9 АВГУСТА 1939 г. № 61 (641).
	я Хасан
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО».
	одовщина героических боев в районе озе]
		В ПАЛАТЫ.
ЛИ
	Весь советский народ отметил первую
годовщину разгрома японских самураев
доблестными частями Первой Отдельной
Краснознаменной армии в районе озера
Хасан. Сейчас особенно радостно вспоми-
наются дни, проведенные Краснознамен-
ным ансамблем песни и пляски Союза
ССР среди героев-пограничников на соп-
ках Заозерной, Безымянной, у озера Ха-
сан.

«Краснознаменный ансамбль об’ехал и
обслужил самые отдаленные части Крас-
ной Армии и пограничныерваставы...

Победно и как всегда радостно звучали
его песни у озера Хасан на сопке Зао-
зерной в августе 1938 года. В лице свое-
го ансамбля вся Рабоче-Крестьянская Крас-
ная Армия могучей боевой песней при-
ветствовала своих доблестных товарищей,
трудью прикрывших Советскую землю. Как
и В 1929 г. так и теперь ансамбль Красной
Армии был снова на передовой линии»,
— писал 17 января 1939 года народный
комиссар обороны СССР маршал Советеко-
то Союза К. Ворошилов в приказе, отме-
чавшем десятую годовщину‘ существования
ансамбля. .

В прошлом году во время пятимесячно-
го пребывания на Дальнем Востоке ан-
самбль дважды приезжал к доблестным
защитникам священных рубежей страны
	Советов. Эти счастливые. волнующие встре-.
	чи, выступления перед героями Хасана
никогда не изгладятся из памяти. В пер-
вый раз на Дальний Восток ансамбль при-
ехал в мае 1938 г. Выступали в клубах, в
самых больших театральных зданиях, ко-
торые не могли вместить и десятой части
всех, кто желал послушать концерты. Для
того чтобы обслужить побольше бойцов и
командиров, выступали под открытым не-
бом. Далеко за полночь затягивались встре-
чи с бойцами, командирами, политработни-
ками героической Первой Отдельной Крае-
нознаменной армия. В Ворошилове ан-
самбль выступал на стадионе, на‘ заставе
им./ Котельникова — во дворе казарм, да-
вая часто по нескольку концертов в день.
Прощаясь с бойцами и командирами Пер-
вой Отдельной Краснознаменной армии,
участники ансамбля обешали быть вместе
с ними и тогда, когда родина прикажет
дать вооруженный отпор врагу, который
посмеет посягнуть на родную советскую
землю.
	После четырехмесячной плодотворной
работы на Дальнем Востоке мы 1г9-
товились к отезду в родную Москву.
	Находясь в одной из частей, мы узнали
о наглой провокации японских ‚самураев
У озера Хасан. Ансамбль обратился. с
просьбой к наркому обороны СССР тов.
Ворошилову и начальнику Политуправ-
ления РККА тов. Мехлису с просьбой на-
править его обратно в район озера Хасан.
Вскоре пришла телеграмма, и велика была
радость, когда узнали, что нарком разре-
шил ансамблю отправиться в район озера
Хасан.
	Никто не задерживался, торопясь как
можно скорее обнять героев-пограничников.
Несмотря на непогоду, дожди, бездорожье,
днем и ночью на машинах, лошадях, В
лодках, преодолевая все препятствия на
своем пути, участники ансамбля очути-
лись в районе озера Хасан. Вот уже вы-
рисовываются крутые склоны сопок. На-
конец — озеро Хасан, заросшее густыми
камышами. Целая флотилия резиновых
лодок поджидала уже здесь и быстро, ©
помощью саперов. переправила всех на
	другой берег к подножию высоты даозер-
Hott.
	Горячо встречали пограничные заставы
Краснознаменный ансамбль. «Пламенный
красноармейский привет прибывшему HA
фронт ансамблю песни и пляски Красной
Армии», — читали мы отромный заголо-
вок в газете М-ской части «На боевом по-
сту». М-ская дивизия, в которой ансамбль
был до хасанских событий и которую
посетил снова вскоре после разгрома
японцев, котда дивизия была еще в райо-
не боев, выпустила листовку: «Дорогие то-
варищи! Мы очень рады встретить вас,
посланцев нашего любимого наркома обо-
роны, в дни, когда нам выпала великая
честь дать отпор врату, посягнувшему на
наши советские границы. Обещание быть
с нами снова, когда родина прикажет дать
вооруженный отпор врату, — вы выпол-
Нили.
	Ваше посещение естБ еще одно под:
тверждение величайшей заботы 0 нас
большевистской партии, советского пряа-
вительства и всех народов нашей пре-
красной родины.
	Да здравствует друг, мудрый вождб и
учитель трудящегося человечества люби
мый товариш Сталин!
	Во время концертов-ансамбля славные
летчики сбрасывали много таких листовок.
	‚Первый свой концерт ансамбль дал у
подножья солки Заозерной. Герои Хасана
слушали песни о великом Сталине, о
любимом наркоме Ворошилове. В полном
боевом снаряжении; с винтовками в ру-
ках сидели бойцы на склонах сопки на
ящиках с патронами.
	По 6—8 концертов в денБ часто давал
ансамбль, но никто не чувствовал уста-
лости. Все готовы были выступать еще и
еще. Весь ансамбль гордился своими слу-
шателями, гордился их подвигами, гор-
дился их славой и с еще большим вооду-
шевлением исполнял боевые песни, так
как чувствовал, что воспевает в этих пес-
нях бесстрашие и героизм нашей ауди-
тории - участников боев, воспевает их
отвагу, их верность партии Ленина —
Сталина, их преданность матери-родине.
	Много замечательных встреч и бесед
провели участники ансамбля с героями-
пограничниками. Вот простой и скромный
широкоплечий пулеметчик Гальянов. Кон:
туженный японским снарядом, он упорно
продолжал стрелять из ручного пулемета.
Только за один день 6 августа Гальянов
уничтожил четыре японских огневых точ-
ки. Несколько суток подряд не отходя от
пулемета. он отражал натиск японцев.
	Много новых тем для песен ансамбля
было почеринуто в этой поездке. Здесь,
в районе озера Хасан, сложились стихи:
	Где сходит с вершин Заозерной

Горы Безымянной покат, ,

Мы ветретили в битве упорной

Фашистских наемных солдат.

Здесь складывались частушки, прочно
вошедшие в репертуар ансамбля,
	В ансамбле есть представители всех ро-
дов оружия: пехотинцы, кавалеристы, лет-
чики, танкисты, артиллеристы, которые
тотовы в любую минуту достойно встре:
		Е. С ПРОНИН,
	в HAM советский огород.
	«Встреча переселенцев с героями Хасана». Панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, выполненное брига-
дой художников в составе; С. Адливанкина, В. Васильева, Ю. Пименова, Г. Гордона, Е. Зерновой, Г. Нисского и И. Пас-
			тернака
	Привет мастерам
советского
	искусства
	Вот изрытые снарядом окопы. Каждая
пядь земли еще напоминает о недавних
боях, когда бойцы и командиры с крика-
ми «За родину! за Сталина!»  громили
японские войска. Бойцы наводят порядок,
ремонтируют поврежденные казармы. На
сопку приезжает ансамбль песни и пляс-
ки пограничников Украинского Особого Во-
енного округа. Радостно и горячо его
встречают бойцы. Вокруг импровизирован-
ной эстрады’ рассаживаются участники бо-
ев в районе озера Хасан. С большим вни-
манием слушаем выступление ансамбля.
Концерт заканчивается поздней ночью, но
бойцы не расходятся, они еще долго бесе-
дуют с певцами и танцорами saMeqaTelb-
ного украинского ансамбля.

последующие дни бойцы ий команди-
ры часто встречали все новые и новые
	группы работников искусств, спешивших
	лоскорее выступить среди хасановцев.

Мне вспоминается такой случай. На од-
ной из вастав часть бойцов находилась в
госпитале и не могла присутствовать на
спектакле, который показывала приехав-
шая бригада артистов. Но каждому, нахо:
дившемуся в госпитале, хотелось послу-
шать выступление бригады. Тогда был
найден следующий выход. Напротив гос-
питаля находился небольшой двухэтаж-
ный дом с плоской крышей. На следую-
ший день артисты использовали, ее в кКа-
честве сценической площадки. Спектакль
состоялся на крыше, и находившиеся в
тоспитале бойцы посмотрели выступление
бригады.

Прошел год с того дня, когда мы раз-
тромили японцев в районе озера Хасан.
Этот год отмечен дальнейшим укреплением
связи  лальневосточников с работниками
искусств, И в годовщину боев в районе
озера Хасан я горячо приветствую ма-
стеров советского искусства — славных
шефов Красной Армии.
	С. Н. БАМБУРОВ,

Герой Советского Союза

У сопки Эаозерной
	большой комнате штабного домика, ото
родясь сукнами, привезенными 3 6),
мы сыграли славным пограничникам с0й
спектакль. Играли © трепетом # Bote:
нием. Пограничники горячо благодариля
за спектакль, просили нас передать Моск.
ве, что они выполняют завет  родною
Сталина — держат границу на крепком
замке. Духом патриотизма и отромно
любви к своей родине были исполнены
эти простые слова.

На обратном пути, об’ехав озеро /Хасак
мы очутились у самого подножья сопки
Заозерной. Мы бросились к самой вери.
не сопки, подбирая на ходу осколки спа
рядов и осматривая следы недавних боев,
Проехав в машинах по льду озера Xacay,
мы поздно вечером вернулись в Посьи,
где дали обещанный шефеский спектакль.

Так провел коллектив выездной труппы
театра им. Моссовета день 25 января
	1989 года, Н. TEMAKOR
	художественный руководитель раз езд.
ной группы театра имени Моссовета
	— Надеюсь, вы не откажете посетить
наш праздник по случаю награждения ди-
визии. вручения орденов и присвоения
званий участникам  хасанских боев, —
улыбаясь сказал мне комдив Берзарин.

Я и мои товарищи с радостью согла-
сились. 31 октября прошлого rota —
незабываемый день в жизни артистов, уча-
стников раз’ездной труппы театра им.
Моссовета, гастролировавшего на Дальнем
Востоке.

Через весь зал клуба дивизии ‹протя-
нулось полотнище с приветствием предета-
вителям советского искусства. В президиу-
ме торжественного заседания и в ЗРИ-
тельном зале находились орденоносцы и
Герон Советского Союза. Зал  десяти-
минутной бурной овацией привет-
ствовал театр. Мы были взволнованы и
потрясены этой встречей, приветствиями
по адресу всего советского искусства, гон-
цами которого в этот момент мы являлись
па Дальнем Востоке. :

Спектакли раз’ездной групп театра,
выполнявшей ответственное и почетное за-
дание по художественному обслуживанию
отдаленных пограничных частей Красной
Армни, были всегда праздником для арти-
стов. В каждой «точке» спектакль прохо-
дил как премьера. Внимательные, трепет-
но-любопытные зрители волновали нас, и
мы неизменно играли с большим творче-
ским под’емом, ощущая тесный контакт ©
зрительным залом. *
	— Необходимо поедусмотреть все мелочи
и устранить неполадки, так, чтобы нашим
тостям было хорошо и удобно, — говорил
в Посьете комиссар т. Игнатов орденонос-
цу т. Гречко, назначенному комендантом
нашего актерского общежития,

Тов. Игнатов входил буквально в Каж-
дую мелочь нашего быта, быстро устра-
няя недостатки. Это было необычайно
трогательно.

Нам было так хорошо и удобно, мы бы-
ли окружены таким теплым вниманием,
что с огорчением думали о дне расстава-
НИЯ.

25 января — выходной день коллектива
— был последним днем нашего пребыва-
ния в Посьете. Обещая дать вечером лме4$-
ский спектакль, я обратился к т. Игнато-
ву с просьбой разрешить нам побывать н%
озере Хасан, на легендарной сопке За-
озерной и выступить там перед славными
пограничниками. Разрешение мы вскоре
получили. С чувством глубокого волнения
тронулись мы в путь, к месту, к которо-
MY еше так недавно было приковано БНи-
	мание всего мира Машины шли по льду о
	Е
	Бить зотовыми!
	Славная тодовщина боев у озера Хасан
заставляет каждого советского гражданина
подумать о собственной тотовности выпол-
нить свой долг перед родиной как можно
лучше.

Работникам искусств придется в случае
войны «приступить к исполнению своих
обязанностей». и разумеется, артисты
эстрады будут не последними в этом деле.
	Придется повезти веселье, смех, бодрость
на самые передовые точки.
	Эстрада — искусство необычайно под-
вижное, не требующее никаких особых
площадок, оборудования, позволяющее
развернуть представление на любом гру-
зовике, на составленных вместе снарядных
ящиках. Эстрада, несомненно, «легкая ка-
валерия», если хотите, даже «авиация»
советского искусства на фронте,
	Десять человек с баянистом или Mas
ленькой фисгармонией, полтора десятка
чемоданов со всеми инструментами, ко-
стюмами, аксессуарами, — и двухчасовое
представление обеспечено.

У старых, эстрадников есть опыт граж-
данской войны, у эстрадников помоложе
опыт шефских поездок в самые отдален-
ные военные части. Эстрадники едут на
эти концерты верхом, на тачанках, на
грузовиках, на дрезинах, наконец, иногда
просто идут пешком.
	Эстрадники по праву тордятся своей
работой в Красной Армии и знают, что
они у бойцов\ и командиров — желан-
ные гости. :
	Тут скрывать нечего. Ария из оперы
	«Риголетто» — прекрасная вещь, но порой
лихо пропетая частушка, вроде

Не пройти им чрез границы,

Не тонтать у нас травы.

Не хитрите, «сигемицы»
, Мелко плаваетё вы, ;

тоже вызывает немалый эффект в зале...
	Веселая, боевая, агитационная эстрада —
это острое и замечательное оружие. В ня-
	шеи стране всякое оружие — принадлеж-
ность Рабоче-Крестьянской Красной Ap-
мии. Его надо держать отточенным.
	Надо создать постоянные бригады из
эстрадных артистов. Такие бригады уже
создавались для обслуживания рабочих
клубов.
	Я говорю 06 эстрадных бригадах Ha
военное время. Их вполне можно соста-
вить сейчас. Поставить во главе опытного
бригадира, вместе с ним вдумчиво и с
расчетом подобрать участников, ‚ Перезна-
комить и творчески сроднить их между
собой, Два-три раза в год собирать их на
	своеобразный «военный 6с00р». Дать рВ03-
можность бригаде где-то выступить вме-
	сте, сездить куда-то, хотя бы недалеко,
Такая бригада на настоящее дело выйдет
подготовленной, знающей свои возможно-
сти. :

У бригадиров постепенно будет накоп*
ляться и кое-какое имущество (та же
фисгармония, в конце концов), репертуар.
Можно будет созвать конференцию таких,
бригадиров о всего Союза. Или, скажем,
ежегодную олимпиаду-конкурс на звание
«лучшей оборонной встрадной бригады».
	Главное, для этого не потребуется ника-
ких особых расходов, приготовлений, по-
мещений и прочего, — нужно просто за-
ставить людей заняться этим немедленно.
	В минуту боевой тревоги все это при:
годится чрезвычайно. Иначе на место мо-
гут выехать наспех сколоченные бригады,
с, непроверенными бригадирами, случай-
ным репертуаром. -

Всякого рода заверения, дескаль, «в слу-
чае чего — мы готовы, позовите, и вы уви-
ДИТё». сейчас ни к чему. Организациям,
ведающим острадой, необходимо учесть
это в первую очередь. Годовщина герои-
ческого Хасана напоминает об этом!
	пик. СМИРНОВ-СОКОЛЬСКИЙ

Джаз ССС? на Дальнем Востоке
	краснознаменных пограничных Bolter Ae

баровского округа. Помимо того, артисты
джаза оказали конкретную помощь крас
ноармейской самодеятельности.
	Мы выступали по два раза в дель, Ч
CTO наши выступления проходили в в *
обычайной обстановке: в поле, на плацу,
на стадионе. Мы никогда не забудем ков -,
церта, который был дан нами в тай“ дая
одной из частей Второй Особой Краснозна
менной армни, На песчаной отмели рек
зарывшись’ колесами в песок, стояли бе
вые машины, на которых была сооруже
на эстрада. Шесть тысяч бойцов и Коман
диров большим полукруюм  расположи
лись на склоне сопки. Слушатели воотор
женно реарировали на каждое слово песен
и текста  конферанса.  Красноармейцы
буквально засыпали участников концерта
букетами свежих таежных цветов.

Нельзя забыть также прощальное вы
ступление Государственного джаза 25 ии’
ля. Нас пришли. слушать краснофлоты,
командиры и политработники —   подвох
ники ихоокеанского Военно-Морскою
флота. Концерт проходил на импровизи
рованной сцене на берегу бухты. Несколь
ко тысяч слушателей густо усеяли поло
taf берег. Морской ветер весело им

‚лентами бескозырок Мужественные, зам’
	а лица бойцов устремлены на сцену,
адорно реагировалк нащи слушалали в
каждый номер программы, награждая ар
тистов дружными ‘и громкими вплодие
ментами. Вечерние сумерки ложились вц
городом, Концерт окончен. Команлир 3
сти передает’ участникам концерта крае
нофлотское спасибо. Долго над бухой
гремит многоголосое * дружное «ура

Бойцы, командиры и полнтработниея
Особых Краснознаменных армий и Те
океанского Военно-Морского флота про
ли нас передать поэтам и композитора,
чтобы они еще больше работали вал ©
зданием массовых боевых ‘оборонных Dt
сен, «с которыми, — как выразился одия
из бойцов. — мы могли бы итти в 60

Во время гастролёй мы неоднократно
встречались с участниками красноармей
ской, самодеятельности. Совершенно ис
лючительное виечатление произвел Ha Bal
ансамбль песни и пляски  пограничяы
войск НКВД в Хабаровске. Жизнералоет.
ность и самобытность этого коллектива со.
четались с подлинным мастерством испол
нения и великолепным чувством ансам@
ля.

Поездка познакомила нас с жизлью &
мечательных, мужественных, волевых 17
дей Дальнего Востока, людей, овлалевши
сложнейшей боевой техникой, сплоченны?
вокруг партии Ленина?-—Сталина, 661
дельно любящих свой народ и свою вели
кую родину. После кажлого шефекою кон
церта ня многочисленных и многолюдиы
митингах представители РККА и Воейно
Морского Флота благодарили партию и пра
вительство за повседневную заботу о 6
цах, благодарили армию. работников и
кусств за многолетнюю тесную связь
Красной Армией, за помощь в развития
красноармейской самодеятельности. Высту.
павшие представитёли частей просили 840
рассказать трудящимся Москвы, paceK
зать товарищу Сталину о полной 60680
TOTOBHOCTH дальневосточников в 100
момент бтразить удар врага. После кажде-
го выступления бойцы в командиры те
ным кольцом окружали участников Е
церта.

— Пусть трудящиеся Москвы спокойно
занимаются творческим трудом. (OxpaHl
дальневосточных границ находится в #*
дежных руках, — говорили оня,

в этих простых словах бойцов Я =
мандиров звучала беспредельная 060%
5 своему народу и гневное предупреяде
ние его врагам.

Поездка по Дальнему Востоку еще оду
ше укрепила нащу, уверенность, что Bpsl
ждет бесславная участь: он будет
громлен и уничтожен ‘самой могуществе!
вой в мире боевой техникой помноженной

на невиданный в истории человечества 16
роизм советских людей,
	В. КНУШЕВИЦКИЙ, И. ФАДЕЕВ
		` Радостно, с чувством глубочайшей ответ-
ственности встретил Государственный
джаз Союза ССР предложение о поездка
на Дальний Восток. Задолго до от’езда
и Москвы коллектив артистов Государст-
венного джаза начал деятельно готовить-
ся к этой ответственной и почетной по-
	езлке. На Дальнем Востоке мы дали 31
	плановый и 13 шефских концертов, кото-
рыми было обслужено 85 тысяч человек,
	Коллектив привез в подарок бойцам
Дальнего Востока 10.000 экземпляров нот,
специально изданных оборонных и мас-
совых песен нашего репертуара. Государ-
ственный джаз взял шефство над тремя
красноармейскими -коллективами. Мы по-
могали в работе джазу и ансамблю крас-
ноармейской песни и пляски Первой и
Второй Особых Краснознаменных армий,
пограничному ансамблю песни и пляски
		Боевые эпизоды
	За Родину, за Сталина!
	Год назад, в ночь с 30 на 31 июля, я
был послан в разведку. Мне дали задание
— обнаружить противника, выяснить ко-
личество японцев и доложить об этом шта-
бу. С четырьмя бойцами я отправился в
разведку. Темной ночью крались мы среди
кустарника, выслеживая врага, Услыхали
шорох, затем команду японцев. В темноте
ничего нельзя было разглядеть, но я ре-
шил вступить в бой с противником, Мы
бросились на врага. имея лишь один руч-
ной пулемет ‘и винтовки. Японцев оказа-
лось около 300. Мы первыми приняли бой
‹ японскими самураями, нарушившими
нашу границу, вступившими на советскую
землю. Больших усилий стоило нам вы-
рваться из неприятельского окружения,
вернуться назад. :

Таких случаев у каждого из нао было
немало. Лейтенант Батаршин с четырьмя
пограничниками отразил целую роту япон:
ских солдат. Один наш боец захватил в
плен десять японцев и привел их на за-
ставу. Произошло это так: на двух надгих
бойцов в темноте напали японцы. Перебе-
тая с места на место, бойцы забрасывали
самураев гранатами. Одного из бойцов
японцы убили. Другой боец оставался на
своем посту, продолжая кружить вокруг
японцёв и кидать гранаты. Японцы дума-
ли, что против них выступает целая крас-
ноармейская часть. И когда боец крикнул:
«Руки вверх», десять оставшихся В живых
японцев побросали оружие и сдались. На
заставе командир спросил японцев: «Как
же вы, десять Человек, сдались в плен од-+
ному нашему бойцу?». НР

— Yro me MH могли сделать, если он
нао окружил? — ответили японцы под
дружный хохот красноармейцев.

Захваченные в плен японцы рассказы“
вали, что их’офицеры приписывали наши
победы тому, что наши красноармейцы хо-
рошо и громко кричат «ура», & Вот «бан-
зай» у японцев громко никак не получал-
ся. Тогда японские офицеры приказали
русским ‘белогвардейцам, находившимея в
японских частях. срочно обучить солдат
кричать «ура». Но и «ура» у них не BBI-
ходило. Кое-как японцы научились выкри-
кивать «гура». Однако и это не помогло
японцам. Наши бойцы громили самураев,
и никакие выкрики им, конечно, не смо-
тли помочь. ‘

Был и такой случай. На пограничника,
за которым следовала ‘служебная собака,
напало несколько японцев во главе в офи-
пером. Нерастерявшийся боец пустил соба-
ку на офицера. Тогда офицер начал взы-
‘вать о помощи, Наступавшие японцы бы“
стро повернулись, чтобы спасти своего
офицера, и наш боец их всех перестрелял,

В охватках с врагом нё сопках Заозер-
ной. Везымянной был ранен не один по-

граничник. Но никто из них не хотел по-
кидать позиций. После одного из боев я об-
ратился к раненному в ноги красноармей-
цу Валову с просьбой дать мне его винтов-
ку. Валов отказался, заявив:

— Никому я не уступлю своего права
защищать родную землю. — Как же ты
будешь стрелять? — спросил я его. — А
ты перенеси меня на позиции. там — не
	беспокойся, я сумею постоять за себя и
за родину.
	‚ Трудно описать генеральное наступление
частей Красной Армии 6 августа 1938 года.

тяжелых условиях, преодолевая возве-
денные японцами укрепления, части Пер-
вой Отдельной Краснознаменной армии вы-
били японских самураев, Старший лейте-
нант, ныне Герой Советского Союза, тов.
Мошляк первым вошел на высоту Заозет-
ную и водрузил на ней красное знамя.
	Мы победили, потому. что кажлый боец
чувствовал, что с нами весь многомиллион.

ный советский народ, готовый сокрушить
всякого, кто посягнет на налну территорию,
	В дни годовщины событий в районе 9зе-
ра Хасан хочется от всей души поблагода,
рить работников искусств, приезжавших к
нам на сопки Заозерную, Безымянную и
другие, Уже 11 августа, в дни перемирия
с японцами, на сопке Заозерной выступал
джаз-оркестр. Он исполнял прекрасные пе.
сни нашей родины, Неподалеку в окопах
сидели японцы. Солдаты высовывались,
желая послушать нашу музыку. Но каж-
	дый раз офицеры снова загоняли их в
OROUH.
	В последующие дни у нас побывали Ук-
раинский ансамбль песни и пляски, Ан:
	самбль красноармейской песни и пляски
Союза ОСР, бригады артистов эстрады и
цирка Сейчас в частях Первой Отдельной
Краснознаменной армии гостит народный
артист республики Н. К. Черкасов, хорошо
известный дальневосточникам по фильмам
«Петр 1», «Депутат Балтики», «Дети капи-
тана Гранта», «Александр Невский» и мно.
гим другим. Бойцы Хасана с радостью
приветствуют этого блестящего мастера,
приехавшего к ним, чтобы показать свое
высокое искусство.

В годовщину боев в районе озера Хасан
мне хочется пожелать, чтобы работники ис-
кусств — наши желанные гости — почаще
приезжали в Первую Отдельную Краснозна»
менную армию, мне хочется пожелать, что:
бы советские художники, скульпторы, ком-
позиторы и драматурги создали яркие, вол-
нующие произведения о прогремевших на
весь мир боях на Заозерной и Безымян-
	HOH.
HW. A. YEPHOMATKO,
	Герой Советского Союза, лейтенант
	а сталинской захте
	‹`Год тому назад мало кому были извест-
ны названия сопок Заозерная, Безымян-
ная. озера Хасан. День и ночь здесь, на
восточных рубежах Советского Союза, по-
граничники несли сталинскую вахту, зорко
охраняя границу нашей матери-родины.
Размеренно текла жизнь. И вот неожиданнс
16 июля два японских жандарма вступили
на нашу землю, произвели с’емку MeCTHO-
сти, сфотографировали нас, подсчитали,
сколрко бойцов на сопке, Уйти им мы не
дали, — одного убили, ‘другого ранили. В
последующие дни к нам приходили парла-
ментеры. Всячески угрожая, они требовали
освободить сопки Заозерную, Безымянную.
Но мы, небольной отряд советских погра-
ничников, всего одиннадцать человек, нахо-
дясь на Безымянной, заявили парламенте-
рам: «Мы народ не пугливый, попробуйте,
суньтесь к нам, мы вас так встретим, что
другой раз и близко подойти не захотите»,

29 июля 1938 г. японские самураи, вос-
пользовавшись сильным туманом, напали на
сопку Безымянную. Одиннадцать бойцов
тероически сражались с японцами. В тече-
ние трех часов шел рукопашный бой с са-
мураями. Пятеро героев Пали славной
смертью, защищая родную землю от врага.

Подоспевшие на помощь пограничники
прогнали японских захватчиков. В этом
бою особенно отличился лейтенант Маха-
лин, имя которого носит сейчас сопка Be-
зымянная. =

В ночь с 30 на 31 июля, стянув огром*
ные силы, бросив в бой отборные части
19-й императорской дивизии, японцы снова
начали наступление, Всю ночь погранич-
ники вели бой о значительно превосходя-
щими силами противника. Пограничные ча-
сти героически отстаивали каждую пяль
советской земли. Лейтенант Терешкин че-
тыре раза водил бойцов в контратаку, По-
неся огромные потери, японцы заняли За-
озерную и Безымянную и тут же стали их
укреплять — возводили окопы, блиндажи,
противотанковые препятствия,

Но недолго пришлоеь японцам владеть
куском советской земли. Дорого им обо-
шлась их провокация, 6 августа части
Красной Армии нанесли японским захвалт-
чикам сокрушительный удар, Беспощадно
сметая и уничтожая все на своем пути,
двигались советские танки, артиллерия, ле-
тели самолеты, Бойцы, командиры, полит-
работники Первой Отдельной Краснозна-
менной армии разбили японцев, выгнали
их, и всему миру стали известны сопки
Заозерная, Безымянная, озеро Хасан, еще
и еще раз прогремела слава советского
оружия. слава героической непобедимой
	  Красной Армии.
	В дни боев на озере Хасан советские па-
триоты шли в атаки с именем Сталина, за
родину, за партию.
	В бою с японскими самураями пулемет-
чик Бабушкин, расстреляв все патроны,
все же не отстал от товарищей, вступив-
ших в рукопашную схватку о врагом.

— Как быть, как мне драться Gea MTs
ка? — спросил он у командира Терешки-
на.

— Решите сами, что делать, — ответил
командир.

И через минуту Бабушкин ворваФся в
самую гущу японцев, держа пулемет за
ствол и нанося им сокрушительные удары,
выбив из строя не одного самурая. Изряд-
но поработав пулеметом, Бабушкин затем
забросал врага гранатами.

Героин-танкисты Корнеев, Пушкарев, Ко-
лесников, капитан Бочкарев, сотни и тыся-
чи рядовых бойцов и командиров делали в
те дни то, что сделали бы на их месте
все патриоты нашей родины. Мы победили
потому, что нас вела в бой славная ком-
мунистическая партия. Мы победим и в
грядущих боях, высоко держа знамя
Ленина—Сталина.

Сейчас, спустя год после хасанских со-
бытий, с особенной теплотой и благодар-
ностью мы, бойцы и командиры, вспомина-
ем о большой повседневной работе, кото-
рую ведут в частях Первой Отдельной
Краснознаменной армии мастера советского
искусства — славные шефы Рабоче-Кресть-
янской Красной Армии и Военно-Морско-
го Флота. .

Еще задолго до разгрома японских саму-
раев у озера Хасан мы, находясь на дале-
ких пограничных заставах, за десятки ты-
сяч километров от столицы Советского Со-
waa, В не чувствовали себя оторван-
ными от Москвы. Часто к нам на заставы
приезжали артисты драмы, оперы, эстра-
ды, цирка, доставляя много прекраёных,
радостных часов. Еще крепче стала наша
связь о работниками искусств после. бов
в районе озера Хасан. Из Москвы, Ленин-
града, Киева, Хабаровска, Владивостока, —
отовсюду приезжали к нам коллективы и
ансамбли, отдельные бригады, чтобы своим
искусством воодушевить нас на новые
победы ‘во имя Сталина, во имя родины.

После концертов мы подолгу беседовали
с актерами, слушая волнующие рассказы о
столице, о театрах, о новых произведениях
советских драматургов и композиторов, Мы
сжечасно чувствовали огромную связь бой-
цов. командиров и политработников о ра
ботниками искусств, которые сегодня ма-
стерски поют ий играют, & завтра рядом 6
нами, плечом к плечу, будут смертельно
разить любого врага. Пусть и дальше ра-
стет и крепнет эта _нерушимая дружба

Аа а, СС
	_ ‚ я ee ee Oe „ру ла
Красной Армии с работниками советского

искусства, которое мы так любим.
	‚ Г. А. БАТАРШИН,
	парторг ансамбля, орденоносец