихард, Ватнер — #1)
«Нюренбергских мейстерзингеров», пробль
вивший мудрого и благородного Гана
Cakca, никогда не станет идейной с
ственностью свирепого и варварского qe
тизма.
	Расистское изуверство фашистских в},
варов привело к тому, что сейчас из [9.
мании изгнан ряд выдающихся музыка
тов. Другие сами вынуждены были ®&
жать оттуда. За шесть лет фашистоком
владычества в Германии не было создано
ни одного произведения, которое мои
было бы продемонстрировать перед лиц
культурного мира.

Так же, как и в других областях №
щественной жизни, и в музыкальном 1
кусстве сложился сейчае антифашистов
фронт. В него вошло все лучшев, в 1%
ложительное, все, что имеет творческую
силу. А. на стороне фашизма аи
небольшое число ничтожных и бессильны
людей, ибо фашизм враждебен mail
культуре,

Профессор
	Зденек НЕЕДЛЫ
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
		Выдающаяся победа
	Командир самолета «Москва» Герой
Советского Союза комбриг В. К. Кок-
кинаки
		советской
		Наша гордость
	Всегла с Лениным
	В. Н. Лхонтов лишь недавно законзил
и впервые показал в Москве свой новый
монтаж, свою новую литературную компо-
зицию «Всегда с Лениным». Это боль-
шой; серьезный труд. Семь лет неустанно
и напряженно работал Яхонтов над этой
трилогией, которая едва укладывается в
три самостоятельных концерта.

Образы гениальных вождей Великой Со-
циалистической революции Ленина И
Сталина отражены в литературе, в театре,
кино, живописи и скульптуре, в. легендах
и песнях, офортах и гравюрах, сказках и
стихах, коврах и вышивках, резьбе по ко-
сти и плакатах. Сейчас Яхонтов ©08-
дает образы Ленина и Сталина средотва-
ми художественного слова, средствами
чтеца, Это огромный труд. Сделан он ©
полным пониманием ответственности и
огромной любовью к теме. В трилогии
«Всегда с Лениным», которую читает Яхон-
тов, перед нами встает образ простого,
прямого, мудрого, веселого, «самого чело-
вечного человека» Ленина, заветы которого
мы выполняем под водительством великого
Сталина.

Над литературным текстом трилогии
«Всегла с Лениным» работало трое — сам
В. Яхонтов, Е. Попова и М. Зисельман.
В ней цитируются Ленин, Сталин, Берия,
Горький, Маяковский, Барбюс. Салтыков-
Щедрин, Островский и др. Большинство
этих высказываний, отрывков и цитат нам
хорошо известно и давно дорого. Из них,
достаточно удачно подобранных и CMOHTH-
рованных, слатается трилогия, в которой,
за исключением нескольких стихотворных
отрывков, — ничего лишнего,

Открывается трилогия известными стро-
ками Маяковского:
	Коммунизма
призрак
no Евройе рыскал,
уходил
и вновь
маячил в отдаленьи.
По всему поэтому
в глуши Симбирска
родился
обыкновенный мальчик
Ленин.
	Очень просто и в то же время очень
значительно передает Яхонтов один из
рассказов старых рабочих Закавказья 0
молодом Сталине,

‹..Это было в 1898 году. Однажды ут-
ром, после чая, я вышел из семинарии в
Пушкинский сквер. Здесь я увидел
Сталина, окруженного группой товарищей.
Он горячо дискутировал с ними, критико-
вал взгляды Жордания. Это всех захва-
тило, и здесь, в саду. мы впервые услы-
шали о Ленине, Раздался звонок. Мы ста-
ли расходиться, спеша на урок. Я подо-
шел к Иосифу, пораженный его резкой
критикой взглядов Жордания. Иосиф с006-
щил мне, что читал статьи Ленина, кото-
рые ему очень понравились. Я во что бы
то ни стало должен увидеть Ленина, —
сказал он мне тогда».
	Яхонтов читает трилогию с кафедры. У
него скупой, но впечатляющий, убедитель-
ный, энергичный и сильный жест, уди-
вительно гармонирующий со словом, Ка-
ETCH полжизни провел Яхонтов на этой
кафедре — так опокойно и уверенно, гра-
фически четко и лаконично звучит его
слово.

С величайшим под’емом читает Яхонтов
воспоминания батумских рабочих о неле-
тальном собрании в Батуме 81 декабря
1901 тода на квартире рабочего Ломджа-
рия. На этом собрании‘ оформляется бал
тумская социал-демократическая организа-
	ЦИЯ. .
«..Hymno пить, петь, чтобы тамада был,
	Ттосты, одним словом — встречаем новый
	Год.
— А хорошо придумано: как бы встреча
	  нового года. а на самом деле нелегальное
	собрание. :

Вошел молодой человек. Когда он снял
башлык, густые черные волосы упали ему
Ha 206. Энергичным движением он отки-
нул их назад. Подойдя к столу, он поздо-
ровалея со всеми и предложил, не теряя
времени, приступить к делу.

„Первый луч солнца проник в’ комна-
ту, скользнул по портрету Руставели и
остановился на С0с0, Он встал и, обра-

щаясь к собранию, сказал:
— Вот уже и рассвело. Скоро встанет
	1 солнце, Это солнце будет сиять для нас.
	Верьте в это, товарищи».

Иногда Яхонтов, отказавшись от жестов
чтеца-трибуна, подменяет их какой-то бы-
TOBOH деталью, чертой, изображением ка-
кого-либо производственного процесса. Это
получается очень неожиданно и свежо.
	  Так подается им финал отрывка из рао-
	сказ» о подпольной типографии, организо-
ванной Оталиным в Батуме в 1902 тоду.
‹...Очень часто соседи Хишима Смырба
	на память имена, — можно привести де-
	сяток других.
	видели,. как к нему в дом приходили
женщины под чадрой, но без особого тру-
да они узнавали спрятавшихся под чад-
рой мужчин. Это были наборщики»,

Эдесь Яхонтов ‘наклоняется. над’ кафед-
рой, как бы, над типографской кассой, и
характерным жестом наборщика берет од-
ну за другой нужные буквы.

«Про-лё-та-рии всех стран, ©0-е-ди-няй-
тесъ!»

Яхонтов все время точно видит тех лю-
дей, о которых читает. Вот он, говорит 0
Ленине, который «забившись где-то в УГ:
лу, по-простецки ведет беседу, . самую
обыкновенную бебеду с самыми обыкно-
венными делегатами конференции». Еще
раньше, чем начать эту фразу, на паузе,
Яхонтов смотрит в зал и как будто там
видит Ленина, скромного и простого,
с блокнотом в руке, Это же ощущение пе-
редается и слушателям.
	— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый буревестник
Гордо’ реет, между молний
Над ревущим гневно морем;
То кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!..
	Вряд ли кто ‘прочтет горьковскую «Пе-
сню о Буревестнике» (она вмонтирована в
трилогию) лучше, чем Яхонтов. У Яхонто-
ва. своя, особая манера подачи стиха.
«Буря! скоро грянет буря — читает
Яхонтов, и вы ‘чувствуете, ощущаете по-
рывы ветра, жажду бури, охватившую
Россию накануне 1905 года, слыптите Of-
ненные слова молодого Горького, пришед-
шего в ряды бойцов за коммунизм «с раз-
вернутым знаменем буревестника револю-
ЦИИ».

Не торопясь, с отромной внутренней си-
лой, с трепетом и благоговением, бережно
сохраняя каждое слово, читает Яхонтов о
двух величайших людях мира, об учителе
и ученике, о «горном орле» и «пламенном
колхидЦе». ,

Любимец солнца, уроженец Гори,
Он шел и думал;
Эти дни — предел.
Мир будет наш.
Он шел и думал: вскоре
Мир будет наш.
‚ Яхонтов бледнеет, по-настоящему блед-
неет, начиная ать строфы: Маяковского
©. смерти а Как он их читает!
Захлебнулся ;
колокольчика ненужный щелк,
Превозмог себя
и встал Калинин.
Слезы не скуешь
	с усов и щек.
Выдали.
	авиации
	Народ героев
		Каких великолепных, бесстралных 60-  Какое счастье жить и творить в стране,
	колов взрастил советский народ, взрастил
наш Сталин! Красная авиация — наша
гордость, налиа слава. Каждый день она
множит свои победы. восхищает своим
мужеством и мастерством все прогрессив-
ное человечество. И замечательный пере-
лет Коккинаки и Гордиенко из Москвы
B Америку — новое свидетельство этому.

Горячо приветствую замечательных’ лет-
чиков нашей страны с заверщением изу-
мительното перелета.
	Народная артистка CCCP,
депутат. Верховного Совета СССР
Е. П. КОРЧАГИНА-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
	ВЫСОКОЕ
МУЖЕСТВО
	Радостью и гордостью наполняет наши
сердца известие о завершении перелета
Москва—Америка. Во славу своей горячо
любимой родины лучшие люди страны побе-
дившего социализма совершают подвиги,
	  полные высокого мужества, подвиги, кото-
	рым завидует весь мир. Перелет Владими-
ра Коккинаки и Михаила Гордиенко еще
раз свидетельствует о силе и мощи совет-
ской авиации, о беззаветной храбрости
верных сынов советского народа, об их
преданности партии Ленина—Сталина.
От всей души горячо приветствую и
поздравляю В. Коккинаки и М, Гордиенко,
	АИ артист СССР
Р. ГЛИЭР

ДОБЛЕСТНЫЙ
	ПОДВИГ

‹ Наш свободный, мотучий, талантливый
советский народ, народ тероев, народ со-
зидателей выдвигает все новых и новых
верных сынов, совершающих доблестные
подвиги во славу родины:

Летчик Владимир Коккинаки, совершив-
ший замечательные высотные полеты, до-
стигнув Америки, еще раз нродемонотри-
ровал всему миру, на что способны обык-
новенные советские люди, воспитанные
партией Ленина—СОталина. Перелет из
CCCP в Америку вместе с Владимиром
Коккинаки совершил майор Михаил Гор-
диенко. Они доказали еще раз, каких ус-
пехов добилась наша советская `авиащия.

Слава героям, вписавшим в историю со-
ветской авизции еше одну замечательную
	победу. На родный артист СССР

А. ПИРОГОВ
	ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ПОДАРОК
	Блестящая победа Владимира Коккина-.
ки и Михаила Гордиенко — это победа,
всей нашей авиации, всей налней Совет-
ской страны.

Воздушный рейс Москва-—Америка во-
очию показывает всему миру: исполняют.
ся сталинские слова о том. ‘что мы будем
летать выше всех. дальше всех и быстрее
всех. Перелет Коккинаки и Гордиенко над
Скандинавией, Гренландией и Атлантикой
показывает всему миру, какими  «семи-
мильными» шагами идем мы в будущее.

Приятно знать о том величественном по.
дарке, который славные сталинские соко-
	лы поднесли к празднику 1 мая народам
	налшей родины. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ
	ПОБЕДА
ПОДЛИННЫХ
БОЛЬШЕВИКОВ
	Сколько у ‘нас беззаветно смелых людей,
совершающих подвиги во славу нашей
великой родины! ‘

Товарищ Коккинаки был уверен в своей
победе над’ стихиями природы, как пола
тается подлинному большевику.

С именем великого’ Сталина в сердце
благополучно. завершил Коккинаки в
прошлом полет на Восток. Сейчаю с такой
же беззаветной храбростью он и его
штурман Гордиенко совершили трудней-
ший путь на Запад. Каждый гражданин
Страны Советов был peepee, что и этот
полет свой товарищ Коккинаки проведет
успешно. Эта уверенность полностью оп-
равдалась. 1
	Народный артист РСФСР
‚ ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД
	А. ПОЛЯКОВ
	ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИОГ РЕОПУБЛИКИ
ДЕПУТАТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОФОР
		ПОВ
	имеющей таких героев, как Владимир
Коккинаки и Михаил Гордиенко!

Гордые сталинские юоколы, мужествен-
‘ные, беострашные, совершили  героиче-
ский рейс по совершенно ‘не исследован-
ной трассе, пролетев без посадки из сто-
лицы Советского Союза — Москвы в
Америку. На крыльях самолета «Москва»,
сконструированного и построенного нашей
звиатромышленностью, они пронёсли на
другой материк величие, силу, могуще-
ство страны победивтиего социализма. Ни-
что не могло и не сможет ‘остановить
славных сынов советского народа, множа-
цих успехи своей горячо любимой роди-
ны; совершающих с именем Сталина В
сердцах великие подвиги.

Блестящий перелет соверигили Коккина-
ки и Гордиенко накануне 1 мая. Хочется
крепко пожать руки отважным пилотам,
торячо поздравить их с, великим проле-
тарским праздником и поскорее встретить
их в ролной Москве.
	Художник А. НАНЕВСКИЙ
	СОКОЛЫ.
НАШЕЙ РОДИНЫ
	Советский гражданин, кем бы он ни
был — сталеваром, артистом, инженером
или пилотом, — он прежде всего творец,
творец новой замечательной ЖИЗНИ. А
	подлинное творчество не терпит само-
успокоения. Вдохновенное беспокойство

свойственно нашим людям. Владимир
	Коккинаки завоевал ряд рекордов в обла-
сти высотных полетов. Он поднимал свой
тяжелый самолет в стратосферу. он совер-
	  ШИл замечательный скоростной перелет на
	Дальний Восток. И теперь «беспокойный»
Коккинаки вместе с замечательным штур-
маном Гордиенко совершил перелет, рав-
ный по отваге величию и трудностям 3a-
мечательным перелетам Чкалова и Гро-
мова.

Но было бы неверно расценивать подвиг
Владимира Коккинаки и Михаила Горди»
енко только как проявление героизма, - OT-
ваги и мужества. Нет! Это прежде всего
доказательство беспредельной любви со:
ветских людей к своей родине, постоян-
ное стремление приумножить честь и сла-
ву советского авиационного искусства, Это
полвиг во имя родины.

Работники искусств Советской страны
счастливы и горды героическим перелетом
Коккинаки и Гордиенко. Мы с нетерпе-
нием ожидаем возвращения героев на ро-
дину, чтобы в нашей актерской среде, с
которой так дружен Владимир Коккинаки,
снова встретиться с ним и его замеча-
тельным штурманом.
	Народная артистка СССР.
А А ЯБЛОЧКИНА
		[1ерелет,
основанный
на болышом опыте
	Нерелет товарищей Коккинаки и Горди-
енко из Москвы в Северную Америку че-
рез Скандинавский полуостров, Исландию
и Гренландию отражает, как в зеркале,
замечательный прогресс сталинской ави-
ации. Этот перелет основан Ha богатей-
шем опыте наших летчиков, на их боль:
шой и трудной работе по прокладыванию
новых воздушных путей, по освоению с8-
молетов новых конструкций.
	Совсем. кажется, недавно наши пилоты
впервые летали по неизведанным просто-
рам Арктики. А теперь там уже на про-
тяжении многих тысяч километров OCHO-
ваны регулярно действующие. авиацион-
	ные магистрали.
	Блестят у бороды на клине,
Мысли смешались,
толову мнут.
Кровь в виски,
_ клокочет в вене,
— Вчера
в шесть часов пятьдесят минут
скончался товарищ Ленин!

В трилогии «Всегда с Лениным» особен:
но сильно сказалось мастерство Яхонтова,
владеющего поистине редким даром, ва:
мечательным умением передавать публи-
цистику с эстрады, Это смело и тактично.
Благородно и глубоко. У Яхонтова изуми-
тельные паузы.

Кто сказал, что умер Ленин?
	Он ‘живет,
В мудрых Сталина докладах

живет,

В Красной Армии отрядах.
живет,

В лучших помыслах народов
живет,

В нашем сердце песней  тордой
живет,

В нашей правде беззаветной
живет,

В клятве Сталина бессмертной
живет, .

Ленин с нами, знаем твердо,

он живет,
Яхонтов — чтец. У него нет грима, па-

рика, костюма декораций, обстановки,
	партнеров. Но в Лхонтове живет актер,
променявший плащ и шпагу на кафедру
и пиджак. То, что слушателям кажется
«просто», — результат большой творческой
работы. Яхонтову в одинаковой степени
удаются публицистика и поэзия, В Яхон-
тове живут’ вдохновение, большие  чув-
ства, способные творить чудеса, воспламе-
нять сердца людей. Яхонтов отраниченны-
ми средствами ‘чтеца доносит до нас
живой образ Ленина, образ великого про-
должателя ленинскою дела — И. В.
Оталина.

В дни, когда вся страна с ‘напряжен-
ным вниманием изучает славную историю
партии Ленина—Сталина, работа Яхонтова
над трилогией «Всегда с Лениным» ста-
новится особенно ценной.
	ВИКТОР `ЭРМАНС
	Освоив северные трассы и изучив усло-
вия полетов в Заполярье, мы смогли
предпринять рейс из Москвы к Северному
полюсу. Этот рейс, как и создание в цен-
тре Арктики дрейфующей научно-исследо-
вательской станции, подготовили прекрас-
ные перелеты Героев Советского Союза
Чкалова и Громова из Москвы в Соеди-
ненные Штаты Америки Са Северный
полюс:
	Испытав самолет «Москва» на сухопут-
ной трассе. соединяющей столицу с Даль-
ним Востоком. и убедившись в’ чудесных
свойствах этого самолета, Коккинаки пред-
принял перелет в Америку через широ-
кие просторы Атлантического океана. Нам,
летчикам. особенно понятны те трудно-
сти, которые встретились на пути Кокки-
наки и Гордиенко. Мы гордимся, что на’
ши товарищи, продолжая славные тради-
ции советских летчиков, блестяще прошли
на сухопутной машине по новой трассе,
пролегающей в основном через морские
пространства. Мы гордимся, что наши тэ-
варищи с честью преодолели тяжелые
метеорологические условия и без посадки
пролетели ло берегов Америки.
	Ни один перелет советских летчиков не
является случайным. Каждому из них
предшествует большая предварительная
работа. Вместе с тем каждый такой пере-
лет является ‘подтотовительным для но-
вых достижений советской авиации, для
новых дерзаний сталинских соколов.
	От самого сердца — горячий пламенный
привет Владимиру Коккинаки и Михаилу
Гордиенко — патриотам советской роди:
ны, воспитанникам славной партии
Ленина—Сталина.
	Герой Советского Союза
М. В. ВОДОПЬЯНОВ
	‚ Штурман самолета «Москва» майор
М, Х.. Гордиенко
	3 быешей
	ка для актера было несчастьем. Сейчаю в
том же Воронеже вы нередко увидите
такую картину; по проспекту Революции
идет актер с женой, а впереди шагают
двое или трое ребят,

А разве мыслимо было бы в старое
время, чтобы актриса пришла к антрен-
ренеру и сказала ему, что она беременна,
что она временно выбывает из труппы и
вернется в театр через два месяца? . Со-
общив об этом антрепренеру, актриса He-
избежно должна была ждать увольнения.
Сейчас у 15 актеров нашей труппы — де-
ти школьного и дошкольного возрастов:

Молодежь в советском театре окружена
любовью и заботой, В нашем театре ей
предоставлены все возможности для твор-
ческого роста. Идет смелое выдвижение
молодых актеров на первые роли, Б. А.
Крачковский, играющий в очередь со мной
Павла Грекова, Н. С, Крицкий (Христиан
в «Сирано»), Н. С. Елисеева (Таня в «Па-
ди Серебряной»), К. И. Невструева (Лизл
в «Детях солнца»), А, Чернов (Шадрин в
«Человеке с ружьем») — вое это молодые
актеры, недавно сошедшие ‹о школьной
скамьи. Из вопомогательното состава труп-
пы за последнее полутодие мы включили
в основной актёрский состав Г. Мачехи-
ну (беспризорник Гвоздик в «Будияхь
П. Голикова), Г. Т. Недоросткова (бывше-
го слесаря, играющего сейчас старшину в
«Пади Серебряной»), В. Г. Чурилова (япон-
ский солдат в «Пади»), А. И. Шереметье-
ва (доктор в «Буднях») и др.

В купеческом Воронеже не мотло быть
и речи о создании театрального училища.
В советском Воронеже, кроме театральво-
го, работают музыкальное и хореграфиче-
ское училища & с осени открывается и
художественное, В Воронежской области—
6’ музыкальных школ-семилеток; одна из
них в том самом селе Животинном, про
которое кадет Шингарев написал извест-
ную книгу 0б умирающей деревне,

Все эти перечисленные мной факты—
& число их можно было бы значительно
увеличить — говорят о том, что старой те-
атральной провинции уже нет, Изменя-
лись роль и значение театра, который стал
мощным орудием строительства новой, с0-
циалистической культуры. Искусство cra-
ло народным в подлинном смысле этого
слова, Изменилось и отношение к работ-
никам искусства,

Советская властк подняла значение вк.
тера. Актер-общественник, Боторого ари-
	тель видит не только в театре, ю Е!
собраниях, на митингах, в общественным
организациях, заслуженно пользуется Je
жением советского общества,
	По-новому встала проблема «таланты 1
поклонники». Конечно, пережитки прош
TO сказываются и в этой области, И
моей актерской почте немало писем, №
кие получал терой-любовник старого т
ра. Но наряду в этим я получаю ил!
гие письма, где эритель откликается #1
мою творческую работу, затративзет #
просы художественного порядка, поди“
ет недостатки” моего исполнения, дели
дельные замечания, опраприивает о 1%
о роли; и т. д.

Ярчаицим показателем этого нового
ношения советокой общественности &
теру явилось избрание ряда актеров в
Верховные Советы Р и со
республик.

В отромной депутатской переписке, #*
торую я веду изо дня в день имели
письма не только из тех сельских [28%
нов, которые. меня избрали депутатом В
Верховный Совет. В этой переписке Hele
Ло писем и из других районов в город
не одной только Воронежской области
	„.Опускается = занавес,  Актер-депут
снимает грим и спешит домой, На ег 010.
16 зА день накопилась большая пачка п!
сем. Депутат намечает план завтрашиет
дня. Утром — прием посетителей. [ort
— репетиция в театре. После репетиция“
поездка в исполком, в горсовет, в проку
ратуру или в суд. Он будет звонить 1
телефону в район. Темы зазтрашних pe
товоров депутата самые  разнообразяы®
как разнообразна наша жизнь. Здесь 1
вопросы электрификации села, и 0180
земельных участков, ин детали трактор
и недостатки школьной работы, и орз
зация’ детских яслей. Кроме воем 210
завтра вечером надо будет валисать в 0%
ластную тазету. отатью на такую, ка22л0@
бы, постороннюю для актера тему, как Ot
MORT запущенных шобсейных дорог,
	А что может вызвать большее удовл!
ворение актера-депутата, чем получени
письма с уведомлением, что поставле!
ный им в горсовете вопрос получил 101
жное разрешение, что нарушители 8880:
понесли заслуженное наказание, что в
шательство ‘депутата обеспечило выпол
	ние. справедливых претензий изовры\
лей?!
	Актер становится общественником и в
своей театральной работе. Он перестает
омотреть на себя, как на «жреца», которо-
му наплевать на все и на всех, в том
числе и на своих партнеров по сцене. В
этом отношении показательна работа Ho-
ронежского театра драмы над «Павлом

рековым» — спектаклем, который -мы
выпустили KX XVII с’езду/ партии,
	Мы готовили этот опектакль в порядке
социалистического соревнования. Итоги
этого  предс’ездовского  соцебревнования,
охватившего огромную массу периферий-
ных актеров, еще не подведены. Может
быть их и трудно уложить в цифровые
показатели, Бесспорно одно: это соревчо-
вание подняло общественное сознание ик-
тера, заставило актера посмотреть на свой
труд, как на большое общественно-поли-
тическое дело, Поставив своей — задачей
дать к сезду спектакль высокого художе-
ственного качества, коллектив ‘придирчиво
обсуждал на производственных совещани-
ях игру каждого исполнителя. Каждый
актер старался помочь товарищу, очитая,
	419 он отвечает не только за свою итру,
НО и за весь коллектив.
	Развернулась критика и самокритика.
Актеров, которыз не терпят критики, у
нас становится вбе меньше и меньше, и
их поведение встречает суровое осуждение
коллектива. Из старого актерского насле-
WHA советский актер берет то, что может
укрепить театральное искусство, поднять
мастерство исполнения, и стремится пре:
одолеть то, что не к лицу советскому
тражданину: = зазнайство. самомнение,
	чванливое убеждение в своей непогреши-
мости ит д.
	Показательным для нового актерского
быта является тот факт, что актер обва-
велся собственной квартирой и обстанов-
кой, и в составе этой квартирной обста-
HOBRE появились книжные полки и книж-
ные шкафы — явление совершенно немы-
слимов в старом актерском быту. Пройди-
те в выходной день по воронежским
книжным матазинам, — вы встретите там
немало наших ‘актеров.
	У старого актера, как правило, не бы-
ло семьи. Он избегал иметь детей, кото-
рые были обузой при его вечных переоз-
дах из города в город. Появление ребен-
	„.Вчёра мне пришлосв назестить старо-
го актера А. М. Вербина, когда-то пиро-
ко известного в русской провинции, те-
перь спокойно живущего на персональной
пенсии в Воронеже. Убеленный сединами
актер, исколесивигий вдоль и поперек ета-
рую Россию, испытавший все «прелести»
провинциального актерского быта, вопоми-
нал прошлое. Со слезами на глазах А. М.
Вербин говорил, как он жалеет, что ро-
дился в другую историческую эпоху и 910
ему не посчастливилось играть в тех пре-
красных условиях, какие созданы celiac
для советского актера, — в условиях, 0
которых старое актерское поколение не
могло и мечтать.
	Мы часто проходим мимо этого нового,
не вамечая его, принимаем это новое, как
само собой разумеющееся, забываем ae
только 0 том, что было четверть века на-
зад.

Кто сейчас из советских матерей будет
бояться, что ее дочь или сын поступит в
театральное училище? Сама постановка
этого вопроса кажется в наши дни неле-
пой. А всего 25 лет назад, когда я, под-
росток, работавший на Балтийском судо-
строительном заводе, вздумал итти в ак-
теры, моя мать пролила не одну слезу
над своим потерянным, по ее мнению,
сыном, Так безнадежно смотрели в те вре-
мена на профессию актера.
	За годы сталинских пятилеток кореч-
ным образом изменилось положение теат-
ра, в первую очередь, периферийного. Ha-
менились актерский быт, актерская среда,
	Изменился сам актер. Изменилось и отно-
	шение к актеру. Правда, эти процессы не
получили еще окончательного разрешения,
Многое недоработано в организационной
структуре тедтра. В актерском о еще
проскальзывают рецидивы старом. Но 906-
новы нового заложены прочно и незыб-
демо.
	Бурный расцвет искусства можно про-
следить на примере каждого города, каж-
дой области. В дворянском и купеческом
Воронеже, например, имелся всего один
театр, игравший к тому же не круглый
тод; в уездах не было ни одного. В новом,
роветском промышленном Воронеже сейчас
	ральной периферии, вплотБ до молодых
колхозно-совхозных театров,

Все это позволяет крупнейшим драма-
тургам, без особого риска давать свои пье-
сы для первых постановок на периферию,
Всего полмесяца назад тазеты отмечали
первую постановку «Волка» Л. Леонова,
показанную на сцене Тульского театра. В
Воронежском областном театре драмы
впервые в СССР была поставлена пьеса
Н. Погодина «Человек в ружьем»: мы её
	показали в день 20-летия Октябрьской pe-
	волюции — на две недели раньше премье-
ры в театре им. Вахтангова, с
Укрепление художественного руководст-
ва периферийных театров позволило этим
театрам взяться и за работу с молодыми
авторами. Сейчае Воронежский театр ра-
ботает с местным драматургом Н, А. За-
Донским. Он написал пьесу «Кондрат Бу-
лавин», которая принята театром х поств-
новке. В результате работы театра © дра-
матургом автор значительно испразил
текст пьесы; ввел новые сцены и: считает,
что пьеса его от такого сотрудничества
значительно выиграла. В ближайшем бу:
	дущем мы думаем показать этот  спек-
ТАКЛЬ. г.
	Советский актер нз вамыкается в круту
узко профессиональных интересов, Он
общественник, и участие ето в обществен:
ной жизни многогранно и разносторонне.
	Воронежские актеры работают и в секции
торсовета, и в частях Красной Армии, и
	во Дворце пионеров, и в самодеятельных
кружках, и в театральном училище.
	Артистка 0, П. Мариуц — активистка
культсекции горсовета. Заслуженная арти-
стка Р. Г. Данилевская — член. месткома
и ответственный секретарь воронежского
отделения ВТО (сама организация этого
отделения значительно оживила  творче-
скую жизнь театров области). Е. В. Чер-
ная — редактор стенгазеты, Н. Е, Озеров
большую актерскую деятельность сочета-
ет с исполнением обязанностей ence-
дателя месткома и члена обкома Рабис.
В. И; Шкурский—энтузиаст  военно-шеф-
ской работы. Этот список моикно было бы
	т театров, в том числе два драматиче-
ских, театр музыкальной комедии, куколь-
ный, железнодорожный и т. д. Есть по-
стоянный цирк. Большую работу развер-
нула филармония,

Изменился, культурно вырос зритель.
Его не надо заманивать в театры ‘сног-
спибательными фарсами, мелодрамами. Он
сам идет в театр—дайте ему лишь хоро-
шее, волнующее художественное зрелище.

До революции провинциальный театр
должен был давать в неделю три премье-
ры, Уже в советское время, в 1919—
1920 г, когда я служил в Иваново-Воз»
несенске, я сыграл. за сезон 25 ролей, а
в зиму 1922—1923 г, в Ярославском те-
атре — целых пятьдесят. `Даже такие
трудные для исполнения пьесы, как «Ка-
широкая старина», приходилось итрать с
двух репетиций. -

Недавно я перечитывал записку A. Н.
Островского о театральных школах. Вели-
кий драматург писал, что «‹провинциаль-
ные актеры те же любители... Они никогда
не учат ролей... Говорят вместо роли вся-
кую чушь, какая им в голову придет...»
	Островский писал это про актеров, 80-х то-
дов, но его характеристика применима Е
провинциальному, актеру и более поздне-
го времени, Сейчас не только актеры-про-
фессионалы, но и актеры-любители, акте-
ры драматических кружков роли свои,
как правило, знают, это свидетельствую
co всей категоричностью, ибо не раз и не
два, председательствовал в жюри олимпизд
самодеятельного искусства. А про а
профессионалов и говорить нечего, Ham-
дый из них получил возможность работать
над ролью глубоко и продуманно, изучать
не только роль, но и весь материал, ст-
носящийся к постановке, То, что раньше
было доступно лишь для актеров столицы,
для немногих передовых тевтров страны,
					стало обычным явлением для всей теат-  продолжить. Я беру первые пришедшие