—]:  —_оЦ_
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
		“Овладение   болешевизио
в художественных вузах
	нашло ‘овое отражение В том, чт thy
75—80 проц. картин взяты изв
партии. Я

Re
№
	„Написаны картины: «В. И, Ленин
тюрьме работает над книгой Pann,
капитализма в России», «Чита pain
тазеты «Искра», «Овои пришли» (озу,
дение из тюрьмы коммунистов TOI y
‘хвата города   Красной Армией), «Лени 1
Оталин у Омольного при отправке зат,
сов на захват Зимнего Дворца», «Лиз
дация антоновщины», «Поймали mo,
и др. Многие из этих картин полу
отличную оценку,

Тов. Гельман — декан  скулытурни
факультета ‹ Художественного myer,
(Киев) настоятельно просил помочь » py
боте кафедры: Он ставил вопро о ти
чтобы работники кафедры маркет,
ленинизма посещали заседания мфу
скульптурного факультета, регулярно лу
вали для преподавателей высохоквалин,
цированные консультации, бывали в,
стерских во время работы над скулы
рами ит. Ди -

Плюдотворная работа Radbeap xapreny,
ленинизма не’ замедлила сказаться тн
результатях изучения «Краткою зи
истории ВКП(б)» студентами,

По ‘некоторым художественным улетит
там (Москва, Ленинград, Киев), по зи
серваториям (Москва, Ленинград, kin
студентов, сдавших экзамен по куроу и
нов маркаизма-лениниама и получизит
	«отлично»! и «хорошо», насчитывается 1
80 проц.

` Центральным звеном в работе мфу
марксизма-лениниама  являлоя вопро
качестве читаемых лекций. Предвартеь
ный разбор тезисов, конопектов на м
ape себя оправдал. Его необходимо mm
должать и в будущем.
	Врупным недостатком ряда прелоть
телей Киевского художественного инст
та, Гитиса, Московского о изоняституь
Академик художеств в Ленинграде явля,
ся то, что не всегда удавалось им ют
курс основ марксизма-ленинизма на дь
MHOM идейно-политическом уровне,
	Сейчас многие ‘руководители гал
марксизма-ленинизма делают первые тии
и в области печатной пропаганды, 1
тов. Фурмайов (Одесская Rowvepparomn
		подготовил к печати статьи «Философои
наследие  Ленина», «Передовая nam
страны социализма», «Идеологическая 10
готовка французских материалистов», In
статьи были опубликованы в области
и центральной газетах Украинокой оу
лики, В. ближайшеезвремя будет. под
товлена статья «Сталинское учение о №
сударстве», Тов. Фурманов в данкое в
мя работает над темой «Матеркалясти»
ская эстетика Чернышевского»,

Тов. Богдасаров, вав. кафедрой xem.
сизма-ленинизма ‘Московской коноврет»
рии, заканчивает подготовку в печати тр
да на тему «Тактика большевиков 1
 меньшевиков B революции 1905 тол
Преподаватель этой же консерватории №
вельчинская работает Hay темой «р
‘блема художественного Образа»,

Тов. Иванов, руководитель кабели
‘марксизма-ленинизма в Гитисе, patent:
над темой «Основные черты * диалект
ского метода Маркса».

Необходимо Немедленно  принятья и
серьезную подтотовку к предетоящи
учебному году. Введение о новом узел»
то года для 1-го курса чтения лекций т
труппах и проведение’ семинаров сти
остро вопрос’ @ своевременном  подби
преподавателей. _

Необходимо  ‘обоуждать на мафии
марксизма-ленинизма лекции по солеряь
нию и по форме изложения. Это бум
способствовать повышению качества 1
подазвания.
	Кафедры марксизма-ленинизма ву308 И
искусству долабны‘ стать ведущими Rage
драми вузов, инициаторами п активным
участниками всей работы по марксистх»
ленкнскому воспитанию и большевисте
вакалке советского студенчества,
	Л. ШАПОВАЛОВ
	В текущем учебном» году во высших
	учебных заведениях введен единый курс
основ марксизма-ленинизма. Этим был лик-
видирован имевший. место в практике пре-.
подаваний разрыв между маркоизмом ти
ленинизмом. между диалектическим и
историческим материализмом иИ- историей
	партии,
	Второй
	Вознесенск на Одессщине — ни город,
ни село. Это нечто среднее: здесь район-
ный центр и три крупных колхоза, из
которых один, колхоз-миллионер «Про-
гресс», является тордостью не только
Одессщины, но и всей Украины, Мы еха-
ли сюда на спектакль колхозного театра.
	Наш кучер, увлекотись рассказом о новой
колхозной жизни, забыл 0 лошади —
она шла медленно, понурив голову. Что-
бы не опоздать на спектакль, мы прерва-
ли занимательный рассказ кучера и про-
сили ето подотегнуть лошадь:

— Торопиться’ нам с вами некуда, Если
хотите искупаться, вылазьте, а мой карий
отдохнет. Он в жару 30 километров про-
шел —врача возил.
	()) начале спектакля он говорил неуве-
	ренно — TO AB B 10, TO AH B Ii, & MO-
	ети в 12.

Наш кучер был прав. Стектакли в Воз-
песенске начинаются действительно поздно.
Уже 10 часов вечера, Яркий луч улично-
то фонаря обвещает вход в летний сад,
тде колхозный тентр показывает свои’ спе-
ктакли. Возле кассы — толиа опоздавших,
Билетов пет, и молодежь уговаривает ди-
ректора театра пропустить ee Ha спек
такль «постоять в проходе».

Второй одесский колхозный театр — в
Вознесенске гость редкий. Этот район вне
радиуса его действия. (До его приезда
здесь побывали 1-й, 3-й и 4-Й одесские
колхозные театры. Таким образом, возне-
	сенцы знают все колхозные тватры CBoeH
области, ‘Театры. они ветречают радушно,
спектакли просматривают с методической
	аккуратностью.
— Но особенно полюбили вознесенцы
	именно этот театр, -—— говорит секретарь
райпарткома т. Лимонов. — Поэтому-то
сегодня у входа и толпятся те, кому He
досталось билетов. Театр этот — лучший
из всех, которые здесь были. Полюбили
мы этот театр за то, что он верно пока:
зывает на сцене прошлое и наши дни.
Полюбили за простоту, за искренность и
правдивость игры молодых актеров, за
яркое, выразительное оформление спектак-
лей... oo

Что же показывает театр колхозникам?
«Паймычку» И, К. Тобилевича (Карпенко-
Карый), «Майскую ночь» по Гоголю, «До-
лю поэта» С. Голованивского, «Нослед-
ние»? М. Горького, «Кубанцы» В. Ротко,
«Очную ставку? бр, Тур и Шейнина, «Пав-

ла Грекова» Войтехова и Ленча.
ведь театр этот еще не вышел. иа

детского возраста. Ему отроду всего лишь
два с половиной тода. Основной состав
творческого  коллектива — молодежь, вос-
питанники студии Одесского театра’ рево-
люции. По окончании ими студии в
1937 т. был создан по их инициативе
колхозный филиал Театра революции для
сбслуживания детей. Однако первое полу-
годие работы филиала в деревне показа-
ло, что, хотя детворы в колхозах и мно-
то, но взрослых зрителей куда больше,
Аудитория на детских спектаклях («Дет:
ство маршала», «Зямка Копач») в колхо-
Be была крайне немногочисленна, а взро-
слых пьесы тюзовского рёпертуара не удо-
влетворяли,

В конце 1937 г. театр перестроился: со-
храняя спектакли для детей, он стал отд.
вить спектакли и для взрослых... @ появ:
лением в репертуаре «Последних»; «Ку-
банцев» театр из. месяца, в месяц. завое.
вывал авторитет нетолько у детей и под-
ростков, но и у взрослото зрителя, 06.

этом красноречиво говорят цифры. В
1937 т. театр показал 135 спектаклей для
	‚детей, охватив около 30—85 тысяч зри*
	телей; в 1938 г театр дал уже более
200 спектаклей, которые посетило около
100 тысяч человек, а за первое полугодие,
нынешнего года. театр сыграл 125 спек-
таклей и дал десятки концертов на по-
левых станах, обслужив около 300 тысяч
колхозных зрителей.

Особенно большим спросом со стороны
колхозников пользуются спектакли, поста-
вленные театром в этом сезоне, — «Доля
поэта», «Павел Греков» и поставленная
еще в 1937 г. «Наймычка», Юный возраст
не помешал театру стать участником рес-
публиканского смотра колхозных театров
Украины, который на-днях закончился в
Киеве. Возраст не помешал ему занять
одно из первых мест на этом смотре, в
котором участвовало 18 театров:

Театр показал на смотре пьесу Голова-
нивского «Доля поэта». Это был один из
интереснейших ‘спектаклей, И если`бы ху.
дожник Д. Крейн, оформлявший спек-
такль, относился строже к себе, правди:
ree был бы в деталях оформления, а ар-
тист П. А. Кооп, исполняющий одну из
основных ролей — Кулиша, поглубже
вник в этот 0браз, ярче показал бы всю
	О ИЗ ТБИЛИСИ —
	нишвили, Гамрекели, Нажалтидае и Ap. &
также талантливые питомцы Тбилисской
консерватории: Евтишвили, Шиукаптвили,
Церетели, Бахтадае. Из дирижеров были
приглашены филармонией Иванов, Аносов,
Паверман, Азмайпарашвили, Гвелесияни,
Димитриади. .

На вечерах, посвященных азербайджан“
ской и армянской музыке, филармония
ознакомила массового слушателя © луч-
шими произведениями композиторов cTap-
шего поколения — Спендиарова, Гаджи-
бекова и других, а также с творчеством
молодых советских композиторов. Исклю-
чительный интерес вызвали авторские
концерты композиторов JI,  Аракишвили,
А, Баланчивадае и А. Хачатуряна. Фор-
тепианные концерты А. Баланчивадае и

А. Хачатуряна исполнялись JI. Обори:
НЫМ,
	18 симфонических концертов было по:
священо русской классической музыке,
Среди них 06060 следует выделить боль-
шой концерт к 100-летию со дня рож:
дения М, П. Мусортского (дирижер А. Гве.
лесиани). Богато и разнообразно была со*
ставлена программа концертов западноев-
ропейской классической музыки, вечера
памяти В. Шекспира (дирижер М. Паъер-
ман) и концертов с участием  лауреатя

всесоюзного конкурса дирижеров К, Ива:
нова.
	На опыте работы с такими дирижера,
ми и солистами творчески растет коллек:
тив оркестра.
	Однако, если зимний сезон Грузинской
филармонии Представлял выдающееся яв:
ление в музыкальной жизни Тбилиси. то
о летнем сезоне этого сказать нельзя. К
лету ‘филармония собиралась организовать
общедоступные ^ концерты в парке им.
Кирова — прекрасном большом тенистом
саду над новой набережной. Это — излюб-
ленное место отдыха трудящихся Тбили:
си. Здесь, на широкой площадке, предно-
лагалось. построить эстраду. Около 3.000
человек могли бы слушать по вечерам
симфонические концерты, Была выделена
площадка, добыт строительный материал,
Можно было уже приступить к строитель-
ству. Но... B самую последнюю минуту
Тбилисский городской совет «передумал»
и аоситнованные на летние симфониче-
ские концерты средства передал для ор:
	Одесский.
	низость и подлость этого человека, вы-
дававшего себя за ‹единственного друга»

Шевченко, то   спектакль ‹ несомненно
мог бы завоевать театру первое, a не
третье. место.

Большой творческой удачей является
работа режиссера-постановщика «Доли по-
	оо
	Ансамбли
песни и пляски РСФСР
	ва
	кестрантами, Ансамбль северной песни и
пляски Архангельской области резко отли-
чается от остальных коллективов стремле-
нием к этнографической точности испол-
нения народного фольклора. Даже коетю-
мы этого коллектива являются подлинны-
ми произведениями искусства народных
мастеров и: представляют огромную худо-
жественную, ценность.

Большая часть ансамблей РСФСР -воз-
никла на. базе’ художественной самодея-
тельности, Некоторые коллективы сущест:
вуют давно и уже успели проделать боль-
шую учебную работу над овладением oc-
новами профессконального мастерства, °F
то время как другие ансамбли только
недавно приобщились к элементарной му-
зыкальной грамоте,
	‚Неоднородны ансамбли и по своему ко-
	личественному составу. Так, Государствен-
ный ансамбль пеони и пляски РСФСР,
	работающий под руководством молодого.
	талантливого дирижера Евгения Соколо-
ва, насчитывает 120 человек; ансамбль
донских казаков (руководитель т. Коло-
мийцев)—67 человек; ансамбль кубанских
казаков, работающий под руководством
дирижера-композитора т, Тараненко, — 65
человек. Наряду © этим отдельные ансам-
бли насчитывают только по 40—45 че-
ловек.
	Показ ансамблей начался 10 августа.
Значение этого события в том, что ис-
кусство ряда крупных автономных респуб-
лик Российской Федерации будет показа-
но ансамблями в Москве впервые. Так,
Москва впервые познакомится  в искус-

ством Дагестана, Удмуртии и Северной
Осетии.
	Значение работы ансамблей выходит да»
леко за пределы их чисто профессиональ-
ной деятельности. Создание ансамблей в
ряде национальных республик и русских
областей дало толчок собиранию нацио-
нальных народных песен, плясок и ко-
стюмов. Вместе с тем эстрадная форма
работы коллектива способствует усилению
пропаганды искусства хорового пения.
Не случайно, что многие старые хоровые
коллективы, ранее выступавшие в строго
академическом плане, сейчас обнаружизва-
ют стремление, к «перестройке» в ансамб-
ли песни и пляски. В этой тенденции
есть своя опасность, так, как часто стрем-
ление к яркой внешней стороне выступ-
ления заслоняет от коллектива необходи-
мость пропатанды сложных произведений.

Задача происходящего сейчае в Москве
показа—внимательно изучить творческий
путь и художественный облик каждого
коллектива, наметить практические пред-
ложения по работе ансамблей,

Показ будет способствовать решению ря-
да наболевигих вопросов деятельности ан-
самблей. Одним из таких вопросов являет-
ся проблема стиля народного танца. Сей
час в ряде коллективов наблюдается чрез-
мерное стремление к трюкачеству, к
внешней «красивости» в ущерб пластике
и внутреннему содержанию народного тан:
na. Показ поможет также преодолеть бо-
язнь красочности и разнообразия форм
национального костюма.
	Л. ХРИСТИАНСЕН,
	Лучшие образцы народного творчества,
произведения классиков прошлого и’ со-
ветских композиторов, песни и пляски
народов CCCP составили репертуар .ан-
самблей, получивших широкое признанне
в нашей стране,
	_ Лучшие ансамбли песни и пляски до-
стигли особого расцвета, завоевали широ-
кую популярность далеко за пределами
своих областей, краев ‘и республик. Такие
коллективы, как  [№сударственный ан-
самбль песне и пляски РСФСР (бывший
Волжский ансамбль), ансамбли кубанских
и донских казаков и ряд других, получи-
ли известность м признание в братских
союзных республиках,
	Однако добтижения этих коллективов
до сих пор ‘не обобщались, их недостатки
не подвергались серьезной критике. Чрез-
вычайно, сложный вопрос о дальнейших
путях фазвития ансамблей песни и пля-
ски, вопросы их репертуара, стиля испол-
нения и оформления не подвергались цти-
ракому обсуждению.

‚ Работа, большинства коллективов
РСФСР неизвестна в Москве, где сосредо-
точены крупнейшие мастера хорового и
танцовального искусства, me работает
блестящий коллектив — Краснознаменный

ансамбль ‘красноармейской песни и. пля-
	CKH

CCCP.
	Профессора, - преподаватели и студенты
наших художественных ‘вузов проявили
исключительный интерес. к изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)».

Студенты, профессора и преподавалели
многих художественных институтов упор-
но и систематически в этом полугодив
работали над овладением большевизмом.
Теперь нередки случаи, когда художеет.
венные учебные заведения проводят хо-
рошо организованные теоретические кон-
ференции, привлекая к ним профессуру
	и студенчество,
	За время’ подтотовки к теоретической
конференции профессора Киевского худо-
жественного института тт. Дамиловский,
Шаранов, преподаватели тт. Таран, Ма.
леванский, Григорьев, Сиротенко, Костец-
кий. Штильман много работали над усвое-
	нием книги В. И. Ленина «Что делать?»
	Для  прафессорско-преподавательското
состава художественных вузов регулярно
читались ‘лекции, За это время’ в Киев:
ском художественном институте прочита
ны лекции о работах В, И. Ленина «Что
	делать», «Шаг вперед, два шага назад»,
TA Е ОА ее «0
	Основные
	роли личности в истории»,
	черты диалектического метода», «Материя:
листическая Философия» «Роль идей в
	листическая.. философия»,
общественном развитии»,
	Сейчас в Москве, по решению Совета
Народных Комиссаров РСФСР, Управление
по делам искусств при СНК РОФСР про-
водит первый показ ансамблей песни и
пляски. В показе принимают участие: Го-
сударственный ансамбль, песни и пляски
РСФСР, ансамбль песни и пляски дон-
ских казаков, ансамбль песни и пляски
кубанеких казаков, ансамбль «кантеле»,
ансамбль северной песни и пляски, татар-
окий ансамбль песни и пляски, чуваше
ский ансамбль песни и пляски, удмурт-
ский хор и ансамбль пляски, североосе-
тинский ансамбль песни и пляски и дДа-
гестанский ансамбль песни и пляски.
	Несмотря на то, что воллективы решат
ют одну общую задачу— пропаганду пес-
нЕ и пляски, неразрывно связанных в
народном искусстве, ансамбли все же’ рез-
ко различаются по форме. Такие коллек-
THBH, как Государственный ансамбль Нес-
ни и пляски РСФСР, ансамбли песни и
пляски донских и кубанских казаков ‘и
ансамбль песни и пляски Татарской АССР,
имеют обособленные группы — хоровые,
танцовальные и оркестровые. Каждая из
этих групп может выступаль самостоятель-
но, Такое положение обеспечивает возмож.
ность исполнять крупные хоровые произ-
ведения, ставить большие и сложные пля-
CRE.

В Удмуртской АССР хор и ансамбль
пляски являются совершенно самостоя-
тельными коллективами, об’единяемыми
только для совместных выступлений. В
чувашском ансамбле работа над пляска»
ми началась всего несколько месяцев
назад, тогда как хор существует уже око-
ло пятнадцати лет,

Коллектквами совершенно иного типа
являются ансамбль «кантеле» Карельской
АССР, ` ансамбли песни, музыки и танца
	атестанской и Североосетинской АССР.
	этих коллективах нет еще стротого раз-
	деления функций: певцы являются в TO
же время и танцовщиками, а часто и ор-
	Накануне всесоюзного фестиваля кол-
	хозных театров. «Падь Серебряная»
Н. Погодина в Первом колхозном ху-
	дожественном театре (Московская
область). На снимке—сцена из пьесы

AOD
	эта» Д. Н, Пихтина. Он не только пра-
вильно сценически прочитал пьесу, но и
удачно исправил ев недостатки; он при:
дал хороший ритм действию, сгладив не
которую рыхлость первых двух актов, су:
мел индивидуализировать небольшие роли,

«Шевченко и народ» — такова тема спе-
ктакля, И эта тема отчетливо донесена
до зрителя всеми участниками спектакля.
Ансамбль играет ровно. Apruer Г. К. Бу.
дяк создал яркий образ Тараса Шевчен-
ко, он справился с труднейшей задачей,
показав душевные переживания поэта, его
жажду свободы, страстную любовь к свое-
му народу:

«Наймычка» — одно из крупнейших
произведений классической, украинской
драматургии“ и едва ли не самое лучшее
из. всего, что написано И. К. Тобилевичем
(Карпенко-Карый), которого справедливо
считают украинским Островским.
	Второй одесский колхозный театр ока-
RACH единственным из всех украинских
театров, на сцене которого «Наймычка»
вот уже третий год идет с огромным ус-
	пехом. Это подлинно реалистический спе-
	ктакль о проклятом прошлом, о горькой
и тяжкой судьбе молодой девушки-батрач-
ки, доведенной кулацким деспотизмом до
самоубийства,
	Театром любовно поставлен и «Павел
Греков» Войтехова и Ленча, Просто, есте-
ственно, без малейшего наитрыпта, тепло,
искренно раскрыто существо пьесы — та.
ково впечатление от этого. спектакля. Ис-
полнители больших и малых ролей живут
на сцене, а не «играют». Чувствуется,
что режиссер не навязал мизаноцены, а
ему подсказало их внутреннее состояние
актера. Это самая отрадная, самая заме-
чательная черта, которую, к сожалению,
мы наблюдаем очень редко ‘не только в
колхозных, но. и во многих областных

театрах,
	Актеры 6 солидным опытом и стажем-—
Г. К. Будяк, И. Д. Крыловский, 0. Ю.
Самохина и‘ другие сумели найти общий
язык с молодежью, а молодой коллектив
много выиграл от пополнения опытными
актерами. Нужно отметить ин большую за-
слугу художественного руководителя ‘те:
атра т. Пихтина: учебу студийцев он прод-
лил на практической работе в театре и
втянул в эту учебу и давно окончивших
театральную студию и никогда не учив-
шихся в ней.

Bee sro бесспорно способствовало тому,
что молодой ‘коллектив стал’ одним из
лучших. колхозных театров Украины, и
заслуженно выдвинуло его в число уча-
стников всесоюзного фестиваля  колхоз-
	ных театров.

Б. БАССАРГИН
	ганизации в городских садах духовых ан:
самблей.
	Тбилиси был лишен симфонических кон:
цертов на весь летний сезон. Но и вы-
ступления духовых оркестров тоже Ha
удалось наладить, так как лучшие из них
гастролируют на курортах. Кое-где, в ca-
дах и скверах,  изредка, играют какие-то
«сборные» оркестры. Работой этих «ди:
ких» ансамблей никто не   уководит. ни-
кто не интересуется их репертуаром,
	Не нашлось местечка для симфониче:
ских концертов и в прекраснейшем парке
над городом. И здесь выступают только
посредственный духовой оркестр и ресто-
ранный джаз. -
	Крупнейшие курорты Грузии, ‘вс6союз:
	ные здравницы — Боржоми, Абастумани
	и Цхалтубо тоже‘ остались на лето с весь-
ма сомнительного качества джаз-оркестра-
ми, Джаз и патефон — вот все культур-
ные развлечения для отдыхающих. На.
чальник Курортного управления Нарком:-
здрава Грузии т. Пагава даже не пожелал
выслушать представителя филармонии,
пришедшего к нему с предложением ор.
ганизовать симфонические концерты на
курортах. Директор курорта Цхалтубо по-
торопился выписать сразу и духовой ор-
кестр и джаз, наотрез отказавшись от
симфонических концертов,
	— ИВонцерты хороши в городе, — от
вечают руководители курортов. — Нам
нужно что-нибудь полегче, — и пригла-
шают джаз или эстраду, совершенно не
считаясь, с запросами и вкусами отдыхаю-
щих,
`В новом сезоне 1939—40 т, Грузинская
филармония намечает провести декаду
советской музыки (ноябрь), месячник кон.
цертов из произведений Чайковского (в
связи со 100-летием со дня его рожде:-
ния). Специальными концертами предпо,
латается отметить 130-летие со дня рож-
дения Шопена, 170-летие со дня рождения
Бетховена ‘и 6-летие со дня смерти 3. Па-
лиашвили,

Грузинская филармония делает боль:
шую и полезную работу. Но ей нужны
повседневная помощь и поддержка, кото-
рые, как показывает печальный пример
организаций летних концертов, она имеет
	HO BOF IA

П, МАРГАНИЯ
	Кафедрой марксизма-ленинизма и парт.
организацией Киевского художественного
института подготовлены тематические вы“
ставки: «Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция». «ХУШ с езд ВКП(б)» и
	«Сталинекая ВОНСТИТУЦИЯ».
	Для профессорско-преподавательского со:
става Московской консерватории регуляр-
но читались лекции. Эти лекции посеща:
	ли заслуженные ‘деятели искусств TT.
	Гольденвейзер, Игумнов, Фейнберг и Ap.
Прочитаны лекции на следующие темы:

«Советское государство и коммунизм»; «Вто-
	рая империалистическая война»; «Значение
9-H пятилетки в укреплении ‘обороны
	3-й пятилетки в укреплении
СССР»; по «Краткому курсу
	CCCP; mo «Краткому курсу истории
ВКП(б)» — «Две тактики социал-демокра-
	тии в демократической . революции, ›
	Тов. Сталин на ХУШ сезде партии ro-
	ворил,
«..есть одна отрасль
грасль науки, знание ко-
быть обязательным для
	торой должно быть обязательным для
большевиков всех отраслей науки, — это
	марксистско-ленинская наука об обществе,
	о законах развития общества, о законах
развитня пролетарской революции, 0 38:
конах развития социалистического строи.
тельства, о победе коммунизма».
	Профессура и преподзватели глубоко и
систематически изучают «Краткий курс
истории ВКП(б)». Устанавливается более
тесная связь между кафедрой марксиз-
ма-ленинизма и другими кафедрами. Так,
на учебном совете Киевского художест-
венного института профессора и препода.
ватели специальных дисциплин постави-
ли вопрос о необходимости самой тесной
связи их с кафедрой марксизма-лени-
низма, За второе полугодие 1938—39 учеб,
ного года кафедра марксизма-ленинизма
этого института помогла устранить круп-
нейшие недочеты в выпуввных работах
студентов, Указания помогли исправить
имеющую принципиально-политическое
значение скульптуру «Приезд Ленина иа
	Пвейцарии и его встреча на Финлянд:
ском вокзале»,
	Вафедра марксизма-ленинизма Киевского
художественного института оказала боль-
шую помощь и выпускникам живописно-
го факультета, Давалась консультация по
выбору тематики выпускных работ. Это
	Учебники
для театральных
училищ,

Комитет по делам искусств при СНК
ч чт =
	СССР утвердил план выпуска учебников
и учебных пособий для чеатральных п
	художественных учебных заведений в
1940—41 г. :
План обязывает издательство  «Искус-
	ство» выпустить в 1940 г. 74 учебника и
учебных пособия (против 28 учебников в
1939 т.). Среди них — серия учебников
по истории театра (по античному театру.
по театру средневековья и эпохи Возрож:-
дения, по западноевропейскому театру но-
вого времени).  Тватроведческой кафедре
театрального института им. А. В. Луна-
чарского поручается составить ‘краткий
курс всеобщей истории театра (включив
в него историю русского театра и театра
стран Востока). Будет выпущен и учебник
по истории советского театра. .
В 1940 г. будут изданы учебники по
специальным театроведческим дисципли-
нам — по актерскому мастерству, по
технике сцены, по истории костюма, по
жанру, по истории оперы и балета и_пр.
Для художественных учебных заведений
будут выпущены учебники по истории
изобразительных искусств (в том числе по
истории древнерусского искусства, по исто.
рии русского искусства ХУШ-ЖХ вв.
и др.). Учебник по истории советского изо-
бразительного искусства пишет А. И, Ле-
бедев. :
Краткий курс всеобщей истории ис-
кусств будет составлен коллективом науч»
ных работников Музея изобразительных.
искусств им, А, С. Пушкина и других
музеев,
Комитет по делам искусств обязал из-
дательство «Искусство» выпустить также
ряд альбомов, иллюстрирующих искусство
Египта, Греции, Рима. средневековья, Boa.
рождения, историю русского HCRYCCTES
RT
	Недавно Приморский обком союза Рабис
вручил актерам Владивостокского тедтра
им, Горького почетную грамоту зы военно.
шефскую работу в РККА.

По инициативе комсомольской организа.
ции и при большой помощи подшефников
в театре организован мотокружок. Есть
мотоцикл, и ‘им уже научились управлять
11 человек! ` Всё они получили права води-
телей, :

Заведующий. электроцехом Жуганов под.
готовил 36 ворошиловских стрелков, *

к гордо себя чувствуёшь, когда, живя
8 городе-пограничнике, знаешь военное де.
	начальник отдела музыки Управления
по делам искусств при СНК РСФСР
		Новые
книги
по изоискусству
	В издательстве «Искусство» в 671%!
шее время выходит из печати ряд новы
изданий по вопросам изобразительного Hee
кусетва. На русский язык. переведена кя!
га известного знатока гравюры Пауля 0%
стеллера «История европейской гравюры»,
В книге описана 400-летняя история Hal.
большего расцвета вападноевропейской ть
вюры с XV no XVII век. Автором №.
следованы все виды гравюры (травюрв
дереве, на меди, офорт и другие). Он ли
литературные портреты наиболее 8189
тельных мастеров этого искусства,
	Вводная часть книги Кристеллера ди
сведения 0 различных техниках гравер
ее материале, инструментах, методах raed
tauug. Ha pyconom sabre aro nepBad $F
даментальная история гравюры. Ka
очень богато иллюстрирована, (282 рису
Ka), Вступительная статья написана 10h
В. Н. Лазаревым.
	Скоро выйдет из печати монография De
лентина Бродского «Франциско Хосе Гой#
и-Лусиентес» (1746—1828 гг.). Книга соло
жит очерк жизни и творчества веливо
испанского художника, собственные к0\
ментарии Гойя к серии офортов «Калг.
ч0с», краткую библиографию работ, посв*
щенных художнику на русском и 11%”
ранных языках, 66 иллюстраций.
	Переведена и книга французского Bony?
отвоведа Агнессы Эмбер «Луи Дави”
	живописеп и член Конвента». В свои Г.
	де автор дает неизвестные ранее оведени!
о художнике, охватывая весь эсианенный
и творческий путь Луи Давида, Книге А
нессы Эмбер проникнута горячей сми
	‘6й к революционной поре творчества ЛУ
	даин
ати!
сана с больши т
	ло! Мне хочется на следующий сезон 0 .
	низовать еще кружок снайперов, Наши №
лодые актеры мечтают стать снайперами.
	В. театре дружная, хорошая  молодевь
Создалась комсомольская организация М
	19 человек. А ведь в прошлом тоду 68

только ‘один комсомолец. На следуют

сезон создадим ‹партийно-комсомольсвуй
	Г НЕМИРОВСКИЙ,
	секретарь комсомольской организ”
ции театра им, Горького
Владивосток.
	Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, На пруду вечером
		Следовало ожидатБ, что за тоды, про-
шедшие после триумфальных  тастролей
в Москве, коллектив тбилисского театра
оперы‘ и балета им. 3. НПалиашвили дол-
жен был достичь новых успехов. К co-
жалению, итоги последних двух сезонов
не свидетельствуют 0б этом. Театр оста-
новился на уже пройденном этапе и да-
же не сумел закрепить прежних дости-
жений.

Блестящие спектакли - «Абесалом и
Этери», ‘«Даиси», «Kero и Кота», очаро-
вавшие москвичей три тода назад, идут
сейчас значительно слабее. Не чувствует-
ся  слаженности ансамбля, творческого
под’ема. И немудрено: неизвестно почему
в тбилисской опере привилась вредная
тенденция -— возобновлять старые спек-
такли без репетиций.

В недопустимой спешке (10—12 репети-
ций) готовились новые постановки: «Аи-
да» (режиссер А. Цуцунава), «Травиата»
{режиссер Г; Журули). Оба ‚спектакля ма-
ло порадовали зрителя. Ни исполнение
ведущих партий, ни художественное офор-
мление и костюмы, ни работа режиссеров
не оставили сколько-нибудь яркого впе-
чатления. Это были паредкость серые,
бесцветные спектакли. Правда, в «Аиде»
Т. Шаратта-Долидзе (Амнерис) блеснула
незаурядным сценическим дарованием и
отличными вокальными данными, в <Тра-
виатё» М. Накашидзе создала теплый об.
раз Виолетты, & лауреат всесоюзного кон-
курса вокалистов Д. Гамрекели отлично
спел партию Жермона. Но удачи отдель’
ных исполнителей не спасли этих сиек-
таклей.

Отрадным явлением была постановка
оперы «Царская невеста» Римского-Корса-
хова (режиссер Ш. Атсабадае, дирижер
0. Димитриади, художник, И. Шарлемачь).
Спектакль этот, осуществленный в сравни.
тельно короткий срок (2 месяца), отмечен
печатью подлинной театральной культуры.
Имеется тройной состав исполнителей. Это
дало возможнобть провести углубленную
работу с молодыми кадрами, впервые вы:
ступавшими в ответственных партиях. Вы-
тодно отличалась от прежних балетных
спектаклей театра также постановка бале-
та Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
(балетмейстер С. Сергеев);

После декады коллектив театра поставил
ребе залачей осутествить постановки опер
	советских композиторов. В прошлом тоду
была показана опера композитора Дзер-
	жинского «Тихий Дон», завоевавшая  го-
рячую симпатию тбилисского  врителя.
Зато постановка оперы «Броненосец
	Потемкин» 0. Чишко затянулась. Премь»я
ера была показана лишь за два дня дд
закрытия нынешнего сезона. При этом не.
допустимая спешка привела к недоста-
точной отделке спектакля, & отсюда и к
неизбежному снижению его художествен-
ного качества. На премьере спектакль шел
совсем сырым; это была скорее репетиция
и даже не генеральная, Постановщикам
оперы — режиссеру Г. Журули, художни-
ку И. Шарлеманю и дирижеру Ш. Азман-
парашвили еще много надо будет зпотру-
диться, чтобы создать действительно ‘пол-
ноценный спектакль, :

В театре им. 3. Палиашвили нет глубо-
кой, серьезной работы с артистической
молодежью. Коллектив располагает aame-
чательными молодыми силами, но с вими
почти не занимаются. Многие артисты по-
ступили в театр прямо с консерваторской
скамьи. Им нужны повседневная поддерж-
ка, помощь, а главное — дальнейшее со-
вершенствование под руководством опыт:
ных дирижеров и режиссеров. Ничего это.
го нет в театре. Дирижер обычно He yo-
певает пройти партии с певцами, так как
сам ванят изучением ‘новой для него ‘пар:
титуры. Уже второй год идут разговоры
о том, чтобы пригласить высококвалифи-
цированного и опытного дирижера. но
дело’’это до сих пор стоит на мертвой
точке.
	Руководству театра и Управлению по
делам искусств лри СНК Грузинекой ССР
надо серьезно задуматься над самым на
сущным вопросом — о работе с -молоды-
ми кадрами. Надо смелее привлекать к
этому делу лучшие силы из друтих го-
родов Советского Союза,

Ведь сумела же только в нынешнем
году организованная Грузинская государ-
ственная филармония привлечь к работе
лучших ‘советских музыкантов-исполните-
лей.  В симфонических и камерных кон-
цертах истекшего сезона приняли участие
Нейгауз, Гилельс, Оборин,  Тамаркина
Софроницкий, Гинзбург, Полякин, Фихтен.
гольц; местные исполнительские силы:
профессора Вирсаладзе и Куфтина, соли-
сты оперы: Сохадзе, Андгуладзе, Амира-
			Оборонная работа в театре