’ 96 ИЮПЯ 1939 г. Ne 58 (638)
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	Фриз «Праздник урожая», декорирующий Главный павильон. Работа скульптора Г, И. Мотовилова
	Oooo
	Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. На фото:
Ong
	зн р НБ о @
	Фото Ю. Говорова
	передовиков ‚сельского хозяйства Ленин“
градской области на фоне ` Смольного.
анно очень удачно выполнено и хорошо
подало на фоне благородной, мягкой свет-
лосерой окраски зала. На этом светлом

и мягком сером фоне красиво выделяются
красные знамена, обрамляющие панно.
	\5изнерадостное впечатление произво-
дит. зал Кировской области. Художники
зала (бригада Б. Эндера) и старый энту-
BHACT BATCKOA игрушки  — местный ху-
дожник Деньшин сумели направить ста-
рых народных мастеров на поиски новых,
оригинальных форм. Из традиционных мо-
тивов круглой вятской гипсовой итрушки
народные мастера под’ руководством ху-
дожников создали чудесный красочный
барельеф из.’ палье-маше.
	С. большой тщательностью проработана

композиция стендов в смысле общето ан-
самбля интерьера и распределения от-
дельных  фотбкадров. На высоком уровне
фотоискусство Курихина.
° Легко воспринимаются и запечатляются
художественное оформление и экспозиция
зала Вологодекой и Архантельской обла-
стей. Два основных достоинства этого за-
ла— четкое выделение ведущей темы экс-
позиции и удачное использование местно-
го народного творчества.

На стене, как эпиграф, начертан отры-
вок из стихотворения. Ломоносова:
	Дерзайте. ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
	Под этими стихами первого и одного
из величайших русских ученых показаны
лучшие люди его родины — доярки, лесо-
рубы, энтузиасты социалистическото тру-
да, орденоносцы, депутаты Верховного
Совета. Мотивы народного творчества (ше-
магодская резьба, барельефы) удачно
оформляют. зал. На одном из панно —
панорама Архантельского порта. Интерес-
ны показанные в зале образцы народного
творчества Севера: панно  художников-
ненцев и Вологодские кружева.
	Отличительная особенность зала Воми и
Карелии — обилие живописи. Архитекто-
нично и продуманно расположены на
стендах зала фотоматериалы, посвященные
сельскохозяйственным темам:
		Чувство ансамбля: (И0ТР. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО : ИСКУССТВА
	Для нас, художников, Всесоюзная сель:
тотозяйственная выставка — не только
	пдник нашеи расцветшей родины, на
т ммечательная школа. Те из нас кто
	ел счастье работать по художественно-
у оформлению выставки, впервые с та-
01 полнотой, с такой конкретностью- по-
ли огромное аначёние содружества ма-
черо, единение целеустремленных  уси-
	ий в Имя создапия художественного
HATESA.
Далеко не всегда мы справлялись с
	вин трудными, сложными и увлекатель-
ными задачами, которые были перед нами
пставлены, Но. мы тренировали . свою
порческую мысль в единственно › пра-
ильном направлении; найти такие мето-
ы художественного, выражения, при ко-
рых все частности — каждое отдельное
	„ ление — были бы подчинены. основной
	им, замыслу. Мы стремились затем к
му, чтобы раскрыть этот замысел в
порческом содружестве скульптора и жи-
юнисца с архитектором. Там, где худож-
ки этого добились, они наметили путь,
	` 10 Которому будет теперь развиваться на-
	  tla художественная мысль. Строгая кри-
тика Ощибок — ‘там, где они были, —
(удт для нас сейчас особенно важна,
Поскольку мы готовимся принять участие
8 андновном строительстве Дворца“ Со-
_ ТОВ,
	Идея синтеза искусств вырастала из са-

Mol RUKH, Ha TeX заданий, которые вы-
(ивка ставила перед художниками: рас-
SPHTHe единой темы соединенными уси-
ими архитектора, живописца, скульп-
пра. Эта идея заключалась уже в самом
Wake выставки: на центральную Площадь
10150308 Выходят своими фасадами па:
мльюны братских республик. Это — ‘берд-
1 выставки. Павильоны очень разнятся
1о своему внешнему облику. Один из ‘них
(ак Главный павильон) по своему архи-
итурно-пластическому образу строг. и ла-
уничен, другие (как ПАВИЛЬОН Узбеки-
ина, например) изящно-декоративны,
tery (как «Азербайджан») выделяются
костью своей облицовки итд ит. п.
Ш один не похож на другой, каждый от-
ичается своим колоритом, но есть в этом
уногообразии единство, которое заклю-
  чется прежде всею в 06’ единяющих их
  пдожественных принципах.
	Главный павильон по существу — мо-
цментальное сооружение, Это — центр
Уктавки, Великолецный белый, его фасад
ишен гербами одиннадцати . республик.
Tyfy этого павильона отличаются необы-
за#ых изяществом: это белые с золотом
прекрасные эмблемы страны.  Стяги на
	высоких, стройных флагштоках сообщают.
НОУ строгому и торжественному зданию:
	’Практер радостный, праздничный, Мне
мася только, ‹ что колонны фасада
`’амерно хрупки, а две скульптуры, по-
`  ыенные по бокам, слишком тяжелы,
	  Ets neato общее в этом павильоне с

Цуим, который следует отнести к краси-
ышим зданиям выставки. Я имею ввиду
(Тоий по архитектурной форме и  пле-
RIE по яркости и оригинальности
оративного убранства павильон социа-
инческой Армении.
	лементы декоративного убранства,
икрасные сами по себе, неотделимы от
ухитектуры этого. здания, Рельефная’ 30-
\ия гирлянда, обрамляющая вход, орга-
ИЧЕО «вписалась» в архитектуру. Лазурь,
мрытая национальным орнаментом—во0-
Итые гроздья на фоне стекла,. — все это
Шмщает архитектурную форму, все вто
Церасно пригнано один к другому и
учит, как богатый, попноввучный хор.
lotutextop Алабян сумел совдать гармо-
Mmeckoe целое, причем каждый из’ эле-
\1тов звучит в полную силу. Получается
ить яркий, эмоционально насыщенный
Илл, Мне кажется, что, именно в этом
ивильоне хорошо выявлено чувство пла-
ии в трактовке формы. Чувствуется
DOME полет фантазии художника и
те с тем настоящее ощущение меры.
Пикрасно понята специфика лавильонно-
0 декоративного строительства»
	ботников ‘искусств к своей родине, их
преданность великим идеям социализма.

каждом павильоне можно и нужно
написать целую книгу, как о большом и
вдохновенном творческом труде, в котором
архитектор соревновался с живописцем,
скульптор — с оформителем, резчики по
дереву. — с мастерами лепного орнамента.
Всесоюзная сельокохозяйственная  выстазв-
ка превратилась в подлинный смотр до-
стижений советского изобразительного ис-
кусства.

Замечательные работы, экспонированные
на выставке, можно было бы перечислять
без конца. Среди’них — картина А. Ге-
расимова «Товарищи Сталин, Орджони:
кидзе, Каганович ‚на приемке нового. трак-
тора», работа’ скульптора Н. В: Томского
«Киров», скульптура. украинского мастера
Иванова «Чкалов», картина Пластова, «Кол-
‘хозный пир», работа Г. Савицкото «Ип-
подром» и много других картин и скульп»
тур. CO подлинным энтузиазмом работали
на выставке. такие мастера, как Мешков;
Баландин, Меркулов, Анкудинов, Луган-
ский, Малько, Мотовилов, Иотансон, Го-
релов. Сергей Герасимов, Хвостенко, Один-
цов и друтие. Прекрасно показала сэбя на
выставке и наша молодежь, работавшая
не только ‘в бригадах, но’ и самостоя-
тельно. :

Строительство выставки почти заверше-
но. Большинство павильонов принято с
‚оценкой «отлично». Это. значит, что на
«отлично» ‘прошли также и работы по ху-
дожественному оформлению выставки.

До 1 августа осталось семь дней. Позд-
но ночью при электрическом свете жиро-
писцы и скульпторы отделывают свои ра-
боты. Здесь в сверкающих дворцах ска-
зочнотго торода создается художественный
стиль, стиль монументальный, стиль со-
циалистического ‹ реализма,
	В. ЯКОВЛЕВ,
	Вечерами wa Всесоюзной. сельскохозяй-
ственной выставке зажигаются огни. Они
убегают далеко по ровным аллеям, уто-
пающим в цветах, окруженных стеной зе-
леных деревьев, экзотическими пальмами.
эвкалиптами, бамбуком, Из темного фона
зелени и вечернего неба мощные прожек-
торы вырывают изумительные по. красоте
‚мраморные дворцы с резными башнями
и стройными колоннами, величественны»
скульптурные — изображения, бассейны.
Сверкающий, сказочный город.
	Всесоюзная  сельскохозяйственная BEE
ставка -— это город-книга, а каждый па-
вильон в нем — увлекательная страница
	повести о достижениях нашей страны, Ра-
достно сознавать, что вместе с передови-
ками сельского хозяйства республик, кра-
ев и областей’ Советского Союза эту по-
весть писали и мастера искусств — ар-
хитекторы, художники. скульпторы, офор-
мители,

Невиданный об’ем показа и ето методы
превосходят. все, что было ‘котда-либо сде-
лано на выставках подобного рода. Нэда-
ром на ВСХВ вместе с мастерами профес-
сионального ` изобразительного ‘искусства
принимали активное участие выдающиеся
представители национального ‘народного
творчества. Многие павильоны украшены
замечательными картинами, барельефами,
статуями и художественной резьбой мо.
лодых художников, перед которыми Ве-
ликая Октябрьская революция открыла
широкие пути в искусстве. В немом очя-
ровании можно часами стоять перед пре-
лестными панно, резьбой и скульптурой,
выполненными ненцами, остяками, вогу-
лами, эвенками, перед замечательными
образцами народного творчества белорус-
сов, башкир, татар, киргизов и. якутов.
	Работы выдающихся мастеров изобрази-
тельного искусства экопонированы рядом
с проиаведениями. молодых художников и
народных мастеров. В этом творческом
единении сказалась горячая любовь ра-
	С точки зрения ансамбля очень интере-
сен павильон Узбекистана. Перед входом
в павильон создана площадка по типу
восточного дворика ‘с фонтаном. Площадка
декорирована четырьмя скульптурными
группами, очень удачно ‘расположенными:
они организуют пространство перед вхо-
дом и как бы замыкают боковые крылья
павильона, Скульптуры позолочены. По-
золота чрезмерно ярка и дисгармонирует
$ цементным постаментом, Позолота, дол-
жна быть темнее, благороднее по цвету.
Но это, в сущности, деталь. Самая же
идея позолотить декоративную скульптуру
‘в данном архитектурном ансамбле, на нап!
взгляд, очень удачна. Эти золотые фигу-
ры на фоне легкой белой архитектуры
создают радостное. «улыбчатое» впечатле-
	ние, Этот павильон по-восточному госте-
приимеён.
	Удачно задумано обрамление стен плос-
ким рельефом. Однако по стилю эти
рельефы-панно не гармонируют с архи-
тектурой и скульнтурными труппами, Они
сделаны в стиле иллюстраций модерн. Ве-
лики по размерам ажурные круги, укра-
шающие стены. Тут лишний раз убежда-
ешться, как важно точно выверять масштя-
бы и взаимпую связь всех элементов, 0б-
рРазующих ансамбль. Но если отвлечься от
этих деталей, павильон Узбекистана дает
много поучительного как архитектору, так
	и скульитору, особенно в понимании ан-
самбля.
	Oco6oe место занимает прекрасный и
оригинальный павильон Украины (архи-
тектор Таций). В нем все пленяет тлаз —
и нежная раскраска цвета «сомон» с бе-
лым и золотом, и легкая  павильонного
типа архитектура, и золотой рельеф из
колосьев, увенчивающий крышу. Очень
эффектен эход — украинские — красоч-
ные букеты! на зеркальном стекле. Очень
хороиг декоративный рельеф в стиле Ре-
нессанса, украшающий стены. Мягкое,
нарядное, теплое по цвету оформление па-
вильона создает чулесный образ социали-
стической Украины.
	Прекрасно найдены в этом павильоне
пропорции ‘всех  декоративно-скульптур-
ных украшений. Несколько не в масшта»
бе павильона скульптурные группы, уста-
новленные перед входом. Они громоздки
и слащавы по выполнению.
	Хотелось бы остановиться еще Ha
павильоне «Поволжье». Для скульптораоя
представляет большой интерес. Архитек-
тура ето несколько абстрактна, но дина-
мична. Его фасад состоит как бы из ряда
плоскостей, наложенных друг на друта
таким образом, что каждая следующая
выше предыдущей. Фасад украшен очень
хорошо исполненным живописным панно
(художники `Ромодановская и Орлов) и
барельефом, который, на наш вагляд, и
тяжел и непластичен. В архитектурном
замысле ярко выражена идея движения.
а барельеф идет в разрез с этим: он отя-
желяет, останавливает движение, Опять-
таки, задуман’ он интересно, но скульп-
торы, что называется, «не дотянули», ибо
мы плохо культивируем в себе чувство
ансамбля.
	Павильон увенчан конной статуей Ча:
паева, выполненной Баландиным. Пре
красная работа! Четкий, стремительный
силуэт прекрасно читается на фоне неба.
Скульптор сумел подхватить и завершить
движение, которое   чувствуется в ‘архи-
тектурной композиции Павильона.
	Из всего многообразия выставки мы
остановились на нескольких примерах, ко-
торые казались особенно типичными, что-
бы раскрыть идею ансамбля, которую мы
должны всемерно культивировать. `Отдель-
ные неудачи 0б’ясняются‘ тем, YO эта
идея не всегда была заложена в самом
начале постройки. Но‘ чем ° энергичнее
развертывалось строительство, тем отчет-
ливее и. упорнее архитекторы и художни-
ки искали единство в многообразии,
этим самым намечая пути будущему.
	Скульптор А. ТЕНЕТА
Н. РОКОТОВ
	Ленинградский
навильон
	Пламенный трибун революции, один из
ближайших соратников великого Сталина,
С. М. Киров связал навсегда свое имя с
Ленинградом. Установленная перед Ленин-
градеким павильоном статуя Сергея
Мироновича Кирова, выполненная  моло-
дым ленинградоким” скульптором Н. В.
Томским, ярко рисует мужественный 06-
рав славного пролетарского трибуна,
	Автор проекта павильона Е. Левинсон
отправлялся в своей работе от характер:
	ных‘ форм ‚архитектуры Ленинграда. Ар-
хитектурная композиция’ павильона стро-
ится на искусном сочетании трех об’емов.
Благодаря. удачному выделению более
крупной по пропорциям центральной ча-
сти ‘с четырехколонным портиком дости-
тается виечатленке высоты и стройности
силуэта. Портал обрамляется боковыми
портиками с полуциркульными арками.

Стены увенчаны фризом из барельефов
на сельскохозяйственные темы. Плоскости
стен. остроумно использованы для тек-
стов. Лапидарные и’ образные, они дают
посетителю представление об основных до-
стижениях, демонстрируемых в десяти за:
лах павильона. Вместе с тем золотые бук*
вы надписей привносят в композицию
фасада декоративное разнообразие.

Пилястры портиков расписаны орнамен-
тально-эмблематической живопиеью. Скре-
щивающиеся знамена и венки звучат зна-
чительно сильнее, чем схематически изо-
браженные снопы. Живописные пилястры
органично вписываются в общий архитек-
турный ансамбль.
	Принятый Главвыставкомом на «OTH:
Но» павильон Ленинградской области И
северо-восточных областей и автономных
республик — один из самых величествен-
ных и вместе с тем сложных по экспо-
зиции и оформлению павильонов на вБыЫ-
ставке. Разнообразный характер областей
	ти автономных республик, расположенных
	на огромной территории — OT даполярья
‘до ‘Горьковской областк включительно,
диктовал совершенно различные приемы
оформления отдельных зал.
	Вводный зал павильона посвящается в
основном теме: Ленинград — колыбель
Великой Октябрьской социалистической
революции. Эту тему раскрывает, прежде
всего, статуя Ленина скульптора Е. Ву-
четича, изображающая гения мировой ре-
волюции в момент одного из первых вы-
ступлений после возвращения в Петро-
град. Скульптура В. Вузетича имеет ряд
недостатков. Так, чрезмерно грузно трак-
туется одежда-—своим очертанием она на-
поминает тяжело свисающий плащ; не-
сколько утрированно передано состояние
вдохновения. Несмотря на эти недостатки,
в целом скульптура отличается  своеоб-
разием художественного замысла и свиде-
тельствует о творческом росте молодого
скульптора, о его серьезных художествен-
ных исканиях.
	По боковым стенам вводного зала рас-
положены два панно работы художника
И. А. Серебряного, которые воспроизводят
два важнейших этапа в развитии Великой
социалистической ‘революции и реконет-
рукции сельското хозяйства. ‘

Первое ‘паняо изображает выступление
В. И. Ленина на Втором с’езде советов в
	напряженные дни боевого зачинания 6с0-

ветской власти в Петрограде. Второе пан-
но показывает выступление И. В. Сталина

на Первом всесоюзном с’езде колхозников-
ударников.

° Из вводного зала посетитель переходит
в раскрывающийся прямо перед ним зал
Ленинградской области. Стержень компо-
зиции этого зала — orpostHioe фото-панно,
изображающее А. А. Жданова и лучших
	дожественная программа ансамбля строит-
ся по трем темам: сталинская дружба на-
родов Советского Союза, достижения Ya-
бекиотана в области  социалистического
сельского ^ хозяйства и оборона’ СССР.
Программу будут исполнять 60 танцоров.
60’ исполнителей на национальных музы:
кальных инструментах (в том числе груп-
па дутаристок), хор в составе 80 человек
и труппа сказителей и аскиабазов (остро-
словов). Программа будет показана как
театрализованное представление, Художе-
ственным руководителем программы приг-
латшен заслуженный артист Узбекской ССР
Ятым Бабаджанов, постановщик колхозно-
то тоя на узбекской декаде в Москве. В
числе консультантов к работе привлечены
народные артисты Узбекской ССР Тама-
pa Xauym, Джалилов и Камилов,
	Узбекистан ‘будет также представлен са-
модеятельными колховными театрами Мо:
лотовского, Гиждуванского, Кара-Дарьин:
ского и Кокандского районов.
	В программу Казахской ССР предпола-
гается включить сводный колхозно-совхоз-
ный хор_в боставе 100 человек, националь-
ный домбровый оркестр. (40 человек) и на-
циональный  хореграфический ансамбль,
Домбровый оркестр исполнит ряд народ-
ных  мелодий—«Адай-Кюй», «Карасай»,
«Сары-Аказ’ и др. хореграфический ан-
самбль — танец «Кошмокатанье» и. воин-
ственный танец «Колмокор Мамыр». В
программу Казахской ССР предполагается
включить также ансамбль уйгурской пес-
ни. Богатую программу Казахской ССР го-
товят лучшие мастера казахского искусст-
ва—народная артистка ССР Куляш Бай-
сеитова, казахская танцовщица Шара Жан-
дарбекова и др.
	Киргизская ССР отобрала для выставки
10 смешанных хоровых коллективов. От-
личительной чертой киргизской программы
будет большое количество комузистов: под
аккомпанемент старинного киргизского му-
	главный художник Всесоюзной сель
	скохозяйственной выставки
	ХРОНИКА ВЫСТАВКИ
	Песня на выставке
	Заслуженный деятель искусства компо-
зитор И. 0. Дунаевский написал на текст
И. Н. Добровольского песню «Славься, ро-
дина обнльная» Эта песня будет ис-
полняться на празднике, открытия выстав-
ки об’единенным хором и opRecTpow ‘HOA
управлением композитора.
	Реклама на выставке
	В. ближайшие дни на Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставке будет законче-
но сооружение интереснейших рекламных
установок ° «Союзпищепромрекламы».

На берегу пруда сооружен «земной
шар». Его диаметр 6,5 метра. Вся терри:
тория Советского. Союза на шаре расписа-
на мастерами Палеха. Карта’ даст зрителю
наглядное представление о росте нашей
хлебной промышленности. а Этой же

площадке между большими золотыми ко-
лосьями устанавливаются панно ec изобра-
кением различных хлебных. изделий.

Оригинально = во виде’ 15-метрового Me-
таллического маяка с посеребренным ша-
ром и огромными рыбами на нем — офор-
мили свою рекмаму предприятия ‘рыбной
промынгленности. На цоколе маяка разме-
щены об’емные скульптурные изображе-
ния траулеров, самолетов и. т. п.

Возле’ павильона юных’ натуралистов
строится рекламная карусель с муляжны-
ми и резными изображениями кондитер-
ских товаров. Над павильоном «Главниво»
из большой стеклянной бочки в золотых
обручах непрерывным широким потоком
будет литься «пенистое пиво». Советское
шампанское рекламируется эмблемой в
видё огненного диска с расходящимися от
него во все стороны солнечными лучами.

Художники, работавшие над оформле-
нием рекламы, ‘проявили MHOTO изобре-
тательности и выдумки:
		Фрески в павильоне Азербайджана
	Фресковая живопись нашла богатое

применение в украшении павильона  Азер-
байлжана.
	В вводном зале художником М. Родио-
новым изображен товарищ Сталин в 1908
тоду среди трудящихся Баку: ^
	В зале растениеводства — две фрески,
	изображающие сбор винограда B Азер-
байджане и субтропический пейзаж; фре:
ски выполчены художниками А. Варно-
вицкой и В. Горяевым. В зале хлопка—6
фресок, изображающих различные работы
ва хлопковых полях Азербайджана. Эти
фрески выполнены бригадой художников
под руководством’ проф. Л. Бруни,
	В зале животноводства помещены два
панно проф. В. Н. Яковлева на темы
«Охота» и «Рыбная ловля».
	Изделия кубачинских граверов
	В павильоне Севернего Кавказа и Кры-
ма среди многочисленных экспонатов бу-
дут показаны работы мастеров- граверов
из дагестанского аула Кубачи: пояса
с украшениями, кинжалы, шашки и нож-
ны, отделанные под серебро и. волото.
	Прекрасно выгравирована кубачинскими
мастерами пятиконечная звезда на белом
металле под золото. С большим искусством
выполнена тончайшая гравировка на но-
жах для разрезывания бумаги, стаканах,
сахарницах и т. п. На каждом экспона-
те выгравировано имя мастера: Ахмед
Алихана, Каримова, Магомед Кубач Самоу-
динова, Бухбуд Тубчиева, Алиханова Ра:
cya и Усанова Али,
	Худож ественные шелковые сувениры
	Специальный павильон на выставке от-
водится Союзоптгалантерее. Сейчас для
этого ’ павильона фабрика ««Экспортна-
	бивткань» выпускает художественные шел-
ковые  изделия-сувениры: платки, панно,
палантины и т. п, Сувениры выполняются
по эскизам художников Климовой, Шо-
стак и др.
	Яркое, ’ жизнерадостное впечатление
оставляет зал Горьковской области. И
	здесь большое место уделено народному
творчеству (хохломская роспись). Лучшие
люди. области показаны на центральном
алом стенде под орденом Ленина, кото-
рым ‘награждена Горьковская область за
выдающиеся успехи в сельском хозяйстве.

В зале Марийской республики удачно
применена сдержанная подиветка фото-
графий. Сильно оживляет интерьер вы-
шивка по шелку, расположенная в виде
	декоративното фриза.
	Зал Пермской и Свердловской областей
оформлен в материалах, характерных для
Урала. Отромное мозаичное панно из раз-
ноцветных манералов символизирует при-
родные богатства и добывающую промыш-
ленность Урала. Карта Пермской и Сверд-
ловской областей тоже выполнена из ‘ми-
нералов. Два мозаичных панно из кам-
ней на стене со стороны входа лишний
раз подчеркивают ‘своеобразный характер
областей. Удачно выполнен портрет Я. М.
Свердлова работы скульитора Манизера.
	В целом пазильон Ленинградской и се-
	веро-восточных ‘областей и республик’ по
своему художественному оформлению от-
носится к числу лучших павильонов вы-
	ставки.

Д. АРАНОВИЧ
	зыкального инструмента комуз колхозники
исполнят новые радостные песни.
	Тщательно готовится к выставке Грузин-
ская ССР. У исполнителей ‚ грузинской
программы отмечается высокая хоровая
культура; в ней преобладают хоровые кол-
лективы. Подготовительная работа ведется
под руководством проф. Хаханашвили, за-
ведующего хоровой кафедрой Тбилисской
консерватории. В состав. межколхозного ан-
самбля чонгури и песни Зугдидского райо-
на (Мингрелия) входит Киония Акобия,
лучшая исполнительница на чонгури в*
Грузии. В’ состав ансамбля песни Сатаред-
жинского района ‘(Кахетия) входит луч-
игий мастер по исполнению осетинских пе-
сен Михо Джигаури. >
	Программа выступлений художественной
самодеятельности РСФСР будет состоять из
двух частей — показа русской‘ самодея-
тельности и самодеятельности автономных
республик, областей и национальных ок-
ругов. Особо будет выступать самодеятель-
ность Московской области; ‘ее показом
1 августа должен открыться Зеленый
театр. В программу автономных республик
будут включены танцы и песни марий*
ские, чувашские, башкирские, татарские,
хакасские и других народов РСФСР.
Оперный коллектив мясо-молочного совхо-
за «Котлубань», Сталинградской области,
тотовит к выставке спектакль «Наталка-
Полтавка». В сибктакле занято 35 чело-
Ber.   ‚
	Всего с 1 августа по 15 сентября в Мо-
скве предположено 45 выступлений худо:
жественной ‘самодеятельности республик.
Помимо Зеленого театра выставки участни-
ки самодеятельности будут выступать в
парках и клубах Москвы. Будут организо-
ваны встречи художественной самолеятель-
	ности союзных республик с самодеятель-
	ностью крупнейших заводов столицы.
	А, ТИХОМИРОВ
	На площади перед главным входом вы-
старки заканчивается монтаж гигантской
	скульптурной композиции В. И. Мухиной
	«Рабочий и колхозница», украшавшей со-
ветский павильон на Парижской выставке.
	станцновка заканчивается народными песня-
ми и плясками,

Из украинских коллективов, выделенных
пля показа на выставке, надо’ отметить
женский хоровой ансамбль села Рагозив,
Бориспольского района, Киевской области
(в составе 13 колхозниц), и Бориспольскую
колхозную капеллу (в составе 24 человек).
Среди коллективов Житомирекой ‘области
интересен музыкально-хоровой ансамбль
семьи 75-летнего колхозника Филиппа Ан-
дросюка из колхоза им. Молотова, В 00-
ставе ансамбля 13’ человек. Сам Андросюк,
бывший батрак, каменотес, один из пер-
вых организаторов колхоза, хранит в своей
памяти большое количество народных пе-
сен Украины.

Среди кандидатов Харьковской области,
приезжающих в Москву, — В. К. Верета.
63-летний колхозник села ` Новоселовки,
колхоза им. Сталина, солист на само-
дельной скрипке Белая и не отполиро-
ванная, она под смычком Вереты издает
пленительные   звуки, Под’ ‘аккомпанемент
своей скрипки Верета, поет украинские на-
родные песни, которых он знает огромное
множество. ‘
	Таджикская ССР составила для Сельско-
хозяйственной выставки программу, изо-
билующую танцовальными номерами. Кол-
хозники Таджикистана исполнят массовые
народные танцы «Бахор», «Занг», танед
с палками, танец с чайниками ит. д. 0со-
бое место в таджикской программе зани-
MANT Tak называемые производственные
танцы (танец хлопка, танец с сюзанэ)
и памирские танцы. Хоровая ‘ программа
открывается песнями, которые таджик-
ский народ сложил в. честь великого
Сталина: за ними следуют старинные. на-
родные песни, Будут исполнены и народ-
ные песни о знаменитой AeBOTRE- таджичке
Мамлякат.

Участники художественной самодеятель-
ности Узбекской ССР будут выступать как,
единый ансамбль песни и пляски, Ху-
	Самодеятельность на С.-х. выставке
	№ Всесоюзной сельскохозяйственной вы-
ес 1 августа начнутся выступления
ших представителей художественной
Иуодеятельности всех народов. живущих
\ тромной территории Советского Союза.
hong! дом народного творчества
у В, К. Крупской и его республикан-
18 органы превратились сейчас в. шта-
№, де сосредоточена вся работа по орта-
Ниции показа художественных  творче-
Их достижений колхозов. совхозов и
	ATC
	хранителем народных песен, как в Азер-
байджане. группа аттугов. На предвари-
тельном просмотре программы обратил на
себя внимание отличным исполнением бе-
луджского. танца коллектив колхозни-
ков Байрам-Алийского и Иолотанского рай-
онов. В вокальной части программы-—пес-
ни 0 Сталине, созданные туркменскими
композиторами,

Коллективы и солисты Украины  гото-
вят к выставке группу в 400 человек, ко-
торая ‘выступит со специальной програм-
мой, представляющей собою  театрализо-
ванное зрелище, Его темы-—прошлое и на-
стоящее Украины, Украина в гражданской
войне, дружба русского и украицекого на-
родов. :

В зрелище вводятся кадры из кинохро-
ники, фильма «орс› и т, д. Художест-
венным руководителем программы привле-
чен режиссер Н; Экк. Текст написан укра-
инскими. поэтами Первомайским и Голова-
нивоким, музыка — композитором‘ Я. Сто-
ляром. . i

Представление состоит из трех действий.
Время первого действия ХУП век: на сце-
He берег Днестра и село, ’стонущее под
гнетом польских помещиков. Козак Бо-
гун наголову разбивает польское войско.
Действие второго отделения развертывает.
ся ‘почти. тремя столетиями позже. Перед
зрителем то же. село, и вновь гнет и на-
силие поляков. Красная Армия под руко-
водством Николая Щорса изгоняет, белопо-
ляков. В третьем отделении’ показывается
то же село в наши дни. В селе вырос.
титантокий колхоз-миллионер имени коза-
ка Богуна. Колхозники успешно закончи-
ли уборку урожая и выходят победителя-
ми в соревнованин с соседним колхозом.
В честь победы ‘проводится торжество. По-
	Армянская ССР собирается. показать на.
выставке армянских дудукистов, которые
будут исполнять на дудуках народные пес»
ни Армении — «Пшати цар», «Апаран-
ская», «Мауби» и др. Лучшие певцы ар-
мянской самодеятельности споют народные
песни о любимом вожде народов товарище
Сталине и лирические’ армянские песни
«Ярыс-ярыс», «Булбул» и др. Вероятно, мы
увидим на выставке и 1 6-летнего танцо-
ра Гасана Гайбаллы, обратившего на себя
внимание на областной олимпиаде Нагор-
ного Карабаха.

С армянскими дудукистами. будут соетя-
заться дудари Белоруссни. Лучшие из
них — колхозники Подгорный и Макарен-
ко (Бобруйский район), которые познако-
мят посетителей выставки с музыкальным
фольклором Белоруссии. Их выступления
интересны еще и потому, что в репертуар
дударей входят малоизвестные белорус-
ские народные песни.

С белорусскими танцами выступят уча-
стники художественной самодеятельности
Хойникской МТС, Полесской области. Три
тода назад комсомольцы Хойникской МТС
образовали кружок самодеятельности, из
кружка вырос ансамбль народной песни и
пляски, состоящий из 650 человек. За три
тода кружковцы сделали более 500 выез-
дов в колхозы республики, побывали на
Украине, выступали на фестивале народ-
ного танца в Москве.

Художественным руководителем всей.
подРотовки белорусской самодеятельности.
к смотру приглашен балетмейстер К. Го-

лейзовский.

Туркменская ССР ‘включила в програм-
му своих выступлений на выставке груп-
пу бахши в количестве 20 человек. Этот
	коллектив является в Гуркмении таким же
	В большинстве республик уже. проведен
Ир коллективов, ансамблей и солистов,
МПрые будут выступать на. выставке.
her напряженная работа по подготовке
Чтуплений, В этой работе самое актив-
№ участие принимают лучшие ‘мастера
ифессиснального искусства,
	Программа, которую готовит  Азербайд-
Унекия ССР, будет состоять ‘из двух ча-
1, Первая представит собою художеет-
MEU монтаж на темы известного пись-
г бакинской интеллигенции товарищу
лину; в работе над этим монтажем
\илимает участие один из авторов этого
Иьуа-—повт-орденоносец Самед Byprys.
ая часть программы будет носить
пертный характер. Центральными груп-
Мин ве будут об’единенный хор народных
Муов Кировабадского и Таузского. райо-
im (в составе 20 человек) и Нухинский
iy oT зурначей, танцоров и певцов
1 человека). В числе лучших коллекти-
У приезжающих на выставку, имеются
tm семейства, известные своими MVY°
mero и хотеграфическими даровя-
ь У. — семья Багабовых в Нухинском
&мбле, ona колхозных семейства в тан-
	Е NE NIE OE

у ильном ансамбле из Гильского колхоза