18 АВГУСТА 1939 г. № 63 (549 `
	отборе
	* «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО».
	Сверкающее искусство
	В. Фуфыгин) не просто роскошная рама,—   тюбетейка пестрая, В танце овоеобразная,
	как бы прихрамывающая поступь чере-
дуется. с круговращательными движения:
ми. Кружатся долго и быстро. Но пляска
вое же не основное. Танцуя, исполнитель
либо искусно играет на гыджаке. (колхоз-
ник Рушанского района Файз, Джорубов),
либо’ ловко фехтует обнаженной шашкой
(колхозник того же района Хатамов). Все
это делается мастерски.
	это как бы ключ, как бы цветовая увер-
Tope ко всему спектаклю, :

Ир представления (68 отлично
ведет М. Рабиев) подобрана в большим
вкусом и тщательностью. Очень хорошо,
что устроители не задавались. целью 0б’е-
динить отдельные выступления. каким-то
сценарием. Практика уже показала, как
неубедительны бывают обычно такие по-
	пытки, Это. просто. концерт, но зато 60- ‹ Таджики показали! также превосходные:
ставленный из прекрасных номеров, даю-  игровые номера, ведущие, повидимому, ня-
	чало от старинных праздничных народных
развлечений, Колхозник Муса Ахунов на
глазах зрителя делает из халата куклу,
которая пляшет вместе с ним. Три старых
колхозника, Сангин-ота Абдуллаев, Халик
Гафуров, Саид Фазылов, с поразительной
верностью натуре и большим комизмом
подражают различным. животным, изобра-
жая вначале сусликов, потом кошек и на-
конец собак, На №8 Сантин-ота исполняет
танец с кайраками-кастаньетами,
	Замечателен по ONY т. танец
«Аист и лягушка» (Ишанов и Касымов).
Вначале выходит высокий, очень худой,
черноусый человек в белой рубахе и шта-
нах и остроконечном белом Me колпаке,
обмотанном чалмой. Он идет длинными
шатами, старательно вытягивая ноги, слов*
но нащупывая почву, и при каждом шаге
качая шеей и всем корпусом, точно кла-
няясь, Руки ето все время описывают
извилистые волнообразные движения, из
гибаясь. как шея аиста, котда он клюет,
Ишанов так хорошо, так верно передает
ныряющую постуцпь этой толенастой пти*
цы, все её повадки, что нельзя не смеять-
ся. Лицо у него серьезное, ‘даже  груст:
ное, Видно, пожива плоха.’ ЭЗадумчиво
останавливается на одной ноте, поджав
другую. Но вот он слышит лягушечье ква-
канье, радостно оживляется, поспешно
прячется. Что-то крохотное, зеленое корот-
кими прыжками выскакивает на четве-
реньках из-за кулис. Зеленый халат, пло-
ское личико лилипута, Лягушонок. Куэ-
куэ-куэ-кекекоко-—квакает он, затем. оста-
навливается у самой рампы и в полном
упоении заливается песней без слов, прос-
лавляющей, должно быть, безмятежную ра-
дость жизни на болоте. Он ничего не ви-
дит и не слышит. Он неё замечает даже,
как над ним появляется аист. Словно за-
ранее CMARYA COUHYN закуску, аист крутит
шеей, взмахивает руками, как крыльями.
Его глаза горят сладострастным восторгом
завзятого чревоутодника. Но финал номера
несколько неожидан. Вместо того . чтобы
проглотить лягушонка — все шло к это-
му — аист почему-то дружится с ним. Это
‘сделано по предложению какой-то горе-
художественной комиссии, ‘опасавшейся
«как бы чего не вышло». Необходимо вос-
становитБь старый конец номера.
	В заключение женский хоретрафический
ансамбль исполняет в сопровождении хора:
красивый народный танец  «Колокольчи-
ки», мужской ансамбль — энергичный та-
Her «Джум-Джахала» и весь коллектив —
«Песню .о Сталинской Конституции»,
	Искусство Таджикистана — искусство
прекрасных традиций и яркого будущего.
Легко можно‘ представить, какие изуми-
	щих ясное предоставление 00 искусстве
республики. :

Об’единенный оркестр народных инстру-
ментов превосходно сыграл сюиту на тад-
жикские темы Ш. Бобокаланова, карате-
гинскую мелодию в обработке А. Камало-
ва и веселую плясового характера народ-
ную мелодию «Кадам». Заслуженный дея.
тель искусства Таджикской СОР А. Ка-
малов умело ведет оркестр. Красоте, пла-
сотичности и четкости его жеста может по-
завидовать любой танцовщик. .

Народный сказитель колхозник Яван-
ского района 75-летний Джалил Курбанов
исполняет «Сказание о событиях у. озера
Хасан». Выступают вокальные квартеты,
трио, дуэты, хоры; Особенно хочется от-
метить поэтические народные песни «Ши-
ринджон» и «Иориджон», выразительно
спетые Ахмедовой и Мулладжановым в
сопровождении хора. ные колхозники
Комсомолабадского района  Муллачаев и
Хайреддинов прелестно поют сочиненную
ими самими мелодию «Нитор».

Преобладают в программе танцы,

«Шелкопряд» в исполнении Латофал
Махкамовой—это целая картина. Танцов-
щица появляется, держа над головой боль-
шой золотистый платок. Пляска начинает-
ся пробегом по кругу: точно крупная ба-
бочка вылетела. Ход быстрый, с пятки на
носок. Весь танец легкий, стремительный,
С неповторимым изяществом танцовщица
изображает ряд трудовых процессов при
обработке шелка. Она разматывает коконы,
сучит  воображаемые нити, ткет их, шьет
уже тотовую ткань и наконец опоясывает-
ся ею. Все это оживляется, как орнамен-
том, чисто плясовыми движениями, кото-
рые все гуще вплетаются в танец. Танцов-
щица кружится, перегибается всем телом
назад, колышет головой и шеей. По му-
зыкальности, мастерству, выразительности
это уже законченная артистка,
	Не уступает ей в обаянии юная Ашура
Насырова. Это еще почти ребенок. У нее
милое задорное личико с вздернутым . но-
сиком, одно’ из TeX лиц, которые так лю-
били французские графики конца ХХ в.
Это детское лицо все’ время освещено
улыбкой, улыбкой молодой, счастливой, &
не «приклбенной», как у большинства на&-
ших профессиональных артисток балета.
	Видно. что ей самой нравится танцовать,
	что для нее это наслаждение, а не рабо-
та. Техника у нее уверенная, Вертясь, она
делает четыре больших круга по сцене.
Руки безостановочно плетут в воздухе ва-
тейливый узор.

С профессионалным блеском танцует
балетмейстер Валамат-Зода, хотя в его ис-
полнении есть привкус излишней женст-
венности.
	Оритинальны пляски горцев Памира. Са-  Тельные по своей ценности крупные про-
мый наряд их не похож на костюмы дру-   ИзЗВедения создаст этот талантливейший
гих народов Средней Азии ни покроем, ни   Народ, оботатив ©вое творчество лучшими
расцветкой. Стротов сочетание белого в Достижениями мировой художественной
	черным. Белая рубаха, белые шаровары,   БУЛЬТУры, :
белый пояс. черные сапоги и жилег лишь В. ИВИНГ
	К декаде армянского искусства.
	в дни декады изобразительного искусства
республики. Намечена лишь интересная
выставка старинной армянской миниатю-
ры. А между тем союз советских худож-
ников Армении мог бы организовать к
декаде интереснейшую выставку советско-
го изоискусства показав работы. своих
лучших мастеров и талантливой молоде-
жи. Таких работ особенно много в му-
вее Армении, где имеется прекрасное соб-
рание произведений интереснейшего пор-
третиста С. Агаджаняна, картины и пор-
треты. исполненные М. Сарьяном. талант-
	ливые пейзажи В. Татевосяна.., В мастер-
	ских художликов А. Цоджояна, Г. Гюр-
джиана, С. Аракеляна’ и других много но.
вых, недавно законченных работ. Чрезвы-
чайно marepecuny pao OTH скульпторов Стё-
паняна, Урарту, рксяна, Таряна и др.
Такая выставка обогатила бы программу
декады армянского искусства и познако-
мила бы общественность столицы © луч-

шими произведениями национальных ху-
ДОЖНИКЕОВ.
	Есть еще время ее организовать. Cons
художников Армении должен устроить
изовыставку,
	Армянский оперный театр им. Спендиа-
роза деятельно готовится к ‘показу своих
слектаклей в столице. В августе (после
летнего отпуска актеров) возобновились ре-
петиций опер—«Ануш», «Алмаст», «Лусз-
бацин» и балета «Счастье», включенных в
программу декады армянского искусства.
Заканчивается внутреннее строительство
нового оперного театра в Ереване, a
колоссальной сцене которого будут про-
ходить. последние репетиции перед от ез-
дом в Москву.

Опера «Алмаст» а Спендиарова,
по поэме Ованеса Туманяна) будет пока“
зана в Москве в новых декорациях, ио-
полненных народным художником Арме-
нии Мартиросом‘ Сарьяном.

Большую концертную программу тото-
вит Государственная филармония. В чис-
ле номеров-ансамбль национальных инст.
pyMenros Радиокомитета ‘и выступления
осударственного джаза Армении, испол-
няющего записанные в селах республики
народные песни, из которых особенно ин-
тересны лирическая «Пришелец © гор»
(«Сари-гиялин),  «Гулянье в Гюмру»
(«Гюмру-кеф>) и плясовая «Хорот-эр».

Крайне жаль, что Управление по делам
искусств Армении решило не показывать
	Партийная жизнь
	_ 06 индивидуальном
в партию
	За пять месяцев, прошедших после
XVIII cesta ВКП(б), в партию вступило
немало представителей художественной
интеллигенции. Первичные  парторганиза-
ции театров, творческих союзов, музеев,
художественных вузов проделали энер-
тичную работу. Приняты з-партию › дейст
	вительно наиболее передовые люди из pes
ды работников искусств.
	Но в этой положительной работе пар-
тийных организаций проскальзывает к06-
где опасная тенденция: принять как мож-
но больше людей, провести «кампанию»
как можно быстрее,
	Чем иным можно 0бяснитБ, что пар-
тийная организация Московского театра
сатиры, насчитывающая 6 коммунистов,
приняла в свои ряды .за два с полови-
ной месяца `9 человек? Приняты были
в партию все, кто подал 0б этом заявле-
ние. Ни одна кандидатура не была от»
клонена на партийных собраниях. Котда
же бюро Советского райкома ВКП(б) при-
ступило к обсуждению принятых в канди-
даты партии, оно вынуждено было’ по-
править партийную организацию Театра
	сатиры,
Возьмем к примеру актера т. X. B ero
	биографии есть моменты, которые должны
	были бы привлечь более пристальное вни-
мание коммунистов. Однако ‘партийное
собрание полошло к обсуждению кандида»
туры легкомысленно. Райком постановил
от приёма т. Х. в кандидаты партии в03-
	держаться.

Парторганизация Театра ародного
творчества приняла в а КИ (б)
	т. С. При обсуждении этой кандидатуры
на заседании бюро райкома выяснилось,

что т. С политически неграмотен, не
	читал лаже устава партии, не знаком ©
	решениями ХУШ партс’езда. Не mosago-
	тившись предварительно 0. повышении
идейно-политического уровня товарища,
парторганизация поторопилась принять его
	в Dann ВКИб).
	Собрания по приему в партию иной раз
поминали торжественные. заседания,
	напоминали торжественные. заседания.
Помпезняя обстановка. ‘в которой проис-
	ходил прием в партию артиста ли, худож-
	ника, музыканта или другого деятеля Hee
кусства, лишала коммунистов и присут-
ствовавших на собраниях беспартийных
возможности здраво, деловито, принци-
пиально обсудить кандидатуру. Как-то
ведь неловко вносить диссонанс в общий
хвалебный тон. Так и получается, ITO
вступающий в кандидаты партии товарищ
получает на собрании нечто вроде «отпу-
	щения всех грехов»,
	Ещё #8-ва занавеса доносятся странные,
блухо рокочущие звуки, точно ворчание да-
иекого. грома. Трудно утадать, какой музы-

ый инструмент способен их пройзво-
Yara, Даже когда занавес открывается, не
сразу понимаешь, в чем дело. Глаз слиш-
‚ком ослеплен великолепием зрелища.

Как трубы, звучат мощные чистые крас
ки. Вов цвета взяты в полную силу. ow
но жар, полыхает оранжевый ковер, затя-
тивающий всю заднюю стену. Синие, 6бе-
лые, красные, желтые узоры лишь под-
черкивают яркость оранжевого фона, С
ним перекликаются пунцовые боковые по-
мотнища с зеленым и белым орнаментом.
Все это создает впечатление какой-то чу-
десной феерии цветов. И на этом ярком
отненно-красном поле стройно, все разом
движутся то вверх, то вниз десять гигант-
ских сверкающих труб. В их размерах, В
самой их форме, в тлухом рокоте их го-
осов, согласной медлительности их дви-
жения есть что-то непередаваемо старин-
	ное. Они будят воспоминания о фресках
средневековых мастеров.
Это — карнаи, трубы, превышающие
	рост человека. Вначале нё замечаешь, кто
играет на них. Видны только руки да
толовы в чалмах.

Сцена вначале кажется пустынной. До
самого низа она задрапирована коврами.
Внезапно нижние драпировки разом. ar
дают, открывая стоящих полукругом лю-
дей в цветиотых одеждах. Вышивки, пар-
ча, шелк,. златотканные головные уборы
женщин—все это искрится, мерцает, го:
рит. Желтым глянцем спелого плода от:
ливают круглые бока смычковых струнных
инструментов — тыджаков, верхняя дека
которых блестит, как темный перламутр,
Карнаи кажутся золотыми. Коричневым
лаком лоснятся длинношейные домбры,
рубабы с толстым кузовом вроде большой
восьмерки.

Словно гулкие катли дождя по крыше,
постукивают большие бубны-—дойры, паг
сторально звучат свежие, нежные голоса
наев—флейт. Весенней степью, светлыми
просторами, пахучими ‘травами ‘горных
пастбищ отзываются они. ,

Несмотря на то, что оркестр играет в
унисон, богатство тембрового колорита по-
ражает. Ритмическое разнообразие. ‘тон-
кость нюансов изумительны:

Народное искусство Таджикистана —
искусство высоких художественных тради-
ций, восходящих к незапамятным врёме:
нам. Таджикистан-—Бактриана античных
теографов — один из древнейших очагов
культуры в-Средней Азии. Походы Алек-
сандра Македонского. вторжения арабов,
китайцев, тюрков, монгольское завоевание,
царское колонизаторство — весь этот ряд
спустошительных войн, стиравших с лица
земли целые города, исчертивших многс-
	ОО
	датов надо постоянно и умело воспить.
	вать. Приемом в партию отнюдь не закан: `
	чивается. & наоборот, лилть начинается ра,
бота в молодыми коммунистами,

Не кто иной как первичная парторгани.
зация обязана по-большевистски воспиты:-
вать новое пополнение, Нам кажется не’
правильным, даже опасным, когда ма»
ленькая и не очень сильная парторгани
зация зв 1— месяца включает в свов
ряды вдвое-втрое больше молодых кан:
	лидатов. чем весь «старый» ее состав, Два.
	тит ли У нее сил, чтобы «освоить» попол»
нение?

В том же Театре сатиры парторганиза
ция, поглощенная всецело проблемой ро’
ста, не провела ни одного совещания 9
молодыми кандидатами партии, не орга.
низовала теоретической конференции, ие
устроила ни одного собрания по обще:
политическим. общепартийным вопросам,
Вступив в партию, творческие работники,
естественно, способствуют большему Bana
нию первичной партийной организации на
творческую жизнь. делают ee Somes зан,
тересованной и компетентной в художе
ственных вопросах. Эти вопросы чаще наз»
чинают . обсуждаться  парторганизацией,
Это очень хорошо, очень важно. Но у nas
есть примеры, когда на протяжении 3—
4 месяцев  парторганизация занимается
только производствевными вопросами, пре
небрегая учебой. не руководя обществеяе
ными организациями: ‘забросив работу сре-
ди избирателей и т, д. Партийные собрь,
ния здесь превращены. в ‘своеобразные
производственные совещания коммунистов,
Работа ведется односторонне. Хозяйствен,
ная работа не сочетается с политмасс0в0й
по той простой причине, что последняя
вовсе забыта, Какое же воспитание в OTHE
условиях получает молодой; только чмо
пришедший в партию кандидат? А ведь
молодому коммунисту надо внупить ув’
жение в обязанностям члена партии, к
партийным решениям, к партийным ‘©.
браниям, к партийной дисциплине,

Нам кажется, что, в частности, больтая
роль в воспитании кандидатов ВКП(б)
должна принадлежать ‘рекомендующим,
Ведь большинство поручителей — в
обычно члены местной парторганизации,
Но принято считать, будто миссия pend
мендующего исчерпывается лишь выдачей
рекомендации при вступлении в кандида
ты. Партия учит нас во всей работе со
четать старые и молодые кадры. Для пер’
вичных парторганизаций учреждений ис’
кусств особенно важно помнить 06 втоу
сейчас, когда они получают такое боль
‘ое пополнение. Почему бы не практик
вать совместные совешания, беседы, това
‘рищеские обсуждения некоторых вопро’
сов. молодыми коммунистами вместе в ре
комендовавшими их ‘в партию? Почему
не. построить систему - партийных заданий
так, чтобы «новичок» мог работать рядом
с членом партии, перенимая У Hero Ips
	с членом партии, перенимая у него пра’
вильные *партийные методы. приемы, под
ход, большевистский стиль в работе? По.
чему бы, наконец, не созывать специаль’
но партийные собрания по вопросу о в05
питании вновь принятых в партию?

А вель лаже в крупнейших  театраль
	вых партколлективах, таких, как ГАБТ,
Малый театр и др, принявших после
с’евда большие группы людей в ряды пар,
THR, HH разу по-настоящему не продумала
	вопроса 0 большевистоком воспитании Dal
	тииного пополнения.

Индивидуальный отбор в партию и 806
питание вновь принятых=—одно от друюю
неотделимо; это важнейшая задача” пер.
вичных парторганизаций художественных
	предприятий и учреждений.
: Г. СМИРНОВ
	Московские гастроли Тбилисского
государственного грузинского театра
	им. К, Марджанишвили. «Из искры»

НП. Дадиани,  На фото: заслуженная

артистка Грузинской ССР В. Анджа-
паридзе в роли Цабу.
	oo og
	НОВЫЕ
ПЬЕСЫ
	«АННА ЛУЧИНИНА»
	Моя новая пьеса «Анна Лучинина», ко-
торую я пишу для МХАТ, посвящена
любви и дружбе советских людей. Она го-
ворит о подвиге советской женщины. Дей-
ствие происходит в колхозах в наши дни,
В пьесе пять женских ролей и семь муж.
ских. «Анну Лучинину» я закончу в сен:
	тябре,

К. Финн

«ГАШКАУ
	Моя новая ‘нъеса «Сашка» написана 0
молодом человеке, советском ученом. Как
товоритбя в подзатоловке, это — «комедия
о любви, о дружбе, о романтике и 0 том.
что иногда бывает, но быть не должно».
Я написал о человеке большой внутрен-
ней чистоты и собранности. Страсть по-
знания толкает ето на исследование труд-
нейших, недоступных еще областей науки.
Эта благородная» страсть подчиняет вс8
его помыслы и чувства, сохраняет его
цельным, защищает от пошлости. Она
ставит ето в «неудобные», иногда .мучи-
тельные отношения © людьми другого
склада, практичными,  покладистыми,
людьми «небольшом дыхавчя». “›

— Ты человек очень хороший, a врагов
у тебя больше, чем у любого подлеца, —
товорит ему ето друт Ковров, юноша го:
раздо более покладистый и «леткий».

В этой пьесе я говорю о мере челове“
ческого взаимопонимания, о том, как ©03-
дается дружба, . способная выдержать боль-
шие испытания, O том, как в борьбе силь:
них, непримиримых людей с обыватель-
	‚щиной,. мелочностью, суетностью очищает:
	ся моральная атмосфера.
	Видимо, в погоне за ростом парторгани-
зации кое-где оказался позабытым прин-
цип индивидуального отбора в партию,
принпяи который арляется незыблемым
	ПРИНЦИЦ,
ЗАКОНОМ.
	В докладе на ХУШ партеезде т. Жда-
	нов исчерпывающе раз’яснил этот вопрос,
Он указал, что некоторые товарищи
«исходят из неправильного представления,
будто партия больше не намерена ва6о-
титься © качестве овоих членов и широ-
ко открывает двери для всех, кто поже-
	лает в нее войти, Такие неправильные
взтляды не имеют ничем общего © уста-
	новками партии Ha строго’ индивидуйль-
ный прием в ряды. партиу действительно
передовых работников. Означает ли, что
существенные изменения порядка приема
в партию в какой-либо ‘мере ослабляют
испытанный, ленинский принцип индиви-
дуального отбора в партию? Ни в коем
случае».
	Спешка: погоня 88 количеством приво-
дят в забвению’ воспитательной работы.
Ведь принятых в партию молодых ванди’
	’ Отчет секретаря партбюро
	на бюро Киевского РК ВКП(б) г. Москвы
В парторганизацию управления музы.
кальных учреждений входят коммунисты,
работающие в аппарате управления ив
государственных музыкальных  коллекти’
вах. Здесь об’единены высококвалифици
	рованные музыканты, целые ансамбли #0
полнителей.
	Политическое руководетво этим отрядом
художественной интеллитенции—дело вёсь’

ма сложное. Этого не оценило партийнов
бюро. Поэтому оказалось, что политмассо:
вая работа ‘в организации запущена,
	Обычно к секретарю партбюро, как в
лучшему другу и советчику, обращаются
не только коммунисты, но и беспартийные
06 этом в управлении музыкальных учре.
ждений говорят, как о несбыточной мечте,
Здесь даже коммунисты отвыкли обрв-
щаться к т. Сурину как к секретарю парт
организации. Ведь он начальник управле
	ния, у которого дожидаются приема посе
тители в порядке очереди.
	В партбюро неоднократно поступали си»
налы, но бюро, в составе которого все19
четыре товарища, поглощено нескончаамой
внутренней распрей. Естественно, что ком:
мунисты и беспартийные перестали обра
щаться в бюро парторганизации по вся’
вим волнующим их вопросам,
	В коллективе имеют место , нездоровые
явления, беспринципная склока травля,
клевета. Характерный случай. На комму
ниста т. Леонгардта поступило множество
клеветнических заявлений. Об этом было
известно партийному бюро, ‘но и тут 010
оказалось неспособным привлечь к ответ
ственности людей, повинных в дискреди’
тации коммуниста. Только вмешательство
(правда, несколько запозлалое) Киевского
	районного комитета партии положило 910.
му конец.
	Киевский райком подошел чрезвычайно
серьезно к обсуждению дел в парторганя
вацни управления музыкальных учрежде
ний, До постановки вопроса на бюро рай:
ком выделил специальную комиссию, кото:
рая всесторонне, чутко и внимательно из
учила работу парторганизации, беседовала
с десятками коммунистов и беспартийных
	Отметив неудовлетворительное состояние
партийной работы в управлении Музы
кальных учреждений, районный комите
партии обязал партбюро в ближайшее вре
мя созвать собрание коммунистов и. широ
ко обсудить все вопросы, поставленные 5%
бюро районного комитета.
	Р. ЗВЕРИНА
	’ На заседании бюро Киевского райкома
партии г. Москвы состоялся отчет секрета.
ря партбюро управления музыкальных
учреждений Комитета по делам искусств
при СНК СССР,

Подробно и обстоятельно говорил доклад-
чик о деятельности музыкальных коллек-
тивов, о квалификации’ и оплате труда
музыкантов, о непомерно высоких гонора-
рах некоторых артистов, о делах финансо-
	вых, о <жучках»-администраторах и т. д.
	Тщетны были попытки узнать из докла-
да 0 состоянии партийной ‘и политмасоо-
вой работы в коллективе, о жизни комму.
нистов, 06 их производственном и полити-
ческом росте.

Создалось впечатление, что доклад дела-
ет не секретарь партбюро, & хозяйствен-
ный руководитель учреждения. Впрочем,
так оно и есть. Секретарь партбюро
т. ‘Сурин в течение долгого времени яв-
ляется одновременно и руководителем
управления музыкальных учреждений.

Из немногочисленного состава бюро (все.
го 4 человека) заместитель‘ секретаря
т. Кузьмин является в то же время замес.
тителем т, Сурина. и по административной
линии. Тов. Сурин целиком поглощен хо-
	зяйственной работой и партийной не уде-
ляет должного внимания.
	Коммунисты этой организации не при-
помнят за’ последние месяцы собрания, на
котором стояли бы интересные вопросы
	внутренней производственно-политической
жизни управления,
	Необычайная активность коммунистов
музуправления на бюро райкома при от-
чете секретаря партбюро в значительной
мере об’ясняется тем, что коммунисты ва-
говорили о своих внутренних делах впер-
вые за много месяцев.

Тов. Сурин, уже два года являющийся
секретарем парторганизации, в прошлом,
до назначения его начальником управле-
ния, работал неплохо.

Знакомясь в планами работы, видишь,
что составлял их человек, хорошо внаю-
щий заДачи партийной организации. Здесь
и отчет секретаря партбюро, и доклад о
музыкальных коллективах, и вопросы ра-
боты на избирательном участке, и заслу-
шание итогов всесоюзного музыкального
конкурса и Т. д.

Но как далек этот план от действитель-
ной практики партийной работы. управле-
ния музыкальных учреждений! Из 11 ме-
роприятий, намеченных, например, К 06у-
ществлению еще в январе — феврале, ни
одно не проведено в жизнь.
	Народный танец в исполнении Ашуры
Насыровой
	Фото Е. Волкова.
оо
	«МОЛЬ» Н, Ф. ПОГОДИНА
	Н. Ф. Погодин закончил новую пьесу
«Моль». Это острая современная комедия:-
сатира. Моль в пьесе Погодина олице:
	творяет женщина, которая становится на
	пути двух одаренных сильных людей,
Комедия показывает, как пошлость, обы.
вательская безыдейность, жадность и огра.
ниченность ‘ способны на время парализо-
вать творческую волю человека.

Свою пьесу Н. Ф. Погодин передал для
постановки Московскому государственному
театру Ленинского комсомола.
	вековую историю страны багряной полосой
пожаров и крови, — пронесся над Таджи-
кистаном, но не в. силах был до конца
истребить основы его народной культуры:
Наоборот, большинство завоевателей сами

ей подчинялись,
Сейчас, под солнцем’ Оталинской Кон-

ституции, искусство Таджикистана расцве-
ло невиданно пышно. U6 этом красноречи-
во говорят выступления участников худо-
жественной самодеятельности на Всесоюз-
ной сельскохозяйственной выставке. Кра-

сочное оформление концерта (художник
	«‹АНТИФАШИСТСКИЕ ПЕСНИ
	«пройденный этап» музыкального творче-
ства. Сборник вместе с тем убедительно
доказывает, что приемы, которыми харак-
теризуются, скажем, песни Дунаевского,
братьев Покрасе, Дзержинского (речь идет
о действительно удачных песнях этих
композиторов), далеко не  исчерпывают
творческих возможностей, заложенных в
жанре массовой революционной песни.
Каких поразительных художественных
	Взоры внтифалтистов воего мира обрз-
щены к Советскому Союзу, стране побе-
дившего социализма. Старейший француз-
ский композитор, один из руководителей
Народной Музыкальной Федерации Фран-
ции, маститый 72-летний Шарль’ Кехлин
	в песне «Свободу Тельману» пламенно
восклицает:

Слушай нас, Нью-Йорк,
Лондон и Париж,
Нанкин и Шанхай,

В этот час Москва
*Флагами горит.

Трудящиеся массы  капиталистических
стран, борющиеся в фашизмом, твердо
знают, что их крепость — это р, стоя-
	щий на страже мира, но в любую мину-
ту готовый с оружием в руках выступить
на защиту угнетенною человечества, —
как это поется в заключающей сборник,
облетевшей весь мир песне братьев Дм.
й Дан. Покрасс:
	Воли завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, — —~
Как один человек, весь советский народ
За свободную родину встанет! ’
	Сборник «Антифашистокие песни» —
значительный вклад в нашу песенную ли-
тературу. Не вое в этом сборнике ново,
HO это си не грех. Наоборот, составитель
сборника поступил правильно, включив в
него и впервые публикуемые антифашист-
ские песни и такие, которые завоевали
уке себе право считаться классикой ре-
волюционного песенного творчества (такие
песни, как «Стальные колонны» Паласио,
«Красный Веддинг» Эйслера и потрясаю-
	щая «Песня болотных солдат» в 60 же
	обработке).

Основное в таком издании, как сборник
антифашистских песен, вовсе не обяза-
тельная «новизна» каждого из составляю-
щих его произведений. Главное — это со-
четание политической устремленности с ху-
дожественной полноценностью. И этими ка.
чествами сберник «Антифашистекие пес-
низ бесспорно обладает.

Как часто, просматривая вновь выходя.
щие песенные сборники, приходится с
трустью убеждаться в том, что лишь не:
	Эти песни проникнуты смертельной не-
навистью к фашизму, исполнены непоко-
лебимой решимости трудящихся масс
до последней капли крови защищать свои
права и свободу. -
	Стонет Китай от волчьих стай.
Грабят враги родной Китай.
 Если нот оружья, soe
Камнями бей японцев, бей!
	поет китайский народ, героически Cpa-
жающийся против озверелых японских
бандитов.
	Против банды грабителей кровавых,
Против лжи, и насилья, и погромов,
За народ наш, за жизнь его и славу
В бой илем мы!
	говорится в песне испанского композито-
ра Карлоса Паласио.

В годиву страшного несчастья для чехо-
словацкого народа, предательски отданного
в руки немецкого фашизма, чешский ком-
позитор Я. Вжек говорит в своей песне;
	Нас. не сломят
Непогоды,
Закалимся в борьбе.
Край родимый,
Край свободный
Отвоюем 066е!
	остальных предоставляет  перепевы уже
когда-то сказанного, & серость и штамп
в них. иллюстрируют лишь равнодушие

авторов песен (и поэтов, и 5омпозиторов)
к избранной ими теме.
	Политическая страстность, глубокая
творческая искренность -— вот чем цен-
ны произведения, входящие в. сборник
«Антифашистекие песни». Эти песни на-
	писаны кровью сердца. Вот почему так
волнуют «Стальные колонны» Паласио.
		ОК 5 Ах Е. > ПАТИ ых В

«Стальные колонны» Паласио.  2Ффектов можно достигнуть в этой обла-
	«Песня голодного похода» Алана Буш,
«Свободу Тельману!» Кехлина, «Народный
фронт» Маншинтера, «Колыбельная   песня»
	Франца Сабо, «Враг не пройдет» В. Коче:
TORA.
	Отсюда рождаются и яркостБ мелодиче-
ских образов, и ритмическое разнообразие,
	и индивидуальная характерность форм пе-
	сен, В сборнике очень мало песен, схожих
по приемам. Почти танцовальная легкость
темпераментных трехдольных испанских
народных революционных ‘песен, — как
непохожа она’ на. суровую маршевую по-
ступь ‘«Красного Веддинга» Эйслера! Po-
мантическив гармонии в «Песне ` голодного
	  похода» Алана Буш резко отличаются от
	скупой лаконичности гармонического язы-
ка в «Песне болотных солдат», Как дале-

ки друг от друга драматическая лирика
«Колыбельной песни» (Ф. Сабо от герои-

ческой лирики в песне братьев Покрасс,
как различны «Песня народного фронта»
	. Томилина и «Близок день» Т. Хренни-
KORA.
	Композиторы ищут новых средств музы-
кального выражения. Кехлин, например,
всю свою песню построил на поступенном
восхождении до-минорной гаммы. Такой
прием мог бы показаться искусственным,
можно было опасаться, что подобная пес-
ня явится мертворожденным продуктом
«головного» творчества. . На деле это He
так. Песня исполнена подлинного чувства)
ее ритм взволнован, Эта песня — оратор-
ское восклицание. Меньше всего можно
бы упрекнуть Кехлина в каком бы то ни
	было формалистическом экспериментатор.
стве. ; ,

Сборник «Антифашистскив песни» —
	сти, показывает «Ночная песня в транше-
ях» молодого испанского композитора Лео-
польдо Кордона (из сборника «Три воен-
ные песни республиканской Испании»,
изд. «Искусство», 1939 г,), премированная
на гонкурсе 1937 г,, оргйнизованном: Цент-
ральным музыкальным советом Министер-
ства народного просвещения _ Испанской
республики.  Проникновенная лирика
«Ночной песни в траншеях», ее ‘простая
и вдохновенная музыкальная речь вастав-
ляют вспомнить о песнях Бетховена и
Шуберта, Глубокая интимность сочетается
в этой песне с настоящим героизмом че-
ловеческото духа, возвышенного пламен-
ной и самоотверженной любовью к роди-
не. «Ночная пебня в траншеях» — новое
слово в области революционного песенно-
то творчества. Скажем прямо: массовых
песен такого типа мы до сих пор еще не
встречали,

Массовая революционная песня играет и
долго еще будет итрать большую роль в
борьбе трудящихся масс против фаптизма
и военной опасности. Советские компози-
торы немало сделали и в этой области му-
выкального творчества. Многие антифалти:-
стокие. антивоенные песни советских ком-
позиторов приобрели васлуженн попу-
лярность далеко за пределами СР.
	Сборники антифашистских песен, из-
данные за последнее время, — еще одно
яркое доказательство того, как глубоко
захватывает антифашистокая тематика
творческую мысль и советских и передо-
вых зарубежных композиторов.

’ В заключение следует отметять выоо-
кое качество переводов и новых ориги-
яальных песенных текстов, сделанных для
сборника поэтами М. Светловым, С. Бо-
лотиным. Т, Сикорской, Я. Родионовым
	Д, РАБИНОВИЧ
	Дух интернациональной солидарности
трудящихся веет над каждой страницей
этого замечательного сборника, дух верно-
сти идеям  вародного  антифапистского
	фронта,
	Твердо запомни, друг
Все мы — семья;
Дело рабочих рук —
Мир отстоять.

`Враг злобен и силен,
Наш строй — един.
Помни, Народвый фронт
Непобедим...
	Подписка. на Заем Третьей Пятилетки
	кусств подписались на 1.961.000 рублей
по Харьковской — 945.000 рублей,

По Приморскому союзу Рабис подписка
составляет 193.000 рублей. по Хабаровске
	Му — 476.695 рублей, по  Читинскому —
155.000 рублей.
	Заканчивается подписка по Ивановской
области, где к 16 августа’ было охвачено
94 проц. общего количества работников
	№
85.000 работников ры подписались,
по данным ЦК союза Рабис на 16 авгу»
ста, Ha Заем Третьей Пятилетки на сум
му 81 млн. рублей.

Полностью закончена подписка ‘по. Ве.
лорусской ССР (983.900` руб.). По Грузин-
ской ССР сумма подписки составляет
1.058.000 рублей, Подниска продолжается
По Киевской области 4.856 работников ис.
	поется в песне немецком композитора &H-
тифашиста Маншингера,
	Государственное музыкальное издатель.   трустью убеждаться в Том, что лишь н6-   это ответ скептикам, пыта
во, 1939 г. Составитель и редактор большой процент песен стоит на высоком   ждать, что массовая песня
в LUlmeeocon. художественном уровне Большинство же   бя как жанр», что она-де