«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» °_ у 29 АВГУСТА 1939 г/ № 65 (643),

Пермь, Куйбышев, Горький, Свердловск
и Саратов гордятся своими театрами, в
том числе и оперными. В некоторых из
этих городов опера была и до революции,
Так. в Перми здание оперного театра су*
иествует уже ‘более 60 лет, Свердловск
	HAPOAWOE ТВОРЧЕСТВО 1РУЗИИ
(И КАЗАХСТАНА
	Пленительно народное творчество Гру-
зии. Пленительны ев песни, ее старинные
пляски, проникнутые рыцарским от-
ношением к женщине, воинской добле-
стью.

Не только содержание произведений, но
и самый облик исполнителей полны изу
мительного благородства. Невольно ловишь
себя на мысли — вот так, должно быть,
выглядел Тариэль или Автандил, такой
могла быть Нестан Дареджан,

Выступления 0об’единенного колхозного
ансамбля песни и пляски Грузии, руко-
водимого Р. Шелегия, на Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставке дают яркое
представление о замечательном искусстве
этой братской республики,

Песня — голос народной души, В песне
выражается то, что думает, чувствует народ.

В репертуаре ансамбля много превосход-
ных песен, посвященных товарищу
Сталину, Тут есть песни, прославляющие
мудрость великого вождя, песня о Сталин-
ской Конституции. Все эти песни проник-
	нуты глубочайшей любовью и признатель-
ностью к тому, кто создал народам сча-
стливую жизнь, кто неустанно ведет их
по пути к коммунизму, Одни из этих пе-
сен обработаны композиторами, другие ‹о-
чинены самими колхозниками  (сванская
песня, исполняемая девятью певцами под
руководством И, Мукбаниани, или карта-
лино-кахетинсокая песня на текст М, Джа-
паридзе). И все они выражают горячие
чувства всего народа,

Даже грустные песни Грузии прекрас-
ны. Их печаль светла, в ней нет безыс-
ходности отчаяния, в котором душа зады-
хается, как в подземелье. Слушая их, по-
нимаень великую силу искусства, которая
очищает и возвышает даже страдание.

Из отдельных песен, исполняемых ан-
самблем, хочется особенно отметить  мег-
	рельскую свадебную песню «Кучхи-Беди-
нери», очаровательную песню «Светлячок»
на слова Акакия Церетели, «Лашкрули» в
обработке Д.’ Кавсздзе. Своеобразна ry-
рийская «Хасанбегури», в которой тенор
проделывает сложнейшие колоратуры —
	OO
	в парчу, высокие заросли THA с лиловы-
ми метелками на тонких стеблях, зеленая
влажная ширь Арала, радовавшая ког“
да-то взгляд ссыльного Шевченко, голу-
бой Балхаш, солончаки, над которыми ку-
рится тусклое марево, плоские, растрес-
кавшиеся от зноя глинистые пустыни или
безбрежные пески с силуэтами верблюдов
на вечереющем небе, — вся эта страна,
воспетая в замечательных стихах Джам-
була и чудесно, как он, помолодевшая за
годы советской власти, вдруг словно при»
двинулась, будто и не отделяют ее от Мо-
сквы тысячи верст,

И песни Казахстана, такие же вольные,
как его народ, такие же широкие и раз-
дольные, как его равнины, такие же мно-
тоцветные, как ирисы, что `сверкают вес-
ной среди его трав, эти песни звучат сей-
час с московской сцены столь же есте-
ственно и задушевно, как звучат они в
родных аулах. Вот почему москвич ©
Красной Пресни, не внающий казахского
языка, понимает кзылординского колхоз-
	ника Нуртая-Бегежанова, когда тот поет
сочиненную им песню «Праздник родины»,

Прекрасная «Песня о Сталине», созлан-
ная народным артистом КазССР М, Ержа-
новым, мощно захватывает и русского
слушателя, несмотря на все национальное
‘своеобразие, бережно сохраненное обрабо-
тавшим ее народным артистом КазССР
Е, Брусиловским, ‘

Вот почему до самого сердца доходит
трогательно-жалобная песня «Караторгай»
	(«Черная птица»), протяжная, как старые
	русские песни, глубоко поэтичная по сло»
вам и прелестная по мотиву. Кстати ска-
зать, хорошо было бы включить в репер-
тур наших хоровых ансамблей эту под-
линную жемчужину казахского народного
творчества. — -

Аудитории передается торячее чувство
исполнителей.

То, что казахи поют «белым звуком»;
не поражает русского слушателя; ведь и в
нашей деревне девушки поют так же.

И казахский колхозный хор, руководи-
mutt JL Д. Мацуциным, и акыны Бегежа»
нов, Додобаев и Азербаев имели заслу-
женный успех,

Очень хорош национальный домбровый
казахский оркестр. Исполнение отличается
большой слаженностью. Все играют, как
один человек. Под управлением М. Жапас-
	‘баева оркестр исполнил три произведения
	народното К
«-Сары-арка»,
RH.
	композитора Курмангазы —
, «Кобык-шаликан» и ‹Адай-
	окончить с гастрольной
’ неразберикой
	Лето кончается, и театры, гастролирую-
щие по Советскому Союзу, вновь возвра-
	Щаются на свои зимние квартиры,
	Гастроли лучших театров страны, ила-
номерный” показ достижений сценическо-
то искусства союзных республик—одна из
	лучших традиций советского тзатра.
	В нынешнем тмду крупнейшие театры
страны гастролировали в важнейших про-
	мышленных центрах. Московский Художе-
	ственный академический театр им. Горько:
	го выступал в Киеве, Сталино и в Горь-
ком. Громалный художественный успех со.
	провождал эти спектакли, в особенности. в
Сталино и в Горьком, где театр гастроли-
ровал впервые,
	‚С таким же успехом  тастролировал в
Свердловске, одновременно на двух пло-
щалках, Государственный Малый театр,

°  Тастроли этих двух театров ещз раз по-
казали, какой громадной заслуженной лю-
бовью и популярностью в стране пользу-
ются наши лучшие тватральные коллек-

ТИВЫ.
	Московский государственный еврейский
театр в этом году играл в Харькове,
Днепропетровске, Сталино и Ворошилов-
граде. Впервые проводившиеся гастроли
Еврейского театра в Донбассе прошли с
большим успехом,
	Широко предетавлено было искусство
братских национальных республик. Так,
Грузинский драматический театр им. Ру-
ставели успешно гастролировал в Киеве,
Харькове и Одессе. В Москве прошли га-
строли Харьковского драматического теат-
ра им. Шевченко, получившего высокую
оценку общественности. В Москве же идут
спектакли Грузинского театра им. Мард-
жанишвили, тетло встреченные зрителями.
	Курорты союзного значения (Сочи и
Кавказские Минеральные. Воды) в нынеш-
нем году были обелужены гастролями Ро-
отовского драматического театра им. Горь-
кого, Свердловского театра. музыкальной
комедии, Московского театра Ленсовета,
музыкального театра им. Немировича-Дан-
ченко. В сентябре на курортах будут играть
Государственный академический Малый
Татр и театр им. Моссовета,
	Однако, несмотря на наличие твердого
плана гастролей, утвержденного Комитетом
по делам искусств, были допущены и та-
кие гастроли, которые планом нэ были
предусмотрены.
	Так, Театр революции, который должен
был гастролировать в Ленинграде, высту-
пал на летних площадках в Москве, Ле-
нинградский Большой драматический театр
вместо Урала гастролировал в Москве,
Горьковский драматический театр вместо
Кузбасса неожиданно оказался... в Менин-
граде. Киевский Госет вместо обслужива-
ния Белоруссии предпочел поехать по
старой проторенной гастролБбной дорожке в
Ленинград, Музыкальная комедия из
г. Орджоникидзе, которая должна была га-
стролировать в Крыму, направилась в
Смоленск и Горький, а Ростовская музы-
кальная комедия вместо Тулы очутилась в
Киеве.
	Кроме того, сверх всякого плана были
допущены гастроли: Краснодарской музы-
кальной комедии—в Крыму; Орехово-Зуев-
ского театра — в Казани, драматического
театра из т, Горькотго—в Ленинграде, a
Ленинградского Нового театра—в Горьком,
Херсонского театра-—на Дальнем Востоке.
	Все это свидетельствует о недопустимом
самотеке ‘и антигосударственных  тенден-
циях, еще проявляющихся в гастрольной’
практике. Эти «поправки» к плану по су-
ществу возвращают. гастрольные поездки
на старый путь—на путь встречных пере-
возок, на путь художественной и хозяйст-
венной нецелесообразности гастролей.
	Почему  Ленинтрадекий Новый театр дол-
жен гастролировать в  Горьком, а. Горь-
ковский областной театр—в Ленинграде?
Почему Музыкальная комедия из Орлжо-
никидзе должна летом давать спектакли в
Горьком и Смоленске, почему Орехово-Зу-
евский театр должен гастролировать в Ка-
зани? И почему, ваконец, Ленинградский
передвижной театр драмы и комедии вме-
сто того, чтобы работать в Ленинтрале,
осел в Москве в течение трех месяцев, ра-
ботая в клубах и парках и угошая мос-
ROBCROTO зрителя по преимуществу «Ан-
ной Карениной»?
	Но этим не ограничиваются внеплановые
тастроли, которые были допущены в ны-
нешнем году. Несмотря на, то, что Комитет
по делам искусств прямо запретил орга-
низацию частных групп из артистов от:
дельных театров, тах называемых ‹ансам-
блей>», эти наспех составленные, случайные
труппы артистов различных театров гаст-
ролируют по стране, созлавая обманчивое
впечатление гастролей тватров.
	Так, недавно в газетах была напечатана
телеграмма из Витэбска о том, что на га-
строли приехал коллектив Малого. театря.
На самом ‘деле речь шла о небольшой
группе молодых актеров тзатра. В Куйбы-
	wes приехал на гастроли ансамбль Ле-.
	нинградского театра драмы им. Пушкина
под руководством артиста Жуковского, ко-
торый рассматривался как коллектив те-
атра. Первые спектакли этого ансамбля—
«Пигмалион», который шел в сокращенной
редакции без первого акта, и «Коварство
и любовь» вызвали резкие возражения со
стороны зрителей, которые в откликах, по-
мещенных в газете «Волжская коммуна»,
квалифицировали эти спектакли, как ди-
скредитацию театра драмы им. Пушкина.

Один из спектаклей группы артистов
Малого театра в. Туле вызвал протест об-
щественности, которая. квалифицировала
его как халтурный,
	Подобная «деятельность» ансамблей, ко-
торая дискредитирует представляемые ими
театры, должна быть решительным обра-
зом осуждена. :
	Гастрольная вакханалия этогб тода не
случайна; она вытекает из предыдущей
практики. Напомним, что в 1938 г. Яро-
славский театр им, Болкова вне плана га-
стролировал в Полтаве, а Полтавский те-
атр в Ярославле, Мурманский театр в по-
гоне за солнцем оказалея в Баку, Карель-
ский театр русской драмы провел лето в
	Белоруссии, а Ростовский театр музыкаль-.
	ной комедии совершил странный и необ’.
яснимый прыжок из Ростова... в Киров,
& оттуда в Кисловодск. —
	Обратимся к цифрам, В 1937 г. расхо-
ды, связанные с гастролями и выездами
театров, составили 34.450 тые, руб; в
1988 г. эти расходы выразилисб уже в
48.482 тыс. руб. Одни только суточные с0-
ставили 24.257 тыс. руб. 9.900 тыс,
рублей уплачено за квартиры и 14.323 тыс.
рублей обопглавь стоимость транспорта. А
сколько BATOHOB, сколько железнодорож

ных составов, которые должны были быть
использованы для перевозки действитель-
но нужных стране грузов, ушло на встреч-
ные перевозки тедтров с декорациями, бу-
тафорией и т. д.
	Пора, наконец, по-государственному по-
ставить вопрос о гастрольном деле в стра-
не. Пора пресечь вредные тенденции те-
	атров сниматься о наступлением весны
с якоря и обязательно куда-то ехать,
	Разве обслуживание театров трудящихся
своего города, своей области есть только
сезонное дело? Почему же некоторые теат-
ры Москвы и Ленинграда стремятся на
летние гастроли, якобы ва отсутствием
площадок для летней работы в этих го-
родах, в то время как театральные пло
щадки в клубах и парках заполняются
периферийными театрами?

‚Достаточно сказать, что в 1988 гв
Ленинграде за лето перебывало 9 театров,
в том числе 5 украинских. А в нынеш.
нем году театры, приехавшие сверх
плана, работают плохо и в художествен-
ном и в материальном отношении. На
Украине 33 театра из 100 переезжают с
места на место, охваченные какой-то свое-
образной тастрольной лихорадкой.
	О чем говорит опыт текущего года?
	Во-первых, количество гастролей необ-
ходимо решительно сократить. Празо теат-
	ра на гастроли должно быть правом луч9-
	ших театров, свогобразной творческой пре-
	мией ва работу.
	- Оперные
театры периферии
	ИА УЕ НС РР ОТЧЕ ани. чех
отпраздновал ‘недавно 25-летие своего   «Демон». Горьковский театр и особенно
т И в дореволюционном Пермский все смелее предоставляют сво:

оперного театра.
Саратове в отдельные сезоны  гостила Sony творческой инициативы молодым ре,
	жиссерам, только WTO окончившим Тезт.
ральный институт,

При всех положительных чертах утвер.
ждающего свою реалистическую сущность
оперного перифирийного театра в работе
его еще сильно дают себя чувствовать
многочисленные недочеты, Главный из ких
— отсутствие верной линии в релертуз
ном вопросе, Лишь Саратовский театр ве.
дет ‘в данном направлении нужную и цел.
ную работу. Репертуар саратовекой оперы
включает капитальные создания мировой
мувыкально-драматической титературы,
	Первым B Союве из русских театров сара.
товская опера показала’ «Запорожца aa
Дунаем» п «Даиси», готовит ¢Kep-orm,
Интересные и плодотворные опыты по
пропаганде творчества местных композн-
торон сделаны в Свердловеке, тде 9 успе-
хом идет интересная опера талантливою
композитора Трамбицкото «За жиань», у
в Горьком, где театр готовит к постановае
оперу Касьянова «Степан Разин»,
Однако чаще бывает так, что театры
берутся ва выбор репертуара в последнюю
минуту, меняя ‘свои ITED не выполняя
их. аиболее яркий ‘пример — Куйбы,
шевская опера, где репертуарный разброд
достиг апогея. Вместо шести премьер те
атр дает в этом году лишь три; перепех.
тивного репертуарното плана в театре нет.
постановки советских опер быстро сходят
с репертуара, ибо осуществлены они ве
достаточно серьезно,  непродуманно. Да
речь идет не только 0 советских операт:
на постановку «Руслана и Людмилы» ушел
чуть ли не весь сезон, так как pemuccep
ская экспозиция спектакля была состаз
лена без учета материальных возможно
стей театра. В результате, чтобы как-ни
будь’ восполнить ‘репертуарный голод, ва
опех ставятся оперы, He предвиденные
планом” («Трубадур»). г
Ответственность за репертуарные неури.
дицы в периферийных оперных _ театрах
должен нести и Комитет по делам и
кусств, который в этой области никак не
Груководит театрами. Театры нередко top
чутея на месте, берутся за оперы, кот.
рые им не по силам, забывают о клаеси.
ческой базе, без которой они не мот
существовать. Тот же Куйбышевский те
атр ‘располагает всего 10—11 названиямя
в течение сезона. Вот почему, быть може,
этот театр и представляет собою исклу’
чение в смысле посещаемости по сравне
нию со всеми остальными периферийныхя
операми, как правило, не знающими «зри’
тельского» кризиса. В репертуаре Куй:
бышевского театра нет ни одной оперы
Римского-Корсакова и Мусоргского, театр
не ставит «Кармен», «Евгения Онегина»,
` Далеко‘не достаточно ведется работа по
`подтотовке дублеров из среды молодых
актеров. Часто все ‘репетиционное время
‚уделяется ведущему составу; а на вводи:
‚мых в спектакль дублеров не обращается
‚никакого внимания,
_ Если © музыкальным руководством в
театрах дело обстоит благополучно, тов
отношении общего художественного руд»
‘водотва приходится желать’ еще мото,
Крупнейший тезтр. — Свердловский —
ориентируется  на столичных гастролеров
постановщиков. Поэтому даже интересно
разрешенные спектакли Ges хозяйском
глаза ‘быстро хиреют,  разбалтываются
(примёр — «Поднятая целина»), Наличие
ведущего постоянного режиссера, творче
ского соратника‘ дирижера, — глазное ус.
ловие успешной, плодотворной жизни
omepuoro театра.
° Последние замечания касаются зданий
оперных театров, Пермский театр ютитоя
в. негодном для оперы здании с #еудоб-
ной сценой, абсолютно лишен подообных
ломещений, места для хранения декора
ций и т, д. Даже роскошное новое здание
Куйбышевского театра построено неудоз-
летворительно: оркестру мешает «козырек»
заглушающий звучание инструментов! сце.
на неудобна; нет подсобных помещений,
Как никогда, растет интерес широких
масс к оперному врелищу, Публика Ев
полняет зрительные валы сверху. дону.
Колхозникм приезжают’ за десятки кило’

«Поднятую целину» #
	«Ивана Сусанина»,
	Г. ПОЛЯНОВСКИЙ, _
	опера. Но все‘эти частные «дела», жадно
посещавитиеся немногими любителями му*
зыки, по большей части влачили жалкое
существование, едва сводя концы © кон»
пами, Сравнивать провинциальные оперы
CO столичными не приходилось. «Сборные»
декорации, ориентация на  тастролеров,
спешка в выпуске’, «премьер» — все. ото
мало содействовало повышению художе-
ственного уровня спектаклей,

Культура спектакля — основнов, что OT-
личает советский периферийный оперный
театр от’ дореволюционно-провинциально-
	т0. Лучшие постановки во вовх упомяну-
тых мною театрах отмечены печатью тлу-
бокой  вдумчивой. работы, Почти все те-
атры ‘укомплектованы артистами — обла-
дателями красивых ‘голосов; © болышей
или меньшей смелостью все ‘они выдви-
тают молодые певческие кадры. Все теат-
ры обладают хорошими, иногда  нерво-
классными, музыкальными руководителя“
ми. Такие дирижеры, как заслуженный
деятель искусства  Павлов-Арбенин (Сара-
тов), ‘народный артист YCCP Mapryszan
Свердловск), Рейнарл-Шаевич (Куйбы-
шев), могут помочь и столичным театрам
своим опытом, культурой огромными вна-
НИЯМИ,

Все большее значение придается оформ-
лению спектаклей. Особенно’ интересны” в
этом отношении. спектакли текущего Ce-
зона в Пермском, Горьковском и Куйбы-
шевском театрах. Отрадно видеть на оце-
не, например, Пермского» театра ‘вполне
культурную и ярко оформленную поста’
HOBRY гениальной «Хованщины».

Много внимания во всех оперных тезт:
рах уделяется подготовке ‘спектакля. Тез
атры сделали значительные успехи в уме-
нии рационально использовать отраничен»
ное число репетиционных часов, В лучигих
случаях планы дирижера си режиссера за*
ранее координируются, В Свердловске, на,
пример, интересную ‘работу над «Борисом
Годуновым» провел дирижер Маргулян,
Старый мастер режиссер Боголюбов провел
в Горьковском. театре чрезвычайно инте-
ресную подготовительную работу к спек--
таклю «Поднятая- целина»; лекции. по
разным вопросам, раскрывающим тему,
специальные сценические занятия, разбор
литературной канвы оперы. и т, д. При
постановке «Руслана и АРЬЕ B Kyi-
бышевской опере (единственная нопытка
постановки этого творения Глинки на пе-
риферии) режиссер — ныне покойный —
Фореггер большое внимание уделил ком-
позиции мизансцен, пластической стороне
воплощения музыки гениальной оперы,

Повысилась требовательность театров пе-
риферии к своим основным коллективам:
оркестру, хору, балету. В  Саратове, Сверд-
ловске — первоклассные ‚оркестры. Куй*
бышев и Пермь” обладают оркестрами
сравнительно ‘небольшими, но работа их
продуктивна. За последний тод улучши-
лось качество работы оркестра в Горьком,
Этому содействует крепкий коллектив ди
рижеров (Ерофеев, Зак, Любимов),
	Хор в таких театрах, как Пермский, Са-
ратовский. сценически подвижен, активён.
Артисты хора работают над индивидуали-
зацией образов, `В’ «Руслане и. Людмиле»
	женский хор Вуйбышевского театра до-
	стигает редкой стройности, воздушности
звучания, .

се театры, кроме Куйбышевекого, куль-
тивируют балетные постановки.. Саратов:
ская премьера «Раймонда», «Эсмеральда»
в Горьком — спектакли интересные и ра-
дующие молодыми, талантливыми испол-
нителями,

Театры выращивают свои актерские и
дирижерские кадры. В Куйбышевеком те-
атре за последнее время выдвинулись мо-
Hane певцы: тенор Алмазов, колоратур-
ное сопрано Ерофеева. Саратов помог твор*
ческому росту выдающихся актеров и пев-
цов — Тура, Кочешковой; Пермский те-
ATP располагает такими отличными пев-
цами. как, лауреатка недавнего конкурса
вокалистов Куклина, молодой бас Кулысев
и т. д. В Саратове театр вырастил моло-
дого дирижера Гофмана, в Куйбышеве —
Оленева, у

Живая, беспокойная мысль творческой
молодежи будоражит устоявшиеся тради-
ции оперного театра. Все чаще можно
	ются светлые маосы Дворца, колоннада
главного входа, монументальные скульпе
турные группы. Пространственное построе-
ние удачно, художники дали почувствовать
углубленность сцены, заполненной много:
людной толпой, тигантокие масштабы
Дворца. В своем композиционном построе-
нии авторы панно прибегают к мотиву
лестницы (ступеней), мотиву, широко ис-
пользованному старыми мастерами. Напом-
ним хотя бы 0 фресках Рафаэля
(«Афинская школа»), о ‚работах великих
венецианцев — Тициана, Тинторетто, Ве-
ронезе, о фресках Делакруа.
	Композиция строится против света. Это
облегчает колористическую задачу, помо-
тает тональному единству картины; фиту-
ры даны звтененнымк, Лучи света лишь
слегка озаряют левые контуры фитур и
лиц, .

Красочная тамма панно легка, зоздупг-
на; однако ее диапазон сравнительно ог.
раничен и не может сравниться с бога-
тым звучанием панно Бубнова, Гапонен*
ко, Шмаринова, -

С большим остроумием и изяществом
играют авторы красочными  тармоннями;
легкие розовые,  серебристо-серые, серо-
фиолетовые, белые, светлозеленые, светло-
желтые, оранжево-красные Тона подчерк-
нуты тлубокими ‘черными пятнами, Чер-
ное и Geos играет в композиции этого
панно роль цвета и роль весьма актив-
ную; несомненно, однако, что обилие чер-
ного цвета снижает живописное звучание
работы, придает ей какие-то черты гра
фики,

`Фигуры даны в жизненных естествен.
	ных движениях, ракурсы удачны, Нес-
коЛько неприятно’ действует  монотон-
ность в типаже лиц и в их окраске (ли.
ца написаны однообразными коричневыми
тонами). Следует отметить также нелоста-
точную силу и убедительность фигур в
некоторую пестроту, которую усиливают
эффекты освещения; для передних фигур,
кроме общего глазенствующего источника
света, льющегося сзади и сверху, введен
и второй источник —‘ спереди, снизу, Это
создает подоветы лиц и фигур снизу и
вносит. известное беспокойство в компо:
ЗиЦиЮ. `

Эти частичны дефекты не снижают,
однако, общей удачи панно, представляю»
щего одно из наиболее ярких и празднич-
ных произведений на выстарке.
		встретиться с интересными, свежими экв:
позициями спектаклей — .
Следует также отметить В. Гогешвили и
И. Ичираули (танец «Мтиулуриз). Из кол-
лективных танцев неизменным успехом
пользуется аджаро-гурийская  воинствен-
ная пляска «Хоруми».
			Казахстан, Полынные степи, желтоватые
реки, снега Ала-Тау, одетые в закат. как
	Всесоюзная сельскохозяйственная выставка
	Ни одна выставка так птироко не ис-
пользовала помощь художника-живописца,
как Всесоюзная сельскохозяйственная. Тут
предоставлены различные виды стенной
росписи, фрески, сграффито, декоративные
панно, диорамы и панорамы. Художники
показывают обстановку, в которой рабо-
тают замечательные люди нашей страны,
рисуют ее величественные пейзажи, В лю-
бом павильоне зритель встречает крупные
произведения монументальной и декора-
тивной живописи. В краткой статье нет
возможности перечислить все значитель-
ные работы; мы вынуждены сейчас ска-
зать лишь о некоторых, наиболее инте-
	В боковом зале Главного павильона %
неблатоприятных условиях  экспозкции
	(зал слишком узок) висит громадное пан-
Но — «Мастера стахаловских урожаев».
	Это — работа бригады молодых художни-
ков Бубнова, Гапоненко, Шмариновв.
панно языком красок говорит о ве-
ликой дружбе национальностей нашей
страны, о единении трула и науки,
	В праздничном шествии кдут тесной
толпой прямо на зрителя передовики со-
циалистического земледелия — колхозни-
ки и Ученые, хлопкоробы, льноводы, свек-
ловичницы-пятисотницы. Они ках бы pa-
портуют стране о победах на сельскохо-
зяйственном фронте. Громадные алые стя-
ти веют в воздухе, высоко подняты CHO-
пы волотистой ржи, кипы белоснежного
хлопка, груды краснобурой свеклы, енопы
нежно-зеленого льна, красочные, разнооб.
разные национальные костюмы залиты

солнечным ‘сиянием, все купается в
вем. Какое замечательное полотно, какая

полнота жизни! Как правдивы и харак-
терны лица, позы, движения, какая яр-
кость типажа! Громадное декоративное
панно звучит, как величавая торжествен-
ная симфония, как победный гимн свет“
лой, счастливой жизни.

Поразительны естественность и свобода,
в которыми молодые авторы разрешили
свою трудную задачу. Громадное длинное
полотно (отношение 3,5Ж1) создавало oco-
бую трудность композиции; однако авто»
ры, расчленив толпу на центральную и
дв боковые группы, сумели сделать ком-
позицию ясной, гармоничной. В панно
	ной культуры. Дщевной свет обильно льз
ся через высокие узорчатые окна. Исклю-
чительно по нарядности и красоте панно
«Армения», выполненное народным ху’

а СП
	цожником республики Мартиросом Сарья
ном.
	Громадное панно (до 50 кв, метров) of
мыкает собою центральный зал павильон
Его тона как бы заполняют своим 83вуч2.
нием пространство всего павильона, RACH:
щают его, придают ему  праздничность,
Сарьян давно известен хак тончайший
колорист, В новой работе художник 183.
вернул свое богатое красочное дарование
	Перед зрителями возникает величествек“
ная панорама Армении; высокие горы
громовдятся к небу, их покрытые снегом
вершины выделяются на прозрачной во
синеве; горные цепи переходят в коричие.
вые, красно-фиолетовые предюрья и ход
мы, спускаются вниз к плодородной 89:
леной равнине с пышной растительно*
стью ее садов и полей. Высоко в горах
виднеется темносинее озеро; с шумом
свергаются вниз водопады, бегут бурные
горные реки, огибая причудливые утесы,
	Пейзаж, как тема декоративного оформ-
ления павильона, неоднократно встречает
ся на выставке. Можно отметить ряд ин.
тересных и удачных решений, однако ни’
где мы неё встретим такой захватывающей,
такой вдохновенной композиции, как J
Сарьяна. Художник подошел к теме 6
широтой. свободой, свежестью чувства,
которые даются глубокой любовью к род»
ной земле, совершенным её знанием. Ею
панно не механическая компиляция фото
графических видов, не натуралистическая
	опись. отдельных прославленных Meck
Это — вдохновенная песня поэта.

Образы родной природы стоят перед
	глазами художника, можно ясно почув*
ствовать, как привлекали его творческое
воображение наиболее яркие, наиболее лю
бимые пейзажи родины: вот синие воды
	EEE IE A ENTE ie il ee Ур

Севана, вот ‘1110,
ь лодородная долина Арарата,
вот фантастические скалы Saureaypa kd
	ричнево-лиловые отроги Дарачичага и
тосподствующая Han всем белоснежная
шалка Арарата. Эти мотивы не живу!
раздельной жизнью, они влились в целое,
растворились в великолепном единстве.
Сарьян сумел создать действительно 0606»
щенный, подлинно ‘синтетический образ
	родной страны, образ, убеждающий прав“

wn kh Ll!
	OSS EB

дои внутренней жизни, волнующей и 88
поминающейся.
	Б. ТЕРНОВЕЦ. —
	ЧЕГЫРЕ ПАННО
	nema. Валентина Хетагурова выступает
перед группой, встречающей переселенцев.

0ба панно близки друг другу по своей
композиционной и колористической систе-
ме. Главные эпизоды развернуты на фе-
не величественных пейзажей, рождающих
представление ‘о необ’ятных просторах
Дальневосточного края, Обоим панно
свойственна известная  статичность ре-
шения. Преобладающим мотивом являет-
ся вертикаль. Это создает четкое, но, быть
может, несколько ‘однообразное в своей
сдержанности построение, Тема встречи,
тема радостного сближения двух групп
могла бы быть трактована в композициях
более напряженных, взволнованных, дина-
МИЧНЫХ.

Отдельные фигуры написаны с большой
теплотой и выразительностью,  Следует,
однако, отметить, что участники бригады
не достигли того. единства художественно:
го языка, которое мы находим в панно
Бубнова, Гапоненко, Шмаринова, Им rpya-
но отказаться полностью от своей манеры
воспринимать и передать мир. Несмотря
на близость творческих установок, инди-
видуальность ‘авторов слишком ярко вы’
ражена; это чувствуется в специфических
чертах колорита отдельных художников,
трактовке пластической формы и факту.
ры, Более или. менее искушенный вритель
	  ясно угадывает места, написанные Пиме.
	новым, Адливанкиным, Нисским.

обединено ° много портретов (Ефремов,
Костенко, Юрьев, Рудницкий, Рахматов,
Басти Багирова, Дубок Пилипенко и мно-
тие другие), Они Написаны © непринуж-
денной свободой кисти, с убеждающим ма-
стерством. Именно о мастерстве хочется
говорить перед этим полотном — мастер.
стве’ композиции, рисунка, цвета, С пла-
стичностью, убедительной силой изобря-
жены вое фигуры, захватывающей жиз-
ненностью,

Азторы сумели добиться удивительното
для бригады единства творческой манеры.
Громадное панно кажется написанным ки.
стью одного художника, кажется BOBHER-
шим одновременно во всех своих частях,
	Особенно удачно решена колористиче-
ская ‘проблема. Тона розовые и алые, фио-
летовые и светлозеленые, желтые и си:
ние — вое переплетается, вое поддержи»
вает друг друга, все поет. С замечатель-
ным мастерством применены дополнитель:
ные тона.
	В этом. полотне молодое советское ис:
кусство выходит на путь подлинного боль.
шого мастерства. Можно товорить о пло“
дотворном усвовнии традиций старых Ma-
стеров. И вместе ‘с тем всеми своими кор-
нями это произведение уходит в совет:
скую почву, оно ее зрелый плод, ярчай:
пгий локумент нашей эпохи.
		Исключительным вниманием HA BEICTAB-
ке пользуется павильон «Дальний Восток»,
Посетители с увлечением рассматривают
его, экспонаты, знакомятся со. сказочными
богатствами края. Два больших ‹ панно,
выполненные бригадой Ю. Пименова (Ад*
ливанкин, Васильев, Гордон, Зернова, Нис-
ский, Пастернак) в ярких. образах рисуют
жизнь людей Дальнего Востока,

Одно из полотен посвящено приезду
героев Хасана в колхозы Приамурского
края. На втором’ — показана встреча пе-
реселенцев с знатными люльми Дальнего
Востока. Первое панно изображает пейза-
	жи окрестностей Владивостока и Хасана,
	на втором мы видим пейзаж Хабаровоко:
го края, величественный Амур, мост под
Хабаровском. Зритель узнает в панно пор.
треты Героев Советского Союза, депутатов
Верховного Совета, знатных люден земле-
	Пазно бригады ленинградских худож»
ников А. Самохвалова, В. Пакулина, А,
Прошкина, В. Прошкина, Н. Свиненко,
С. Чутунова в павильоне «Хлопок» посвя-
щено теме великой дружбы народов СССР,
По своему замыслу оно является близким
к теме Бубнова, Гапоненко, “Шмаринова,
Как и там, мотивом композиции является
торжественное ществие лучших людей стра-
ны - отахановцев, передовиков хлопка и
текстиля, В композицию вплетено несколь:
ко портретных образов (Ибрагим Рахматов,
Басти Багирова, Дуся Виноградова).

Панно нарядно и эффектно. По широким
ступеням величественной лестницы Двор»

па Советов спускаются радостно‘ возбуж-
денные, оживленно беседующие представи-
тели советского народа. В глубине видне-
		гармонкен пропорций, ясностью простран.
ственного решения, высотою художествен.