24 сентября 1939 г» № 70 (650)
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

Краснуг
	 Речер. в:

Притихший за лето особняк московского
союза советских художников снова налол-
нился тулом оживленных голосов. На ле-
стнице, в тесном коридорэз, в. выставочном
зале встретились на-днях вечером скульпь
торы, живописцы, графики, вернувшиеся
с этюдов, из творческих поездок, из лэт-
них путешествий, у

Обычно при таких встречах начинаются
беседы о наблюдениях, впечатлениях, На
этот раз люди как будто позабыли о том,
что долго не виделись друг с другом. То-
ропливо поздоровавигись, они вытаскивали
из карманов газеты, внимательно рассма-
тривали напечатанную в них карту, И вот
уже продолжается тот самый разговор, Ko-
торый в эти дни ведется всюду, начиная
от трамвая и автобуса и кончая вавод*
	ским цехом, театральным фойе и лабора“
	торией института.

— По радио передавали, что наши уже
вот здесь! — указывает_ на маленький
кружочек на теографической карте один
из художников. — Их ‘встречают с крас-
ными знаменами, Представляете себе, ка-
кая там радость? Новая жизнь открывает-
ся. А. помещики наверно разбежались ку-
ла глаза глядят! <
	— А в Молодечно само население орга-

низовало Красную Гвардию, — говорит ce-
дой скульптор. — Нет, теперь уже панам
в этих краях не жить больше!

Группа живописцев обступила скромного
Сидорова, который застенчиво рассказы*
вает о Западной Белоруссии в 1920 году,
когда паны напали на истощенную граж-
данской войной и интервенцией  Росеий-
скую республику. Сидоров был в то вре-
мя бойцом и дрался © бёлополяками, И
тогда Красная Армия находила самый ла-
оковый и горячий прием у крестьян и
рабочих Западной. Белоруссии. ‘

.-PasroBOph! CTUXaNT, HAIHHAeTCH METH.

С напряженным вниманием зыслуптива-
ется сообщение и, 0. секретаря ‘партбюро
тов. Сталидзана о последних событиях.
Когда он упоминает имя великого 06в0бо-
дителя угнетенных ‘народов И. В. Сталина,
в тебном зале МОССХ звопыхивают шум-
ные аплодисменты, :

Открываются прения, Первым! берет ело-
во художник Иогансон. Он явно’ волнует-
ся. Вместе со всеми он ощущает вое в6-
личие переживаемых миром дней,

— Наше мудроё правительство совер-
шило акт подлинного социалистического
гуманизма, протянув руку братской помо-
щи трулящимся Западной Украины и За-
‘падной Белоруссии, — товорит художник.
— Каждый из нас гордится этим поистине
благородным поступком. Доблестная Крас.
ная Армия перешла границы бывшей
Польши, чтобы взять под защиту жизнь и
имущество наших единокровных братьев
— украинцев и белоруссов, которых так
жестоко притесняли польские паны. Крас-
ные бойцы ‘несут на своих знаменах сча-
cThe и культуру. ‘

Художник вдумчиво произносит. каждое
слово, как бы подводя итог своим мыслям
`и переживаниям, Зал внимательно. слу-
шает. его. На-днях на открытом партий-
ном собрании хуложники горячо обсужда-
ли заявление тов. Иогансона о приеме его
в ВКП(б). Они говорили о его творческой
деятельности, замечательных работах пос-
ледних лет, о тех большиххощутимых у6-
пехах, которые демонстрирует этот мастер
в каждом ‘своем новом произведении.

И теперь живописец Иогансон, ‘связаз-
ший свой жизненный путь © партией
большевиков, рассказывает собравшимся
о том, как он работает над освоением т®о-
рии большевизма, изучением истории пар-
‘тии и насколько это помогает ему в твор-
ческом труде,
°® Тов, Иогансон призывает художников
еще энергичнее овладэвать большевизмом,
чтобы создать высокоидейные . картины,
достойные эпохи, в которую мы живем.
Бурными аплодисментами встречает зал
заключительные ‘слова тов. Иогансона, в
которых он приветствует правительство,
партию, товарища ‘Сталина,

Слово. предоставляется художнику Ряж-
скому. Его горячая речь проникнута глу+
бокой ненавистью и презрением к поль-
		Ядем радостной
встречи .
	(От нашего собственного корреспондента)
	Работники искусств Советской Белорус-
сии, как и весь советский народ, с огром-
ным интересом следят за успешным про-
движением славной Красной  Армии, 067+
шествляющей ‘великую историческую миб-
сию, освобождая утнетенные народы За-
падной Белоруссии и Вапалной Украины.
	‚ Заслуженный деятель искусства БССР
скульптор Азгур. говорит: «До глубины
души волнует и радует меня решение с9-
ветского правительства — соединить наро-
ды, которые были на протяжении 20 лет
разобщены. Я предчувствую свою встречу
$ народными художниками и скульпто-
т освобожденного белорусского народа.

го будет встреча, какая может быть толь-
во между родными братьями, которые бы-
ди насильно разлучены. Она вызовет еще
более высокий под’ем нашего творчества,
На площадях, на улицах освобожденной
Западной Белоруссии мы вместе с наши-
ми братьями поставим ‘монументальные
скульптурные произведения белорусского
и братских народов Советском Союза.
Эти памятники будут отражать счастли-
	вую жизнь, которую дала нам партия
Ленина — Сталина, 4
	Горячо приветствую вас и крегко Жму
ваши руки, дорогие братья».
	‚ Режиссер  Белорусского драмтеатра Сан-
ников пишет: «20 лет я мечтаю ‘показать
свое искусство западным белоруссам, дать
им возможность свободно слушать родную
речь. Мои мечты, сбылись; смогу пока-
зать моим освобожденным братьям  обра-
зы советских людей. Я смогу показать выс
	сокий культурный уровень моей социали-
стической родины».
	` Работники Белорусского государственно-
го театра оперы и балета: нар. арт. BCCP
Александровская, засл. артисты БССР Де.
нисов, Болотин, Муромцев, Anerceena, Mno.
дек, Николаева, Васильева, ‘главный ‘дири-
жер  орденоносец  Грубин, заол. , арт,
PCOCP орденоносец рмолаев, солисты
оперы Друккер, Лапин, Засецкий и др.
пишут: chs работники Белорусского’ те-

атра оперы и, балета, горим. желанием
как можно скореё показать нашим запад:

ным братьям — белоруссам и украинцам
— расцвет белорусского советского искус-
ства, любовно взращенного коммунистиче-
ской партией и ев гениальным вождем,
отцом трудящихся’ товарищем Сталиным.
	С, ШВЕЙДЕЛЬ

Весь советский народ` горячо 1 приветствует славную
°© честью. выполняютщую свою, великую ‘освободи
	-C огромным волнением следили MN BCE
за событиями, развивавшимися ‘в Польше:
Сердце советского человека подеказывало,
что наше‘ мудрое правительство‘ не оста»
вит без помощи братские народы Запад-
ной Украивы и Эападной Белоруссии,
брошенные на произвол судьбы бездарным
и трусливым правительством Польши и ее
неспособными военными руководителями.
И когда 17 сентября мы услышали по ра-
дио речь главы боветского правительствя
товариша Молотова, выравившего думы й
чаяния всего народа нашей ‘великой
страны, — не было границ нашей радо-
сти.
	  Я родилась, выросла и училась в Бе-
лоруссии. В юности пришлось мне Бак
то побывать в одной из деревень в райо-
не, ныне освобожденном доблестной Рабо-
че-Крестьянокой Красной Армией. Картина
нищеты. голода и разорения, которую я
тогда увидала, на всю жизнь врезалась
мне в память. Черныё от копоти. полу-
сгнившие, наполовину! ушедигие , в землю
избы, в которых жили крестьяне; худые,
изможденные люди, потерявшие ‘от нело-
сильного рабского труда’ человеческий .0б-
лик; золотушные и грязные детишки в
лохмотьях.. Мне тогда пришло на УМ
сравнение с жизнью крепостной деревни
в России. Сравнение это было не только
образным, но и правильным по существу.
Крестьянин Западной Белоруссии день ий
ночь трудился на пана, голодал и умирал
	Слово. привета!
ООО братьям:
	от непосильного труда. Старая ‘белорус-
ская песня товорит об этом рабском тру-

де:
’  Сонца, зайшло, а мы жнемо
Пры месяцы снапы ности...
	Крестьяне семьями батрачили Ha Пана.
Грустные песни склалывали они о своей
‘безралостной жизни:
	Горка доля ты батрацкая,
Гарапашная, жабрацкая,
Праца* няжкая, нязмерная,
Мазалёвая, с!берная...
	Лютой ненавистью были преисполнены
сердна крестьян, стонущих под игом 1по-
работителей:
	Валай пана собак разарвал].
	Каб па пану, вазу выль,.
Бадай пана грамы уби...
	Порой свободолюбивый. белорусский. на-
рол восотавал против панского произвола:
		Гей, зб1райся, хлопцы жзвавыя,
На расправы на крывавый...
	Нельзя без“ волнения читать газетные
сообщения о радостных встречах колхоя-
ников Советской Белоруссии с крестьян-
ским Населением освобожденных районов.
Счастливой зажиточной жизнью живут бе-
лоруссы ‘в’ Нашей стране, славя в СВОИХ
болрых, веселых песнях социалистическую
родину, великого Сталина: т
	Жыцце наша шчасл!ва,
Жыцце калгасна,
Жыцице заможна!

Табе дзякуем,

Poann Стан наш,
За вяселую pally,
За Совецкую уладу —
Слава!
			mo задачу!”
	MOCCX
	ским панам, которые довели нащит бр
тьев по крови до о вищеты и бесправия,
‚— Светские патриоты все, как одна,
приветствуют. мудрую’ политику парту
Ленина—Сталина, — говорит Ряжекий, —
Протятивая руку помощи вашим братья,
мы им говорим: вы овободны от, рабскою
ura, и никакая вражеская сила He aep.
нет его.

Скульптор Алептин‘ также горячо зы,
сказывает свои чувства ненавиотя к поль
ским панам, превратившим Западяую уг.
раину и Белоруссию в тюрьму,

„— Каждый из нас. глубоко убежден, =
заявляет он, — что. польский народ нана.
видит этих палачей. Ведь польские солла.
ты не хотят сражаться в Красной Армией
и сдаются в плен. Товарищ „Молотов 1.
ворил о том, что’наше, правительство на
мерено принять’ все ‘меры, чтобы вызн.
лить польский народ из злополучной вой:
ны, в которую его ввергмли неразумные ру
ководители, Где. искать более ярвЕй пул.
мер. благородства‘ и бескорыстия,’ присту.
mere только социалистическому государ.
ству }

К трибуне. подходит Федор Богородский,

— Я участник двух. войн, = зори
он. — Мне сорок пять лет, и всё же уз
сейчас больно, что я нахожусь вдесь, а ap
там, Рде доблестные бойцы Красной Ap.
мии с оружием в руках добывают свободу
‘и счастье угнетенным” вародам, — Сердиа
советских. художников ‘и ‘скульптора
бъются в унисон с сердцами наших хаб.
рых, мужественных бойцов. Со цветимт,
хлебом, молоком и медом встречает а.
селение Западной Украины и Западной
 Белоруссии ‘нашу Красную Армию, 9
горячие чувства, эта живая радость —
лучшие свидетельства правильности муд
рото и ‘благородного решения нашей па.
тии, нашей страны!

(“С места-просит слова худощавый чело
вёк в сером костюме. Это художник (ле
	доров. : .
 — В 1920 ‘г. мне припись   побывал
в этих самых местах. -- начинает он, —
я был тоглаА бойцом нашей слава
	Красной ‘Армии Мы ‘отвечали ‘ударом па
удар подлых пилсудчиков, которые BADE
Ли’ на истощенную  гражданекой войной
республику. Так^вот, — продолжает С
доров, —’ нам ``’ приходилось останавли:
ваться В городах. селах. местечках, кото

ые мы ‘с боем! отбивали у белополякоь

омню, входим ‘в одно O80 —— Has De
разил его праздничный вид — улица пол.
метена, всё убрано, вычищено. Опраши.
ваю, что У вас сегодня ва торжество?
Крестьянин  отвечает: сегодня’ праздайк,

ведь в село пришла‘ Красная Армия. 90
мы вас встречаем! }

‘Уже’ vorna sapyGemane  белоруссы я
украинцы убпели отведать лиха’ от по
лых панов и жаждали ‘освобождения, 01а
с оружием воруках помогали’ нам в 00}
бе с польскими панами. B 1920 № и
отбили у поляков захваченный ими Киев
отбили ппавобережье” Днепра, ‘отбили (5
	ветскую Белоруссию. ‘Теперь   найти Ул.
	шие ‘братья; смелые; бойцы. Врасной А»
мии ЗаАВертают’ великов ” дело” освобожле
ния Западной Украины” и Заладной Be.
лорусели.

‘Выступает’ скульштор Парменов. `В
ступает художник. Шеталь. Все ong er
нодушно приветствуют мулрую полития
советского правительства. Оплоченяость и
вдинодушие,! спокойствие и’ уверенность
доверие и преданность — BOT SYBCTE
которыми о проникнуты Bee выступены
на митинге обращенные к партия, п
вительству, великому Сталину.

Уже‘высказались восемь ораторов Ву»
ной овацией встречается резолюция,

«Мы, работники советского’ искусства
художники и скульпторы, будем честко J
самоотверженно трудиться на своих 1
сотах. Все ‘свои силы’ и ‘знания отдадии
в помощь “Красной Армии. Если поналс-
бится, мы всегда ‘готовы стать в Ряды
Рабоче-Крестьянской Красной Армии я
выполнить свою священную и почет
обязанность — ватшщитить горячо лобе
	мую родину’ от вражеских  напалених
откуда бы они ни исходили».
_ Резолюция принята единогласно,
	Великий
дар
	Да здравствует
братство.
народов!
	Как великую радость, встретила я весть
© том, что наша доблестная Рабоче-Кре-
стьянсвая Красная Армия освободила от
векового гнета народы Западной Бёелорус-
ски и Западной Украины. Детство мое
протекало в городах и местечках, населе-
ние которых, сейчас радостно встречает
бойцов Красной Армии. С чувством огром-
ного волнения читаю я сейчас газеты.
	Сейчас, внимание всего мира приковано
в картам, на которых отмечается побед-
ное продвижение Красной Армии, несущей
на своих знаменах радость и счастье уг
нетенному и обездоленному польскими
панами населению.
	Лида, Слоним, Пружаны, Шавли, Смор-
roub, Поневеж, Кременец, Холм. Я хорошо
помню эти мрачные, нищие, заброшенные,
утопающие в грязи местечки, население
которых ‘влачило жалкое, голодное суще-
ствование. Перед глазами моими одна 88
другой прохолят безрадостные картины.
Сколько я их видела во время бебконеч-
ных скитаний труппы еврейского театра,
руководимого моим отцом — старейшим
еврейским актером! Особенно. запомнились
мне дети. Вледные худые лица, больцтие
грустные ` глаза. Кто никогда не был в этих
’ местах, тому трудно представить себе

страшные картины нищеты и голода, Ka:
залось, что проклятье повисло над этими
маленькими трязными, покосивтимися до»
миками, согбенными, обездоленными людь-
ми. Да, именно сотбенными, потому что
когда память моя воскрешает ландшаф:
ты Западной Украины и Западной Бело“
руссии, я вижу серов  свинцовое небо,
дороги, размытые дождями, и людей, Ео-
торые никогда не разгибали спины.

Детям евреев, ‘населяющих, Западную
Укрзину и Западную Белоруссию, ‘был за
крыт доступ в учебные заведения, и они
цёлыми днями сидели в «5едере», изучая
пятикнижье и Талмуд. Познанию  релЕги-
озных премудростей деятельно‘ помогали
ремень и розги в руках ребе. Певец ев-
рейской бедноты Шолом Алейхем pe
красно рассказал об этом в одной из сво:
их песен, к сожалению не переведенной
на. русский. язык. В дословном переводе
OHA выглядит так: .
	Не хочу итти я в хедер,
Там все время бъет нас ребе.
Розги. рвут мне тело‘ до костей...
	Помню, в моей семьё часто горько по-
смеивались над стандартным. ответом за-
житочных евреев и ребе, которые на ‘все
жалобы нищего населения неизменно от-
вечали: «чем больше ты будешь мучиться
на этом свете, тем лучше тебе будет в
раю...» Время шло, толод и нищета уве-
личивались в каждым днем, и многие
раньше времени ‘отправлялись в обещан-
ный «рай». :
	Вечные. скитания и гонения =— таков
был путь еврейского театра в Западной
Украине и Западной Белоруссии. В. Т&-
вом же бесправном положении ваходи-
лось искусство украинского и белорусско-
то народов, населяющих Польшу.
	Вот почему с таким волнением читаю
я о том, что советские артисты выезжа-
ют обслуживать Западную Белоруссию й
Западную Украину. Вместе ‘с ними и я
горю желанием выступить перед украин-
цами и белорубсами, перед. жителями па“
мятных мае еврейских местечек, которым
отвыне открыт путь & счастливой и ра-
достной жизни.

Я ябно представляю себе, как громко и
вольно зазвучат сейчас в этих освобож-
денных районах белорусская, украинская
и еврейская песни. Я вижу, как озаря-
ются улыбкой лица, как разгибаются спи-
ны наших братьев и сестёр, которым на-
ша родная Красная Армия помогла Ha-
веки сбросить иго панской неволи.

Й вместе со всей дружной семьей мно-
	гонационального Советского Союза я вос-
клицаю:
	— Да здравствует великое братство на
родов, да здравствует Сталин, друг. угне-
тенных народов всего мира]
	Анна ГУЗИК
	Население Советской Белоруссии слагает
песни о своей счастливой жизни, о Кол:
хозах, ‘о замечательных делах и людях
своей страны. Скоро эти же’ песни будут
петь наши братья белоруссы. приобщен-
ные к дружной семье народов многона-
ционального Советского; Союза: Пошлем же
им слова привета, слова любимой всем
советским народом белорусской застольной
			Бывайце здаровы,
Жывше багала...
	В море крови потоплялись крестьянские
	восстания, гнет усиливался, нищета Por
вла. Таким же несчастным, забитым, не»
культурным было население Западной Бе-
лоруссии к моменту прихода доблестной
Красной Армии, принесшей с собой мир
и свободу нашим ранее угнетенным

братьям.
		‚„.Няхай жа Ha шчасце
llsige ваша доля...
	Ирма ЯУНЗЕМ
	Горжусь великой Советской ‘страной
	ли родные, друзья детства. Гяжелые, му-
чительные воспоминания остались у меня
от посещения этого края. Налелы кре
стьян стали меньше, лишений, болезней,
горя — больше. Я видел страшную нй-
щету. Соседи друг у друга зажигали лу-
чину от лучины. Я ве. слышал больше пез
сен, прекрасных украинских песен, кото-
рыв знал ‘в детстве. А как музыкален,
как талантлив этот народ, каких удиви:
тельных я‘знавал плясунов!.. Не’ слышал
я и украинской ‘рёчи. Но парод помнил
й любил ее Каким праздником было для
	крестьян попасть на представление какой-
	нибудь бродячей украинской труппы, уви-
деть «Наталку Полтавку». Эти труппы тё-
лантливых актеров вели скитальческую
жизнь, полную лишений, но они сохрани-
ли 6806 национальное достоинство. “A в
Варшаве‘ в спектаклях столичных тватров.
огромным успехом пользовались. унизи-
тельные карикатурные изображения бело-
руссов и украинцев.  На сцену выходили
актеры и говорили с ‘нарочито. еврейским,
белорусским, украинским акцентом и BH-
тонациями, Многие скетчи, одноактные
пьесы и концертные номера ‘были по-
строены только на одних этих. «инород-
ческих интонациях» Я видел эти спе$-
такли в Варшаве в 1929 г. Я узнал в ис-
полнителях” самих евреев и украинцев. На
мой изумленный и возмущенный вопрос,
что привело актера к такому унижению,
я услышал, что к этому привели многие
	месяцы нищеты, безработицы. Актер стал
	Боевая задача работников искусств
	шпоры, лихо закрученные усы. Но оказа-
лось, что вся эта бравая внешность лишь
прикрывала трусость и бессилие,
	‘По дороге из Варшавы в Вену в 1935 г.

моими соседями по купе оказалась су-
пружеская пара. Он — известный актер,
комик Фехтнер, она — также актриса. В
прежнее время они бывали на гастролях
в русских городах, снимались В› кино.
Актеры рассказали мне 0 состоянии те-
атров в Варшаве. -
	— Театра у нас Фактически нет, —
сказали они. — Правительство не уделяет
искусству никакого внимания. Если опе-
ра еще как-то существует, то драма в
полном загоне. Пьесы играются часто с
двух-трех фепетиций. Небольшая. группа
актеров, ‚ состоящих -на` государственной
слулзбе, перебрасывается из одного театра
в другой, Контракты с актерами заключа-
	ются меньше чем на год, безработных —

уйма...
	зарабатывать лишь с тех пор, как вы»

ступает с этим репертуаром.
одную речь удавалось слышать нашим

братьям украинцам из Москвы по радио.
з писем, которые мы, актеры, получаем
	от наших радиослушателей, мне особенно
дороги и близки были те, что приходили
из Западной Украины. Я получал их от
украинской ‚ интеллигенции, от учителей,
из сел, местечек. В письмах говорилось,
что жизнь Советского Союза является для
них светлой мечтой и что мы, актеры, вы*
ступающие ‘по радио, как бы приближаем
к ним их мечту. помогаем лучше узнать
любимые черты великого советского, на-
рода. Сейчас осуществление этой мечты
принесла нашим” украинским братьям до-
	блестная Красная Армия.
	Ровно... Луцк... Волынь... Полесье.
вижу эти города, станции, местечки, доро-
ги, леса, деревушки. Слышу тех, кто 06-
ращается к бойцам и командирам Красной
Армии со словами благодарности и люб-
ви. И я перёживаю их счастье. Я вспо-
минаю свое детство, прожитое в тех кра-
ях, Куда сейчас Красная Армия прине-
Cla счастье, раскрепощение от панского
ига:

Я вепоминаю свое детство, моих  свер-
стников, ниших, толодных крестьянских
ребятишек. играющих на земляном полу
в тесных слепых лачугах. Вспоминаю ук-
раинские деревушки под Луцком и вы-
сокий замок князя Радзивилла, могуще-
ственного польского магната, крупнейшего
землевладельца, м

Украинские крестьяне редко видели
этого магната: он приезжал к себе в по-
местье только на охоту. Но зато близко
й вплотную знакомы были они с его
арендаторами. Жестокой и унизительной
была зависимость крестьян от арендато-
ров. княвя Радзивилла.

„.Это происходило давно. Мне было тог-
да не больше 13 лет, но и сейчас, я ‚от-
четливо помню, как уводили се крестьян-
ского.двора жалкую коровенку и как сле-
лом шла и плакала женщина. Может ли
жизнь, бытв хуже и горше? После при-
хода к власти польских помещиков ока-
залось. что может, Я посетил  Эападную
Украину через 10 лет после образования
польского государства. Здесь у меня бы-
	Помощь, оказанная Советским Союзом
угнетенному и бесправному населению Э8-
падной Украины и Западной Белоруссии,
— акт величайшей мудрости и туман-
ности. Мир торит, мир об’ят тревогой и
волнением. Трешат по швам старые устоя.
Й лишь советский народ в сознании сво-
ей силы спокойно и тордо совершает
свое историческое дело,
	За последние 10 лет мне три pasa
пришлось проезжать Польшу. И каждый
раз. я поражалея разницей между цен-
тральными. районами Варшавы и убоги-
ми рабочими кварталами. ;
	Бедность большинства населения была
видна на каждом шагу. Город резко раз-
делен ‘на две части, и мие кажется, что,
подобно Варшаве, вся Польша была раз-
дёлёна на Две -части. Одна из’ них угне:
тала и обирала другую.
	Польская армия выглядела весьма на-
рядной. Конфедератки, anata, звонкие
	Я вижу, как выбегают из сел дети,
окружают бойцов, приветствуют их на
своем ‘певучем украинском языке.
	Я мечтаю поехать в Запалную Украину,
	выступить в спектаклях, концертах перед
трулящимися, ото всей души порадовать
	их вместе с моими товарищами нашим
искусством. :

Я торжусь, как-‘тгражданин’. Советского
Союза, нашим правительством. и нашей
могучей Красной Армией, которая раскре-
постила народы Западной Украины и 388-
падной Белоруссий во имя братства  ча-
	О. АБДУЛОВ,
	заслуженный артист республики

Если в таком состоянии театральное
искусство находилось в столице, то каким
же оно могло быть в провинции Польши?
Театр обслуживал исключительно состоя-
тельную публику. Не приходится гово-
рить о том, что театры и концертные за»
лы были закрыты для основного населе-
ния Польши, не обладающего даже про-
житочным минимумом. .

В этих условиях национальная культу-
ра‘в Западной Украине и Западной Be-
лоруссии, где население было. даже ли-
шено права учиться на,‚родном языке, на*
ходится в сильном упадке. Перед деяте-
лями советского’ искусства встает огром+
пая задача. Мы обязаны всемерно помочь
нашим братьям приобщиться к культуре,
Мастера, советского театра и кино должны
понести свое искусство нашим братьям В
Западную Украину и Западную Белоруб-
	сию.

Е. ЛЮБИМОВ-ЛАНСКОЙ,
народный артист РСФСР
	листический спектакль, В еврейском тевт-

ре’ — еще большее захолустье, Белорус-
ского театра нет вовсе, ни одного во всем
крае, -

„Я. ехала ‘домой, в Москву, и вино-
лента стремительно ‘вертелась вперед, ив
Вчера в Завтра. Из тюрьмы. народов -
в Союз братских социалистических рес-
публик, от-нищеты и. убожества — к до-
вольству и радости, трактору, к счастли-
вому детству и ликующему материнству,
от увядания —к весеннему цвётению. Ав
Негорелом, где наши пограничники и та-
моженники встретили меня, как братья
сестру, как сыновья мать я ощутила,
	1 вместо лишних миллиметров своего носа,
	что я громадного роста, страшной силы
и что мои думы, мое сердце, голос мой
=миллююнный хор.

И мысль моя летела к родным и близ-
ким, ‘оставшимся за кордоном. К родине
моей — Западной, Белоруссии, зажатой
под чванливым панским каблуком, к той
«змрачной хицине», в которую, по. словам
поэта, 4
	..«Не@е наведвае нават и’ Сонця»...
	Я ехала от них, как в царской Рос-
сии матери, жены’ и невесты’ революци-
онеров уходили после короткого тюрем-
ного свидания. Скоро ли, думалось, OCBO-
бодятся они? Скоро ли вольются мыслью
и делом в нашу вольную, счастливую
	жизнь?

——

И ‘вот сфтодня = радио! они освобо-
дились! Красная Армия — родная, из-
бавительница! — вызволяет из панской

неволи народы Польши. И моя
лина, Западная Веларусь, смотрит в бу-
	дущее, счастливо жмурясь от непривыч-
ного солнца, как тот ребенок, глаза кото-
рого я промыла в нищем чулане барано-
вического «заязда»!..
	Александра БРУШТЕЙН
	Люди по-разному выражают свои ЧУ
ства, когда думают сейчас. о очастье, Ко
торое наша страна принесла народам 3%
падной Белоруссия и Замадной Украины,
Но чувства эти одинаковые. .

Patkpenomenne от  йнета. == великий! дар
И сознавать, что натиа страна, наша Краь
ная Армия ‘принесла раскрепощение. мил.
лионам людей, для нас. свободных грая”
	дан Советской страны, — великая гордость
и радость. ы
	Мы‘ знаем, как встречают вападные 0
лоруссы и украинцы бойцов и команлиро
Красной ‘Армии. ‘своих  избавителей 1
	братьев, как дети протягивают к ним Py
ки с цветами,

Так ‘доверчиво и любовно’ встречах
лишь армию освободителей! Я думаю 4
счастливом завтрайгнем дне людей, раскре.
пощенных нами, об их ‚прекрасном буду.
mew. . :
	Какой неиссякаемый творческий родить
раскован, возрожлен к жизни!
	С БИРМАН,
	Путешествие в строну Бчера
	вокзалом, как в тоголевоком Миргороде,
	талоши в дождь °вязают в непролазной
	луже, воздвигнут убогонький мовументик
— памятник жертвам империалистической
бойни народов, фальшивая копейка, по-
данная нищим «на помий души»... Этот
памятник — поистине маникюр на немы-
тых, опухших от голода руках!
	„В. Вильне по просьбе местных лите»
ратурных и профсоюзных организаций я
прочитала доклад о советской литерату-
ре. Зал был набит, как подсолнечник се-
мечками, но еще большее количество. же-
лающих послушать не попало в него,
Слушали напряженно, страстно — доклад
длился четыре часа, Но прямо против
меня в первом ряду сидел полицейский
чин, относительно которого я. была уве-
	рена что он — глухонемой: «на челе его
	высоком не отражалось гничего» =- непро»
ницаемая маска! После доклада меня ок-
ружило множество людей, взволнованных
какими-то большими чувствами, дальше
меня идущими, — мне жали руки, обни-
мали, какая-то женщина спросила: «Ска-
жите, в Советской России в66 такие’ рало-
стные, свежие?» Пришлось об’яснать, что
процент содержания «витаминов» в людях
моей страны еще тораздо больший, чем у
меня. .
	№:

А назавтра выяснилось, что: полицей-
ский чин. вовсе не глухонемой: дальней-
шие публичные выступления были мне
запрещены. Я сделала еще два доклада
для профсоюза учителей -— о советской
школе и о наших тюзах. Но эти докла-
ды уже целиком перенесли меня в 06-
становку нелегальных вечеринок времен
моего студенчества. Они происходили на
частной квартире, на столё стояли бутер-
броды, пианино было открыто: в случае
прихода полиции началась бы музыка,
танцы — невинные именины!.. й
	В Виленском польском драмтёатре я ви-
Дела «Сен» (&Сон») — убогий ‘форма-
	предметом, некиим чернасотенно-шовини-
стическим Катехизисом. Я вижу ожившие
тени Победоносцева и Кассо — в поль-
ских школах существует «процентная нор-
ма для инородцев». Национальные школы
— белорусские, еврейские — содержатся
не на государственный, a на обществен-
ный счет, утёсняются и под любым пред-
логом закрываются: то здание не годит-
ся, то учителя недостаточно квалифици-
рованы... я

Поезд явно мчал меня В.страну вче-
рашнею дня; с самой границы ко мне
возвратилось давно забытое мною «чув-
ство носа», почти физическое ощущение
нескольких лишних в миллиметров. Эти
лишние миллиметры, которых ‘никто не
замечает в Советской стране, здесь-как
средневековые пейсы и лайсердак, как
	клеймо, кричащее:з «Вот - идет пария,
	отвержеённый, — ату, у-лю-лю, 0ей1.»

...В. Барановическом` «заязде» (заезжий
дом), в ожидании встречного поезда, я
услыхала, как за ‘стеной жалобно вякает
грудной ребенок. В ‘темном ‘чулане — pe-
бенок служанки, весь в ROpocte, веки
склеены гнойной перепонкой. Купила В
аптеке борной, обмываю, протираю ему
‚веки, --.с непривычки ребенок прижму-
ривает на солнце ясные синие глаза. Па
расспросы матери. рассказываю о наших
консультациях, яслях, о мудрой и теплой
‘сталинской заботе, какой у нас окружены
дети. Женщина слушает меня, ‘не мигая,
— она подавлена моим рассказом, ей
хочется тоже чем-нибудь ‘похвастать ‘пе-
ело мной... «А чи есть у вас, пани, в
Москве «могила незнанего‘ жолнежа»? (не-
известно солдата) — спрашивает она
‘меня. Оказывается, Барановичи, в стрем-
лений не отстать от моды, пущенной в
свое время Парижем, захотели, чтобы и

них все было «не хуже, чем у людей»,
и завели у себя такую мотилу. В тород-
ке, где главная улица “непосредственно
упирается в лес & на площади перед
	Люди моего поколения, старожилы, пом-
нят то чувство, с каким когдато, во вре-
мена царизма, мы, выезжая за гранацу,
попадали в атмосферу тогдашней Евро-
пы. Это было ощущение значительного
скачка вперед, в вавтрашвий день, на,
какую-то более высокую ступень цивили-
зации. Прекрасные шоссейные дороги,
культурно вбзделанная земля, грамотнобть,
вежливость, отсутствие погромов, насеко-
мых, пьяных, соломенных ‘крыш, ‘специ-
фаческой российской ругани ий людей,
сморкающихся невооруженной  пятерней.
Даже вопиющие социальные противоре-
чия довоенной буржуазной Европы явля“
ли собою шаг вперед по сравнению с тем,
что было в этом отношении в царской
России. H, возвращаясь из-за границы,
мы с тоской и ненавистью смотрели на
пограничного жандарма — живой символ
царской России — тюрьмы народов... —

„И вот после Октябрьской революции я
повхала‘ в Вильно, на мою родину, ока-
завшуюся отторженной от братской С0-
ветокой Беларуси и ставшей частью
панской Польши. В кармане У меня был
ваграничный паспорт, я ехала за грани-
цу. Но до чего же убогой и жалкой ока-
залась эта «ваграница»! Это уже не под--
ем, как когда-то, на высшую ступень
культуры, а, наоборот, стремительный бег
назад. Я ехала и Как будто сумасшед-
ший механик вертел киноленту в обрат-
ную сторону — назад, к царской России!..

Словно воскресло всё то, O чем мы,
советские люди, давно позабыли... Hamue
деревни, голодные поля, ковыряемые  пра-
педовской сохой. худосочные, чесоточные
лети, Унылая, глубоко уездная жизнь ин.
теллиенции. В школах, совсем как в

России моего ‘детства, жив скрипучий го-
дос старца Иловайского. Дети зубрят ис-
торию польских «крулей» — имиров
Великих и Владиславов Кривоустых, —
и юное детское сознание формируется так
Разывземой «полонистикой», специальным
	заслуженная артистка РСФСР
	‘НОВЫЕ
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ
„ЗРИТЕЛИ
	Беден мой ‘язык. чтобы вайтя таки?
	слова, ‚которые могли бы выразить 955“
	ства радости и торжества, которые Tepe
полнили ‘мое о сердце, когда ся ‘узнал о
непреклонной . воле. нашего мудрого прави
тельства, освободить 11 миллионов Узи!
ков, наших братьев белоруссов и украив“
Wes, томившихся B страшной тюрьме HM
родов, — «пансквой‘ Польше.

Свобода и счастье взошло над вами
дорогие братья и сестры! Никогда п и
кому не погасить света великой больше
вистской ‘правды. г м
Сейчас перед нами,   счастливыми” рабом
никами белорусского советского театре
открываются новые огромные творческие
перспективы. В семью наших зрителей
вошли еще миллионы новых замечатель
ных зритёлей, которым мы должны 1088
зать нашё радостное искусство ‘на родном
белорусском языке Шире стали ropmom
ты,  Мы жаждем как можно скорее пов
Kath KR ним, нашим  ролным; единокров
ным ‘братьям и. сестрам.
	Л. РАХЛЕНКО,
художественный руководитель ne
го белорусского драмтеатра, заслуже!и
ный артист БССР