® июля 1939 г. № 55 aay

«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	«ПОЛТАВСКИЙ БОЙ» Ж, М, Наттье\
	В. юбилейные дни’ полтавской   победы с
‘особым интересом “хочется возобновить в
памяти вое исторические документы, во-
скрешающие образы геровв и обстановку со-
бытий; Новую ценность приобретают в на-
ших глазах архивы искусства,” в первую
очередь произведения, возникшие в эту
эпоху. К ‘числу. их. принадлежит картина
французского художника Ж. М. Налтье
(1685—1766) «Полтавский бой», нахоляща-
яся в Музее изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, oo, я

Одинаково интересны‘ содержание, хуло-
жественныё изобразительные приемы и
история возникновения картины. р

Битва, показана в полном разгаре? Перед-
ний план. ваполвен ‘группами руконашных
схваток. Справа врываются, отбиваясь на
ходу от врагоз, скачущие, вбалники, épe-
ди них— Петр. Кони двух человек из его
свиты уже круто повернули в глубину,
подсказывая зрителю дальнейший путь
	Петра. Получается впечатление, ‘что он
	спешит проверить и воодушевить все уча-
стки ‘боя, не думая об опасности. Худож-
ник не забыл поместить немного глубже
в. пороховом дыму и блеске огней—артил:
лерию, имевшую такое большое значение
в данном сражении, выделил стремитель-
ное движение конницы, & слева изобразил
ожесточенную схватку в лесу. Это’ Пол:
тавский лес, куда, по свидетельству исто
риков, побежали шведы от огня артилле-
рии и преследования русской конницы.

Интересно отметить группу первого пла-
на; опрокинутый навзничь русский сол-
дат, придавленный убившим его  шведеким
всадником, и другой солдат, спешащий
отомстить. за смерть товарища.

Глубинным. фоном служат здания горо“
ла. Пейзаж. изображен довольно схематич-
но по принципам декоративных компози-
ций того времени. Не зная Украины, Нат-
тье не имел возможности дать точное вос-
произведение местности, зато для  харак-
теристики события OH мог пользоваться
указаниями, данными самим Петром или
одним из его приближенных, участником
сражения,
	В марте 1717 года Петр! был ‘в Париже.
Заботявь о привлечении на русскую ‘служ:
oy талантливых кностранных художников,

етр обратился с таким предложением к
Наттье. Наттье отказался, однако ‘принял
приглашение Петра прехать к нему в Гол-
ландию, где натисал по ето заказу ряд
портретов, а позднее портрет царя и. его
жены Екатерины. Петр сам’ выбрал для
художественного запечатления тему. Пол-
тавского боя. Картина была написана
Наттье в том же году; о чем свидетель-
ствует подпись на Kaprune: e«Nattier pint,
	1717.»
A.. 3AMATHHA

пов
	«Памятник славы» в Полтаве, соору“
женный в ознаменование победы, одер-
жанной над шведами 8 июпя 1709 го-
да (27 июня с. с.). Фото С. Микулиной
	Творческая конференция по советской
опере, проведенная Всесоюзным комитетом

по делам искусств и ВТО явилась замет-
ным. событием в нашей музыкальной
ЖИЗНИ.
	Наиболее яркое впечатление произвели
сцены из оперы «Декабристы» Ю. Шапо-
рина. Шапорин нашел то, чего нет еще у
многих композиторов, ‘работающих над
столь же ‘значительными темами, — под-
линное оперное письмо, имеющее широкий

«почерк».
	Замечательно удалась композитору еце-
на встречи декабристов у Рылеева (перед
восстанием), Глубина образов,  монумен-
тальность, страстность — все это захва-
	тывает и покоряет слушателей.
	Слабее любовная линия оперы, Сцениче-
ски наивная и неоправданная сцена встре-
чи Анненкова. и.Полины на ярмарке, не-
достаточно теплый и привлекательный об-
раз самой Полины” говорят о том, что в
этой части Ю. Шапорину предстоит еще
	немало работы.
	волноваться. Когда же наивная крестьян-
ская девушка пушкинской эпохи поет в
характере, присущем скорее образу ба-
рышни, аристократки. — это звучит не-
стерпимо фальшиво. °

«Капитанокой дочке» (вспомним оперу
Ц. Кюи) снова не повезло в оперной трак-
товке ее. С. Кацу оказалась не по плечу
эта тема, требующая от композитора боль-
шей смелости и дарования.

Скажем ‘прямо, «Капитанскую дочку»
(восстание Пугачева!) мог бы написать
только крупный мастер. Тут необходимо
подлинное богатство интонационного язы-
ка. Одной способности к мелодике, кото-
рая несомненно есть у С. Каца, недоста-
	точно; необходимы смелая, рельефчая леп-
ка образов, живое дыхание массы и герой,
который был бы доминантой произведе-
ния. Такого героя в опере С. Каца нет. Он
бледнеет даже перэд второстепенными пер-
сонажами оперы. В опере С. Каца есть
приятные куски музыки, сценическая за-
нимательность; хорошо будет, если какой-
нибудь ‘оперный театр осуществит поста-
-HOBRY этой оперы и. создаст по-своему
интересный спектакль. Но все-таки это бу-
дет лишь отголоском темы, но не ее раз-
решением. $ ‘

Опера «Казначейша» ВБ. Асафьева (по
одноименной поэме Лермонтова) свида-
тельствует о поразительном знании и чув-
стве театра. Мы находим в этой опере за-
мечательное мастерство, безупречное вла-
дение музыкальной формой, умение обра-
щаться © толосом, ансамблем, создавать
законченные вокальные образы. «Казна-
чейша» остроумна настолько, насколько в
музыке вообще можно быть остроумным.
Опера смотрится и слушается весело, с
неослабевающим интересом.
	И все же.. невозможно отделаться от
ощущения, что «Казначейша» `— явление
не столько композиторско-творческого по-
рядка, сколько курьез, построенный на
тромадном знании’. музыкальной  литеря-
туры. Но, очевидно, в искусстве возмож-
ны различные явления и, не желая фари-
сействовать, я сознаюсь, что от «Казначей-
ши» Асафьева получил живейшее  эсте-
тическое удовольствие.
	Остальные три оперы — «Любовь Яро-
вая» Энке, «Я, сын трудового народа» Ma-
карова-Ракитива м «Боевые друзья» Ше-
балина, показанные на конференции в
немногих отрывках, написаны на сюжеты
из времени гражданской войны. Собствен-
но говоря, все они еще не оперы, а толь-
ко материал, из которого могут вырасти
оперные спектакли, В каждой из этих
опер есть свои достоинства. В «Любови
Яровой» верно и ярко обрисован матрос
Швандя — уже найденный музыкальный
тип; в сцене с конвоирами Швандя вы-
растает в живой образ эпохи. Трогательна
и колыбельная песня жены рабочего Та-
тьяны, Я

Как иногда мало нужно, чтобы музы:
кально обрисовать в опере тип — доста-
точно одной удачной арии, одной песни!
Такой удачей является ария кулака Гера-
симова в опере Шебалина «Боевые друзья»
(либретто Галицкого), к сожалению, He
включенная в число отрывков, иснолняв-
шихся на конференции.

Серьезность работы Шебалина видна и в
других отрывках. Шебалин в этой опере
берет трудные задачи и удачно разрешает
их. Замечателен по мастерству и вырази-
тельности хор из первой, картины «Со-
брался казак на простор степей», на фо-
не которого происходит сложный речита-
тивный диалог двух солдат;

Опера Макарова-Ракитина «Я, сын тру-
дового народа» также имеет свои привле-
кательные стороны — живость ритма, ево-
Cozy формы, теплоту интонационного
языка, Живость ритма еще не частое явле-
ние в советской опере. У нас почему-то
утеряно уменье писать в быстром темпе
(чем так. искусно пользовались классики).
В наших операх композиторы в большин-
стве случаев не выходят за пределы тем-
па «‹аллегро-модерато», Постоянный уме-
ренный темп в сочетании © превалирую-
щим минором очень обедняет  выразитель-
ные краски оперной партитуры и оковы-
вает фантазию композитора,

Сцена на вечеринке и другие места опе-
ры Макарова-Ракитина производят яр-
кое впечатление Исключение составляют
хоры, которые звучат несколько прими-
тивно и старомодно. Только. в широко
	развитом хоре на слова Шевченко «Canon
вишневый возле хаты» Макаров-Ракитин.
проявил изобретательность в хоровой фак-
туре,

Во всех этих операх есть один общий
недостаток — любовные сцены. Главные
герои и героини во всех операх поют
удивительно схожие любовные арии Е
дуэты. Поет Любовь Яровая одна и сму-
жем, поет Соня — невеста партизана (в
опере Макарова-Ракитина) одна и с жени-
хом, поют Татьяна с Филиппом в опере
Шебалина, и все — на один лад. Дажев
пушкинских операх и в «Декабристах»
(исключение — «Казначейша») любовные
ецены удивительно сходны по стилю.
	Их можно е успехом переставлять из
одной оперы в другую -+ например, арию
Любови Яровой вставить в «Станционного
смотрителя», а арию дочки смотрителя
Дуни — в «Любовь Яровую»,. — ничто не
изменится. Е

Можно подумать, что лирика, чувство
любви - какие-то абстрактные эмоций
вне типов и эпох. :

Однако обратимся к творчеству хотябы
Мусоргского: в его операх немало лирики,
любовных эмоций, Но как они различны,
как глубоко они связаны со сценически-
ми образами! Лирика Марфы из «Хован-
щины» совершенно отлична от лирики Па-
pach из «Сорочинской ярмарки»; совэр-
шенно иная лирика в ‘любовных эмоциях
Ксении и Марины в- «Борисе Годунове».

И это только у одного композитора!

У нас же целая группа талантливых
композиторов, различных по своим стиле-
вым устремлениям, по своим. творческим
темпераментам, создает совершенно оди-
наковые по колориту любовные сцзэны!

Это свидетельствует о недостаточном
внимании наших композиторов к музы-
кальной обрисовке ‘индивидуальных обра-
зов, характеров, типов.

Знаменитые слова Мусоргского: «Я жил
Борисом, в Борисе», замечательно выра-
жающие существо подлинно вдохновенно-
то творчества. забываются многими наши-
ми композиторами.

Хоры и песни в совэтских операх ча-
сто носят характер дивертисмента. При-
помним, для чего классики заставляли
своих оперных героев исполнять песни?
Герцог в «Риголетто» поет «Сердце краса-
вицы», Варлаам в «Борисе» поет «Как во
городе», потому чтоэтими приемами ком-
позиторы утверждают образы. Зритель
уносит яркое ощущение музыкальных ти-
пов, именно благодаря этим песням ясно
	щего лица, Таковы же, например, ария
Рылеева в «Декабристах», песня Шванди
в опере Энке. 1
	Но почему Дуня в «Станционном смо-
трителе» поет романс «Когда твои младые
лета», хороший по музыке, но совершенно
чуждый ее образу? Кроме ощущения дра-
матургни либретто; композитор должен
	матургии либретто; композитор должен
ощущать драматургию музыкальную, В
этом основном элементе оперного искус-
ства в советских операх можно найти
серьезные недочеты.
		молодняка в степи» («Тебеневка»). Картина художника А, А. Пласт
=, Всесоюзной сельскохозайственной выставки. Фото №, Говорова
	«Ме
	ПУПИИНА
	`Однано  ватлянув на афишу театра и
Пушкина, мы и сегодня видим‘ бланть
лучно здравствующих «Платона Кри
та», «Банкира», «Пел солдат с фть
«Очную’ ставку», За ‘первую половину м
зона 1939 года тевтр наспех возобнози
старые спектакли  «Борие Году» 1
«Свой люди — сочтемся» и He Jan cy
ни одной новой постановки, Тользо 1
июне состоялась премъера «Суворовь
лишенная творческой работы отроаи
труппа театра, разбивлиясь на ancauiy
и коллективы, рецетирует гастрольный
пертуар во всех с дных. утодкат oh
ширного здания Росси,
	‚ Очутившись в конце сезона перед т»
зой срыва репертуарною плана, tap,
решил, форсировать постановку «Сум
за». Начали готовить также пьесу hip
лера. и Златогоровой «Ления». Но пы
театр допустил совершенно необ’яеняху
ошибку, поручив ‚центральные por 3
обоих спектаклях одному и тому me wp
теру, К. В. Скоробогалову, совершенно y
узитывая того, что физически невозуоь
но. одному актеру работать одновреуе
но. над’ двумя такими трудными posit
Неумелое использование кадров — ть
эктерная ‘болезнь. тезтра им. Пушкин,
еатр, в составе. которого есть такие =
стящие ‘мастера, как Е II, Kopsann
Александровская, В. В. Мичурнна-Слоь
лова; Ю:.М. Юрьев, Б; А. Горин’Торяння,
П. К. Симонов, Н. К; Черкасово ду,
использует эти. силы далеко не в Io
ной мере и наименее удачным обруму
Труппа театра ‘насчитывает свыше м
человек и все же на ‘ряд амплуа (чл
дая тероиня, герой, характерный оу
и др.) нет полноценных исполнителей,
Вину за творческий прорыв нео и
только дирекция, но и репертуар
часть театра, возглавляемая тов, Шар»
футдиновой. В ленинградских литерату»
ных кругах тов, Шарафутдинова paar
на, Это она сделала ‘анекдотическое пит
ложение строить репертуар одною и
крупнейших театров о страны исходя м
календарных дат — юбилеев того мк
иного. писателя или общественном де
теля. . Кстати, не этой ли «устанозо»
об’ясняется то, что артисту В. Vaan
заказана. инсценировка романа [,
Тургенева «Накануне», хотя, как пазит
но, драматургическое наследство stor OF
сателя достаточно значительно,
	Будни. театра товорят © TOM, он
повысилась ‘еще ‘художественная треб»
вательность руководителей и работник
театра.
	У правление театров  ВКИ и sem
градские ортанизации ‘также гроявляи
мало’ беспокойства за судьбу Пушкинские
театра. Достаточно сказать, °9то 1
фактически © 1936 года не имет д’
ректора,
	Позиция ‘постороннего наблюдателя, tf
	  нятАЯ организациями, ведающими в01р00%
	ми искусства, — познция неправильнаи,
ощибочная.
			«Табун
	2 TEATPE им.
	В сводных афишах крупнейших рабо“

чих клубов и домов культуры Ленийгра“
да нередко ‘вмёсто названия спектакля
напечатано: «О спектакле будет об явле»
но 06060». Опытные театралы знают, ITO
обозначает этот’ тайнетвенный анонс: B
этот дёнь в клубе выступает один из мно
точисленных ’ ансамблей Ленинградского
орденоносного театра драмы им. А.   ©.
‘Пушкина. .
Не следует думать, что речь’ идет об
‘обычном ‘выездном спектакле театра. Tor-
‘да спектакль не нужно было бы вали‘
ровывать. Нет, к этим спектаклям театр
в целом не имеет никакого. отношения,

Но в составе труппы театра им. А, С.
Пушкина насчитывается шесть-семь «&н-
самблей». Наиболее солидный из них ©):
стоит из ведущих артистов театра HM.
	Пушкина (артисты ’ Вольф-Израэль, Бот“
	nanos, Крюгер, Любош, Малютин, Соловь-
ев‚ Жуковский и др.) и возглавляется
самим художественным руководителем
театра Л. С. Вивьеном. Ансамбль высту*
пает не менее 15—20 раз в месяц 8S
клубных площадках, ‘показывая пьесы
«Коварство и’любовь» и «Пигмалион», ие
значащиеся в репертуаре театра им. Нуш-
кина, «Коварство и любовь» можно уви“
деть и в исполнении другото. «ансамбля»,
руководимого артистом Семеновым. Груп:
па арт. Тагионосовой играет в клубах
«Обрыв», группа засл. арт. РОФСР Bopo-
нова — «Мачеху» ит. д. ит. п.

Сейчас все эти группы проявляют 060-
бенно бурную деятельность в связи с лет-
ними гастролями. Группа - Buspena —
	Луковского уже заключила дотовор ва
	гастроли в. г. Куйбышеве. ансамбль Ce-
менова собирается ‘на Минеральные во-
ды. группа Симонова—Вольского ‘мечтает
о поездке на Украину...

Можно ли об’яснить стихийное возник-

новение всяческих групи и ансамблей
только жаждой легкого заработка? Конеч-
но, дело не только в этом. Прежде всего
эти факты говорят о том, что актеры He
имеют достаточной ‘творческой ‘нагрузки
в стенах своето родного театра им. Пуш*
‘кина. .
‚ В течение нынешнего года художествен.
ный руководитель театра Л. С, Вивьен
неоднократно выступал и письменно 4H
устно © достаточно оптимистическими ле“
кларациями. Он собирался «создать в рэ-
пертуаре театра золотой фонд высокока-
зественных спектаклей». К возобновле-
нию в новой режиссерской редакции бы-
ли намечены «Борис Годунов» Пушкина,
«Враги» Горького, «Свои люди — сочтем-
ся» Островского. В плане новых поста“
новок значились «Макбет» Шекспира,
«Деревенский судья» Кальдерона, «Суво-
ров» Бахтерева и Разумовского, «Военная
косточка» Рахманова, «Чекисты» Казако-
ва, «Путь к победе» Ал, Толстого, «Кюх-
ля» Тынянова, «Мать своих детей» Афи-
нотенова, «Половчанские сады» Леонова,
«На дне» Горького. Ставя все эти спек-
такли, Л. С. Вивьен’ намеревалея «по-
степенно снимать с репертуара пьесы не
высокого ‘качества, старые,  обветшалые
спектакли». Е у

{
	лихромии». как об основном характере
росписи. В; Г, Гельфрейх рассказал ‘иле-
нуму о’ том, что интерьерные ансамбле
Дворца Советов будут решены по прин:
ципу цветового комплекса ¢ доминирую-
щей тональностью для каждого из вал.
А. М. Герасимов и И. 9. Грабарь выска-
зались за красочно полнозвучные решения
росписи, так как «серенькие» фрески не
будут выражать красочную радость совэт-
ской жизни. И здесь, очевидно, правильно
равнодействующая будет найдена в сорев-
новании конкретных. решений. Но ужб
сейчас вырисовывается идея о Дворце,
монохромном снаружи и многоцветном
внутри, Неосвещённым остался’ ‘однако
вопрос о полихромной керамике.
	Совсем. не был затронут на пленуме
вопрос о значении в оформлении интерь-
еров Дворца Советов станковой живо-
писи. Из 6 тыс. помещений этого гран-
диознейшего комплекса, разумеется,. не
все будут оформлены настенной живо-
цисью или большими работами монумэн-
тального, характера. Нет сомнений, что
для оформления остальных зал какое-то
место должны занять станковая живопись
и станковая графика.
	На пленуме были затронуты еще два
вопроса — O кадрах. художников-живо“
писцев и 06 организационных формах
	сотрудничества архитекторов. художников
	и скульпторов
	Вместе с тем еще раз приходится гово-
рить о необходимости скорейшего оконча-
ния «Декабристов». Длительность работы
над «Декабристами» нельзя об’яснять твор.
ческим «методом» композитора. Шапорин
может сочинять быстро, здесь же работа
просто остановилась. Автор либретто «Де-
кабристов» (А; Толстой) ‘должен вернуть-
ся к этому, видимо, к сожалению, забыто-
	му им произведению.
		Три оперы, исполнявшиеся ‘на конферен-
ции, были связаны с именем великого
русского. поэта = А. С. Пушкина. Опера
	«Пучикин» (либретто и музыка Г. Крейт-
	нера)’ написана на тему о последних го-
	дах жизни Пушкина.
Тема, взятая ‹ Крейтнером,
	тема, взятая ‹ преитнером, открывает
громадный простор для творческой фан-
тазии композитора. Однако Крейтнер не
	учел особенностей оперного стиля, и его
произведение приобрело. характер скорее
	литературно-музыкального концерта, нежз-
ли настоящей оперы: произведение оказа-
	лось слишком камерным и к тому же мо-
заичным. Менее всего удался Крейтнеру
образ самого Пушкина, В опере «Пушкин»
поэт говорит. своими стихами. В одном
месте на протяжении короткого времени
Пушкин цитирует... три своих стихотво-
рения. Даже другие действующие лица
оперы беспрестанно цитируют Пушкина.
Разумеется, это совершенно не жизненно.
	Напрасно Крейтнер работал над либрет-
то один — участие в его работе опытного
драматурга было необходимо.

все же серьезность композиторских
исканий Крейтнера, отдельные находки в
ето опере, в частности умение композито-
ра использовать средства человеческого го-
лоса, позволят надеяться, что Крейтнер мо-
жет справиться с удачно найденной им
темой. Необходимо лишь привлечь к до-
работке произведения опытного либретти-
ста.

Еще грубее метод цитирования стихов
Пушкина в операх «Капитанская дочка»
С. Kana и «Отанционный смотритель»
В. Крюкова: Глубоко интимные етихи Пуш-
кина, налисанные по хорошо известным
поводам, вкладываются здесь в уста дей-
ствующих лиц, не имеющих никакого от-
ношения к характеру и содержанию этих
стихов. Вопомним работу Чайковского над
«Пиковой дамой». Вот где, казалось бы,
открывались неограниченные возможности
для цитирования лирических стихов Пуш-
кина. Однако Чайковский почувствовал,
что использование этих стихов противоре-
чит природе оперного либретто, и ни разу
не процитировал Пушкина; и все же это
не помешало «Пиковой даме» быть на-
полненной ароматом пушкинской поэзии.

«Станционный смотритель» В. Крюко-
ва — опера лирическая. Это вполне соот-
ветствует общему характеру творчества
этого одаренного ‘композитора И в орке-
стре, и в вокальных партиях оперы Крю-
ков умеет остаться лириком. Но вот что
досадно: в этой лирике нет живых обра-
зов, она как бы вне времени, Это a6-
страктное чередование поэтической созер-
цательности и эмоциональных  под’емов.
Иногда эти эмоции совпадают с настрое
нием действующего лица (например, в за-
ключительной сцене возврашения Дуни к
	  отцу), и тогда музыка Крюкова заставляет
	В порядке обсуждения.
	Соретская музыка прошла большой путь
	поисков ‘стиля. Много удач и неудач мож:
но насчитать и в области советской оперы
Можно уже работать с большей ясностью

И смелостью.
	Созрела необходимость созлания экспе-
	риментального театра советской оперы. На!
	конференции отрывки из опер  исполня-
лись певцами литературно-музыкальното
ансамбля ВТО под управлением К. М. По-
пова. Ансамбль этот занял значительно»
место в нашей музыкальной жизни, Уже
несколько лет ансамбль © энтузиазмом
пропагандирует советскую музыку. У
ансамбля укрепилась прочная дружба
с советскими композиторами: компози-
торы с удовольствием несут в ансамбль
свои Даже не оконченные ‘сочинения, зная,
что их встретят с вниманием и интерееом.
Ансамбль непрерывно пополняется талант-
ливыми молодыми певцами.
	Для создания оэкспериментального TeA-
	тра советской оперы есть уже много ос-
	нований — есть композиторы, есть либрет-
THCTH, есть начатые и готовые опэры, есть
талантливые певцы, любящие и понимаю-
щие советскую музыку.
	Мариан КОВАЛЬ
	Чрезвычайно интересным было упоми:
нание архитектором В. Г. Гельфрейхом
одного из новых разделов тематики ‘—
монументального пейзажа. На стенах на
родного Дворца должен найти место мно-
	толикий образ родной земли,
	Б. М. Иофан правильно подчеркнул,
что живопись Дворца Советов не должна
быть натуралистической и формалисти-
ческой. Однако надо сказать, что преде-
лы этих понятий достаточно широки и
неуловимы, Вот уже много лет как у нас
не затихает дискуссия о резлизме, фор-
мализме и натурализме, & вопрос теоре-
тически еще далеко не ясен,
	В. В. Верещагин когда-то писал, что
«воспроизведение вещей реальным обра-
30М» еще не создает реалистического про-
изведения. Он утверждал, что «не будет
и тени реализма в тех случаях, когда
существует лишь простое воспроизведение
фактов или событий, без всякой идеи;
без воякого обобщения». Со своей сторо-
ны Анри Матис писал, что художник
непременно › должен находиться в ощу-
щении, что он цередает изображаемое с
	наибольшей правдивостью. Гегель визел
	существо художественного произведения
в том, что оно раскрывает общую идею
в конкретном явлении. Надо оказать, что
если на пленуме в докладе В, Е, Лан-
сере и было указано с большой наетой-
чивостью на обобщенность монументаль-
ного образа, как отражающего общую
идею, все же недостаточно была подчерк-
нута необходимость правдоподобия этого
образа, того, что он лолжен. действовать
	на зрителя 0 Е конкрет-
ного явления.
	Доклад академика Е, Е, Лансере о мо-
нументальной живописи во Дворце Сове-
	‘тов был чрезвычайно ценным уже тем,
	419 дал художникам возможность ближе
познакомиться с опытом нашего лучшеёго
мастера больших декоративных росписей.
Его формулировки оставляли, однако, ме-
сто для противоречивых толкований, По-
рою казалось даже, что они противоречат
собственной практике мастера; таковы,
например, мысли о том, что обобщенный.
образ изображает событие не так, как
оно происходило в’ действительности, или
© ковровой декоративности, которая долж-
на доминировать над изобразительностью,
о линейной плоскостности вместо живо-
писности и т. д, Проблема живописности
приобретает сейчас сугубо важное вначе-
ние, поскольку должны быть достигнуты
гармония и эмоциональность образов,
	Вопрос о цвете ‘был затронут на пле-
нуме бегло, но и тут сразу обнаружилось.
что до решения его еще очень далеко.
Б. М, Иофан ‘говорил © «одержанной по-
	Монументальная _
‘живопись Лворца Советов
	У. пленум правления союза советских
архитекторов -— не первая встреча твор-
ческих работников трех изобразительных
искусств. Пять лет назад конференция
союза архитекторав была также посвя-
щена задачам синтеза искусств; —  твор-
ческого содружества архитектуры, скульц-
туры и живописи. Но тогда постановка
вопроса. носила в значительной степени
абстрактный, «академический» характер.
Особенность настоящего пленума в том,
что он поставил вопрос синтеза как ре
альную, конкретную, практически неотлож-
ную задачу:
	Все эпохи расцвета искусства были
отмечены согласной жизнью ‘трех искусств,
Наше представление о памятниках клас-
сической Греции как об ансамблях пре-
имущественно архитектурно-скульптурных
несколько искажено, потому что памят-
ники античной монументальной живописи
до нас не дошли. Но эти памятники
были‘). Исторические свидетельства не
оставляют сомнения в том, что уже во
второй четверти \У века до нашей эры
Полигнот писал ряд росписей как в са-
мих Афинах, так и в других городах,
причем роспись «лесхи» («залы бесед»)
в Дельфах славилась как одна из вер-
пин искусства эпохи. Сопоставление но-
вейших раскопок фундамента с описания-
ми Павсания говорит о значительных раз-
мерах росписи (36 метров длины на 3
вли 4 метра высоты). Как известно, эти
памятники погибли. Награбленные и све-
зенные в Рим, сокровища искусств были
уничтожены в 1-—-У вв. нашей эры пожа-
рами Рима и набегами варварских гер-
манских племен. То, что осталось в Гре-
ции истребили фанатики-иконоборцы.
	Документальные данные указывают, что
в античной живописи существовали, фрес-
ка. мозаика, энкаустика и по всей вероят-
	8) Падо, кроме того. иметь в виду. что
скульптура греков была‹ энкаустически
расцвечена. причем Пракситель, например,
согласно Плинию, способствовал усовер-
шенствованию живописной энкаустической
	ЗЕХНИКИ,
	ности разные виды темперы *). Именно к  левой зарядкой, которая должна породить
	этим видам техники классической живо-
писи, как видно из хода работ пленума
ем проф, Н. Н. Чернышева, А. В.
Виннера, проф. В. А, Фролова), обратятся
и советские художники в росписях вели-
чайшего здания мира. К этому будут. ра-
зумеется, добавлены и живопись масля-
ными красками, техника страффито, кера-
мика ий многое другое.

Однако при всей важности и увлека-
	‚тельности вопросов техники, не эти задачи
	являются сейчас. узловыми, решающими.
В центре нашего внимания — вопросы
стиля монументальной живописи Дворца
Советов, художественного выражения тем.

Попытки теоретического ’ разрещения
«проблемы монументального» ‘занимали
очень много места в трудах западных, в
частности немецких, искусствоведов как
раз в те десятилетия ХТХ и ХХ вв., когда
монументальной живописи не было на
практике. Вопрос пытались разрешить и
каши формалисты на’ основе анализа
«проблемы формы». Практический резуль-
тат в обоих случаях был отрицательный,
Величественное и великое народное увеко-
вечивающее искусство, — & так именно
следует понимать монументальное искусст-
BO, — может возникнуть лишь на основе
единства мировоззрения художника и на-
рода. Героическое искусство может возник.
нуть лишь из героической действительно-
сти.

Но этим как раз и решается возмож.
ность ‘возникновения такого монументаль-
ного искусства у нас, в. Советской стране,
и пока только у нас. Именно эта черта —
героическая решимость многомиллионных
масс Советского Союза итти по пути, ко-
торый указывает партия Ленина—Сталина,
— является той основной идейной и во-
	=) Это явствует и из приводимого Пли-
нием анекдота о художнике Прототене,
тщетно пытавшемся передать пену на
морде пса. Художник смывал губкой
неудавшиеся пробы и, наконец, взбешен-
ный неудачами, бросил губкой в свою
картину. Получившееся случайное пятно
дало долгожданный эффект. Смывать губ-
кой можно было, очевидно, только тем-
перную живопись,
	великие ‚образы росписи Дворца Советов,
поднять их на высоту‘ монументального
искусства, В резолюции пленума мону-
ментальное искусство определяется, как
иокусство, «способное воплбтить великие
	идеи социализма и воздействовать ва мно-
	томиллионные массы».

Дворец Советов должен быть «памят-
ником великому Ленину, отображающим
величие сталинской эпохи» (доклад архи-
тектора Иофана). В самом внешнем виде
здания, как пьедестала для статуи, он
уже является произведением синтеза двух
искусств — архитектуры и скульптуры:
Совместно с архитектурой и скульптурой
идеи, заложенные во Дворце, ‚ должна рас-
крывать и живопись.
	Большой зал Дворца будет залом наро-
дов СССР. Хотя льшой вал, ввиду
огромных размеров этого крытого амфи-
театра, будет в основном решаться сред-
ствами архитектуры и скульптуры. в боль-
ших его простенках несомненно найдет
себе место и монументальная живопись,
Как было бы прекрасно, если бы каждая
из советских социалистических республик
взяла себе по определенной. части этих
плоскостей, наметила бы тематику и запе-
чатлела бы её фресками национальных
художников!
	Сталинская Конституция, героива граж-
данской войны, победа социалистическото
строительства — таковы, как рассказал
пленуму архитектор В. Г. Гельфрейх,
основные, тематические комплексы интерь-
ерных росписей. Но, разумеется, тематика
росписи этим не исчерпывается. В этом
потоке живописных образов должны по-
лучить отражение история партии и це-
лый ряд других тем,

Нам представляется счастливой идеей
высказанная на пленуме мысль об ис-
пользовании живописью того, что было
удачно найдено другими искусствами, в
частности кино (для зала. гражданской
войны — фильм «Ленин в 1918 году»,
& для зала социалистического строитель“
ства — фильм «Богатая невеста»). Здесь,
разумеется. может итти речь не об уве:
личении того или иного кадра, но о пла-
стическом использовании того докумен-
тального, тинового и сценического  мате-
риала, в котором советским кино был
Удачно уловлен характер эпохи.
	щены на! это, строительство: круутные (ел
	ства. Таким   образом , получает суще
ствление в грандиозных размера п
мысль, за которую ратовал Е, Е, Лан
	еще пять лет ‘тому назад. «При устан»
ке на реёлизм, — писал он, — существе
нейшим этапом творчества является и
вательное проведение  этюдно-подготои
тельных работ,  Оботановка, условия
	риода работ чрезвычайно важны для 00:
чательного успеха». Общественная маст
ская-лаборатория должна быть оборудов
на приборами, ‘которые недоступны 1
дожнику в его личной мастерской, = 08
	приближалаеь бы к оборудованию ви’
ателье
	Вторым важнейшим решением плекуй
	в этом направлении было укавание №
необходимость предоставления мастера
советской живописи ряда опытных и 17
готовительных работ по росписям в 00ще
	ственных зданиях, клубах, домах в’
	туры и т, п, Это будет иметь больше
значение для развития искусства {ре
в Советской стране.
	‹ Синтез’ изобразительных искусств oe
Щает осуществиться в невиданном №0
штабе, но тем не менее нельзя сказать
чтобы все. было уже достаточно глуб
продумано. Например, в зале Сталинский
Конституции вся’ большая стена, 01”
денная для живописи. заслонена шир’
киуи   пилонами, идущими вдоль нее 1
раллельно на очень близком расстояние
Это меньше всего похоже на 10, ны
дать живописи ведущую роль в раскры’
тии идеи. В своем ва B. M. Hodes
словно Gosneana внутреннее помещение
Дворца Советов на ‘две группы: 16}
которых задача решается преимуществе!
во архитектурными средотвами, и 1, }
которых ‹архитектор” передает  ведущуй
роль ‘живописи. Зал Сталинской Коня’

туции относится именно ко второй тру!
Ne помещений.
	Нельзя признать удобными для ди
циси и оба боковых фойе. Огромные
ны, протяжением ‘чуть ли нев сто м
ов, имеют чрезвычайно небольшой отхол

то создает опасность, что ни в одной
точке зрения композиция стены не 6749
видна 663 Искажения наиболее значитель
Ной ‘ев ‘части. Во’ всех этих слуия
(a как раз по этим об’ектам будет 04°
явлен конкурс на роспись) живогись OY
ет поставлена в невытодное положение
Надо надеяться, что художники, включе
ные в дальнейшую обработку интерьеров
добъются более благоприятных условий
для творческого содружества искусств
	А. ТИХОМИРОВ
	Настенной живописью, в особенности
пригодной для монументальных произве-
дений, пока занималась лишь небольшая
часть советских мастеров. Большая часть
советских художников работала до сих
пор в качестве станковистов по преиму-
ществу, т. е. создавала произведения, RO-
торые в пределах рамы являлись пласти-
ческим целым, как бы законченным и
изолированным от окружающей их архи-
тектурной ‘среды. И именно станковая
советская живопись достигла наибольших
результатов в 6мысле овлаления методом
социалистического реализма, советской те-
мой, сюжетом, изображением жизого чело-
века и массовых сцен. Чрезвычайно важ-
но поэтому подготовить мастеров для со-
здания будущих монументальных произ-
ведений стекописи, Надо сказать, что 00-
ветская жизнь практничьски уже Havana
эту переподтотовку кадров советских жи.
вопиесцев. Панно, которые художники пи-
сали для Парижской и Нью-Йоркской вы-
ставок и пишут для Селькохозяйственной

we Tm.
	выставки, разумеется, выходят за рамки
станковизма.
	Пленум признал «особ

’ о важным yeRo:
рить строительство хуложественно- произ.
водственных мастерских но скульптуре
монументальной живописи и декоратив.

wrth ААА Ам
	ар то р ТР >

ным работам». Правительством уже отпу-