29 сентября 1939 г., № 71 (651),
	Нападение неизвестной
полводной лодки
на советский пароход

«Пион»
	ЛЕНИНГРАД, 28 сентября, (ТАСС). Ila
радиосообщению Капитана советского па
рохода «Пионер» ‘28 сентября около 2-1
часов ночи при входе в Нарвокий залив
он был атакован неизвестной подводной
лодкой и был вынужден выброситься нз
камни в районе банки «Вигрунд». К ме.
сфу аварии парохода ЭПРОН’ом высланы
спасательные партии. Команда парохода
находится вне опасности.
ny
	Ветреча
советских писателей
е интеллигенцией
_Белостока
	БЕЛОСТОК, 28 сентября (ТАСС), Бол
ше тысячи представителей интеллитенция
Белостока собрались на литературный pee
чер-встречу с советскими писателями, Ху.
дожники, учителя, врачи заполнили про
CTORHHH зал городского театра.

‚ Аплодиементами встретили собравшиеся
появление в президиуме советских писа-
телей тт. Ильенкова, Исбаха, Лынькова я
Слесарева. Писателям преподнесли боль.
шие букеты живых цветов, Когда тов
Исбах, открывая вечер, произнес имя
товарища Сталина, все встали, Долго ие
смолкали приветственные возгласы В
честь великого вождя народов.
Рассказывая о советской литературе, тов,
Исбах назвал имена лучших советских пи“
сателей, создавших произведения, достсйа
ные сталинской эпохи.
	— Имена Маяковского, Толстого, Шолоя
хова знакомы трудящимся, Белостока так
же, как и имена классиков русской литея
ратуры, — заявил тов. Исбах, — И сила
советской литературы заключается в том,
что. она литература  народа-освободите
ля, создавшего свою непревзойденную co
пиалистическую культуру.
	Белорусский писателъ-орденоносец
тов. Михась Лыньков передал привет тру*

дящимся белоруссам, евреям и полякам
Белостока от рабочих и*интеллитенция TO
рода Минска и всей Советской Белоруссия,
— Вот уже несколько дней, как мы
живем в этом большом белорусском Toe
роде, — сказал тов. Лыньков. — Мы уве
дели здесь красивые дома, парки и сквез
ры в центре города и покосившиеся дома
на окраинах. Мы, однако, не видела ни
одного высшего учебного заведения. Их
нет. Но пройдет немного времени, и юно-
шество города будет учиться в своих ин“
ститутах. Ролной белорусский народ wa
своей родной земле будет создавать свок
культуру, культуру народа-победителя.
	Писатели т.т. Ильенков и Исбах чит8
ли свои проязведения, а также CTHYOTRO

рения нахолящихся на белорусском por
те поэтов тт Кирсанова и Долматовско
	го. Красноармейский поэт тов. Слесарея
	закончил свое выступление  стихотворе“
нием, которое он написал в Белостоке.
Бурными овациями были встречены 619
ва:
Пой же песню легко и широко,
Вольный брат, в этот радостный час,
Чтоб она ст полей Белостока
Ваш. привёт до Москвы донесля.
		«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	  О распределении кадров
	В нынешнем году десять консерватории,
два театральных института и четыре выс-
ших изоучебных заведения выпусти-
ли несколько. сот молодых специалистов
по искусству. В это число входят пиа-
нисты, скрипачи, певцы, музыковеды, жи-
вописцы, скульпторы, режиссеры, театро-
веды и т. д. За последние годы это один
из наиболее крупных по количеству вы-
пусков. Казалось бы, что в связи с этим
острый недостаток в художественных кад-
рах на периферии должен заметно умень-
пгиться. Вероятно так и было бы, если
бы система распределения кадров была
более правильной, если бы подход к каж-
	дому выпускнику был более чутким, если
	бы сами студенты еще в стенах вуза 19
товились к своей будущей работе. Однако
этого в нашей практике еще нет.

Весной Московскую консерваторию окон-
чили 92 молодых музыканта. Еще задолго
до выпуска руководство. консерватории
начало беспокоиться, как бы, паче чаяния,
слишком много музыкантов ‘не уехало из
Москвы, — и в Комитет полетело ходатай-
ство 0б оставлении в столице 28 человек
(т. е около трети всего выпуска!). Таким
	образом, вместо всемерной заботы 06
укреплении музыкальными кадрами пери-
ферии, вместо того, чтобы хорошо paa’-

oe
	яснить будущим специалистам их обяза-
тельства по отношению к государству,
обеспечившему им невиданные ни в какой
пругой стране условия для учебы, ру-
KOBOACTBO фактически поощряет «дезер-
тирские» настроения студентов.

А эти настроения, к сожалению, еще
очень сильно распространены среди ди-
пломников и часто принимают самые

уродливые, самые нелепые формы. На,

какие только ухищрения не пускаются
молодые люди для того, чтобы только
остаться в Москве кли в Ленинграде на
привычном «насиженном» месте.
Комсомолец Преесман — единственный
тобоист. из нынешнего выпуска всех кон-
серваторий страны — не желает уезжать
из Москвы. Он вполне серьезно выдви-
нул такой предлог для отказа: он при-
вык Ев инструменту, на котором учился
в консерватории, своего не имеет, а для
игры на том инструменте, который ему
предлагают в Саратове (куда ои должен
был ехать), ему придется переучиваться
заново(!), ‹ Но для всякого музыканта
ясно, что какова бы ни была конструк-
ция гобоя, вряд ли это определяет выбор
места работы для  квалифицированного
специалиста. Пускаются в ход и другие
причины. Кончившему в прошлом году
пианисту Тряснову удалось остаться в
Москве: поводом послужило то, что жена
его — пианистка Миронычева, кончает
консерваторию только через год. В ны-
нешнем году Миронычева консерваторию
окончила; казалось бы, что сама супру-
жеская Чета должна была заявить Коми-
тету о своей готовности поехать на рабо-
ту. Дело, однако, обернулось совсем ина-
че. Теперь уже Миронычева не может по-
кинуть Москву, ‘потому что... здесь ра-
ботает.ее муж. А между тем Киргизский
орденоносный оперный театр настойчиво
приглашает эту пару к себе конпертмей-
стерами на вполне хорошие условия.
Молодая пианистка Поварихина еще
He замужем, поэтому ей пришлось изы-
скать другие, но не менее веские аргу-
менты. ВЙ не позволяет уехать из Мос-
квы беспредельная любознательность, не-
насытное стремление к совершенствова-
нию. «Я хочу учиться частным образом
у московских профессоров до тех пор,
пока не почувствую, что знаю столько,
сколько мне нужно» — таков был  при-
близительно смысл ее отказа.
	Нельзя дольше оставаться равнодушным
	И К тому прямому рвачеству, которое про-
	являют ‚отдельные молодые специалисты.
Хоропю зная, как оетра нужда, особен-
но на периферии, в квалифицированных
художественных кадрах, некоторые вы-
пускники набивают себе цену, пред’
являют невыполнимые и незаконные тре-
бования. Какое право имеет, например,
Рахмнлевич, молодой человек, 1915 roma
рождения, не обремененный семьей, только
что сошедший со школьной скамьи, тре
бовать заработную плату не ниже... 2.000
рублей? Карельское Управление по делам
искусств, в распоряжение которого на-
правлялся Рахмилевич, обеспечивало его
квартирой и зарплатой в размере 1.500
рублей. Неужели же этого недостаточно?
Комсомолец Задорожный - (виолончелист)
отказался ехать в Ашхабад только пото-
му, что 1.000 рублей в месяц ему по-
казались слишком мизерной оплатой.
Так постепенно ‘редеет список молодых
работников искусств, направляемых на
периферию. Разве не возмутительно, что
из одиннадцати теоретиков и историков
музыки, окончивших в этом году   Мос-
ковскую консерваторию, уехало на работу
всего двое а ведь известно, что отсут-
	ствие педагогических Кадров по этим
специальностям в ряде музыкальных ву“
зов едва не привело к закрытию в них
историко. теоретических факультетов. Во-
обще потребность B художественно-педа-
гогических кадрах крайне велика, Из
Азербайджана пишут, что местные музы-
кальные училища и музыкальная школа
в Втом году не обеспечены педагогами по
ряду спепиальностей. Азербайджанская же
консерватория выпустила всего девять че-
ловек, из которых направила на педато-
тическую работу только троих. Нехва-
тает педагогов также в Сталинабаде, Вла-
дивостоке, Иванове, Ташкенте, Ленинаба»
де и других крупных центрах страны.
Все эти вопиющие факты, однако, еще
не дают нам права возлагать всю вину
на студентов. Управление кадров Коми-
тета по делам искусств, в чьем ведении
находится распределение молодых специ-
алистов, не отличается должной чуткостью

к молодежи и оперативностью.
Прошлой весной окончил Ленинграл-

скую консерваторию пианист Зиновий
Нейман, У этого товарища слабые лег-
кие, и ему надо жить на юге. Представи-
тель управления учебных заведений Коми.
тета, в мае присутствовавший в  Ленин-
граде при предварительном распределе-
нии студентов, предложил т.„Нейману ра-
боту в Краснодаре, на котобую тот с го-
товностью согласился. Однако в июне, вы:
яснилось, что в Краснодаре вакансий
нет; тогда управление кадров предложило
т. Нейману выехаль в`Кисловодск и He
позже 15 августа приступить там к рабо-
те. А 14 августа в ответ на неоднократ-
ные запросы т. Неймана из г. Орджони-
килзе начальник краевого управления по
	делам искусств посоветовал ему подо-
ждать, пока выяснится, есть ли в Кисло-
волске вакансия, Убедившиеь, как мало
	основательны путевки управления кадроз
Комитета, Нейман попросил разрешения
подписать договор в Ленинтраде, но по-
лучил самый резкий категорический OT-
каз. 24 августа управление кадров шлет
в ленинградекую консерваторию такое ука-
зание: «Направление т. Неймана в Кисло-
водск отменить, назначить в Ленинакан.
Ставка 1.200 рублей». А между тем ди-
ректор. Ленинаканского музыкального
училища сообщает, что у него потреб-
ности в пианистах нет. Последнюю путев-
ку Нейман получил на-днях уже в Азер-
байджан. Ho ставка оказалась снижен-
ной до 704 рублей, и когда пианист, от-
нюдь не отказывающийся ехать,  обра-
тился в управление кадров с просьбой
обеспечить ему повышенную натрузку B
Азербайджане, это вызвало крайнее раз-
дражение работников управления.

С необычайной легкостью на многих
жалующихся наклеивают здесь ярлык
«рвача», «шкурника» и т. д, & претен-
зии бывают сплошь и рядом. справедли-
вые. Когда в прошлом году трубача Кур-
танова направляли на работу в Уфу, ему
были обещаны все земные блага, в том
числе и квартира. Однако на протяжении
всей зимы Курганову пришлось жить, где
попало, не имея элементарных условий
ни для отдыха, ни для занятий. Таких
случаев множество: ГУУЗ и управление
кадров Комитета, посылая молодых епе-
циалистов на работу, очень мало делают
для того, чтобы обеспечить им на месте
должные условия.

Взяв правильный курс на укрепление
кадрами периферии, управления Коми-
Tera к сожалению  непоследовательны
в его реализации, Комсомолку Питину,
например, допустили к испытаниям в
аспирантуре на. том основании, что OHA
уже работает во Всесоюзном радиокоми-
тете. И тут же после утверждения аспи-
ранткой Питиной было предложено уйти
с работы, так как оказывается «Положе-
ние об аспирантуре» запрещает совмеще-
ние учебы со службой,
	Мы не будем приводить факты о подчас
бессмысленном распределении людей, ко-
гда, например, специалиста по теории му-
зыки посылают туда, где нужен историк,
и, наоборот, высококвалифицированных
специалистов направляют на работу, ни-
как не отвечающую их профессионально-
му уровню, к т. д. Это происходит потому,
‘что ГУУЗ Комитета лишь в конце учеб-
ного года вспоминает обычно о выпуск-
никах и торопливо, а потому и поверх-
ностно, начинает решать их судьбы. В
этом. году лаже в Московскую консер-
ваторию Комитет выслал своего предста-
вителя для учета оканчивающих лишь
19 мая и то только по настоянию мест-
ной комсомольской организации.

Все эти факты говорят о том, что ра-
бота по распределению молодых кадров
	художественной интеллигенции требует
радикального улучшения.

Е. ГРОШЕВА
М. КАНТЕР
	Шли годы, а театр неизменно оставался
в том же положении. В 1904 году сюда
директором и режиссером был. из Украм-
ны приглашен М. Садовский, а в труппу
вступила сама М. Заньковецкая. Была на-
дежда, что эти мастера сумеют преодолеть
трудности и как-то подымут творческий
тонус театра. Этого, однако, не случилось,
знаменитые актеры были крайне оторчены
положением театра, но, не будучи в силах
помочь ему, вернулись вскоре домой, не
дотянув до обусловленного срока. «Труп-
пу, — вспоминает Садовский, — я застал
в Черткове, где она, разбив дощатый б&-
лаган, в каком У нас на ярмарке поте-
шает публику Ванька-Рутютю, — давала
представления». Еще до этого, посетив в
Тарнополе спектакль этой труппы, Садов-
ский квалифицировал его как «детское
представление», так как у актеров не бы-
ло «никакого понятия о костюме, о три-
ме, что же касается языка, то это по-
просту было нечто ужасное». Как и 80
лет назад, во времена Кропивницкого, те-
атр выступал в помещениях, похожих
«не то на конюшню, не то ‘на сарай». Ma-
териальное же положение актеров харак.
теризует хотя бы заработная плата хори-
	ста, получавшего 40 крон (16 руб.) в ме.
	can!

Таково было положение украинского те-
атра в Западной Украине — положение, как
мы видим, неизмеримо более плохое, чем
даже в царской России. В Западной Укра-
ине ближе всех к власти всегда была ста-
рая польская земельная аристократия,
диктовавшая краю CHOW волю и свои за-
коны. Власть здесь на деле была в руках
польских панов, составлявигих ничтожное
меньшинство, но владевших ‘почти всею
землею.

И пресса, и театр в крупнейших горо-
дах также были в руках слуг этой ве-
мельной аристрократии. Еще Кропивниц-
кий отметил, что делу украинского теал-
ра в Западной Украине «очень мешали...
враждебные отношения поляков». Украин-
ские исторические пьесы, в которых от-
четливо звучит протест против польского
угнетения, были под строжайшим запре-
	том, Об украинском театре, который здесь
	презрительно называли «русинским» или
«хлопским», польская пресса принципиаль-
		ЧАЗА. я
		На снимках: слева — депутат Верховного Совета ССОР, народный артист CCUP
И. М. Москвин выступает с приветствием трудящимся Западной Белоруссии и За-
падной Украины. Справа — Участники концерта (в первом ряду справа налево):
Александр Пирогов, А. В. Нежданова, Г. В. Жуковская, Н. С. Толованов, Во
	Б В. Шукин,
	втором ряду (справа налево):
Демьянов, Давид Ойстрах,
	Эмиль Гилельс, В. Я, Хенкин,
Фото С. Шингарева.

ПЕРВАЯ
ВСТРЕЧА
	Радиоконцерт московских артистов
для Западной Украины
и Западной Белоруссии
	С волнением выходили на сцену круп-
нейшие мастера советского искусства —
народные и заслуженные артисты, орде-
ноносцы, лауреаты всесоюзных и между-
народных конкурсов, произносили горячие
речи, читали стихи, пели арии. Это вол-
нение, «трепет», как сказал И. М. Мо-
сквин, было всем понятно и легко об’яс-
нимо. Ведь это было, по выражению
Ивана Михайловича, «первое общение мо-
сковских артистов с трудящимися Запад-
ной Украины и Западной Белоруссии».
Общение — пока заочное, ибо артистам
приходилось выступать перед микрофо-
ном. Из Центрального дома работников
искусств концерт 26 сентября передавался
в Западную Украину и Западную Бело-
руссию через радиостанции Москвы, Кие-
ва и Минска.

Народный артист СССР И. М. Москвин
передал своим заочным слушателям горя-
чий привет от работников искусств СССР
и рассказал о тех чувствах, какими жи-
вут сейчас советские артисты.
	Белорусская опера `
	ного воплощения уступают сценам быто-
вото характера. Композитор несомненно
должен работать еще много над расшире-
нием и обогащением эмоциональной па-
литры своей музыки, должен стремиться
к большей цельности и выпуклости ху-
дожественных образов. Чувствуется явная
художественная неправомерность, когда
люди с разным душевным \ окладом и 06-
разом мыслей, например батрак Андрей и
кулак Бусыта, как бы музыкально вторят
друг другу, а не противостоят.
	Сценическое воплощение оперы остав-
ляет положительное впечатление. Поста-
новщик Шлепянов, дирижер Грубин, ху-
дожник Николаевич, балетмейстер Лопухов,
хормейстер Кононенко. создали  интерес-
ный, волнующий своей правдивостью
спектакль. .

Необходимо отметить замечательный со-
став солистов Белорусского оперного теат-
ра. Артистка Друкер успешно справляется
с ‘трудной партией Авгиньи, требующей
от исполнителя сильного драматического
толоса с большим диапазоном (композитор
недостаточно оправданно перегружает эту
партию высокими нотами). Культурной
манерой исполнения и красивыми голо-
сами обладают артисты Денисов, Муром-
цев, Лапин. Огромными и заслуженными
	симпатиями зрителя пользуется артист
Засецкий, талантливо играющий роль
спившегося, безвольного Савки (o6pas,
	несколько напоминающий Гришку Вутерь-
му из «Китежа»).
	Коллектив Государственного белорусско-
го театра оперы и балета, подготовив к
открытию сезона новую оперу, работает
сейчас над рядом других произведений
советских композиторов Белоруссии. В
репертуар включены «Цветок счастья»
Туренкова, «Михась Подгорный» Тикоцко-
го (в новой редакции), «Катерина» Щег-
лова и балет «Соловей» Крошнера.
	В. ВИНОГРАДОВ
pon
	Тревожные дни переживает  белорус-
ская деревушка, затерявшаяся среди лесов
и болот Полесья. Крестьяне, доведенные
до нищеты и отчаяния поборами и про-
изволом польских властей, с нетерпением
ожидают прихода Красной Армии. Мест-
ный помещик пан. Длугошиц и польские
легионеры требуют от крестьян поставки
фуража для польской армии. «У нас уже
ничего нет, все ‘забрали», — жалуется дед
Тарас. На него с кулаками набрасывается
капрал. За старика отца вступается ето
сын Андрей. Годами накопившаяся нена-
висеть к. угнетателям выливается в схватке
крестьян с .легионерами. Она дает начало
партизанскому движению, во главе которо-
то становится дед Тарас. Тарас превосход-
но знает Полесье, его отряд, прочно евя-
занный нитями дружбы с населением,
остается неуловимым для польских войск.
Ни панский террор, ни провокация и пре-
дательство не могут расстроить ряды пар-
тизан, сломить их боевой дух. Они дер-
жатся крепко и наконец устанавливают
связь 6 частями Красной Армии. Парти-
заны проводят красных бойцов по неве-
домой тропе через топкое болото и с их
помощью навсегда освобождаются от яр-

ма панской кабалы.
Таково либретто белорусской оперы
	— Дорогие наши друзья, — говорил   «Дрытгва» («Трясина») композитора Бога:
И. М. Москвин, — © тех пор; как на весь   тырева. В основу его легли. героические
мир прозвучали исторические слова   страницы борьбы белорусского народа
	против белополяков в 1920 году. С тех
пор прошло 20 лет. Но как волнует зри-
тёля опера Богатырева  актуальностью

своей тематики, великими, неумирающими
идеями освободительной борьбы, разверты-
та и теперь в Западной Белорус-
сии!

Художественные образы, сценические
ситуации, даже отдельные эпизоды — все
в этой опере перекликается с сегодняшни-
ми событиями. В ней показаны нищета
белорусской деревни, подневольный труд
крестьян, подпольная деятельность боль-
шевика Кузмича, поднимающего крестьян
на восстание, партизанский лагерь, яркие
примеры самоотверженной борьбы Тараса,
Авгиньи, геройская гибель Андрея на бое-
вом посту и восторженная встреча Kpac-
ной Армии, несущей мир и радостную
жизнь белорусскому народу.
	Острсту и напряженность Сспектахлю
	придают вплетающиеся в него лиричесвие
мотивы Андрея и Авгиньи, находящих
свое счастье в совместной борьбе с общин:
ми врагами — польскими панами,
	Молодой, талантливый композитор лишь
начинает свою творческую деятельность.
Его первая опера, отмеченная большими
достоинствами — искренностью, народ-
ностью, мелодичностью, несомненно пред-
ставляет значительное достижение бело-
	русского искусства.
Богатый источник народно-песенного
	творчества помог композитору найти про-
стые, безыскусственные средства музы-
кального выражения. Мелодичность, напев-
ность — основные достоинства музыки
Богатырева. Многие арии, речитативы под-
купают искренним лиризмом и непосред-
отвенностью (например, ария Автиньи из
1-го акта, ария Андрея из 2-го акта). Ли-
рический колорит доминирует и окраши-
вает: музыку в теплые тона.

Однако временами этот колорит BCTY-
пает в противоречие с героико-драмати-
ческим содержанием оперы. Патетический
финал, взрыв народного негодования в1-м
акте и некоторые другие напряженные
эпизоды по убедительности их музыкаль-
	товарища Молотова о том, что Советский
Союз считает своей священной обязанно-
стью подать руку помощи своим зарубеж
ным братьям, все мы, артисты, живем
одним чувством — великой гордостью за
несокрушимую мощь советской родины, ва.
мудрое и гуманное советское правитель-
ство.

Всем сердцем мы разделяем тот энту:
зиазм, которым охвачен сейчас советекий
народ. Все эти дни мы с жадностью на»
брасываемся на газеты, вслушиваемся В
радиопередачи и ждем; когда же, наконец,
дойдет очередь до нас, работников ис-
кусств? Чем мы еможем помочь великому
освободительному „делу?

Иван Михайлович рассказывает, с каким
под’емом в театрах идет формирование
бригал, подготовляемых для пОобылки В
области, освобожденные от панского гнета,
как радостно блестят глаза у’ счастливцев,
включённых в состав бригад, и с какой
завистью — хорошей завистью! — глядят
на них товарищи, в бригады не вклю-
ченные.

— Сейчас, выступая на этом концерте, —
товорит т. Москвин, обращаясь к своим
радиослушателям, — мы ‘вас не видим,
но мы чувствуем, как вы переживаете
праздник второго рождения, наступления
нового счастья. Пусть же радиоволны до-
несут до вас не только наше искусство,
но и наше волнение и беспредельную ‘ра-
дость от первого общения с вами.

В радиоконцерте выступили виднейшие
мастера советского искусства — народные
артисты СССР И. М. Москвин, исполвив-
зпий вместе © заслуженным артистом
РСФСР В. А. Вербицким «Влоумышлен-
ника» Чехова, К. Г. Держинская (она спе-
ла народные белорусские песни), А. С.
Пирогов и Б. В. Щукин (вместе с арти-
стами театра им. Вахтангова он исполнил
сцену из «Егора Булычева»).

под’емом играли лауреаты междуна-
родных конкурсов Эмиль Гиуельс и Да-
вид Ойстрах. я

В концерте выступили также заслужен-
ные артисты РОФСР В. А. Давыдова, Г. В.
Жуковская, С. Я. Лемешев, Любовь Орло-
ва, Ирма Яунзем и В. Я. Хенкин.

Симфонический оркестр Всесоюзного

радиокомитета пол руководством проф.
Н. С. Голованова исполнил «Песню о ро-

дине› Дунаевского и «Ворошиловский
марш» Ипполитова-Иванова.

Отдельные участники концерта перед
своими художественными выступлениями
обратились к трудящимся Западной Укра-
ины и Западной Белоруссии с трогатель-
ными приветствиями.

В. Я. Хенкин рассказал, как в нашей
веселой, радостной и счастливой стране
умеют смеяться. .

Давид Ойстрах поделился своими впе-
чатлениями от посещений Вильно. На
всей жизни Западной Белоруссии лежала
печать классового и национального угне-
тения. Там были обречены на голод не
только рабочие и крестьяне, но и значи-
тельная часть интеллигенции. Искусство,
	—————e ОР РА ры

которое еще несколько дней назад при- Переименовав Западную Украину В
надлежало лишь небольшой кучке людей, «Малую Польшу», насадив там CBOHX
становится сейчас достоянием  всего  «осадников» и уставовив для коренного
нарола. украинского `населения режим нищеты,
. А. КУТ бесправия и террора, польское правитель-

ство ликвидировало и все очаги украин-

we TEN Wwe wit
	ской культуры, в том числе и украинский
театр. Национального театра Западная Ук-
раина в течение двадцати лет польского
владычества фактически не имела и не
внала. Театр этот, возникший в годы
австрийского владычества над Западной
Украиной, организационно немощный и
творчески очень слабый, был разрушен
польскими панами в более откровенной и
более циничной форме продолжавшими TO
дело угнетения украинской культуры, ко-
торое они здесь начали © 1861—66 rr.
	Ограничения, установленные поляками для
украинского народа, были такого pola,
что его национальная Культура на деле
была поставлена в условия самого невы-

носимото прозябания.
	Национальный театр Западной Украи-
ны был основан в 1864 году товарище-
ством «Русская беседа» на средотва, CO
бранные срели украинского населения В
размере 1.345 › гульденов 61 крейцера
(около 1200 руб.). В самой Галиции тотда
не нашлось подходящего лица, способного
возглавить театр, и поэтому его организа
тором и руководителем был приглашен
житомирский антрепренер польско-украин-
ской труппы 0. Бачинский, а труппу со-
ставили дилетанты — ученики AbBOBCROM
«академии» и местные любительницы. Не
было и оригинальной пьесы для открытия
	театра, ее заменила инсценировка повести
Квитки-Основьяненко «Маруся». 29 мая
	Вчера из Московского телевизионного
центра передавался второй радиоконцерт,
организованный для трудящихся Западной
Украины и Западной Белоруссии Всесо-
юзным радиокомитетом. С приветствием
выступил народный артист Р проф.
А. В. Александров. :

Краснознаменный ансамбль красноармей-
ской песни и пляски Союза ССР исполнил
песни о товарище Сталине, © первом мар-
mage Советского Союза товарище Вороши-
	лове, а также белорусские, украинские и
русские народные песни и пляски.

Солист Всесоюзного радиокомитета 98-
хяров исполнил песню Коваля «Песня 0
западных братьях», посвященную трудя-
шимся Западной Белоруссии и Западной
Украины и бойцам нашей славной Крао-
ной Армии.

Государственный симфонический оркестр
Союза ССР под управлением заслуженно-
то артиста РОФСР А. Гаука исполнил
	“7 ON

увертюру к опере «Руслан и Шюдмила».

В ралиоконцерте р также участие
нони antucr PCOCP H. C. Xauaes,
	заслуженные артисты РСФСР В. Я. Зла-
тогорова А. И. Батурин, Д. Н. Орлов,
лауреаты всесоюзных и международных
конкурсов Яков Флиер и Лиза Гилельс,

mah.
	Зи Е ЕС}

хор русской народной песни под управ»
зием  Копосова, Государственный Джаз
	Ри др.
	ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ
БОЛЬШОГО ТЕАТРА
	Для улучшения работы по созданию новых
оперных и балетных произведений, привлече»
ния к этому делу новых творческих кадров
и оказания им всесторонней помощи Комитет
по делам искусств при СНК СООР вынее ре»
шение об организации Творческой мастерокой
советской оперы и балета при Большом 1h
атре Союза ССР.

Заведующим Творческой мастерской Боль»
шого театра назначен т, В. К. Владимиров
художественным руководителем ее — т, 0, А,
Самосуд.
	после первого и единственного представ=
ления напуганный директор поторопился
порвать контракт.
	На кого мог опереться театр Западной
Украины? Украинская буржуазия очень
легко находила общий язык с польскими
панами, ‚, Государство якобы  соблюдало
«нейтралитет», однйко явно  благоприят”
ный для поляков. Напиональная трудовая
интеллигенция была немногочисленна 4%
кроме того бессильна и бедна. А народу
театр был «не по карману». Так буржуаз*
ная «свобода» и на малом примере обна“
руживает свое подлинное лицо. Польским
панам, получившим в 1918 году не только
фактическую, но и государственную власть
нал украинским наролом. уже не трудно
	‘было окончательно локанать украинский
	театр. Покойный М. Садовский, известный
не только как вылающийся актер, но и
	как рьяный петлюровский деятель, бежал
в 1920 тоду в польскую Западную YEP}
ину в надежде найти там «землю 009т@
ванную». Но даже этот былой эмигрант
по его собственному признанию, увидел
там «жалкое существование» и беспощад“
ное угнетение украинской культуры, В
1925 тоду., убедившись ‚в ужасающем 10
ложеёнии украинского народа под власть
	‘Польши и варварском преследовании 619
	культуры, Садовский вернулбя в (0861
скую Украину,
	Линть теперь в освобожденной братским
советским народом: Западной Украине раб
цветет национальный театр, как он дав“
но Уже расцвел у нас, в Советской УЕ
раине. Стоит только’ назвать имена Ta
	лантливых сынов западной Укранны —
заслуженного артиста республики М. М.
Крушельницкого, мастерством  КОТорога
совсем недавно восторгалась Москва, и 88°
служенного артиста А Бучму, чтобы пб
нять, какими замечательными дарования’
ми богат освобожденный край. Теперь неда“
лек тот час, когда свободный -актер 680
бодного театра продемонстрирует там на
своей родной сцене и перед всем миром,
какое богатство, какиё таланты,  Какив
мошные творческие силы были скованы
	чужеземным игом.

И. КРУТИ
	По городам и селам Западной Белоруссия,
	На снимке: вблизи г. Вильно, Командир
Красной Армии раздает населению cBe-
жие номера газеты «Правда»
	Театр Западной Украины
	Радостью и ликованием встречает нарол
Западной Украины своих освободителей.
Победный марш Красной Армии принес
в подневольный, истерзанный и окровав-
ленный панскими «пацификациями» край
радость свободы, зарю счастливой жизни.
Й вместе с Красной Армией, вслед 38
ней в Западную Украину пришли и слав-
ные бойцы советского искусства — Haid
актеры, певцы, музыканты, ансамбли пе-
сен, пришли лучшие советские кинокар-
тины. С исключительным энтузиазмом
встречают. трудящиеся советских  масте-
ров. x
	1864 тода театр дал свой первый спек-
такль В издававшемся в Москве извест-
	ным театральным критиком Баженовым.
	журнале «Антракт» мы находим любопыт-
ные известия 0б этом театре, спектакли
которого в Перемышле посетил некий И. Ж.
Во время сбора средств на организацию
театра, — рассказывает И. Ж. («Антракт»,
1866 г. № 39), — «даже мужики, бедней-
ие мужики на свете, уделяли свои крей-
перы на народное дело», Труппа состоя-
ла из 14 актеров и 5 человек вспомога-
тельного персонала. Артисты получали
весьма скромное содержание — от 50 до
25 гульденов в месяц. Театр, товорит Ha-
блюдатель «пользуется большим  сочув-
ствием народа» и только «поляки и поль-
ская партия ненавидят его от глубины ду-
ши». Речь идет, ковечно, о власть иму-
щих поляках, которые уже тогла приняли
ряд мер к удушению ненавистного «рус-
ского» театра. «В переездах, — жалова-
лись артисты, — дирекция должна‘ пла-
тить втридорога, актерам не предостав-
ляли крова — не пускали в польские до-
ма, владельцы типографий отказывались
печатать афиши театра, а расклеенные
афиши замазывались грязью, & то и тем,
что неудобно называть в печати...»
	Пятьдесят лет просуществовал этот те-
атр. Накануне империалистической войны,
31 мая 1914 года, он дал в Стрые свой
юбилейный спектакль, которому суждено
было стать чуть ли не последним его
спектаклем. Не имея постоянного приста-
нища, беспрерывно переезжая с места на
место, располагая ничтожным бюджетом
даже после мизерной субсидии, выдавав-
шейся ему с 1870 года, травимый и пре-
следуемый театр так и не вырос в сколь-
ко-нибудь значительное явление искусства,
несмотря на то, что в труппе были та-
лантливые и преданные деятели. искус-
ства, Основоположник Украинского театра
в России, известный М. Л. Кропивницкий,
приехавший в 1875 году на тастроли в
этот театр, был потрясен его нищетой и
убожеством, а Кропивницкий-то хорошо
	5 парней... В Тарнополе и Черновицах
были приличные театральные залы, что же
касается таких городов, как Кицмань, До-
рогобуж, Снятин, Залищики и др., то там
представления давались в конюшнях... От-
городят половину конюшни, повесят де-
корации, посыпят песочком... С одной сто-
роны за перегородкой кони ржут, а 6
другой артисты поют». «Репертуар... был
очень неинтересен, и мне в нем нечего
было делать», — горестно констатирует
знаменитый актер. И действительно, До
90-х годов, когда Ив. Франко создал такие
выдающиеся пьесы, как «Украдене щастя»
и «Учитель», драматургия Эападной Укра-
ины стояла на весьма низком уровне, и
актеры сами вынуждены были в большин-
стве случаев переводить и переделывать
польские пьесы, французские водевили И
венские оперетты.

С Замото основания театра его организа-
торы были озабочены отсутствием репер:
туара и поэтому ввели в практику кон-
курсы на национальные драматургические
произведения. Но результаты этих кон-
курсов были весьма ничтожны, несмотря
на то, что, по словам Ив Франко. с их
об’явлением «как бы повеял свежий ве-
тер в душной атмосфере тогдашней лите-
ратуры». В 1865 тоду первая премия B
100 гульденов была присуждена пьесе Гу:
шалевича «ГИдгоряни» (муз. Вербицкого),
и пьеса эта так и осталась на долгие го-
ды лучшей пьесой оригинального репер-
туара театра Запалной Украины.
	Столь же неблагополучно обстояло дело
и с актерским мастерством. «Этот театр,—
писал в 1900 г. Ив. Франко, — не имеет
ни одного такого артиста и ни одной акт-
рисы, которые могли бы сравняться ©
перворазрядными артистами в украинских
труппах» (в русской Украине). «Нашим
артистам, — писал дальше Франко —
часто мало талантливым и мало интелли-
тентным, никогда не научиться играть на-
родные роли. Редко кто-либо из них умеет
подсмотреть что-либо в народной жизни
собственными глазами». Такого же мнения
	ведь знал, что означает национальное   был и Вропивницкий, свидетельствующий,   но не писала. Городские театры украин-
бесправие! «Костюмы убогие, декорации’ что в этом театре «за кулисами царила   ской труппе в наем не сдавались, a KO-
нелепые. — пишет он о Галицком театре   польская речь» и что «артисткам роли п6-  гда директор львовского театра в 1905 в.
	попробовал нарушить «традицию», газета
«Слово польске» подняла такой лай, что
	в своих воспоминаниях. — ‘ркестр Из] реписывали латинскими литерами?
щести музыкантов, хор из 4 девушек и  их незнания украинской грамоты.