18 июля. 1939 г. № 57 (зи

«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» -
	ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ ВСЕСОЮЗНОЙ С--Х. ВЫСТАВКИ
	*

*
	“AY OEE
	В дни наиболее напряженной работы по
художественному оформлению на Всесоюз:
ной” сельскохозяйственной выставке было
занято до 2 тыс, художников разных спе-
циальностей и квалификаций. Здесь рабо-
тали вилнейшие, мастера Москвы, Ленин-
града и братских национальных республик,
студенты Изоинститута, Академии худо-
жеств, Архитектурного института и, на-
конец, шрифтовики. }

Картинами, панно и произведениями
графики на выставке занята площадь в
$ тысяч квадратных метров. Больше ты:
сячи барельефов и больше 400 об’емных
скульптур помогают раскрывать содержа-
ние выставки. Художественная резьба за-
нимает 3.700 кв. метров. Внушительной
цифры в 40 тыс. кв. метров достигает
площадь архитектурно-декоративных работ
(фризы и т. п.). сек

Е. 3
	Ряд произведений живописи украшает
стены лавильона «Москва». Панно на тему
«Жить стало лучше, жить стало веселее»
написал для Тульского зала художник
Б. Иогансон, В Рязанском зале помещено
панно. В. Горелова «Колхозный пир»,
А. Мальков написал для павильона кар-
тину «Выступление товарища Сталина на
ХУ С’езде . партии», Куликов — картину
«Первая колхозная борозда». Для Мдсков-.
ского зала павильона «Москва» написаны
картины Прагером (<«Н. С. Хрущев у доя-
рок») и Кокорекиным («Л. М. Каганович у
овощеводов»). . :

*
	В роду Шамсутдиновых из поколения в
	‘поколение переходит искусство резьбы по
типсу. Гафуру Шамсутдинову около 70 лет.
	а свою долгую жизнь он украсил резь-
	бой. не один десяток зданий, Сейчас Шам-
сутдиновым и его помощниками украше-
ны выставочные павильоны. «Узбекистан»,
«Туркменистан» и «Таджикистан».
Особенно ярко представлено искусство
	Павильон
	  REICTARICG
	узбекских резчиков ‘по гипсу в павильоне
«Туркменистан». Ими исполнены капители
и основания колонн, резные люстры, кру-
жевные решетки на окнах и, наконец, ве-
ликолепный ажур национального орнамен-
та, из которого почти сплошь состоит сте-
на главного фасада“ павильона.
Произведения народного творчества‘ на-
шли Применение и в оформлении дру
гих павильонов, Замечательные цветные
витражи фасада “Азербайджанского па:
вильона выполнены бригадой народных
	мастеров под руководством орнаментали-
	‘ста Алиева. По рисункам колхозницы Па-
раси Власенко исполнена орнаментальная
роспись внутренних зал павильона
«Украина»;  В’этом павильоне будут ‘так-
же произведения украинского колхозника
сБульптора-керамиста Ивана Гончара.
			Выпускной спектакль—знаменательный
	день для каждого балетного артиста, ко-
gel ero школьной учебы, начало  само-
стоятельной творческой работы. Экзамена-
ционный спектакль — это не только пуб-
личный просмотр молодых талантов, но-
вых кадров. но и практический, общест-
венный отчет школы о проделанной рабо-
те, о методах подготовки смены балетного
	театра.
	Партии
	ная’ жизнь
	оыпуск
	Вагановой, «Шопениана» дала возможность
молодым артистам показать степень своей
профессиональной подготовленности; Жаль
только, что Ваганова не сумела передать
ученицам изумительного по своей -выра-
зительности пластического рисунка движе-
ний рук, без чего нельзя по-настоящему
передать фокинский стиль.
	Традиционный дивертисмент, заключив-
ший выпускной спектакль—201-й по сче-
ту, —был, как обычно, заполнен цыгански-
ми, венгерскими и испанскими плясками,
хорошо всем известными дуэтами и трио
из старых балетов. Единственная ориги-
нальная работа — хореграфический этюд
«Кружевной платок», поставленный на
музыку Чайковского студенткой 3-го курса
балетмейстерского отделения Тарасовой, —
оказалась на редкость неинтересной в по-
становочном отношении и наивной по теме.
Просто непостижимо. как могла попасть
эта вещь’ в программу показательного
спектакля.
	Из выпускников мне хочется упомянуть
о Лисиной, Трушиной, Алексеевой, Лыт-
киной, Райцых, Толубьеве. Андрееве, Се-
ребренникове. У. Лисиной несомненные
проблески индивидуальности, хорошая
классическая школа и пластичность, чув-
ство стиля. Алексеева блеснула в адажио
уверенностью манеры, прекрасным шагом.
красотой линий. Неудачен оказался ‘выбор
вариации, которая по своему стилю и ха-
рактеру совсем не в средствах молодой
танцовщицы. Танцы Трушиной ‘оставили
приятное впечатление чистотой ‘отделки,
четкостью и пластичностью. Очень способ-
ная  Лыткина имела несчастье появиться
перед публикой в «Кружевном платке»,
что не›дало ей возможности проявить ни
своего природного артистического’ обаяния, ,
ни своих танцовальных данных, В «Па-
надерос» своей эффектной внешностью и
темпераментом выделялась Райцых. из ко-
торой при правильном’ руководстве со
временем может выработаться хорошая ха-
рактерная танцовщица, .
	Толубъев танцовал Тома Сойера, вальс
Ребикова и шута из «Армиды». У него
свобода движений, несомненные актерские
способности, техническое мастерство. Спо-
собными танцовщиками и сильными парт-
нерами показали себя Андреев и Сереб-
ренников. }
	Ленинградская балетная школа — неис-
черпаемый источник, который питал и пи-
тает нашу балетную сцену. Дальнейший
рост советокого балета находится в прямой
зависимости от качества школьной работы,
от методов воспитания новых балетных

кадров.
	Мы вправе предявлять к Ленинград-
ской балетной школе 06060 серьезные и
повышенные требования. Мы хотим, чтобы
руководители и педагоги школы были бо-
лее требовательны и взыскательны не
только к своим ученикам; но иск самим
себе. Мы хотим, чтобы школа готовила не
только хороших техников, но и культур“
ных, всесторонне развитых артистов, в CO-
вершенстве владеющих всей суммой со-
временных художественных и технологи-
ческих приемов балетного искусства.
	Елена ЛЮКОМ
	В ТЕАТРАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
	театрами области конкретно и BAY wing,
Партийные руководители стали Binary
во все детали работы театров, Спи ppg
сутствуют Ha просмотрах, принимакт уча.
стие в приемах новых постановок, учас,
вуют в обсуждении вопросов тезтральние
репертуара, политического воспитании ат.
теров`и т. д. Беседы руководителей Tap.
тийной организации области не тольк д
руководителями театра, но и 6 актеру,
стали обычным явлением,

По инициативе обкома ВКП(б) в amps
ле в Ярославле проходила декада тезлуз
области, Во время смотра не проходило ни
одного спектакля (а их было 21), пе бы
не присутствовали секретари обкома д
торкомов партии. Итоги этого смотра се.
циально обсуждались на заседании биро
обкома.

‘Проект постановления подготовлялея ‘ль.
циальной комиссией с участием ьторо
секретаря обкома ВКП(б) т. Репина и ay
председателя облисполкома т, Погосова,
На заседании бюро обкома присутствовали
директора и художественные руководителя
всех театров, ведущие актеры, коммун.
сты и беспартийный актив тезтров.   а га.
седании было заострено внимание в
Костромском` городском театре, который a9
время  смотра обнаружил существенные не.
достатки в подборе репертуара, в актер.
ском Исполнении и т. д. Этот же BOT Pog
обсуждался затем на заседании бюро К
стромекого горкома ВКП(б).

Во время декады театров по ивикнаи.
ве обкома ВКП(б) был проведен интерес:
ный опыт. На общественном просмоть
пьесы местных авторов Хардина и Наза.
рова «Город на Волге» присутствовал пар.
тийный актив г. Ярославля. Лотом о.
стоялось обсуждение, Коммунистами бч.
ли внесены в спектакль поправки и к.
рективы, которые коллектив театра upy.
нял с большим удовлетворением. Это 06.
суждение помогло и актерам и молоды
авторам.

Ярославский обком и горком партии зв
раз давали театрам области ценные Ru
зания в их работе. В прошлом году, хо.
гда обком обсуждал вопрос «О состояния
искусства в области», «он обязал отдел
искусств, облисполком поставить в цент.
ре внимания театр им. Волкова; обком
дал ряд конкретных указаний, направ
ленных к тому, чтобы старейший русский
театр занял среди театров СССР’ под
бающее ему место. Это решение и обе.
печило подем творческой и идейно-поли.
тической работы в театре им. Волкова,

В приветствии четвертой ярославской
областной партийной конференция работ.
ники искусств заявили:

— Мы приложим все свои силы и спо.
собности, чтобы оправдать доверие нащеёй
партии, чтобы поднять социалистическое
искусство. на уровень задач велико
сталинской эпохи,

Эти обязательства. работнийи искуста
Ярославля выполнят с честью, ‹

М. В.
	В последнее время значительно оживи-
лась идейно-политическая -жизнь в худо-
кественных организациях Ярославской o6-
ласти. Созданы партийные организации в
театрах Рыбинска, Ростова и Ярославля,
в областной филармонии и т. д.

—_
	Партийная организация театра им. Вол-
	кова насчитывает сейчас 19 коммунистов,
из них 10 творческих работников. В ря-

ды большевистской партии вступили худо-
жественный руководитель театра’ Д. М.
Манский, актеры тт. Тихонов, Кожан,

Шамкорян, Седова и др.
— Я 20 лет работаю в театре, — го-
	roput т. Манский, — но никогда еще не.
	встречал такого внимательного, системати-
ческого партийного руководства театрсм,
как в Ярославле. Бо время работы над
спектаклем «Петр 1» я особенно ощущал
помощь партийного коллектива. На сис-
циальном совещании парторганизации с
участием работников театра был заслу-
шан мой доклад о постановке, и это при-
несло мне немалую пользу.
кова растет не только количественно.
Значительно повысился идейный уровень
коммунистов, оживились партийные собра-
ния. Постановление Центрального Комите-
та ВКП(б) о постановке партийной ипрос-
патанды в связи с выпуском «Краткого
курса исторни ВКП(б)», доклад товарища
Сталина на ХУШ с’езде ВКИ(б) и реше-
ния с’езда помогли коммунистам Ярослав
ского театра по-серьезному взяться за изу-
чение истории . большевистской ‹ партии.
Товарищи посещают консультации и серь-
езно работают над собой. Тов, Тихонов
сейчас изучает Т\ тлаву «Краткого курса»,
пользуясь первоисточниками, ведет запи-
си изучаемого материала. Таких примеров
немало.
	В этом году театр им. Волкова впервые
показывает свои спектакли в Москве.
Это — творческий отчет коллектива о про-
деланной работе, о своем росте. Партий-
ная организация театра. принимала дея-

тельное участие в подготовке к поездке
в Москву.
	Оживилась партийная работа и в дру-
гих театрах области. Лучшая часть ин-
теллигенции этих театров вступает в ряды
партии. В Рыбинском городском театре в
партию приняты художественный руково.
дитель В. М. Ипатов, актеры Меримсон
(работает в театре 17 лет), Ленивенко (ра-
ботает  В театре 12 лет), Галкин, Кубанов-
ский и др, связавшие свою судьбу с
судьбой театра на долгие годы,

Под’ем идейно-политической работы по-
ложительно сказывается на творческом ро-
сте театров. Вторая половина 1933 тода
и первая половина 1989 года являются пе-
реломными в смысле наведения порядка
в репертуаре театров. Областной комитет
ВКП(б) в своем решении отметил серьез-

ный под’ем идейного и творческого уров-
ня спектаклей.
	Ярославский обком партии руководит
	Мы, питомцы Ленинградской балетной
школы, гордимся своей школой, давшей
фусскому искусству замечательную плеяду
первоклассных мастеров танца, завоевав-
шей советскому балету репутацию лучше-
то балета в мире. Именно: поэтому мы
всегда радуемся каждому успеху школы.
так остро и больно воспринимаем каждую
	сс неудачу.
	Досадное чувство горечи ощутила я’ на
выпускном спектакле этого года. Болыше
всего меня огорчили холодок ‘ремесленни-
чества и зубрежки, академическая сухость
и штамп, утрата молодыми артистами
	а отамп, утрата молодыми артистами
(вернее, их педагогами) стиля танца, ot-
сутствие четкого пластического рисунка.
Нельзя довольствоваться только тем. что
питомцы школы в совершенстве владеют
сложной техникой классического танца.
Никто не отрицает, что техника в нашем
	искусстве имеет. первостепенное значение,
	но одной техники ведь мало. Развивать в
учениках артистичность, художественный
вкус, чувство‘ стиля, всемерно  содейство-
вать раскрытию ‘танцовальной и актёрской
индивидуальности, приучать молодых ар-
тистов к сознательной творческой работе—
разве все это не задача школы?
	Огорчила ‘меня.и неудача «Тома Сойе-
- ра» — нового балета, поставленного спе-
циально для выпускного спектакля сту-
дентами 3-го курса балетмейстерского от-
деления Фенстером и Малисом. Мне непо-
нятно, как могли руководители и педагоги
балетмейстерского отделения выпустить на
общественный суд столь сырую учениче-
скую работу. Это тем досаднее, что и
Фенстер и Малис обладают несомненными
балетмейстерскими данными. Вот где нуж-
на была руководящая и направляющая ру-
ка педагога! Молодые постановщики не
смогли найти оригинальных красок ‘для
раскрытия сюжета средствами танца, для
характеристики действующих лиц. Танцы,
поставленные Фенстером и Малисом, с тем
же успехом можно показать в любой иной
обстановке, в любом ином спектакле: с
сюжетом и развитием действия они никак
не связаны. Напрасно, мне кажется,  по-
становщики увлеклись осложнением танцо-
вального рисунка в ущерб ‘простоте и
искренности, которых в спектакле Tak
нехватало и Тому Сойеру, и Геку Финну,
и их приятелям. Все персонажи оказа-
лись выписанными одним тоном. -
	В этом незадачливом отрывке из нового
балета (на спектакле был показан только
второй акт) лучше всего оказалась худож-
ница Т. Бруни; но к демонстрации дости-
жений школы она имеет довольно отда-
ленное отношение.

Возобновленная фокинская «Шопёниа-
на», пожалуй, самое отрадное звено спек-
такля. Отлично срепетированная и’ разу:
ченная под руководством педагога А Д.
	Письмо в
	Художник Александр Дейнека закончил
большое панно. на тему «Женский лыжный
	пробег Улан-Удэ — Москва». Панно будет
помещено на плафоне одного из зал па-
	вильона «Дальневосточный край?.
		‚Барельефными портретами Ленина.
Сталина, Молотова и Берия будет украшен
‚центральный зал павильона «Грузия».
Портреты изваяны для Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставки народным
скульптором Грузии Я. И, Николадзе. -

На большом панно художников Пимено-
‘ва, Шатилова, В. Васильева и Штанге
изображены народности Кавказа, празд-
нующие День Сталинской Конституции,
	Этими же художниками исполнены панно
	«Праздник урожая»,

Художники Налбандян и Прагер изобра-
зили на своем. полотне момент провозгла-
шения товарищем Сталиным автономии
Датестана. Все эти произведения помеще-
ны в зале Орджоникидзевского края па-
вильона «Северный Кавказ».
	«Арктика»

В центре зала возвышается большая
скульптурная композиция работы Шварца
и Тенеты,. Она изображает героев сталин-
ской эпохи — летчиков, моряков, шахте-
	ров. рыбаков и охотников, покоряющих и
успешно осваивающих северные широты,

В павильоне будут экспонироваться за-
мечательные образцы народного творчества
ненцев, эвенков, хантэ и луораветланов,—
их росписи и вышивки, коврики, унты,
туфли и резьба по кости на сюжеты се-
верных сказок. - ot
	выставке. Скульп-
Фото Ю. Говорова
	Павильон напоминает сверкающую глыбу
льда. Прямо с улицы, едва вступив в па-
вильон, вы попадаете на борт корабля. С
палубы ледокола открываются ‘Картины
Крайнего Севера. Тайга, тундра, ледяные
и снежные пейзажи и промыслы Севера
переданы на живописных панно с боль-
шим мастерством и вкусом. Эти полотна
написали студенты Института народов Се-
	вера — ненец Натускин, остяк Чумилкунп
	и другие. В скором времени в зале будет
выставлена скульптура ненки Болотнико:
вой «Всадник на олене».
	ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ КОЛХОЗНОГО ТЕАТРА
	ломатино, Котово, Красный Яр постоянна
связаны с театром.

Парторганизация Камыптинского театр
много и упорно боролась за советский ре
пертуар. Сейчас в театре 70 проц. репер
туара составляют ‘советские пьесы’ «Про
фессор _ Полежаев», _ «Любовь ` Яровая»,

Tle we few ww
	— РР У,

«Падь; Серебряная», «Терентий: Ивановичь, /
	EE EEE NEE NE

«Простая девушка».

В севоне 1938—89 г, театр поставил дм
торьковские пьесы — «На дне» и «Baccy
Железнову». Спектакль «На дне» ПоОлУЧХ
	высокую оценку на областной олимпиада
колхозных театров.
	Партийная организация Камышинском
театра, ‘добилась только первых небольших
успехов. Главная наша задача заключаем“
ся в том, чтобы вовлечь лучшую, пёрёлое
	вую часть театральных работников в ряды
ВКП(б),

A. AHTACEBHY,
	свкретарь парторганизации Камышин
ского нопхозного театра
	Парторганизация Камышинского колхоз.
	ного театра (Сталинградская область) неве-
лика: в ней всего семь человек. На долю
этих товарищей выпала ответственная за-
дача—руководить политической жизнью
	коллектива, помогать ему в художествен-
ных вопросах.
	В театре удалоск” наладить подлинный
контакт партортанизации с беспартийны-
ми творческими работниками. Это опреде-
лило авангардную роль коммунистов в те-
атре. Впервые в этом тоду парторганиза-
ция принимала участие в обсуждении ре-
пертуара. По’ ее инициативе была прове-
дена зрительская конференция, на которой
был заслушан доклад художественного ру-
ководителя В. Сумарокова о работе’ теат-
	ра, В работе конференции участвовало
700 зрителей, _
	Творческие работники театра © успехом
шефоствуют над художественной самодея-
тельностью. Драмкружки Дома культуры
Дубовского района, сел Чуханаставка, Со-
		этотО ‘дома попал к нашим молодым
_скульпторам потому, что за тот короткий
срок, который давался. на выполнение 3^-
каза, никто не брался за эту работу. Три

трехметровые фигуры были вылеплены &
15 дней. :

Работ» производилась в страшной
спешке,

— На душе становится пусто от тавой
работы, = говорит Монахов.

Мы много говорим 0 синтезе архитек
туры и скульптуры, а на деле у нае
скульптура’ часто ставится на дома, как
ваза на стол, И наши скульпторы, пре
ступая к работе, получили от архитекто-
ра вполне  ваконченное здание, ‘ely
(изобразить музыку военную, классиче
скую и национальную) и точный размер
фитур, который они считали намеченны
ми неправильно.

Власть архитектора при таких усло
виях превращает скульптора в ремеслен
ника, Кампанейщина, торгашество, спров
на низкопробный стандарт порой тяготеют
над работой скульптора. .
_ Скульитору Дерунову заказан барельеф
для Сельскохозяйственной выставки, В
барельефе надо изобразить новый пейзаж
Туркмении и «пафосную» группу. Все 910
будет служить рамкой для фото (?), и
все, вплоть до «пафосной» группы, долж
но быть сделано в несколько дней. И
скульитор берется, заранее зная, что Of
обрекает себя на халтуру.
	et бы долго перечислять вое HeHOp
альности в условиях труда скульшор%
ненормальности, устранение которых 8

weer... ИР.
	 А же скульпторов. Отстаивать дело
большого — искусства, отстаивать cBOD
творческую индивидуальность, избегать,
как огия, халтуры и стандарта, повышать
свою художественную и политическую
квалификацию, не замыкаясь в узких
группах, работать плечом к плечу ¢ 1

варищами — вот задача молодых CRY
торов,

Следует обратить внимание на бытовые
условия существования молодых худой
ников. Из шести человек, с которыми
пришлось познакомиться (Баландин, Де
рунов, Поммер, Монахов, Стемиковский,
Терзабошьян), никто HO обеспечен жили
mem, Бесконечные переселения, выселе
ния выматывают нервы, выбивают 13
колен, создают настроение бивуачной, вре
менной жизни. И в таких условиях
вут десятки скульпторов.

Вопрос о мастерских, о творческом 06
щении. молодежи и мастеров 108
остается до сих пор открытым. А между
тем огромные требования, которые пред”
являет к художникам Советская страна,
ставят перед ними задачу — всемерно, по
вседневно повышать свою культуру, с808
	мастерство. Е
JI. TOOM
	та. Представление о пропорциях : отсут-
ствовало. Профессор ввел циркуль, за-
оставляя ‘измерять, втыкая спички. Мно-
THX это коробило: художник должен до-
верять глазу. Профессор, однако, настоял
на своем. Когда стали видны результаты,
когда некоторые чересчур увлеклись цир-
кулем, он сказал:

— Бросьте это. Доверяйте тлазу.

Начались занятия по. анатомии — зани-
мались с хирургом, резали трупы, изу-
чая мыпифы, кости, сухожилия. По полго-
Да лепили одну и ту же натуру. Анали-
зироваЛли каждую ‘часть тела. Когда кое-
кто стал слишком расщеплять, Матвеев
останавливал увлекавигихся.

— Почему спина так. изрыта? Что это
	зз мешок © картофелем?  Обобщайте.
Бросьте всю эту топографию. Забудьте,
что Учили. 1
	Вместо мужской фигуры профессор по-
ставил женскую, Студенты растерялись.
Вместо  тладкости, которой добивались,
получался «обмылок». На четвёртом кур-
се все оставались по два года. Работали
с девяти до пяти часов в академии, ве-
чер — в библиотеке. Так изо дня в день
три года.

Когда пришел. срок задумать диплом-
ную работу, студенты спрашивали у про-
фессора: « <

— Что вы посоветуете?

— Сделайте так, чтобы вещь смотрела
вперед, а не назад, чтобы была живой и
выразительной, чтобы понравилась вам и
вашим товарищам.

Больше от Матвеева ничего нельзя бы:
ло добиться. Он никогда не навязывал
темы, как не ставил натуру в условно
красивую позу.

Молодые скульпторы с гордостью заяв-
ИВО ар а

— Мы — ученики. Матвеева и гордимся
этим. Думаем, что и он от нас не отка-
жется..,

Группа скульпторов, с которой мы по-
знакомились, ‘не страдает от отсутствия
заказов, труд их находит широкое при-
менение. ге у

Поезжайте по каналу Москва — Волга.
На втором шлюзе, за Дмитровым вас встре-
THT две скульптурные труппы: «Чекисты
на страже» и «Чекисты на’ стройке». Это
работа Стемпковского и Поммера. Им же
принадлежит группа, венчающая насосную
станцию в селе Щитникове. Оба . эти
скульптора привлечены Комитетом по де-
лам искусств к участию в конкурсе, на
памятники Горькому и Гоголю. Часть
рельефов на Ленинской библиотеке сде-
лана скульпторами Монаховым и Деру-
новым. Вся группа привлечена к участию
в скульптурном оформлении Сельскохо-
зяйственной выставки, ,

Вернемся. к фигурам на Доме звукоза-
писи, с которых началось наше знаком.
ство. Заказ на скульптурное оформление
	Один из передовых отрядов советской
интеллигенции—, композиторы, как и все
наши творческие работники, ‚пользуются
вниманием и. заботой со. стороны партии
и правительства. Это в частности находит
свое отражение и в законе об авторском
праве.
	Однако Всесоюзное управление по охра.
не авторских прав при союзе советских
писателей видимо не удовлетворено права-
ми и льготами, предусмотренными нашим
законодательством, и изощряется в изы-
скании новых источников дохода, проти-
воречалцих общим социалистическим прин-
ципам оплаты труда и здравому смыслу.
	Так, например, по смешанным концерт-
ным программам, в которых исполняются
произведения и советских итак называе-
мых неохраняемых авторов (т. е. либо
умерших свыше 15 лет тому назад, либо
иностранцев, подданных государств, с ко-
торыми у нас нет авторской конвенции),
	Управление по охране авторских прав с
1938 г. передает советским авторам не
только долю, которая им причитается за
исполнение их произведений, но: и весь
взысканный гонорар з& всю. программу,
т., е. за исполнение произведений и дру-
гих композиторов.

Считая совершенно не совместимым ©
достоинством советского композитора по-
лучение благодаря чрезмерному. усердию
«изобретателей» из Управления по охра-
не авторских прав чужого авторского
гонорара, полагаю, что этим действиям
должен быть положен немедленно конец.
	Композитор ВАНО МУРАДЕЛИ
	ОТ РЕДАКЦИИ
		Целиком поддерживая точку зрёния т.
Мурадели, редакция считает затронутый.
	‘им вопрос весьма важным и требующим
	немедленного разрешения,
	У молодых
скульпторов
	Вогда просторной асфальтовой гладью
Новинского бульвара подходишь к. пло-
щади Восстания, глаз среди тесной толпы
невысоких ‘домов выхватывает строгий се-
роватый отвес нового здания. На верхнем
карнизе дома белеет ряд скульитур.
	Воздух и даль скрадывают размер и
	точные очертания фигур: хрупкие, `гра-
циозные, сверкают они на фоне неба.
Проходишь на Малую Никитскую, где
	стоит новый, с тонкими четырехгранны-
ми колоннами, с черномраморной обли-
цовкой, Дом звукозаписи. Отсюда со дна
Узкой улицы скульитуры ‘видны отчетли-
во, видно, что это крупные, почти‘ в: вы-
шину этажа, фигуры обнаженных деву-
шек и юношей. Две женские фигуры, под-
няв руки, ударяют в бубен, две другие,
изгибаясь; играют на лире, четыре оди-
наковые мужские фигуры собираются ва-
играть на трубах.

Заметив’ интерес прохожего к скульп-
турам, мальчишки, шлепающие босыми
ногами в лужах теплой дождевой воды,
бросают на него быстрый взгляд испод-
‚лобья. Ребята еще не решили, хвастаться
им новыми соселями или не стоит.
	Да и вправду, фигуры не совсем обжи-
лись, не срослись с улицей. Не вполне
пригнанные к дому по размерам, не свя-
занные с ним цветом, немного эллины,
немного наши: современники — они в но
ябре, когда на белые их плечи упадут
первые снежинки, того и гляди, захватив
под мышки лиры, трубы и бубны, сой-
дут 6 карниза: кому охота в московскую
стужу стоять голыми высоко на ветру?
И все же, что-то свежее, не шаблонное,
что-то искреннее и наивно-поэтическое

есть в этих наспех расставленных фигу-
	рах.
Отправимся к тем, кто вылепил 9TH
	фитуры. Это — молодые скульпторы. Де-
рунов, Монахов и Стемпковский, три го-
Да назад окончившие  ленинградскую
Академию художеств. Адрес мастерской:
Сретенка, 27, бывшая Церковь.

Впрочем, от церкви ничего не сохрани-
лось. кроме ветхой, облезлой  оболочкн.
Внутри вместо запаха церковного лада-
Ha и лампалного масла — запах глины;
	вместо тулкой пустоты — тесные соты
мастерских, в два этажа заполнивших
злание. Молодой скульптор Баландин
	ухитрился прилепить свою студию даже
	на крыше,
Светлая. в два больших окна, высокая,
	6 антресолями мастерская. Сводчатый по-
	толок свеже выбелен, электрические лам-
пы прикрыты’ матовыми‘ пластинками. Ин»
струменты ‘аккуратно › убраны в кладо-
вушку. В мастерской пустовато, пахнет
новосельем, необжитостью. bore:
	Посетителя  сдержанно-суховато -BCTpe-_
чают три молодых человека в рабочих
комбинезонах. Познакомившись, идем 6e-
седовать на антресоли. Здесь — радио,
электрический чайник, кожаный диван.
Некрашеная этажерка, высокий табурет,
изображающий стол, два табурета пони-
же... — BOT w Bee.
	По моей просьбе скульпторы рассказы-
вают о себе, о годах учебы, детства. На
антресоли заходят соседи по мастерской.
Некоторые из них тоже втягиваются в бе-
седу. Скульпторы рассказывают, как рос-
ли. как учились, как работают. Обобщая
слышанное, удивляешься той закономер-
ности, с какой создается у нас новая,
пролетарская интеллигенция — не только
техническая, но и художественная,—с ка-
кой наша жизнь, наш строй подымают,
выращивают, возносят способное, талант-
ливое. .
	Сын дулевского рабочего Василий Mo-
нахов, играя в детстве капсюлем от не-
мецкой бомбы, устроил взрыв; ему отор-
вало три пальца ‚правой руки,
	— Сторожем будешь, — утешали его.
Но’ Василий стал скульптором, научив-
шись писать, рисовать и лепить левой
рукой, необычайно развив два оставших-
ся пальца правой.
	Павильон «Арктика» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
тура Д. Шварца н А. Тенета «Большевики Севера» Фото Ю..
	странство. Парень клеит. Его хвалят:
Удачно разрешил, а он не понимает, что
же именно удачно».

К концу да подошли к натуре. Ста-
рались передать не характер натуры, а
«познать об’ем». Постамент полагалось де-
лать расчлененным, чтобы «вел к фигу-
ре». Сама фигура тоже расчлененная, что-
бы тоже «вела», Так ломали, засушивали
природное чувство художника. Увлечение
Микель Анджело и другими великими
мастерами прошлого об’являлось провин-
циализмом, стремление к воспроизведе-
нию живой натуры — отсталостью.

В 1930 г. решено было совсем закрыть
скульптурный отдел Вхутеина. Студенты
переводились в Ленинградскую академию,
	ний, культивировалось механическое, су-
хое мышление,

Ленки не было, натура подвергалась
изгнанию. Всякая натура казалась в00б-
ще подозрительной: кто знает, какова ее
классовая сущность, не чуждая ли? Ходи-
ли по заводам, лепили «обобщенные»
фигуры рабочих. На заводах от такого
«искусства» шарахались, но это не бес-
покоило,

Так прошли два учебных года в Про-
летарском институте изобразительных ис-
кусств. На третий год в связи с поста-
новлением ЦК ВКП(б) о высшей школе
академия была восстановлена. ‘Новым ди-
ректором назначался ‘заслуженный _ дея-
тель искусства скульптор Матвеев.

А. Т. Матвеев давно профессорствовал
в академии. Большой русский художник,
ученик Паоло Трубецкого, учившийся в
Москве и в Париже, он всегда боролся с
рутиной. Сдержанно он приглядывался
к тому, что происходило вокруг него. Был
замкнут, несловоохотлив, неохотно посе-
щал мастерские. Студенты, мнившие се-
бя новаторами, великими «революционе-
рами» в искусстве, наскакивали на него,
ругая эстетом.

Он миролюбиво бурчал:

— Ну, ну, работайте, посмотрим, Мо-
жет быть, что-нибудь и выйдет у вас.

Матвеев исподволь начал вводить заня-
тия с натурой. «Новаторы» были очень
слабы в лепке,

— За эти годы мы ничему не научи-
лись, Пустое место.

— Неверно, — отвечал профессор. —
Во всяком случае вы знаете теперь, чего
делать, не надо, .

Началась кропотливая, будничная рабо-
	Это поколение, которому игрушками
служили осколки бомб и ружейные гиль-
зы, выросло и возмужало в суровых
условиях послевоенной разрухи и бло-
кады,

В 1929 г. наши молодые скульпторы
RBeTNeTU THK ро ВРууттаниа  проит noanuana

которая преобразовывалась в Пролетар-
ский институт изобразительных искусств.

Началась и здесь ломка «отжившего»,
ломка не только в переносном, но и в
буквальном смысле. Подобно тому, как
древние киевляне когда-то тащили топить
Перуна, ‘так студенты, по. распоряжению
	встретились во Вхутеине, Жизнь подняла
их и привела в художественный вуз из
разных уголков нашей страны. Казалось,
конец трудностям, —- открывалась ‚широ-
кая, сверкающая дорога искусства. Но
именно здесь молодых художников ждала
	деканата, стаскивали во двор академиче-
ские пособия — копии с античных греков
и римлян — и разбивали о камни, что-
бы они «не засоряли» студенческие моз-
ги. Правда, жаль было греков, но Увозить
к себе что-либо строго ‘воспрещалось.
	опасность. Опасность эта называлась
«цвет», «об’ем», «пространство»—абстракт-
ные, формально-технические дисциплины,

которые в т годы преподавались во
Вхутеине.
Пространство — «Так до сих пор и не

понял, — говорит Стемпковский, — что

RE ENN NE GENE Р-Н ИВА,

Так начался второй учебный год. Начи-
налась учеба «по методу проектов». Ди-
ректор издавал приказы: мастерской та-
кой-то, группе такой-то сделать проект
оформления колхозного парка, дома куль-
туры, Дворцового моста. Составлялись
комплексные бригады, вся учеба шла
	это за дисциплина... Дадут бумагу, разных
обрезков. тофрированную упаковку oT
электролами и товорят: разреши про-
	применительно к полученному ваданию.
Делались чертежи, проекты, макеты. Спо-
PHIM до упаду, искали хитроумных реше-