44 сентября 1939г, № в (tay
		В Доме Красной Any
MBO — на-днях м
премьера спектакля ‘hy
70s Шекспира (Dera,
постановщик тов, Нм,
Бельский),

В спектакле были tay
ты красноармейцы, Kos
диры, жены Raton
Опектакль шел в comp,
ждении оркестра, Borin,
творческую помощь ть
жественной СаМОДЬятел,
сти МВО оказал ther
ровский кабинет BT) (om
М, М, Морозов), pers,
Большого театра ри»
доставила часть оетола,
реквизит и бутафорнх,
	Отрывки из пьесы in,
10% в постановке Fug,

армейского театра Meee,
Союзкинохроникой

Фильма «Красная Ари.
школа социалиетичень
культуры», Предизаиче,
ного для  демонетрнри,
ния на Воемирной Вет
ке в Нью-Йорке.
	Шх шестеро...
	Еврейская оперетта
в «Эрмитаже»
	Их шестеро — Анна Гузик, . Оберберт,
Гросман, Гольдберг, Фрейдина ‘и Амурова.
Все они подлинные энтузиасты театра
еврейской опзретты. Кочуя из коллектива
в коллектив, из города в город, иногда
вовсе отходя от театра (и Гузик, и Гольд-.
берг, и Гросман около “двух лет выступа-
ми на эстраде), они неизменно   мечтали о
стационарном театре еврейской оперетты.
‘Ансамбль, играющий сейчас в «Эрмита-.
же», — лишь Частичное воплощение этой
мечты. 7 ,

Еврейская оперетта за. последнее время
редкая в Москве гостья. Этим прежде все-
го и обясняется большой интерес зрителей
К гастролям молодотохансамбля в «Эрми-
таже». И

Спектакли ансамбля — камерного харак-
‚ера: без хора, без балета. Происходит это
тлавным образом из-за скудости средств
и возможностей, которыми располагает B
настоящее время ансамбль.

‘Попав на спектакль «Бейлке», вы пер-
	МОЛОДЫЕ АРТИСТЫ
	Открывающийся завтра московский
смотр молодых актеров — большое и ра-
достное явление нашей советской театраль-
ной культуры. Смотр ярко свидетельствует
о бережном отношении к развитию даро-
вания художника, а ведь это и составля-
ет неот’емлемую черту советской системы
воспитания.

Обращаясь к прошлому русского театра,
мы неизменно сталкиваемся ©’ тяжелыми,
подчас непреодолимыми препятствиями,
которые стояли на пути молодых акле-
ров. Можно назвать немало блестящих ак-
теров, судьба которых так часто зависела
от случайностей, трагически разбивалась.
	Смотр молодых дарований мне пред-
ставляется прекрасно найденной формой

выявления новых талантов. Вспоминаешь
смотры молодых музыкантов, счастливо
открывшие нашей стране столько чудес-
ных дарований.
	Смотр молодых актеров начинается с
	  московского театра Революции. Мне ка-
	жется, что он неё застанет нат театр врас-
плох. Нашим молодым актерам есть. что
показать на этом смотре.

Театр Революции уже не раз уверенно
поручал молодежи ответственные работы.
Так, например, в спектакле «Ромео и
Джульетта» театр в свое ®ремя дал роль
Джульетты артисткам Малиновской и
Альтовокой, только что окончившим  те-
атральное училище.

кольные и молодежные спектакли даз-
но вошли в нашу творческую практику.
Еще в 1927 г. театр Революции включил
в репертуар удачную школьную работу
«Наследство Рабурдэна»; позже мы пока-
зывали «Отважного труса». А такой ‹спек-
такль, как «Недоросль», выпущенный В
1933 г. прошел на нашей сцене около 150
раз! И сейчас уже третий сезон в репер-
туаре театра остается молодежный спек-
такль «Два веронца».

Эти школьные спектакли дали возмож-
ность обнаружить талантливую молодежь,
которая сейчас составляет значительную
часть нашей труппы. Это — А. Лукьянов,
имеющий большой успех в ролях Ромео
и Теодоро, В. Бахарев, актер тонкого ко-
медийного дарования, создавший роли
Лобикова («Павел Греков»), мордвина. Ке-
еметь («Иван Болотников»), Мирмона
«Лестница славы»), Н. Тер-Осипян, обла-
дающая сочным характерным дарованием.
	Мне хотелось бы отметить искреннюю
заинтересованность и практическое ° уча-
стие  наших ведущих. актеров в воспита-
нии молодежи. М. Бабанова, Ю. Глизер,
М. Астангов, Г. Музалевский взяли на’ се-
бя в свое время. художественное руковод-
ство курсами театрального ‘’учклища.
Очень многие наши. актеры: вели в учили-
ще повседневную педагогическую. работу.

В условиях. нашего. театра, труппа ко-
торого на протяжении многих, лет склады-
валась довольно неорганизованно из ак-
теров различных театральных формаций,
проблема воспитания молодого актера при-
обретает особое значение.
	ТЕАТРА РЕВОЛЮЦИИ.
	Я вовсе не хочу сказать, что в постанов-
ке театрального воспитания все уже сде-
лано и все обстоит благополучно. Недо-
статков еще много и в организации учеб-
ного процесса, и в творческой дисциплине
самой молодежи.

На предстоящем смотре выступят акте-
ры театра Революции, недавно окончив-
шие театральное училище. Назову несколь-
ко Имен: это — Б, Баташов, отлично
играющий столь противоположные роли,
как Лаунс в «Двух веронцах» и Петр в
«Последних», С. Альтовская и И. Мали-
новская, создавигие ‘интересные женские
образы в горьковском спектакле «Послед-
ue», Аф. Белов, актер тонкого оригиналь-
ного дарования, блестяще сытравший в
«Павле Грекове» эпизодическую роль Сем-
кина. Его работу необходимо отметить
06060, в связи с тем, что молодые актеры
зачастую преждевременно гонятся за боль-
шими ролями, полагая, что в эпизодиче-
ских ролях им уже нечего делалъ.-А. Бе-
лов проявляет интерес и к режиссуре. Оя
поставил интермедию со скоморохами в
спектакле «Иван Болотников».
	Талантливо проявили себя и артист
Б. Толмазов в роли Тристана («Собака Ha
сене»), . В. Енютина, успешно играющая
роли Лауренсии, Мирахмедовой и ряд дру-
гих, П. Крылов, хорошо справившийся с
ролью Теодоро, Н. Кейль, Е. Зарин и др.
	В прошлом сезоне удачно выступили на
сцене нашего театра актеры J]. Bypoc,
П. Ионов и А. Терехина; порадовала так-
же артистка вспомотательного  составя
В. Гердрих, дебютировавшая в роли Юлия
(«Два веронца»).

В смотре’ будут участвовать и студен-
ты последнего выпуска театрального учи-
лища, принятые в число стажеров труп-
пы? Т. Беляева, П. Нековырин, А. Белоус,
Мария Легран и др. Ряд молодых акте-
ров  тотовят к осмотру новые роли, кото-
рые они TORARYT в спектаклях и OTDETB-
ках.

Ансамбль еврейской оперетты,
%$Бейлке». На снимке (слева напра-
во): артист Гольдберг в роли Бори.
	В ПАР 55 КОР У, — К са Зразы НЕ

вое время прямо поражены убожеством са, артистка. Анна Гузик в роли
оформления и обстановки. Однако, ‘увле- Бейлке и артист Гросман в роли
ченные игрой артистов, вы очень ско- Гриши .
	Фото Р. Бенарио
	ро просто перестаете замечать эти грубо “»
размалеванные холсты ‘и бёзвкусные па-о.
вильоны. У коллектива правильный расчет
	К. Дорохов, «Пастушонок»
	— актер, мол, «вывезет». Эта ставка на
Зктера в значительной мере себя оправ-
дывает.

Анна  Гузик — одна из наиболее яр-
ких представительниц старинной опере-

протекала Е

Московская
хроника
	точной династии Гузиков. Ее отец — по-
пулярный артист, режиссер и` организатор
еврейской музыкальной комедии, Я. С. Гу-
вик, исколесивший со своими коллектива-
ми всю Россию вдоль и поперек. Сейчас
Я. С. Гузик мог бы отпраздновать полуве-
ковой юбилей своей неутомимой деятель-
ности по созданию театра еврейской опе-
ретты. Из четырех дочерей-актрис Гузикл
(Биба, Леля, Анна и Соня) Анна Гузик
в.настоящее время наиболее ‘крупная ак-
триса еврейской опереточной сцены. Тща-
тельная отделка роли, благородная про-
стота, искренность тона и чувство меры —
таковы основные свойства мастерства этой
интересной актрисы, К этому еще надо
добавить приятную манеру пения, подвиж-
ную мимику, изящество и большое инди-
видуальное обаяние. Анна Гузик не ге-
роиня. Она энженю, она травести. У нее
и роли такие — официантка из столовой
(«Бейлке»), сорванец Менделе’ («Шмен-
дрик»).

У Анны Гузик замечательные переходы
от бурной радости к тихой грусти, от ли-
рики к мальчишеской  шаловливости и
залорному  лукавству.

`Вот Бейлке, готовясь к обеду, сняла со
стола скатерть, чтобы стряхнуть ее. Под
скатертью лежит справка из Затса o ee
браке с Борисом Вейнбёргом. Его уже нет
в живых... Мрачные тени ложатся на лицо
Бейлке. Она как бы машинально опусказт
скатерть на плечи и кутается в нее, как
зв шаль. Бейлке не плачет, но как ей хо-
лодно! В это время появляется ее отец.
Бейлке быстро «отходит». Скатерть уже на
месте. Бейлке режет хлеб и хитро улы-
бается, сверкая смеющимися глазами. Еще
бы! Отец никак не может найти припря-
танную бутылку водки — это ее работа...

Когда я смотрёл Анну Гузик в блестя-
ще. сделанной сцене с башмаками («Бейл-
ке>), мне вспоминалась Франческа Гааль в
«Петере». Как хороша в этой сцене Гузик!
А на другой день перел моими глазами
предстал озорной и мечтательный, пере-
живающий утро любви Менделе. И ‘я, пра-
во, не знаю, что же лучше — Бейлке или
Менделе. у

Гросман — превосходный простак и ха-
рактерный артист. Играет он легко, не-
принужденно, как бы шутя. Гросман обла-
дает даром перевоплощения — в его Гри-
ше из «Бейлке» вы тщетно будете искать
что-либо общее с е же Иценю («Шменд-
рик»), этим еврейским «недорослем». Сти-
хия Гросмана — танцы. Здесь он, как го-
ворится, имеет завистников, но не знает
соперников. С каким, например, блеском

Заместителем начальника Управления по
делам искусств при Моссовете назначен тов.
С. А. Бабенков.

*ж Управление государственных цирков Ко-
митета по делам искусств при CHK ОСОР co-
‘зывает в ноябре всесоюзное совещание твор-
‘ческих работников цирков. Совещание васлу-
шает доклад. начальника управления гоецир-
ков тов. В. П. Беллера о состоянии и nep-
опективах развития цирков. : ~

\ Московский областной комитет cowsa Pa-
бис в начале октября проведет в театре Рево-
люции выездное заседание президиума обкома,
которое обсудит репертуарный и финансовый
планы театра.

Ж 24 сентября заканчивается сезон в цирке
шапито Центрального пафка культуры и от-
дыха им. Горького,

*\ К л лермонтовским‘ дням литературно-дра-
матический сектор Всесоюзного радиокомите-
та готовит «Маскарад» Лермонтова.

% Итоги летних гастрольных поездок мос-
ковских театров ‘обсудит в середине октибря
московский областной комитет союза Рабис,

*ж Зимний сезон в Драматическом театре-
им, Баумана открывается ‘1 октября.

Ww По-заказу ленинградского театра Музы-
кальной комедии композитор Сигизмунд Кац
и драматург Илья Рубинштейн написали опе-
perry «Пять   бокалов». Тема оперетты —
дружба народов ОССР. Действие происходит в
двух соседних колхозах: казачьем и еврей-
ском. Оперетта «Пять бокалов» принята к по-
становке в ленинградском, свердловском, харь-
ковеком и куйбышевском театрах музкоме-
дии.

* Директорьм Московской государственной
Филармонии назначен 0. Н. Нреображенский:

№ Отмечая выдающиеся заслуги И. М. Под-
дубного, в развитии советского циркового ис-
кусства, Комитет по делам искусств об’явил
т. Поддубному в связи с 40-летием его спор-
тивно-артистической деятельности благодар-
ность и премировал его 5 тыс. руб.

№ В этом году Московский  изоинститут
окончило несколько талантливых графиков.
Дипломная работа одного из них — офорт
Я. М. Соколова «Производственное совещание
в колхозе» — недавно приобретена Московским
товариществом художников, Молодые выпус-
кники графического факультета — Мороз,
Авакумов, Сенатаева, Тарасенко, Соколов и
другие — привлечены к работе в Московском
товариществе,

* Заместителем директора по учебно-худо-
жественной части театрального училища им.
Щепкина при Малом театре назначен нар.
арт. РОФОР И. Я. Судаков.

Центральный детский театр репетирует
две пьесы: «Ладо Кецховели» Нахупришвили
и Гамрекели (в переводе Сослани) и инецени-
DOBKY Швембергера «Белый пудель» (по Куп-
pHHy).
	В „Ленанграде
	‚ 1енинградекий скульптор В. Б. Пинчук ра-

ботает над большой статуей С, М. Кирова,

предназначенной для. памятника, устанавли-
аемого на территории дважды орденоносного
ировского завода в Ленинграде,

Бронзовая фигура Сергея Мироновича высо-
тою в 3,Т метра будет возвышатноя на пье-
дестале из серого полированного. гранита вы-
GOTOH в 5 метров.
	бмотр исполнителей
на народных инструментах
	До последнего времени народные ин-
струменты мы. слушали лишь в оркестрах,
аккомпанирующих хоровым и танцоваль-
ным коллективам. Прослушать одиночек-
исполнителей,  солистов-виртуозов почти
не удавалось.

После интересной выставки музыкаль-
ных инструментов, организованной В
1937 ‘г.ви выставки русских щипковых
	Периферийная
хроника
	СИМФЕРОПОЛЬ. Художники Крымь ™
вятся к выставке «Оталин и Кры, Ху
ник Сикулер пишет о картину «Товар
Сталин на крейсере «Червона Укрална», ъ
‚нев — «Встреча товарища Оталина © удиз,
ками колхозных. полей», Абселямов — 1х.
чение Оталинской Конституции в Коза,
Выставка откроется в Симферополе в ль
бре 1939 г,

ВОРОНЕЖ. В мастерских  ленингазез
конторы «Монументскульнтура» началоь в
готовление памятника В, И, Левину дал
ронежа, Памятник представляет собой lit:
метровую бронзовую фигуру. Buco ть
дестала 6 метров. Приступлено к ма
фигуры в натуральную величину, В 1 ,
памятник будет установлен в Вор
здания облисполкома.

ХАРЬКОВ, Украинский гостевтр Минь
дии включил в репертуар пьесы: «аль
да» музыка Жданова, текст Рыльск
Охрименко, «Зеленый шум»  Заслазт
текст Сафронова, «Виндзорские кумуто
опера Николаи, «Бананы» (Отрельнихозь ты
Тригера и Вечоры и «Аршин-мал-алань Галь
бекова, хе

ВЛАДИМИР. В текущем сезоне намеи
поставить пьесы: «Иван Болотников» Дж
жинского, «Волк» Леонова, «Стакан мо
Окриба, «Мятеж» Фурманова, «Будни» Гл
кова, «Егор Вулычев» Горького, «На pos
мудреца. довольно простоты» А, Octo,
го и др.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. ‘Театр юного apg
развернул работу по. подготовке к вовсоюанои
фестивалю детских театров. Театр гов
смотру: «Ромео и Джульетту» В, Шекоглр
становка художественного руководителя тит
Н. Г, Есипенко) и «Чудесный reams

пьесу. местных молодых драматургов А, м
никова и М. Шумелитекого (посталовн
жнссера ЦП. Т. Ковтуненко),
		Первый смотр молодых актеров, который   народных инструментов в 1939 г. естест-
	начинает наша столица, должен прово-
диться строго, без всяких скидок. Он ва-
ставит руководство театров отнестись от-
ветственнее к своим молодым кадрам, а
самих молодых артистов — гораздо строже
к своей работе. Этот смотр должен’ прк-
влечь внимание нашей критики к актер-
ской смене. А этого внимания часто, не-
хватало. . Так, совсем еще недавно, весною
нынешнего года, на специальных общест-
венных показах семи выпускных спектак-
лей театрального училища блистательно
отсутствовала наша театральная критика.
Печать вовсе обошла молчанием эту
большую учебную работу.

Необходимо, чтобы смотр молодых ак-
теров не` носил. характера... кампании, а
стал. бы органической формой воспитания
и выдвижения нашей молодежи.
	я М. М. ШТРАУХ,
заслуженный ‘артист республики
	венно напрапгивалось устройство первого
всесоюзного смотра исполнителей на му-
зыкальных ‘инструментах народов Совет-
ского Союза.

На этом смотре мы получим возмож-
ность познакомиться со всем многообра-
зием музыкальных инструментов, на кото-
рых играют народы нашей страны. На-
ряду © известными карельскими кантеле,
белорусскими цимбалами, украинскими
кобзами, кавказской зурной и ‘т. д. на
смотре предстанут и другие инструменты,
которые пам еще не знакомы,

Балалайка и домра, прочно утвердив-
шиеся на концертной эстраде, прозвучат
в руках молодых мастеров-музыкантов,
	а   перренимающих искусство игры у крупней-
	ших артистов — Осипова, Балмашева
и др. Результатом солидной методической

подготовки явится выступление баянистов
и гитаристов.

Смотр увеличит количество  самодея-
тельных коллективов, будет способство-
вать дальнейшему росту культуры испол-
нения на народных инструментах и повы-
шению ‘музыкального уровня трудящихся
	нашей страны.
П. АЛЕКСЕЕВ,
заслуженный артист РСФСР

ПИСЬМА —
ЧИТАТЕЛЕЙ.
	Иконников
	Первый тур смотра исполнителей на Ha-
родных инструментах проводится по всей
стране. В Азербайджанской ССР в смотре
принимают участие 170 человек, из них
120 представителей музыкальной самодея-
тельности. В числе инструментов, предста-
вленных на смотре в Азербайджанской
ССР, — зурна, тар, кеманча, бубен, гармо-
ника и др. .

В Узбекской ССР первый тур смотра
проведен с 7 по 14 сентября. В смотре
приняли Участие 116 человек — гыджаки-
сты, дутаристы, дойристы и др. С 16 по
17 сентября смотр будет проходить в Бе-
дорусской ССР. ›
	комплектует труппу
В Тульской области есть Велехи
	колхозно-совхозный театр. Сущетвум и
		всего тод. Художественным руководини
и директором его является В. А. Изо!
ков, Позиция Иконникова по отношени!
театру так’ определена им самим: зв
чале сезона, выступая ‘на собран, и
заявил, что колхозно-совхозные тевтры
обще’ «несостоятельные», ‘Отсюда к пи
	—s—. тическая линия Иконникова. Под №“

- колхозно-совхозного ‘театра он созда #

_По следам наших атр, который фактически ий
колхозы; а города и районные центры, [

материалов лучает этот театр ежегодно 200 тыс, fy!

лей государственной дотации.
К областному. осмотру колхозно-совт»
ных театров Иконников дал заведомо 2?
ные сведения: якобы 1 126 спехиюя
96°сыграно в колхозах, тогда как фиг
чески их было поставлено не больше 8
В этом театре огромная текучесть, №
ников увольняет актеров, не мирящия
с его бездельем. В труппе 26 артист
22 из ‘них под разными предлотами
некоторые «по собственному делили
были уволены из театра. Дисциплии!
полном упадке. Работники систематачкя
опаздывают на 20—30 минут, иехофе
вовсе не’ являются на ‘спектакли. (aut!
Иконникова обычно подымают с 10%
на’ репетицию, ‘причем меньше чем #1 #
минут он никогда не опаздывает,
  060 всем этом актеры неоднократео
сали в областное управление иску
Однако управление искусств продолям
покровнтельствовать Иконникову, 101
жает делить ему.’ Оснований к М
никаких. Последний факт из деятельнии
этого директора вообще входит в #0
тенцию прокуратуры. В августе вт
зельске было поставлено три плиз
слектакля в’ пользу актеров. Именно 75
выручку собрали и разделили «по 6408
Это известно областному управлению и
кусств. 1 сентября в театр приезжала №
миссия в составе зам. начальника 71?
ления искусств и представителя 0%
Рабис. Комиссия заявила публично, %
все сигналы актёров подтвердились #
Иконников будет привлечен к ответете
ности, А 6 сентября начальник tym
управления искусств т. Федоров пору
Иконникову формировать труппу,
	Актер М, А, СОЛОДО
	«Что происходит в Московском
драматическом театре»
	Под таким названием в № 54 отд ию-
ля 1939 г. в газете «Советское искусство»
была напечатана заметка о неправильном
увольнении ‘из Московского драматическо-
го театра группы актеров,

Решением нарсуда и распоряжением
Управления по делам искусств при Мос-
совете на работу в театре восстановлена
артистка М. С. Эттинген, Кроме’ того, вос-
становлены. на работу. в театре актеры
Л. М. Кананова, А. В. Федотова, К. Н.
Ярцев, Д. М. Бутман и В. А. Третьяков:
	танцует Гросман «фрейлахс» ‘вместе ‘© . Пьедестал будет украшен барельефами, изо-

бражающими С. М. Кирова среди рабочих-
Гольдбергом и, Обербергом“ ор eBettares.   spacsomynunonnes,
	: Открытие памятника приурочивается к 1 де-

кабря.
хх

` Всероссийская академия художеств отправ-
ляет в Москву на выставку. дипломных pa-
бот художественных школ Союза ряд лучших
произведений молодых мастеров, окончивших
В этом году академию.

Ореди посылаемых работ: картины «Ленин и
-талин в подполье» Белоусова, «Чапаев» Ген-
адиева, «Калинин в гостях у колхозников»
Козелкова, «Концерт юных дарований» Остро-
	Вообще Гросман первоклабеный простак,
заставляющий вспоминать о лучших про-
стаках оперетты. Но разве `они умели Так
танповать. как Гросман? ^

Оберберг — старейший актер еврейской
оперетты. В течение двадцати лет он: де-
лил успех с Кларой Юнг, работая в ee
театре. Оберберг — комик; в его юмор:
много‘ непосредственности и тепла. В га-
строльных спектаклях - O6épG6epr играет
	эеольных спектаклях ‹ чоероерг играет   вой „Сие I RE AI OES СЗТ ОР ОА ЕЯ

вой, «Смерть. Пушкина» Стромка, скульптуры
двух отцов — отец в «Бейлке», МОГИЛЬ-   «Ленин» Дивина, «Горьюнй» Пликайса. «Ве-

щик-остряк Ицек, удался ему больше, чем tyne Козловского и др.
awarr am АЯ ххх
	Ленинграде организован ‚ лермонтовский
юбилейный комитет, В составе ‘комитета —
Б. Эйхенбаум, А. Гитович,. В. Рождественский,
Ю. Юрьев’ и др. В’ ознаменование юбилейной
даты намечено установить мемориальные дос-
ки на домах, где жил великий поэт.
	отец из «Шмендрика». ,

‚ конечно, в ансамбле и герой. Это
— Гольдберг, Опытный; эффектный, с .хо-
ртошим вокальным’ материалом актер. Я
десять лет не видел Гольдберга на сце-
не — эти годы не прошли“для Hero Gec-
следно: его дарование отшлифовалось, воз-
мужало и окрепло.

Фрейдина, и Амурова с честью н5сут
амплуа старухи и характерной артистки.

„Лет десять-двенадцать ‘тому назад в

Москву приезжал коллектив артистов ёв-
т оперетты под управлением Я. С.
‘узика. Они тогда играли такие вещи, как
«Семка Лец», «Розита», «Ципке’ Фаер»,
«Яшка» и др. Ансамбль, выступающий в
«Эрмитаже», привез совершенно новый,
более культурный репертуар, —  «Бейлке»
и <«Шмендрик». В «Бейлке» небогатый
текст Петрова-Соколовского ‘изкупается мз-
лодичной музыкой Розенфельда. В «Шмен-
дрике», наоборот, музыка (композитор По-
лонский) несколько уступает тексту, на-
писанному как-никак по Гольдфадену.

‘Зритель : восторженно принимает  спек-
такли ансамбля, требуя бесконечных «би-
сов» и радостно вотречая каждый мало-
мальски удачный каламбур,

‚Почему же это только передвижной: ан-
самбль, без хора, без балета,   . без” ясных
перспектив?

Еврейский драматический театр вместе
в другими театрами ° многонационального
Советского Союза развивается, растет и
крепнет, показывая образцы высокого по
своим идейным и художественным качест-
вам искусства. Московский Госет и Госеты
Украины и Белоруссии — цветущие теат-
ры.

Почему же театр еврейской оперетты вла-
чит сравнительно жалкое (на правах an-
	Выставка проектов памятника Н. В. Гоголю в музее А. М. Горького.
Слева — проект скульптора. Мануйлова; справа — проект скульптора Манизера
		Фото А. Милова
	a ео.” Be вадЕ ПЕ, ПР, КР чей РЕ а са: а. ROA

rr
.
	_ Аудожественная самодеятельность Туркменистана
	музыку, поэзию. Певцы (бахши), славив-
лгие подвиги Народных героев, аккомпални:-
	руя себе на двухструнном дутаре, были
желанными гостями в любой юрте. Но хо-
	ровое пение, игра в оркестре были неиз-
вестны. Теперь в республике имеются уже
целые коллективы вокалистов и инстру-
менталистов. Вырабатывается и манера
исполнения. Начинают обычно щипковые
инструменты (дутары). Слышится глухой,
слабый шелест струн, точно ветер прошел
по сухим камышам. Затем вступают смы-
чковые (гыджаки) и духовые (туйдюки).
Несмотря нато, что в оркестре около ста
человек, звучность неяркая. Оркестра. уже
не слышно, как только запевает хор
женщин, К`ним почти. немедленно присо-
единяется мужской хор (музыканты яв-
ляются и певцами). Голоса звучат мощ-
но. Затем опять слышен лишь. оркестр.
Снова сухой шелест струн и сиповатые
голоса дудок. Этот тихий звуковой фон
прорезывается ‘вдруг протяжным, надрыв-
ным! стоном.
	Затем опять вступают оркестр и хор.
Повидимому, руководители туркменских
ансамблей стремятся соединить старую
традиционную форму сольного пения с
новой массовой, сохраняя особенности пре-
жней вокальной манеры.

Если новые массовые песни Туркмении
отличаются бодростью и жалобный плач
солиста, взвиваясь, дрожа и падая, пред-
ставляет лишь орнамент на общем звуко-
вом фоне, то среди старых произведений
есть еще немало песен, «подобных стону>.

Такова народная песня «Ак-Ишекли»,
которую исполняет бахши Ораз Митиев в
сопровождении, дутара, на котором играет
Мухи Аманов, и гыджака (Непесов). От-
кинув голову, патетически взмахивая ки-
стью правой руки, певец разливается го-
рестным стоном.
	Печалью проникнута и любимая песня
чабанов «Овез Джан», которую исполнил
ансамбль туйдюкчи. Туйдюк — это длин-
ная прямая желтая дудка, на которой иг
	aT, приставив ее к правому углу рта
и перебирая пальцами отверстия, Upo-
сверленные в нижней части инструмента.
Звук слабый, тоже похожий на шелест
сухих стеблей тростника.

Грустна и народная мелодия «Ай Дже-
мал», которую сытрал на дилли-туйдюке
Мусса Алла Мурадов. Дилли-туйдюк —
это ‘крохотный духовой инструмент, звук
которого похож на человеческий голос. Он
жалуется, плачет и стонет, точно обижен-
ный ребенок. ^

На концертах колхозной самодеятельно-
сти выступают и поэты. Народный шахир
орденоносец Дурды Клыч прочел свое
стихотворение «Спасибо Сталину», а за-
служенный шахир Туркменской ССР ор-
деноносец о Ата Салих — стихотворение
«Мой единый народ». :

Исключительно яркое впечатление оста-
вили пляски белуджей, колхозников Куй.
бышевского района, Белуджи похожи на
своих соседей афганцев. На голбвах чал-
мы; стан схвачен малиновым ‘или зеле-
ным бархатным жилетом, из-под которого
поверх белых шальвар видна белая ру-
баха, пышная, как юбочка балерины. -

Танцы белуджей носят воинственный
TapaRrep. Наиболее частая форма — хо-
ровод. Танцоры движутся по кругу вна-
чале медленно. После каждого шага они
оборачиваются и бьют палкой по палке
пдущего сзади. соседа, затем снова повер-
тываются и ‘отбивают удар идущего nie.
реди. Движения постепенно ускоряются.
Сильнее становятся удары. Яростно гро-
хочет барабан, пронзительно вскрикивает
флейта. Танцоры опьяняются танцем, как
битвой. Щенки летят от палочек. Теперь
танцоры, присев на корточки, прыгают,
продолжая двигаться по замкнутой кривой
и сражаться; кажется, будто они бьются
на конях. `

Еще эффектнее танцы с обнаженными
саблями, одной или двумя. В пляске с
двумя саблями хоровод разбивается по-
степенно на отдельные сражающиеся пары.
Это как бы ряд ожесточенных поединков.
	Ато не помнит ‘излюбленной таммы Pe-
пина = красное, черное, белое?

Когда смотришь концерт туркменской
колхозной самодеятельности на Всесоюз-
HOH 0.-Х. выставке, невольно вопомина-
ешь палитру великого русского художника.
Мужчины в черных и белых косматых
палахах, в красных халатах, женщины с
гладко’причесанными черными волосами, в
красных платьях с накинутыми на плечи
светлорозовыми и оранжевыми платками.
Сцена вместо декораций убрана туркмен-
скими коврами сдержанных, тусклокрас-
ных оттенков, с легким черным и белым
узором; от тугих волокон ткани как буд-
то еще веет запахом солнца, залтахом сож-
женных зноем пустынь. Неподвижность
участников еще усиливает сходство с кар-
тиной, Музыканты сидят полукругом. За
их спиной в глубине сцены стоят на воз-
вышении. женщины. .

‚В. программе преобладают. музыкально-
вокальные ‘номера.. Особенно . много песен
на современную тематику. Таковы. «Песня
© Сталине», сочиненная Шурли Сарыевым
на слова, Берды Нияз  Долыханова,
«Сталин», — ‚музыка 2 народного бахши
Туркменской ССР Сахи Джапарова,. поэ-
	Искры летят от клинков. Иногда один из
противуиков падает на пол, но и тут про-
должает обороняться. Лежа на спине, он
отражает сыплющиеся на него удары, пе-
рекатывается по земле, яростно сопротив-
ляясь, ‚ пока ему не удается вскочить и
напасть на врата.

Оружием владеют белуджи виртуозно.
Сабля в их руках мелькает стремительнее,
чем палица в руках жонтлера. Она кру-
жится с неимоверной быстротой, перелетает
	над головой, точно обвиваясь вокруг шеи,
плеч, стана. Порой кажется, будто тело
танцора оплетено сеткой сверкающих ни-
тей, окружено стальными летучими мол-
	ниями, будто весь он осыпан ливнем ‘хо-
	“одных. струнстых отблесков. Странное
Оркестр, состоящий из барабана, гыджа- °

ка u daeitH, sca GoabmMe Hekctoncrayer no] ‘соавторство

мере того как разгорается бой. Музыканты
	приплясывают на месте.
	Есть и сольный танец барабанщика. Ба-
рабан, обтянутый.с боков красной тканью,
висит у не
В правой

“

уке музыканта ‘палочка, на

двух пальцах левой одеты металлические

пластинки. Разме
коже, он бесконе
месте. Затем передвигает шнур на заты-
лок, не переставая вертеться, и ‘наконёц
поднимает барабан нал головой.   ,
Появились собственные танцы и‘у турк-
мен.  Колхозники Ташаузского округа
Джапаров, Рустамова и Рахимова acon
нили шуточный танец «Чогирме Лечек» и
танец с блюдцами, которыми Джапаров
щелкает, точно кастаньеталот. :
Возникновение новых ` для Туркменил
жанров искусства — коллективных пецен,
плясок, инструментальных ‘ансамблей —
свидетельствует о новом этапе развития
народного творчества. Это, конечно, пока
лишь первые шаги,‘ но шаги уже уверен

ные, Они свидетельствуют 0’ новых ‘пер-

опективах, открывающихся перед туркмен.
ским народным искусством. `

ренно колотя по гулкой

о на шее на длинном шнурке,

чно кружится на одном:

OEE NE Re PARE О И
учреждений (Всесоюзного, радиокоми

Управления фабрики граммзаписи ЕЛ
которые вводят в заблуждение слу
лей странной рекламой, :

Вот, например, грамомпластинка © И
кеткой «Марш Краснознаменный #0
Мол», музыка Чернецкого. Всесоюзный
диокомитет расшифровывает и добавая
«композитора Чернецкого», `Раднослу
тель в недоумении! В этом марше 01 ]
нает «Песню © встречном» Шоствлови
за, ней следует «Песня о стратонат
Чемберджи, ‘при чем же Чернец
В результате оказывается, что ряд г
  советских композиторов об’единяетя,

ловольно безвкусное попурри и поли

ся слушателям как сочинение Чернец
  подобным «сочинениям» отно
также ряд других маршей, «сочинее

композитором Чернецким», как «Марш *

сковских пионеров», «Марш Ленин

призыв» и
puonne & AD. _ Л. миловидоя
—ж—Ш—ЫЫ—ы—Ш—ы—ы=ы=——————”
	_ a ES

’ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

А B. ИВИНГ.   ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Иснусство
	ений; Петровка, 10, 2-й эт, пом. 53, тел, К.1-90.85, го
	Те ЗАРЕ О ТУ с. ЗАБОРЫ FRA pee eee

самбля) существование, поддерживаемо?   тический, текст Kapan Хемраева, ‚«Мар-
главным образом усилиями куЧКИ ЭНТУЗИ-   палым» того же автора на’ текст Казах
встов? Театр не получает ни откуда суще-   Хоррамова. «Песня о. Ленине» (музыка

ес МА Че ЧА а ааа Тв «em ee
	ственной помощи, не вызывает интереса
и.внимания у организаций, ведающих ис-
кусством.

‘Почему?
	ВИКТОР ЭРМАНС
ere eee,
	Сухан‹ Кулиева, слова Чары _ Кудиева),
«Родина? — музыка Сухан. Кулиева, сло-
ва. Нур’ Берды Помма, «Советский Союз»
—музыка заслуженного бахши Туркмен-
ской. ССР. Махтум. Кули Карлиева, слова
заслуженного шахира Дурды Клыча, «Бат
Ичинде» («Цветущий сад») — музыка Су-
хан Кулиева, текст Курбан Кулиева.

Все эти произведения отлично были ис-
	полнены музыкально-вокальным ансамоб-
лем под управлением народното, бахиги
Туркменской ССР Сахи Джапарова. ‘Ан-
самбль исполнил также народные мело-
дии «Соллонан Гозель» и «Пиала»,

Это распространение ансамблевой куль-
туры исполнения примечательно.

Туркмены издавна горячо любят песню,
	В Комитете по делам искусств
	За большую успешную работу по орга-
низащии и проведению показа народного
творчества союзных республик на Всесо-
зной сельскохозяйственной выставке Ко-
митет по делам искусств об’явил блато-
дарность коллективу Всесоюзного дома
народного творчеествя ‚им. Крупской’ и mpe-
мировал 060бо отличившихся работников.
	`’Уполномоч. Главлита Б—5033
	Тилография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30, (Адрес редакции: Москва, Отрастной бульвар, 11. Телефон 8-42-45, Прием бет