Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ЕДА
		Год издания Х
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	На Всесоюзной с.-х. выставке .
	Архитектура выставки
	рой, позволяет ей звучать еще сильнее
и убедительнее, Радует глаз отсутствие
всякой мишуры, всех этих претенциозных
и надоедливых киосков. Во всем ваме-
чается большое чувство художественной
меры, Это свидетельствует об огромной
роли, которую сыграл на выставке ее
главный архитектор проф. С. Е. Черны-
шев; все свое большое художественное да-
рование, весь свой художественный вкус
он вложил в решение общего комплекса
выставки. В этом огромная заслуга С. Е.
Чернышева.
	Чарующее впечатление производит Глав-
ный павильон, сооруженный по проекту
покойного академика архитектуры В. А.
Щуко и проф. В. Г. Гельфрейха. Строгие
линии павильона, его простой архитектур:
ный 0б’ем придают этому сооружению
выразительность, силу, монументальность.
	Могу с удовлетворением отметить боль-
шие достижения архитекторов, проекти-
ровавших павильоны национальных рес“
публик и сумевших найти общий язык
с мастерами народного творчества (резчи-
ками по дереву, по гипсу и т, д.). Ha
меня наибольшее впечатление произвели
павильоны Узбекистана (архитектор Полу-
панов) Башкирии (архитектор А
	панов), Башкирии (архитектор Оленев),
Туркмении (Ашастин) и Грузии (архитек-
тор Курдиани).
	Архитектура выставки как нельзя луч-.
	ше показала рост молодых кадров совет-
ского зодчества. Рядом со зрелыми масте-
рами мы имеем сейчас целую плеяду Mo-
лодых архитекторов, доказавших на этой
выставке свое умение давать высококаче-
ственную художественную ‹ продукцию.
	вЫМИ ЛЮДЬМИ эпохи социализма предсто-
	ит на выставке! Мы увидим их не только
как экспонентов выставки, как мастеров
социалистического труда, радостно ` рабо-
тающих на советской земле. Мы встретим:
ся с ними и как с представителями  ве-
ликолеиного искусства великого советско-
то народа. На Всесоюзной сельскохозяй-
ственной выставке будет проходить’ показ
самодеятельного искусства союзных рес-
публик. Ярким праздниксм в жизни наше-
го искусства явится каждый из этих кон-
цертов. Музыка, танцы, различные ° по
форме, но единые по ‘идее, — все это’ на-
тглядно и убедительно покажет небыва-
лый фасцвет. культуры народов CCCP,
вступивших ‘в полосу завершения строи-
тельства бесклассового“ социалистического
общества и постепенного ‘перехода от со-
	циализма К КОММУНИЗМУ.
	Народная артистка, СССР
`В. В. БАРСОВА
	Павильон Грузинской СЕР
	Всесоюзная  сельскохозяйственная вы‘
ставка не только показывает вамечатель-
ные достижения социалистического хозяй-
ства. Она является значительным явле-
нием и советской художественной куль-
туры. р

Архитектура выставочных павильонов,
живописные и скульптурные произведе-
	ния, столь обильно представленные на
выставке, — все это говорит 0 дальней-
шем росте советского изобразительного
	искусства. Прежде всего это относится к
архитектуре.

Архитектура выставки вызывает у по-
сетителей радостную тамму ощущений.
Значительную роль в этом играет то об-
стоятельство, что все выставочные Was
вильоны даны в светлых, солнечных то-
нах. Важно, что эта светлость, солнеч-
ность лишена крикливости. и пестроты, к
чему очень легко можно было бы ска-
титься, если бы к общему облику выстав-
ки ее Убтроители отнеслись без добтаточ-
ной серьезности.

Ярче всего характер выставочной архи-
тектуры заметен на площади Колхозов,
тде происходило торжество 1 августа.
Несмотря на все различия в архитектуре
	павильонов, окружающих эту площадь, —
	различия, вытекающие как из националь“-
ных особенностей архитектуры той или
иной республики, так и из творческой
	устремленности отдельных архитекторов, —
все сооружения площади  об’единяются
общей направленностью, создающей бодрое
	и радостное впечатление. :
Немалую роль здесь играет и то обстоя-

тельство, что обильная на выставке зе-

лень, как производственная, так и деко-
	№ 61 (641)

—

$

Цена 30 коп.
	августа
		Существует корпорация столь же старая,
как само искусство, но в существовании
которой сомневаются ровно столько лет,
сколько она существует. Стоит побывать
Ha наших художественных диспутах, что-
бы убедиться, что три четверти всех ора-
торов начинают свои речи с заявления
0 том, что, строго говоря, никакой худо-
жественной критики У нас вовсе нет
Впрочем, это не мешает оратору в даль-
ейшем тромить несуществующую ‘крити-
ку п требовать ограничения. ее прав. Уже
зыработалась навестная стандартная фор-
уула «художник имеет право — критик
не имеет права». Можно возразить: «Как
де так, если никакой критики нет, то
зачем же ограничивать права. несуществу-
puero? Ведь это же борьба с привидения-
уп. В данном случае мы встречаемся
с очень странным логическим феноменом.
Впрочем, тот идеальный критик, о ко-
	тором мечтают некоторые ‹ наши дра-
узтурги, художники, музыканты, актеры,
режиссеры, поэты, — действительно не бо-
	лее чем фантом. Он не только не сущест-
вует, но и не может существовать. °
Попробуем сконструировать идеального
критика, о котором говорят на наших
дискуссиях, строго руководствуясь рецеп-
турой ораторов. Основной принцип —
«критик не имеет права». Итак, первое
право, которого не имеет критик — право
на резкость суждений. Далее, он не имеет
права товорить о том, чего недостает в
произведении, но должен судить лишь о
том, что в Нем дано. Он не должен так-
же обращаться к другим произведениям
автора и особенно к так называемым
пройденным этапам». Он ни в коем. слу-
чае не имеет права утверждать, что дан-
ная ошибка художника не случайна для
нею, а обусловлена его направленностью
и постулирована всем его прошлым. Он
не имеет права критиковать права худож-
ника, в том числе и право ошибаться, и
особенно не имеет права классифицировать
направленность или приемы художника,
т.е, скажем, утверждать, что это форма-
изм или натурализм; или что это запоз-
далый сезаннизм и т. п, Зато критик дол-
жен быть чутким. Один из выступавших
на совещании по итогам минувшего теат-
рального сезона сравнивал критика с вра-
чом, приходящим к пациенту. Как врач,
он должен выслушать ‘больного и, если
он найдет его безнадежным, отнюдь не
Heer права говорить об этом, а напро-
ТИВ ТОГО, похлопав пациента по голой спи-
He, должен весело сказать: «Э, батенька,
им еще попрыгаем»,
	Критик должен быть мятким и деликат-
	Abu. Он не имеет права молчать, ‘но го-
зорить должен голосом эоловой арфы, неж-
ных и ласкающим слух. Оценивая произ-
ведение искусства, он должен прежде все-
ю к обязательно говорить о его достоин-
ствах, говорить же о недостатках надле-
жит только строжайше соблюдая пропор-
ЦИЮ: лять достоинств — ‘один недоста-
то. Обратная пропорция не дозволена ни
2 106м случае и признана зауптательством,
NYRATENECTROM, размахиванием отлоблей
11. -П.

Кроме всего сказанного, критик обязан
баропотно сносить оскорбления по свое-
уу адресу. Ибо он должен прежде всего
Помнить, что он «не имеет права»,

В этом нет, увы, преувеличения. Это
‘вершенно точный пересказ действитель-
но пред’явленных требований.

Не ясно ли, что такой критик, если бы
даже было возможно появление сего ан-
тела во плоти, не имеет еще одного и са-
х0го важного права — права на сущест-
вование. Он не более чем пустая и глупая
абстрактия.

Но, все же, раз так много и так сер-
Дито говорят о критике, должно быть она
1 вправлу во многом повинна. Без сом-
нения, Может быть в гораздо большем,
ежели думают, но, как ‘правило, совсем
10 в том, что говорят. Нашей критике
нехватает как раз прямоты и резкости
суждений (разумеется, там, где она необ-
ходима). И это вытекает, думается нам,
13 недостаточно ясного представления о
роли и значении художественной критики
з развитии искусства социалистического
реализма, из слабости научно-эстетическо-
№ философского фундамента, на котором
аиждется наша критика.

Одним из самых распространенных уп-
ров по адресу критики является сле-
Дующий: «Вы судите согласно вашим с0б-
свенным вкусам ‘и потому вы необ’ек-
тивны», Это более чем неправильно, по-
Тому что толкает критику на путь эсте-
тического дуализма, двойной буржуазно-
0б’ективистской бухгалтерии. Такая двой-
ственность, вообще говоря, типична для
буржуазной художественной критики, и
#8 пытался узаконить Брюнетьер, прямо
Заявлявший, что его критические сужде-
ния могут неё иметь ничего общего с ето
личным вкусом. То же в теоретическом
Нскусствознании устанавливали Грент Ал-
лен и отчасти Гроссе. Грент Аллен писал,
10 «для изучающего искусство с науч-
ной точки зрения необязательно любить
to. Даже наоборот —= выгоднее, спокой-
168 «ученое» отношение к нему». Можем
т мы согласиться с этим и возродить
GUHYN антиномию» научного и поэтиче-
(ого, oC eRTHBHOTO суб’ективного в ис-
вусстве? Ни в коем случае. Необходимо
онять, что отсутстайе противоречий между
ичным вкусом критика и об’ективным
Научно-эстетическим критерием в его ра-
те составляет существенный признак
веткой художественной критики, точно
к же, как двойственность эстетики,
зощренное лицемерие в суждениях CO-
мавляет существенный признак буржуаз-
	‚В0Й критики времен. упадка.
	«Вкус есть чувство’ приличия», — POBO-
ит Мармонтель, и мы не можем не пос-
Хеяться над этим афоризмом потому, что
нам Белинский давно об’яснил, о каком
«Приличии» тут идет рёчь, когда писал 06
1скусстве ХУПШ века, только O TOM и
тлопотавшего, чтобы искусство цглох на-
выворот действительности.
st не о суждениях такого вкуса идет

b,

Часто мы слышим возражения: «Вы счи-
Мете это безвкусицей и пошлостью, но на
маком основании? Вам не нравится? 910-
Ю еще недостаточно». Разумеется, такой
\тумент легко обратим. против его автора:
«Вам нравится? Этого еще недостаточно».

нас нет никакого универсального
кусометра», хотя многие в глубине ду:
Ши считают необходимым его изобрести
Mf Тото, чтобы за отсутствием соботвен-
Н0г0 художественного вкуса попользовать-
Ch чужим.

Времена нормативной, предписывающей
к закопополатающей эстетики давно‘ прош-
1, HO это вовсе не’ значит, что прав
Ипполит Тэн с ‘его  натуралистической
тотикой, которая «отличается от старой
	оны историческим характером и OTCY*
	ствием догматизма, т. © Tem, что ona
	не предписывает правила, & констатирует
законы».
	Вельно или невольно известная часть
нашей художественной ‘критики, ‘отказав-
шись от догматической эстетики Фехнера
и Спенсера, минует эстетику Белинского
и Добролюбова, которая есть эстетика бое-
вых общественных оценок, и следует пу-
	тями Ипполита Тона, т. е. не осуждает
	к не прощает, а лишь констатирует. Впро-
чем, даже и в этом случае мы не всегда
последовательны, потому что, по Тэну,
наука не только констатирует, но и об’яс-
няет. Беда нашей критики в том, между
прочим, что она либо констатирует и оце-
нивает, но не об’ясняет, либо конотати-
рует и об’ясняет, но не оценивает. 0б’яс-
нила ли наша критика последние по вре-
мени постановки Художественного тзатра,
театра им. Вахтангова, Малого и Камер-
ного театров? Нет, не об’яснила, хотя,
на наш взгляд, дала этим явлениям
верную оценку. Нужно признаться, что го-
раздо лучше дело обстоит в музыкальной
критике (о литературной мы здесь не го-
ворим вовсе, это особая тема), может быте
оттого, что музыка в действительности 60-
	лее конкретна и в ней разбираться гораз-
до легче.
	Но не слишком ли многого мы требуем
от критики! Ведь если критик обладает и
тонким вкусом, и огромными знаниями, и
талантом художника то что же мешает
	ему самому стать художником, почему ов
избирает профессию критика, а не музы-
	канта-исполнителя, или композитора, или
актера, или драматурга? Или может быть
правы те, кто утверждает, что критик—
просто неудавшийся художник? Ведь вы
же знаете, как часто говорят: «Х. пошел
в критики, потому что потерпел фиаско
как режиссер или как драматург».
	Можно без труда опровергнуть это ут-
верждение. Не говоря уже о том, что бы-
вает, когда потерпевший крах в критике
идет в режиссеры, заметим, что нередко
гениальный художник бывает в то же
время тениальным критиком.

Эмиль де Монтегю был бесспорно прав,
восклицая: «Критика — это десятая муза.
С ней Гёте был втайне помолвлен. Она
создавала из него двадцать поэтов... С. то-
го момента, как пбфэзия перестает отделять
себя баррикадами от жизни и идей совре-
менников, с того момента, как лирико-дра-
матические поэты превращаются в органы
идей, — критик, как оживляющее начало,
ощущается в их творчестве».

Разве Пушкин не был вэличайшим кри-
тиком, открывшим Гоголя еще прежде, чем
ero увидел Белинский, и разве не были
тениальными критиками Гектор Берлиез и
Роберт Шуман, Леонардо да Вин a
Франц Лист? Это были великие поэты и
великие критики в одно и то же время.
В то же время разве не были. великими
поэтами Белинский, Добролюбов и _Черны-
шевский? Нужно быть слепым, чтобы не
видеть, что разница здесь лишь в’ приме-
нении дарования, в. направленности талан-
та. И если. по Брандесу.- критика есть
	редкостный дар приносить, в жертвы ме-  }
	тодическому „исследованию волнение соб-
ственного темперамента, то мы должны
признать, что она, критика, является вы-
дающейся способностью величайших ху-
дожников налиего времени.

Но Брандес все же ошибалея-—нет ни-
какой нужды приносить в жертву «вол-
нения собственного темперамента». Мето-
дическое исследование превосходно согла-
суется с темпераментом художника, и ко-
му нужна критика равнодушная и холод-
ная, бесстрастная. как дохлый com?

Артистическое мастерство и многосторон-
HAH  марксистско-ленинская  образован-
ность ученого пламенный темперамент
публициста и спокойная методичность
исследователя, утонченность стилиста и
проницательный ум философа — вот до-
стоинства, которые хотели ‘бы мы вилеть
в критике и которыми в истории художе-
ственной критики обладали лишь очень
немногие. .

Нам могут возразить, что ведь еще нет
среди нас таких критиков. Так что жз
из этого? Разве кто-нибудь желает полу-
чить то, чем он уже владеет! И, наконец»,
разве то, чего еще нет, не может со вре-
менем появиться!

Работники Свердловского драматического театра, гастролирующие сейчас в
Москве, немедленно, после проведенного ими митинга, приступили к подписке
	на Заем Третьей Пятилетки.
	На снимке: группа работников театра, подписавших-
	В первом ряду (слева направо) — Nol
	ся на заем в размере месячного оклада.
	~ ee lS И В Е а сай

писывается на заем артист А. Г. Шейн, артисты И. И. Кочетков, М. А. Токарева,

СЫ ай
		Фото С. Шингарева
	не установили связи © Ay”
об’единяемыми горкомами.
		Е. М. Морозова и Н, Г. Жаворонков
	ПОДПИСКА НА ЗАЕМ
	ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ
	до сих пор
дожниками,
	По 59 республиканским, областным и
краевым комитетам союза Рабис на 7 ав-
тгуста подпиской охвачено 54.458 работ-
	ВР ne OE

a
ников искусств (что составляет 44,7 проц.

работников искусств, состоящих на учете
в этих организациях). Общая сумма ‚под-
писки — `22.572.130 рублей. Это состав-
ляет 41,1 проц. месячного фонда зарплаты
работников искусств указанных краев,
областей и республик.

От 19 областных, краевых и республи-
	EE <>

`канских комитетов союза Рабис сведения
	о подписке на заем до сих пор не. полу-
чены. —в том числе от Грузинской ССР,
	Казахской , ССР, Омской области, Куйбы-
шевской и др.
	В Москве
			ративная, хорошо сочетается с архитекту-! Профессор Н.

Яркий, великий праздник
	ми HO- }
	Всесоюзная сельскохозяйственная BHI
	ставка войдет в историю нашей- страны
как крупнейшая веха социалистического
	строительства.
Трудно переоценить значение этой вы-
ставки. Миллионы посетителей, которые
на ней побывают, получат возможность
еще ближе и глубже ощутить грандиозные
победы нашей страны, одержанные под
ии партии Ленина — Сталина.
ервоклассная техника‘ сельского хозяйст-
ва, созданная за тоды сталинских пятиле-
ток, обильные плоды ‘труда мастеров со-
циалистического земледелия, животновод-
ства, садоводства — со всем этим знако-
мят нас  разнообразнейшие`” экспонаты.
История каждого экспоната’ — ‘это’ исто:
pHa побед нашей страны, ‘яркая страница
биографии новых людей, заботливо взра-
щенных ‘гениальным садовником — на-
шим родным Сталиным. .

Сколько волнующих ‘встреч с: ‘этими: но-
		С большим подемом прошел митинг
сотрудников Комитета по делам искусств,
посвященный выпуску Займа второго 10:
да Третьей Пятилетки.

В единогласно принятой резолюции го-
ворится: «Мы, работники Комитета по де-
лам искусств, все как один: подписываем-
ся на Заем второго года Третьей Пяти-
летки в сумме не менее месячното зара-
ботка».

Сумма подписки достигла 155.635 руб-
лей, что несколько превышает месячный
фонд заработной платы.
	По СССР
	Из 225 месткомов, обединяемых москов-
ским ‘областным комитетом союза Рабис,
сведения о ходе подписки на заем дали
126 предприятий. По этим предприятиям
подписка дала 7.325.565 рублей. Подпис-
кой охвачено 14.576 человек, то-есть 59,3
проц. лиц, работающих в этих предприя-
	тиях. Сумма подписки составляет 68,1
проц. месячного фонда зарплаты этих
предприятий.
	Средняя подписка на одного человека
	по предприятиям искусства Московской об-
	ласти в этом году ЕЛ выше, чем

в 1988 году.

3 прошлом толу к этому времени под-
пиской ‘в Московской области было охва-
чена 14.514 работников искусств на 0б-
шую сумму 5.459.960 рублей. Средняя сум-
ма подписки на одного человека составля-
ла в прошлом тоду 376 рублей. В этом го-
	ду средняя сумма подписки работников
	искусств по Московской области состав-
ляет 602 рубля.
	Исключительно слабо развернута подпи-
ска на заем тремя московскими горкомами
художников — горкомом живописцев и
скульпторов, TOPROMOM оформителей и
тгоркомом художников книги и графиков.
Несмотря на то, что значительное число
художников связано со Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставкой и находится
в Москве, за шесть дней ‘подписки из
1.432 членов горкома живописцев и скульп-
торов на заем подписалось только 176 че-
ловек, а из 1.013 художников-оформителей
подписалось только 190. Такой незначи-
тельный процент охвата художников под-
пиской надо целиком отнести за счет
плохой работы горкомов, которые не раз-
вернули агитационно-массовой работы и
	пустынного Севера, & ‘на другой стороне
‘кости они изобразили современный посе-
‘лок: среди юрт выросли дома и радио-
мачты с переплетающимися ‘проводами.
Армянские ковровщицы ввели в традици-
онный народный орнамент новые моти-
вы, навеянные строгими индустриальны-
‘ми формами. Новая советская тематика
органически вошла и в старинный сти-
лизованный орнамент.

Вместо обычных льняных ниток, бело-
русские колхозницы ввели в ткани шерсть
и шелк, и ато увеличило выразительные
средства орнамента. ‘Борисовские стекло-
дувы разработали технику изготовления
больших ваз © алмазным Гранением ко-
лосьев. Армянский орнамент, резанный в
Камне, приобрел новый оттенок, будучи
воспроизведен в бронзе на. фасаде павиль-
она Армянской ССР..

В павильонах выставки можно видеть
много ковровых” изделий. с портретами.
Замечательный портрет Сталина, выткан-
ный армянскими’ мастерами, отличается
большой выразительностью’ и’ ботатством
тонов и приближается коживописи.

Орнамент, который ‘играл’ чисто декора»
тивную роль, в павильонах ‘выставки при-
обретает особый смысл. В. белорусском ор-
наменте колосья зерновых культур и цве-
ты льна заменили традиционные. василь-
ки, в туркменском орнаменте- в компози-
ционную ткань вплетены распустившиеся
	коробочки хлопчатника.
	Широко, с большим чувством использо-
ван орнамент в павильоне «Зерно». Ху-
дожники Г. Рублев и. Н.Пруссаков: деко-
рируют орнаментом, ткани и стены таким
образом, что орнамент. у них.является как
бы заставкой, открывающей рассказ о той
или иной республике. ,

Очень интересен опыт создания нового
советского орнамёнта в ‘павильоне Грузин-
ской ССР. Великолепный народный мастер
Ворносков по эскизам грузинских худож-
ников вырезал в дереве замечательную
пластическую поэму из листьев и плодов
солнечной Грузии.

Так в богатейших родниках народного
творчества черпали советские художники
основные импульсы к созданию нового
	советского орнамента.
А. ШТАМБОК
	КИЕВ. Подписка на заем среди работ-
ников искусств Киевской области уже
дала 1.021.492 рубля. Подпиской охвачено
2.460 работников искусств (что составляет
80,5 проц. лиц, работающих в предприя“
тиях. давших сведения).
	ПОЛТАВА. Подписка на заем дата
104.690 рублей. Подпиской охвачено 77
проц. работников искусств области.

ТИРАСПОЛЬ. Из 384 работников HO
кусств Молдавской АССР подписалось на
заем 350 человек (то-есть 91 проц.).
Остальные работники искусств в отпуску:
Сумма подписки — 129.080 рублей (84
проц. месячного фонда зарплаты).

МИНСК. Подпиской в республике охва-
чено 2.480 работников искусств (89 проц.).
Подниска дала 830.580 рублей‘ (72,7 проц.
месячного фонда. зарплаты).

КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК: Подписку закон-
чили Каменецкий городской театр, филар-
мония. цирк, радиокомитет и Проскуров-
ский городской театр.

КАЛИНИН. Подпиской охвачено 80,7
проц. работников искусств области, Сум-
	ма подписки — 240.000 рублей.
СИМФЕРОПОЛЬ. В Крымской АССР

полписалось 1.078 работников искусств

СЫ:
	и че еб Кл

(61 проц.) на сумму 449.650 рублей (60

КУРСК. Подпиской охвачено 88 проц.
работников искусств области. Сумма под
писки — 163.950 рублей.

МАХАЧ-КАЛА Подписка среди работ
ников искусств Дагестанской АССР дала
112.860 рублей. Подпиской охвачено 67
проц. работников  искусств.

ЛЕНИНГРАД. Несмотря на то, что боль-
пкинство театральных работников Ленин-
трада находится в отпуску, подписка сре-
ди работников искусств дала уже
1.217.166 рублей. Подпиской охвачено
3.486 человек.

УФА. В Башкирской республике под-
пиской охвачено 760 работников искусств
(71,5 проц.). Сумма подписки — 227.400
р (61 проц, месячного фонда зарпла-
ты).

КИРОВОГРАД. Подпиской охвачено 69
проц. работников ‚искусств области. Сум-
ма подписки — 57.800 рублей (98 проц.
месячного фонда зарплаты). о

ВОРОНЕЖ. На заем подписалосв 793 ра-
ботника искусств (61 проц.). Сумма под-
писки — 224.000 рублей.

ИВАНОВО. Подписка среди работников
искусств Ивановской области дала 361.305
рублей Подпиской“ охвачено 81 проц. ра-
ботников искусств.
	Хроника займа
	3 Вчера, 8 августа, к 12. часам дня бы-
ло охвачено подпиской на новый заем
98,6 процента работников государственных
музыкальных ‘коллективов СССР. Сумма
подписки при фонде месячной зарплаты
в 396.153 рубля равна 266.450 рублям,

Во всесоюзном ‹ концертно-гастроль-
ном * об’единении состоит 182 человека,
фонд заработной платы которых равняет-
ся 206.519 ‘рублям. Вчера к 12 часам дня
на ‘заем подписалось 150’ человек на. сум-
му 110.000` рублей: В ВКГО продолжают
поступать телеграммы от исполнителей,
находящихся в гастрольных поездках.

*% Вчера к 12 часам дня сумма подпи-
ски. на новый заем по Московской rocy-
дарственной` филармонии достигла 141.935
рублей. Из 414 человек, работающих в
филармонии, на заем подписалось 237.
Подписка продолжается. Коллективы и
исполнители, находящиеся в отпуске, при-
	сылают телеграммы с просьбой подписать
	их на заем...

3% В течение одного’ дня провели подпи-
ску артисты  гастролирующего в Москве
Свердловского драматического театра. При
фонде заработной платы в 81.220 рублей
сумма подписки на заем составила 68.250
рублей — 84,6 проц. месячной зарплаты.

% В Московском Камерном театре за-
канчивается подписка на заем. Работники
yore подписались на общую сумму
9.405 рублей. Большинство актеров дало
взаймы тосударству сумму в размере ме-
сячного заработка. А. Я. Таиров, А. Г.
Коонен и другие артисты, находящиеся
в отпуску, прислали телеграммы с прось-
бой подписать их на заем.
	Всесоюзной сельскохозяйствевной выставке,
	вечером
	НАРОЛНЫЙ ОРНАМЕНТ
		В декоративном оформлении павильонов
Средней Азии нашуо свое отражение 0о-
татство народного искусства. Прославлен-
ныё туркменские ковры и узбекские сю-
занэ, искусная резьба по’ дереву и гипсу
на фасацах, мозаичные росписи плафонов,
тончайнтий майоликовый орнамент — все
	это выполнено народными мастерами, oha-
токами национального искусства.
	В Средней Азии живет старинное пре-
дание о чудесной птице симурге, перья
которой имеют необыкновенное свойство:
народ приобретает совершенство в искус-
стве, когда на землю упадет перо симур-
га. Так народная фантазия наделяла чу“
десным происхождением искусство, кото-
рое достигло высокого развития.
	Народ был глубоким ценителем искус
ства, и. развитые формы, орнамента, куль-
тивировались при выделках кошм, тканей,
ковровых и керамических изделий, в poc-
писях и резных украшениях вещей до-
машнегф обихода. В семьях горных тад-
жиков до сих пор сохранились еще свое-
образные альбомы, так называемые «нук-
сы», где собраны образцы национальных
узоров, вышитых на тканях.
	Только ^после Великой Октябрьской ре-
волюции.   когда был. создан Комитет 09
охране памятников старины, в Средней
Азии’ начались работы. по реставрации
зланий и их убранств. Мастеров, знавших
технику старинного народного искусства,
разыскивали повсюду— в кишлаках и B
кварталах городов, где еще по старой
традиции проживали ремесленники раз-
личных специальностей. Среди каменщи-
ков и штукатуров были найдены искуо-
ные резчики по гипсу и между ними Ма-
стера Ишамсетдин Гафуров и его брат
Азимов. Техника резьбы по гипсу переда-
валась в их семье из поколения в поко-
ление, и первый мастер в династии рез-
чиков затерялся в глубине веков. Имя его
так и не сохранилось в семейном предал
нии. Но когда Гафурову и Азимову по-
ручили произвести реставрационные. ра“
боты старинной мёдрессе, они воскресили
утраченное искусство по памяти, унасле-
	дованной от прапрадеда.
	_ Ясный и бодрый стиль народного, ис-
кусства Гафуров и Азимов пэренесли в
	оформление Узбекского павильона на® Все-
союзной  сельскохозяйственной выставке.
Под руководством художника Дуковича
они украсили павильон ‘разнообразным
орнаментом. Резные гипсовые люстры и
розетки на кессонах расписанного геомет-
рическим орнаментом потолка, ажурная
стенка У входа и pesb6a по runcy на
	окнах придали изящество и легкость всс-
	му павильону.
	ние в народное искусство. ото новое,
яркое и жизнерадостное искусство наро-
да воплощено в оформлении павильонов
		Свободное искусство народов отражает
многообразную и яркую жизнь страны.
В павильоне Туркмении выставлен ковер-
	панно «друлоа пародуВв уму, возле
ный туркменскими ковровщицами 110

эскизам художника Мазеля. Здесь сдела-
на попытка ввести в декоративную ком-

позицию тТеалистически трактованную со-
ветскую действительность.
	В залах павильона богатства совхозов И
колхозов, демонстрирующиеся на стендах,
обрамлены народным орнаментом. Изобра-
жения коробочек хлопка ритмически по-
вторяются в орнаментах зала, где выста-
влены разросшиеся кусты хлопчатника;
виноградные лозы и фрукты оживают в
орнаментах тех зал, где представлены цве-
тущие сады совхозов ий колхозов. Это со-
вмещение старинных стилизованных И
	геометрических форм народного орнамента
	с реальным изображением вещей ‘хараб-
терно для всех павильонов союзных и ав-
лономных республик. .

Ни в одисй друтой стране не прояв-
ляется столько заботы о восстановлении
забытых форм народного искусства и
дальнейшем ето развитии. Представлен-
ные на выставке, работы палехоких масте-
ров по ростиси альбомных крышек, пор-
тальных дверей и фризов павильона цен-
тральных областей, изумительно тонкие
кружева и ювелирные работы армянских
мастеров, знаменитые украинские вышив-
ки — все эти уже приобретигие миро-
вую известность изделия, вместе с рабо-
тами белорусских мастеров по инкруста-
ции или ненецких резчиков по кости в
павильоне «Арктика», демонстрируют боль-
шую творческую художественную работу
во всех краях Советского Союза.

Искусство народного орнамента в Совет-
ском Союзе не только ожило, но и полу-
чило новую силу, новое содержание.

Преображенная страна с развитой тех.
никой „сельского хозяйства. и промынглен-
ностью вызвала к жизни новые темы.

Ненецкие мастера, например, вырезали
на моржовой кости традиционные юрты
	Напротив него возвышается павильон
Таджикистана, оформленный мастером на-
родного орнамента Юлдошбеком Баратбе-
	ковым. Сорок два года посвятил он изу-
чению техники национального орнамента
	и достиг в этом искусстве высокого совер”
шенства; Он превосходно чувствует цвет
и для каждого зала павильона находит
	своеобразный колорит. Художник БУудо,
	руководивший работами по росписи, был
	удивлен, что Юлдошбек быстро схватывал
идею показа; «Я ее чувствую сердцем», —
отвечал Баратбеков.
	На Площади колхозов перед входом в
подковообразный павильон Узбекистана
высоко устремлены легкие колонны, увзн-
чанные резным перекрытием. Тончайшим
орнаментом расписаны стены и сюзана на-
родными мастерами Рауфовым и Хасано-
вым. Здесь, как и в других павильонах,

старинные народные узоры получили но-
вое выражение в яркой, красочной гамме,
	отражая счастье и радость народа.
	Юлдошбек Баратбеков приехал в Мо-
скву для работы на Всесоюзной сельско-
хозяйственной выставке со своими учени-
ками. В городе Ура-Тюбе, на своей роди-
не, он передал мастерство  нацио-
нального орнамента тринадцати ученикам,
которые работают теперь в кустарно-худо-
жественной артели «Красный труд». Рау-
фов и Хасанов, оформлявшие павильон
Узбекистана, прошли художественную
школу в Ташкентском  учебно-производ-
ственном комбинате. Из алма-атинских ху-
дожественных артелей в павильон Казах-

стана кустари прислали посуду, распи-
санную национальным орнаментом.
	Лучшие мастера народного искусства из
дальних кишлаков и аулов пришли теперь
в учебно-производственные мастерские,
тде они учатся и вносят новое содержа“