24 АВГУСТА 1938 г, № 64 (644) 1
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
	Партийная жизнь
—

Партийная организация
-_- колхозного-театра
	ма, Никитин, Вгоров, Морозов, Малюгия,
Касьянов, Павлов. Атитколлектив оказал.
ся хорошей школой для молодых канди.
датов партии и для беспартийного актива,
Они обстоятельно изучили решения па
тийного cesta, ‘майского пленума ЦК
ВКП(б), материалы Ш Сессии Верховного
Совета СССР. Лучшие агитаторы театра на.
чалн ‘выступать в колхозах, как доклал.
чики райкома партии, причем предвари-
тельно их прослушивали и «аппробирова»
ли» в агитколлективе.
	Пугачевский. райком. ВКП(б) по-настояу
щему руководит своим театром, по-настоя+
щему знает театр, его людей; его кадры,
Один пример в’ этом смысле наиболее по.
казателен,

Нынешние кандидаты партии—артист и
режиссер Н, А, Малютин, артисты Е В,
Карева, Н. С. Кангин, А. Т. Ильин, дирек»
тор театра. В. П. Захаров — вступили в
партию. еще ло утверждения нового уста.
ва. Все они, стало быть, должны были
представить пять рекомендаций членов
партии. Казалось бы, это ‘очень трудная
задача для артистов, коль скоро в самом
театре был. всего один коммунист, моту.
щий даль рекомендацию. Но в Пугачевском
театре этот вопрос не был неразрешимой
проблемой. Ибо все вступавшие в пар»
тю — активисты района. Поэтому их
партийными поручителями были еекретарн
райкома, председатель“ горсовета, предсв-
датели колхозов.

О руководстве Пугачевского райкома пар.
тии работники театра говорят с теплотой
и большим. уважением. °

Весной театр выезжал в Саратов на об.
ластной смотр. Секретарь райкома выехал
вместе с трупной, присутствовал” на всех
спектаклях, ободрял артистов, волновался
вместе с ними, вместе сними’ радовался,
когда пугачевцы вышли ва первое место,
Творческие ‘достижения театра получили
на областном смотре высокую оценку, и
пугачевцы были выдвинуты в число уча-
стников фестиваля на Всесоюзной сель’
скохозяйственной выставке.
	В ‘августе театр уезжал в Москву. Это
было ‘время самых горячих сельскохозяй-
ственных. работ. У руководителей райкома
каждая минута на счету. Тем не менее
прямо с ‘поля примчалея секретарь рай.
кома, чтобы попрощаться с коллективом,
напутствовать его бодрым большевистским
словом;  Надо ли говорить о том, как вы:
соко оценил коллектив такое отношение!
	Не приходится удивляться, что в этом
колхозном театре нет текучести кадров,
Труппа стационировалась задолго до из
вестного приказа Комитета. Показатель
HO, что все кадровики театра, именно те,
которые 4—5 лет назад составили основ»
ное его ядро, — сейчас кандидаты партии,
Это едва ли не единственный в стране
театр, тде так высока партийная про
слойка, — из 27 сотрудников 9 KOMMYHA-
crop. Да еще три заявления о вступле-
нии в канлидаты ВКЛ(б) пока не разоб-
 раны. Как утверждает секретарь парте
‚организации, резервы роста далеко не ис
черпаны. Есть комсомолец Михеев, маши
нист сцены и изобретательный конструк“
тор. портативных декораций, есть. актер
Павлов, пришедший недавно, из ‚художест.
венной самодеятёльности колхоза, и дру
тие — прекрасные общественники, беспар-
тийный актив театра. й

Партийная группа очень вдумчиво PYRO»
водит творческой жизнью. Пол постоянным
ее контролем находится, например, про-
фессиональная Учеба’ актеров. В труппе
всего 3—4 старых опытных артиста. По.
этому изучение молодежью актерского ма»
стеротва — вопрос особенно актуальный, И
парторганизация правильно учла это. Те.
атр ежегодно ставит 10—12 премьер, Ком-
мунисты предлагают, чтобы хоть один из
спектаклей ‘был поставлено крупным м
стером режиссуры. Надо, чтобы актеры и
постановщики могли практически поучить-
ся в собственном театре и проверить свои
способности в работе с опытным мастером,
Нам кажется, что этот вопрос партийная
организация ставит вполне правильно.

Есть В! работе коммунистов Пугачевскою
театра серьёзный из’ян. Плохо поставлено
теоретическое. марксистско-ленинское 06
	чение. Положились на то, что в коллекти:
	ве люди сознательные и учебник по исто”
рии партии прочтут сами Поэтому нет ни
консультации, ни лекций. не изучено кол.
лективно ни’одно из произведений класси.
ков марксизма, не проведено ни одной
теоретической конференции. Это — самое
уязвимое. Место. . Устранить этот пробел
	должна. ‚парторганизация сейчас же, как
только театр вернется с фестиваля,
		_ дд РАО

В прошлом году актриса А. И. Смирно-
ва была единственной KOMMYHUCTKO из
числа творческих работников колхозных
театров Саратовской области, В своем Пу:
гачевском ‘колхозном TeaTpe ona о быля
	единственной партийкой, и райком. назы»
	вал ее «коммунист-одиночка». В этом’ го:
ду в Пугачевском” театре  8^ творческих
paCoTHHKoB вступили в кандидаты партии,
ейчас здесь авторитетная ‘первичная парт-
организация — вернее, кандидатская груп-
па.
	Хочется рассказать о коммунистах это-
То театра. очень скромных и очень дея-
тельных людях, обо всей партгрупие, с03-
давшей в. Театре такую хорошую товари-
щескую обстановку, о Пугачевском райко-
ме партии, сумевшем привить театральной
интеллигенции настоящий вкус к общест-
венной работе. Думается, что парторгани-
зациям многих больших театров, даже сто-
личных, есть чему поучиться у коммуни-
стов этого маленького театра. В Пугачев-
ском колхозном театре бьется живой и го-
рячий пульс общественной жизни. Спек-
такли идут ежедневно. Актер занят в каж-
дом спектакле. Ежедневно проходят заня-
тия по повышению актерской квалифика-
ции. И при всем том кипучая и очень раз-
носторонняя общественная работа. Вот ла-
коничная запись из дневника летней ра-
боты пугачевцев: «С 5 мая по 20 июля
проведено: 11 собраний колхозников по
раз’яснению итогов майского пленума ЦК
ВКИ(б); организовано 6 выездов в брига-
ды (и на станы артистов-докладчиков по
	международному положению; издано 7 Но-
	меров стенной газеты; проведено 6 произ-
водственных совещаний по разбору спек-
	таклеи; для драматических кружков кКол-
	X0OZ0B устроено 29 консультаций, а 2 круж-
ка организованы ВНОВЬ. Подведены итоги

соцсоревнования с Балаковоким театром.
Завоевано’ переходящее красное знамя об:

кома Рабис. Проведен шахматный турнир».
	Дневничок очень сух к сдержан. 06
	агитколлективе, например, о обольшой par
	боте, проделанной по размещению заима,.
об обслуживании населения избирательно-
то Участка, о выезде актеров в лагери’
Н-ской. части, о награждении их грамотой,
как и 0 многом другом, ничего не сказано.
Ибо ¢, TouKH зрения коллектива это обы-
денная, сама собой разумеющаяся повсе-
дневная деятельность театральной интел-
лигенции. В Пугачевском районе театр—
подлинная культурная база. Сила воздей-
ствия ‚его на колхозного зрителя очень ве-
лика. Хороший, талантливый актер здесь
известен не только с подмостков сцены.
Его знают как политического агитатора,
как ‘добровольного — «культинспектора».
как консультанта, как организатора худо-
жественной самодеятельности. Театр не
замкнут, он в гуще общественной жизни
района. Весь театральный коллектив вы-
полняет партийные поручения. Это не
записано ни в Каких решениях и не за-
фиксировано ни в каких протоколах. Тем
не менее это именно так. Вот типичный
	эпизод: Театр приезжает на двадцать
дней ‘в Озинский район  (Пугачевский
театр обслуживает 9 районов области).
	Секретарь райкома партии` собирает кол:
лектив, чтобы побеседовать. Он рассказы-
вает о, колхозах, интересуется репертуаром
театра, выясняет требования и нужды его.
Узнает, что театр ставит. патриотическую
советскую пьесу. нового. автора. Cexpe-
тарь райкома поручает театру в связи со
спектаклем помочь колхозам в разверты-
вании оборонной работы. В любом районе
гастроли театра начинаются с таких встреч
с руководством районного партийного ко-
митета. Это уже сложившаяся традиция
театра:
	Первое персональное задание от рай-
кома ‘партии получили беспартийные (в
то время) актеры тт. Кангин, Смельский,
Малюгин. Это было в дни первой избира-
тельной кампании. Секретарь райкома по-
советовал делать небольшие политические
доклады перед спектаклями. Ставили тог-
да «Вассу Железнову», «Разлом», «Очную
ставку». Первым выступал с таким докла-
‚дом артист Нангин.  Именно тогда обнару-
жились его способности незаурядного аги-.
татора. Накануне Х\УШ партийного с’ез:
да Н. С. Кангин был принят в кандидаты
ВКП(б). После с’езда он учился на район-
ных курсах агитаторов. Вернулся с курсов
и выступил в театре с докладом о с’езде
партии. К парторгу театра т, Смирновой
тогда же обратились некоторые артисты с
предложением — организовать учебу для
интересующихся политической агитацией.
Так создался агитколлектив. В него во-
шли тт; Смирнова, Кангин, Бояринцев,
	  Смельский, Захаров, Ильин, Карева, Кар-
	На путях к мастерству
молодежи и молодых-талантливых дири-

жеров. Талантливыми! людьми являются.

дирижеры тт. Каторгин (ансамбль песни и
пляски Удмуртской АССР), Ахметова (ан-

самбль песни и пляски Татарской АССР):

и Орлов (ансамбль песни и пляски Чу:
вашской АССР). Достижения руководи-
мых ими ансамблей следует безусловно
признать лучшими. Для этих ансамблей
характерны наличие настоящей хоровой
техники, в большинетве случаев хороший
строй, общая музыкальная: культура, чув-
CTBO стиля ‘исполняемых произведений:
Уже сейчас по своим художественным воз-
можностям. и качествам эти ансамбли He
уступают ряду профессиональных хоровых
коллективов. :

В составе ансамбля — исполнители, еще
недавно пришедшие из колхозной самодея:
‘тельности, и молбдому дирижеру прихо-
дилось начинать с. музыкальных «азов».
Технически хор очень силен, у него. прек-
расная дикция и строй. Удмурты одинако-
во проникновенно поют свою песню «Шудо
гармоньес» и хор Шумана «Цытаны».

Пожалуй, самым сильным хоровым кол-
лективом является ‚ансамбль песни и пляс-
ки Чувашекой АССР; Хор великоленно ис-
полнил интеревную, но трулную обработ-
ку народной песни «Тузи Иури», сделан-
ную композитором’ Белым. ‘Очень _ легко,
прозрачно и грациозно был исполнён хор
швейцарцев из оперы Россини «Вильгельм
Телль». м.
	Прекрасно поет национальные песни ан
самбль песни. и пляски Татарской АССР

(художественный руководитель. А..С. Kaw
чарев, хормейстер 3. С. Ахметова). Хор от-
личается хорошим строем и’ дикцией, де:
тально разработанной” техникой.  Велико-
лепно был исполнен ансамблем трудный
хор Чайковского «Соловушко». К -недостат-
кам исполнения следует отнести некото-
рую разорванность в звучании женской ‘и
мужекой трупп, В. протяжных хорах, ис-
полняемых ансамблем, хотелось бы больше
]ера1о, певучести. -

Следует отметить плодотворную работу
А. В. Калоргина, руководителя хора’ ан-
самбля песни и пляски ‘Удмуртской АССР.

Ансамбль пени и пляски кубанских
казаков. е большим под’емом и в хорошем

ртемпе ‘иополйил «Гимн партии’ большеви-

ков» Александрова; очень задорно и веде-
ло пел народные ‘песни. К недостаткам ис-
полнения следует. отнёсти пестроту хоро-

вого’ звучания. Ансамбль, песни и пляски

донских. казаков прекрасно’ исполнкл ряд
казачьих песен, просто, строто и вместё
с тем проникновенно спел песню Дзержин-
ского «От края и до края», В то же вре-
мя ‘исполнению этого ансамбля свойст-
венна некоторая неровность. Не всегда на
высоте залевалы, неважно звучала тбноро-

„вая труппа в «Ноченьке» из «Демона»,

«Калинка? была исполнена. с ‘оэстрадным
«нажимом». —“ а
	В двух ансамблях — карельском и се-
	верном—не совсем удовлетворительны хо-
ровые коллективы. В ансамбле каутеле
отсутствуют яркие голоса, в северном —
наблюдается погоня ‘за излишней этногра-
фичностью. Скорее танцовальными, неже-
ли хоровыми`являются  ансамбли Дагестан-
ской и Североосетинской АССР,
	0с0бо.мне хотелось бы остановиться на
самом большом ансамбле, представленном
на ‚показе, — ансамбле песни и пляски
РОФСР, во главе которого стоит молодой
дирижер Е, Соколов. К сожалению, этот
ансамбль, пользующийся исключительным
вниманием республиканских организаций
искусства, под видом «эстрадной доходчи:
вости» преподносит слушателю и зрителю
необычайную развязность, дешевые эффек-
ты и совершенно недопустимые трюки. Это
сказывается во всем — в джазовой манере
дирижирования, в Р53ап4о тромбона во
время русской пляски и т. п. Крикливое
подчеркивание отдельных словечек в пес-
нях, форсированный звук в. сочетании. с
плохой дикцией мало. содействуют худо-
жественному успеху ансамбля.
		Ансамбли песни и пляски являются
чрезвычайно распространенной в. стране
формой ` массового искусства.

Разумеется, при бурном росте ансамблей
было почти невозможно’ избежать отдель-
Гных недочетов. Часто посредственный хор
именовали ансамблем песни и пляски, @
плохое вокальное исполнение прикрывали
тромко звучащим оркестром. Это вело к
дезорганизации вокальной работы хора, к
разрушению голосов, к снижению художе-
ственных возможностей коллектива и за-
 держке его музыкального развития.

Смотр ансамблей песни и пляски РОФСР
имеет огромное, значение не только по-
тому, что позволит полностью обнаружить
все эти недочеты и наметить пути к их
устранению. Впервые в таком’ об’еме мы
получили возможность услышать ансамбли
многочисленных народов нашей республи-
‘ки. Многие из них еще сравнительно не-
давно приобщились к музыкальной куль-
туре, находятся еще в зачаточном состоя-
нии, другие сумели проделать большую
работу, и наряду с национальными песня-
ми в их репертуаре мы находим сложные
произведения русской и западноевропей-
ской классики. Смотр ансамблей песни и
пляски РСФСР еще раз показал, какие
неиссякаемые творческие возможности
таятся в народе.

Результаты работы, проделанной ан-
самблями, следует” считать весьма плодо-
творными, Большинство коллективов на-
стойчиво учится, удачно экспериментирует.
Усвоение элементарной музыкальной гра-
моты, переход к многоголосию’ там, где его
раньше не ‘было, реконструкция нацио-
нальных музыкальных ‘инструментов —
все это позволило ансамблям исполнять на-
родные песни во всем их многообразии и
включить в репертуар произведения рус-
ской и западноевропейской\ классики, ори-
тинальные ‘сочинения советских компози-
торов и обработки музыкального фолькло-
pa, - oo : ,

Ансамбли песни и пляски; выступавшие
в Москве, неоднородны по форме, составу
и возможностям. Не во всех ансамблях.
понято значение хоровой техники, вслед-
ствие чего порою не на высоте такие важ-
нейшие элементы исполнения, как дикция,
хоровой строй, выравненность отдельных’
трупп. В некоторых коллективах (напри-
мер, в ансамбле песни и пляски донских
казаков) чувствуется разница между го-
лосами профессионалов и голосами участ-
ников, недавно пришедигих в ансамбли из
самодеятельности. Не все коллективы оди-
наково удачно подбирали национальные
инструменты для сопровождения хора.
 Приятным исключением являются лишь
рожки в ансамбле песни и пляски РСФСР,
кубызы в татарском и кантеле в карель-
ском ансамбле. Мало внимания обращает-
ся в ансамблях на национальные особен-
ности ‘вокального исполнения, часто нев
поддающиеся даже нотной записи, но со-
ставляющие особую прелесть исполнения.

В ансамблях, показанных на смотре,
приятно было’ видеть большое количество

Здание кинотеатра, построенного на
Всесоюзной сельскохозяйственной вы-
	ставке
Moo
		НОВЫЕ РО
	В. Анджапаридзе
	 ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА
ГРУЗИНСКОЙ ССР

Джульетта

К. Марджанишвили в самом начале сво-
ей работы в театре им. Руставели поста-
вил «Гамлета», затем в театре его имени
была осуществлена постановка «Отелло».
В этих спектаклях я. играла Офелию и
Дездемону. Сейчас мы предполагаем пос-
тавить «Ромео и Джульетту». Мне пред-
стоит сыграть главную роль в одном из
самых; на мой взгляд, совершенных творе-
ний шекспировского гения.

Роль Джульетты я буду играть’ много
позже ролей Офелии и Дездемоны. И это
представляется мне вполне  закономер-
ным. Для того чтобы сыграть самых моло-
дых героев Шекспира, нужна большая
творческая зрелость; чтобы взяться за ис-
полнение роли Джульетты, нужен серьез-
ный сценический опыт. ,

Чем больше я работаю Ha сцене и чем
чаще обращаюсь к творениям Шекспира,
в особенности к «Ромео и Джульетте», тем
большую глубину нахожу я В его образах
и по-новому прочитываю его произведе-
НИЯ.

Помнится, когда я училась в театраль-
ной школе и прелполаталась работа нал
отрывком из «Ромео и Джульетты» (сцена
лервого любовного об`яснения), Джульетта,
мне представлялась полуребенком. и мне
	очень хотелось провести эту сцену... на
ковре, на полу среди ‘итр и тетрадей.
Сейчас эта ‘мизаноцена мне кажется
	наивной и неверной,
Я много думала об этой роли на протя-

жении всего моего сценического пути. Ме-
ня привлекает в нёй выражение большой
любви, необыкновенное богатство оттенков
переживания, огромная страстность. цель-

ность характера. К концу пьесы Джульет-
Ta — жевшина. прожившая большую

жизнь. Я стремлюсь найти такие средства
сценического выражения, которые помог-
ли бы мне показать, что великая сила
первой любви Джульетты определяется. не-.
обычайным богатством: ее внутреннего ми-
	ра. Все сцены Джульетты — Ромео пред-
	ставляются мне торжеством любви. Хочет-
ся. чтобы в этих сценах было много про-
стора. много света...” Весь спектакль ло
‚финала включительно представляется мне
утверждением жизни и любви. Даже сце-
на в склепе должна быть подчинена этой
идее, и надо, чтобы любовь и; злесь. как и
во рсем спектакле, побеждала смерть. Я
хочу, чтобы повесть, которой . «нет печаль-
	нее ня свете». в наптем ‚спектакле была.
	торжеством любви и жизни.
чины дн» ;
		Е. Гоголева
	Но этот ансамбль является исключением
из ряда хороших, серьезно работающих
коллективов, творческое общение с которы-
Художественная самодеятельность  ми должно безусловно обогатить лучнгие

колхозов и совхозов Таджикской   профессиональные коллективы страны.
ССР. Комйческий танец «Аист и лЯ- а Е

А С АЕ В РЕ ОР

ССР. Комйческий танец «Аист и лЯя-

гушка» в исполнении Ишанова и К. ВИНОГР АДОВ,

Касымова художественный ‘руководитель Госу-
Фото Е. Волкова дарственного хора Союза ССР
	Гикор. Вблизи Ахтамар, светит факелом
возлюбленному, который плывет к ней
через большое. озеро... На другой стороне
памятника скульптор дала’ две головы ге:
роев эпоса — народного. богатыря Давида
Сасунского и его противника, царя арабов
Мера, Мелика. Фигура поэта стоит на
высшей точке‘ скалы.
	Несомненно, что в проекте, этом есть
недостатки. Чувствуется влияние «модер-
на». которое необходимо преодолеть, есть
некоторая _камерность, в самом решений
проекта, недостаточно связаны образы ге-
роев. исторических и героев эпоса —
этот контраст слишком резок. Проект надо
тщательно обдумать. Но в работе Урарту
прежде всего подкупает горячее чувство,
проникновенные, подлинно поэтические
образы Ануш, Сако, Алмаст, Ахтамат.
	Песомненно, ‹ что горсовет — организатор
выставки—должен,. был ознакомить худо-
жественную общественность с этой рабо-
той. Судьба проекта скульптора Урарту
странная. Три года тому назад ей ‘был
заказан горсоветом проект памятника, за-
ключен договор. Когда макет был готов,
договор без особых об’яснений айнулиро-
вали. Широкого творческого обсуждения
аботы до сих пор не было (вообще в
‘реване это почти не практикуется). Так
Урарту и не знает. забраковали ли её
проект, или ей надо работать над ним
дальше. Удивительно, что союз художни-
ков Армении не счел нужным заинтересо-
ваться этим делом и организовать творче-
ское обсуждение проекта Урарту.

р. К.
	Проекты памятника Ованесу Туманяну
	холодные, прозрачные воды!» (слова из
поэмы «Ануш») более лирически ° подо-
шел к теме. Памятник расположен на 6a-
зальтовой скале, с которой стекает стре-
‚мительный горный ‘ручей, Внутри скалы
‚ пещера, обвитая плющем; Но такое реше-
‚ние проекта было бы более уместным в
сельской местности (например, в селении
Дсех — на родине Туманяна), нежели
в городе, где оно будет елншком оторвано
от окружающего памятник APXBTERTY PHOrO
‚ ансамбля.
	Проекты, ‘в которых показаны repor
произведений Туманяна (девизы-—«Поэту»,
«Кисть винограда»), отмечены также неко-
торой поверхностностью, отсутствибм эмо-
циональности. В них не виден характер
героев Туманяна; людей протеста, бурных
стремлений и трагической судьбы.
	‚ Приходится пожалеть, что на выставке
не показан проект памятника поэту, сде-
ланный скульптором Урарту. работающей
над образом Туманяна уже несколько лет.
В} противовес экспонатам. выставки —
проект Урарту задуман темпераментно и
интересно. На отрогах огромной базальто-
вой скалы, служащей пьедесталом, распо-
ложены в свободных и непринужденных
положениях терои поэм о Туманяна. Тут
	печальная крестьянская девушка Ануш,
у которой убили июбимого. Саро. Здесь
гордая красавица Алмаст. жена князя
	Татула; перед ней сидит коварный ашуг,
воспевающий ее красоту, уговаривающий
ее предать свой народ 3a корону. В
ущелье играет на свирели Сако Лорий-
ский. В скалах стоит крестьянский сын
	В помещении старинной ерёванской  ме:
  чети ХУЙ века открыта выставка ` проек-
	тов памятника известному, . армянскому
поэту Ованесу’, Туманяну. В нынешнем
году отмечалось семидесятилетие со. дня
	рождения ‘позэта.: В своих сказках, расска-
зах, знаменитых‘ поэмах «Ануш», «Маро»,
	‹Сако Лорийский» «Взятие Тмкаберта»
Туманян проявлял удивительное знание
народной жизни, крестьянского быта, бес-
правного положения деревенской бедноты.
Лучигие стихи и поэмы бванеса Туманя-
на были: переведены ‘на русский язык Вя-
чеславом Ивановым, По Антокольским, В.
Ходасевичем и `Вялериём Брюсовым; торя-
чим поклонником. дарования поэта, посвя-
тившим Туманяну восторженные. строки:
	Tak, создал новое созвездье
Ты на армянских небесах.
	Память 0 своем поэте бережно хранит
народ Армении. В высоКогорном  селе-
нии Дсех, тде родился поэт устроен му-
зей его имени. Около Дзорагэса оградили
	0с0б0й решеткой ‹ великолепное ореховое.
	дерево, о ‹котором писал Туманян в сти-
хотворении «Благословение».
	Памятник Туманяну будет установлен
в центре Еревана. 16 проектов этого па-
мятника (из них на выставке показано 8
макетов) присланы на конкурсную выстав-
ку скульпторами Еревана, Тбилиси, Одес-
сы, Ленинграда, Москвы, Ростова и Киева.

Отсутствие воображения, яркого замыс-
ла характеризует проекты «Дев-Бед»,
«Поэзия», «Привет». Все это слишком ор-
динарно — и пьедестал, и маловырази-
тельная -фитура. Автор’ проекта «Ой вы.
	НАРОДНАЯ АРТИСТКА РСФСГ
	Надежда
	В пьесе Горького «Варвары», которая,
кажется, никогда еще не шла на москов-
ской сцене и готовится к постановке в
Малом театре, мне поручена роль Hazem:
ды, роль чрезвычайной трудности и не-
обыкновенной притягательной силы. Мне,
актрисе не бытового плана, казалась она
вначале 060бо трудной ги® «несвойствен-
ной». Но образ Надежды ‘настолько инте-
ресен и пленителен своей глубиной, сти-
хийной «черноземной» силой, что он уже
завладел моим воображением.

Самое. главное для актрисы — суметь
показать. как пол внешним обличьем ме-
	щанки, с ее смешными манерами, провин-

циально-мещанской фразеологией, таится
о реа, Олена. паи OTe
	великая,   нерастраченная. сила души. 91
стихийная сила раскрывается в любви.
— Любовь... это которая, на всю жизнь.
С таким представлением о Любви живет
Надежда с нелюбимым. мужем, такую лю:
бовь чувствует в себе и готова отдать ее
Черкуну. :
Отсюда и особенная чистота ее. C ka-
кой бы неуклюжей, неловкой откровен:
ностью она ни говорила 0б отношениях к
	Народное тво
		У него сухие щеки, острая седая бород-
ка. Ему восемьдесят лет. Но все его дви:
жения так юношески упруги, прыжки так
легки и грациозны, что ему никогда нель-
	зя дать этого возраста, с которым обыч-
	HO соединяется представление об упадке
	сил, одряхлении, немощах. «Зелена Одис-
	сеева’ старость», — говорил Гомер об од-
	HOM из любимых своих героев, желая ска-
	зать, что Одиссей, несмотря на годы битв
и скитаний, полон юношеской бодрости.
	рчество Азербайджана.
		Ненз яснимого . очарования полны жен:   всё” прочнее входит в быт, Xopomo ona
	ские пляски в постановке талантливой
Гамер Алмас-задэ. Танцующие `левушки
идут длинной вереницей, слегка покачи-
вая бедрами, как испанские танцовщицы.
Поблескивают золотом длинные серьги,
мониста, наборные пояса из крупных
блях, цехины. которыми оторочены плос-
кие шапочки,

Две колхозные семьи Гильского района,
об’елинившись в ансамбль под управле.
нием Мустафаева и Асада Абдуллаева,
исполняют отненный лезгинский народ:
ный танец «Мулейли». Здесь не только
мужчины вспрыгивают на пальцы, как это
можно наблюдать в большинстве северо-
кавказских плясок, но и маленькие девоч:
ки подолгу бегают Ha пальцах:
	В женских плясках Азербайджана на
первом плане красота, изящество,  плав:
ность, в мужских — удаль, молодечество.
бурный темперамент.
	Нога ставится на пол самыми разнооб-
	разными приемами — с пятки на носок,
с носка на пятку, иногда даже на середи.
ну подошвы, Но всегда походка отли-
чается необыкновенной мягкостью, легко-
стью, пружинистостью. Это — настоящая
походка горцев, привыкших ступать осто-
рожно и твердо.

Не менее разнообразно, чем пляски, му-
зыкальное искусство’ Азербайджана, Круп-
ные музыкальные ансамбли существуют в
республике совсем недавно. . .

Сеиду Рустамову удалось составить пре-
красный оркестр из народных инструмен-
тов. Это не только энергичный организа-
тор, но и опытный дирижер и талантли-
вый композитор. Волнующееё впечатление
оставляет написанное ‚ им произведение
«Джанти» в исполнении ансамбля зурна-
чей, В этой воинственной музыке чувст-
вуется неотразимая воля к победе. Народ-
ный оркестр пополняет также ряд о поз-
тичных азербайджанских мугАмов, — «Эй-
раты» с прихотливо меняющимися мело-
дическими изгибами, певучий «Кюрб-Шах-
наз» и др.

Вокальная культура Азербайджана неиз-
меримо выросла за годы советской влА*
сти. Хоровое пение, раньше неизвестное,
	представлено и на концерте. Хормейстер
Гылман Салахов, видимо, немало порабо-
	тал с участниками.
	Хорошая черта отличает всех работников
Пугачевского колхозного театра. Они горя
чие патриоты своего города; своего райова,
своей области: И хотя в группе почти нет
жителей этих мест, а все с’ехались сюда
с разных концов страны, чувствуют оня
себя коренными пугачевцами. «Наш Ma
вильон на выставке, наши  орденоносцы,
наш Палагутин. наш район», — только &
слышишь в театре. Этот крепкий coset
ский патриотизм — результат умелого,
вдумчивого. большевистского воспитания #
партийного руководства.
	М. КАНТЕР
noo
	виртуозно аккомпанируя себе на барабане
— Нагара, — есть даже присядка, как в
лезгинском народном танце о «Мулейли»
присядка на пальцах.
	Значит ли все это, что! азербайджан-
ские народные пляски представляют кон-
гломерат движений, взятых из чужих на-
родных танцев, как самодовольно заклю-
чили бы сторонники теории «культурных
миграций», полагающие,   будто сходство
тех или иных художественных приемор
свидетельствует о «непосредственном вли-
янии» или даже «прямом заимствовании» ?
Нет, это значит только, что количества
движений, могущих быть сделанными че-
ловеческим телом, сравнительно ограни-
ченно, что разные народы самостоятельно
изобретают движения, встречающиеся в
плясках других, нередко весьма отдален-
ных народов. Ведь даже схожие по ри-
сунку движения носят неповтбримую на-
циональную окраску.
	Хореграфическое ‘искусство `Азербайджа-

на необыкновенно богато. На Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке нам пока-
	зали лишь малую часть его.
	Причудливым переплетением ритмов по
ражает песня «Колхоз Челлари», написан.
ная народным ‘артистом СССР У, Гаджибе-
ковым. Начинает солистка. Это ряд жалоб-
ных трелей` без слов Затем вступают ба-
сы, Низкие голоса мужчин образуют как
бы темный Гфон, на котором серебряными
нитями вьютея голоса женщин.
	ор ашугов Кировабадского района пол
управлением Ю. Исламова еще сохранил
старые традиционные черты исполнения
За исключением хорового вступления OF
распадается ‘на ряд solo. Ашуги. Ибра-
гим, Кара, Мамед и особенно Гасан и Му:
рад — несомненно большие, подлинные
мастера народного искусства.
	Красивый голос у комсомолки Навзакет
Исуаиловой. ° которой аккомпанировали

Керимова (тар), Т. Алиева (кеманча),
А. Аскерова (бубен). Это один из тех то-
лосов, у которых; кажется, есть ‘крылья.
Он звенит, летйт, вьется. как те журав-
ли, о которых поется в ее песне.
	Из других солистов хочется отметить
Фарамаза Гасанова (лирическая народная
песня «Сусан Сумбул»). .
Всех достойных исполнителей не пере-
	числить, потому что весь состав” участни:
ков концерта замечательно талантлив.
	Тематика песен разнообразна. Одни про.
славляют мудрость великого вождя —
товарища Сталина, ‘в. других дается тор
жественная. клятва отдать жизнь BA свя
щенную землю родины. Есть Тут и пасту-
шеские песни. и печальные жалобы влюб-
ленных. Но все эти песни проникнуты
повышенным жизнеощущением, словно на»
поены солнечным. светом и горным возду,
хом.

Искусство Азербайджана древне и вто
	EE ме

же врёмя вечно молодо, как. сам народ
Возраст лишь дает ему опыт, не ears
	дяя силы,

В. ИВИНГ
	мужчине, нет ничего бесстыдного в ее сло-  и скитаний, полон юношеской бодрости.
2х п порелении“ Эла ma вилу мешанка. Эти слова Гомера невольно вспоминаются,
	когда глядишь на Гасана Фарадж-оглы,
Под его руководством ансамбль колхозни:
KOR стахановцев села Норашен, Нахачеван-
ской АССР, исполняет народную пляску
«Яллы». Гасан идет во главе вереницы
танцующих. помахивая шелковым красным
платком. Пляска начинается — медленно.
Участники ее держатся за руки. Вся опо-
ра на одной ноге. Свободная нога несколь-
ко раз переносится в воздухе — вперед,
вбок, назад, не становясь на пол. Дви-
жения не спешны. Танцоры как бы дают
возможность зрителю хорощенько разгля:
деть элементы пляски, которые в’ дальней-
шем, по мере ускорения темпа, будет уже
трудно уловить глазом. Затем пляска все
убыстряется. Ход иногда напоминает па
мазурки, лишь без традиционного мазка
подошвой по полу.

Это па, похожее на па мазурки, встре-
чается и в народном женском танне «Кай
таги», который исполняют комсомолки се
ла Гадрут, Нагорно-Карабахской автоном-
ной области, Нора Аванян, Ася Айриян и
Нора Гасумян: то же движение’ можно
найти и в народном танце «Самухи», ис:
полняемом Ф. Бэкировым и. В. Бедиевым
—колхозниками села Кичик, Дахна-Нухин-
ского района.

В «Самухи» есть и игра плечами, вна-
чале правым, затем левым. и наконец обо-
ими, наподобие тото, как это можно ви-
деть в женской цыганской пляске; но
у азербайджанцев это делается резче, бо-
лее акцентированно. Такую же игру плеэ
можно подметить в женских азербайджан-
ских плясках, как движения лезгинки в
многочисленных мужских и женских пля-
сках. А в превосходной сольной пляске,
	которую исполняет Асадулла Гасанов,
	‹епархиалка», как назвал ее Горький, не:
	сет в себе поэзию любви — большой, чи-
стой, непримиримой.

И вот я стремлюсь очень мнотое пре-
одолеть в своих внешних навыках, уйти
OT интеллигентских «изящных» манер.
найти движения смешные, ‘угловатые, илу-
щие от искреннего волнения. Мне кажет-
ся, что иногда я вижу, как она движется.
как складывает руки, слышу ее голос.
Речь ее мне представляется непременно
напевной. В этих поисках мнё помогает
творчество Лескова, Мельникова-Печерско-
то. Мне кажется, что я нашла черты липа
Надежды в иллюстрациях художника
Боклевского к произведению Мелъникова-
Печерского «В лесах». Это — портрет На-
сти Чапуриной.

Я обращалась со множеством вопросов об
этой пьесе к друзьям и близким А. М.
Горького. Очень много интересного и по-
лезного узнала я о пьесе и о. роли На
дежды от М. Ф. Андреевой, которая, по ее
словам, много раз переписывала эту пъесу
после переделок Алексея Максимовича. Я
узнала от Марии Федоровны об одной не-
опубликованной сказке Горького, героиню
которой роднит с Надежлой могучее ду-
ховное и физическое здоровье, слитность
с природой. Эта любовь Надежды к здо-
ровому и прекрасному выражена и в её
отношении к другой героине пьесы +- JJa-
дии, ее’ сопернице, которая вначале при:
влекает Надежду своей красотой. Я много
думаю и о других горьковских героинях.

Но все же Надежда — это совершенно
сРОовобычный, ни на кого не похожий об-
раз русской женщины, и к его воплоще-
Huh на спене я тотовлюсь с большим вол+

нениему.
	Оригинален старинный народный танец
«Зорханя», который исполняют шесть кол-
хозников села Кишлак, Нухинского райо-
на. под управлением стахановца Сулейма:
на Абдуллаева. Эта пляска пронизана от
голосками незапамятной древности. Участ-
ники. вначале движутся друг за другом
легкой и живой пробежкой. Затем, разде-
лившись на две равные группы, словнб
вызывают друг друга на бой, подражают
приемам борьбы; Снова соединившись и
обойдя несколько раз вокруг сцены, воо-
ружаются палицами. Сам Абдуллаев берет
лук, тетива’ которого состоит из позвяки-
вающих крупных металлических колец,

становится на колени с экстатическими
жестами, в то время как остальные O6-
	ступают его, угрожающе потрясая пали-
цами над его головой, Своеобразны костю-
мы, напоминающие костюмы испанских
тореадоров: платки, завязанные наза’
тылке, рубахи, схваченные широкими жел.
тыми поясами и заправленные в корот-

кие синие штаны с малиновым узором
над коленями. №
	В залах Государственного Эрмитажа в
Ленинграде открылась выставка, по:
	„с тея истории культуры Китая.
На снимке: анти фаутиртли, в —дрити ла,
	антифашистский агитпла-
кат
	Фото А. Бродского