97 мая 1939 г. № 47 (827)
		«СОВЕТ
		о советской пьесе
	«Волкеъ»
	К дискуссии
		На собрании
	хупожников Москвы
		нимали активное участие все члены пра-
вления. Некоторые из них, например,
П. Крылов, ни разу не посетили заседа-
ния правления. Недостаточно активны
были также члены правления тт. Лансе-
ре, Моор, Сарьян и др.

‚ Но докладам правления и ревизионной
комиссии МОССХ развернулись оживлен-
ные прения.

Художник Ф. Ботородекий, отмечая; что
политическая и творческая линия работы
МОССХ была правильной, выразил сожа-
‘ленке, что правлению не удалось поста
вить на обсуждение ряд’ важнейптих твор-
ческих проблем. Тов. Богородский попы-
тался внести ясность в дискуссию о на-
‘Фурализме, Однако выступление его было
крайне противоречивым. Приведя много-
численные цитаты в защиту прогрессивной
роли натурализма ХГХ века, т. Ботород-
ский, вводя новую термкнологию (‹поев-
дореализм»), по существу, стал на защи-
Ту современного натурализма, ;

содержательной речью выступил на
собрании художник Ржезников. Он так
же, как и другие товарищи, говорил 0
	робости руководителей правления перед
	острыми  дискусосионными = вопросами.
С большим интересом  отнеслось со-
брание к выступлению художника Б. Ио-
гансона, товорившего главным образом
0б отсутствии подлинной дружбы и това-
рищества между художниками, искрен-
ней творческой самокритики, обмена опы-
том. :
‘Художник А. Пластов призывал твор-
ческий союз повести борьбу с наблюда-
	ющейся до сих пор практикой спешных
	заказов в короткие сроки. Аудожникам
должна быть предоставлена возможность
тлубоко продумать тему произведения и
достойно ее разрешить. Высказывая ряд
ценных замечаний, т, Пластов допустил
вместе с тем недооценку борьбы против
натурализма.

Выступивший вслед за А. Пластовым
художник С. Герасимов справедливо воз-
разил ему, заявив, что надо внести яс-
ность в суждения о натурализме, а не
пытаться уйти от дискуссий, опособствую-
щих развитию живописной культуры.
‚Тов. Лукашев отметил значительную
работу МОССХ в области творческого и
культурно-политического воспитания ху-
дожников,

Тов. Лукашев указал, что в критике и
среди художников порой проскальзывают
тенденции чрезмерного захваливания ху-
дожников или, наоборот, явной недооцен-
ки советского изобразительного искусства.
	И та и другая тенденция вредны.
©
	Собрание членов МОССХ постановило
одобрить работу_правления. Перевыборы
членов правления МОССХ решено прове-
сти в ноябре.

Правлению необходимо прислушаться к
справедливой критике художников и, не
откладывая, организовать серьезную твор-
ческую дискуссию под утлом зрения во-
просов, намеченных в статьях тт. Фадее-
ва ‘и др.^Только в этом случае союз ху-
дложников будет на высоте поставленных
перед ним партией и правительством за.
	дач
	государственного драматического теат-
	Около года назад московские художии-
ки, избрав новое правление творческого
союза, дали ему наказ — широко поста-
вить вопросы’ творческого воспитания ху-
дожников.

Прошедшее на-днях собрание членов
MOCCX, посвященное отчету правления,
показало, что TOL прошел под знаком
оживления творческой работы МОССХ. Не
прошло почти ни одного значительного
события на изофронте без самого близ-
кого и активного участия московского
союза художников.

Много внимания и ваботы было уделе-.
но выставкам «ХХ лет РККА и Военно-.
Морского’ Флота», «Индустрия социализ-
ма» и др,

Ортанизованная МОССХ . конференция
по монументальной живописи. позволила
широко обсудить проблему стенной рос-
писи. Был также поставлен на широкое
сбсеуждение вопрос. об участии  худож-
ников-текотильщиков в изготовлении Xy-
дожественных тканей лля. Дворца. Советов.

На 30 выставках, проведенных ва OT-
четный период, участвовало около 800
московских художников.

А. М. Герасимов рассказал об огромном
внимании советского’ правительства к
московскому союзу художников. Прави-
тельством отпущены опециальные сфед-
ства на сооружение в Москве мастерских
для художников и строительство выста-
вочного. помещения.

Рассказывая собранию о годовой работе
МОССХ, т. Герасимов аначительную часть
доклада посвятил нерешенным . задачам
союза. Так, например, большинство реше
ний конференции по Дворцу Советов
еще He проведено в жизнь.

Вокруг обсуждения персональных вы-
ставок художников еще не создана ат-
мосфера живой самокритики, не разверну-
ты были горячие творческие споры. Сек-
ция искусствоведов и критиков в союзе
нё организована,

Тов. Герасимов указал на неудовлетво-
рительное состояние журналов  «Творче-
ство» и «Искусство» (в 1939 году, напря»
мер, еще не вышло ни одного номера
журнала «Искусство»). т

В качестве важнейшей очередной зада-
чи т, Герасимов отметило необходимость
мобилизации художественных сил на У6-
пенгное завершение оформительских работ
на Сельскохозяйственной выставке.

Критика работы МОССХ началась от-
четом председателя ревизионной комиссии
т. Зерновой.

Она совершенно справедливо заметила,
что МОССХ, охватив отромный об’ем ра-
боты, проведя множество интересных ме-
роприятий, ‚упусткл разрешение больших
теоретических проблем, которые волнуют
массу художников. В кулуарных спорах
о творческих направлениях, о формальных
исканиях, о натурализме и т. д. бывает
много неясного и путаного. Художники
He pas ставили вопрос о необходимости
провести дискуссию о натурализме и фор-
мализме, а МОССХ не поддержал эту ини-
циативу, =

Тов. Зернова упрекает правление втом,
что почти ничего не удалось добиться в
области организации труда художников.
	Союз мог бы добиться гораздо больших
достижений, если бы в 60 работе при-
	Московские гастроли Харьковского
	ра им. Шевченко. «Богдан Хмельницкий». Справа — заслуженный артист
	слева — артист
	УССР А.И. Марьяненко в роли Богдана Хмельницкого,
	Д. И. Антонович в роли полковника Максима Кривоноса
	Желательно было бы обсуждать две по-
педних пьесы Леонида’ Леонова не как
одельно взятые явления. Следует устано-
ть их связь 6 другими событиями в. на-
шей драматургии, с ее предшествующим
узшом и © перспективами будущего. Ина-
 иочезнут пропорции, будет снижена
принципиальность и утрачена  возмож-
ость практического урока для дальней-
ero.

Вепомним за последний тод три круп-
ных принципиальных выступления по во-
roca драматургии: «Правды» — статью
к Гренева, статью Н, Вирта и, наконец,
инболее значительную по широте ‘и глу-
(ине подхода статью А. Фадеева. Во всех
пит трех выступлениях наша литература
ия театра была призвана к повышению
зонх художественных качеств. Bee луч-
пе силы нашего искусства восприняли
jor призыв, как начало упорной, настой-
чин и окрыленной смелостью работы по
уврменствованию художественного ма-
чества вне скидок на революционность
; влободневность тематики. «Давно пора
потребовать от людей настоящей, большой
боты, полноценного искусства, а не ©ко-
CHEIKH, не подделки, не суррогата», —
cat в «Правде» А. Фадеев.
	Этот призыв означает переломный мо-
уент, Война приспособленчеству и поддел-
№ под искусство об’явлена. Or Hac, pa-
;тнихов искусства, зависит, чтобы эта
юйна велась систематически и без снис-
пядения. Против чего воевать, чего не
ло делать, — сказано ясно и должно
(ыть осознано крепко. Но положительные
маульаты — могут ли они появиться
немедленно? Разумеется, нет! Весь смысл
‹деланных призывов в том и состоит, что
ло по-настоящему работать и творить,
‚ нв спешить немедленно состряпать на
шдный лад  скороспелую «творческую
одукцию», которой, кстати сказать, ни-
IN OT художников никогда не требовал.
	Вот почему нам кажется самым важ-
тым в обсуждении последних пьес Лео-
ыда Леонова не разбор отдельно взятых
рт и признаков, а вскрытие основных
знденций, основного устремления автора.
Надо обнаружить, отходит ли автор и на-
(OIRO отходит от распространенных we-
отатков и слабостей нашей драматургии
тедшествующего периода; надо  прове-
рить, приближается ли он и › насколько
приближается к тем образцам, к которым
fala драматургия призвана стремиться,
( этой точки зрения никак нельзя обхо-
ить молчанием  тото, что’ пьеса «Волк»
написана почти двумя годами позже пье-
ы «Половчанские сады».
	Почему Малый театр поставил пьесу
(Волкз? В выборе гооподствовал над всем
точим один аргумент: пьеса «Волк» есть
мотоящее произведение поэзии. Этот ар-
умшент был решающим. И он не может
(ыть поколеблен, какие бы частные недо-
иатки ни обнаружила в пьесе серьезная
тика,
	В пьесе, как произведении словесности,
вчальная основа всего — ‘язык, слово.
Ва поэтической словесной ткани нет
	ыы, как художественного создания. Эта
ичальная, абсолютно необходимая основа
темя налицо в пъесе «Волк».
	Совершенна ли словесная тканв «Вол:
№! Разумеется, нет, Eets излишествя
пиратурности. Но именно излишества
я наличии’ необходимого словесного
	фукдамента А какая за истекший сезон
уетская пьеса на современную тему’ мо-
1  быть противопоставлена «Волку», как
Певосходящий образец сценически MeT-
то, характерного . поэтического языка?
Мы ттверждаем со всей категоричностью,
	‚0 «Волк» 6 этой стороны является пучз-
	Ш пьесой сезона, ‘что «Волк» является
я данного момента наибольшим успе-
у нашей драматуртии в смысле отхода
  слова тусклого, дидактичного, вялого,
скрасочною, тяжелого, штампованного,
1, наконец, «Волк» по своей словесной
ани является наибольшим приближени-
\ из-всей советской драматургии сезона
RECKOMKIM советским театром образцам
мвременного русското словесного искусства.
	Подлинно поэтический язык для пъесы
18 является таким слагаемым, которое
жет быть налицо, а может и не быть.
Поэтический язык есть абсолютная основа
Драматургического произведения, Поэт, и
\лько поэт, вкладывает в уста персона-
32 слова, которые выражают правду дан-
300 характера, а только правда психоло-
Ши ведет действующее лицо к истинным
мя него поступкам, создающим истинную
‘(туацию. Короче, без характерного слоза
я характера и нет правдивого ‘положе-

Я,

Выделятв язык произведения, как одно
В ею слагаемых, можно, разумеется,
ить условно, В художественном произ-
Уленни все связано органически. Язык
«ть только наиболее очевидный показа-
ль подлинной поэтичности пьесы,

В пьесе «Волк» есть еще одно. достоин-
(180; в ней есть цельность и ортаничноств
тического замысла. Действующие лица
Teh представляют законченный  ан-
Ч\бль характеров. Каждое из них охарак-
ризовано He только и не столько саме
№ 6666, сколько в сопоставлении © дру-
Шуи, не только своими красками, но и
светами от других. Это сложный и
чаженный ` оркестр. Немудрено, что  от-
цельные персонажи, как в оркестре, ведут
0и строго отграниченные партии, у од
их звучащие более разнообразно, у дру-
т скупве и однотоннее. Мы видим зд0-
№106 прошлое Рощина в ето матери Arpa-

He, MBI видим его ошибки и слабости в
Уагдалияе и Ксении, мы видим его пре-
данность новому, светлому в том, как он
Зеитал элтузиастку дочь; мы представ
аЯем себе Рощина на работе грубоватым,
аким и вместе доверчивым и мягким по
(to отношениям к Остаеву, в которых все-
так в основе преобладает уменье разгля-
ть настоящую преданность делу и пря-
ту. Рощин немногословен, Рощин долго
№олча присматривается, но, приняв реше-
Ни, он поступает твердо и прямо: так
Действует он по отномению к Луке, к же-
Н, в Остаеву,

других положительных персонажей
Постаточно полно охарактеризованы мать
ощина и мать Остаева: Скупее, но таж-
1 законченно обрисован Кукуев. Говорят,
ав сам по себе показан бедно. Вер-
но, Но он неотделим от Рощина, как про-
зопоставление, и вместе, как добавление
$ нему. Остаев дополняется также ето
узтерью, дядей, невестой. Дочь Рощина
Настя находит полную свою характеристи-
ву в сопоставлении с Еленой и Коенией.
Здесь важно то, что каждый персонаж не-
т в себе частичку общего движения пье-
‘ы, и это движение драмы на всем ее
авитии остается строго единым. С. пер-
Юй реплики зритель ощущает ворвавтую-
я в атмосферу семьи Рощина ложь сопро-

Е а
	тивляющегося и уходящего старого мира.
	Ula дуэль нового и <тарого правды и
жи, здоровья и разложения, чистоты 4
уерзости пронизывает все повороты пьесы.
И снова со всей категоричностью надо
сказать, что с точки зрения цельности и
	Имничностя поэтического замысла пьеса
	«Волк» должна OBITS признана
ПЪесой сезона. 7
	Актеры нашли в ней прекрасный, бла-
тодарный сценический материал. С каким
НЫ засверкал талант В, Н. Ры-

‚ создавшей в роли Аграфены один
из обаятельнейлтих образов современной

женщины из народа, нашедшей счастье к
концу своей тяжелой трудовой жизни. А
как ярок образ матери Оставва, с большой
тлубиной передаваемый В. 0. Массалити-
новой.

_Мы со всей ответственностью можем ва-
явить, что будем со всей твердостью дер-
жать курс в своем репертуаре на драма-
тургию высоких повтических достоинств
И с0 всей энергией будем отметать про-
дукты поверхностного  драмодельчества,
как бы искусно они ни были слажены по
своей внешней композиции. Олытс пьесой
Леонида Леонова «Волк» показал, что в
борьбе за драматургию высоких поэтиче-
ских достоинств мы встретили поддержку
налтей серьезной театральной критики, на-
шей писательской и художественной об-
щественности и широкой зрительской мас-
сы, принявшей спектакль «Волк» и в Мо-
скве и в Ленинграде с глубоким внима-
нием и с торячей симпатией. .

пьесы Леонида Леонова ест недо-
остатки; их немало, может быть, их очень
немало. Наша критика справедливо и ©
основанием на некоторые из них уже ука-
зала,

Но мы не можем промолчать о критике
мелочной, беспринципной, равнодушной к
тому большому перелому, к которому идет
наша советская драматургия. Д. Тальни-
ков в «Советском искусстве» (or 16/V
1939 г.) издевается «в дискуссионном по-
рядке» над пьесой Леонова и над Малым
театром, поставившим «Волка». Д. Тальни-
ков притворяется непонявшим льесу до
третьего акта: «Какая-то женщина шьет
чехлы На сцене», дочь вовет отца Грито-
рием, это возмущает Д. Тальникова: «ори-
гинальные отношения, существующие меж-
ду отцом и дочерью в современной пере-
довой семье: не отец и дочь, а настоя-
щие товарищи и приятели...», ‹с трудом
зритель догадывается, что так у Леонова
дочь зовет отца». Почему именно «с тру-
дом» и почему надо догадываться? Герои
пьесы для Д. Тальникова «взяты напрокат
У Достоевского и Чехова», «на всех фигу-
рах — даже «бодрячке» Настё — лежит
отпечаток чего-то глубоко вчералинего...»;
«отпечаток чего-то» —и это, с позволения
сказать, «анализ»? з

В таком же роде и критика постановки:
«актерское исполнение такое же поверх-
ностное, «лакированное», «бездумное», «нет
в спектакле... той культуры поведения ак-
тера на сцене, которая всегда в какой-то
мере гарантирует от резких проявлений
сценической разноголосицы и пошлости»,
Как угодно, но это просто брань, & не
принципиальная критика.

Может быть Д. Тальников такую нашу
оценку его критических упражнений на-
зовет попыткой важать рот критике? На-
прасно, Высказать справедливую оценку
критики тоже бывает необходимо. Нас за-
нимает иное: что об’ективное означает та-
кой необоснованный наскок на даровитото.
писателя и на театр, ботатый сценической
культурой? Если не. вперед с Леоновым
и лучшими налшими писателями, то, оче-
видно, назад к осужденной всеми схема-
тической стряпне, где не надо Д. Таль-
никову ждаль третьего акта, чтобы.
вскрыть смысл пьесы, и гдена всех пер-
сонажах-манекенах с первых же реплик
тщательно развешаны ярлычки, зачисляю-
щие их по положительному и отрицатель-
	ному стану,
Практический урок дискуссии о пьесах
Пеонова нам кажется ясным: Bayo
	вскрыть, понять, должным образом оценить
то положитёльное, что уже удается нашей
драматургии на путях, приближьющих ее
к высоким цалям осоциалистического ис-
кусства.

Надо бережно и любовно пестоватв эти
свёжие. хоть, ‘может быть, еще и робкие,
слабые ростки. Недостатки мы все видим
прекрасно, это — пережитки давно знажо-
мой схематики и дидактики, Но надо же,
наконец, внимательно воматриваться в то,
что двигает нас вперед, что кренит уве-
ренность в под’еме к победам.
	И. Ф. ПОПОВ, И. Я. СУДАКОВ,
А Я. ШУМИЛИН
	От редакции: Другие отклики на статьи
9 последних постановках Малого и Худо-
жественного театров будут напечатаны в
	следующих номерах налией газеты.
	лучшей;
	«На заставе». , Tpapiopa на дереве студента Изоинститута С. Кукуруза
опа
	_ Итоги
театрального
сезона
	‚ В помещении Большото театра, состоялось
21—22 мая созванное Комитетом по делам
	искусств  совешание руководителей мос-
	ковоких . театров. В повестке дня — итоги
театрального сезона в Москве и творче-
ские задачи театров. р
	С докладом 0б итогах сезона выступил
начальник управления театров Комитета
по ‘делам искусств тов. А. В. Солодовни-
Ков. Докладчик отметил ряд вначитель-
ных успехов столичных театров в овла-
лении классическим наследством и в pac-
ширении советского репертуара Но в
московских театрах сосредоточены лучшие
в стране кадры актеров и режиссеров.
Поэтому ‘к театрам столицы должны
пред’являться повышенные требования.
Практика театров еще не всегда отвечает
этим требованиям. Театры увлекаются
внешне актуальными пьесами, HemocTa-
точно внимания уделяется подготовке ре-
жиссеров, слабо выдвигается актерская
молодежь.

В прениях по докладу т Солодовнико-
ва выступили тт. Александров, Судаков,
Гусев, Михоэле, Марков, Глебов, Каверин
и ряд других, Продолжение совещания
состоится 28 мая.
		Всесоюзная
изоконференция
	Закончилась всесоюзная изоконференция.
В последние дни конференция заслушала
два специальных доклада: старшего  инс-
пектора Изоуправления ВКИ А. К. Лебе-
	дева — «Об основных вопросах музейной
работы» и ‹О художественном  образова-
нии» — докладчик нач, сектора учебных
	заведений изобразительного искусства Л. И.
Четыткин. В прениях по докладам высту-
	пило более 30 ораторов.
	На Украине готовится выставка «Ленин,
Сталин и Украина», в Минске — вы-
ставка «Ленин и Сталин — организаторы
белорусской государственности», в Баку—
«История компартии Азербайджана», в Но-
восибирске, Иркутске и Омске — выстав-
KH, посвященные 20-летию освобождения
	Сибири от Колчака, и Ap.
	Отмечая большое внимание республикан-
ских, областных и краевых партийных ор-
ганизаций к вопросам изобразительного
искусства, делегаты единодушно отмечали,
что учреждения Комитета по делам ис“
кусств — ето управления и отделы — до
сих пор еще не интересуются по-настоя“
шему творчеством живописцев и скульп-
		Изоуправление Комитета по делам ис-
кусетв недостаточно руководит перифе-.
рией, мало знает местных живописцев и
скульпторов, не привлекает художников
периферии к заказам для всесоюзных вы-
ставок, не популяризирует их творческие
достижения и т. д.
	На конференции были подняты вопро-
сы организации труда художников,
06 идейно-политическом воспитании ху-
дожников, о снабжении их материалами, 0
борьбе с халтурой, об охране памятников

старины и Т. д.
	‘ Делегаты внесли ряд ценных предложе-
ний, которые были тут же приняты Изо-
управлением Комитета. Таковы  предло-
жения о систематическом показе работ пе-
риферийных художников в Москве, о пла-
номерном обмене выставками между от-
дельными городами, об организации все-
союзной выставки работ окончивших изо-
вузы, о создании семинара по повышению
квалификации изоинспекторов, об устрой-
стве специальной студии в Москве для
периферийных художников.
	Участники конференции указывали на
невнимание союза Рабис к работникам
изоискусства, Выступивший на конферен-
ции секретарь ЦК Рабис И. Ф. Титов при:
знал правильность этих замечаний,
	Президиум ЦК Рабис решил посвятить
один из ближайших пленумов вопросам
	изобразительного искусства.
		Коншеренция по выставке
«Индустрия социализма»
	Сегодня в Октябрьском зале Дома сою-
зов состоится продолжение диспута, по-
священного выставке «Индустрия сопиа-
лизма». Конференция продлится две неде-
ли. 29 мая с докладом «Скульптура на вы-
ставке «Индустрия социализма» высту-
пит М. Нейман, с содокладом «0 mony:
ментальности в советской скульптуре» —
И. Хвойник. 31 мая — прения по этим
докладам. 1 июня — локлал Н. Шеко-
	това «Живопись на выставке». 3 июня —
	доклад П. Сысоева «Исторический жанр
в работах выставки «Индустрия социа-
лизма» и доклад А. Леонова «Жанро-
вые картины на выставке». 4 июня —
прения. 7 июня — доклад тов. Чегодаева

о советской трафике. 8 июня — доклад
М. Алпатова «Как и у кого учиться Ov
ветским художникам». 9 июня — прения.

10 июня — доклад О. Бескина «Тема —
	сюжет — образ». 13 июня — заключи-
тельный день работы конференции.

—_@—-

В ТЕАТРЕ
им. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО
	31 мая заканчивает сезон в Москве Го-
сударственный музыкальный театр имени
Немировича-Данченко. На лето театр вы-
езжает в Сочи и Кисловодск.

Перед от’ездом театр покажет в закры-
тых спектаклях премьеру — оперу Тихона
Хренникова «В бурю». Одновременно  на-
чинается работа над возобновлением опе-
ры Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
	кровавых отблесках инквизиторских ко-
остров, в неумолимой поступи немецких
латников, Мы Узнаем в музыкальной  ха-
рактеристике всего этого омерзительного
«свиного царства» знакомые краски про-
кофъевского «гиньоля». Но здесь это не
абстрактные, выдуманные  наваждения;
мы чувствуем в музыкальных образах
«ливонских крестоносцев» характеристику
сегодняшних варваров Европы.

В ‹Александре Невском» Прокофьев син-
тезировал неё только многие собственные
стилевые устремления, но и великолепный
опыт русской классики. Мелодическая
пластичность Глинки и Бородина и жи-
вописно-конкретная образность Римекого-
Корсакова получили здесь свое развитие,

никогда не затушевывая самостоятельно-
сти автора,

Техническое мастерство Прокофьева в
«Александре Невском» — отромно. Он рас-
поряжается всеми средствами музыкаль-
ного выражения, как щедрый. и богатый
хозяин, Он не останавливается перед на-
меренными сложностями исполнения там,
где этого требуют художественные задази
(оркестр Московской филармонии и, в
частности, превосходные духовики с Ч6-
стью справились во всеми ‘трудностями).
	Прежде всего поражает мастерство ор-
кестровки — огромное разнообразие орке-
стровых средств—от тончайших импрессио-
нистских красок акварелиста до гру-
бых фресковых декоративных мазков.
партитуре кантаты раскидано много ин-
тересных тембровых находок: так, в «Ле-
довом побоище» запоминаются необычные
выкрики альтов, похожие на  карканье
зловещей птицы (альты sul ponticello), mmm
отдаленный, доносящийся из-за кулис,
сигнал засурдиненного тромбона, соеди-
ненного с английским рожком,
	Широко и свободно пользуетея Про-
кофьев приемами контрапункта в каче-
стве чисто драматургического средства
«двупланового действия» (так, в третьей
части грозные лейтмотивы крестоносцев
	накладрзваются на окороную «тему причи:
тания»: в «Ледовом побоище» победная
	тема русских всадников контрапунктирует
6 искаженными, как бы поверженными во
прах темами ливонских рыцарей; в финз-
ле превосходно соединены тема воинствен-
ного русского хора с веселыми свирелями
скоморохов).
		Выступивший на конференции и. 0.
председателя Комитета по делам искусств
при СНК СССР М. Б. Храпченко признал,
что изоискусство в органах Комитета до
	сих пор еще недооценивается.

Тов. Храпченко предложил наметить ряд
конкретных мероприятий, которые обеспе-
чили бы дальнейший рост советского изо-
	бразительного искусства.
	Вероятно, будут возражения против
	чрезмерной  изобразительности «Алексан-
дра Невского». Да, это ярко выраженный
пример театрального, программно-описа-
тельного симфонизма. Но внешне описа-
тельные приемы, иногда переходящие В
чисто  кинематографическое «мелькание
кадров», чередуются У Прокофьева с эпи-
зодами широких ‘музыкальных обобщений
(хоры, ария). Да и в наиболее изобрази-
тельных сценах («Крестоносцы во Пекове»
и «Ледовое побоище») Прокофьев опери-
рует не только приемами звукоподража-
тельности (топот коней, шаг воинов, звон
колоколов), но и чисто музыкальными Ка-
тегориями - лейтмотивами; таков Путь
лучших образцов классической батальной
музыки («Битва гуннов», «Сеча при Кер-
женце» и пр). :
	Сама внешняя  изобразительность У
Прокофьева опирается на лучшие тради-
ции программно-живописной русской му-
зыки. Оркестровая ткань «Александра Нев-
ского» вызывает реальные ассоциации ©
картинами великих живописцев; перед
глазами слушателя встают то мрачные по-
лотна Гойи, Грюневальда или средневеко-
вые католические фрески («Крестоносцы
во Пскове»), то реальный мир русских
пейзажей (суриковокие тона предрассвет-
ной морозной мглы в начале «Ледового
побоища», темные ночные краски в сцене
«Мертвого поля?).
	Кое-что в «Александре Невском» вызо-.
вет возражения: некоторая растянутость и
излишняя калейдоскопичность «Ледового
побоища», несколько вульгарная упрощен-
ность галопообразной ПО-@игной темы из
того же «Побоища», чрезмерно. натурали-
стические звукоподражательные приемы
перед финалом пятой части (катастрофа
на льду Чудекого озера).

Бесспорно одно: для Прокофьева созда-
ние «Александра Невското» есть важнейшая
творческая веха — первый опыт удачного
воплощения большой героической темы.
Надо надеяться, что следующим этапом в
богатом и стремительком развитии этого
неисчерпаемого по силе дарования худож-
	ника будет овладение образами. советской

действительности. Если он доститнет при
этом такой же художественной высоты, _

советская музыка отпразднует новую боль-
	myo noveny. Й. НЕСТЬЕВ
	«Александр Певский» С. Прокофьева
	зительная из всех частей кантаты; здесь
и сумрачные ледовые пейзажи, и стране
ное в своей убедительности шествие не-
мецких полков, и стремительный натиск
храбрых русских всадников. Вновь про-
ходят темы католического хорала и рус-
ской боевой песни. Батальная сцена за-
канчивается не стандартным «ура», а
умиротворенным лирико-опическим эпизо-
дом (как бы воспоминанием о погибших
бойцах).

Настроение это продолжено и в шестой
части, названной «Мертвое поле» (песня
девушки, оплакивающей воинов, полегигих
на поле брани). Мелодия глубоко проник-
новенного скорбного соло меццо-сопрано,
вызывающего в памяти скорбные причи-
тания Ярославны, уже знакома слушате-
лям по третьей части кантаты,
	Знакомые темы звучат и в финале, в
радостных, мужественно-приподнятых TO-
нах рисующем в’езд Александра во Псков.

Людям, хорошо ‘знающим стиль Про-
кофьева, все эти образы могут показаться
неожиданными, чуждыми его палитре. Но.
однако, «Александр Невский» многими
узами связан с предшествующими сочи-
нениями Прокофьева.

Разве уже в теме первой части третьего
концерта или в побочной партии третьей
сонаты не чувствовали мы национальной
самобытности творчества Прокофьева? В
кантате «Александр Невский» националь-
ная природа прокофьевской музыки вновь
утверждает себя прочно и непреодолимо.

Прокофьев с самых первых его опусов
He раз изображал в музыке звериное,
варварское. Он порой смаковал безобраз-
ные явления жизни в нарочито грязных и
териких тармониях, в жирных «зычных»
звучаниях оркестра, в уродливых, как бы
исковерканных, мелодиях Вспомним «На-
важдения» и «Сарказмы», вспомним чер-
товщину и дикость в фантастических еце-
нах «Любви к трем апельсинам»,
	В «Александре Невском» этот излюблен-
ный прокофъевский «гиньоль» приобрел
живую, реальную образность и глубокую
тенденциозвную направленность. Жуткое и
безобразное обрело свою вещность в мрач-
ных образах ливонских псов-рыцарей, в
	«Русь под игом монгольским» -—— назы-
ваетея первая часть. Небольшой оркестро-
вый эпизод насыщен яркой пейзажной вы-
разительностью: странным,  монотонным
выкрикам «монгольской темы» (причудли-
вое сочетание свистящих деревянных ин-
струментов с грубым рыканием трубы) от-
вечают несложные русские напевы; бес-
крайные горизонты, степь, _сожженная
солнцем, истерзанная, разтрабленная Русь.
Краски необычайно правдивы: неясное
жужжащее «остинато» струнных, долгие
тягучие унисоны духовых, отдаленное соло
гобоя.

Словно старинный былинный  распев,
раздается спокойная, неторопливая песня
«Про Александра Невского». Хор этот вы-
зывает в памяти любимые «кучкистами»
песни баянов, тусляров, былинников. Чу*
десен мужественный, низкий тембр звуча-
ния (мужской хор, дополненный альтами),
характерен оркестровый штрих: традици-
онные туслеобразные переборы арф.

Леденящим ужасом пронизана музыка
третьей части кантаты — «Крестоносцы
во Пскове». Холодом инквизиторских за-
стенков веет от строгих древних хоралов,
выписанных по всем правилам старинного
перковного письма. А сквозь «умиротворя-
ющие» органные звучности в оркестре то
и дело прорываются страшные воинствен-
ные сигналы меди, темы смерти и разру-
шения,

Теплые, волнующие тембры струнных в
среднем инструментальном эпизоде третьей
части, построенном на теме русского де
вичьего причитания, погружают слушателя
в мир живых человеческих переживаний.
	В под’емно-героической песне «Вставай-
те. люди русские» (четвертая часть) по-
казан новгородокий люд, поднимающийся
на борьбу с немцами, Обе мелодии этого
хора проникнуты благородным националь-
ным колоритом, столь непохожим на сла-
денькую, условную «народность» некото“
рых наших массовых песен.

Пятая часть — «Ледовое побоище» —
кажется трандиозной разработкой, в ко-
торой наряду с новыми темами сталки-
ваются и противопоставляются основные
темы первых частей. Это наиболее изобра-
	«Мне кажется, что’ впечатление от Боро-
длина с его музыкой, ярко индивидуаль-
ной, могучей, насыщенной ароматом степ-
ного приволья и дикой непооредетвенно-
сти, должно было походить или равнять-
ся тому, что мы получаем теперь от му:
-мки Прокофьева», — так писал в 1915
	году Игорь Глебов после первого исполне-
	ния «Скифокой сюиты».
В 1939 г. слушая кантату «Александр
	Невский», хочется вопомнить ‘замечание
Глебова, оброненное им 28 тода назад,
Именно  сейчае в музыке Прокофьева
	вновь зазвучала та могучая, огромная п9
размаху, чисто бородинская эпическая
сила, которую Глебов почуял в громовых
раскатах «Алы и Лоллия»,
Сложным и извилистым путем шел Про-
кофьев к большой теме «Александра Нев-
ского». Шел or причудливого гротеска
«Трех апельсинов» и «Шутов», окрываю-
щего за собой скепсис, отрицание кажого
бы то ни было положительного героя,
через средневековый  «тиньоль»’ музыки
«Огненного ангела», через машинные рит-
мы «Стального скока», через абстракции
и выдумки 50-х опусов, через «Ромео и
Джульетту», Балет на шекспировекую те-
му оказался важнейшим этапом для ape-
лого Прокофьева: он обратился здесь К
поискам большого героя, поверив всерьез
в благородство и красоту человеческой
личности. Шутовской скепоис сменился гу-
манистической верой в человека, в ето
творческие, жизненно-созидающие силы.

И вот — новая, необычайная для Про-
кофьева тема — кантата о народном па’
триотизме, о тероической борьбе русского
народа с чужеземными захватчиками. Бла-
горолная тема, вызывающая в памяти на-

ей с
	ee ee ЧЕ

ционально-эпическив полотна Глинки,
Вородина, Римского-Корсакова, Вновь ожи-
	ли.в русской музыке славные образы ста-
рых - вольных городов — Новрода и
Пскова, образы, столь восхищавшие «куч-
кистов» (вот тема, которая привела’ бы в
восторг В. В. Стасова!).

Кантата «Александр Невский» написана
для хора, соло и орк®стра, в ней семь Ча-
стей, Удивительно стройных и. закончен-
	ных по форме,