Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
		Год издания Х
		№ 62 (642)
	Цена 30 коп.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Орган
	Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	ФЕСТИВАЛЬ
КОЛХОЗНЫХ ТЕАТРОВ _
	р &

15 августа в Москве, в Большом вале
Центрального дома работников искусств
открывается звсесоюзный фестиваль. кол-
хозных театров, приуроченный к Всесоюз-
ной сельскохозайственной выставке.
	Фестиваль откроется спектаклями Пер-
вого московского художественного колхоз-
ного театра, который покажет «Падь Се-
ребряную» Погодина и «Горькую ‘сульби-
ну» Писемского. Харьковский русский
колхозный театр привезет в Москву «Же-
нитьбу» Гоголя, «Фальшивую монету»
Горького. «Егора Булычева» Горького и
«Слугу двух господ» Гольдони покажет. на
фестивале Пугачевский колхозный театр
Саратовской области. 4-й Горьковский
колхозный театр сыграет «На дне» Горь-
кого и неизвестную еще москвичам пьесу
0 жизни советских колхозников. («На дне»
покажет также Камышинский колхозный
театр Сталинградской области, который
везет и пьесу Свтюина «Терентий Ивано-
вич». «Половчанские сады» Леонова и
«Власть тьмы» Толстого исполнит колхоз-

ный театр им. Ленинградского облис-
полкома.
	Широко будут представлены на всесо-
юзном фестивале колхозные театры брат-
ских ‘республик. 2-й Одесский колхозный
театр покажет новую пьесу С. Голованив-
ского «Доля поэта», посвященную Тарасу
Шевченко, и «Наймичку» Тобилевича (Кар-
пенко-Карого) Ойротский колхозный те.
атр Алтайского края сыграет пьесу Ку-
чияка «Чайнеш»; Менаелинский колхозный

театр Татарской АССР — пьесу Гиизата
«Чаткынлар»; Пржевальский колхозный те-
атр Киргизской ССР — пьесу Боконбае-

ва «Токтогул». ‹
	Шамхорский Колхозный театр Азербай-
джанской ССР привезет спектакли «Хаят»
М. Ибрагимова и «Мешади Ибат» У. Гад-
жибекова;: Кироваканский театр Армян-
ской ССР — «На заре» Гулакяна и
«Гош» Микаэляна, Заславльский колхоз-
ный театр Белорусской ССР — две пъесы
К. Крапивы: «Партизаны» и «Кто смеет-
ся последний». Васильковский колхозный
театр Украинской ССР покажет «Тевье-
молочника» Шолом-Алейхема и «Сорочин-
скую ярмарку» Гоголя. Кукольные теат-
ры будут представлены на фестивале Вто-
рым кукольным колхозным театром Ленин-
градской области, который покажет «Зе-
леную фуражку» Немковского и русскую
сказку. В фестивале примет также уча-
	стие Ленинский колхозный театр Узбек-
ской ССР.
	Праздник в Тушине
	18 августа на Тушинском аэродроме со-
стоится празднование Дня авиации. Брига-
ды художников готовят к празднику яр-
кое, красочное оформление. Под’езды К
аэродрому украсят красные стяги и алые
полотниша с лозунгами, посвященными
Дню авиации. Устанавливаются огромные
портреты товарища Сталина, руководите-
лей партии и правительства, знатных лю-
дей авиации — славных сталинских соко-
	  лов. Аэродром украшается большими пан-
	но, изображающими героические дела co-
ветских летчиков.
	Радиопередачи
	10 августа в Москве начался показ ансамблей песни и пляски РСФСР. На
	снимке. выступление ансамбля песни И
	пляски кубанских казаков на Концерт-
		августа
1939 года
			В дни, когла вся страна рукоплещет пе-
(pRB людям советской колхозной де-
увки, Чьи трудовые подвиги так замеча-
тельно отразила ‹ Всесоюзная : сельскохозяй-
чтенная выставка, в Москве открывается
yon aH bit фестиваль колхозных театров.
рблники колхозных театров вместе со
мн тружениками социалистической де-
‘ини рапортуют столице об итогах своей
ты, Театры покажут,, чем обогатили
(ик КУЛЬТуру советской деревни, чем ук-
тилли жизнь и быт колхозного крестьян.
	Успехи советского колхозного театра =
м успехи социалистической культуры,
реобразившей лицо страны. Нет больше
чбдвежьнх углов» в нашей стране. Нет
тодливого деревенского быта, калечивше-
ю людей. Осуществляется учение марксиз-
у`еиннизма об, уничтожении противо-
юложности и противоречий между горо-
им я деревней. .
	Революция вызвала к ‘жизни новые
профессии в деревне. Одна из них — ак-
tp, Вечером у здания колхозного театра
имраются огни. Колхозники идут смот-
ть спектакли своего театра, игру своих
утров, Они прекрасно знают каждого из
т, следят за его успехами и встречают-
и 18 только на спектакле. Актер кол-
хозного театра крепко дружит с колхозниь
им. помогает ему воем, чем может — и
3 иуообразсвании, и в работе клуба, и
зкружках художественной самодеятельно-
и, х В местной газете. В коллективах
ютозных театров есть отличные агитато-
ы п пропагандисты, участвующие BO
т политических кампаниях ча селе,

Но главное — спектакли, которые зна-
зюмят колхозников с богатствами мировой
виски, с лучшими произведениями со-
эккой драматургии. Чацкий, Егор Булы-
ув профбссор Полежаев, ШМвандя при:
111 на колхозную сцену. Актеры колхоз-
0 тезтра итрают и Мольера, и Гоголя,
а стровского. и Горького. С самого нача-
1 сей истории колхозные тватры стре-
тя‘ к освоению лучших произведений
Даматургии — никого здесь легкий yo-
иги беззаботная жизнь не поельщают,
Передовые колхозные театры уже сей-
и представляют собой не пестрое ‘собра-
18 случайных актеров, а крепко спаян-
ше монолитные коллективы. Люди ис-
утв, работающие для колхозного
пустьянств» быстро становятся настоя-
Циуи энтузнастами своей профессии, по-
уу что она приносит исключительное
овлетворение и радость. Там, где кол-
lant театр окружен вниманием и забо-
(№ советских и партийных организаций.
‘MICO становятся’ патриотами своего &е-
№, предитными друзьями своего зрителя
Г (тремятся отдать ему все силы.
  Шестнадцать колхозных театров прие-
№ в Москву на всесоюзный фестиваль.
(уотр открызает колхозный художествен-
1 таатр- Московекой omer — (ОДИН.
в ирвых колхозных тедтров. Год рож-
ти его — 1934, Жизнь его началась
 » Вневском пайова, пхоливитем тогла В
  Necoeer yao область. Первый хуложествен-
  ШИ руковоллтель теятра!“- яасл. артист
`итублики М. Е. Лишин. Тов. Липтин.
  итививигий первые спектакли театра.
  tera хороший почин, {

3\ пять лет своей жизни театр ‘привлек
 1 68 немало квалифицированных акте-
  № 13 московских театров, способную мо-
  MIRE, Сейчас художественным руководи-
, feu teatpa является’ В,  Влясов.—Из сре:
м риботников театра выдвинулись ere
» Wreminit пиректор — комсомолец TOR.
‘fropieR, молодой режиссер тов. Мартов.
  уютоятельно  постазитттий уже «Же-
бу Белугина» и «Стакан Bonne. В
  тре выросли актеры Гудков, Мешков,
‘Mp. Орлова, Сергеева, вылвинулаеь спо-
  бля молодежь — тт. Введенская; Сне-
иикиИ, Горчаков, О творческой жизни
Tapa дает представление его нынешний
Утетутр: «Овальба Кречинского». «Сла-
№, «Хозяйка  тостинилы»,  «Мещане»,
Иенитьба Белугина», «Беспокойная ста-
МТ», «Честь». «Паль Серебряная».
  орькая судьбина», «Стакан Волы». Это—
 мпообразный и серъезный репертуар. ис:
ыизне в котором почетно для любого
МПА.

‚ вом недавно, только два года назад,
чат свой творческий путь другой учает-
ик фестиваля, гость с Алтая — Ойрот-
fal колхозный театр, История его в08-
WRRORETI A чрезвычайно типична для кол-
ТЕХ театров. Ойротский театр (руково-
теть т, Забродин) об’единил  опособную
Юилодежь, работавшую в кружках .самоде-
Иельости, Здесь выдвинулись, стали
ЦИИ актерами тт. Сопина, Тонкуров,

рыкова Ендокова Сабаликин, Тызя-
	Oho gd
	ПОДПИСКА НА ЗАЕМ
ТРЕТЬЕЙ ПАТИЛЕТКИ
	В. Центральном комитете союза Рабие

получены сведения < на 12 августа от 72
‘республиканских, областных и краевых
комитетов союза с ходе. подписки ня Заем
Третьей Патилетки (выпуск второго года)

среди работников искусств.
	По этим республикам, краям и обла»
сетям подпиской охвачено 78.850 работни-
ков искусств, Что составляет 55,2 проц,
членов профсоюза, состоящих ‘на учете,
Общая сумма подниски—28.877.100 рублей
(52.3 проц. месячного фонда зарплаты ра
ботников искусств). ;

Слабо развернута подписка в Грузин:
ской ССР, в Омской и Куйбышевской об-
ластях. Сведения, полученные из Тбилиси,
показывают, что на; 10 августа подпиской
в Грузинской ССР было ‘охвачено всего
1.359 работников искусств. (22 проц ). Сум-
ма полписки — 493.230 рублей.

В’ Омской области ‘подпиской. охвачено
всёго 24,6 проц. работников искусств, & В
Куйбышевской — 44 проц, °
		ков. Театр имеет и своего драматург —
актера П. Кучияка.

Театр рабстает в нелегких условиях,
Стремясь посетить отдаленные аймаки,
актеры часло проходят пешком большие
расстояния. Их не смущают алтайские мо-

розы и высокие горные перевалы. Любовь
и уважение зрителей. впервые приобща-

ющихся к тезтральному“ ‘искусству, щед»
ро награждают актеров. За время своего
существования театр дал суже 460 сцек-
таклей, которые смотрели 24 тысячи зри-
телей. В’ пернод посевной кампании
	1939 г. театр 17 раз выступил в полевых
стачах и бригадах.
	В 1933 г, впервые поднял занавес театр
имени Ленинградского облисполкома. Его
руководитель, засл. артист республики,
орденоносец П. П. Гайдебуров. — энтузи-
аст народного театра, немало сделавший
для того, чтобы приблизить сценическое
искусство к) демократическому зрителю
еще в дореволюционные годы. В 1903 г.
на окраине Петербурга он® организовал
общедоступный театр, о котором десять
лет спустя большевистская газета «За
правду» писала: «Театр, который поста-
новкой классических произведений рус-
ской и иностранной литературы стремит-
ся приблизить сцену к пролетариату и
освободить театр от унизительной роли
места отдыха и забавы для буржуазных
слоев «образованного общества», мог с
чувством удовлетворения сказать, что
старания не пропали даром и в среде
пролетариата он нашел чуткую и вдумчи-
вую аудиторию, которая сумела понять и
оценить стремления труппы и ее вдохно-
вителя». Наше время дало П. П. Гайде-
бурову возможность полностью `осущест-
вить его замечательную инициативу, Ру-
ководимый им сейчас колхозный . театр—
один из лучших в стране.

Театр много  вкспериментировал ‘для
того, чтобы сделать свои опектакли порта-
тивными, чтобы научиться выступать В
любых условиях. Сначала он сконструиро-
вал 0собую установку типа  «шапито»,
чтоб иметь возможность выступать всюду,
где потребуется. Потом театр поселился на
«пловучей культбазе», на борту которой
совершил немало путешествий. Затем
театр организовал так называемый «по-
левой театр», выезжавший на колхозные
поля на двух автомашинах, которые на
месте выступления быстро превращались
в сценическую площадку.

Театр располатает большим квалифици-
рованным  артистическим составом,

Все лучшие колхозные театры РСФСР,
Укранны, Армении, Азербайджана. Кир-
гизии, Белоруссии, Узбекистана познако-
мят столицу с результатами своей боль-
шой и плодотворной работы.
	Многие из них покажут ‘пьесы, о кото-
рымн зритель Москвы познакомится впер-
вые. Четвертый. горьковский Колхозный
театр покажет пьесу Н. Куличенко «Сады
цветут», азербайджанские. азктеры—«Хаят»
М. Ибратимова, белорусские — «Кто смеет-
ся последний» Крапивы, Пржевальский
колхозный театр—пъесу Боконбаева о зна-
менитом акыне Токтогуле, Ойротский те-
атр — «Чайнеш» Кучияка, Кировакан-
ский—«На заре» Гулакяна, «Гош» Мика-
эляна. Не в пример иным солидным пе-
риферийным театрам, лучшие колхозные
театральные коллективы проявляют’ сме-
лость и инициативу в выборе рё}ертуара,
сами’ пытаются работать с местными дра-
матургами.

Всесоюзному фестивалю предшествовали
республиканские и областные смотры, ко-
торые дали возможность отобрать для вы-
ступления в Москве действительно лучшие
	коллективы. Нельзя обойти молчанием тот
	факт, что на фестивале отсутствуют теа-
тры Грузии, ` Казахстана, Туркменистана,
Таджикистана. В этих республиках, к со-
жалению, неё оказалось. театров, достойных
принять участие в фестивале. Пусть это
будет серьезным уроком управлениям по
делам’ искусств этих республик.
	Завтра — первый спектакль, смотра. Уча-
стники фестиваля ждут встречи с москов-
ским зрителем с вполне понятным волне-
нием. Ножелаем им самых больших успе-
хов и на фестивале, и в дальнейшей
творческой работе!
	Речь, одежда, обувь, головные уборы,
даже напевы и слова старинных песен. —
	все это похоже на русское. И в то me
время все отмечено печатью самобытности,
	своеобразия.

Белоруссия издавна была пограничной
полосой. Тут скрещивались культурные
влияния многих народов. Все это не мог
ло не отразиться На’ языке, на HC-
кусотве Белоруссии, но все это народ пе-
рерабатывал по-своему, вносил свое, все
это не поглощало национального творзест-
	ва, а лишь обогалщало его.

Выступления художественной  самодея-
тельности колховов, совхозов. и MTC BCCP
на Всесоюзной сельскохозяйственной вы-
ставке дают отчетливое представление 0
народном искусстве республики.

Тут и самодеятельный оркестр цимбали-
cron, сопелочников, дударей, скрипачей,
гармонистов из Дзержинского района, и
хоровые коллективы Мозырского, Речиц-
кого, Копыльского, Пропойского, Слуцкого,
Шкловского районов, и многочисленные
танповальные ансамбли Полесской.  Го-
	мельской, Могилевской областей.
	Помимо старинных и современвых На-
родных песен исполняются произведения
советских ‘белорусских композиторов. —
Е. Тикоцкого, Туренкова и др. на тексты
писателя К. Крапивы. Лучшие пьесы по-
священы тому, кто помог и помогает наро-
ду широко развернуть ‘все свои способно-
сти, кто обеспечил белорусскому крестьян-
ству счастливую, зажиточную, культурйую
жизнь, освободил его ‘от рабства и нище-
ты, вывел на широкую дорогу социализ-
Ma, — тениальному вождю и учителю
товарищу Оталину.

Отромный успех имели колховные ча
	стушки на еврейском языке в исполне

Вии.
	Тимковичекого хора Минской области (ру-
	ководитель Н. Маргайлик).
Участники коллективов—настоящие кол-
хозники, 8. ие ‘профессионалы-“артисты. От.
	ной эстраде Центрального парка культуры и отдыха им. Горького
		В
	МИНСК. Подписка на заем среди работ
ников ‘искусств Белорусской республики
уже дала 958.105 рублей. Охвачено под-
пиекой 2,718 человек. Если брать число ра.
ботников искусств Белорусской ССР на 1
июля, то в республике достигнут 100-про-
центный охват подпиской. этих работников,
Общая сумма подписки’ составляет 83,9

прон. месячяого фонда зарплаты.
	ОРДЖОНИКИДЗЕ. Почти закончена nor:
писка среди работников искусств Северной
Осетии. Подписалось 460 человек из 471
(97,6 проп.). Сумма подписки — 130.000
(75 проц. месячного фонда зарплаты).

ЛЕНИНГРАД. На заем подписалось 6.772
работника искусств на сумму 2.598.723 руб.
ля.

КАЛИНИН. Подписка на заем прибли-
жается к окончанию. Подписалось 990 ра-
ботников искусств (91,8 проц.) на сумму
293.000 рублей.
	ИВАНОВО. Значительно подвинулась впе-
ред подписка в Ивановской области. Под-
писалось 1.288 работников искусств (90,8
проц.) на сумму 400.645 рублей.
	ЭНГЕЛЬС. Заканчивается подписка ра-
ботников искусств в Республике Немцев
Поволжья. Подписалось 440 человек из
473 (93 проц.) Сумма подписки 120.986
рублей (75 проц. месячного фонда зарпла.
ты).
	В парках столицы
	Центральном парке культуры и отды-
ха им. Горького, Сокольническом и Измай-
ловском парках культуры и отдыха 18 ав=
густа устраиваются массовые народные гу-
лянья; посвященные Дню’ авиации. Тру-
дящиеся столицы встретятся с Героями Со-
ветского Союза, которые расскажут о сво-
их перелетах. Большие выставки, пока-
зывающие достижения советской авиации
и рекорды сталинских соколов, откроются
на территории парков. На концертных эст-
радах состоятся выступления ансамблей и
коллективов художественной  самодеятель-
ности авияпромышленности. В культбазах
будут проведены беседы о Дне авиации.
Писатели и поэты прочтут свои новые
произведения. На площадках парка  будут
разучиваться песни советских композито-
ров, посвященные авиации.
	Новые Фильмы
	Карельский ансамбль
‘кантелистов
	В Наркомфине СССР
	Завм Третьей Пятилетки перевыполнен на 1 миллиард
	92. миллиона рублей
	нение на 1 миллиард 52 миллиона руб-
лей. ‚
Ввиду предложений ряда местных орга-
низаций подписка на зави продлена 1
20-го августа, после чего подписка на з33-
ем прекращается,
	Выпущенный 2-го августа с. г. Заем
Третьей Пятилетки (выпуск второго года}
на сумму 6 миллиардов рублей выполнен
на 12 августа, т0-есть в течение один-
надцати дней, на сумму 7 миллиардов 52
миллиона рублей, что означает перевыпол-
	За исключением трех-четырех товарищей,
это все — молодежь в возрасте от 17 до
26 лет: карелы, русские, финны, вепсы,
	Старейшим артистом ансамбля является
64-летний колхозник Иван Иванович Лебе.
дев. Оз. играет старинные карельские и
русские мелодии на самодельном десяти-
струнном кантеле. Большинство остальных
участников ансамбля: — одновременно и
музыканты, и певцы, и танпоры.
	Постановкой танцев в ансамбле руково-
дит Василий Иванович Кононов, организа.
тор и недавний руководитель знаменитого
8 Карельской АССР вепского” колхозного
танцовально-хорового коллектива. За рабо-
ту с колхозной самодеятельностью и в ан*
самбле кантелистов т. Кононов награжден
почетной грамотой Верховного Совета Ка-
рельской АССР. .
	Ансамбль располагает довольно обшир-
ным репертуаром. Реконструированное хро-
матическое кантеле позволяет исполнять
самую разнообразную. музыку, поэтому в
	той программе, которую мы наметили лля
	Москвы, наряду с обработками карельских
народных песен (шуточных, плясовых, ли-
	рических), есть также образпы классиче-
	ской музыки (Моцарт, Шуберт, Глинка),
произведения советских композиторов (По-
красе, Мясковский), в том числе и карель-
ских (Теплицкий, Гликман, Раутио). Неко-
торые из этих произведений, как, напри-
мер, марш на карельские темы Л. Я. Теп-
лицкого, написаны специально для ансам-
бля. С особой любовью и тщательностью
‘мыобудем исполнять две песни о: любимом
и мудром вожде народов — товарище
Сталине. Одна из этих. песен написана
композитором Н. Н. Леви на текст Бориса
Лихарева, друтая—автором этой статьи на
собственный текст. Есть у нас и песня о
	карельском , депутате Верховного Совета
CCCP—H. J], Dananune.
	В числе танцев будут показаны: карель-
	ская Колхозная кадриль, вепская «восьмер.
	ка», финский танец «сааристон поят» и
	многие другие.
В. ГУДКОВ,
	художественный руководитель ан-
самбля кантелистов Карельской гос-
фипармонии
	Ансамбль кантелистов Карельской госу-
дарственной филармонии организован три
года тому назад. В основном это оркестр
	кантеле — карельских народных инстру-.
	МЕНТОВ.

Кантеле (своеобразные щирковые гусли)
— очень древний инструмент. Многие эпи-
ческие песни, в которых упоминается о
кантеле, ‘возникли в незапамятные времена.
Лучшие из этих песен вошли в «Калева-
лу» — прекрасную поэму карельского на-
рода, В них звучит глубокая любовь наро-
да к музыке, преклонение перед великой
силой искусства. Но суровая действитель-
ность дореволюционной Карелии, где свое-
властно хозяйничали чиновник, поп да ку-
лак-лесопромышленник, где крестьяне вы-
нуждены были зачастую взамен хлеба упо”
треблять в пищу молотую сосновую кору,
мало способствовала развитию народных
талантов и народного творчества. В нище-
те умирали лучшие певцы рун «Калева-
лы», искусство игры на кантеле стало ис-
чезать.

Искусство. карельского народа. так же
как искусство всех народов ССОР, спасла
и оживила Великая Октябрьская социали-
стическая революция.
	В южных районах Карелии—Пряжин-
ском, Олонецком, Петровском—у многих
стариков отыскались кантеле, нашлись и
замечательные народные кантелисты. Но
кантеле нуждалось в серьезном усовершен-
ствовании. За это взялся Карельский на-
учно-исследовательский институт культу“
	ры. В результате настойчивой научно-ис-
	следовательской и конструкторской рабо-
ты кантеле получило стандартные разме-
	ры, сильный, красивый звук, хроматиче-
	ский строй: созданы кантеле — пикколо,
примы, альты, басы и контрабасы:

Никто из народных кантелистов не знал
хроматического строя, не умел играть по
нотам. ‚Новое кантоле взяла‘в руки моло-
дежь. Так создались кадры сначала само-
деятельные, а потом и профессионального
	ансамбля. Была создана школа игры на
	кантеле, выработаны приемы оркестровки,
постепенно возник довольно обширный
	репертуар;
	‚; Сейчас в ансамбле Карельской государст.
‚венной филармонии тридцать кантелистов.
		Пакануне Дня авиации
	Славным сталинским соколам, их герои-
ческим перелетам. достижениям советской
авиации посвящает много передач Всесо-
юзный радиокомитет. 12 августа состоялся
большой радиоконцерт, составленный по
заявкам летчиков гражданской авиации.
Сегодня по радио проводится беседа «Лет-
чики — герои гражданской войны». 15 ав-
туста будут передаваться песни и стихи о
советской авиации. 16 августа — очерк
Героя Советского Союза Спирина «Два па-
рада» и беседа — «От планера к самоле-
ту». 17 августа по радио будут прочита-
ны отрывки из дневника Героя Советского
Союза Марины Расковой. Утром 18 авгу-
ста начнется трансляция песен и маршей,
посвященных советской авиации. Органи-
зуется трансляция авиационного праздни-
ка с Тушинского аэродрома. Вечером co-
стоится большой концерт, составленный по
заявкам летчиков.
	Но следует отметить руководителя коллек-
тива т. Я. Левицкого, выразительно про-
ведшего роль Юрочки.
	Сводная группа танцовальных коллекти-
вов Хойницкой МТС, совхозов Полесской
области и колхозов Речицкого района, Го-
мельской области, бойко  проплясала
«Крыжачок». Все держатся браво, весело,
6 достоинством. Те же участники хорошо
исполнили «Кадриль».
	Аореграфический коллектив — колхоза
	«Ш. Интернационал» Осиповичского райо-
	на, Могилевской области, руководимый
т. Ф. Кучинским, показал незнакомые
прежде Москве пляски «Микита» и «Шо-
eran». He шла раньше в Москве и «Мя-
телица» (сводная группа всех участни-
ков). Все эти пляски по своему строению,
	  по входящим в них элементам польки,
	кадрили, галопа напоминают уже извест-
ные. москвичам белорусские танцы,
Интересен трудовой танец «Ленок». ко-
торый почти. полностью совпадает со ста-
ринной русской пляской того же назва-
ния и содержания. Исполнительницы по-
ют, сопровождая слова песни иллюстра-
тивными жестами. Они изображают, как
сеяли лен, пололи, дергали, стлали, су-
шили, мяли, трепали. чесали и т, д. Этот
танец исполнила сводная женская группа
хореграфических коллективов Хойницкой
	  МТС. совхоза «Победа социализма», колхо-
	вов «Ударник» и «Красное знамя», Мо-
зырского района и Речицкого района.

Самодеятельное искусство Белоруссии
ярко отражает счастливую  колхозную
жизнь. Программа заканчивается оборон-
ными песнями, выражающими дружную
готовность народа дать сокрушительный
	отпор врагу, который осмелится посягнуть
на священные границы’ социалистической
	ree

В. ИВИНГ
	В День авиации кинотеатры столицы бу-
дут демонстрировать звуковые художест-
венные и документальные фильмы, рису*
ющие достижения советской авиации. В по-
следних номерах Союзкиножурнала показа-
на работа стахановских бригал в Москов-
ском аэропорте, новые пассажирские само-
леты, обслуживающие крупнейшие авиа-
магистрали, и лучшие пилоты гражданско-
то флота, Бригада операторов Московской
студии кинохроники заснимет 18 августа
авиационный праздник на Тушинском аэ-
родроме.
	Плакаты и открытки
	Издательство «Искусство» выпускает ко
Дню авиации плакаты «Воздушный бой»
работы Героя Советского Союза Юмашева
и художников Дени и Долгорукова, «Да
здравствуют советские летчики — гордые,
соколы нашей страны! Жукова и Добро-.
Вольского и «Рекорды советских летчиков»
Елкина. Издается также серия художест-.
венных открыток — репродукций с кар-.
тин, написанных на авиационную тема»
ТИКУ.
	Oo oO
	ЦВЕТУЩАЯ БЕЛОРУССИЯ
	<

На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

>
сюда иногда неточность в исполнении.   раллельно друг другу, наступающие друг
	на друга «стенкой» с противоположных
сторон сцены. Эти шеренги либо прохо-
дят одна, через другую, меняясь местами,
либо сходятся посреди сцены и вновь от-
ступают. Иногда вереница танцующих про-
ходит постепенно под руками одной пары,
словно под живой аркой.

Все эти построения есть и в русских
хороводных плясках, но в белорусских они
особенно’ заметны ‘блатодаря быстроте че-
редования. Самый подбор движений. обу-.
словливает . быстроту танца. Наиболее
употребительные движения—9это па польки
	с сильным притопыванием всей  подош-
вой, галоп, па де-баск. :

Сочетание стремительности ^ с‘ тромким
	‘пристукиванием, с четкостью акцентиров-
	ки—типическое свойство белорусских пля-
сок. Они чрезвычайно веселы и в TO же
время энергичны,
	Мелькают рубахи мужчин — белые свы.
пгивкой вокруг ворота, обилагов и по по-
	долу, пестреют цветные безрукавки, клет-
	чатые юбки, белые фартуки женщин. Все
это летит, несется, кружится. как ве-
селая ‘вьюга. Потом. все танцоры сразу
останавливаются, притопывают каблуками
и снова пускаются в пляс.
	Большой успех имели хорошо знакомые
Москве «Лявониха» (сводная группа всех
участников хореграфических ансамблей) и
игровой танец «Юрочка», насмешливо ри:
сующий зазнавшегося парня, который во-
oOpamaer   ‘себя неотразимым ловеласом и
8, результате остается в дураках. Особен-
	ошибки. Отсюда же неподдельность и
искренность их выступлений,

Очень хороши все танцы (постановщик
Касьян ` Голейзовский, заведующий  хо-
реграфической частью И. Линевич).
	Своеобразие ‘белорусского танца обу-
словлено несколькими признаками. Преж-
де. всего обращает внимание, что в на-
родную пляску прочно вошли элементы
так называемых бальных танцев —польки,
	галопа, кадрили. Проникнув. в деревню,
	отдельные движения этих танцев измени-
ли окраску, приобрели народный харажк-
тер, соединились с более старыми прче-
мами, как притопывание или присядка.

Вторая отличительная черта — это прин-
цип парности танца, последовательно про-
водимый даже в массовых плясках. В рус-
ской пляске. да и в большинстве народ-
ных танцев СССР,. за исключением укра-
инских, карельских и некоторых других,
мужчины и жёнщины танцуют отдельно,
берясь за руки только в хороводе. В бе-
лорусских плясках мужчина одной рукой
обнимает женщину за талию, другой дер-
жит за руку, как в бальных танцах.
	И, наконец, третий характерный приз-
нак — это большое разнообразие рисун-
ка массовых танцев. Построение пляски
все время меняется. То участники ее ве
дут хоровод, то этот хоровод распадается
на пары, продолжающие двигаться по кру-
гу, то мужчины и женщины образуют два
самостоятельных кольца, помещающихся
одно внутри другого. Иногда танцующие
разделяются на две шеренги, идущие па-
	Всесоюзная сельскохозяйственная
выставка, «В. П. Чкалов». Рабо1®
скульптора Б. Н. Иванова
	иесоюзная сельскохозяйственная
ставка. «Т. Д, Лысенко», Работа
скульптора М, И, Эпштейна.