9 сентября 1939 г., № 67 (647)
	ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ
	Почему
мне не дают
	работать?
	Периферийная
° хроника
	УФА. В репертуар Русского драматического
театра включены пьесы; «Павел Греков»,
«Падь Серебряная», «Уриаэль Акоста», «Вос-
кресение». Театр получил новое помещение с
прекрасно оборудованной сценой. Башкир-
	ский опёрный театр готовит оперу Туно
«Фауст». ‹ : о »
\ СОЧИ. Злесь гастролирует коллектив Мало-
	no театра. В репертуаре — «Бешеные деньги»,

1а бойком месте», . «Женитьба« Белугина», *
«такан воды», «Слава», «На всякого мудреца
довольно _ простоты»,

ХАРЬКОВ. Композиторы Мейтус, Рыбаль-
ченко и Тиц (авторы оперы «Перекоп») ра-
ботают над оперой «Гайдамаки» (по Шевячен-
кд). Над новыми опереттами работают KOM-
позиторы Рябов («Алая роза») и Заграничный
{«Шрузья и мечтатели»).

СИМФЕРОПОЛЬ. По заданию музейного
отдела Наркомпроса РСФСР здесь открывает-
ся филиал государственного Херсонесского му-
зея. Некоторые памятники будут предетав-
лены в пПодлинниках. О редких древних па-
мятников Херсонеса будут сняты скульптур-
ные копии.

КЕМЕРОВО. В люмещении городского те-
атра открылась передвижная  художествен-
ная выставка, организованная лёнинградеким
государственным Русским музеем. Выставле-
ны 134 картины виднейших художников: Ле-
вицкого, -Венецианова, Брюллова, Перова,
Крамского, Репина‘и др. В первые два дня
выставку посетило свыше 1.000 человек, ~

ПОЛТАВА. Закончились занятия на кур-
сах руководителей колхозных и районных.
театральных кружков. Силами курсантов бы-
ла поставлена комедия П. Нечая «Песня про
Катерину». Из 28 учащихся 22 человека окон-
чили’ курсы на «отлично», остальные — ‚на
«хорошю»..

ЧЕРНИГОВ. `В музей Порса (гор. Шорс).
поступили картины художника Р. Мельничу-
ка «Обыск у Шорса», Ф. Сударика «Бой диви-
	зии Шореа под Бердичевым»,
ВОРОПТИЛОВГРАД, В октябре открывается
новый драматический театр. В penepryape—

«Мой сын», «Павел Греков», «Женитьба Фи-
гаро», «Овечий источник», «Бесприданница»,

«Мещане». Художественный руководитель Te-
атра А. В. Тункель.

—>—-

ТЕАТР КОМЕДИИ
В МОСКВЕ
	Управление по делам искусств при Мос-
совете приступило к организации Театра
комедии под художественным  руковод-
ством народного артиста РСФСР В. Я.
Станицына. Для разработки репертуарного
плана и формирования труппы создана
комиссия под председательством тов. И. Л.
Фрумкина. Репетиции в новом театре нач-
нутся 1 октября. Зимний сезон предпола-
гается открыть в конце декабря. К откры-
тию сезона Театр комедии подготовит две
пьесы — классическую и советскую. Театр
комедии будет обслуживать дворцы
культуры и крупнейшие клубы столицы.
		Московская
хроника
	*® 13 сентября в помещении филиала МХАТ
CCOP им. Горького Всесоюзное концертно-га-
строльное об’единение организует ‚первый в
зимнем сезоне концерт «Вечер комедии», В
концерте примут’ участие артисты МХАТ
СССР им. Горького, Большого и Малого ‚теат-
ров и театра им, Вахтангова, Будут пока-
ваны отрывки из спектаклей «Горе от ума»,
«Бешеные деньги», «Горячее сердце», «Мерт-
вые дули», «Много шума из ничего» и от-
дельные танцы из балета «Тщетная предо-
осторожность».
	Х В спектакле Малого театра «Ревизор» на
	роль Хлестакова введен артист Березов.

*\ Композитор Ф. Сабо закончил поэму для
хора а сареЙа «Великий сталинский закон»
на текст Джамбула. В настоящее время ком-
позитор работает над струнным кварфтетом,
	Управление по’ делам искусств при Мос-
совете проводит с 15 по 25 октября декаду
московских детских театров. Лучшие театры
и спектакли будут участвовать во всесоюзном
смотре детских театров.
	% Московский театр сатиры открывает вим-
ний сезон 15 сентября спектаклем «Таланты».
	\ В состав труппы театра им. Моссовета
вступили заслуженные артисты РОФСР. В, Ф.
Торский и П. И. Tepara,
	\ В л Московоком драматическом театре на
роль Клавдии в «Детях. Ванюшина» введена
артистка Цветкова,

К 15 сентября в Москве начинается первый
	тур. смотра исполнителей на народных инстру-
ментах.
	Заслуженная артистка РСФСР М. Бабано-
ва и артист 0. Мартинсон готовят новый
французский водевиль, который будет испол-
няться в эстрадных концертах зимнего се-
зона.
	В труппу театра Ленинского комсомола
вступил артист 0. Н. Фрелих, который вве-
ден на роль Пауля Эстерага в спектакле
«Мой сын». :
	Художественным руководителем Всесоюз-
ного концертно-гастрольного об’единения на-
значен композитор Г. Крейн.
	конце сентября. созывается второе все-
российское совещание дирижеров по подготов-
ке к декаде советской музыки. На совещании
будет сделан доклад о советском симфониз-
ме и будут. прослушаны произведения, ре-
комендуемые ‘союзом советоких композиторов
для исполнения во ‘время декады.
	х В труппу Малого театра приняты артист-
ки А. Щепкина и И. Ивенина, окончившие в
	нынешнем TORY театральное училище им,
Шепкина, .
	Нисатель К. Паустовский вакончил и
сдал Центральному детскому театру свою но-
вую пьесу «Кипренский».
	* 15 сентября в Московском театре юного
зрителя состоится c6op труппы. Сезон’ от-
крывается 23 сентября спектаклем «Илья Му-
ромец»,
	Всесоюзное концертно-гастрольное об’еди-
нение приступило к организации постоянных
художественных ансамблей и коллективов.
Художественным руководителем коллективов
назначен заслуженный артист РОФОР п. И.
Ильин.
	% Госцентюз И сентября открывает сезон
спектаклем «Том Кенти». 11 сентября театр по-
кажет премьеру пьесы М. Сизовой «Ломоносов».

%* В Центральном детском театре 18 сентября
состоится премьера «Недоросля». Постановка
режиссера ППишкова, художник Савельев.
	х Вчера из Москвы на Дальний Восток вы-
ехал гостивший в столице передвижной театр
драмы Амурской дороги, Театр приступает к
работе над пьесами Афиногенова «Вторые пу-
ти» и Гергеля и Литовского «Мой сын». Новый
сезон в театре откроется 15 октября. К этому
времени приурочивается празднование 5-летнего
	юбилея театра,

—“——
	BO BCeKOXYOXKHHKE
	В Москве Всекохудожником  подготов-
ляется выставка работ палехских масте-
ров. Многие художники избрали историче-
ские темы: НВ. Пашков — «Сусанин»,
Н. Эиновьев — «Штурм Измаила Суворо-
вым», Н, Каравайков — «Суворов на Сен:
Готарде», Г. Буреев — «Бой под Кинбур-
ном». А. В. Хохлов — «Ледовое побои:
ще». Пейзаж «Город Трир—родина Карла
Маркса» пишет А. Д. Хохлов. Знаменитый
перелет Владимира Коккинаки Москва—
Америка отображает художник Н. Блохин:
М. Сперанский пишет на лаковой шкатул-
ке шекспировского короля Лира.

Художники покажут не только работы
на лаке, но и живописные панно.
		В ТЕАТРАХ
СТОЛИЦЫ
	о Театр Ленсовета открывает зимний ce-
зон 23 октября опектаклем «Волк». В те-
чение лета театр с успехом гастролировал
в Алма-Ате, Ашхабаде и Сочи. Сейчас те-
arp находится в Кисловодоке, где будет
играть до 20 сентября. В течение лета
был произведен ремонт здания театра —
переоборудована сцена, расширены под-
собные помещения.

Первой новой постановкой в зимнем се-
зоне будет трагедия «Мария Стюарт»
Шиллера, шедшая в последний раз в Мо-
скве много лет назад в Малом театре.
Спектакль ставит  тлавный режиссер
В. А. Нелли, режиссеры Е И. Страдом-
ская и 0. С. Литовский, композитор А. В.
Мосолов, художник Меллер. Главные роли
исполняют засл. арт. РСФСР К. М. По-
ловикова (Мария Стюарт), А. С. Кузмиче-
ва (королева Елизавета), В. А. Любимов
(граф Лейстер).

Одновременно начаты репетиции пьесы
«Весна 1921 года» («Кронштадт») ленин-
традского драматурга А. Штейна. Ре-
жиссер ‘A. К. Плотников, художник
В. Е. Татлин. Принята к постановке пьеса
«Море» В. Лидина. :
		‹ 16 лет я работаю на сцене как мастер
циркового искусства. В 1932 г. служа в
Красной Армии, я задумал аттракцион
иллюзии и’ трансформации. Аттракцион
был одобрен командованием. Я много над
ним работал, усовершенствовал ето ив
декабре 1933 г. предложил эстрадной op
ганизации «Цирк на. сцене» просмотреть
его. Просмотровая комиссия постановила:
считать аттракцион приемлемым, отпус-
тить средства н& его художественное
оформление.

В течение трех месяцев я добивался вы.
полнения этого обещания, но в конце кон.
цов руководитель эстрадной организации
т. Юрьев заявил, что средств нет и что
	в этом году номер оформлен быть не мо.
жет. Тогда аттракцион был мною показан
«Бюро открытых концертов и стациона.
ров» с тем, чтобы ‘демонстрировать ero
на летних площадках Москвы. На этом
просмотре присутствовали: директор бюро
т. Югов, его заместитель т. Ларин, пред.
ставитель Комитета по делам искусств
т. Свитнев и работники  Мосреперткома,
Было решено: «По представлении артистом
А: С. Шаг эскизов нового оформления и
по утверждении художественной части
Бюро принимает работу артиста Шаг я
авансирует в счет договора шесть тысяч
рублей на оформление, которые погаша-
ются им во время его работы». Зарплату
мне и двум моим партнерам должен был
утвердить Комитет по делам искусств,
Три © половиной месяца я’ вновь’ трудил.
ся. над окончательной отделкой номера.
Наконец 20 июля 1939г. был просмотр.
Комиссия, в составе которой былит, Юмов,
т. Вайнберг и ‘балетмейстер т. Кретов, по:
становила аттракцион снять, договор рае.
торгнуть. Приехал директор «Бюро отЕрн.
тых концертов и стационаров» т. Юго
лично просмотрел аттракцион, не согласил.
ся с мнением комиссии. Созвали широкий
просмотр. Аттракцион получил положи:
тельную оценку. Рекомендовано было на.
править меня временно. на периферию, в
частности в г. Иваново, для эстрадных
выступлений. И тут вновь начались MOH
мытарства. Тов. Ютов направляет меня к
т. Хотимскому. Этот заявляет, что ему ни.
чего не известно, направляет к т. Мель:
шиану. У т. Мельшиана я Три дня до.
бивался приема, затем 28 августа он зая.
вил, что сможет принять меня Только }
сентября. Встретился с Мельшианом, ок
направил меня к т. Суханашвили, Суха
нашвили обратно к т. Мельшиану, Мель
шиан — к Локшину. Прошло еще дв
недели. Я буквально выбился HB CH
Почему мне не дают работы? Может быть,
этот аттракцион забракован? Но 1 сентя.
бря ero просматривал Главрепертком, xg
	на другой же день я получил paspele
	ние на право выступления с аттракцио.
	ном по всему Советскому Союзу. Работни.
ки Реперткома поздравляли меня с успе
хом, желали и впредь плодотворно раб
тать... И тем не менее я не только не по
лучаю никакой поддержки, но полгода 1
милости бюрократов и волокитчиков на.
	хожусь без работы.
Артист А. ШАГ
	Забытые
		Группа студентов, принятых на 1-й курс театрального училища им. Щепкина.
На снимке (слева направо): Назаров (Томск), Панкова (Ленинград), Сацук (Мо-
сква), Аллилуева (Москва). Стоят (слева направо): Самойлов (Москва), Филин
	в. С.Р
	Фото Е. Явно
	(Кинешма), Ковалев (Москва)
	В нынешнем сезоне в театре им. Ста-
ниславского впервые срганизуется балет-
ная труппа. Руководителем приглашен
засл. арт. РСФСР В. И. Вайнонен, ero
заместителем — Б. С. Холфин. Балетная
труппа постепенно будет вводиться В
сибктакли текущего репертуара—«Кармен»,
«Дарвазское. ущелье» и в новые поста-
новки — «Пиковая дама», «Я, сын тру-
дового народа» и др.

В начале ноября будет показана. опера
«Евгений Онегин», которая поручена всту-
пившему в театр лауреату всесоюзного
конкурса дирижеров К. К. Иванову.

Сегодня в первый раз оперой «Севиль-
ский цырюльник» будет дирижировать
А. В. Алевладов. В труппу театра всту-
пили: лауреат всесоюзного конкурса во-
халистов Н. К. Куклина, В. Н. Прогошев и
М. Д. Головин. Пять спектаклей в месяц
театр им. Станиславского будет дазать в
помещении Театра народного творчества.

Вернулась бригада театра, проведшая за
21 день 37 выступлений в частях Красной
Армии. Бойцам, командирам и политра-
ботникам артисты показывали полностью
оперу «Севильский цырюльник», сцены из
«Бориса Годунова», «Евгения Онегина»,
«Майской ночи» и др.
		B OCKOBCKON KOHCEPBATOPHY
	музыкальное образование и им приходится
в течение 5—6 лет усваивать то, что лю-
бой пианист или скрипач впитывает в се-
бя с детства. Я считаю, что вокалист, как
и всякий другой музыкант, должен также
с детства приобщаться к музыке. С этой
целью в нынешнем году при школах-де-
	Ссятилетках Московской и Киевской кон-
	серваторий отобраны небольшие группы
детей, которые будут обучаться пению и
другим музыкальным предметам.

В нынешнем году реорганизован дири-
жерский факультет. Не приходится спо-
рить о том, что настоящим ценным дири-
жером, оперным и симфоническим, может
быть лишь первоклассный музыкант, об-
ладающий широким музыкальным круго-
зором и культурой. Поэтому решено, что
с нынешнего года дирижерский факультет
остается только при аспирантуре, куда
будут приниматься люди с уже закончен-
ным высшим музыкальным образованием
и, конечно, особо одаренные. В связи с
этим, конечно, занятия на дирижерсоком
факультете сокращаются до трех лет.

На очереди стоит также вопрос об уре-
гулировании учебно-производственной ра-
боты аспирантов, которая до сих пор про-
ходила самотеком, бесконтрольно, беспла-
ново и потому давала весьма слабые ре-
зультаты, несмотря на то, что аопирант-
ский состав консерватории очень силен.

Очень широко должна развернуться в
этом году производственная работа консер-
ватории. В Большом зале силами конеер-
ваторского студенческого оркестра предпо-
латается провести шесть симфонических
концертов; два ‘из них будут посвящены
творчеству Чайковского и два — творче-
ству Танеева и Скрябина. Намечаются тах-
же два обширных цикла камерной, соль-
ной и. ансамблевой музыки, ряд концер-
тов отдельных исполнительских кафедр и
т. д. Интересный цикл концертов-лекций,
посвященных русской классической и сов-
ременной музыке, организует консервато-
рия совмебтно © Краснопресненским рай-
комом ВКП(б).

В Большом зале каждый месяц будут
даваться ‘пять спектаклей оперной студии
консерватории (помимо стационара студии
в Вахтантовском переулке). Репертуар
оперной студии будет расширен за счет
включения постановок незаслуженно игно-
рируемых нашими оперными театрами ря-
да классических спер и опер советских
композиторов. В этом году предполагается
поставить «Черевички» Чайковского — к
юбилею великого комнозитора, «Мастер из
Кламси> Кабалевского (в новой, перерабо-
танной редакции) и в концертном испол-
нении «У перевоза» Гедике. В будущем
	году намечены постановки «Фра-Дьяволо»
Обера и «Все они таковы» Моцарта; кроме
того, сейчас обсуждается вопрос о создя-
нии к 75-летнему юбилею консерватории
оперы на современную тематику силами
студентов композиторского факультета.
	постановка не оставляет желать ничего
лучшего. Уже с самого начала поражает
живой, огненный темп. Он все ускоряется,
нарастает. Все быстрей и быстрей вьются
желтые, голубые, розовые ленты, мелькают
пестрые плахты, запаски, цветочные вен-
ки. Все шибче мелькают ноги в замысло-
ватых переборах. Все привольней и круче
выходят коленца. И наконец пляска до-
стигает стихийного размаха, той широты
и силы, того бешеного веселья и удали,
которой отмечены лишь танцы народа во-
инственного и вольнолюбивого. Бесконеч-
ная вереница девушек, которым словно
тесно на огромной сцене Зеленого тезтра,
сменяется вереницей парубков, которые
бешеной присядкой проносятся мимо. А
навстречу и наперерез мчатся другие па-
рубки, друтие девушки. Линии танца
прихотливо вьются, пересекаются, прохо-
OAT одна через другую. Танцоры, высоко
подпрыгнув, ударяют каблуком о каблук,
взвиваются вверх, распластав в воздухе
руки и ноги, и, вдруг упав, круто и креп-
ко бьют подошвами,  вертят по полу
«мельницу», выкидывают ноги в присяд-
ке вперед, вбок с такой быстротой, с ка-
кой не всякий сможет перебирать паль-
цами.

Кажется, одна труппа стремится прев-
зойти другую мастерством, удальством,
проворством. Но все вместе образует сог-
ласное целое, незабываемое по своей яр-
кости.

Иногда этот цветной буран пляски уно-
сится со сцены, но она не пустеет. Пля-
шут доярки Вокруг коровы. Пляшут седые
старики, Проходят скорым шагом няньки,
катя через сцену детские колясочки. И
вдруг из одной колясочки выпрыгивает
крохотный мальчик и принимается отка-
лывать гопака не хуже взрослого с прие-
мами заправского плясуна, пока его не
ловят НЯНЬКИ.

И снова сцену заполняет бурная метель
движения, снова девушки, парубки, крас-
ноармейцы несутся навстречу друг друту;
«отдирая» танец «самый вольный, самый
бешеный, какой только видел когда-либо
свет, и который по своим мощным изо-
бретателям назван козачком» (Готоль).

И каждый, кто смотрит, чувствует, как
невольно шевелятся его ноги, словно со-
бираясь пуститься в пляс, чувствует, как
охватывает его бурное, неодолимое веселье,
и в 10 же время. досадует про себя, что
все это показано в самом конце спектакля,
что до того пришлось проскучать целый
вечер, иеще больше досадует, что так’ ма-
ло довелось услышать чудесных народных
песен, которыми несказанно ботата yr-
	раинская земля. В. ИВИНГ
	1 сентября начала новый учебный год
Московская консерватория. Притихшее за
время летнего отдыха учебное здание
вновь оживилось веселой суетой, зазве-
нело молодыми, бодрыми голосами. Шум-
ная толпа студентов — казахов, башкир,
русских, грузин, армян, узбеков — напол-
няет коридоры и классы консерватории,
явно не вмещающей такое количество
народа. Хорошо отдохнувшая, заторевшая
молодежь с энтузиазмом возвращается к
занятиям, к строго размеренной трудовой
жизни,

В беседе с нашим сотрудником дирек-
тор консерватории профессор А. Б. Голь-
Дейвейзер рассказал о планах учебно-про-
изводственной работы вуза на этот год.

— Нынешний год, — сказал проф.
Гольденвейзер, — последний пред’юбилей-
ный год перед 75-летней годовщиной со
дня основания Московской консерватории;
поэтому вся наша работа этото года дол-
жна пройти под знаком усиленной подто-
товки к славному юбилею. Это означает
прежде всето неутомимую и непрерывную
борьбу за качество выпускаемых кадров.
Если мы сможем приблизить консервалто-
рию к тому высокому художественно-про-
фессиональному уровню, который характе-
ризовал ее во времена Рубинштейна, Чай-
ковского и Танеева, это будет лучшим
юбилейным подарком. В связи с этим мы
строго отнеслись к новому приему сту-
дентов. Нами принято пока только 90 че-
ловек и примерно 50-ти назначена допол-
нительная проверка, осенью; кроме’ того,
принято 50 человек на военный факуль-
тет. Мы не увлеклись количеством, как
это бывало в прошлые годы, и потому ка-
чество приема очень высоко. Среди посту-
пивших преобладают выпускники москов.
ских музыкальных училищ. В частности
меня’ очень порадовал хороший культур-
ный и профессиональный уровень духови-
ков, которых дало нам в этом году учи-
лище при консерватории. Несколько пре-
красных молодых пианистов и скрипачей
подготовила и детская музыкальная шко-
па-десятилетка при консерватории.

К сожалению, другие города продолжа-
ют выпускать далеко не первоклассные
кадры. Этот факт говорит о том, что дело
улучшения музыкального образования на
периферии еще не сдвинуто с мертвой
точки; а это, в свою очередь, тормозит
работу консерватории. Приходится сильно
перегружать учебный план дисциплинами,
которые по существу должны были быть
пройденными еще в училищах. Весной в
Москве состоялась конференция трех кон-
серваторий — Московской, Киевской и
Ленинградской. Конференция была посвя-
щена вопросу улучшения учебного плана;
но еще нельзя сказать, что все уже’ сде-
лано. Особенно перегружен учебный план
вокального факультета; правда, пока это
неизбежно, так как почти все вокалисты,
как правило, очень поздно начинают свое
	Московский драматический театр откры-
вает зимний сезон 17 сентября спектак-
лем «Дружба». Во время летнего переры-
Ba помешение театра было отремонтирэ-
вано, механизирована сцена, расширено

фойе. ,
В октябре театр покажет «На дне» М.

Горького в постановке засл. арт. РОФСР
Ф. Н. Каверина, художник Е. М. Ман-
дельберг. Роли в спектакле исполняют—
Молчанов (Лука), Свобода (Сатин), Яч-
ницкий (Пепел), Вечеслов_ и Бартенев
(Барон), Цветкова (Настя), Шатов и Деви-
ченский (Актер) Царева (Василиса), Зю-
зина (Наталиа). В ноябре будет показана
«Рожь цветет» Е. Пермяка, постановка ре-
жиссера И. М. Туманова, художник Г. Ф.
Китгель. Затем пойдет пьеса «Осторожный
человек» М. Левидова в постановке засл.
арт. РСФСР Ф. Н. Каверина. В будущем
толу театр намечает поставить две коме-
дии Плавта — «Близнецы» и «Осторож-
ный воин» и одну из пьес Островокого—
«Красавец мужчина» иди «Воевода».
	*

Драматическое отделение студии им.
Станиславского заканчивает работу над
спектаклем «Три сестры» (постановщик
	М. Н. Кедров, режиссеры 0. Н. Андров-
ская и Б. И. Флягин). Премьера состоит-
ся в ноябре. Велед затем будет показан
спектакль «Ромео и Джульетта» (поста-
новщик В. А. Орлов, режиссер JI. IL Но-
вицкая). Готовятся также «Варвары»,
«Гамлет» и «Вишневый сад».

Оперное” этделение студии подготовило
оперу Николаи «Виндзорские проказницы»
(постановщик М. Н. Кедров, дирижер
А. М. Ковалев). Готовятся к постановке
оперы: Гуно «Ромео ‘и Джульетта», Чай-
ковского «Мазепа» и Дехтерева «Княжна
Мэри». По заказу студии композитор Эн-
ке заканчивает оперу «Любовь Яровая».
	Показ художественной самодеятельности
Украинской ССР на Всесоюзной с.-х. вы-
ставке резко отличается от всех осталь-
ных показов народного творчества других

союзных республик. .
Там на первом плане именно народное

творчество—песни, пляски, итра на народ-
ных инструментах, выступления сказите-
лей и т. д. Украинцы же привезли в Мо-
CKBY пелую пьесу. в которой занято
	около 800 человек. Песни, пляски, ин-
струментальная музыка лишь обрамляют
	действие, вплетаются изредка в его ткань,
но не составляют существа спектакля. Ав-
торы «Украинской сюиты» С. Голованив-
ский и Л. Первомайский и режиссер
Н. Экк стремились создать монументально-
терокческое представление, которое агити-
ровало бы зрителя, которое давало бы ему
возможность лучше оценить счастливое
настоящее, сопоставляя нынешнюю радост-
ную жизнь Украины с мрачным прошлым.
	Пьеса состоит из четырех частей. В пер-
вой изображено украинское село начала
ХХ века. По приказу помещика крепост-
ные усыпают дорогу солью: подражая Лю-
довику ХГУ, барин надумал прокатиться
летом в санях. Но он вносит свою поправ-
ку в прихотливое ‘изобретение француз-
ской роскоши: сани запряжены не ло-
шадьми, а крестьянскими девушками. По
словам либретто, «известие о впряжен-
ных сестрах исчерпывает терпение наро
да». Крестьяне под предводительством

славного Кармелюка поднимают восстание
и избивают панов.
	Во второй картине показано то же се-
ло весной 1918 г. Шорс во главе своих
богунцев освобождает ето OT  захват-
чиков. Следующая картина рисует борьбу
сельских активистов с кулачеством H H&-
	конец последняя — наши дни,
Уже из этого краткого изложения пьесы
	видно, что основной упор делается на дра-
матическом действии. Отдельные сцены
связываются между собой надписями на
экране, представляющими цитаты из CO-
чинений Ленина, Сталина, Молотова, а
также Шевченко, Белинского, Радищева.
Колхозное изобилие наших дней показано
в ряде кинокадров. На экране мелькают
поля пшеницы, качаются тяжелые голов-
ки подсолнуха, девушки убирают кукуру-
зу, срезают спелые ‘виноградные гроздья,
зритель видит стада коров, свиней, гро-
MAAHLIX першеронов с лохматыми вогами,
праздник урожая в селе.

Представление обставлено со всей воз-
можной пышностью. Веют красные знаме-
на, звучат фанфары, играет симфонический
оркестр под управлением Гаука.

‚ В спектакле участвуют заслуженные ар-
	Уполномоч. Главлита Б—5030
	В ТЕАТРАЛЬНОМ
УЧИЛИЩЕ
им. ЩЕПКИНА
	7 сентября № театральном училище им.
Щепкина приступили к занятиям 30 HC-
вых учеников, принятых на первый курс
после конкурсных испытаний.
	Как сообщил нашему сотруднику пред-
седатель приемной комиссии В. Я. Климу-
шев. в нынешнем тоду наплыв учащихся
был особенно велик. Всего экзаменовалось
480 чел. (на 100 чел. больше, нежели в
прошлом году). Больше половины приня-
тых на первый курс были освобождены
от испытаний по. общеобразовательным
предметам. Это отличники школ и Лица,
сдавшие успешно испытания в вузы.
90 проц, студентов первого курса - — KOM-
СОМОЛЬЦЫ. `

Превосходные актерские данные обна-
ружил комсомолец В. Ботачев (Одесса),
талантливо исполнивший на экзамене сти-
хи Шевченко. Среди отлично сдавших
конкурсные испытания—кандидат ВКП(б)
А. Баринов, ‘окончивший сарато кий раб-
фак, бывший моторист; комсомолка В. Фе-
сенко ua Донбасса;  демобилизованный
красноармеец-артиллерист А. Кумейко:
комсомолка Е. Рогова из Иркутска; комсо-
молка К. Аллилуева (Москва); конструк-
тор завода им. Менжинского Н. Фадеева.

Училище обеспечивает всех нуждаю-
щихся студентов обшежитием и стипен-
		РЕКОНСТРУКЦИЯ
САДА «ЭРМИТАЖ»
	Управлении по делам искусств при
Моссовете разработан проект реконструк-
ции сада «Эрмитаж». В ближайшие го-
ды TepPHTOpIA сада будет значительно
распгирена.. будущему летнему сезону
закончится реконструкция эстрадного те-
атра, в котором количество мест будет до-
ведено до 2.000. В конце зрительного зала
будут устроены ложи или амфитеатр. На
месте открытой симфонической площадки
решено построить новый летний концерт-
ный зал, рассчитанный на 1.200 мест В
	новом зале будут регулярно устраиваться
симфонические концерты.
						Среди артистов есть очень немного 18
ких, которые занимаются исключительн
исполнением фольклорных произведений
Казалось бы, что Комитет по делам пс
‚кусств и Госфилармония должны был
заинтересоваться этими артистами, На де
ле происходит как раз наоборот.

Например, исполнительница старинных
и современных русских сказок артистка
Ольга Филатовна Раймонд по собственной
	инициативе уже несколько лет серьезно о
	занимается изучением народного творзе
ства. 0. Ф. Раймонд задалась пелью пе
	поднести слушателю сказку в TOM виде.
		в каком она бытовала и бытует в народ»
передать подлинный — диалект, putt
стиль — форму сказки. Это требует от ap
тиста колоссального труда. Стремясь в с
вершенствре овладеть тем или иным ди
лектом, артистка специально выезжала }
те области Советского Союза, где наиб
лее полно сохранились особенности мест
ного диалекта. 0. Ф. Раймонд подютове
ла обширный репертуар, который пред’
ставляет большую научную ценность,
Но до сих пор ни Комитет по делах
искусств, ни филармония не предоста
вили ей возможности выступить перед а).
диторией, Аспирант ВЛ. НОВИКОВ
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»
	Художественно-экспертный совет Всеко-
художника просматривал эскизы новых ра-
бот живописцев города Горького. Заклю-
чены договоры на четыре картины, посвя:-
щенные великому \ летчику нашего време.
ни Валерию Чкалову. Художник Хны-
гин работает над ‘картиной «В родной го
род» — Чкалов с сыном едут на паро-
ходе в Василево (ныне Чкалов): Н. Кули
ков пишет картину «Встреча repos»
В. Мазуров — «Чкалов в музее», В. Кузь-
мичев — «Гость дорогой» («На родине»).
	«УКРАИНСКАЯ СЮИТА»
	Группа участников «Украинской сюи-
ты» осматривает павильоны Всесоюз-
ной сельскохозяйственной выставки
	Фото Н. Коноплева
	аа
	дится только удивляться, почему крестья-
не так долго колебались начать восста-
ние против столь беспомощных врагов.
Нечего и говорить, что движения сражаю-
щихся напоминают не настоящую схват-
ку, & бутафорские битвы плохих оперных
статистов.

Лишь некоторые сцены, как, например,
сцена в лагере Щорса, идут убедительно.

Впрочем, Bee исполнители делали вое,
NTO было в их силах, и не их вина, если
эти старания оказались тщетными. Нель-
BA создать живой, выпуклый образ из сла-
Soro драматургического материала, Kak
нельзя создать статую из плохого картона.

Значительность изображаемых событий
еще не обеспечивает грандиозности зрели-
ща. Не целесообразнее ли было бы вме-
сто громадной по масштабам инсценировки
показать подлинное народное творчество
Украины в его историческом развитии?
Гоголь недаром называл украинские пес-
ни «звучащей летописью». По ним, по
этим чудесным песням, можно лучше уз-
нать историю страны, ее быт, «все оттен-
ки и изгибы чувств, волнений, страданий,
веселий» народа, чем из десятка слабых
пьес.

К сожалению, подлинно народное‘ твор-
чество было представлено недостаточно.
Лишь в конце спектакля выступили кол-
лективы художественной самодеятельности
колхозов, совхозов, МТО, профсоюзов и
Красной Армии. Ho за ‘недосталком вре-
мени. каждый коллектив исполнил не боль-
ше; одной-двух вещей. :

Повидимому тоже за недостатком време-
ни кому-то пришла в голову мысль зараз
выпустить на сцену с разных концов не-
сколько колхозных хоров, из которых каж-
дый ‘пел сам по себе в разных тонально-
стях. Получилась какофония.
	Но, цесмотря на все вольные ‘и неволь-
ные преграды, народное творчество вышло
из этого тяжелого испытания победителем.
Из вокальных выступлений наиболее. яр-
кое впечатление оставил ансамбль банду-
ристов, который превосходно спел и‘ сы-
	 РАН чатетеную песню «озкувала та
сива зозуля»,
	И, конечно, совершенно изумительно бы:
ла показана несравненная украинская пля-
cra. Hb грандиозности, по количеству
	участников, по уменью балетмейстера pac-
положить исполнителей   Ha сцене’ по
	стройности’ этот танец. неподражаем; Мо-
сква давно’ не видела ничего подобного:
Балетмейстер П. Вирский обнаружил” та’
кое чувство композиции, такое искусство
в распланировке движущихся масс по сце-
не, такое разнообразие в рисунке танца,
такое уменье распределить эффекты, что
			тисты УССР А. М. Бучма, Е. Т. Коханен-
ко, Т. П. Юра и ряд друтих актеров ук-
раинских театров. Но характеры действу-
ющих лиц очерчены так схематично, что
почти не дают материала артистам. По-
пытка охватить слишком большой круг
событий привела к дробности целого, из-
мельченности образов. В итоге вместо пье-
сы—агитка. Мечутся по сцене кулаки с
обрезом за пазухой, с багровыми  зверовид-
ными рожами, заросигими клочковатой бо-
родой; попы, подобрав рясы, удирают от
партизан; щеголеватые офицеры без вся-
кого повода расстреливают крестьян; хо-
лодно неистовствуют карикатурные поме-
щики. Заглушая стуком копыт слова дей-
ствующих лиц и беспрестанно поскальзы-
ваясь на мокром от дождя деревянном
полу Зеленого театра, лихо скачут кони.
	Словом, все исполнители проявляют мак-
симум усердия и добросовестности.
	Многочисленные бои между крестьянами
	и панскими слугами решаются с такой
неправдоподобной «легкостью, что прихо-
	NU SOLOS

МАГАЗИНАХ ГлЛАВРЫБСЕНИТА PracTn
		\,.ГАСТРОНОМ*
BY (PETAX x
	‘БАКАЛЕЯ” В РЕСТОРАНАХ И
_.. B MocKBE ~-
	Паркомрибпром CCCP Tia Bpusecum

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30,
	Адрес редакции: Москве, Страстной бульвар, 11. Лелефод 3;42-45, Прдем об’явлений: Петровка, 10, 2-2 эт.