Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ЧЕТВЕРГ
	24.
августа
1939 года
	Год издания Х
		СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО
	Орган Комитета по
		делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств -
	ЗАЕМ.
ТРЕТЬЕЙ ПАТИЛЕТКИ
	ЦК союза Рабис подведены итоги реали:
зации Займа Третьей Пятилетки (выпуск
второго тода) по местным организациям
союза работников искусств. °°
	Работники искусств подписались на заем
на сумму 34.602 тысячи рублей. Эта циф-
ра будет уточнена по возвращении ряда
работников искусств из гастрольных по-
ездок и из отпуска. По Москве подписка
составляет 8 миллионов рублей, по Ленин-
траду — 3.331 тысячу рублей, по Грузин-
ской ССР — 1.306 тысяч рублей.
		На демонстрации в г. `Ворошилове в годовщину победоносного штурма сопки
Заозерной. На снимке (слева направо); Герой Советского Союза капитан т. Ла-
зарев, писатель Всеволод Вишневский, Герой Советского Союза комдив т. Рыча-
	гов, комдив т. Попов, Герой Советского Союза полковник т. Бочкарев, депутат
Верховного Совета РСФСР, народный артист РСФСР. т. Черкасов, член Военно-
‘го Совета 1-й Отдельной Краснознаменной, армии кор усной комиссар т. Зимин,
начальник политуправления 1-й Отдельной Краснознаменной армии т. Ро-
	маненко
	№ 64 (644)
		Цева 30 коп.
			Когда пытаешься вопомнить
	II т. Г ОТ МАХ. INE ARNE ME TLE L By прошлый
уосковский оперный сезон пои
	И АА ОВО Ы ды OMBICIEHHO
подвести некоторые _ итоги, касающиеся
	советского оперного чворчества, невольно
пановишься втупик: что, в самом деле,
считать итогом и как- вообще «вести
счет»? За весь сезон в московских театрах
поставлены были только две советские
оперы: ‘в театре Станиславского «Дарваз:
ское ущелье» и в Большом театре «Мать»
Желобинского. Итоги, что-и говорить, скуд-
ные, Но одновременно `нам_ известны до-
брых два десятка, если не больше, закан:
чнвающихся или уже законченных новых
опер, лежащих в портфелях композиторов,
Как же быть-—отнести эти оперы тоже к
итогам, или, поскольку они еще не видели
света рампы, считать их пока «не суще-
свующими»? Несомненно одно — сопо-“
ставляя количество поставленных и не по-
савленных в прошлом сезоне’ новых. со-
зетских опер, можно подвести один бес-
‘порный итог. Между наличной продук-
цией наших композиторов и постановоч-
	ными темпами оперных театров сущест-
вует весьма серьезный разрыв.
	Давно кануло в прошлое то время, ког-
да театры должны были выискивать но-
вые советские оперы, когда оперы эти бы.
	ли все наперечет и выбирать: театру было
просто не из чего.
	Сейчас — не то, Можно смело утверж-

дать, что никогда ни в одной стране одно:
временно не создавалось ‘столько ‹ новых
оперных произведений. Мы вступаем в пе-
риод отромного расцвета советского опер-
ного творчества. Вести о ` новых операх
приходят буквально отовсюду — о Мо-
ве мы уже говорили. На’ заседании ху
дожественного совета при Комитете по де-
лаи искусств при СНК СССР. И. 0. Ду-
невский заявил, что в Ленинграде пи-
шется 26 оперных произведений. Новые
оперы созданы в Киеве и в Белоруссии,
з Армении и Узбекистане, в Сталинабаде
Ев Свердловске, в Казани ит д.
	Но какая малая толика попадает из них
ha подмостки театров! B Москве’за целый
од увидели свет две оперы. Большой те:
р умудрился за весь сезон ограничиться
одной плохой постановкой’ «Матери»; в
Ленинграде поставили ту же «Мать» и не
менее плохого «Порса». Ясно, ‘что так
дальше продолжаться He может.
	Беда заключается в том, что обстановкя
на оперном Фронте создалась ныне. новая,
работают театры по-старому. Пришло
время в корне изменить всю систему ра-
боты тезтров над советской оперой.
	Па только о расширении, но и об углуб-
ленин работы над советской оперой долж-
Ba ити ныне речь, Театры — мы. гово-
рим о театрах, ведущих активную репер-
тузрную политику в области ; советской
оперы — все последние TORE в:своей рабо-
Че обычно ориентировались (продолжает-
(Я 910 н сейчас) на одного, много двух
хомпознтороя, Несколько лет’ назад такие
зооаторы были  мблодыми, фробкими,
‚ ычинающими авторами. Тезтр выводил их
(8 люди» помогал создавать первые опе-
ры, ставил эти оперы. Ho ва первыми
произведениями следовали другие, юные
композиторы выросли, возмужали, давно
уже стали разговаривать басом. А театр,
выпестовавший их, попрежнему на них
Тлядит KAR Wa не умеющих летать птен-
Цов, тов оправдать молодостью и не-
опытностью любые их ошибки, отсутствие
	Накануне
призыва в РККА
	‚В дни призыва в Рабоче-Врестьянскую
Красную Аруню и Военно-Морской Флот
перед работниками искусств поставлена за-
ДАЧа—показать лучшие образцы  культур-
ного шефства. Вся масса работников ис-
вусств должна быть привлечена для 0б-
‘уживания призывников, Центральный
KOMHTeT союза работников искусств одоб-
DI инициативу крупнейшей организация’
Рабне — Московского областного комитета
$ увеличении количества концертов для
призывников в 1939 г. на 50 проц. про-
ив 1933 г. Артисты Москвы дадут на
призывных участках 450 концертов, & mu.
писцы и скульпторы будут оформлять
призывные участки. .
	Работники искусств Киева организуют
130 шефских концертов (в 1938 г.—90),
Днепропетровска —75 (в 1938—50), Баку—
1% Архангельска—75. ‘
	Военно-шефская комиссия’ Архантель-
кого обкома Рабис в течение всей при-
зывной кампании 1939 г. организует на
REX призывных Участках свыше 100
показов рабочей и колхозной самодеятельз
	ности. Днепропетровские работники HC
кусств устраивают несколько встреч луч’
ших мастеров сцены с призывниками,
	И И
Премирование молодых
художников
	опи и оргкомитетом выставки Молодых.
ХУДОЖНИКОВ, посвященной 20-летию
ВЛКСМ, присуждены премии за лучшие
работы,

Из художников-живописцев первую пре“
uno (5000 руб.) получил художник
РВ, Павловский. три вторых премии (10.
3000 руб) -- художники А. И. Лажтио“
нов, Т. И Ксенофонтов, М. Т. Хазанов»
пять третьих премий (по 2000 руб.) при“
‘уждены Е, А. Зайцеву, И; М. Гурвич,
К. Г. Дорохову, 0. М: Непринцеву, М. В.
Добросердову: три четвертых. премии (по
1000 руб) получили М. И. Моносзон,
К. С. Окмонян, Г. И. Цейтлин.

За графические работы’ вторая пре“
мня (1500 руб.) присуждена TI. А. Ереми-
Hott: четыре третьих премии (по 750 руб.)
— П. И Баранову; B. Е Винокурову.
Ш. Р Коган. ВБ. И. Кожину.
		(000 руб.) присуждена Е. М. Абола

четыре третьих премии (п9 2000 py6.) ~
м мы а -& о ИР Ji. B.

ROBY;
	стникам BHI
аньг премии
	3. А. Постыляковой, С. И. Ангиндер,
Лопатинской. Н. IL Шапошникову.

О0етальным художникам участник:
ставки за лучшие, работы выданы т

8 750 и 500 руб:
	Мастерства, & иногда и нежелание. учить-
ся,

Нусть нас хорошо поймут: мы всячески
ратуем за творческую дружбу композито-
Pa и театра. Мы за «режим особого блато-
`приятствования» в наших театрах для со.
ветских авторов и для советской оперы. Речь
идет ‘о другом: чрезмерно снисходитель-
ное отношение, \да еще не к новичку, а К
опытному композитору, нередко действует
на такого композитора развращающе: он
перестает ‘работать над собой, уверенный,
что все, что он ни напишет, будет обяза-
тельно принято к ‘постановке. В ‚результа-
те театр, вместо полноценного художест-
венного’ произведения, получает ‘и ставит
вещь; заведомо слабую, неинтересную, се-
рую. Но этого мало. Каждая подобная не-
заслуженно поставленная опера не. только
портит вкус и слушателей и ‚актеров, ее
исполняющих, но, при недопустимо замед-
ленных темпах’ работы оперных театров,
закрывает доступ в театр. другим произве-
дениям, ‹ более талантливым, более мастер-
ски сделанным, более ‘ярким, затрудняет
доступ на сцену и произведениям  моло-
дых, неизвестных еще, начинающих компо-
зиторов. Мы’ не говорим уже. ‘что на по-
	добную постановк
советские деньги.

у обычно зря тратятся
	Новая ситуация, на оперном творческом
фронте прежде всего выдвигает. необходи-
мость строгого отбора произведений для
постановок. Право выбора, которое ныне
становится обязательным, с одной’ сторо-
ны, значительно облегчает работу театра,
с другой — весьма ее усложняет, ибо вы-
брать среди многих опер одну гораздо
труднее и хлопотливее, чем. просто поста-
вить одну имеющуюся. ! к
	Борьба за глубокую идейность; борьба
за подлинное мастерство в советской опе-
ре должна стать сейчас  ’главной нашей
задачей. Именно она, эта задача, должна
по-новому об’единить театры и композито-
ров. На смелый эксперимент, на’ неустан-
ные поиски новых талантов, выдвижение
новых кадров, новых произведений пусть
направят свою энергию наши. музыкаль:-
ные театры. Но для этого в первую голо-
	BY чрезвычаино важно увеличить. обшую
	«пропускную способность» театра, Три
оперных постановки. на двух театральных

площадках за целый сезон, — как это
случилось с Большим театром в-севоне
1938—39 г, — это абсолютно недопуети-

мые, совершенно нетерпимые темпы. ГРдё
уж при таких темпах думать об экспери-
ментах, о выдвижении новых кадров? А
как раз именно Большому театру’ раньше
других следовало бы развернуть экопери-
ментальную работу по советской опере, в
частности использовав для этого дсцену
своего, филиала (филиал, кстати сказать,
ведь многие. годы и носил название
«Экспериментального театра»). Большому
тевтру.,тем легче это сделать, что малоза-
труженных, а порой и почти не занятых
актеров и режиссеров у него. — избыток;
люди эти, жаждущие работать и учиться;
с удовольствием возьмутся за постановки
	новых опер. Ведь нет для актера и ре-
	жиссера большей творческой радости, чем
работать над новым спектаклем, Над но
вым трудным материалом.
	Периферийные оперные театры в подав-
ляющем большинстве своем живут с
оглядкой на московские театры, в первую
очередь — на Большой театр, Опера, про-
шедшая в Москве, — всегда желанная
гостья на периферийной сцене. Любой пе-
риферийный музыкальный театр охотно
включает ее в свой репертуар. Это вполие
естественно ‘и закономерно. При всем том
Комитет по делам искусств должен про-
водить политику всяческого поощрения пе-
риферийных театров, которые смело и са-
мостоятельно проводят свою репертуарную
линию, заказывают оперы, привлекают ав-
торов, ставят новые, еще нигде. не шед-
итие произведения. i
	Совершенно бесспорно, что без ‚помощи
периферийных театров, одними ‹ силами
театров центральных нам не справиться
со всем множеством новых созданных и
создающихся советских опер. Лучшие из
них уже в ближайшее время должны най-
ти свое сценическое воплощение на под:
мостках наших театров -— такова, важней:
шая задача наступающего оперного сезона.
	Новому советскому оперному творчеству
	в этом. сезоне должна быть широко откры-
та дорога на сцены советских мувыкать:

ных театров.
	«Последний бал» в Свердлов-
ском театре музыкальной ко-

Fae eet &E ee
	р Зо
мелии. Артист Н.

ПР О ПА

роли Лаврова и артист С,

Лыбчо в роли Митяя
	Фото Л. Сурина
по
		__ НОВЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН
	В Большом театре
Союза ССР
	Сезон в Большом театре открывается
1 сентября оперой «Иван Сусанин» на ос-
новной сцене и оперой «Евгений Онегин»
в филиале.

В течение летнего перерыва сцену Боль-
шого театра оборудовали ‘различными ме-
ханизмами и этим в основном завершили
реконструкцию спены, начатую в прошлом
	году. Декорации, костюмы и бутафория
отремонтированы и обновлены.
Начали с’езжаться работники театра,
	сбор которых назначен на 26 августа. Не-
медленно после этого начнутся репетиции,

Из новых спектаклей на сцене Боль*
moro ‘театра пойдет балет «Дон-Кихот»
Минкуса в новых декорациях художника
Рындина. Балет ставят Захаров и Мона-
хов, которые должны восстановить тан-
цы, поставленные в евое время Горским.
Премьера намечена на 22 октября:

В филиале идет подготовка к премьерб
оперы «Хованщина» Мусоргского, которая
намечена на конец ‘сентября. Ставит опе-
ру Раппопорт. Декорации написаны заслу*
женным деятелем искусства К. Юоном.

Оперная труппа приступила к работе
над новой — третьей по счету — оперой
И. Дзержинского «Волочаевские дни». Ли-
бретто поэта В. Гусева. Ставит оперу
творческая бригада в составе С. А. Само-
суда, Б. А. Мордвинова и художника
Н. Вильямеа, уже представившего эскизы
декораций. Судя по эскизам, спектакль
будет исключительно красочным. Срок вы-
пуска этой постановки — январь 1940 г.

В репертуар Большого театра включен
балет «Балла» по Пушкину. Музыка Чу-
лаки, либретто Слонимского. Поставит ба-
лет Р. Захаров. Выпуск спектакля наме-
чен на апрель 1940 тода.

Следующей за «Волочаевскими днями»
оперной постановкой Большого театра бу-
дет опера Узеира Гаджибекова   «Кер-Оглы»
в переводе Рюрика Ивнева. Спектакль Oy-
дет оформлен художником Мустафаевым.
Выпуск спектакля — в июне 1940 г.

Вслед за «Хованщиной» в филиале бу-
дет поставлена опера Р. Вагнера «Вальки-
рии». Дирижером этого спектакля назна-
чен В. Небольсин. Оформление поручено
художнику Тышлеру. Премьера намечена
на февраль 1940 года.

Столетие со дня рождения П. Чайков-
ского в мае 1940 года будет отмечено по-
становкой оперы ` «Черевички». Музыкальб-
ное руководство постановкой _ поручено
А. Ш. Мелик-Палиаеву. Постановщик Б. А.
Мордвинов. Художник Петрицкий.

Наконец, в ноябре 1940 г. в филиале
будет поставлен балет Делиба «Коппелия».

Сверх плана предполагается поставитн
в филиале оперу Россини «Севильский
пырюльник».
	В театре
имени Моссовета
	КОНКУРС НА УЧЕБНИКИ
_ ПО ИСКУССТВУ
	г и .
Комитет по делам. искусств при СНК
	CCCP об’явил Конкурс на составление
учебников: по ‘истории театра СССР —
для театральных институтов, по исто.
рии Музыки наролов СССР. — ‘для общих
	курсов консерватории и по истории изо-
	бразительных искусств СССР — для ху-
	дожественных институтов.

Срок представления рукописей—1 октя-
бря` 1940 года.

Устанавливаются три премии по каждо-
му виду искусства: три первых премия
по. 50.000 рублей, три вторых премии
по 30.000 рублей и три третьих премии
yo 10.000’ рублей” Авторы премированных
учебников сохраняют право, на_ получение
гонорара при издании их учебников.
` Учебник по истории тзатра СССР. дол-
жен быть рассчитан. на изучение всего
курса в течение 160 часов занятий с пе-
дагогом. Об’ем учебника не должен пре-
вышать 30 авторских листов, из них до
5 ‘листов отводится на иллюстративные и
		‘учебно-вспомогательные материалы (фото,
	схемы, рисунки, биографии и т: д.).

Учебник по истории музыки народов
СССР не должен превышать 45—50 автор-
ских листов, из них 16 листов иллюстра-
ций и нотных примеров. Изучение курса
также рассчитано на 160 часов занятий в
педагогом,

Учебник по истории ивобразительных
искусств народов СССР должен быть со-
ставлен с учетом прохождения курса в
280 часов. Об’ем учебника — He свыше
30 листов, из них 5 листов иллюстраций.

Образованы специальные = комиссии.
Председателем комиссии по рассмотрению
учебников истории музыки народов СССР
назначен А. Б. Гольденвейзер. Комиссию
по учебникам истории театра СССР воз-
тлавляет зам. председателя Комитета по
делам искусств А. В. Солодовников. Прел-
седателем комиссии по учебникам истории

изобразительных искусств назначен И. 5.
Грабарь.
	В ЦК союза Рабис
	Президиум ЦК, союза работников, ис-
кусств обсудил вопрос об учете и распре-
делении театральных кадров в системе Уп-
	равления по делам искусств при СНК
РСФСР.
	Президиум ЦК констатировал, что при-
каз №.221 Комитета но делам. искусств
при СНК CCCP д стационировании теат+
ров сыграл положительную роль — боль:
нтинство артистов периферии   остается на
постоянной работе. Однако, вследствие от-
сутствия четкой системы распределения
театральных кадров в областях и краях.
а также в республиканском управлении,
недооценки этой работы  отдельными ^Ди-
ректорами театров, а также. слабой. поли-
тико-воспитательной работы ряда местных
союзов Рабис, не ведущих к_тому же ре-
шительной борьбы с летунами и рвачами.
в нынешнем году наблюдается приезд в
Москву большого числа работников ‘ис
кусств с целью заключения новых догово-
ров и повышения ставок. Таким образом
в Москве снова создаётся «актерская бир-
ва».
	ЦК союза наметил практические меро-
приятия по улучшению системы учета и
четкого ‘распределения актерских кадров.
Местным ‘организациям союза” нредлагает-
ся Усилить контроль за, работой директо-
ров театров в части принятия ‘и увольне-
ния актеров. повышения окладов и пр.
	ххх ,
По плану 1939 г. на Строительство ас-
	сигнуется 9.620 тысяч рублей, в том чис-
ле на строительство домов 5.610 тысяч,
	общежитий — 4.010 тысяч. Строится дом
для артистов оперы в: Киеве, дом акте-
	ров в Алма-Ате, общежитие для артистов
в г. Фрунзе, общежитие для студентов
консерваторий в Ленинграде, Киеве, Epe-
Bane и’ др.
	За 7 месяцев план по строительству вы-
полнен всего на 24 процента, а больного
жилого дома в Москве — на 18 процен-
тов, За первое полугодие введены в экс-
плоатацию только две секции (24 кварти-
ры) жилого дома артистов оперы в Кие-
ве, два стандартных 12-квартирных жилых
дома в Измайлове (Москва).

ЦК союза постановил обратиться в пра-
вительственные органы с просьбой содей-
ствовать обеспечению строительств нуж-
ными. материалами и обратил внимание
Комитета по делам искусств на необходи-
мость Улучшения контроля и руководства
строительством.
	Столетие со дня рождения 9, Ф, Направника
	тра. Большая заслуга Направника состоит
в том, что он был проводником почти всех
новых русских опер на сцену, настойчи-
вым пропагандистом творчества великих
русских композиторов — Глинки, Мусорг-
ского, Даргомыжекого, Римского-Корсакова
и. особенно. Чайковского.
	Направником написан целый ряд произ-
ведений для симфонического оркестра,
скрипки, фортепиано и голоса. Из чиела
крупных произведений композитора наи-
большей популярностью пользуется опера
«Дубровский», которая до сих пор идет на
сцене советекого оперного театра.

(ТАСС).
	Сегодня исполняется 100 лет со дня
Рождения известного композитора и видно-
го русёкого музыкального деятеля Эдуарда
Францевича Направника. Чех по нацио-
Нальности, он приехал в 1861 тоду в Poc-
сию, которая стала его второй родиной.
Вскоре Направник поступил работать ка-
пельмейстерой в Мариинский оперный
театр в Петербурге. С этого времени вся
его деятельность неразрывно связана с
жизнью русского музыкального. искусства.

Обладая ярким музыкальным даровани-
вм, солидной школой и организаторскими
способностями, Направник с успехом руко-
водил музыкально-художественной частью
лучшего в то время русского оперного теа-
	ПЕРЕД  ЛЕКАДОЙ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ
	В этом тоду концерты декады советской
музыки будут проходить в 30), городах
	СССР. Сейчас ‘на местах прослушиваются
	и отбираются новые произведения совет-
ских композиторов. По предварительным
р во время декады в Ленинграде
Удут исполнены сюита «Петр 1» Щерба:
чева, 16-я симфония Мясковского, кантата
«Александр Невский» Прокофьева, симфо-
ния Мурадёли, «Героическая поэма» Живо-
това, фрагменты из оперы «Семья» Ходжа-
Эйнатова, «Русская сюита» Чулаки, бал:
лада «Слава» Волошинова.

В числе других произведений в Москве
во время декады будут показаны: концерт
	для оркестра Энке, 4-я симфония Кабалев-.
	ского («Щорс»), 6-я симфония Шостако-
вича, сюита «Лауренсия» А. Крейна, от-
рывки из опер «В бурю» Хренникова,
	«Капитанская дочка» Каца, «Декабристы»
Шапорина, «Дума про Опанаса» Юровеко-
го. Будут исполнены также. «Русская
сюита» Кочетова, сюита «Золотой клю-
чик» Половинкина, сюита «Дурандай»
Ан. Александрова, фортепианные концер-
ты Прокофьева, Шостаковича и Кабалев-
ского.

С интересными программами концертов
выступят в Москве во время декады госу-
дарственные музыкальные коллективы Со-
юза ССР. Государственный симфонический
оркестр СССР исподнит симфонию Вепри-
ка, концерт для скрипки и 17-ю симфо-
нию Мясковского, симфоническую поэму
«26> Арес Степаняна, сюиту «Витязь 8
тигровой шкуре» Гокиели, 2-й концерт для
фортепиано Свиридова и другие произве:
дения. .
		РЕПЕРТУАР
ХАРЬКОВСКИХ
ТЕАТРОВ
	В начале сентября от-
крываются почти все харь-
ковские театры. — Театр
‘оперы ‘и балета в сезоне
1989—40 г. возобновляет
оперы «Поднятая целина»,
«Тихий Дон», «Назар Cro-
доля», «Князь Игорь»,
«Евтений Онегин» и др.
	Из новых постановок
пойдут: «Перекоп» Мейту-
са, Рыбальченко и Тица,
«В бурю» Хренникова,
«Дума про Опанаса» Юров-
ckoro, «Иван Сусанин»
	Возвратившемуся с Дальнего Востока
коллективу театра’ им. Моссовета предо-
ставлен очередной отпуск. 5’ октября те-
атр начнет играть в Сочи. Гастроли театра
продлятся до 10. ноября. Зимний сезон В
Москве театр откроет 15 ноября. В начале
сезона московскому зрителю будут пока-
заны подготовленные на Дальнем Востоке
пьесы «Путь к победе» и «Профессор По-
лежаев». Коллектив театра им. Моссовета
будет работать. над пьесой Никулина oa
Фрунзе, над’ одной из пьес Горького —
«Старик» или «Фальшивая монета». Взим-
нем сезоне будет показана также пьес
Глебова «На. чистоту»,
	КАМЕРНЫЙ ТЕАТР ЕДЕТ
НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
	11 октября Московский  государствен-
ный Камерный театр выезжает на Даль-
ний Восток. для обслуживания частей
Первой и’ Второй отдельных краснозна-
менных армий, Тихоокеанского флота и
Забайкальского военного округа,
	Спектакли театра на Дальнем Востоке
начнутся в Хабаровске 25 октября.
	В репертуара театра: «Оптимистическая
тратедия». «Генконсул», «Любовь под вя-
зами», «Сильнее смерти», «Чортов мост»,
«Очная ставка», «Честь», «Дети солнца»,
«Адриенна Лекуврер». B дополнение к
пъесам основного репертуара ‘передвижная
труппа покажет также спектакли «Своя
семья», «Не было ни гроша, да вдруг ал:
тын». Заново делается оформление спек-
таклей «Оптимистическая трагедия», «Силь-
нее смерти» и др. применительно к раз-
мерам сценических площадок, на которых
будет играть театр. Для того, чтобы обелу-
жить самые отдаленные тарнизоны, гото-
вится несколько концертных программ. На
Дальнем Востоке театр будет продолжать
интенсивно работать над новыми посбта-
новками: «Мадам Бовари» по Флоберу и
пьесой об Иване Болотникове Сельвин-
ского. Намечено также подтотовить одну
современную советскую’ пьесу. В городах
и частях, где побывает театр, будет ока-
зана творческая помощь коллективам
	  красноармейской художественной самодея-
	тельности.
	о Советскому Союзу
	Воть много экспонатов,
характеризующих  профес-
сиональный театр ня УК-
раине — театры Старицко-
го, Кропивницкого, Сакса-
танского, Садовского в
	творчество выдающихся ук-
	раинских актеров: /Занько-
вецкой, Затыркевич-Кар-
пинской, Левицкого, Мак:
симовича, Линицкой и др.

Большой интерес пред-
	ставляют автографы He
опубликованных до сих пор

ood

писем основоноложника
украинского театра М. Л.
Кропивницкото. Эти письма
адресованы  Заньковецкой,
Саксаганскому, Суслову и
др. охватывая период в
1889 по 1909 г. В них
рассказывается 9 тяжелом
положении украинского те-
атра при царизме. Ряд пи-
сем характеризует ре-
жиссерскую и актерскую
деятельность самого  Кро-
пивницкого, его  воспита-
тельную работу ‘с. моло-
дежью.

Советскому театру на УК-
	Театральный музей УСОР
находился долгие годы на
	консервации:
	ne было по-
	мещения. Теперь музею от-
веден отдельный корпус в
‘киевском музейном городке.
	Здесь представлены ин»
тересные экспонаты,  даю-
щие наглядное представле-
ние о старейших видах
народных театров на УК-
раине, имеются богатейшие
материалы о массовых Ha-
родных представлениях —
	«Трон», «Ца
ott, И ПО.
	ь Максимили-
едавно экспе-
а:
	диция музея  выяее в
с. Головковке, Кировоград-
ской области, ‘старейнгих
	участников народного снек-
такля «Трон» и BOCCTAaHOBH-
ла это представление, `ре-
ставрировав костюмы, рек»
визит и записав текст,
	В музее имеются, редкие
	материалы 0  ШкоОлЬнНоМ,
(XVI—XVII вв.) ‚театре
Украины, 0 великом рус-
	ском актере М. С. Щепки-
не. Большую ценность
представляют документы о
первых гастролях на УК-
раине выдающихся русских
актеров —  Мочалове, Жи-
вокини и др.

Очень богат отдел «Т. Г.

Шевченко и театр», где бу-
дут отражены сценическая
	история пьес Шевченко, его.
	воззрения на театральное
искусетво, его близкая
дружба с Щепкиным, Ак-
саковым и др,

В Е.   ского, «nba сусанин»
г- . 4
а Я а «Чужой» В. Соловьева в теа-   Глинки, «Черевички» Чай-

k, тре драмы Амурской дороги.  ‘ковског алеты «Ce е
ках, макетах, эскизах. ‘H  Ha cnuiMne — Geena na earm  ‘ковского, бал EPA

enw.  ] MM. Lk ww С
	тор» Баланчивалзе и_«Спя-
	щая красавица» Чайковско-’
	Украинский драмтеатр
им Шевченко готовит пъе-
	‘сы: «Мать» Чапека «Евге-
	ция Гранде» по Бальзаку,
«Тевье-молочник» по Шо-
лом. Алейхему, «Лесь
Островского и’ «Двенадца“.
тая. ночь» Шекспира.
	Харьковский театр руе-
	ской драмы покажет
«Заовор» Вирты, «Волки и
овцы» Островского, `«Де-
путат Крылов» Гусева,
«1812 ГОД» Соловьева,
«Рождение полководца»
	Рахманова, «Простые cepa:
ца»? Паустовского и «Три
сестры» Чехова.
	А. СЫСОЕВ
	фото показано развитие со-
	ветского украинского, рус-
ского и еврейского театров
	в УССР.
А. ЛЬВОВ
	Артистка Л. Д. Дубровская в
	роли Гали и артист Н,  0..Де-
	нисов в роли Николая, —
Фото спец, корр. «СИ»
Ал. Лесс
		КРАСНОАРМЕЙСКИЙ
АНСАМБЛЬ
ПЕСНИ И ПЛЯСКИ
	В Первой Отдельной Вра-
	снознаменной армии = Ha
правах отдельного Topas:
деления работает красно-
армейский ансамбль песни
и пляски.

‚ Первое выступление ан-
самбля состоялось в Дни
празднования тодовщины
боев у озера Хасан. С тез
пор он дал более 20 кон
	цертов,
Ансамбль пользуется or-

ромным успехом среди
	красноармеццев.
	ТЕАТРАЛЬНЫЙ `СЕЗОН.В АЛМА-АТЕ
	исторический сюжет  (му-
зыка композитора т. Зиль-
‘бера, либретто — ‘т: Ауэзо-
Ba).

В Казахском акйдемиче-
	ском театре пойдут «Чело-
	век, с ружьем» Н. Цогоди-
на, ‘«Новарство и любовь»
	Шиллера, «Абай» — пьеса,
	рисующая жизнь классика
казахской литературы Абая
Кунанбаева,
	Русский драматический
театр открывает сезон пе.
бой Горького «Враги»,
	Предстоящий сезон в. т6-
атрах Алма-Аты будет иск-
лючительно/ разнообразным.
Репертуар . Государственно-
го театра оперы и балета
пополнится. постановками
опер «Борис Годунов», и
«Иван Сусанин», балетов
«Конек-Горбунок» и. «Бах-
чисарайский фонтан». 100-
летие cO AHA рождения
Чайковского отмечается по-
становкой оперы «Пиковая
дама». В этом же. сезоне
будет показана новая. ка-
захская=-опера «Бекет» ‚ на
	эботники Тбилисского театра
оперы и балета (слева напра*
во): концертмейстер Т. Донен-
ко, заслуженная ‘артистка Гру-
зинской ССР орденоносец
Е. Сохадзе и заслуженный ар-
тист Грузинской ОСР ордено*
носец Д. Андгуладзе на OT-
	гдыхе водном из санаториев
	Кисловодска