«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
			ервого августа.
	yh
	у х \
		Живопись изобилия и радости
	расцветшей прихотливым узором торком
ландшафта! Но при всем несходстве мен.
ду. собой этих произведений в них вт
нечто общее. И там и здесь это — ву
бражение природы, увиденной тлазамн q
праздного наблюдателя и эстета, д зу
стоящего социалистического — тозяии,
взволнованного глубоким чувством люб
х своей родине.

Художники Москвы и братских репу
лик Участвуют в выставке с целых py.
дом. новых тем историко-революционни
содержания, Эти работы отличаются пу
роким охватом. эпизодов революционно
борьбы. Тематике октябрьских 00}
Петрограде посвящены большие панно
Главном павильоне выставки, исполн
ные бритадой художников Соколов,
`Скаля, Даниличева, Зайдмана, Голуб
и Брагина — «Речь Ленина 6 броневти
у Финляндского вокзала» и «Штури ль
него». Картина  Сампилова «Буря
партизаны в 1919 г», фреска Млали
«Восстание киргиз в 1916 г.>, Анкудином,
Луганского  «Джизакокое восстание
1916 г.», Урманче «Салават в Benopeny
и многие другие панно и картины yp
	вильонов братских республик  знакомл
зрителя се революционным прошлым наз»
	дов. Советского ‘Союза.
	На-олном из выставочных стендов Глав”
	ного павильона приведены ‘слова великого
русского преобразователя природы — Ma-
чурина: «Мы не можем ждать милостей
от природы, взять их у нее — ‘наша
задача». Эти” слова прекрасно формули“
руют содержание, большинства живопис-
ных панно, украшающих выставку. Все“
воюзная ‘ сельскохозяйственная выставка
впервые, дает возможность советскому зри*
	телю вилеть представленные с такой пол:
	нотой. портреты новых ‘людей советской
деревни — сознательных. еоциалиотиче-
ских хозяев колхозной земли, которые не
ждут милостей. от природы, & создают
богатейшие ценности, Вы
	В произведениях художников показана
творческая и руководящая роль комму-
нистической партии и товарища Сталина
в борьбе за осуществление социалисти-
ческого колхозного строя сельского хо-
зяйства. Бритада художников А. Гера-
симова, Модорова, Колачева и Бакина
выполнила для павильона «Зерно» гроз
мадное по размерам панно, изображаю-
шее руководителей партии и правитель-
ства, осматривающих работу советского
трактора новой системы. Это панно наг-
лядно показывает, какое громадное‘ вни-
мание уделяет партия вопросам механи:
зации сельского хозяйства, Художникв
запечатлели в своих произведениях зна-
чительные исторические события послед
	  них лет, товорящие 06 огромной предан
	ности колхозников и всего советского на-
‚ода своему любимому вождю товарищу
талину, Это ярко выражено в картинах
выставки, посвященных приемам делега-
ций колхозников в Кремле, в изображе-
ниях Чрезвычайного УШ , с’езда „Советов

и в символических панно, изображающих
триумфальное шествие. передовых людей
сельского хозяйства,
	Одним ‘из наиболее удачных произведе“
ний всей выставки является панно худож:
ников Шмаринова,„ Бубнова и Гапоненко
в Главном павильоне выставки. Нарядный
колорит. полная движения композиция и
	колорит, полная движения композиция и
живые образы людей выражают подлин-
	ный апофеоз героев социалистического
труда. Прекрасно передано чувство’ радо-
сти и гордости от сознания достигнутых
	результатов. К сожалению, панно неудач”
но экспонировано, так как нет возмож”
ности отойти на нужнов расстояние для
осмотра панно в целом.
	‚ Более ‘удачно экопонировано в сосед»
нем зале панно’ «Колхозная интеллитен“
ция» бригады С. Герасимова, Максимова,
Машкевича и. Икматова. ‘Зритель может
рассматривать панно с противоположного
конца большого зала, ву

В числе лучших живописных произве’
дений, имеющихся на выставке, следует
назвать также работы художника A. Tina-
стова. Это — вариант уже’ известной зри*
телям его картины «Колхозный пир», пре’
красно выдержавшей увеличение до раз-
меров обширного декоративного панно.
Вторая работа Пластова изображает груп“
пу колхозников, бсматривающих CO спе’
циалистом-олытником урожай колхозного
поля. В картине все дышит искренностью
и убедительностью; курчавые облака На

м С В
	голубом . небе, золотиетые гея» Ро
фитуры людей на переднем плане залиты

дал в картине свои живые втечатления,
свою любовь к родине. Идкание вырази’
тельной индивидуальной характеристики
	людей чувствуется в изображении пожи-
	лых колхозников, ученого агронома и В
	задорно  усмехающемся лице мальчива.
	На выставке широко показаны портрет
ты знатных людей  социалистического
сельского хозяйства. В Главном павильо”
ne этой тематике посвящены панно ху’
дожника А. Герасимова,  изобразившего
Мичурина на фоне цветущего сада, ху’
дожников Решетникова, Ф. Модорова,
Крайнева, И. Модорова, показавших ака’
демиков Лысёнко, Цицина, Каблукова и
других крупнейших советских ученых 3a
работой в поле и в лабораториях.

Кукрыниксы  6оздали превосходное OCT:
рое сатирическое панно — селькор разит
врагов социализма,

Художникам, работающим для оформле.
ния одного и того же зала, необходимо
было достигнуть известного единства. фор:
мальных элементов живописи — единства
колорита, композиции и т. п. В некото-
рых случаях это достигалось. Так, хорошо
0б’единяются панно бригады Шмаринова
и Пластова. Единство композиционного
замысла и стиля чувствуется, например,
в работах Модорова и А. Герасимова,
	Однако такого рода единство ансамбля
достигнуто далеко не везде. Порою кар
тины‘ мешают. друг другу, ансамбля не
получается.
	Художники показали природу и, люден
братских реопублик нашей  необ’ятной
родины. Эту задачу нельзя было бы вы-
полнить с такой полнотой и разнообра-
зием, если бы в числе художников, уча“
ствующих своими работами в выставке,
не было представителей тех республик в
областей, которым посвящены многочис”
ленные павильоны выставки. Художники
Украины, Грузии, Армении, Белоруссии,
Бурят-Монголийи и др. рисуют в своих
произведениях природу своего-края, свое-
образные условия труда на полях и паст-
бищах своих родных колхозов’ Народное
искусство республик Союза представлено
на выставкё замечательными по своей де-
коративности и красочности работами,

Широкое участие в выставке приняли
СРОИМИи живописными произведениями ху
дожники Украины. Особенно выразитель-
ными являются панно украинских худож-
ников Дерегуса «Возвращение с работы»
и Малоштана «Уборка Хлеба комбайнами»,
прекрасно передавших новый пейзаж со-
циалистической Украины и образы укра-
инской молодежи, Из работ чисто пей’
важного жанра на выставке заслуживают
внимания панно в павильоне’ «Сибирь»,
выполненные художниками Бялыницким-
Бируля и В. В. Мешковым.

Это — обширная панорама, состоящая
из нескольких частей и изображающая
беспредельные просторы сибирской при-
роды, которая меняет свое лицо под
влиянием ‹ социалистического труда. Ху-
дожники прекрасно справились с перёда-
	чей своеобразных особенностей колорита
	сибирского пейзажа. у

о Ярким контрастом с изображением при:
роды Сибири является пейзаж Советской
Армении, выполненный художником Сарь-
яном. Какой благодарный материал на-
шел этот замечательный мастер декора.
тивных панно в прекрасной Армении,
	  раздник советской культуры.
	мастера Ивинский‘и Орлов, Их зрелое .ма-
стерство радует и по-настоящему волнует.

Особенно трогает своим напевным и бота-
тым искусством в прошлом забитый, тем-
	ный и порабощенный Таджикистан. НаА-
	родные мастера “Бартыбеков и” Юлдашев.
	изумляют своим изысканным искусством,
удовлетворяющим самый придирчивый
вкус. Искусство, в прошлом. применявшее-
	ся только для Укралйения жизни баев, ны-
	ве расцветает пышным цветом на радость
всему народу, Стены, сундуки, скамьи,
пилястры -—- все это становится. ярким,
живым, красочным под искусными паль-
цами народных хуложников, ,
	По-иному, но таким же утонченным: и
богатым мастерством укралнает павильон
Туркмении мастер Шамси Гафур. Возглав-
ляемая им бригада придала: павильону 60-
татый и глубоко. национальный по форме
колорит. Тем же духом национальности
	пронизано и согрето творчество башкир-
ских художников Амирова и Батершима.
Украина показывает чудесные образцы
керамического производства в работах
Ивана Гончара. Своеобразны и интересны
украинские ковры и вышивки.
	Особенно поражают на выставке работы
	народов Севера. Ненцы, вогулы и ‘другие
	народности, ничего не знавшие в прош
лом кроме полярных просторов, бескрай-
них тундр, полугололного кочевого житья,
дали на ‘выставку трогательные, как пер-
вый подснежник, ‘тонкие образцы своего
еще не окрепшего, но пленительного твор-
чества. Многочисленные динамические
«Охота на оленей», «Ловля лососей», «Охо-
та на тлухаря» проникнуты’ необычайной
теплотой и наблюдательностью.
	Сказочной красоты произведения создает
народ, живущий и творящий под солнцем
Сталинской Конституции!
	Василий ЯКОВЛЕВ,
	главный художник Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки.
	подземных дворцов на психику этих лю.
	дей!
	Еще несколько дней назад на обшир-
ной территории Всесоюзной сельскохозяй-
ственной выставки бригады художников,
‘скульпторов и оформителей, об’единенные
творческим порывом, соревновались 84
своевременное и отличное оформление па-
зильонов. Кто не был на территории вы-
ставки, не лазал по лесам, пробираясь
среди куч щебня, кирпичей и досок, TO-
му, конечно, трудно представить себе тем-
пы и ритм, которыми жили мы все эти

НИ.
	Такой выставки У нас еще не было, Для
нас, художников, она является экзаменом
на зрелость советской. художественной
культуры. Ученые, академики, агрономы,
лучшие колхозники, знатные люди стра:
ны в содружестве с архитекторами, строи:
телями и художниками создали выставку
— пепичественный памятник сталинской
	эпохи.
	Через павильоны Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставки пройдут сотни ты-
сяч советских граждан, и художественный
коллектив выставки приложил все усилия
к тому, чтобы и здесь задача была реше-
Ha так же, прекрасно. Задача ВСХВ —
стать подлинным университетом атро- и
зоотехники. Художники должны были рас-
крыть и показать все достижения инду-
стриализованного социалистическото земле-
делия, победный ход развития колхозов и
совхозов, показать быт социалистической
деревни и лучших людей нашего сель-
ского хозяйства. В этой работе, как Нитде
еще доныне, необходимо было решить
сложную задачу об’единения искусств. Мне
кажется, что эта задача в известной сте-
пени решена.
	На помощь архитектуре пришли MABV-
пись и скульптура. Единому ансамблю
подчинены фрески, барельефы, статуи и
скульшурные группы. Все ‘подчинено
стройному замыслу и образует единое ху’
дожественное ‘целое. Выставка построена.
Она повествует о победах социалистиче-
ского земледелия, о лучших людях стра-
ны, о росте советской культуры. Для нас,
художников, она явилась грандиозной
школой; она помогала нам освоить труд-
нейшую задачу наших дней — задачу
синтеза искусств. -
	Посетители Всесоюзной сельскохозяйст-
	венной выставки, помимо блестящих образ-
пов архитектуры, живописи и скульптуры,
увидят разнообразнейшие экспонаты на-
родного художественного творчества, Эти
образцы тем. более интересны, что они яв:
ляются символом раскрепощенного труда,
свидетельством крепкого единения народов
вокруг партии большевиков. В новых Уб-
ловиях гажиточной жизни у колхозников
появилась естественная потребность укра-
сить свой быт различными видами BCRYC-
	ства. обогатить его красивыми вещами В
	самых разнообразных формах,
	С какой любовью, одному ему ведомыми
приемами вышивает казахский колхозник
на серой кошме портреты дорогих ему
людей — Ленина и Сталина! Кошма рас-
цветает под искусными пальцами, пре-
вращаясь в дратоценный ковер. Мрамор
покрывается резьбой, которая  своеобраз-
ным орнаментом «колыптан» украшает
стены павильона Казахстана,
	Грузия, с ее древней культурой, демон-
	стрирует более зрелые, но также глубоко
	связанные с национальными традициями
произведения мастеров. Грузинский па-
	вильон построен и оформлен исключитель-
но силами национальных художников. Аз-
тор проекта — Курдиани, главный худож-
ник павильона — Эристави, вое крупней-
шие работы выполнены художниками
Джапаридзе, Вепхвадае, Мамеладзе, Гито-
лашвили и др.
	Поразительной красоты ковровое произ-
водство демонстрируется в павильоне Ар-
	мении. Народный мастер ВКаранфелян ©03-
дал шедевр — ковер с вытканным на нем
портретом товарища Сталина. Декоратив-
	ное убранство фасада разработано моло-
дым архитектором Сафаряном; Мовсесян
исполнил группу «Чабан с овцами»,
	По проекту архитекторов Усейнова и
Дадалнева построен изумительно красивый
павильон Азербайджанской советской рес-
публики. Тонкая резьба, своеобразная от-
делка потолков, затейливым орнаментом
спускающаяся на капители колонн, бога-
тые цветные витражи окон — все это при-
дает павильону Азербайджана своеобраз-
ный национальный характер.
	По соседству высится павильон Белорус-
сии, где наряду с произведениями XY-
дожников-профессионалов посетители уви-
дят образцы неподражаемого народного
творчества. Колхозница Узденского райо-
на. замечательная ткачиха МЛипан пред-
ставила для павильона сделанные ею тка-
ни, которые поражают большим вкусом и
техническим мастерством. В павильоне
представлено также зрелое художественное
мастерство колхозниц Мешечек, Середа и их
бригады. Творчество своих мастеров пока-
зывают и другие колхозы. В мастерстве,
вкусе и ‘изобретательности соревнуются
ткачихи колхозов «Перемога», Красносло-
бодского. Лепинского и др. Замечательны-
ми резчиками по дереву показали себя
	нающих верхушки кочевых юрт — 0110-
лоски прошлого Базикирии.
	На светлоокрашенной, гладкой стене
фасада — два барельефа: справа от вхо-
да — девушка-башкирка ‘со снопом на
плече и с барашком у ног, слева — мо-
лодой нефтяник с буром (работа скульп-
тора П. Добрынина).
	Над массивной дверью, обитой медью
(Башкирия богата цветными металлами),—
орден Ленина вырезанный из дуба, По
обеим сторонам фасада трельяж. Обви-
ваясь вокруг тоненьких деревянных ко-
лонн, уже почти до крыши добрались
зеленые побеги башкирского хмеля. Во-
круг павильона цветут розы. За павильо-
ном будет пасека,
	Ансамбль, простой и ритмичный, уда-
лось создать архитектору-художнику
М. Оленеву и ето партнерам—скульпторам
и резчикам по дереву. Глядя на этот ан-
‘самбль, думаешь, что народ, которому он
посвящен, — поэтический, музыкальный
народ,

ойдем внутрь,

По картинам художников  Вермеля,
Машковой, Боровской и ‘Лакова, изобра-
жающим башкирские восстания XVII—
ХУШ вв., события 1905 года и борьбу с
колчаковщиной под руководством Фрунзе
и Чапаева; по развешенным вдоль всего
кольцевого зала большим историческим по-
лотнам мы видим башкир, неукротимо Go-
рющихся против утнетателей. В одном
только ХУШ веке в Башкирии было не-
сколько крупных восстаний. —
	Нелегкая задача встала перед главным
художником Г. С. Зозулей, когда ему
предстояло разрешить архитектуру внут-
реннего оформления павильона «Башки-
рия», Каковы. те элементы башкирской
художественной Жультуры, которые можно
было бы положить в основу оформления?

Путешествуя по стране, изучая музеи
	Уфы и Стерлитамака, об’езжая колхозные.
	районы, приглядываясь KO всему, что
уцелело от старины, — полуистлевшие во-
рота, ставни, старинная кумысница, лар-
чик с секретным деревянным  запором,
складной стул из цельного куска дерева
с резной опинкой, головной убор женщин,
	В замечательных дворцах советского зем-
леделия — павильонах Главном, «Зерно»,
Украинской ‘Туркменской, — Узбекской,
Таджикской ССР, Татарской АССР, Си-
бироком и Северо-Восточном — мы встре>
чаемся со своеобразной формой декоря-
	тивной архитектуры, которая найдет еше
своего исследователя. Мы, художники, мно
	го думаем о подлинном стиле советского
	искусства, о стиле социалистического рез”
лизма. С радостью можно отметить, что в
лучших работах на выставке художники
	приближаются к этому единственно пра-
вильному творческому методу.
	В художественных кругах мне часто д9-
водилось слышать теоретические, отвле-
ченные разговоры о синтезе, искусств. При
этом синтез. порой мыслился абстрактно,
словно подобное. явление возникает как
некий эстетический эксперимент. Между
тем советская действительность ‘выдвигает
перед художниками эту задачу совершен-
но конкретно. Всесоюзная  сельскохозяйст-
венная зыставка;, канал’ Москва—Волга,
Метро, Дворец. Советов — все эти гран“
диозные стройки ставят’ перед нами задачу
создания синтетического искусства,
	Что прежде всего является признаком
подлинного большого искусства? Реализм,
	помноженный на высокое профессиональ:
ное мастерство. Решать такие проблемы,
	Требования синтетического решения ль
коративного убранства отдельных выть
вочных павильонов вызвали преобладании
живописзых форм, носящих преимущь
ственно декоративно-монументальный yp
рактер; обычные станковые формы xm
писи оказались бы в данном случае »
вполне отвечающими ‘поставленным ‘пез
художниками задачам. Понадобились 1
иски новых приемов композиции, растр
деления - декоративных пятен, своеобуи»
ных приемов трактовки пространства ит,

Это повело к тому, что авторами’ уе
тих панно оказались не отдельные худо,
ники, & художественные коллективы, м»
тглавляемые более ‚опытными мастерам,
определившими стилистическое своеобу
ane всего произведения в целом, При»
ром плодотворной, коллективной рабун
являются панно бригады Адливанкин,
В. Васильева, Гордона, Зерновой, Ним»
то, Пастернака и Ю. Пименова вп
вильоне Дальнего Востока, Художнии
‘изобразили торжественную встречу це
ным населением новых переселенцев в.

советский Дальний Восток. труд хм
в этом богатом и прекрасном крае не

живописную природу. Оба  напиозниы
ими триптиха об’единены между cof

пос колориту и отличаются стройным ко\
	позиционным построением, особенно уда
ным в триптихе «Встреча» (дальневость
ные колхозники встречают героев Хасан
Для зрителя; знающего творчество” кая
дого из этих. художников в отдельнии,
нетрудно проследить, что внес каждый
из художников в это панно, Замечательи
написан морской пейзаж с корабли,
ярко свидетельствующий об участии Не
ского; в выполнении некоторых женат
образов и в общем ‘декоративном стл
панно чувствуется участие’ Пименов
Однако художникам удалось достану
единства впечатления от вой рабуы !
целом и органически вплести в един
по замыслу композицию  своеобрии
индивидуальных приемов и характерны
для каждого художника ‘образов, \

Большой интерес своим  продуманиы
композиционным построением предотаве
ют плафон Лехта в павильоне «Моск
H полный движения’ плафон  Дейнот
в павильоне Дальнего Восток& Худож
удачно использовал опыт свонх №03
ных плафонов для метро.

Среди тем, получивших особенно шир
кую популярность у художников, работ»
ших для Сельскохозяйственной выстави
оказались, темы народного праздника 1
колхозного пира; их можно встр
почти в каждом республиканском и %
ластном павильоне. Примерами являютя
картины  «Колхозный праздник в Узбм
стане» П, Котова, панно на тему коли
ного ‹ праздника в павильоне Москов
области Иогансона, «Колхозный пир» Пл
стова, «Колхозный, праздник в Baur
рии» ‘Лакова, выдающееся по мастер
рисунка панно «Праздник в Kapriai
В. Яковлева и ряд других панно, отб
жающих новый быт колхозников, cht!
образиё местных костюмов, типажа Е м
личных видов народной художественной
самодеятельности.

Среди втих работ по мастерству 2m
писного ‘выполнения выделяется пай
Иотансона. Ему удалось сочетать spel
колорит, характерный для трактовки
	  Коративного панно, с серьезной законе
	ностью в трактовке людей, пейзажа №)
натюрморта.

Содержание Сельскохозяйственной =
ставки предоставило широкое поприи
для художников-анималистов, Савицый
Ватагин, Комаров и. ряд других дали №
гочисленные панно, показывающие 78с8
колхозного скотоводства и коневодств®

Особенно удачной работой в этох паи
является панно-триптих Савицкого в И
вильоне «Животноводство», показываюде
спортивные скачки на. ипподроме к
ветскую конницу на маневрах. Bat
щее знание ‘анатомии лошади, мастер
рисунок и стройная фитмическая кот”.
зиция ставят этот триптих в ряд ot
лучших работ, украшающих выставку. №
фоне неба ярко выделяются фигуры 20%
дей и наездников. Триптих отличается 0%
ным и смелым колоритом.

Другой удачной работой на эту я
му является панно молодого худож.
Романова, изобразившего скачки 18 №)
хоаном ипподроме.

сожалению, на выставке нмеетя if
ряд слабых по выполнению панно (в №
вильоне «Юннаты», «Казахстан» и нет».
рых других павильонах). Есть неоколья
досадных промахов в окспозиции, ко!
живописные панно рассматривались 2
равноценные экспонаты наряду.с полк’
шенными фотографиями, Но эти 014
ные недостатки не могут отнять У Г
ставки значения большого события в ЕЙ
рии советского искусства, J
° Для художников-живописцев выс
прежде всего является прекрасным У
ком  декоративно-монументальных ЯП
живописи. С этим видом искусства, v
лучающим все большее распростралет,
в нашем социалистическом быту, ма .
из участников выставки столкнулись 818
вые и с этой задачей справились IP,
красно.

На выставке нашли новое решение mm
блемы монументальной композиции,
лее и красочнее стала палитра худож!
ков. а

Интересные опыты фрески и
зрелые. мастера М. Родионов, 0, fens
KO и AD, а также молодежь в лице м
ряева, Барновицкой и др. Но em
специальной статьи.
	Б. НИКИФОРОВ
	a A A СИ ЧА Г ИЕР у
как создание ВСХВ, без высокого мастер-   ПРоНЗВедения мастеров.

erode ety Зо дня ыы fan
	ства трудно. И тут надо иметь мужество
признаться, что мы, художники, часто еще
недостаточно подготовлены. Синтетическое
искусство включает в себя понятие не
только эстетико-профессионального поряд-
	ка От художника требуется глубокое и
	всестороннее понимание темы, подлинное
	проникновение в существо поставленных
перед ним задач. Нужна подготовка He
только профессиональная, но и обществен-
но-политическаа.
	Именно в слиянии архитектуры, живо-
писи и скульптуры намечается путь к ре
шению стиля большого искусства, наибо-
лее высокого, наиболее совершенного из
всех искусств. Партия, правительство мо-
билизуют художественную общественность
вокруг каждой грандиозной стройки. Это
внимание возлагает на Hac, художни-
ков, колоссальную ответственность. Архи-
тектура уже выдержала ряд блестящих эк-
заменов — теперь очередь за другими
вилами искусств. Здесь дело обстоит He-
сколько труднее.
	Архитектура по’ самой своей специфике
не замыкалась в камерное эстетство. Это
искусство всегда несло определенные об“
щественвые функции. Живопись и скульг:
тура еще сильно‘скованы традициями ин-
дивидуализма. А синтетическое ‘искусство
по самому своему духу, даже по’ методу
производства «работ — коллективно. Фре-
ска, написанная на стене здания, скульп-
тура, предназначенная для украшения фа-
сада, лепной орнамент, цветное стекло ви-
тражкей — все это рождается не как са-
моцель а служит определенной утили-
тарной цели.

Через станции метро проходят сотни ты-
сяч трудящихся, Кто может учесть силу
эмопионального воздействия прекрасных
	— Приехали, граждане. Сельскохозяй“
ственная выставка! — не без торже-
ственности провозглашает кондуктор” трам-
вая № 19, захлопывая сумку и сдвигая

очки на лоб.
	В этот утренний час толпы художни»
ков, скульпторов, фототрафов, форматоров,
этрономов. архитекторов, резчиков, коррес-
пондентов, экскурсантов живой волной
вливаются в золотую арку Главных ворот
выставки,

На территории выставки уже все в дви-
-женни, — до открытия остались счита-
ные дни. Сидя верхом на бревне, тру-
дится плотник; рядом с ним — обнажен*
ный до пояса землекоп; маляр, надев на
толову бумажный колпак, цепляясь нота“
ми за кронштейн, красит металлические
части фонаря; женщины сажают цветы;
вспыхивает голубое пламя оэлектросварки
на конструкциях башни Главного павильо-
на; с шумом на своих быстрых машинах
проносятся киносемщики и пожарные,
Среди этой рабочей суеты, подавленный
множеством впечатлений, неуверенно дви-
тается экскурсант,
	Одно другото краше, одно другого не
виданнее встают вокруг, него здания па“
вильонов, колонны, башни, скульптуры.
Павильон Дальнего Востока, напоминаю-
щий крепость; тончайшая мозаика Азер-
байджанского, кружевная вязь металли-
ческой резьбы Армянского, нежная яркость
Украинского павильона; Чапаев, вздыбив-
пгий коня Над синими водами Большой
Волги; старый узбек, играющий на дутаре
(всплески фонтана вторят ему), — все это,
полное жизни, своеобразия, празднично
приподнятое, водопадом впечатлений низ-
вергается на человека, впервые попавшего
на территорию выставки,

Недалеко от Белорусского павильона,
рядом с павильоном Туркменской CCP,
встает «Башкирия» — павильон ордено-
носной Башкирской АССР,

Невысокое квадратное строение с плос-
кой крышей узенчано широкой круглой
балиней, ярко расписанной сценами Ha
ционального праздника Сабантуй (празд-
вик плуга). По обеим сторонам централь-
пой башни Два низких купола, напоми-
	БАШКИРИЯ
	ВСЕСОЮЗНАЯ С.-Х. ВЫСТАВКА. А. М. Герасимов. «Портрет И. В. Мичурина»
	Фото Ю. Говорова
	(экспонируется в Главном павильоне)
	ткани, — художник убедился, что этот
народ, в прошлом столь подавленный и,
казалось бы, обезвличенный, нашел выход
своему творчеству в простых бытовых
вещах. Эти вещи он украшал, как худож“
ник, с изумительной щедростью, вкусом,
терпением, разнообразием.
	Мы уже говорили о боевом, мятежном
духе башкирского народа. Опасаясь этой
мятежности, желая помешать башкирам
выковать себе оружие, царизм запретил
им обрабатывать металлы, в изобилии
залегавшие в земле, на. которо они жи:
ли. Народ вложил свое искусство в де

рево. ‘
	Главный художник павильона т. 903у’
ля откинул Юбычные экспозиционные ме“
тоды и средства (металл и стекло) и по’
ложил в основу оформления дерево, дере-
вянную резьбу,
	Вадлежало — и в этом состояла вторая
трудность — внимательно отобрать нацио-
нально-башкирское, Выученик строганов
ской школы, хорошо разбирающийся в
стилях народного искусства, Зозуля спра’
BUACH H CG ЭТИМ.
	Одна ‘из башкироких летенд рассказы“
вает о вожде повстанцев, преследуемом
царскими войсками, Загнанный в ущелье,
потеряв надежду уйти от преследователей,
геррй вынул свирель-—курай и заиграл. Он
нтрал так хорошо, что солдаты останови-
лись и не двинулись с места до тех пор,
пока он не кончил. Позже, когда солдаты
вели своего пленника в тюрьму, они пре-
дупредительно ухаживали за ним, прося
сыграть еще.
	Замысел художников, работавших нал
проектом оформления павильона (тт. З0-
зуля и Н, А. Лаков), заключался в том,
чтобы выразить резьбой по дереву лири:
ку народа, создавшего подобные леген-
ды. Bra задача была тем труднее, что
искусство ‘резьбы, когда-то столь разви:
Troe в Быикирии, ныне забыто, и старых
башкирских резчиков не удалось отыс-
KATH. ‘
	Художники He остановились и перел
этим препятствием. Сделав сотни варисо’
вок на месте, изучая, комбинируя, они
извлекли из труды музейного мафериала
все наиболее характерное в башкирском
	‘орнаменте, чтобы в преображенном, обнов:
	ленном виде поставить эт0 на службу
новой, социалистической. культуре.
	Как исполнителей, дозуля призвало к   сочетаются с народным башкирским орна-
	себе на помощь. загороких Е pea-
чиков, В лице скульптора Д. Якер*
сона он встретил а _
художника, вдохновлявшегося в своем
искусстве народным творчеством. Скульп’
тор этот. специально! работал в дереве.
Понятно, что художник и скульптор легко

поняли друг. друга.

В середине центрального зала — све
тящаяся изнутри резная башня-диатрам-
ма, рассказывающая о хозяйственных и
культурных уснехах республики (худож.
ница С. Зозуля). -

Ювелирно вырезанные из дерева ко-
лосья пшеницы и овса, цветы и листья
клевера чуть-чуть дрожат в лучах июль-
ского солнца. Стены, порталы покрыты
башкироким орнаментом.
	Рады витых колонок, увенчанных ба‘
ранвими рогами, поддерживают  софиты
над стендами вдоль кольцевого зала. Над
софитами вдоль всего зала девять релье-
фов Д, Якерсона, изображающих сцены
промышленного и  сельскохозяйственного
труда и служащих как бы скульштурны-
ми заставками к экспозиционному матёри:
	алу данного стенда.
	ментом, среди которого находятся.

Неубедительна4 чрезмерно условна
скульптура Якерсона, изображающая лю-
бимого национального героя Башкирии —
пугачевского сподвижника, овеянного’ ле-
гендами Салавата Юлаева, молодого кра-
савца, силача, поэта, .
	Перед художником встал вопрос:’ как
выразить в дереве монументальный на-
родный образ, пустивший глубокие корни
в сознании масс и вместе с тем нигде не
запечатленный пластически?
	Художник долго искал материал для
своего произведения. Найдя, наконец,
древний, плотный ствол вяза, он решил
подаль ем в природной, выразительной
кряжиотости, ‘в узлах, подтеках. Из куска
дерева вырастает толова героя,
	С архитектурно-художественным ансам-
блем павильона хорошо гармонирует. де.
коративное панно художника Н, А, Ла-
кова, изображающее праздник урожая.

Этого нельзя сказать об исторических
картинах, развешенных вдоль стен коль:
певого зала и выполненных художниками
бригады Е. И. Лансере (Ф. Лехт, В. Вла-
димиров и др.). Картины эти, заказанные
руководством павильона 0б’единению
«Прикладное искусство», являются скорее
иллюстративным материалом, чем образ-
ным искусством: они нё звучат в тон ан:
самблю. Даже лучшая из них, картина
молодого талантливого татарского. худож“
ника Б, И. Урманче, изображающая Са-
лявата Юлаева на Белорецком заводе, дн-
намичная по композиции, светлая по кра-
	сочному звучанию, выпадает из общего
ансамбля.
	И все-таки: внутреннее оформление Бап:-
кирского павильона является одним из
лучших и оригинальнейших на выставке.

потому ‘что в нем с помощью художников
и мастеров братского народа воссозданы
частицы прекрасного искусства башкир,
Разве не характерно для нашей comma:
листической культуры, что художники-
профессионалы, углубляясь в народное
искусство, воскрешают к новой жизни в9-
бытые источники народного творчества.
	обогащая таким путем и современное ис-
кусство!
	J. TOOM
	Сквозной рельеф, вписанный в полу“
круглый свод ниши, предоставляет собой
многофитурную тематическую композицию,
При помощи орнамента рельеф архитек“
турно связывается с0 всей нишей, в кото
рой помещается стенд, & также с ватыми

колонками.
	Композиция решена в нескольких пла-
нах: более ответственные фитуры высту-
пают на первый план, менее ответствен“
ные — на втором, на третьем плане.
Глубокий рельеф местами переходит в
тонкую резьбу, в ажур.

Рельефы  об’единены др © другом
единством архитектурной формы и ху
дожественной манеры. Вместе с тем каж:
дый из них уникален, отличаясь от дру-
тих ‘и композицией, и характером орна-
мент&, Так, в рельефе, изображающем до“
бычу нефти, он геометричен; в другом он
завивается, как бараньи рога; в третьем
является стилизацией трав и колосьев;
в четвертом символизирует плоды садо»
водствя, .

Выразительностью, образов, щедростью
орнаментации рельефы Якерсона близки
к народному искусству. Онн естественно