Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Год издания Х
		ИСКУССТВО
		1939 года
	Цена 30 коп.
		№ 47 (627)
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств

[ретья (Сессия Bepxe
	Информационное сообщение
	Вчера, 26 мая, в 11 часов дня, в зале
заседаний Верховного Совета СССР, в
Кремле, состоялось второе заседание Сове-

та Союза, у
Председательствует — Председатель Со-
вета Союза депутат Андреев А, А.
	Совет Союза заслушивает содоклад Бюд-
жетной Комиссии. Совета. Союза, депутата
Николаевой К. И. по пункту первому по-
рядка .дня о государственном бюджете
СССР на 1939 тол.
	После содоклада Бюджетной Комиссии
Совет Союза переходит к прениям по док:
	ладу о государственном бюджете СССР на
	Утром 26 мая в Большом Кремлевском
Дворце открылось второе заседание Треть.
ей Сессни Совета Союза, на котором на-
чалось обсуждение доклада о государст-
венном бюджете СССР на 1939 год.

В ложах присутствуют руководители
партии и правительства, члены Президи-
ума Верховного Совета СССР, народные
комиссары.

Председатель Совета Союза депутат
Андреев А. А., открывая заседание, пре-
доставляет слово для содоклада по пер-
вому вопросу порядка дня докладчику
Бюджетной Комиссии депутату Никола-
евой К. И.

Депутат Николаева дает подробное за-
ключение по проекту государственного
бюджета СОСР на 1939 год, представлен-
ному на утверждение Сессни. Она отме-
чает, что бюджет отражает намеченные
планом второго года третьей сталинской
пятилетки. грандиозные задачи социали-
стического хозяйственного и культурного
строительства, под’ем материального бла-
госостояния трудящихся, дальнейшее ук-
репление обороноспособности советского
государства.

— Детально рассмотрев все доходные и
расходные статьи принятого Советом На-
родных Комиссаров. СОСР бюджета на
1939 год, — товорит докладчик, — Бюд-
жетная Комиссия Совета Союза отмечает,
что он полностью отвечает политическим
	—-— -\ экономическим зодачам- натной стракы.
	Нравительетво правильно предусмотрело в
бюджете соответствующие ассигнования на
промышленность, на сельское хозяйство, на
транспорт, на торговлю, н& оборону нашей
родины, на просвещение на здравоохра-
нение и на другие социально-культурные
мероприятия.

Подробно останавливается тов. Никола-
ева на доходной части бюджета, принятой
Совнаркомом СССР на этот год в сумме
155.606.806 тыс. рублей Решающим ис-
точником доходов государственного бюд-
	вета являются платежи социалистическо-
	го хозяйства — налог с оборота и отчис-
ления от’ прибылей. В сравнении с по-
ступлениями прошлого года, налог с 060-
рота увеличивается на 15 проц., а отчис-
ления от прибылей по всему народному
хозяйству увеличиваются на 66,7 проц
Такое увеличение отчислений в бюджет
от прибылей есть результат повышающей-
ся рентабельности наших предприятий,
роста их накоплений,

Касаясь вопросов государственного кре-
дита, завоевавшего себе прочное место в
бюджете, докладчик подчеркивает широ-
кую популярность тосударственных зай-
мов, подписчиками которых является свы-
ше 50 миллионов трудящихся нашей
страны. Тов. Николаева указывает на не-
обходимость улучшить работу Народного
Комиссариата финансов и его органов на
местах по привлечению вкладов и развер-
тыванию сети новых сберегательных касс.

Переходя к расходной части бюджета,
тов. Николаева заявляет, что Бюджетная
Комиссия считает вполне правильным тот
большой рост ассигнований на развитие
всех отраслей народного хозяйства, кото-
рый намечен в проекте государственного
бюджета СССР.
	Конкретными фактами иллюстрирует до-
	кладчик величайшую заботу большевист-
ской партии и советской власти о народе,
которая наглядно видна на примере бю-
джетных ассигнований на социально-ку-
льтурные мероприятия, на удовлетворение
культурных и материально-бытовых зап-

росов населения.
Особо останавливается тов. Николаева, на

ассигнованиях, которые направляются на
укрепление обороны нашей социалистиче-
ской родины и определены по государст-
венному бюджету на 1939 год в сумме

40.885 млн. рублей.
— Можно с уверенностью сказать, что

эти ассигнования на нужды обороны на-
шего государства встретят всеобщее одоб-
рение депутатов. Верховного Совета и все-
го советского народа, — заявляет тов. Ни-
коляева под горячие аплодисменты депу-
татов.

— Рассмотрев при участии Наркомфина,
а также представителей отраслевых нар-
коматов и правительств союзных респуб-
лик все статьи доходов и расходов госу-
дарственного бюджетя СССР на 1939 год—
товорит тов. Николаева, — Бюджетная Ко-
	1 миссия Совета Союза считает возможным
	внести в бюджет ряд. поправок,
Докладчик предлагает увеличить общую
сумму доходов государственного бюджета
СССР на 491 млн. рублей за счет недо-
учтенных Наркомфином и изысканных
дополнительно Бюджетной Комиссией по-
ступлений по налогу с оборота наркома-
тов пищевой промышленности, мясной И
молочной промышленности, текстильной
	промышленности, пд наркомату заготовок,
наркоматам топливной, химической и лег-
	кой промышленности, по наркомату элек-
тростанций и электропромышленности, &
также отчислений от прибылей ряда нар-
коматов.

Общую сумму расходов государственного
бюджета Р Бюджетная Комиссия
считает ходимым уменьшить на
152,6 млн/ рублей за счет сокращений
бюджетных ассигнований по некоторым
наткоматам. ‚
	Рассмотрев бюджеты союзных респуб-
лик Бюджетная Комиссия предлагает
	О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА СОЮЗА
26 МАЯ 1939 ГОДА.
	Искусство
киргизского наролпа
	Вчера в Москве началась декада кир-
иоского искусства. Наряду с прошедши-
yz 88 последние Годы декадами украин-
ord, грузинского, азербайджанского, уз-
(кокого и казахского искусств эта дека-
в принадлежит к числу выдающихся
чбытий нашей общественной жизни.
	Th

Fee RP FP PS

Организация декад — осмотров нацио-
ильного искусства — традиция в высшей
иетёни плодотворная, Взаимный обмен
порческим опытом и достижениями ис-
ууства братских народов СССР’ оказы-
мет несомненное и очень большое влия-
ие на развитие нашей художественной
зультуры.

( восхищением и гордостью наблюдаем
у блестящий расцвет искусства во всех
даннадцати союзных республиках нашей
poset.

Tau, где еще совсем недавно не было
и театра, ни филармонических учрежде-
gi, ни художественных выставок, ни
пхе письменности — этой основы вся-
И культуры, — там сейчас работают
кятки театров со множеством талантли-
ых актеров, режиссеров и драматургов,
хоникают симфонические оркестры и ка-
ирные ансамбли, демонстрируются пре-
эуиходные картины и скульптурные про-
пюдения. Великолепные успехи художе-
изенной культуры народов нашей стра-
IW являются прямым результатом ленин-
иосталинской национальной политики,
проводимой партией и советским прави-
IECTBOM. :
	2 2% а =>

2 me

Киргизский оперный театр со своим
ициональным репертуаром, симфоничес-
Si оркестром, солистами, хором и балет-
11 труппой — 06 этом вряд ли думали
когда даже самые смелые’ мечтатели.
№ едва ли они могли представить себе
{1 существование Киргизской  государст-
иной филармонии, и целой сети теат-
ив п огромного количества художествен-
ю-<амодеятельных кружков и студий. За
189 т. театры Советской Киргизии обслу-
или более 600 тысяч человек. Эта циф-
й мма по себе достаточно внушитель“
jig, о в нее ведь не входят слушатели
мщертов и музыкальных ‘вечеров, с нас-
илденем  воспринимающке искусство
ируизских акынов, манасчи, мастеров иг-
ju HR национальных и европейских му-
ыюльных инструментах и т. д.
	Вликая Социалистическая революция
1будила к жизни множество ` замеча-
выных дарований, и прекрасная Кирги-
wa изобилует сейчас талантливыми пев-
№ и музыкантами, поэтами и литера-
O)AME, :

Выдающиеся актрисы и певицы Каным-
11 Айбашева Бюбюсара  Бейшенбаева,
(мМр» Книзбаева, Анвар Куттубаева, ак-
wi Аширалы  Боталиев, . Касымалы
Итибеков, высокоодаренный композитор
Млылае Малдыбаев, художник Гапар АЙ:
№ режиссер Аманкул Куттубаев, ди-,
изр Шейше Орозов, — все они разви-
и в счастливую эпоху Советской Кир-
mi :

8 прошлом киртизокого народа есть и
пунческая, самоотверженная борьба за
вазисимость против могущественных вра-
№ ть долгие годы угнетения и раб-
(и нищеты и голода. Никогда не из-
юшдися в памяти народа кровавые со-
(лия 1916 года, когда царские жандар-
\3 нем и мечом истребляли киргизские
илы, не щадя ни старцев, ни женщин, ни
ый, когда палач-генерал, руководивший
ууивлением киртизского народа, восстав-
10 против самодержавия, приказывал
ка вотречных киргизов убивать, а аилы
‘ишать, котда в горных ущельях на пу-
мз Китай погибли десятки тысяч людей.
	Гордый дух Манаса и Семетея вспых-
1 B сердцах киргизских JIMULTHTOB, H ONE,
	    руженные примитивными ружьями-
°   Имувами. самодельными! пиками и де-
	`ревянными рогатинами, шли на неравный

А фо УВ
	EE ее REE tar

60й с царскими войсками.
	вного Совета СССР 1-го созыва
	Информационное сообщение
	О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕИ
26 МАЯ 1939 ГОДА
	Вчера, 26 мая, в 6 часов вечера, в зале
Кремле, состоялось второе заседание С9-
вета Национальностей,
	Председательствует — Председатель Co-
Bera Национальностей депутат Шверник
	Совет Национальностей заслушивает co-
доклад Председателя Бюджетной Комиссии
Совета Национальностей депутата Хохпо-
ва И. С. по пункту первому порядка дня
о государственном бюджете Р на
1939 год.
	После содоклала Бюджетной Комиссии
Совет Национальностей переходит кв пре-
	ниям по докладу 6 государственном бюд+
жете СССР на 1939 год и исполнении го-
сударственного бюджета СССР за 1937 год.

В прениях выступили депутаты Бурми-
стенко М. А. (Майкопский сельский округ,
Адыгейская автономная область), Ванеев
В. Г. (Минский городской округ, Белорус
ская ССР), Хоштария С. Г. (Гагринский_
округ, Абхазская АССР), Ибрагимов Р. К.
(Мелеузовский округ, Башкирская АССР),
Динмухаметов Г. А. (Ново-Шешминский
окрут, Татарская АССР) и Гусев Н. П.
(Кетмень-Тюбинский округ, Киргизская
ССР).

На этом второе заседание Третьей Сес-_
сии Совета Национальностей закрывается.
	Бесчисленные сказания и песни явля-
	OTCH вечным памятником истории киргиз-
ского народа...
	Народ, задыхавшийся под тройной. тя-
жестью—царской власти, жестокой байско-
манапской эксплоатации и  мертвящей
догмы ‘ислама, ‘сковывавшей ум и поэти-
ческую фантазию, киргизский нарол
не утратил ни вековечного стремления к
свободе, ни страстной любви к искусству.
Песне и комузу поверяли киргизы самые
заветные свои думы и помыслы. Недаром
такую яростную ненависть питали к на-
родным певцам и музыкантам царские
чиновники и киргизские баи и маналы,
недаром томился на каторге великий
акын Токтогул Салтытанов, недаром в ди-
кой влобе манап Худайберген растоптал
комуз акына Калык Акиева, убил его с0-
кола и отнял его коня.
	Взрывчатая сила таилась в тихом роко-
те комуза, в вольной песне акына-певца, и
эта сила была страшна угнетателям.
	В давние годы в киргизских степях
жил великий украинский поэт Тарас
Шевченко, Один из первых он разгадал
поэтическую душу киргизского народа. В
своих рисунках Тарас Шевченко впервые
запечатлел образы киргизских певцов и
музыкантов. Вемотритесь в лицо поющего
киргиза на маленькой картине Шевченко,
и вы увидите, почему так гордится своей
песней народ, почему сложил он о ней
легенды,

«Некогда, — гласит одна из легенд, —
песня летала над землей, и там, гле она
летела ниже, народы пели лучше. Но ни-
же всего песня летела над киргизской
землей, и с тех пор киргизы — лучшие
певцы на свете».

И верно, неслыханному обилию песен у
киргизов и у их соседей казахов всегла
дивились исследователи-фольклористы.
Но песни эти были грустны, пока по сло-
Бу поэта:
	за годом год — неслись века,
	Катилась времени река,
	Но оставалось вечно горе
Бесоменным друтом бедняка.
	Но вот грянула Великая Социалистиче-
ская революция, и в Киргизии зазвенели
другие песни. Славят в своих песнях кир-
гизские акыны Ленина и Сталина, вели-
кую партию большевиков, Сталинскую
Конституцию. священную родину, счаст-
	ливую жизнь. ‘
В коллективной сказке «Чудесный
отец» акыны Алымкул Усенбаев и Калык
	Акиев поют:
	Если славный батыр-народ
В вечном счастье теперь живет,
Если партия — наш отец,
	_.—-.Самый_мудрый_земли мудрец,
	Исли Сталин — отец отцов
Всех рабочих, дехкан, бойцов, —
Как же сказку придумать мнё
Лучше жизни в родной стране!
	В тонкой поэтической форме здесь вы-
ражены думы народа, его любовь к роди-
не, к великому Сталину его пламенный
патрнотизм. Но здесь заложены думы и
мысли всех братских народов боветского
	Союза, составляющих единую тесную
семью. .
Успехи киргизской культуры есть
	успехи всего советского народа, и декада
киргизского искусства служит делу. укреп-
ления сталинской дружбы народов. Чем
крепче эта дружба, тем сильнее и моту-
щественнее нала великая родина. «Ибо
пока эта дружба существует, народы на-
шей страны будут свободны и непобеди-
мы. Никто не страшен нам, ни внутрен-
ние, ни внешние враги, пока эта дружба
живет и здравствует» (Сталин). .

Наш пламенный, братский привет ма-
стерам искусства Советской Киргизии!
	1939 год и исполнении государственного
бюджета СССР за. 1937 гол.
	В прениях выступили депутат Кулиев
Т. И. (Сабир-Абадский округ, Азербайд-
жанская ССР), заместитель Председателя
Совнаркома РСФСР ‘тов. Вахрушев В. В.
депутаты Коротченко Д. С. (Амур-Нижне-
Днепровский округ, Днепропетровская об-
ласть, УССР), Юсупов У. (Ташкентский-
Сталинский округ, Узбекская ССР) и Двин-

ский Б. А_ (Таганрогский округ, Ростов-
ская область).
	На этом второе заседание Третьей Сес-
	сии Совета Союза закрывается.
	ДНЕВНИК ЗАСЕДАНИЙ СЕССИИ
	939 100g
		В Совете Союза
	  В Совете Национальностей
	— Представленный правительством Aa
утверждение Верховного Совета CCCP ro-
сударственный — бюджет страны на
1939 год несомненно встретит единодуш-
ное одобрение Верховного Совета и всего
советского народа.
	На трибуне — депутат Ванеев В. Г. Он
вносит предложение — одобрить решение
Совета Народных Комиссаров СССР об от-
пуске из бюджета в 1939 году на Hate
нейшее укрепление оборонной мощи на-
шей страны 40.585 млн. . рублей.
	— Ассигнование этой суммы на укреп-
ление обороны нашей страны, — говорит
он, — позволит сделать еще более це-
приступной крепостью все советские гра-
ницы для больших и малых врагов на-
шей родины.
	Депутат Ванеев приводит в. своем вы-
ступлении цифры и факты, свидетельст-.
вующие о расцвете Советской Белоруссии.
	Быстунивший затем депутат Хоштария
С. Г. заявил, что цифры и размеры ассиг-
нований по государственному бюджету
СССР полностью обеспечивают выполнение
грандиозной программы второго года тре-
тьей сталинской пятилетки. .
	— Нет и не будет в мире силы, которая
могла бы приостановить триумфальное
шествие советского народа вперед к ком-
мунизму, — заявляет депутат Хоштария.—
Этому гарантия — единство нашего совет-
ского народа, ‘бесконечная любовь и пре-
данность трудящихся своей любимой ро-
дине. Советский народ безусловно побе-
дит, ибо им руководит великий вождь, ор-
ганизатор. побед социализма, наш родной,
любимый Сталин.
	Это заявление зал встречает бурными
аплодисментами,
	— В результате неуклонного осуществ-
ления ленинско-сталинской национальной
политики, повседневной заботы нашей
партии и великого Сталина, — продолжает
Хоштария, — некогда отсталые окраины
и колонии царского самодержавия превра-
тились в передовые республики советской
страны.
	Свою мысль депутат Хоштария иллюст-
рирует яркими фактами. В результате вы-
полнения программы сталинских пятиле-
ток в Грузии создана своя промышлен-
ность — электрическая, машиностроитель-
ная, ферро-сплавная, горно-рудная, неф-
тяная, шелко-ткацкая, текстильная, чай-
ная. Добыча марганца и угля увеличилась
больше чем в четыре раза. На колхозных
полях социалистической Грузии широко
внедрены новые культуры сельского хозяй-
ства: чай, цитрусы, эфирно-масляничные
‘культуры, табак. В Грузии имеется 18 выс-
щих учебных заведений, в которых обу-
чается свыше 22 тыс. студентов. Создано
26 новых театров, 235 киноустановок, 265
клубов, 418 массовых библиотек. Предло-
женный на утверждение бюджет Грузин-
ской республики превышает бюджет перво-
го года второй пятилетки в пять раз.

— Бюджет второго года третьей сталин-
ской пятилетки, внесенный Совнаркомом
на рассмотрение и утверждение Сессии, —
товорит депутат Ибрагимов Р. К., — яв-
ляется одним из важнейших документов
сталинской эпохи, отражающим небывалый
рост политической и экономической мощи
нашей страны, рост материального и куль-
турного уровня трудящихся.

Депутат Динмухаметов Г. А. товорит:

— Благодаря повседневной заботе пар-
тии и лично товарища Сталина об укреп-
лении советских финансов, советский на-
род собственными ‘силами и средствами
поднял финансовое хозяйство страны на
такую высоту, о которой не могло и не
смеет мечтать ни одно из. современных
капиталистических государств.

Свою мысль депутат Динмухаметов. под-
тверждает данными о бюджете ряда’ ка-
питалистических стран. Дефицит бюджета
Англии на 1987—1938 бюджетный год со-
ставил 140,7 млн фунтов стерлингов.
Бюджет фашистской Италии за последние
8 лет также ежегодно сводится с большим
дефицитом,

Совершенно другая. картина в стране
Советов ив е6 союзных республиках Го-
сударственный бюджет советской Татарии

за последние 10 лет увеличился в 19 раз.
Бюджету Киргизской Советской Социа-
	листической Республики посвящает свою
речь депутат Гусев Н. П.

Бурный рост народного хозяйства и
культуры Киргизии находит яркое отра-
жение в республиканском бюджете. С
51,6 миллиона рублей в первом году вто-
рой пятилетки он вырос до 268 милли-
онов рублей в последнем году второй
пятилетки В 1939 году бюджет Киргиз-
ской ССР запроектирован в сумме 385
млн. рублей. }

— Если раньше киргиз пел тоскливые
однотонные песни о бесправии, о неспра-
ведливости, — товорит депутат Гусев, —
то теперь свободный киргизский народ
поет бодрые, счастливые песни о культур-
ной зажиточной жизни, поет песни о Gea-
заветной любви к вождю — товарищу
Сталину. Тов. Гусев напоминает, что в
Москве открылась декада киргизского ис-
кусства и депутаты мотут убедиться, как
ярко расцветает киргизская культура,

После окончания речи депутата Pycepa
заседание закрывается,
		Вечером 26 мая в Большом Кремлев-
chow Дво opne OTRPBLIOC второе заседание
Третьей Сессии Совета Национальностей.
Появление в правительственных ложах

товарищей Сталина, Молотова, Калинина,
Микояна, Жданова, Хрущева, Маленкова
вызывает восторженную овацию в зале.

Депутаты и гости поднимаются с мест.
Раздаются ‘приветственные- возгласы в
честь товарища Сталина, руководителей
партии и правительства.

Председатель Совета Нажиональностей
депутат Шверник Н.  М., открывая засе-
дание, предоставляет слово для содокла-
да по первому вопросу порядка дня
Председателю Бюджетной Комиссии Сове-
та Национальностей депутату Хохлову
	И. С.
	предусмотреть в бюджете ассигнования
на увеличение заработной платы предее-
дателям и секретарям сельсоветов, а так-
же зоотехническим и ветеринарным ра-
ботникам в соответствки с постановлени-
ями Совнаркома СССР, -

Подводя итоги всех поправок к бюд-
жету, тов. Николаева сообщает, что в слу-
чае их принятия общая сумма дополни-
тельных свободных средств составит
643,6 млн. рублей, которые Бюджетная
Комиссия предлагает передать в резерв-
ный фонд Совнаркома СССР.

С учетом всех дополнений и изменений,
предложенных Бюджетной Комиссией, го-
сударственный бюджет СССР на 1989 год
должен составить в доходной ‚ части
156.097.829 ‘тыс. рублей, а в расходной—
155.447.829 тыс. рублей. Таким образом
превышение доходов над расходами 0с-
тается в сумме, принятой Совнаркомом
СССР, т. в.—650 млн. рублей.

Открываются прения по докладу о то-
сударственном бюджете CCCP на 1939
год. Первым выступает депутат Кули-
ев Т. И.

Депутат Кулиев ваявляет, что бюджет
на 1939 год, внесенный на утверждение
Сессии, полностью отвечает политическим
и экономическим интересам нашей роди-
ны. Ноэтому он предлагает утвердить
бюджет с поправками, внесенными Бюд-
жетной Комиссией.

‚> Подробяс-. останавливаетея-депутат—Ку>
лиев на ‘хозяйственных успехах, которых
добились партийные и непартийные боль-
шевики ‘Азербайджана, руководствуясь
указаниями товарища Сталина и при ог-
ромной помощи союзного правительства.

Под аплодисменты всего зала депутат
Кулиев предлагает полностью утвердить
ассигнования, предусмотренные проектом
бюджета на оборону страны.

Слово предоставляется заместителю Пред.
седателя Совнаркома РСФСР тов. Вахру:
шеву В. В.

Представленный на обсуждение Сессии
Верховного Совета проект государственного
бюджета на 1939 г. говорит он; отражает
огромную хозяйственную и финансовую
мощь нашей социалистической родины,
несокрушимую силу, могущество и бога-
тейшие творческие возможности советского
народа. -

Цифры роста ассигнований на оборону
страны внушают радость каждому ‘совет-
скому гражданину, каждому истинному
другу советского государства, каждому
борцу за мир, каждому противнику фа-
шизма,

Тов. Вахрушев дает подробный анализ
государственного бюджета РСФСР. В 1939
году бюджет Российской Федерации по
сравнению с 1937 годом возрос на 238
проц., а по сравнению с 1938 годом — на
12,5 проц.

Выступивший затем депутат Коротченко
Д. С. целиком и полностью поддерживает
предложение выступавших до него депу-
татов` — утвердить представленный Сов-
наркомом СССР проект государственного
бюджета на 1989 год.

Депутат Коротченко приводит яркие
цифры, характеризующие зажиточность ук-
раинского народа, рост хозяйства и куль-
туры Украинской ССР.
` Ва две Сталинские Пятилетки бюджет
Украины вырос в 11 раз.

Гигантски растут ассигнования на про-
свещение, науку и здравоохранение.

— В то же время, — говорит тов. Ко-
ротченко, — львиная доля бюджета фа-
шистских стран падает на нужды войны.
Германия, например, по официальным
данным 1937 тода, израсходовала на во-
оружения 15,5 млрд. марок, военные рас-
ходы Японии в 1939—1940 г.г. составляют
7.240 млн. иен (тогда как весь бюджет
Японии—около 10 млрд иен).

Выступивший затем депутат Юсупов У.
указывает, что внесенный на утверждение
Сессии государственный бюджет СССР за-
мечателен тем, что в нем, как в зеркале,
отражается победа  ленинско-сталинской
национальной политики, великая дружба
народов. Бывшая царская колония — Уз-
бекистан превращен в передовую респуб-
лику. В 1915 году бюджет Туркестанско-
To края, в который входил ряд нынешних
республик, составлял 25 млн. рублей. Из
этой суммы 14,6 проц; расходовалось на
содержание полиции, 72,1 проц. — на во-
енные нужды и лишь 2,3 Проц. — Ha
просвещение. 98 проц. населения Узбеки-
стана было неграмотным. За последние 15
лет бюджет Узбекской ССР увеличился в

43 раза.
Депутат Двинский Б. А, подчеркнул в

своем выступлении, что сравнение цифр
бюджетов 1937 и 19839 г.г. показывает, ка-
кими быстрыми темпами идет хозяйствен-
ное развитие нашего государства.

Депутат Двинский приводит некоторые
данные по Ростовской области, показы-
вающие, что дает народу финансовая по-
ATH Советского Правительства.

— Надо добиться,—говорит в заключе-
ние тов. Двинский,—чтобы работа наших
финансовых органов полностью обеспечи:
ла те грандиозные хозяйственные задачи,
которые поставил перед всей нашей
страной na XVII с’езде ВКП(б) товарищ
Сталин. Сессия встречает аплодисментами
это заявление. После выступления депу-
rata Двинского заседание закрывается.

(TACO).
	— Государственный бюджет CCCP на
1939 год, — заявляет депутат Хохлов, —
внесенный на рассмотрение Третьей Сес-
сии Верховного Совета СССР, построен в
точном соответствии с решениями ХУШ
сезда ВКП(б). Этот бюджет отражает ги-
гантское развитие народного хозяйства,
мощь и богатство нашей страны.
	Депутат Хохлов подчеркивает, что бюд-
жеты фашистских стран носят ярко вы-
раженный военный характер В этих ус-
ловиях было бы непростительно яе при-
нять всех возможных мер к укреплению
обороноспособности нашей страны, к уси-
	Тлению: монеи -Красной Армин--и- Военно--

Г а ПР АЕ и,
	Морского Флота.
	Бурными аплодисментами отвечают де.
путаты на слова тов Хохлова:
	— Мы уверены, что Сессия Верховного
Совета СССР с радостью одобрит ассигно-
вания, предусмотренные в бюджете на
оборону нашей страны!
	— Государственный бюджет СССР, —
говорит депутат Хохлов, — отражает ог-
ромный рост материального благосостоя-
ния и культурногх уровня трудящихся
налшей родины.
	Нроект государственного бюджета СССР,
представленный на утверждение Сессии,
отражает великие принципы ленинско-
сталинской национальной политики и обес-
печивает дальнейший рост всех отраслей
народного хозяйства и культуры союзных
и автономных республик, Бюджеты союз-
ных республик растут быстрее, чем госу-
дарственный бюджет в целом.» Докладчик
приводит цифры, свидетельствующие о ро-
сте культуры в союзных и автономных
рэепубликах. .

Депутат Хохлов сообщает, что Бюджет-
ная Комиссия Совета  Национальностей
считает возможным рекомендовать Сессии
внести некоторые изменения в проект
государственного бюджета CCCP на 1939
год, предотавленный СНК СССР.
	Содокладчик предлагает увеличить до-
ходную часть бюджета на 574.023 тыс.
рублей, в том числе по налогу с оборота--
Ha 410.800 тыс. рублей. Он подробно
обосновывает свое предложение, считая,
что повышение доходов может быть до-
стигнуто за счет перевыполнения произ-
водственных планов и учета дополнитель-
ных резервов, мобилизации внутренних
ресурсов, а также за счет устранения не-
точностей расчетов, допущенных Народ-
ным Комиссариатом Финансов СССР при
	исчислении доходов. Вместе с тем, Бюл-
жетная Комиссия Совета Национальностей
	считает целесообразным уменьшить рах-
ходы ‘на 152.594 тыс. рублей.
	Депутат Хохлов обралцает также внима-
ние на вопросы финансовой дисциплины,
имеющей огромное значение в народно-
хозяйственной жизни страны и в выпол-
нении бюджета.
	— успешное выполнение государствен-.
	ного бюджета 1939 года явится большим
вкладом в дело социалистического строи-
тельства, в дело осуществления задачи,
поставленной товарищем Сталиным ва
XVIII с’езде ВКП(б), — дотнать и перег-
нать в экономическом отношении главные
капиталистические страны. Мы уверены,
что наш советский народ безусловно вы-
полнит и эту историческую задачу. Нас
ведет от победы к победе наша славная
боевая коммунистическая партия. Нас ве-
дет вперед к коммунизму величайший
стратег революцни товарищ Сталин!
	Бурной овацией в честь товарища
Сталина отвечают депутаты на заключи-
тельные слова содокладчика.

Открываются прения по докладу о fo-
сударственном бюджете СССР на 1939 год
и исполнении государственного бюджета
СССР за 1937 год.
	Первое слово получает депутат Бурми-
стенко М. А.
	— Проект государственного бюджета
СОСР на 1939 год, — говорит он, — яв-
ляется замечательным документом, отра-
жающим огромные успехи Советского
Сююза во всех областях народного хозяй-
ства, одержанные нашим народом под ру-
ководством большевистской партии и вож-
дя народов великого Сталина,
	Депутат Бурмистенко подробно расска-
зывает об успехах Советской Украины, ко-
торые нашли яркое отражение в бюдже-
те ребпублики на 1939 rom +
	В заключение депутат Бурмистенко за-
являет:
	ОТКРЫТИЕ ДЕКАДЫ
  КИРГИЗСКОГО_ ИСКУССТВА
	БОЛЫНОЙ УСПЕХ ОПЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ
«АЯЧУРЕК»
	a CCCP
В ра в филиале Большого И пк
ны спектаклем я Ре
уиавица») открылась декал: CRO
№ искусства.
	97% опера, создана заслуженными деяте-
Мин искусства В. А. Власовым, В, Г. Фе-
Ик Абдыласом Малдыбаевым в творчес-
И! содружестве с авторами либретто
Л№жичартом Боконбаевым, Кубанычбеком
\ликовым и Юсупом Турусбековым.
Метная работа композиторов и писателей
№11 в результате первую национальную
Чуизскую оперу по мотивам замечатель-
110 народного эпоса «Манас».
	Яркий спектакль познакомил зрителей.
	‘тодлинным киргизским фольклором, по-
Млнным в основу оперы, с чудесными
и\тодиями, из которых родилась звучная
уфоническая музыка,
	Авторам и исполнителям удалось’ доне-
40 зрительного вала весь аромат. на-
МНОЮ сказания о сыне Манаса-—леген-
Мрном батыре Семетее, о его невесте —
Юисвице Айчурек. Герои оперы вопло-
ЦЮ в себе лучшие чаяния киргизского
Мда о счастливой, радостной. жизни,
страшно борются о вратами своей роди-
1, одерживая победу в этой борьбе.
А победа одержана, когда, пройдя
203, тернистые испытания, любящие
у’ друга знаменитый батырь и девуш-
навсегда соединяются вместе, их ра“
Aer, разделяет весь народ.

лубокие, запоминающиеся сценические
“NaH созлали исполнители главных po-
	ССР Сайра Киизбаева (Айчурек), заслу-
женный деятель искусства Абдылас Мал-
дыбаев (Кульчоро), заслуженная артистка
Фитгиаской ССР Анвар Куттубаева, (Ка-
	Киргизской Со Анвар путтуоаева (ie
лыйман -— сестра Айчурек), артистка
А И. Герштейн (Чачикей). ,
	Постановщик спектакля — заслужен-

ный деятель искусства Аманкул Кутгубаев,
сопостановщик и балетмейстер Н. С. Хол-
фин, режиссер заслуженный деятель ис-
кусства В. Я. Васильев, дирижер заслу-
женный деятель искусства В. В. Цели-
ковский и охормейстер П. Т. Меркулов,
вместе со всем коллективом одержали
крупную творческую победу, создав пер-
вый киргизский оперный спектакль. Его
успеху много способствует красочное
оформление постановки, осуществленное
художником Я. 3. Штоффером. Большое
впечатление произвели танцы, в Которых
птироко использованы элементы народных
игр.
На открытии декады киргизского искус-
ства присутствовали товарищи Сталин,
Молотов, Калинин, Андреев, Микоян,
Жданов, Хрущев, Берия, Маленков.

Спектакль «Айчурек» прошел ¢ боль-
шим успехом, Зрители, среди которых на-
холились депутаты Верховного Совета,
СССР, видные мастера искусств и писа-
тели, неоднократно шумно аплодировали
участникам и авторам постановки, тепло
приветствовали коллектив Киргизского
тосударственного музыкального театра —
талантливых  предетавителей молодого
	искусства киргизского народа.
(ТАСС).
	Aone

И — заслуженная артистка Киргизской

— aa ee

UV sacenanun Tperbeli accu Bepxoexoro Copeta GCGP

о ae
	Сегодня, 27 мая, в 11 часов дня, в 3
	але заседаний Верховного Совета СССР, в
	a 1939 ГОД.
	Фемле, состоится заседание Совета Союза,

В порядке дня—прения по докладу о Государственном
иво

бюджете СССР н
	Задание Совета Национальностей состоится 25 мая,
	аний Верховного Совета СССР, в Кремле.

Впорядке дня—прения по докладу о Государственном бюджете СССР на 1939 год,
	в 11 часов дня, в зале засе-