{ сентября 1939 г. № 68 (648).
	№котзный фестиваль Колхозных rear.
o§ продолжается, Длинной чередой mpo-
шит по сцене Центрального дома работ“
пов искусств успехи и неудачи, победы
‹ражения молодого искусства, образуя
ш бы пеструю картину различных его
цустов — от первых, отмеченных еще
„ческой неуверенностью, магов до спек»
ыльй, свидетельствующих о приближаю“
рйся художественной зрелости целых кол-
итизов и отдельных их работников,
итизаль является очередной демонет+
улей того, KAR и в области культуры по-
имелно стираются прежние грани мезж-
iy полицей и «провинцией», центром и
уифертей, и в этом обстоятельстве лиш.
gt p33 отразилоя  безосталовочный и
Menon под’ем великой страны к
учем коммунизма
	№ дало на этом фоне спектакли Киз
уагАИСкОГО (Армянская ССР) тбатра
ндыяюмя как творческая победа неза-
едного масштаба. Грудно удержаться от
quia восхищения и удивления — да,
youd! — каждый раз, когда раскры-
зимд занавес над этим великолепным
уилщем, Не знаешь, чему больше пора-
злым: размаху ли и зрелости режиссер
и руководства, необыкновенной ли
ухолности, монументальности и вкусу
пожествениого оформления, игре ли ар-
пов, страстной, ‘искренней, четкой, по-
smo даже   пе  внающему армянского
puna зрителю,

} жду тем это один из самых моло-
вц рйонных театров страны. Только в
 } закончено было его формирование
и, профессионального театра, & спустя
fi д он оказался в состоянии привез-
из Мхву замечательные образцы наци.
нильною сценического искусства,

у
	} мхущем фестивале кироваканский
имели» показал две пародно-геронче-
ва драмы: «На варе» А. Гулакяна (эпи-
кн борьбы рабоче-крестьянских масс
\енин протиз  даптнажского ига) и
‘inp Л.Микаэляна (сюжетом пьесы по-
цужило крестьянское восстание, вопых-
181% в Армении девять веков тому
it под прелводительством Гоша, быв-
100 конюха князя Арнака Араратского).
(ишодь не случайто кироваканцы BH.
(и для своих московоких спектаклей
meme №ронческую драму. Этот выбор
	“YR HELGA лучше соответствует самым
	отм историческим традициям армян-
10ю тарода с его тысячелетней культу-
wt Bea история этого народа предотав-
ии с060й бесконечную героическую sro.
0 борьбы за самосохраноние, Весчислен-
1 орды завосвателей и колонизаторов
пиалк землю Армении, Не раз и не два
род и культура находилиеь на грани
m0 уничтожения. Несмотря на все,
иг выдержали, устояли, победили, Социа»
пуическая революция и ленинско-сталин.

ag лациональная политика  воскре-
ат их К НОВОЙ ЖИЗНИ.
	ушпе колхозные  тёатры, выступаю-
ш ныне на фестивале, не нуждаются
оценке их работы в каких-либо скид-
a, B особенности такой театр, как Ва-
твский театр Киевской области, 06-
щий разносторонне одаренными Tas

мишвыми актерами, театр, показавший
	пцезхль «Тевье-молочник», TO едино-
шиму мнению всех видевших — сцек-
Ш ценный, интересный.

Creu большей резкостью, без обиняков,
NMI прямо сказать: второй спек-
4, показанный васильковцами, — му-
ц\альная комедия «Сорочинская ярмар-
\ — спектакль плохой, очень плохой.
(щетвующие инсценировки  «Соро-
0й ярмарки» в подавляющем CBO-
чльшинстве весьма плохи и далеки от
иескою оригинала. Выбранная  Ва-
зкзским театром старинная переделка
рцкого, украинского драматурга прош-
\0 столетия; He составляет исключения,
аная еще в 70-х годах прошлого
по образцу небольших, «портатив-
\ украинских музыкальных комедий,
№3 (BOG время сыграла большую поло-
MEV роль, дав возможность украин”
цу труппам иметь в своем репертуаре
ия, вапрещавшегося к представлению
С узраинским труппам царской цензу-
№ сейчас инсценировка Старицкого яв
устарела. Она во многом ‘отходит и от
‘sta повести и от ее образов. Кроме
\, хорошо известно, что многочислен-
4 1ватры, режиссеры, актеры, оставившие
цполнявшие эту музыкальную комедию

&СОВЕТСКОВ ИСКУССТВО,
	_ Возвращение с этюдов
	Yoo
	декоративностью, звучностью — колорита,
Художник писал чудесные дары. плодо-
родной украинской земли — тяжелые соч-
ные дыни, синё-лиловые баклажаны, яр-
кий перец, золотистую кукурузу — под
открытым небом. Он строил свой натюр-
морт в пленоре на фоне поля, залитого
лучами яркого и жаркого солнца, или на
столе в саду, окутанном в. предгрозовые
ранние. сумерки. Украинские натюрморты
эффектны, богаты по цвету; очень краси»
вы, но материальность вещей в них еще
Недостаточно прочувствована.
	Несколько месяцев в году (уже второе
лето) Одинцов проводит в Астрахани,
Там он пишет свою композицию, посвя-
щенную знаменитой исторической экспеди-
ции, организованной Сергеем Мироновичем
Кировым по перевозке горючего в толы
тражданской войны, Художник разыскал
свидетелей: этих событий, рыбаков, и они
подробно рассказали ему о подвигах уча-
стников трудного и смелого’ дела, К кар-
тинё «Киров на Каспии» написано много
жанровых портретов, этюдов «Рыбаки в
лодках», красивых натюрмортов 6. сереб-
ряными обетрами,
	Многие московские живописцы работали
летом в живописных окрестностях Звени-
	города, издавна сделавшегося для XYAOm-;
	ников чем-то вроде русского Барбизо-
на. Портреты в пленэре, на солнце («Жен
щина в голубом», «Девушка под ябло-
ней») писали тут молодые художницы
Вожкова и Пинус. Вечный учитель —
природа обновила и расширила их палит.
ру, развила чувство пространства, воздуп-
ной перспективы.
	Над картиной «Отдых семьи» и жанро-
выми портретами работала летом худож:
ница 0. Яновская, исполнившая «Цыган-
ку», «Отаруху», «Левушку в красном».
	Успешно закончил работу над карти:
ной «Подготовка к путине на Азове» кон.
трактант Всекохудожника = комсомолец
Григорий Гордон. Картина ето одобрена
и принята художественным советом. Te-
перь Гордон занят новой интересной те-
мой «Герои Советского Союза Чкалов,
Байдуков, Беляков в’ гостях у Сталина
в Сочи», Этот эпизод необычайно интё-
ресно рассказан в книге Г. Байдукова
«Записки пилота», 3
	Художник KK. Финотенов встретил те-
роев своей новой картины на Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке. Празднич-
но одетые, в чудесных восточных халатах,
в темных и строгих черкесках, в тонких
и ярких шалях, бродили здесь делегаты
fora, восторженно осматривая богатства
выставки. Здесь, в тихих зеленых утол-
ках выставки, начал Финотенов свои этю-
ды, зарисовки, наброски типажа. Затем
он пригласил своих новых знакомых —
таджиков, узбеков, казахов, киргизов =—
в свою мастерскую. Они увидели здесь
обстановку, многим памятную по экскур-
сии в Музей Ленина. Художник Фино-
	генов в своей мастерской восстановил уГго-
	лок скромного › ленинского кабинета В
Кремле, обстановка которого нужна ему
лля новой картины, заказанной Музеем
	Ленина. Картина эта расскажет о встрече
представителей Средней Азии с товарища-
ми’ Лениным и Сталиным в 1921 году.
	Mme не все ателье на Масловке or
	крыты. Чудесные солнечные дни сентября
удерживают некоторых художников на
даче, у, моря, в лесах, в путешествиях,
	Р. ЗНАМЕНСКИЙ
	Лето на исходе. Начинает оживать пу-
‚‘стынный с марта городов художников на
Масловке. Возвращаются с этюдов ховяе-
ва мастерских. Они приезжают со множе-
ством зарисовок, акварелей, пейзажей. _
	Работа в пленэре необычайно  обога-
щает художника, насыщает палитру мно-
жеством новых и тонких нюансов, все“
МИ прекрасными яркими красками чудес-
ной летней природы, пронизывает полот-
на светом, воздухом, солнцем.
	Где же провели лето московские живо-
писцы, что они привезли нового?

Небольшой городок Васильсурск давно
излюблен художииками, Здесь некогда
Левитан написал немало пейзажей, соста-
вивших славу русской живописи.
	Молодой живописец Николай Ромадин,
показавший несколько сильных вещей на
последних московских выставках, уже
второе лето ездит в Васильсурск. На ма-
леньких его этюдах, удивляющих своей
законченностью, оживает красивая и про-
стая природа городка. Особая прелесть не-
больших по размерам работ Ромадина в
„скромности, интимности мотивов, их ли-
рическом восприятии и изысканности жи-
вописного решения. Мотивы васильсурской
природы в творчестве художника не оску-
девают. Он пишет их по многу раз, на-
‚ходя в каждом ‘случае новую мысль, но-
вые краски, взыскательно проверяя себя.
В отличие от прошлогодних работ новые
этюды более светлы, воздушны, легки.
Те незначительные, казалось бы, тонкости,
которые увидел и сумел передать на хол-
сте художник в это лето, свидетельствуют
06 обострении ето восприятия природы,
росте вкуса и новых замэтных успехах,
	Среди пейзажей выделяются: «Старая
мельница», «Закат», многочисленные, пол-
ные острой выразительности этюды кол-
хозных лошадей. Весьма поэтична «Лодка
с зеленью». Хорошо выполнен трудный по
живописной задаче маленький этюд —
ранний туман, поднимающийся с озера,
Художник ставил’ себе множество слож-
ных заданий, стремясь точно передать
самые различные настроения и ‘состоя:
ния природы, И поиски эти не остались
безрезультатными. В этюде «Мельница»
слева на первом плане золотистая и ту-
стая стройная рожь. Такую рожь через
неделю будут жать. На другом неболь-
пом полотне — простой, обычный мотив
проселочной дороги, Но как хорошо ощу-
щается здесь в легкой прохладе и свеже-
сти земли, что ночью был дождь и еще
тонкие испарения росы ‘медленно поды:
маются к светлеющему нёбу! Так и хо-
чется это назвать «Ночью был дождь»,
Сейчас художник готовится к персональ-
ной выставке, много работает над компо-
вицией «Воспоминания 0 1919 годе»,
собирается уехать на осенние этюды.
	Владимир Одинцов провел часть ‘лета
в живописной деревне Лещиновка na YR-
раине. До сих пор художник почти не
занимался пейзажной живописью, Зритэль
помнит его по интересной композиции на
выставке «Индустрия социализма» — «Цо-
говор на соревнование», по панно «Пере-
довики животноводства», показанному на
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
ке. Забвение пейзажной живописи при-
вело художника к некоторой потере не-
посредственного ощущения природы. Его
отдельные пейзажные этюды лишены тон*
ких наблюдений, несколько жестки.
	Особенно много в это ‘лето Одинцов
писал натюрмортов, Они интересны своей
	прозы мы слышали чалце всего знамени-
тый отрывок из «Воскресения» — Катю-
ша, бежавшая за поездом, а Горький был
представлен почти исключительно «Буре-
вестником» и «Старухой Изергиль»?

WU дальше. Русская классическая поэзия
почти исчерпывалась У экзаменационното
стола Пушкиным и Лермонтовым, но х&-
рактерно, что Пушкин был представлен в
девяноста процентах «Письмом Татьяны»
и «К морю», а Лермонтов — в ста про-
центах «На смерть поэта»,

И наконец, из монологов ‘мы ‘слышали
только Островского: девушки ‘читали Ли-
почку либо Катерину, юноши — Глумова
либо Жадова. Из иностранной классики
фигурировал несколько раз Шекспир —
каждый раз монолог Ромео, разв три-че-
тырё и Шиллер — каждый раз монолог
лэди Мильфорд. ‘А советская проза, поэ-
Sug и драматургия? Проза свелась к од-
ному Ник, Островскому — отрывки из
«Как закалялась сталь», а поэзия — к OL
ному, только одному стихотворению Мая-
KoscKoro — «Советский паспорт». Драма-
тургия же — увы, я ее не слышал, если
не считать рассказа санитарки из «Пла-
тона Кречета».

В чем тут дело? Откуда это непостижи*
мое «сродство душ» и. единство вкусов
между девушкой из Белоруссии и девуш-
кой с Игарки, юношей из Хабаровска и
юношей из Баку? Я узнавал, не были ли
выпущены специальные экзаменационные
пособия, где указывается эта литература?
Оказывается, нет, Но, повидимому, уже со-
здались в отношении приемных испыта-
ний в теавузы какие-то стандарты, и по
всей громадной стране стало как-то и по-
чему-то ‘известно: если Горького — упаси
боже что-либо другое, кроме «Изергиль»,
если Маяковскою — обязательно «Цао-
порт»!

Й это очень досадно. Стандартизован-
ные вкусы He способствуют ‘развитию
культуры актера. Законна затем обида с0-
ветского драматурга: неужели в нашей
драматургии только и есть, что один хоро-
mint монолог?

И еще ‘06 одном стандарте свидетель-
ствует этот отбор репертуара: о стандарте
боязни театрального романтизма. Велико-
лепный Гюго, пламенный Шиллер, шекс-
пировская страсть — почему, за редкими
исключениями, мы их не слышали НА
приемных испытаниях? А русская роман»
тика? Чацкого читало несколько человек,
но лучше бы нё читали! К поэзии же это
	относится еще в большей мере; почему
	‚  Аонцерт
молодых
композиторов
	Симфоническим радиоконцертом из произя !{
ведений молодых советских композиторов
открылся 65 сентября новый концертный ,
сезон, Что-то он принесет слушателю? Каз
кие новинки советской музыки мы услы-
шим? Какие новые имена композиторов
войдут в список нашего творческого ake.
тива? Каких новых искренних и ревност-
ных xpyaeti-ucnoamaTenen обретут компо-
зиторы? И снова — вопрос о критиках:.
когда же они наконец по-Настоящему за-.
интересуются советской . музыкой? Norma’
наконец мы будем чувствовать, что ни 0д-,
но наше произведение, исполнениое или
напечатанное, не будет оставлено без вни-,
мания и оценки? :

Пока еще наша музыкальная критика
или очень ленива или ванята, очевидно,
чем-то более ее интересующим. 4

Ведь она даже забыла подвести и про-.
анализировать итоги прошаого концертно-
то сезона, показавшего хорошие успехи.
советской ‘музыки. ;

Вот и сейчас: состоялся первый в этом.
сезоне симфонический концерт из произ
ведений советских композиторов, исполне--
ны были интересные новинки, HO я боюсь,
что критика пройдет мимо этого ‚концерта
и молодые композиторы, которым выпало.
столь редкое счастье показать свой произ-
ведения в живом симфоническом звуча-.
HHH, не получат их оценки. ;

оценить есть что, Новое поколенив.
композиторов прошло неплохую школу,
содержание их творчества находит инте“
ресное и убедительное оформление.

«Оипмфониэтта» молодого композитора
Лидии Аустер, ученицы профессора Шеба-
лина, приятна и красивыми темами, и яс-
ностью формы, и прозрачностью инстру“
ментовки,

В особенноети хороша вторая, медлен-
пая часть «Симфонизтты», почему-то ис=
полненная в концерте после третьей. «Мор-
довская сюита» Трошина несколько разо-
чаровывает в первой и в ‘последней своих
частях (подражание «Петрушке» Стравин-
ского с значительно меньшими средстваз
ми), но в остальных частях интересна. Ав
тор прекрасно чувствует оркестр. Оченв
хорош один эпизод сюиты под названием
«Частушка». Чудесная, своеобразная тема
мордовской песенки получила яркий, ко-
лоритный  оркестровый и гармонический
наряд, её движение увлекает подлинной
веселостью.

«Крымская сюита» Витачека своей co4
держательностью и высоким уровнем ма-
стерства выделяется из произведений дач
же очень хороших. , и

Фольклорный материал «Крымской сюи*
ты» совершенно прёображен творческой.
индивидуальностью композитора, тяготею-
щего к тонкому, пастельному музыкально“
му рисунку. Можно лишь упрекнуть ком-
позитора в некоторой нарочитой изыскан-
ности первой части сюиты.

«Карнавал» Юровского — panmee произ+
ведение молодого автора. нём Юров-
ский обнаруживает прекрасное чувство и
знание выразительных возможностей орке-
стровых инструмёнтов и редкую у наших
композиторов склонность к быстрому тем“
пу. К сожалению, эти качества музыки
«Карнавала» превалируют над содержа<
тельностью. Лирическая же часть «Карна-,
вала» вызывает недоумение своей тяжело
весностью: Напряженно-эмоциональная
ария, написанная композитором Солодухб
на стихи Шевченко, требует драматическом
то голоса и потому несколько проиграла в
исполнении Н. П. Рождественской.

«Черная шаль» Спадавеккиа — произ
ведение плохое, пафос его ложен и не 604
ответствует песенному пушкинскому тек4
сту. Неудивительно, что певец Б. С. Дейз
нека исполнил его так безразлично. .

Caudonmieckue произведения молодых
композиторов были очень хорошо исполч
нены, оркестром Радиокомитета под управ“
лением молодого дирижера С. П. Цвейфе-
‘ля. Цвейфель — высокоодаренный музыа
‘кант, чрезвычайно пластичный и чуткий
‘дирижер и, что особенно надо подчеркч
‘нуть, глубоко заинтересован в успехах COs
‘веткой музыки.

’ На этом же концерте выступил пианист
И. Аптекарев, один из лучших интерпрея
таторов советской фортепьянной музыки. .
Из исполненных им произведений яркое
	впечатление оставили «Две пьесы на Mas
рийские темы» Ракова и «Токката» Xaya-
	туряна, .
 Мариан КОВАЛЬ
	HOBOe
в структуре оркестров.
Наролных инструментов
	Первый оркестр народных инструментов
был организован в 80-х годах прошлого
столетия В. В. Андреевым в Петербурге _
и состоял исключительно из балалаек pad.
ного размера. В 18388 Fr. состоялось первое
выступление этого оркестра, прошедшее @
колоссальным успехом. В дальнейшем Ан+
дреев ввел в оркестр трехструнные HOMPH
а также гусли и ударные инструменты.
20-х годах текущего столетия. другой му-
выкант, Г. П. Любимов, из’ял балалайки
из‘ оркестра, а трехструнные домры пере-
делал на четырехструнные. Такую рефор“
му нельзя признать удачной, так как от
этого значительно обеднела тембровая па“.
литра оркестра.

Однако ни один из, оркестров народных
инструментов, в том числе и оркестр не=
аполитанский, состоящий из. мандолин и
гетар, не богат тембровыми красками, ‘и.
это в значительной степени суживает их
репертуар. .

Пробел этот удалось восполнить препо-
давателю московского областного ‘музы-
кально-педагогического чилища имени
Октябрьской революции С. `Алексееву. ©
В руководимый им оркестр народных ин-
струментов училища К. (С. Алексеев введ
концертино и баяны разных тембров вме-
сто духовой группы.

Идея варьирования тембра баянов И
инициатива производства их принадлежит
К. С. Алексееву, практическое же осуще“
ствление — мастеру Н. ЦП. Фрому; пока
уже получено шесть разных тембров.

Нам довелось быть наподной из репе-
тиций этого оркестра под управлением
К. С. Алексеева, Мы должны сказать, что,
например, баян-фатот очень удачно ими»
тировал настоящий фагот. То же можно
заметить о других баянах, заменяющих де-
ревянные духовые инструменты. Этот ин-
тересный опыт показал, что подобный ор*
кестр хорошо может справляться © TARE
ми произведениями, ‘как увёртюра K ome-
ре «Руслан и Людмила» Глинки, «Гопак»
из оперы «Сорочинская ярмарка» Mycopre
ского, антракт и вальс из оперы «Евгений
Онегин» Чайковского и др. Мы. полагаем,
что эти изменения в структуре оркестра
народных инструментов несомненно ока“
жут большое влияние на дальнейшее его
развитие.

Народный артист Грузинской ССР
орденоносец
	Д. АРАКИШВИЛИ

ная рыхлость, растявутость ее диалотов
неблалоприятно отразились на темпах
спектакля, несколько ослабили драмати-
ческое впечатление от него, Произведен
ные театром купюры помогли делу лишь
отчасти.

И nce me B спектакле запоминается мно.
roo: и четкая работа режиссера (А. Хо-

н), и ‘интересное яркое оформление
художник Р. Налбандян), и игра таких

артистов, как 0. Вартанян: (Вааг), А. Ху-
	данян (Анна, мать Ваата), А. Оганесян
(Арег, невеста Ваага), А. Хорен (капитан),
	a EEE EE! I EES

Г. Налбандян (сельский староста) и дру-
гие. Очень удались массовые сцены.  0с0-
бо следует отметить талантливую, подку-
пающую своей непосредственностью игру
юного артиста К. Худаняна  (Вачик,
	any АННЫ),

ато «Гош» Л. Миказляна в постанов-
ке художественного руководителя тватра и
главного режиссера Джерджива Джамгаря-
на полностью искупил пробелы первого
вечера. Это в полном смысле слова бле-
стящий спектакль, Армянское средневе-
ковье дало талантливому художнику Ba-
силу Вартаняну богатейший материал для
тазого оформления спектакля, которое
сделало бы честь любому столичному” те-
атру. Каждый элемент его, начиная с мо-
нумептальных архитектурных конотрукций
и кончая последним зазитком орнамента,
‘мельчайшей деталью костюма, свидетель“
ствует о превосходном даровании худож-
ника, о его эрудиции и тонком вкусе. .

Постановщику удалось привести это за
мечательное оформление в стройное и
гармоническое соответствие с общей ком-
позицией спектакля, в рисунком отдель-
ных мизачецен и ролей. Художественное
единство всех. олементов спектакля —
вот что производит неизгладимое впечат-
ление в постановке Tom, ал и
страстная игра артистов ‚‹ Арутюняна
(Гош). Адрика Саркисяна (Арнак), А. Са-
намян (служанка Вазгануш), А. Огане-
сян (Армендухт, жена Арнака), 9. Сару-
бабаян (Beranym, дочь  Армендухт),
А. Налчаджяна (Татеваци, настоятель мо-
настыря), 0. Вартаняна (кузнец Зеноб) и
других, музыка комлозитора Егиазаряна,
танцы, поставленные А. Манукяном, —
вое это еще больше усиливает основное
впечатление от спектакля,

Мы были бы несправедливы к театру,
если бы не отметили отдельных его про-
махов и в этом первоклаосном спектакле.
Хотелось бы, например, чтобы батальные
сцены носили менее условный, не столь
бутафорский характер.

В ближайшее время в Москве откроется
декада армянского искусства. Спектакли
Кировяканского театра служат порукой
тому, что и эта декада явится триумфом
искусства народов СССР, искусства, на-
ционального по форме, ооциалистического
	о содержанию.

М. ГЕЛЬФАНД
	Хивря — в домохозяйку из зощенков-
ской коммунальной квартиры, Попович
Афанасий Иванович — в лопоухого обжо-
ру, Грицько — в вожака банды, орудую-
щей на ярмарке, история с красной свит-
кой — в бездарный фарс о переодева-
нием. Тошнотворные натуралистические
«излишества» — папример, сцена с по-
повичем — производят просто отталкива-
ющее впечатление. Спектакль идет на
сплошном крике, как будто он рассчитан
на аудиторию тугоухих. Каждый исполни-
тель старается переорать партнера, За
криком не слышно ни оркестра, ни му-
зыки, Певцы форсируют звук и потому
поют сплошь и рядом фальшиво,
	Все это тем более досадно, что, скажем,
исполнительница роли Параси — Хотыны
Ф. А. Савченко — актриса культурная,
музыкальная, обладающая хорошо постав-
ленным голосом: что артист И. П. Лебедев
(Солопий Черевик), ‘Лаврова (Хивря) и
другие-—-ажтеры с несомненными комедий-
пыми дарованиями; что танды в снектак-
ле поставлены в общем очёнь хорошо. Но
дурной вкус всей постановки, ее грубый
натурализм убивают  воякую’ поэзию В
спектакле, заставляют актеров сбиваться
на плохую провинциальную оперетку, ка-
Кой выглядит ceitzac в  Васильковоком
театре «Сорочинская ярмарка».

Васильковскому театру надо в корне пе-
ределать свой спектакль «Сорочинская
ярмарка». В таком виде преподносить Гото-
ля колхозному зрителю недопустимо.
	М. СОКОЛЬСКИЙ

Всесоюзный фестиваль колхозных театров.
Васильковский колхозный театр, —«Тевье
	молочник» Шолом-Алейхема. На снимке —

сцена из пьесы, Артист А, Ф. Моторный
в роли Тевье и артистка Н. ‘В. Телешко
	в роли Бейлке
Фото Е. Явно
oon
	В искусстве Кироваканского театра по-
	разает его умение сочетать монументаль-
мость с бесковечно разнообразной красоч-
ностью, эпичность с необычайно высоким
тонусом драматического действия. В са.
MOM деле, посмотрите, Kak итраеф актер
этого театра, Прежде всего, от, так ска-
зать, ничего не утаивает из содержания
роли, ничего в ней HO затемняет и не
приглушает. Любой страсти, любому чув-
ству, любому их оттенку он стремится
придать максимально полное, предельно
интенсивное выражение. Все в его твор
честве подчинено этой задаче; жест, ми.
мика, слово, И во всех этих разыгрываю-
щихся на сцене эмоциональных бурях —
никакого «крика», никакого ложного па-
фоса, никаких котурнов! Все крайце есте-
ственно и органично, на всем лежит пе-
чать большой внутренней свободы, без
которой нет настоящего искусства.
сказанного не следует делать выво-
да о полной равноценности обоих спек-
таклей. Приходится, к сожалению, кон-
статировать, что в пьесе А, Гулакяна Te-
атр столкнулся с недостаточно благодар-
ным   драматургическим материалом. Or.
ремные рэзмеры пьесы, ее композицион-
	 [лохой спектакль
	‹по Гоголю», зачастую меняли еб текст,
	привносили массу «отсебятин», дополняли
ее всякого рода юмористическими подроб-
	ностями, анекдотами далеко не высокого
качества. Подлинного Гоголя оставалось
все меньше и меньше в инсценировке
Старицкого (в ней даже гоголевские имена
главных действующих лиц изменены: так,
Парася именуется Хотыной, Грицько пе-
реименован в Панько и т. д.). Давно, нам
кажется, назрела необходимость создать
новую, наиболее близкую к Гоголю иийсце-
нировку «Сорочинской ярмарки».
	Но этой новой инсценировки пока’ нет,
и Васильковский театр поставил о
скую ярмарку» по Старицкому. Однако
	театр отнесся к ее тексту недостаточно
	критически, не очистил его от всякого
рода чужеродных напластований, we по-
старался свой спектакль всемерно прибли-
зить к подлинному Гоголю, Неискушен-
ный зритель может принять старые, «гим-
назические» неприличные анекдоты, кото-
рые использованы в нынешнем тексте ин-
сценировки, за «сочинение» Старицкого,
	а то, пожалуй, и самого Гоголя,
	Постановка «Сорочинской ярмарки» сде-
лана в стиле вульгарной оперетки, Все в
спектакле оказалось невероятно, чудовищ
но утрированным, Грубое комикование и
шаржирование ничего общего ие имеет с
тонким гоголевским юмором и иронией, а
в спектакле все именно шаржировано, всё
остроты, все положения даются в 106,
«прямой наводкой», Украинские мужики
	превращены в каких-то Глупышкиных,
		В. Одинцов. «Украинский натюрморт».
	такой бойкот Баратынскому, Тютчеву, Бло-
ку, ® из совроменников — Дсееву, Ba-
трицкому? Почему ни одному из читавших
«Советский паспорт» не удалось показать
могучую романтику Маяковского? И тот
же «Буревестник» — все читавшие гром
ко, криком, декламировали, но никто не
раскрыл романтического его звучания.
	К этому нужно добавить, что значи-
тельное большинство принятых подает на-
дежды в качестве будущих исполнителей
характерных ролей: Почти нё видно было
кандидатов в «любовники»,  «драматиче-
ские герои», говоря условным языком те
атральных амплуд.
	Но если это так, то позволительно BA
дать в01рос, только вопрос, не  утвер-
ждение: не является ли эта отчужденность
от романтики и в отборе репертуара, и в
почти общей для всех манере исполнения
симптомом элементарной  «мхатизации»
вкусов нашей молодежи, стремящейся на
сцену? Над этим стоило бы задуматься
преподавателям теавузов, }
		ствуешь — не логикой, не размышлением,
A жадно. воспринимающим существом:
есть, есть она, эта искра!

А иногдь эта искра сразу‘ сверкала и
убеждала, и тогда прекрасный старый ар-
тиса, перевидавший на своем веку тысячи
таких девушек и юношей, переслышазв-
ший тысячи раз эти басни и монологи, но
с Упорным, неустанным вниманием слу-
шающий и изучающий каждого, кто стоит
перед столом, — тогда Л. М. Леонидов
улыбается радостно. Почувствовать талант
	—это ли не радость\.,
Но не нужно увлекаться: таких случаев,
	когда сразу был виден талант и доходило
до сидевших за столом обаяние исполни-
теля, было как-будто немного, пожалуй,
пять-шесть.. Стоит, однако, подумать, И
поймёшь: пять-шесть человек из четырех-
сот с явными признаками сцевического
таланта — это хороший’ улов. -

O6 этих пяти-шести был очень корот-
кий разговор на заключительном заседа»
нии комиссии, тде из ста семи человек,
допущенных ко второму туру испытаний,
нужно было отобрать тридцать с неболь*
ним. Гораздо трудней было с остальными.
Тут нужен был очень скрупулезный отбор,
поистине аптекарские весы, взвешиваю-
щие все нюансы, невесомые как будто
штрихи, Ме приходится сомневаться, что
тут проявился суб’ективизм оценок —
как же иначе? Возможно, были допущены
ий одна-две ошибки, и это естественно. Но
свою работу приемная комиссия провела
	внимательно и любовно.
‘ ker
		шикарным толосом читать крыловокую
басню «Слон и моська», причем, с откро-
венно хитрым желанием поразить прямо
	в сердце всю комиссию, все, что касается
	слона, произносил густейшим басом, хму>
ря брови, а всю партию моськи просто
чтллаая  ттоярив несомненные звукопо-
	пролаял, проявив RONAN оо.
дражательные способности, — членам ко-

М

РА Е И.

миссий ‘не пришлось долго колебаться В
	своей оценке, и, поет, Be eo пот
	CTBNA ПОСТАВИЛИ ОНИ В СИИ кои о
фамилии кто полик, кто торизонтальную
черточку, кто другой значок, означав:
пий — никак не годится... Не без удо-
вольствия, ибо самоуверенность, помно-
женная па бездарность, право, неприятна,
Й точно так me роковых и волнующих
сомнений не вызвала девушка, даже о не.
которым пренебрежением отбарабанивитая
«Письмо Татьяны»: — В чем дело? ви-
дите, у меня и Фитура, и внешность, И

РОЩЕ   ПИ Л ИР 4
	eR т АР РЕ

_ ИР „=
платье я умею носить, и дома BCE MEO-
Th mnennad AETODICA. Th Rak мной
	renee

пе любоваться?.. — все это легко можно
было прочесть и неискушенному глазу B
	ве ОбЛИКб.
	“. }
На приемных испытаниях в ГИТИС
	ето было бы, пожалуй, и посмеяться
М им юдошей, только что прибывшим
 Шидзу из дальних мест, за несколько
“OY километров, специально для TOM,
№ пемедленно, чуть не с вокзала, нё-
Заться на ул. Собинова в помещение
110 подняться на второй этале, вой-
\ ити дыхание, в экзаменационную
‘TY, eTath У стола, ва которым CH-
3 приемная комиссия, и прочитать —
\им прямо, плохо прочитать — басню
лоза «Ворона и лисица»... Посмеяться,
И мтал-то он минуты две, а ехать ему
“il, домой — несколько суток. Но ЧУТЬ
умлешь, и поймешь: смеяться тут не
чем, Можно пожалеть об этом юноше,
Мин которого отцвели так быстро, но
1 этой тягой советской молодежи К
Зухтву останавливаеться в удивлении,
‘Юдищаешься возможностью, открытой
улутно перед каждым, — испробовать
“K cha на этом пути. Своими Глазами
 0b, EAR осуществляется право На
К право на выбор поофессии..,

ote

*

А
	«Прочел я как будто и ничего, но толь
Ко, когда я читал, так понял: внутри у
меня никакого волнения... значит это дело
не для меня...» Так сказал секретарю ко-
миссии один из экзамевовавшихся и, HA
ожидая результатов, взял обратно свои
бумаги: И это была великолепиая само-
критика. В старину говорили, в примене»
нии к театру — «евященное волнение».
Мы чураемся ныне таких пышных слов:
Ho от соответственных чувств мы же не
отказываемся! И я неё стыжусь признать-
ся, что вместе о теми; кто подходил один
ва другим к экзаменационному столу, кто
решительно и быстро, кто стараясь отда-
лить испытание хоть на минуту, вместе с
теми, кто сидел У стола, внимательно в
заинтересованно всматриваясь в лица под*
ходивших; -— вот, может быть, этот? — A
что покажет эта? — вместе с экзаменую-
щимися и экзаминаторами волновался и
я, сторонний наблюдатель.
	Ибо волнует все, что как-то соприкаса-
ется с творчеством человека, что находит-
ся хотя бы на подступах к творчеству.

..Нет, мне на смешон тот, кто приехал
издалека, чтоб прочитать «Ворону и лиси.
цу»? и тут же уехать назад; и я не жа-
лею его: ибо, если он испытал хоть одну
минуту творческого волнения, — эта ми-

нута окупила все...
	Мих. ЛЕВИДОВ
	Но таких случаев было очень немного.
^малноа большинство юношей и деву“
	ree ee

шек © хорошим, трогательным волнением,
мл wr РАЗНОЙ сСбоЬезностью при-
		с глубокой и важной серьезностью
шло на экзамен и стремилось He
тольнуть, не «фигурять», не Удив!
только узнать: стою ли я чего-н
оправдано ли об’ективно мое горяче
		ee

И комиссии приходилось иногда TO He
уловимым признакам выносить ©вое Cy at:
дение. Нельзя ведь сравнивать эти okaa-
мены с обычными BYSOBCRUMH экзамена“
ми, где налицо Достаточно об’ективных
показателей. А здесь? Кто в конце концов
не умеет грамотно прочесть басню, отчет-
иво  продекламировать стихотворение?

во mene eRe
	УВ КАРА
Нужно

are

уметь найти,
	искру таланта,
	если она имеется. A OHA
	РОЗИ ИЕ И ПОТ те

может быть иногда глубоко под пеплом.

а Тала . ЧУТЬ On
	Вот — и дикция. У юноши неважная, „
голос тлуховатый, и читает в банальной
манере; но как-то окрасил он это слово
неожиданно яркой краской, сверкнула
	Вы т

улыбка, прозвучала теплая нота, BH Aye
	‘on четырехсот заявлений было MOAB
10 приеме на первый курс актерского
“Иыета ГИТИС, а вакансий было лишь
‘дать две, Предстояло, значит, отби-
\ — сурово, безжалостно, даже при“
Зчизю, Не считаться, значит, с тем, что
	_ \ тю прибыл из Хабаровска, a такая-
	 № Белоруссии, такой-то из Азербай*
“а, в такая-то с Игарки; не считаться
 TM, I, KAR писал один из экзаме-
Зщиея в своей короткой автобиогра-
\ сть актером — это его самая 88-
ia мечта, а также и с тем, что. экза-
omasteg имя-рек готова бросить свою
“oct инженера-строителя с BOCbMU-
И стажем, чтобы попытаться стать
‘исой, Предстояло отбирать. И задача,
Мшая перед приемной комиссией BO
\ с художественным руководителем
116 Л. М. Леонидовым, была, право,
“ROR,

owe, Guang Ww легкие’ моменты, мож-
  азать —= упеселительные. Когда К
комиссии эффектной походкой по
5 ярко-раавязный юноша и, пебреж-
Ч аестоц откинув прядь 20л0е, СТАЛ

Около четырехсот—подавших заявления,
сто семь — допущенных ко второму туру
и тридцать с нобольшим — ‚принятых.
Можно ли найти нечто общее между тремя
этими группами? Можно. Раньше всего
оно было ощутимо в репертуаре. Каждый
должен был приготовить к экзамену бас-
HW, стихотворение, отрывок из прозы и
монолог,

Немудрено, что басни — это Крылов,
Но почему из тромадного крыловского на-
следства фигурировали на экзаменах всего
пять-шесть басен? Почему по нескольку
десятков paa приходилось выслушивать
басни «Ворона и лисица», «Лжец», «Ли-
OTH и корни», «Стрекоза и муравей»,
«Осел и соловей»?

’ Дальше, Громадное большинство экза-
менующихся на вопрос «Что вы пригото-
вили из прозы?» отвечали: Горького или
Толстого. Но почему из всей толстовской